Международная торговля оружием в XXI веке: тренды, угрозы и регуляция
Согласно последнему докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) объемы экспорта обычного вооружения неуклонно росли в последние годы. Международные поставки в 2014–2018 выросли на 7.8% по сравнению с 2009–13 и на 23% по сравнению с 2004-2008.
В 2014–18 импорт оружия государствами на Ближнем Востоке увеличился на 87% по сравнению с 2009–13 составил 35% мирового объёма импорта вооружений. Саудовская Аравия стала крупнейшим в мире импортёром оружия в 2014–18, увеличив объём импорта на 192% по сравнению с 2009–13. Такое радикальное наращивание потенциала Эр-Риядом может являться следствием острого противостояния с Ираном, который также претендует на доминирующее положение на Ближнем Востоке. Официальные заявления Саудовской Аравии указывают, что закупка оружия производится с целью отражения иранской агрессии, но существуют ли гарантии, что закупленное вооружение не используются уже сейчас для оказания нужного воздействия на политическую ситуацию в соседнем Йемене, где с 2015 года идет ожесточенная гражданская война?
В текущих условиях отсутствует какой-либо контроль за мировой торговлей оружием. Страны-экспортеры не могут гарантировать, что проданное ими вооружение не будет применяться с нарушением женевских конвенций, а также, что оно не будет перенаправлено или реэкспортировано в другие государства, обходя, таким образом, санкции и эмбарго. Отдельным вопросом является возможность попадания этого оружия к террористическим организациям посредством простого захвата или коррупции.
Попытка поставить под международный контроль торговлю обычным оружием была произведена в 2013 году. Был составлен Международный договор о торговле оружием. Однако его можно считать абсолютно неудачным, так как сразу два крупнейших экспортера оружия воздержались от подписания (Россия, Китай), а в апреле этого года Дональд Трамп заявил сенату об отказе ратифицировать договор. Доля США в мировом экспорте при этом составляет 36%.
Но и сам договор не предусматривает собой никаких эффективных способов контроля обычных вооружений. Вся ответственность за это ложится на сами государства, и практически полностью отсутствует какой-либо орган наднационального контроля. Страны-экспортеры сами вольны решать степень надежности покупателя. Особое место в договоре занимает вопрос незаконной передачи оружия, но никаких способов по его предотвращению договор также не предлагает. Более того, в нем полностью отсутствует механизм наказания нарушителей. Участники договора обязаны только каждый год передавать отчетность о экспортных или импортных поставках в секретариат договора. Но и этого можно не делать, если “информация несет конфиденциальный характер по коммерческим соображениям или относится к сфере национальной безопасности“. Данная формулировка довольно неоднозначная и не имеет точной трактовки, поэтому непременно может использоваться для обхода пунктов договора.
Следуя своим торговым интересам, экспортеры оружия способствуют эскалации конфликта в регионах и укреплению мирового терроризма. По мнению американского исследователя международных отношений Эндрю Мамфорда, сегодня в мировой политике заметно возрастает роль опосредованных войн (proxy wars), т. е. войн чужими руками. Это связано в первую очередь с уменьшением размеров армий, возрастанием стоимости содержания военной техники, а также необходимостью вести
противопартизанские операции[1]. Поставки оружия являются одним из способов поддержки нужных сил в том или ином государстве. Эксперты журнала Foreign Policy считают, что подобные действия непременно приводят к эскалации ситуации в регионе. Страны, получающие помощь более сильных государств, в том числе оружием, чувствуют себя в состоянии завершить конфликт силовым путем и не стремятся к мирному урегулированию, что приводит к разрастанию его масштабов и росту числа жертв.
Более серьезной угрозой является возможность попадания поставляемого оружия в руки террористов. Примером этого могут послужить поставки оружия различным силам в Сирии. Ввиду отсутствия какого-либо контроля над поставляемым вооружением, в результате захвата армейских складов, утечек, ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) обзавелось значительной огневой мощью оружия из множества государств мира.
Спецпредставитель госдепа США по Ирану Брайан Хук предупреждает, что в следующем году на Ближнем Востоке может возобновиться гонка вооружений, так как истекает срок эмбарго на поставки вооружений Ирану. Саудовская Аравия, как крупнейший импортер оружия в регионе, смогла нарастить огромный военный потенциал. Ожидаемо, что конкурент в борьбе за первенство в регионе захочет догнать ее путем закупок вооружений и перенаправлению его своим союзникам. Такой исход вполне возможен ввиду отсутствия международного контроля за вооружением.
Часто внимание обращают только на экспортируемую тяжелую технику, авиацию, ракеты, но легкое вооружение нельзя упускать из виду. Оно до сих пор играет ключевую роль в конфликтах в африканских странах. Оно достаточно дешевое, поэтому часто выпадает из полной статистики, но даже небольшая поставка такого оружия и патронов к нему может привести к многократному усугублению конфликта, ведь войны продолжаются пока есть, чем воевать. Именно легкое вооружение используется в битве с радикальной исламистской организацией Боко харам (террористическая организация, запрещенная в РФ) в Нигерии. И сейчас эта страна входит в топ-5 крупнейших импортеров в Африке южнее Сахары.
Необходимо создание действенной системы международного контроля за оборотом вооружения, при этом принять ее должны все страны. Государства-экспортеры должны контролировать поставки вооружения и не допускать его попадания в ненадежные руки. Все это должно жестко контролироваться наднациональным органом, а также должна быть выработана система наказания за нарушения соответствующих договоров. Подобную систему сложно создать, так как многие страны посчитают ее нарушением своего суверенитета.
Сегодня в международной практике нет никакого метода отслеживания перемещения и использования поставляемых вооружений. Крупная техника может снабжаться чипами, которые бы сообщали о статусе этой боевой единицы экспортеру. Однако это не реализуется на практике, так как обязательность этого не закреплена ни в каких международных договорах. А знание того, что полученные вооружения полностью отслеживаются поставщиком просто оттолкнет покупателей и лишит страну значительной прибыли.
Единственным действенным способом контроля оружия может быть его чипирование. Однако это правило игры должно стать общим для всех стран, чтобы создать рынок равных конкурентных возможностей.
Китай заявил летом 2019 года, что разработал чип для контроля стрелкового оружия, отслеживающий его применение и перемещение. Система пока находится на стадии тестирования, но она позволит решить сложнейшую проблему контроля за легким вооружением. Сложности возникнут только с оружием, которое в данный момент уже находится в эксплуатации. Различные организации будут стремится заполучить именно его, так как оно не поддается контролю, цена на него возрастет, что усилит структуры черного рынка и нелегальной торговли оружием. Тем не менее, в новый договор могут быть включены пункты о контроле за старыми образцами вооружений и совместной работе стран-участниц по предотвращению его распространения.
Сегодня, когда темпы развития вооружения превосходят ожидания, а объемы закупок растут с каждым годом, крайне важно поставить мировую торговлю обычным оружием под международный контроль. Только так можно предотвратить эскалацию конфликтов в регионах и усиление мирового терроризма. Несмотря на попытку составить подобный международный договор, он оказался неэффективным. Только в результате заинтересованности всех сторон и их усилий в этой области можно прийти к соглашению, которое смогло действенно регулировать торговлю оружием и его распространение. Возможным решением является снабжение всех экспортируемых вооружений, в том числе легких, чипами. Это должно предотвратить его попадание не в те руки, а также его применение в нарушение Женевских конвенций. Однако все это еще предстоит согласовать, и, во имя безопасности на планете, прийти к всестороннему соглашению.
[1] Andrew Mumford. Proxy Warfare. John Wiley & Sons, 2013. С. 13.
Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему \ КонсультантПлюс
Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему
Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны:
иметь соответствующие учредительные и регистрационные документы, лицензии на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему или торговлю ими;
иметь сертификаты соответствия или декларации о соответствии продаваемого гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение указанного оружия;
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
требовать от покупателя предъявления лицензии на приобретение выбранного им оружия и патронов к нему, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать учет приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, ежемесячно сведения о проданных гражданском и служебном оружии и патронах к нему, об их покупателях по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
регистрировать в лицензии покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также регистрировать в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, охотничье холодное клинковое оружие;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения;
представлять в федеральную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и нарезного гражданского оружия, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 2-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не подлежат продаже без сертификата соответствия или декларации о соответствии гражданское и служебное оружие и патроны к нему, не имеющие номера и клейма, оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 10.07.2012 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия. Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему — гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение соответствующего гражданского, служебного или наградного оружия, к которому они вправе приобретать патроны, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется. Запрещается продавать охотничье метательное стрелковое оружие гражданам, не представившим охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Запрещается продавать инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия. Не подлежат продаже вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, упаковка которых не содержит сведений о правилах их безопасного использования для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2018 N 219-ФЗ, от 02.08.2019 N 280-ФЗ, от 25.02.2022 N 21-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать в одном торговом зале продажу оружия и иных видов товаров, за исключением частей оружия, товаров, предназначенных для использования с оружием, конструктивно сходных с оружием изделий, спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 25.02.2022 N 21-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В организациях, осуществляющих торговлю оружием и (или) патронами к нему, должности, связанные с продажей, хранением, учетом оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, не могут замещать граждане Российской Федерации, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 398-ФЗ; в ред. Федерального закона от 25.02.2022 N 21-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Резкий рост импорта оружия в Европу на фоне усиления доминирования США в мировой торговле оружием глобальный уровень международных поставок оружия снизился на 5,1 процента. Импорт оружия в целом сократился в Африке (-40%), Северной и Южной Америке (-21%), Азии и Океании (-7,5%) и на Ближнем Востоке (-8,8%), но импорт в Восточную Азию и некоторые государства в других районах высокая геополитическая напряженность резко возросла.
Согласно новым данным о глобальных поставках вооружений, опубликованным сегодня Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI), доля США в мировом экспорте вооружений увеличилась с 33 до 40 процентов, а доля России сократилась с 22 до 16 процентов.Прочтите этот пресс-релиз на каталонском (PDF), французском (PDF), испанском (PDF) или шведском (PDF) языках.
Загрузите информационный бюллетень SIPRI.
«Несмотря на то, что поставки оружия в мире сократились, поставки в Европу резко возросли из-за напряженности в отношениях между Россией и большинством других европейских государств», — сказал Питер Д. Веземан, старший научный сотрудник программы SIPRI по передаче оружия. «После вторжения России в Украину европейские государства хотят импортировать больше оружия и быстрее. Стратегическая конкуренция продолжается и в других местах: импорт оружия в Восточную Азию увеличился, а импорт на Ближний Восток остается на высоком уровне» 9.0005
Экспорт вооружений США и Франции увеличивается по мере снижения экспорта РоссииВ глобальном экспорте вооружений долгое время доминировали США и Россия (постоянно являющиеся крупнейшими и вторыми по величине экспортерами вооружений в течение последних трех десятилетий). Однако разрыв между ними значительно увеличился, а разрыв между Россией и третьим по величине поставщиком, Францией, сократился. Экспорт вооружений США увеличился на 14% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы, а в 2018–2022 годах на долю США приходилось 40% мирового экспорта вооружений. Экспорт вооружений из России упал на 31% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы, а ее доля в мировом экспорте вооружений снизилась с 22% до 16%, в то время как 9Доля 0003 France увеличилась с 7,1% до 11%.
Российский экспорт вооружений сократился до 8 из 10 крупнейших получателей в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы. Экспорт в Индию , крупнейший получатель российского оружия, сократился на 37%, в то время как экспорт в остальные 7 сократился в среднем на 59%. Однако российский экспорт вооружений увеличился до Китая (+39%) и Египта (+44%), и они стали вторым и третьим по величине получателем для России.
‘Вполне вероятно, что вторжение в Украину еще больше ограничит российский экспорт оружия. Это связано с тем, что Россия будет уделять приоритетное внимание поставкам своих вооруженных сил, а спрос со стороны других государств останется низким из-за торговых санкций в отношении России и растущего давления со стороны США и их союзников с целью не покупать российское оружие», — сказал Симон Т. Веземан, старший научный сотрудник Программа SIPRI по поставкам оружия.
Экспорт вооружений Франции увеличился на 44% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы. Большая часть этого экспорта приходилась на государства Азии, Океании и Ближнего Востока. Индия получила 30% экспорта вооружений Франции в 2018–2022 годах, и Франция вытеснила США, став вторым по величине поставщиком оружия в Индию после России.
«Франция завоевывает все большую долю на мировом рынке вооружений по мере того, как российский экспорт оружия сокращается, как это видно, например, в Индии», — сказал Питер Д. Веземан, старший научный сотрудник программы SIPRI по передаче оружия. «Это, вероятно, продолжится, поскольку к концу 2022 года у Франции было гораздо больше незавершенных заказов на экспорт вооружений, чем у России». Украина импортировала несколько крупных вооружений. В результате военной помощи США и многих европейских государств после российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Украина стала третьим по величине импортером основных вооружений в 2022 году (после Катар и Индия ) и 14-е место по величине в 2018–2022 годах. На Украину приходилось 2,0% мирового импорта вооружений за пятилетний период.
«Из-за опасений, что поставки боевых самолетов и ракет большой дальности могут привести к дальнейшей эскалации войны в Украине, страны НАТО в 2022 году отклонили запросы Украины на них. В то же время они поставляли такое вооружение другим государствам, участвующим в конфликтов, особенно на Ближнем Востоке и в Южной Азии», — сказал Питер Д. Веземан, старший научный сотрудник программы SIPRI по передаче оружия.
Азия и Океания по-прежнему являются крупнейшим регионом-импортеромАзия и Океания получили 41 процент крупных поставок оружия в 2018–2022 годах, что немного меньше, чем в 2013–2017 годах. Несмотря на общее снижение трансфертов в регион, в одних штатах наблюдался их заметный рост, а в других – заметное снижение. В 2018–2022 годах шесть государств региона вошли в число 10 крупнейших импортеров в мире: Индия, Австралия, Китай, Южная Корея, Пакистан и Япония.
Импорт оружия на государства Восточной Азии увеличились на 21 процент в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы. Импорт вооружений к 90 003 Китаю 90 004 вырос на 4,1%, причем большая часть импорта приходится на Россию. Тем не менее, самый большой рост в Восточной Азии был у союзников США по договору Южной Кореи (+61%) и Японии (+171%). Австралия , крупнейший импортер оружия в Океании, увеличила свой импорт на 23 процента.
«Растущее восприятие угроз со стороны Китая и Северной Кореи привело к росту спроса на импорт оружия Японией, Южной Кореей и Австралией, в частности, на ударное оружие большой дальности», — сказал Симон Т. Веземан, старший научный сотрудник SIPRI Arms Transfers. Программа. «Основной поставщик для всех трех — США» 9.0005
Индия остается крупнейшим импортером оружия в мире, но ее импорт оружия сократился на 11% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы. Это снижение было связано со сложным процессом закупок, усилиями по диверсификации поставщиков оружия и попытками заменить импорт местными образцами. Импорт Пакистана , восьмого по величине импортера оружия в мире в 2018–2022 годах, увеличился на 14%, причем основным поставщиком стал Китай.
Ближний Восток получает высококачественное американское и европейское оружиеТри из 10 крупнейших импортеров в 2018–2022 годах находились на Ближнем Востоке: Саудовская Аравия, Катар и Египет. Саудовская Аравия была вторым по величине импортером оружия в мире в 2018–2022 годах и получила 9,6% всего импорта оружия за этот период. Импорт вооружений Катара увеличился на 311% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы, что сделало его третьим по величине импортером оружия в мире в 2018–2022 годах.
Подавляющее большинство импорта оружия на Ближний Восток приходилось на США (54%), за ними следуют Франция (12%), Россия (8,6%) и Италия (8,4%). Среди них более 260 перспективных боевых самолетов, 516 новых танков и 13 фрегатов. Только арабские государства в регионе Персидского залива разместили заказы еще на более чем 180 боевых самолетов, а 24 были заказаны у России к 9 годам.0003 Иран (который практически не получил крупного вооружения в 2018–2022 годах).
Другие заметные изменения:- Импорт оружия в Юго-Восточную Азию сократился на 42% в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы. Это снижение произошло, по крайней мере частично, из-за того, что штаты все еще поглощают оборудование, поставленное до 2018 года.
- Европейские страны НАТО увеличили импорт вооружений на 65 процентов, стремясь укрепить свои арсеналы в ответ на усиление угрозы со стороны России.
- Экспорт вооружений США в Türkiye резко сократился в период с 2013–2017 по 2018–2022 годы из-за двусторонней напряженности. Турция упала с 7-го на 27-е место среди крупнейших получателей оружия США.
- Импорт вооружений по государствам стран Африки к югу от Сахары сократился на 23 процента, причем крупнейшими получателями стали Ангола , Нигерия
- Импорт оружия тремя штатами Америки значительно вырос: США (+31%), Бразилия (+48%) и Чили (+56%).
- Среди семи крупнейших экспортеров вооружений после США, России и Франции в пяти странах наблюдалось падение экспорта вооружений — Китай (-23%), Германия (-35%), Великобритания (-35%). процентов), Испания (-4,4 процента) и Израиль (-15 процентов) — в то время как два значительно увеличились — Италия (+45 процентов) и Юг Корея (+74%).
Для редакторов
База данных SIPRI по поставкам оружия является единственным общедоступным ресурсом, который предоставляет непротиворечивую информацию, часто оценочную, обо всех международных поставках основных вооружений (включая продажу, дарение и производство по лицензии) государствам, международным организациям и негосударственным организациям. -государственные группы с 1950 года. Он доступен на странице базы данных о поставках оружия на веб-сайте SIPRI. Данные SIPRI отражают объем поставок оружия, а не финансовую стоимость сделок. Поскольку объем поставок может значительно колебаться от года к году, SIPRI представляет данные за пятилетние периоды, обеспечивая более стабильное измерение тенденций. Это второй из трех крупных выпусков данных в преддверии выпуска флагманской публикации SIPRI в середине 2023 года — ежегодного Ежегодника SIPRI. Третий выпуск данных предоставит исчерпывающую информацию о глобальных, региональных и национальных тенденциях военных расходов.
Контакты для СМИ
Для получения информации и запросов на интервью обращайтесь Александра Манолаке , сотрудник SIPRI по связям с общественностью ([email protected], +46 766 286 133) или Стефани Бленкнер , директор по связям SIPRI (blenckner@ sipri.org, +46 8 655 97 47).
Россия и торговля оружием
Заказать эту книгу
Просмотреть содержание
Загрузить отдельные главы
Международная передача обычных вооружений и связанных с ними технологий является важным элементом международной безопасности. Поскольку лишь немногие государства имеют независимый внутренний потенциал для разработки и производства оружия, поведение поставщиков оружия является одним из факторов, определяющих глобальное распределение военной мощи.
Во время «холодной войны» Советский Союз и Соединенные Штаты использовали поставки оружия и военную помощь как один из элементов внешней политики и политики безопасности, которые в первую очередь были направлены на развитие политической и идеологической конкуренции. С окончанием «холодной войны» международная торговля оружием утратила прежнюю военно-политическую основу.
Международный рынок вооружений и военной техники изменился под экономическим влиянием окончания холодной войны. Помимо доминирования Советского Союза, Соединенных Штатов и их соответствующих союзников в качестве поставщиков оружия, Организация Варшавского договора (ВТО) и НАТО также были важными центрами спроса на поставки оружия и основными центрами производства оружия. После распада ВТО ее бывшие члены резко сократили свои военные расходы. Другой альянс — НАТО — также испытал значительное сокращение военных расходов.
Советский процесс принятия решений и его система исполнения решений были разрушены, когда прекратилась политическая монополия Коммунистической партии и было распущено государство. Новое российское государство должно было разработать процедуры принятия решений и исполнительные органы, которые были бы эффективными и соответствовали демократической политической системе.
Перейти к:
Ключевые выводы
Содержимое
О редакторе
участников
Основные выводы
Процессы, управляемые рынком
- В конце 1980-х годов изменения во внешней политике, инициированные президентом Михаилом Горбачевым и министром иностранных дел Эдуардом Шеварднадзе, изменили структуру советского экспорта вооружений. После 1992 года решения России о внешней, внутренней и экономической политике еще больше изменили размеры и структуру экспорта вооружений.
- В конце 1980-х годов на Советский Союз приходилось примерно 40 процентов международных поставок (поставок) основных видов обычных вооружений. К 1991 году эта доля сократилась до менее 20 процентов. К 1994 г. на долю России приходилось менее 10% международных поставок (поставок) основных видов обычных вооружений. К 1996-1997 гг. на Россию приходилось примерно 15% международных переводов (доставок).
- По данным Офиса Президента, в 1996 военно-техническое сотрудничество принесло 2,5 миллиарда долларов дохода, из которых 2,1 миллиарда долларов были в конвертируемой валюте, а остальные — в валютах, которые не могли быть свободно конвертированы. Россия также поставила вооружение и военную технику в счет долгов перед рядом зарубежных стран.
- В период с 1990 по 1994 год объем и стоимость поставок российского оружия резко сократились, поскольку военно-техническое сотрудничество со странами Центральной Европы и с друзьями и партнерами по договору в развивающихся странах резко сократилось.
- К 1994 году российский экспорт вооружений был сконцентрирован в рамках небольшого числа двусторонних соглашений о сотрудничестве. Самые важные – с Китаем, Индией и Ираном.
- После 1994 года Россия открыла несколько новых рынков, включая случаи, когда Советский Союз никогда не был поставщиком. Примеры недавних успехов включают Бразилию, Кипр, Южную Корею, Малайзию, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты.
- Российские производители начали восстанавливать сотрудничество с партнерами в Содружестве Независимых Государств и на ограниченной основе начали сотрудничать с производителями в Европе.
- Тем не менее дальнейшее значительное увеличение стоимости или объема российского экспорта вооружений сверх уровней, зарегистрированных в 1996-97 годах, представляется маловероятным.
- Прежний спад военного производства начинает выравниваться одновременно с продолжающейся концентрацией в военной промышленности в большинстве частей мира, особенно в Соединенных Штатах.
Международные политические процессы
- Хотя Россия была готова участвовать в международном обсуждении экспорта обычных вооружений, она не всегда приветствовалась группой государств, проводивших это обсуждение.
- Россия участвовала в переговорах между пятью постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) в 1991 г. , которые привели к установлению в октябре 1991 г. руководящих принципов экспорта обычных вооружений. Россия также участвовала в создании Регистра обычных вооружений ООН.
- Члены Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) решили инициировать новый форум для обсуждения вопросов экспорта обычных вооружений в 1993 г. Однако только в 1995 г. Россия была приглашена к участию в этих обсуждениях (что впоследствии привело к создание Вассенаарского соглашения об экспортном контроле в 1996 г.).
- Россия готова изменить свою политику и процедуры в ответ на аргументы и информацию, полученные из других стран. Национальные правила включают руководства и контрольные списки, разработанные в ходе международных дискуссий. В ответ на просьбу США Россия согласилась не заключать никаких новых соглашений по обычным вооружениям с Ираном, хотя существующие соглашения дорабатываются, а уже переданная техника останется на вооружении.
Внутриполитические процессы
- Россия не согласовала первичное законодательство об экспорте вооружений в виде постановления или закона парламента. На законопроект, внесенный в 1997 году, наложил вето президент Борис Ельцин. Это отражает отсутствие консенсуса в России по таким вопросам, как надлежащая роль правительства по отношению к промышленности, надлежащая роль различных ветвей власти и надлежащая роль парламента.
- В отсутствие закона экспорт российских вооружений и военно-техническое сотрудничество регулируются указами Президента или Председателя Совета Министров (премьер-министра).
- С 1991 года Правительство России внесло множество изменений в процедуры принятия решений, стремясь найти оптимальный подход. Полномочия в разное время передавались Совету министров и Президенту. Нет уверенности в том, что последние изменения (введенные в середине 1997) представляют собой длительную договоренность.
- 1992-94 гг. Первоначальные процедуры подчеркивали коммерческий подход. Производственным и торговым предприятиям требовались лицензии, выдаваемые Министерством внешнеэкономических связей после межведомственного согласования.
- 1994-95 гг. Полномочия по принятию решений были переданы аппарату президента через подотчетный президенту Государственный комитет по военно-технической политике. Новые правила строго ограничивали число промышленных предприятий, которые могли заниматься зарубежным военно-техническим сотрудничеством, а государственное учреждение — Росвооружение — получило основные полномочия по осуществлению зарубежного военно-технического сотрудничества.
- 1996-97 гг. Аппарат президента, занимающийся вопросами экспорта вооружений, был упразднен, а полномочия по принятию решений возвращены правительству, а премьер-министру поручено координировать межведомственный процесс принятия решений.
Внутренние экономические процессы
- Российская оборонная промышленность в основном создавалась для удовлетворения потребностей советских вооруженных сил и союзников по ВТО. После окончания «холодной войны» резкое сокращение заказов на технику от Минобороны России привело к кризису в оборонной промышленности и резко возросла зависимость от экспорта — ранее относительно низкая.
- По данным представителей российской оборонной промышленности, в 1996 году экспорт составлял около 65 процентов от общего объема производства, а в 1997 году эта доля, как ожидается, возрастет.
- Рентабельность экспорта в промышленность оспаривается. Экспорт является основным средством получения оплаты за производство, поскольку Минобороны привычно запаздывает с оплатой оборудования, а иногда делает это заменителем денег. Другие утверждают, что даже экспорт выгоден лишь небольшому числу участников, потому что не разработана система справедливых платежей. Доходы от зарубежных продаж, как утверждается, остаются в банках, которые финансируют переводы, и у генеральных подрядчиков, которые собирают готовую продукцию.
Скачать всю книгу. Загрузите отдельные главы ниже.
Содержимое
1. Введение
Ян Энтони
2. Тенденции в области международных поставок оружия после окончания «холодной войны»
Ян Энтони
3. Поставки обычных вооружений в советский период
Юрий Киршин
4. Экономические аспекты советского и российского экспорта вооружений
Ян Энтони
5. Влияние внешних факторов на политику России в области экспорта вооружений
Сергей Кортунов
6. Процесс разработки политики и лицензирования поставок обычных вооружений
Петр Литаврин
7. Роль Минобороны в экспорте обычных вооружений
Юрий Киршин
8. Российские оборонные предприятия и внешний рынок
Елена Денежкина
9. Военно-техническое сотрудничество государств-участников СНГ
Сергунин Александр Алексеевич
10.Военно-техническое сотрудничество России со странами Центрально-Восточной Европы
Ирина Кобринская и Петр Литаврин
11. Китайско-российское военно-техническое сотрудничество: взгляд России
Сергунин Александр Александрович и Субботин Сергей Владимирович
12. Незаконные поставки оружия
Ян Энтони
Приложение 1. Руководящие принципы передачи обычных вооружений, 1991 г.
Приложение 2. Критерии ОБСЕ в отношении передачи обычных вооружений
Приложение 3. Правила экспорта обычных вооружений России
Индекс
О редакторе
Ян Энтони (Великобритания) является руководителем проекта SIPRI по передаче оружия. Он редактор 9 тома SIPRI.0203 Правила экспорта оружия (1991) и Будущее оборонной промышленности в Центральной и Восточной Европе (1994) и автор Торговля морским оружием (SIPRI, 1990) и Торговля оружием и средние силы: тематические исследования Индия и Пакистан 1947-90 (1991). Он является автором или соавтором глав для Ежегодника SIPRI с 1988 года.
О вкладчиках
Д-р Елена Денежкина (Россия) — научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета.
Д-р Геннадий Горностаев (Россия) является начальником отдела Всероссийского института изучения внешнеэкономических связей Министерства экономики Российской Федерации.
Генерал-академик Юрий Киршин (Россия) — вице-президент Академии военных наук в России.
Д-р Ирина Кобринская (Россия) — старший научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук в Москве.
Д-р Сергей Кортунов (Россия) является заместителем руководителя аппарата и начальником отдела стратегических оценок и международной политики Совета обороны России, входит в аппарат президента.
Д-р Петр Литаврин (Россия) — старший государственный служащий Министерства иностранных дел России.
Профессор Александр Александрович Сергунин (Россия) — профессор политологии Нижегородского университета.
Д-р Сергей В. Субботин (Россия) — доцент кафедры политологии Нижегородского университета.