Профессиональные компетенции юриста: Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста

Компетенции «идеального юриста»

Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

Компетенция «идеального юриста» – это неофициальный критерий владения и применения юристом знаний, умений, навыков. Он направлен, скорее, на личностные качества специалиста, и может послужить стандартом соответствия характера и компетенций соискателя при поиске работы.

 Так, в компетенцию «идеального юриста» обязательно должны входить те компетенции, которые установлены Стандартом образования бакалавра для выпускника вуза и исполнение тех правил, что установлены в кодексах профессиональной этики. Сообществом юристов могут быть сформулированы, даже на неофициальном уровне, стандарты выполнения определенных работ: например, «мягкое право» , действующее на международном уровне. А требования практики – это, что называется, то как «делают все» в данной ситуации. Это само по себе категорически не может быть мерилом, но при отсутствии остальных стандартов хотя бы говорит о знании такой практики.

Компетенции юриста уже приведены в нормативно-правовом акте – Стандарте образования бакалавра и разделены в нем на общекультурные и профессиональные компетенции.

Эти компетенции в Стандарте образования бакалавра выражены тезисно и недостаточно содержательно, в то же время это и невозможно в нормативном документе с учетом огромного количества компетенций, которыми должен владеть юрист даже на узком участке работе. Поэтому благо, что компетенции уже прописаны и это позволяет сориентироваться «внутри профессии» в каких направлениях проводить сертификацию.

Лицо, не способное осуществлять указанные задачи, не должно получить диплом бакалавра, и контроль за этим ложится на юридические вузы и факультеты. Соответственно и диплом о высшем юридическом образовании должен стать со временем более весомым доказательством профессионализма

.Однако пока показатель качества образования на юридических факультетах многих вузов страдает,  а целью некоторых образовательных учреждений является исключительно прибыль, говорить о том, что диплом – гарантия профессионализма невозможно. Сейчас диплом бакалавра можно считать определенным показателем знаний, только если юрист окончил ведущий вуз, который котируется в профессиональном сообществе.

Кроме этого, с 1 июля 2016 года стали применяться профессиональные стандарты, под которыми понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст.195.1 Трудового кодекса РФ). Для работодателей применение профстандартов обязательно в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. Ранее такой стандарт был утвержден только для

профессии следователя, теперь он существует и для других юридических профессий.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

Это может быть интересно:

Качества, требуемые руководителями юридических служб

Профессионализм юриста

Для чего нужна оценка профессионализма юриста

Сертификация и лицензирование

Стандарт оказания юридических услуг

«Мягкое право»

Монополия адвокатов

Требования к следователям и дознавателям при трудоустройстве

Требования к нотариусам

Требования к прокурору при трудоустройстве

Требования к судьям

Требования к юристам компаний при трудоустройстве

Требования к юристу при трудоустройстве в юридическую фирму

Структура компетенций юриста.

КОМПЕТЕНЦИЯ – это сложная социально-дидактическая личностная структура, основанная на ценностных ориентациях, знаниях, опыте, приобретенных личностью как в процессе обучения, так вне его и выражается в степени проявления личностью полученных знаний, умений и способностей в разных ситуациях для решения профессиональных и социально-значимых задач. Освоение образовательных программ по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» должно обеспечить формирование следующих грyпп компетенций: 1. академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться; 2. социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; 3. профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Требования к академическим компетенциям специалиста. Специалист должен: Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками Уметь работать самостоятельно. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать  креативностью). Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.  Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Требования к социально-личностным компетенциям специалиста. Специалист должен: Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Владеть навыками здоровьесбережения. Быть способным к критике и самокритике. Уметь работать в команде.  Выполнять требования правовых актов в профессиональной и других сферах своей жизнедеятельности. Соблюдать правила профессиональной этики. Т
ребования к профессиональным компетенциям специалиста.
Специалист должен быть способен: Судебная деятельность (Защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы. Осуществлять судебное разбирательство. Разрешать вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства. Выносить судебные решения, приговоры, определения и постановления. Осуществлять организационное обеспечение деятельности  суда.) Прокурорская деятельность (Осуществлять надзор за исполнением законодательства. Осуществлять надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Осуществлять надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Осуществлять надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Осуществлять надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Поддерживать государственное обвинение в суде. Координировать правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Выносить акты прокурорского реагирования за нарушения законодательства.)
Следственная деятельность (
Защищать права и свободы личности, интересы общества путем быстрого и полного расследования преступлений. Собирать, проверять и оценивать доказательства, необходимые для всестороннего полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.  Возбуждать уголовные дела. Осуществлять следственные действия. Привлекать лицо в качестве обвиняемого. Принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. Применять меры уголовно-процессуального принуждения. Организовывать    проведение    необходимых    оперативно-розыскных    и    уголовно процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждать и пресекать преступления.)
Адвокатская деятельность (
Давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам. Составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера. Представлять интересы клиентов в судах. Участвовать в досудебном производстве и суде по уголовным делам в качестве защитника, а также представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.  Участвовать в административном   процеcce  в качестве  защитника,  представителя потерпевшего, иных физических или юридических лиц. Проводить правовую оценку документов и деятельности. Вести правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности. Осуществлять разбирательство дел в третейском суде, выносить решения.
Юрисконсультская деятельность (
Организовывать правовое обеспечение работы государственного органа, предприятия, организации, учреждения. Обеспечить законность в деятельности государственного органа, предприятия, организации, учреждения. Использовать правовые средства для соблюдения договорной и трудовой дисциплины, улучшения экономических показателей работы государственного органа, предприятия, организации, учреждения. Защищать   имущественные   права  и  законные   интересы   государственного  органа, предприятия, организации, учреждения. Обеспечивать соответствие действующему законодательству издаваемых  локальных  нормативных правовых актов. Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде. Вести правовую и претензионно-исковую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности государственного органа, предприятия, организации, учреждения. Консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности государственного органа, предприятия, организации, учреждения.)
Нотариальная деятельность (
Удостоверять сделки (договоры, завещания, доверенности и др.). Принимать меры по охране наследства и управлению им. Выдавать свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака. Свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, верность перевода документов с одного языка на другой, подлинность подписи на документах. Удостоверять факты, имеющие юридическое значение. Передавать заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам. Принимать в депозит деньги и ценные бумаги. Совершать исполнительные надписи, протесты векселей. Предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков. Принимать на хранение документы.) Риэлтерская деятельность (
Осуществлять консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости. Осуществлять подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости. Представлять информацию о спросе и предложении на объекты недвижимости. Организовывать и проводить согласования условий предстоящей сделки. Помогать в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.) Аудиторская деятельность (аудит) (Проверять достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга. Проверять правильность отражения операций по счетам бухгалтерского учета. Проверять целевое использование кредитов и инвестиций, формирование уставного фонда, происхождение денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд, финансовое состояние инвестора (инициатора инвестпроекта), эмитента ценных бумаг, достоверность налоговой декларации (расчета), состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса, стоимость основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица, иных показателей финансовой (хозяйственной) деятельности аудируемых лиц. Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Производить оценку стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества. Оказывать помощь в постановке, восстановлении, ведении бухгалтерского и (или) налогового учета, составлении деклараций о доходах и имуществе. Осуществлять анализ финансовой (хозяйственной) деятельности. Консультировать по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проводить управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций. Обеспечивать информационное обслуживание, а также автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий. Проводить оценку предпринимательских рисков. Разрабатывать и анализировать инвестиционные проекты, составлять бизнес-планы. Проводить маркетинговые исследования.) Организационно-управленческая деятельность (Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей. Организовывать экономические процессы, разрабатывать стратегии поведения экономических субъектов, рынков, национальной экономики и мирового хозяйства. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей. Анализировать и оценивать собранные данные. Вести переговоры с другими заинтересованными участниками. Готовить доклады, материалы к презентациям. Пользования глобальными информационными ресурсами. Владеть современными средствами телекоммуникаций.) Образовательная деятельность в области права (Преподавать юридические и экономические дисциплины на современном научно-теоретическом и методическом уровнях в учреждениях общего среднего и среднего специального образования. Осуществлять правовое и экономическое просвещение.) Инновационная деятельность (Реализовывать инновации в профессиональной деятельности.)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности

Лепшокова М.А
Лепшокова Марина Аликовна / Lepshokova Marina Alikovna — факультет теории и методики профессионального образования, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

Аннотация: статья раскрывает достаточно актуальную проблему в современном образовании, которая обуславливается недостаточной правовой подготовкой студентов-юристов, неправильное понимание ими понятия «гражданственности».

Ключевые слова: правовое обучение, гражданственность, закон, нравственность.                   

Keywords: legal education, citizenship, law, morality.

В современных условиях, формирование общекультурной компетентности студентов приобретает особую актуальность, так как в настоящее время компетенция и компетентность становятся основными критериями для современного подхода к образованию, потому что общество требует подготовки грамотных специалистов своей профессии.

В широком смысле слова под компетенцией понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены посредством обучения, основанное на самостоятельном участии личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

По мнению многих исследователей, компетентность − это способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности.

Например, А.В. Хуторской дает следующие определения компетентности:

1. компетентность − уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере;

2. компетентность − владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, одним из важных вопросов в проблеме компетентности является определение и измерение уровня общекультурной компетентности студентов, будущих юристов, так как от этого зависит степень формирования гражданственности.

Считается, что формирование гражданственности в учебных заведениях является одной из наиболее сложных сфер, так как в ней формируются как определенные идеалы и принципы, так и становление необходимых личностных качеств студентов, которые осуществляются посредством гражданского воспитания, что определяется необходимостью развития общекультурных компетенций.

Под общекультурной компетенцией понимается стремление к развитию своих познаний в сфере культуры и науки, а так же способность повышать свой профессиональный уровень и определять основные цели и методы своей профессиональной деятельности. Общекультурные компетенции студентов должны решаться комплексно как общей системой образования, так и в рамках конкретного учебного заведения.

Для будущих юристов рост интеллектуального и общекультурного уровня позволяет значительно повысить степень их профессионализма, способности находить компромисс и умение работать с аудиторией, владеть определенным набором знаний и умений.

Компетентность будущих юристов во многом зависит от уровня профессионального образования, которое должно быть направлено на теоретическую подготовку для профессионального осуществления своей деятельности.

 Таким образом, для формирования гражданственности будущих юристов посредством развития у них общекультурных компетенций необходим комплексный подход, который должен включать:

1.Развитие индивидуальных способностей студентов;

2.Формирование нравственных ценностей;

3.Усвоение знаний по юриспруденции.

Для развития индивидуальных способностей студентов необходим профессиональный подход преподавателей, которые должны найти наиболее оптимальные методы преподавания, направленные на формирование общекультурных компетенций.

Формирование нравственных ценностей является одной из важнейших задач воспитания. Нравственные ценности определяют человечность, гуманизм студентов, без которых формирование гражданственности невозможно, а эти качества особенно важны для будущих юристов.

И, наконец, для формирования гражданственности будущих юристов необходимым условием является усвоение знаний по специальности и способность применять на практике свои знания и умения, то есть студенты должны осознавать значимость своей будущей профессии, владеть культурой мышления, необходимой информацией и способностью использовать основные положения при решении социальных и профессиональных задач.

Еще одним важным моментом является то, что формирование гражданственности должно проходить наряду с социальным воспитанием и социальным развитием личности.

Главная цель социального воспитания и социального развития в формировании студента, готового к выполнению профессиональных и общественных функций личности и гражданина.

Результатом этого процесса является обретение студентами общекультурных и гражданских компетенций соответствующих требованиям общества: это их желание и способность анализировать социально значимые проблемы; соблюдение Конституции и законов Российской Федерации; уважительное отношение к культурным традициям, готовность проявлять толерантность; готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде и др.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование гражданственности будущих юристов невозможно без усвоения ими общекультурных компетенций, таких как:

Уважение к праву и закону;

Способность грамотно исполнять свои профессиональные обязанности;

Знать и соблюдать этические принципы юриста;

Проявлять нетерпимое отношение к несправедливости;

Соблюдение норм права;

Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.

В приведенных общекультурных компетенциях подчеркиваются следующие характеристики:

1. максимальное использование способностей, для осуществления профессиональной деятельности;

2. овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности;

3. сотрудничество с коллегами;

4. грамотное сочетание знаний оптимальных для выполнения профессиональной трудовой деятельности;

5. практическая направленность своей деятельности;

Все перечисленные общекультурные компетенции можно с полным основанием отнести и к гражданским компетенциям. Исходя из вышесказанного можно с полной уверенностью указать на то, что основным условием формирования гражданственности будущих юристов является грамотно построенный педагогический процесс, в ходе которого определяются общекультурные компетенции.

Безусловно, компетентностный подход является одним из основных критериев для формирования гражданственности. В данном случае можно сделать следующие важные выводы:

1.Формирование гражданственности студентов не может быть без опоры на общекультурную компетентность.

2.Развитие общекультрного компетентностного подхода не может осуществляться без обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию;

3. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов — будущих юристов способствуют как педагогические условия обучения, так и самоподготовка;

4.Общекультурная компетентность студента является важной личностной и профессиональной характеристикой, несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса.

Литература

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. №5, 2003. с. 34-42.
  2. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. [Текст] / И. А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций».  М., 2005. с. 10-19.
  3.  Мудрик А.В. Введние в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. Пенза: ИПК и ПРО,1994 174с.
  4. Современный словарь по общественным наукам [Текст] М.: ЭКСМО, 2007-526.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (Дата обращения: 28.08.2014).
  6. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2007.  636 с.

Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии и уровни проявления

Коммуникативная компетентность юриста рассматривается нами как системное образование, характеризующееся целостностью, представленное сложной структурой и отношениями компонентов, функционирующих на разных уровнях организации, находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой, детерминированных множественными факторами и условиями, отражающих динамику его развития. Это подчеркивает приоритеты системного подхода к обнаружению структурного каркаса коммуникативной компетентности юриста.

Коммуникативная компетентность юриста в исследовании предстает как совокупность профессионально обусловленных и личностно значимых ценностей, знаний, умений и качеств личности юриста, обеспечивающих эффективное профессиональное общение, овладение высшим уровнем профессиональной деятельности и наиболее полную самореализацию в ней.

Несмотря на педагогические (А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) и психологические (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, А.Р. Фонарев и др.) исследования, в гуманитарных науках не существует как однозначного понимания, так и общепринятого толкования самого понятия «коммуникативная компетентность», в том числе юриста. Отсутствует целостное представление относительно его структуры и содержания. В то же время необходимость разработки моделей, программ и технологий формирования профессиональных компетентностей и компетенций, диктуемая актуальными задачами современного высшего профессионального образования, требует дальнейшего уточнения содержания данной категории и раскрытия смысловых характеристик, в частности, в контексте психолого-педагогического осмысления. Высоки и образовательные потребности специалистов в области юриспруденции во владении конкретными ориентирами, показателями профессионального совершенства  в сфере общения с его различными участниками.

Специфика профессиональной деятельности юриста проявляется в реализации им нормативно-правовой (производственно-технической) и психолого-педагогической подсистем деятельности, формирование готовности к реализации которых все еще ограничено возможностями вуза – отсутствием системной организации должной психолого-педагогической подготовки.  В первую очередь, это касается  компонента психолого-педагогической компетентности в структуре профессиональной деятельности юриста, одной из которых, как мы полагаем, выступает компетентность юриста в области профессионального общения с его различными участниками.

Научный поиск позволил представить различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности специалиста. Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему профессиональных умений специалиста (В.А. Сластенин др.), другой – с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности специалиста в сферах управленческой деятельности; самостоятельной образовательной деятельности; специальной деятельности; научной деятельности; просветительской деятельности и др. М.А. Петухов). Как видно, в совокупности они составляют теоретическую и практическую готовность специалиста, отраженную также в квалификационной характеристике юриста [1].

С учетом анализа научных исследований в педагогике (Ю.А. Лобейко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин) и профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов и др.), в юридической психологии и педагогике, в психологии труда и профессионального развития (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Толочек), психологии профессионализма (А.К. Маркова, С.В. Семененко) и проведенного эмпирического исследования было уточнено содержание понятия «коммуникативная компетентность юриста» и раскрыты его ведущие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой совокупность устойчивых мотивов, направляющих и регулирующих профессиональное общение юриста, обусловленной ими направленности личности на достижение высоких результатов в общении с его различными участниками. Анализ этого компонента дает основание для включения в него таких составляющих как: профессиональные и смысложизненные ценности, идеалы, менталитет профессии; понимание миссии, предназначения профессии юриста; наличие не только внешних мотивов  – интерес к заработку, но и внутренних – стремление к самореализации. Содержательно-операциональный компонент – по данным проведенного анализа включает:

–  систему знаний о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике) процесса общения юриста с различными участниками профессионального взаимодействия;

–  систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения – устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов; способность демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения.

Важнейшая функция в данном компоненте проявляется в целереализации юристом знаний и умений эффективного общения в профессии.

Эмоционально-волевой – третий компонент, выделенный в структуре коммуникативной компетентности юриста, предполагает сформированность у юриста совокупности качеств, обеспечивающих продуктивное общение с различными участниками взаимодействия: эмпатию, субъектность, адекватную самооценку, гражданственность, ответственность и др.

Рефлексивно-оценочный компонент в структуре коммуникативной компетентности юриста включает умения осознавать и осмысливать собственные действия, в том числе в сфере профессионального общения.

К критериям и показателям коммуникативной компетентности юриста можно сформулировать следующие основные требования: раскрываемость критериев через совокупность показателей и уровней их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей, достаточность для корректного фиксирования качественной определенности состояния коммуникативной компетентности юриста; отражение в критериях и показателях динамики развития составляющих коммуникативной компетентности юриста.

 Проведенные эмпирические исследования [2007-2008г., N=105], сотрудничество с юристами правоохранительной сферы дали возможность представить критерии коммуникативной компетентности юриста: 1) критерий профессионально-коммуникативных ценностей и мотивов; 2) критерий теоретической и практической готовности к реализации коммуникативной компетентности; 3) критерий сформированности профессионально важных качеств.

В качестве основы для непосредственного определения уровней коммуникативной компетентности юриста выделены следующие показатели: ценности профессионального общения, гуманная позиция, стремление к самореализации, способность устанавливать контакты, понимать внутренний мир другого, владение вербальными и невербальными средствами общения, коммуникативная гибкость, эмпатийность, субъектность, гражданственность, ответственность, рефлексивность и способность корректировать процесс общения с различными участниками.

В педагогике широко используется уровневый подход, популярный во  всем мире (Б. Блум, Н.М. Зверева, М.В. Кларин, В.П. Симонов и др.). Авторы считают, что его применение расширяет возможности использования термина «усвоение», поскольку позволяет употреблять этот термин в более узком понимании. Для этого вводятся некие промежуточные ступени – уровни усвоения, овладения.

На основе принятых критериев развивается идея уровней коммуникативной компетентности юриста, содержательная сторона которых определялась не только по степени сформированности компонентов и критериев их проявления в специально созданных ситуациях профессиональной деятельности и общения, но и с учетом объединяющего их основания, соединившего различные уровни коммуникативной компетентности юриста в единую структуру – постепенного усложнения профессиональной деятельности, проявляющегося как в росте сложности профессиональных задач, так и в повышении роли личности профессионала в их решении, а также в одновременном расширении и варьировании сфер деятельности юриста. Такой подход и понимание коммуникативной компетентности юриста позволяет преодолеть чрезмерное сужение поля анализа и увидеть в формировании коммуникативной компетентности юриста новые возможности личностной самореализации через «экспансию личности» в профессиональной сфере, а также в еще более широком масштабе (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Учитывался также запрос профессионального сообщества на разработку уровней коммуникативной компетентности юриста, отвечающих определенным требованиям [2].

Согласно теории уровневого подхода, структурные компоненты коммуникативной компетентности отражаются уникальностью построения и уровнем развития, в которых и заложены возможности и механизмы перехода с одного уровня на другой (А.А. Деркач), который происходит по пути «усложнения развития элементов и всей структуры» и одновременного совершенствования, как элементов, так и структуры (Ю.А. Конаржевский). Экспериментальные исследования подтвердили, что выявленные в исследовании уровни коммуникативной компетентности юриста – репродуктивный, рационализирующий, технологический и творческий – тесно взаимосвязаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, конкретизирует динамику совершенствования основных характеристик компонентов структуры коммуникативной компетентности, когда каждый компонент проходит свой путь развития от возникновения через становление и зрелость к преобразованию, отражая усложнение уровня проявления коммуникативной компетентности юриста. Это проявляется в его динамике от диффузности, разрозненности компонентов и их структуры, через упорядочение, поиск и обнаружение согласованности, систематизацию к целостности и творческому самоосуществлению [3]. 

Системное представление о коммуникативной компетентности юриста, обоснование ее компонентов, критериев, показателей и уровней явилось необходимой предпосылкой для выявления психолого-педагогических условий и разработки модели формирования коммуникативной компетентности студента – будущего юриста в ходе обучения в вузе.

 

Список литературы:

1. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

2.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., 1989. – 167 с.

3.Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

 

 

Глава 2. Значение приобретенных профессиональных компетенций в работе юриста

§ 1. Общие компетенции

Понимание сущности и социальной значимости профессии юриста очень важно для профессиональной деятельности. Юристу необходимо понимать, то, что он является связующим звеном между законом и общественными отношениями. Он воссоедините эти два звена, и ставит общественные отношения в рамки закона, тем самым охраняя законные интересы граждан. Также юрист обязан проявлять устойчивый интерес к своей профессии, ведь стабильность залог успеха для профессиональной деятельности. Ведь любой профессионал стремится посвятить жизнь своему делу и отдаться ему с головой. Ведь именно это качество делает из обычного человека с дипломом профессионала.

Настоящий профессионал должен быть многогранным специалистом и подходить к проблеме комплексно оценивая ее со всех сторон. Для меня оптимален вариант изучения поставленной задачи посредству изучения законодательства и изучения вопроса комплексно.

Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственностью является одной из компетенций юриста. В любой ситуации он должен отдавать отчет своим действиям и оценивать последствия принятия решений. Для избежание профессиональных ошибок юрист должен изначально видеть будущую картину, это качество делает юриста успешным и востребованным.

Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональной деятельности также необходимая компетенция, так как, кто владеет информацией владеет миром. Но важно уметь пользовать информацией правильно и использовать информационные ресурсы на максимум. Ведь на сегодняшний день существует изобилие информационных ресурсов для юристов.

Использование информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности является обязательным принципом в работе юриста, благодаря информационно – коммуникативным технологиям, происходит работа юриста и во многом она упрощает и делает работу удобней так для юриста так и для его клиента.

Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством и потребителями добавляет юристу больше возможностей. Данное общение предоставляет, возможность познакомится с людьми, которые в будущем могут быть полезны. Также иметь связи это престижно и удобно во всех отношениях.

Принятие на себя ответственность за работу членов команды, результата выполнения заданий данная компетенция необходима в первую очередь для будущих руководителей. Умение нести ответственность за подчинённых это важна обязанность для крупных руководителей.

Самостоятельное определение задач профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации является очень важным критерием работы юриста, так как законодательству постоянство в нашей стране не свойственно. И для того чтобы быть всегда востребованным необходимо самообразовываться и расти.

Ориентация в условиях постоянного изменения правовой базы позволяет юристу быть всегда в курсе всех нововведений и избежать ошибок в деятельности. Данная компетенция особенно актуально в нашей стране.

Соблюдение делового этикета, культуры, психологических основ общения и норм правил поведения необходимо не только для юриста, но и для любого члена общества. Продуктивное общение и работа возможна лишь при условии соблюдения данного критерия.

Проявления нетерпимости к коррупции является для юриста важной компетенцией в работе, как он как никто другой является защитником закона.

Профессиональная деятельность юриста |

Когда я начал работать над этой легкой темой, я прочитал и просмотрел большое количество материалов, в которых заметил много нового и интересного о моей профессиональной деятельности и моральных последствиях этого для себя. На мой взгляд, деятельность юриста , зависит не только от его профессиональных знаний, но и от моральных принципов и взглядов специалиста в целом. Недостаточно знания закона, в этом случае специалист не профессионал, он не может оценить ситуацию.

Сначала хочу написать о юридической практике и ее признаках. Первый признак — масса. Сегодня профессия юриста достаточно популярна, но стоит вопрос этической и моральной стороны специалиста. Таким образом, хорошие специалисты смогут удовлетворить заказчика как с точки зрения закона, так и с точки зрения этики и морали. Он всегда найдет правильный подход к каждому клиенту и найдет компромисс в любой ситуации, а также сможет решить ее с юридической точки зрения.

Вторая особенность — элита. Юридической деятельностью занимаются не все, это может делать только человек с соответствующими навыками и знаниями. В Украине не так много квалифицированных юристов, поэтому профессия быстрее приобретает статус элитной.

Следующий знак — повышенная ответственность. Юрист должен обдумывать каждое свое решение или совет. Советы и решения, предлагаемые специалистом, часто влияют на судьбу, богатство и так далее.Ошибки в профессии юриста вызывают общественные угрозы, которые охраняются законом штата. Юристу нужно сообщить о своих ошибках. Лучше обратить внимание на сознательную деятельность, это создаст хорошо выполненную работу.

Четвертая характеристика — конфликт. В юридической деятельности часто бывает стык разных взглядов, например, истца и ответчика. В работе юриста можно заметить действительно конфликтные ситуации, и задача юриста — найти и предложить правильный компромисс для обеих сторон, но специалист должен делать это, сочетая юридические и моральные навыки.

Пятая особенность — интеллектуальная привлекательность. Каждая квалифицированная работа требует определенного уровня интеллекта. Однако в профессии юриста преобладает интеллектуальная активность. В конкретной ситуации, анализирует юрист, он использует интеллектуальное мышление, чтобы найти правильное решение.

Последняя особенность — коллективная работа. Некоторая работа юриста требует активности в группе людей. Многие решения принимаются не конкретным специалистом, а от имени власти государства или государства в целом.

Еще один фактор, который я хочу вам сказать, — это изучение правовой этики и ее влияние на формирование специалиста. Юридическая этика дает нам возможность объяснить ситуацию и найти решение определенной проблемы в реальной жизни. Также способствует морализации собственных профессиональных навыков, дает нам нравственное наполнение. Юридическую этику можно считать прикладной этикой, духовным оружием юриста, обеспечивающим честное и искреннее выполнение обязанностей, решение сложных юридических проблем наиболее удобным способом.

Падение нравственности в профессии юриста демонстрирует полезность юридической этики как одного из существенных факторов улучшения текущей ситуации, воспитания профессионалов нового поколения с учетом нравственности общества. Изучение правовой этики, на мой взгляд, очень важно и полезно для будущих юристов. Задача правовой этики — изучение моральных отклонений и недостатков в деятельности специалиста в области права.На мой взгляд, нам необходимо создать специальный этический кодекс, который бы сформировал обязанности и профессиональную ответственность юристов.

Особые элементы моральных действий — это мотив и намерение, которые тесно связаны с поведением, чувствами, опытом и так далее. Уверен, что у каждого человека есть свой мотив и намерение в совершенном поступке, которые можно отнести к категории моральных и аморальных. Основные мотивы поступка — убеждения. Моральные убеждения можно передать другому человеку, но в целом они формируются у каждого человека.И их формирование зависит, в первую очередь, от жизненного опыта, личных качеств и так далее.

Еще один интересный аспект — правовое регулирование деятельности юриста.

Официальные источники правовой этики можно взять из некоторых Законов Украины, Указов Президента, постановлений Кабинета Министров и других. Хотя законная деятельность адвоката закреплена в Конституции, адвокат не получает ответа о его моральных убеждениях.

Каждый юрист должен соответствовать моральным качествам, таким как:

• Прекрасное знание действующего законодательства.Без этого специалист не сможет законно и качественно реализовать свои навыки. Следовательно, необходимо иметь высшее юридическое образование.
• Умение правильно применять законы к конкретной ситуации.
• Наличие добрых и независимых намерений, глубокое желание жить и работать по действующему законодательству.

Поэтому для эффективного выполнения собственных профессиональных обязанностей необходимо гуманное и требовательное отношение к себе и другим людям, добросовестно и честно применяя действующее законодательство.

.

Правило 1.1. Компетентность.

Правило 1.1. Компетентность. Просмотр предыдущей страницы | Содержание | Перейти на следующую страницу


Правила профессионального поведения Содержание

Правило 1.1. Компетенция


а) юрист обеспечивает компетентное представительство перед клиентом.

(b) Юридическая компетентность требует как минимум:

(1) конкретные знания о полях права, в котором работает юрист;

(2) выполнение приемов практиковаться со знанием дела;

(3) определение областей за пределами компетентность юриста и привлечение внимания клиента к этим вопросам;

(4) правильная подготовка; и

(5) внимание к деталям и графикам, необходимым для обеспечения того, чтобы дело завершено без ущерба для интересов клиента.

(c) При обслуживании клиентов юрист должен в минимум:

(1) соберите достаточно фактов относительно проблема клиента от клиента и из других соответствующих источников;

(2) сформулировать поднятые существенные вопросы, определить применимое право и определить альтернативные правовые меры;

(3) разработать стратегию по согласованию с клиентом для решения правовые проблемы клиента; и

(4) предпринимать действия от имени клиента в своевременным и эффективным образом, включая, при необходимости, связь с другой юрист, обладающий навыками и знаниями, необходимыми для обеспечения грамотное представительство.


Комментарий комитета по этике

Нью-Гэмпшир Правило продолжает предыдущее Правило Нью-Гэмпшира, расширяя модельное правило до служат и ориентиром, и объективным стандартом. Стандартные стандарты юридических знаний, навыков, основательности и разумно необходимые приготовления отклоняются как слишком общие.

Комментарий ABA [8] (ранее — Комментарий [6]) требует, чтобы юрист был в курсе.. . преимущества и риски, связанные с соответствующей технологией ». Это широкое требование может быть истолковано как требующее большего количества времени и ресурсов, чем обычно доступно многим юристам. В реальности юрист должен быть в курсе легко определяемых выгод и рисков, связанных с применением технологий используется юристом, а также преимущества и риски технологий, которые используют юристы, находящиеся в аналогичном положении.

Комментарий ABA к Типовым правилам
ПРАВИЛО 1.1 КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Юридические знания и навык

[1] При определении использует ли юрист необходимые знания и навыки в конкретном имеет значение, соответствующие факторы включают относительную сложность и специализированный характер по делу, общий стаж юриста, подготовка юриста и опыт работы в рассматриваемой сфере, подготовка и обучение юриста в состоянии передать дело и возможно ли передать дело, или связываться или консультироваться с юристом с установленной компетенцией в области вопрос.Во многих случаях требуется владение общим практикующий. В некоторых случаях может потребоваться экспертиза в определенной области права. обстоятельства.

[2] Нужен юрист не обязательно иметь специальную подготовку или предыдущий опыт работы с юридическими проблемы типа, с которым юрист незнаком. Недавно принятый юрист может быть таким же компетентным, как практик с большим опытом. Некоторые важные юридические навыки, такие как анализ прецедентов, оценка доказательств и юридические составление, требуются по всем юридическим вопросам.Пожалуй, самый фундаментальный правовой умение состоит в определении того, какие правовые проблемы могут возникнуть в ситуации вовлекать, навык, который обязательно выходит за рамки любой конкретной специализированной знание. Юрист может обеспечить адекватное представительство в совершенно новой области путем необходимого изучения. Компетентное представительство также может быть обеспечено через ассоциация юристов с установленной компетенцией в рассматриваемой области.

[3] В в чрезвычайных ситуациях адвокат может дать совет или помощь в деле, в котором адвокат не обладает навыками, обычно необходимыми для направления к специалисту, консультации или связь с другим юристом будет непрактичной.Даже в экстренных случаях однако помощь должна быть ограничена той, которая разумно необходима в обстоятельства, необдуманные действия в аварийных условиях могут ставят под угрозу интересы клиента.

[4] Юрист может принять представительство, где требуемый уровень компетентности может быть достигнут путем разумная подготовка. Это также относится к юристу, который назначается адвокат непредставленного лица. См. Также Правило 6.2.

Глубина и подготовка

[5] Компетентный рассмотрение конкретного вопроса включает в себя исследование и анализ фактические и правовые элементы проблемы, а также использование методов и процедур соответствие стандартам компетентных практиков.Он также включает адекватные подготовка. Требуемое внимание и подготовка частично определяются что поставлено на карту; крупные судебные тяжбы и сложные сделки обычно требуют более обширное лечение, чем вопросы меньшей сложности и меньшей значимости. An соглашение между адвокатом и клиентом относительно объема представительство может ограничить круг вопросов, за которые отвечает юрист. Видеть Правило 1.2 (c).

Сохранение или заключение договоров с другими юристами

[6] Прежде чем адвокат нанимает или заключает договор с другими юристами, не входящими в его собственную фирму, для оказания или помощи в предоставлении юридических услуг клиенту, юрист обычно должен получить информированное согласие от клиента и должен иметь разумные основания полагать, что другие юристы ‘услуги будут способствовать компетентному и этичному представлению клиента.См. Также Правила 1.2 (распределение полномочий), 1.4 (общение с клиентом), 1.5 (e) (разделение комиссионных), 1.6 (конфиденциальность) и 5.5 (a) (несанкционированная юридическая практика). Обоснованность решения о найме или заключении контракта с другими юристами, не входящими в юридическую фирму, будет зависеть от обстоятельств, включая образование, опыт и репутацию юристов, не являющихся юридическими; характер услуг, предоставляемых юристам, не имеющим юридической фирмы; а также правовая защита, правила профессионального поведения и этическая среда юрисдикций, в которых будут предоставляться услуги, особенно в отношении конфиденциальной информации.

[7] Когда юристы из более чем одной юридической фирмы предоставляют юридические услуги клиенту по определенному вопросу, юристы обычно должны консультироваться друг с другом и с клиентом относительно объема их соответствующих представлений и распределения ответственности между ними. См. Правило 1.2. При распределении ответственности по делу, находящемуся на рассмотрении трибунала, юристы и стороны могут иметь дополнительные обязательства, которые являются предметом закона, выходящим за рамки настоящих Правил.

Поддержание компетентности

[8] Чтобы поддерживать необходимые знания и навыки, юрист должен быть в курсе изменений в законе и его практике, включая преимущества и риски, связанные с соответствующими технологиями, участвовать в непрерывном обучении и образовании и соблюдать все требования к непрерывному юридическому образованию. которому подчиняется юрист.

Просмотр предыдущей страницы | Содержание | Перейти на следующую страницу


Правила профессионального поведения Содержание

.

Компетенция и обучение в области юридических технологий> Юрист

  • Войти на Lawyerist.com

    Еще не участник программы предварительной оценки? Зарегистрируйтесь здесь. (Это бесплатно!)

    Имя пользователя или адрес электронной почты

    пароль

    Помни меня

    Забыли пароль? Сбросьте здесь.

  • Присоединяйтесь к Lawyerist Insider

    Вернуться к логину.

    • Имя *

      Первый Последний

    • Электронная почта *
    • Имя пользователя *
    • Пароль * Введите пароль Подтвердите Пароль
    • Где вы работаете? *
      • США
      • Канада
      • Другое
    • В каком штате находится ваша фирма? * Выбери один.AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict из ColumbiaFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyomingArmed сил AmericasArmed сил EuropeArmed сил PacificState
    • В какой провинции находится ваша фирма? * Выбери один.Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Северо-Западные территории, Новая Шотландия, Нунавут, Онтарио, Остров Принца Эдуарда, Квебек, Саскачеван, Юкон, Провинция
    • Каков размер вашей фирмы? *

      Выберите один. Соло-практика Небольшая фирма (2–15 юристов) Средняя или большая фирма (16+ юристов) Я не работаю в юридической фирме

    • Какова ваша роль в Ваша фирма? *

      Выберите одного. Владелец / партнер Юрист ШтатВендор (веб-дизайнер, консультант и т. д.) Я не работаю в юридической фирме

    • Какова ваша основная сфера деятельности? *

      Выберите одно. Гражданские тяжбы (не связанные с PI) Корпоративное уголовное преступление Государственное планирование, завещание или пожилые люди Семья Общая практика Личные травмы Недвижимость Другое Я не работаю в законе

  • .

    Рекомендации для соискателей со степенью иностранного права

    Общий заявитель, имеющий первую степень в области права в юридической школе, расположенной в иностранном государстве или стране, должен:

    1. Получите от службы аттестации аттестатов, утвержденной Комитетом адвокатов, свидетельство о том, что первая степень кандидата в области права по существу эквивалентна степени доктора юридических наук, присуждаемой юридической школой, одобренной Американской ассоциацией адвокатов или аккредитованной Комитетом,
    2. Получить в утвержденной комитетом службе аттестации свидетельство о том, что первая степень кандидата юридических наук соответствует образовательным требованиям для допуска к юридической практике в иностранном государстве или стране, в которой он был получен.

    Кандидаты должны предоставить эти сертификаты в приемную комиссию штата. Они также должны представить сертификат юридической школы, одобренный Американской ассоциацией адвокатов (ABA) или аккредитованный Комитетом адвокатов, подтверждающий, что заявитель:

    1. Получил степень магистра права (LL.M) на основании не менее 20 семестровых или эквивалентных единиц юридического образования, которые включали как минимум один курс по четырем отдельным предметам, протестированным на экзамене на адвоката штата Калифорния не менее чем на общую сумму 12 семестров или эквивалентных единиц.
      Один из четырех курсов должен быть посвящен вопросам профессиональной ответственности, охватывающим Калифорнийские правила профессионального поведения, соответствующие разделы Кодекса бизнеса и профессий Калифорнии, Типовые правила профессионального поведения ABA, а также ведущую судебную практику федерального уровня и штата по этому вопросу, или
    2. Успешно завершил 20 семестровых или эквивалентных единиц юридического образования, которые включали как минимум один курс по четырем отдельным предметам, протестированным на экзамене адвокатуры Калифорнии, продолжительностью не менее 12 семестров или эквивалентных единиц.Один из четырех курсов должен быть посвящен вопросам профессиональной ответственности, охватывающим Калифорнийские правила профессионального поведения, соответствующие разделы Кодекса бизнеса и профессий Калифорнии, Типовые правила профессионального поведения ABA и ведущую судебную практику федерального уровня и штата по этому вопросу.
      1. Все курсовые работы для получения степени и все курсовые работы для юридического образования, требуемые руководящими принципами, должны оцениваться с использованием стандартов, которые юридическая школа использует при оценке курсовой работы студентов в своей J.D. Дипломная программа. Абитуриент должен получить проходной балл по всем курсам.
      2. Степень или курсовая работа, требуемые руководящими принципами, должны быть присуждены или завершены, в зависимости от обстоятельств, в течение трех календарных лет с даты, когда заявитель начал квалификационное обучение в юридической школе, независимо от того, присуждается ли степень LL.M или Курсовая работа завершена в этой юридической школе.
        Кандидат начинает обучение в первый день своего первого семестра или срока квалификационного обучения.
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *