Знания и компетенции – знания или компетенции — Троицкий вариант — Наука

Содержание

знания или компетенции — Троицкий вариант — Наука

Что вы хотели знать о компетенциях, но боялись спросить

Вхождение России в Болонский процесс привносит в нашу жизнь новые понятия, которые при первом знакомстве вызывают вполне понятное непонимание. Для многих кажется странным термин «компетенция» — одно из ключевых понятий, использующихся при разработке современных образовательных программ. Чтобы понять логику появления нового термина, необходимо прежде всего понять его место в общей структуре Болонских преобразований.

Требования к результатам обучения

В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результаты обучения, и это совсем не случайно. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований, в рамках которых европейские университеты пытаются добиться сопоставимости образовательных систем разных стран. Проще всего это сделать путем унификации самих образовательных программ. Но именно этот путь невозможен: европейские университеты слишком разные и при этом слишком дорожат своей независимостью. А вот сделать сопоставимыми результаты обучения кажется возможным (еще раз подчеркнем — сопоставимыми, а не одинаковыми).

Для России это становится актуальным только с введением ФГОС-3, так как ранее в стандартах прописывалось именно содержание обучения (список дисциплин, их содержание). С этого года вузы имеют намного больше свобод в составлении собственных программ, поэтому различия между различными вузами будут с неизбежностью нарастать. Но различия не могут быть слишком велики. На бюрократическом языке эта проблема называется «сохранением единства образовательного пространства», но если говорить проще, то государство хочет быть уверено, что выдача диплома государственного образца по биологии, химии, физике и т. п. говорит о том, что выпускник и в самом деле является биологом, химиком, физиком и т. п. И в стандарте как раз и сформулированы те требования к результатам обучения, выполнение которых позволит получить необходимый результат.

Естественно, возникает вопрос: каким образом описать требования к результатам обучения? Можно придумать множество способов. Вхождение России в Болонский процесс заставляет говорить на том профессиональном языке, который принят сейчас в Европе, — а это язык компетенций.

Как сформулировать компетенцию

Вначале мы попытаемся рассмотреть компетентностный подход с формальной точки зрения, как своеобразный профессиональный язык, на котором формулируются требования к результатам обучения. Приведем определение компетенции, как оно было дано в макете ФГОС-3. Итак, компетенция — это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

В стандартах предыдущего поколения (ГОС-2) также был раздел, описывавший итоги обучения в виде так называемых ЗУНов — знаний, умений, навыков. Однако в ГОС-2 было довольно подробно прописано содержание образования, в такой ситуации ЗУНы играли второстепенную роль. Во ФГОС-3 акценты смещены на результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения.

Отличия между компетенциями и ЗУНами хотя и имеются, но они не слишком велики. Ничего удивительного в этом нет, так как перед разработчиками ФГОС-3 была поставлена цель сохранения преемственности стандартов разных поколений (что разумно, так как образование не место для революционных преобразований).

Как формулируются ЗУНы и компетенции? Для примера возьмем преподавание арифметики — случай несколько невероятный для высшей школы, но удобный для наших целей. В рамках ЗУНовского подхода можно сформулировать требование к результатам обучения следующим образом: «знание арифметики». В рамках компетентностного подхода так сказать нельзя, так как знание не является компетенцией (компетенцией, согласно вышеприведенному определению, может являться только способность применять полученные знания). Возможный вариант может выглядеть следующим образом: «Владение арифметикой в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».

Приведенная формулировка не совсем хороша (точнее, совсем не хороша). В современном мире вряд ли есть задачи, которые решаются только знанием арифметики (подсчет сдачи в магазине не требует высшего образования, а потому этот случай можно не рассматривать). Скорее всего, студенты будут изучать несколько математических дисциплин, причем в реальной деятельности им придется применять не разрозненные знания, полученные при изучении разных предметов, а всю сумму накопленных знаний и отработанных навыков. Потому более правильной формулировкой будет следующая: «Владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».

Приведенный вариант формулировки компетенции иллюстрирует несколько важных особенностей нового подхода. Во-первых, компетенции в большинстве случаев не формируются для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики. Специалисты по учебно-методической работе любят подчеркивать, что такая комплексность должна помогать лучшему установлению межпредметных связей, убирать некую фрагментированность образования, которая неизбежно возникает при дисциплинарном подходе. Во-вторых, данная компетенция может формироваться разными путями, причем набор дисциплин, который будет использован для формирования данной компетенции, можно менять хоть каждый год. Это дает возможность преподавателям быстро и без излишних бюрократических сложностей модифицировать программы.

Разработка и реализация образовательных программ на основе компетентностного подхода

Однако только изменение формальных требований к результатам обучения не способно существенно изменить характер образования. Формулировка новых задач должна быть поддержана формированием адекватной структуры и содержания образовательной программы. Ниже мы кратко отметим несколько изменений традиционной организации программ, на которые толкает компетентностный подход.

В отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с «знаниевого» компонента на поведенческий аспект. То есть компетенция — это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. п.) в стандарных и нестандарных профессиональных ситуациях.

Каким образом должны формироваться компетенции? В общем случае за формирование одной компетенции должны отвечать несколько различных дисциплин, сгруппированные особым образом (естественно, возможны ситуации, когда одна компетенция формируется одним предметом или даже частью одного предмета). Совокупность предметов, формирующих одну компетенцию или группу родственных компетенций, называют модулем. Формирование одной компетенции может включать изучение различных дисциплин, участие в студенческих конференциях, прохождение практик и выполнение различных самостоятельных работ.

Формирование компетенций очень редко достигается за счет только теоретических курсов. Логично, когда компетенция вырабатывается путем сочетания разных форм обучения: когда услышанное на лекциях затем разбирается на семинарах, отрабатывается на практике, конкретизируется в ходе самостоятельной работы, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. То есть модуль должен иметь продуманную структуру. Это отличает программы, сделанные по дисциплинарному принципу, от модульных программ, которые предпочтительно делать при реализации компетентностного подхода.

ФГОС-3 еще сделаны по дисциплинарному принципу, но модульная организация настолько четко вытекает из логики компетентностного подхода, что, несомненно, эти идеи будут со временем проникать в практику разработки образовательных программ. По крайней мере в проекте нового закона об образовании оговаривается возможность кредитно-модульной организации образовательного процесса. Основное затруднение на пути создания таких программ, по мнению многих методистов, состоит в том, что модульная организация требует более активного вовлечения преподавателей в учебно-методическую работу, так как в модуле отдельные дисциплины не самодостаточны, а являются дополняющими частями целого.

Компетенции и ЗУНы: а есть ли разница?

До сих пор разговор шел преимущественно о технических моментах, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в рамках компетентностного подхода. Болонский процесс не предполагает никаких насильственных действий, ограничивая свои мероприятия созданием формальных предпосылок для преобразований. Компетенции — одна из таких предпосылок, которая без активной работы вузов останется формальностью. Переход от ЗУНов к компетенциям не создает каких-то сложностей для разработчиков программ (намного более серьезные) трудности создаются введением системы зачетных единиц, но почему-то это новация не вызывает никаких существенных возражений). Обсуждение преимуществ первого или второго не имеет особого смысла, так как через несколько лет все забудут о существовании ЗУНов и предмет спора исчезнет сам собой. Тогда откуда возникает столь резкое неприятие именно этого нововведения?

Попытаемся представить, кому идеи компетентностного подхода могут быть симпатичны. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов.

Но переход к компетентностному подходу, ориентирующемуся на результаты обучения, довольно сильно ударяет по сложившейся практике российского образования. Многие российские вузы утеряли связь и с мировой наукой, и с реальной экономикой, т. е. способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики — одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.

Противники таких процессов обращают внимание на то, что даже европейская система высшего образования за рынком труда не поспевает, поэтому лучше дать студенту набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но хороших своей фундаментальностью. Такая стратегия хороша только в том случае, когда выпускники по специальности не работают, а профессиональные навыки приобретают уже в процессе работы. Эта ситуация сложилась во многих вузах, которые еще совсем недавно считались ведущими, а их выпускники легко находили себе применение в жизни по основной специальности. В итоге возникает ощущение, что прелесть такого подхода состоит преимущественно в том, что он позволяет стабилизировать ситуацию внутри вузов, избежать болезненных и тяжелых реформ.

Многие последние новшества в области высшего образования очень отчетливо нацеливают вузы на подготовку специалистов для реальных нужд сегодняшнего дня. Это порождает и некоторые опасения, так как некоторые внешне разумные реформы последних лет приводили к негативным результатам из-за непрофессиональной реализации. Станет ли внедрение компетентностного подхода очередной бюрократической формальностью, инструментом развития или деградации — это вопрос, ответ на который будет известен только через несколько лет.

Евгений Шеваль,
канд. биол. наук,
старший научный сотрудник
НИИ физико-химической биологии
им. А.Н.Белозерского, МГУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

trv-science.ru

Знания или компетенции — Мегаобучалка

Между Фоменко и обезьяной

18.02.2008 Александр Механик

Источник: Эксперт

В статье «Осталось пять лет» («Эксперт» № 11 за 2007 год) мы приводили мнение преподавателей технических вузов и ведущих специалистов наукоемких отраслей экономики, которые полагают, что падение уровня образования начинается со школьной скамьи. Так, директор ЦНИИТМАШа Алексей Дуб, возглавляющий кафедру в Московском институте стали и сплавов, признал, что вынужден адаптировать содержание курса, который он читает, к уровню школьной подготовки студентов. Директор Института теоретической и экспериментальной физики Борис Шарков отмечал резкое снижение качества преподавания в школах математики и физики и, соответственно, уровня студентов даже в таком ведущем вузе страны, как МИФИ. А в недавнем интервью «Эксперту» Сергей Менделевич, директор московской школы № 57, одной из самых известных школ города еще с советских времен, сказал: «Мы видим, что у тех ребят, кто приходит к нам из других школ, и профессиональная, и общая подготовка катастрофически падает. Я уже не говорю о том, что они мало читают, не владеют на речевом уровне элементарными понятиями физики, а при решении задач по математике не могут пояснить, какие идеи они использовали. Возникает ощущение катастрофы». Ни вузы, ни корпоративные системы повышения квалификации не могут восполнить провалы в базовом образовании и в мотивации к его получению, если они не заложены в средней школе. Сегодняшняя средняя школа, хотим мы того или нет, — наследница советской, и понять ее проблемы можно, только хорошо изучив наш и зарубежный опыт.

Характер образовательного процесса в советско-российской средней школе всегда покоился на трех китах: академизм, унитаризм и авторитарность. В терминах современной педагогической дискуссии такую школу называют «школа знаний», противники которой противопоставляют ей как более современную «школу компетенций». Академизм — это сложность требований и перегруженность образования «лишними» знаниями ради широты кругозора. Унитаризм — это единство содержания образования во всех учебных заведениях на всей территории страны. Авторитарность — это безусловное подчинение учебного процесса авторитету преподавателя. Чтобы не было ложного толкования, заметим, что авторитарность в этом смысле совсем не отрицает демократических и гуманитарных отношений между учителем и учеником. Такая система образования требует серьезного общественного оправдания и может существовать только в стране с ясно сформулированными целями развития, которые понимают все стороны образовательного треугольника — родители, учителя, учащиеся. После того как государство в 90−е годы отказалось от серьезных социальных целей, эти принципы стали обузой. Невозможно объяснить гражданам и их детям, для чего нужен академизм, если его некуда приложить. Для чего единство, если страна распадается на анклавы, между которыми практически нет связи. Для чего «авторитарность» преподавателя, которому непонятны цели школы. И только государство может вернуть системе образования и цели, и содержание, а гражданам — понимание необходимости серьезного образования.

Знания или компетенции

Кризис общегосударственных целей породил в части образовательного сообщества идею, что советско-российская модель школьного образования изжила себя и требуется переход к новой модели — к «школе компетенций». И хотя последние несколько лет самая горячая дискуссия велась вокруг введения ЕГЭ, на самом деле действительно принципиальной для всего будущего системы образования является значительно менее заметная широкой публике дискуссия между сторонниками уже упомянутых «школы знаний» и «школы компетенций». Косвенным образом это нашло отражение в геометрическом росте числа публикаций на тему компетенций в педагогических изданиях — от одной-двух в 1995 году до нескольких сотен в 2007−м. Как это бывает в любой бюрократической системе, рядовые исполнители улавливают и в расширенном виде воспроизводят пожелания начальства. А по анекдотичности своих названий некоторые публикации напоминают таковые времен советских кампаний по внедрению «квадратно-гнездового метода» или пресловутого «человеческого фактора». Например: «Ноосферные компетенции и учительская компетентность в современной школе» или «Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности». В первом случае речь идет о необходимости преподавания в педагогических вузах медицинских знаний, во втором — о важности для учителей-естественников наличия широкого культурного кругозора.

Член-корреспондент РАО Александр Абрамов: «Одна из самых серьезных проблем современного российского общества состоит в том, что воспитание готовности к напряженному труду и восприятие самой учебы как серьезного труда выпали из сферы общественного и школьного внимания»
Фото: Митя Алешковский

Кратко позиции сторон можно охарактеризовать следующим образом. Сторонники «школы знаний» считают, что именно знания воспитывают и готовят к жизни. Что новая структура экономики, которая отвергает знания, есть результат кризиса, к которому надо не приспосабливаться, а преодолевать его и формировать послекризисное поколение. Что не экономика должна «тащить» образование, а образование — экономику. Что сам факт массовой эмиграции умов, успешно адаптировавшихся в научную и университетскую элиту Запада, свидетельствует о том, что советские стандарты и требования в области образования — одни из лучших в мире.

Сторонники же «школы компетенций» считают, что выпускники традиционных российских школ не приспособлены к изменившейся социальной и экономической структуре российского общества, потому что значительно большую роль в современной экономике стали играть отрасли, не требующие такого объема знаний, который давала советская система образования. Что из-за завышенности требований, предъявляемых ведущими вузами, учащиеся слишком перегружены и неоправданное развитие получает репетиторство. Что советское образование было основано на знаниях ради знаний, и поэтому система преподавания в школах должна быть переориентирована со знаний на компетенции и умения. Если в советской школе результаты образования были представлены формулой «знания—умения—навыки», то сторонники школы компетенций предлагают формулу «умения—навыки—знания».

Один из видных сторонников компетентностного подхода к образованию академик РАО Володар Краевский, обосновывая его, утверждает, что «ключевая компетенция, которой учащиеся должны овладеть в школе, — это способность решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях. Знания в этом случае не занимают самодовлеющую позицию, они включаются в содержание обучения в качестве лишь одного из компонентов и не являются самоцелью». По его мнению, сторонники «школы знаний» трактуют содержание образования слишком узко, как «педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе», и навязывают школе сциентистские подходы к образованию, в то время как задача школы — передать учащимся не столько знания, сколько социальный опыт.

В интервью нашему журналу (см. «Уравнение злого духа», «Эксперт» № 29 за 2007 год) академик РАН Людвиг Фаддеев, который, как и большая часть академической элиты, возможно, сам того не подозревая, выступает сторонником «школы знаний», заметил, что «избытка знаний не бывает, потому что никто не знает, что потребуется человеку в его жизни. Не только в науке, но и на производстве нужен человек, который сможет легко переключиться с одной технологии на другую. А для этого надо развивать мозги и кругозор, которые даются только знаниями. Известно, что мозги развиваются, если много учиться. Только много знающий человек свободен, а нам предлагается людей просто в рабов превращать».

Депутат Московской городской думы Евгений Бунимович: «Система образования это главный и единственный социальный лифт, который дает возможность человеку из одного слоя перейти в более высокий цивилизованным, достойным путем»
Фото: РИА Новости

Этот спор не является абстрактным. В «школе знаний» учащегося ориентируют на фундаментальные знания, получение которых проверяется сложными и всеобъемлющими экзаменами. И, основываясь на этих знаниях, учащийся получает возможность в дальнейшем принять решение о выборе жизненного пути. «Школа компетенций» ориентирует на достаточно быстрый выбор профиля обучения (отсюда профилизация), в рамках которого учащемуся резко сокращают преподавание непрофильных предметов и предоставляют достаточно широкие возможности выбора предметов для обучения по профилю (отсюда элективность), а знания, или, точнее, компетенции, проверяются с помощью различных тестов (отсюда ЕГЭ).

Сейчас можно констатировать, что, не дожидаясь окончания дискуссии, Минобрнауки в качестве образца для современной российской школы выбрало модель «школы компетенций», что и нашло свое отражение во внедрении в систему образования уже упомянутых ЕГЭ, профилизации и элективности. А министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем выступлении перед активом «Наших» на Селигере отлил это в законченную формулу: «Старая школа готовила фундаментальных специалистов, а в настоящий момент требуются “потребители технологий”«.

Возможно, такой выбор соответствовал ситуации 90−х годов. Но сейчас, когда государство вновь пытается сформулировать цели развития, причем развития инновационного, выбор в качестве модели российской школы «школы компетенций» кажется преждевременным.

Ленивые американцы

Этот спор между разными направлениями педагогической науки ведется во всем мире, и выбор той или иной педагогической парадигмы в каждой стране определяется не столько в результате общетеоретических споров, сколько исходя из культурно-ментальной основы общества. И тех задач, которые перед ним стоят. Страны, вынужденные решать задачи ускоренной модернизации, выбирали «школу знаний» — она укоренилась в Германии, Японии, России, затем в СССР, а теперь и в Китае. А «школа компетенций» характерна в большей степени для англосаксонского мира. Причем в наиболее развитой форме она существует в США, где, в отличие от континентальных стран, школа всегда была предметом заботы не государства, а местных сообществ. Они же обычно склонны решать не столько проблемы высокого образования, сколько прагматические задачи собственного выживания, для чего как раз более всего и подходит «школа компетенций». Хотя и в англосаксонских странах школы для элиты были скорее «школами знаний», и еще недавно знания в будущую элиту там вколачивались самыми строгими способами, вплоть до порки. Как в таких условиях США смогли решить проблемы научно-технического развития — это отдельная большая проблема, но можно сразу заметить, что в значительной мере за счет мигрантов из Европы, причем в первую очередь из Германии и России (СССР). Тем более что, совершив в ХХ веке коллективное самоубийство — устроив две мировые войны, Европа дала гигантскую фору США — и экономическую, и, если так можно выразиться, человеческую. Но, наверное, не случайно в течение XIX и первой половины ХХ века сложилось своеобразное международной разделение труда, при котором большая часть выдающихся научных открытий осуществлялась в Европе, а их практическое применение — в Америке.

Директор московской школы № 57 Сергей Менделевич: «Мы вынуждены минимизировать соприкосновение школы с окружающим миром, чтобы сохранить остатки того, что сейчас называется пуританским отношением к труду, которое состоит в том, что Господу нужно служить в первую очередь трудом»
Фото: Митя Алешковский

Конечно, в жизни не бывает «химически чистых» «школы знаний» и «школы компетенций», однако в современном мире именно американскую школу можно считать максимально близкой к идеалу «школы компетенций», а японскую — к «школе знаний». После Второй мировой войны, когда соревнование двух систем распространилось и на сферу науки, узкий прагматизм американской школы был предметом постоянных тревог американского правительства. Средняя школа в США в послевоенное время прошла через четыре крупные реформы. Толчком для первой был запуск в 1957 году советского искусственного спутника. В 1961 году был опубликован доклад Национальной ассоциации образования, в котором по советскому примеру намечался резкий поворот в сторону политехнизации школьного образования. Однако уже к 1970 году в разгар кампании за гражданские свободы цели образования были, в определенном смысле стихийно, скорректированы в сторону большей свободы выбора школьником целей и предметов обучения (элективности), а количество обязательных предметов уменьшено в школах многих штатов до трех — язык и литература, математика, социальные науки. При этом средний срок преподавания математики снизился до года, физикой занималось 16% учащихся, алгеброй — 31%. Вот почему уже в 1983 году правительственная комиссия опубликовала доклад «Нация в опасности», в котором было предложено увеличить число обязательных предметов до пяти и существенно сократить элективность обучения. Однако и это, по мнению американского руководства, не дало желаемого результата, и в 2000 году был опубликован доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке под названием «Пока еще не слишком поздно», где в очередной раз отмечался низкий уровень естественнонаучного образования большинства школьников в средних школах США. Как отметила комиссия, «60% всех новых рабочих мест в начале XXI столетия требует квалификации и знаний, которыми обладают только 20% (американской. — “Эксперт”) рабочей силы». Комиссия предложила новый перечень мер по поднятию уровня американского среднего образования. Поскольку Советского Союза не стало, а России было не до образования, то в последнее время интерес американских специалистов по образованию переключился на Японию, за исторически короткие сроки достигшую выдающихся научных и технических успехов во многом благодаря своей системе образования. Американцы обращают внимание на следующие основные характеристики японской школы. В отличие от Америки, где одним из основных принципов является разделение учащихся по способностям, в Японии начиная с элементарной школы детей не распределяют по потокам, неуспевающих не оставляют на второй год, а дают возможность наверстать упущенное. По мнению японских педагогов, чем меньше говорится о способностях и больше — о необходимости приложения усилий, тем больше вы способствуете упрочению в детях мнения, что ключ к успеху доступен каждому. Как заметил один из американских педагогов, в японской школе, как нигде, действует принцип «Образование — это работа». Это сказывается в том числе и в высокой интенсивности учебного процесса. Если в США школьный год составляет 180 дней, то в Японии — 240. В Америке не задают домашних заданий, а в Японии считается, что на них ежедневно должно уходить не менее двух часов. В Японии действует единый для всех школ учебный план и элективность практически отсутствует. Более того, там практикуется система полной идентичности школ, которая должна обеспечить гарантированное конституцией равноправие граждан в получении образования. Наконец, в отличие от США в Японии естественнонаучные предметы являются обязательными с первого по десятый класс. Как заметил член-корреспондент РАО Александр Джуринский, «стремление минимизировать элективное обучение и сохранить под лозунгом эгалитаризма максимально единообразные программы напоминает школьную политику в бывшем Советском Союзе».

megaobuchalka.ru

Знания и компетенции на примере репок: kovaleva — LiveJournal

Компетенции – это теперь наше все. Считается, что человек, который приобрел некий набор компетенций, подготовлен ко всем поворотам, потому может вырастить себе новые в любой момент. Однако тут есть некий подлог, и хочется посмотреть ему в глаза.

Что такое компетенция? Это некий прикладной навык, который ты быстро достаешь из кармана, пускаешь в дело и получаешь много женщин и машин. Действительно, если в список компетенций входят такие приятные вещи, как «навыки освоения информационного пространства» и «навыки работы на компьютере», то их обладатель может собрать презентацию, быстренько прошерстив интернет на заданную тему. И за это похвалит начальство. Может быть. Однако если эти компетенции не растут из большого массива знаний, то такая компетенция будет иметь очень узкий спектр применения, и ее нельзя будет легко и быстро перепрофилировать.

Компетенция, которая растет из знания, будет более удобной для обладателя.

Большие знания в области иностранного языка означают уверенное знание грамматики, большой словарный запас — общей и специальной лексики, умение читать сложные тексты, знание коммуникативных особенностей другой культуры.

Такие знания дают мощную компетенцию, и их обладатель сможет быстро прочитать текст на знакомую тему и сделать выводы, а текст на незнакомую тему — одолеть в разумные сроки и все равно сделать выводы.

Что происходит с компетенцией, не имеющей знаний в основе?

Малые знания в области иностранного языка обычно включают в себя минимальный набор лексики и фраз по определенной теме. Они дают на выходе слабую компетенцию, обладатель которой может в разумные сроки разобраться в очень знакомой теме. Это всё. Больше он ничего не может.

Знания – это репка, из которой растет зеленый хвостик компетенций. Он густой и красивый. Его можно переориентировать на другие задачи. Он выглядит так:

Компетенция без знаний – это дохлый хвостик, который годится только под узкие задачи. Так выглядит компетенция без знаний.

Человек, у которого есть только компетенции без знаний, не сможет быстро перестроиться на другие задачи. Ему не из чего растить другие компетенции. Это невозможно. Сначала придется вырастить репку, либо с нуля растить другой дохлый хвостик.

Примеры людей, которые легко переходят из сферы в сферу, обычно только подтверждают эту истину, потому что всегда оказывается, что человек совершает все свои рывки, используя одну базу навыков. Например, умение организовать людей – быстро понять, кто что может и кто кому готов подчиняться, и выстроить иерархию в соответствии с этим пониманием. Здесь внутри репки заключены знание человеческой психологии, понимание конкретных производственных процессов, собственная рациональность и умение использовать чужую иррациональность. И все это очень большие области.

Вернемся к компетенциям. Возьмем идеальный список, который я стащила в одном уважаемом месте. Их выпускник по окончании вуза должен в частности:

— иметь знания по иностранному языку,
— иметь навыки работы на компьютере и участия в интернет-проектах,
— иметь знания об этикете, о культуре поведения,
— иметь знания и умения в области здоровья и здорового образа жизни,
— иметь навык брать на себя ответственность,
— знать процедуры ведения профессиональной деятельности специалиста и профессиональную этику.

После рассмотрения этого списка хочется закричать – ШТАААА? О чем это все? Какого объема знания по иностранному языку? Навыки участия в каких интернет-проектах? Какие процедуры? Подсознательно мы надеемся, что за каждой фразой скрывается мир, но напрасно. Узкие прикладные навыки ужасны тем, что их очень легко демонстрировать. Умеет человек быстро нашвырять фраз в пауэрпоинт – значит, умеет делать презентацию. Может выучить пять фраз по-английски – имеет навыки общения. Знает, что курить вредно – вообще молодец. Большое знание так легко не подделаешь. Именно потому, что оно большое. И учить ему сложно, а показывать еще сложнее, поэтому приобретение компетенций как конечная цель обучения выглядит куда как более симпатично.

При этом я догадываюсь, откуда взялась такая любовь к компетенциям. Мы же тут рисовали репки с хвостиками и хвостики без репок, да? Однако существует ситуация и репок без хвостиков.

Это условный портрет очень умных людей, которые обладают колоссальным запасом знаний и уникальной эрудицией, но пристроить все это добро никуда не могут. Т.е. вот у нас есть репки, которые сидят под землей, и от них никому ни холодно, ни жарко. Нет хвостика у репки, чтобы ее вытащить к людям. Эта ситуация не такая уж редкая, и она изрядно всех достала, но полное переключение на выращивание одних только компетенций – не выход.

Разумный подход — обладать несколькими крепкими блоками знаний, в которых хорошо ориентируешься, и несколько большим набором компетенций, не все из которых имеют мощную базу. Будем реалистами, нельзя быть специалистами во всем. Никакой жизни на это не хватит. У каждого человека есть список видов деятельности, с которыми он пойдет к специалисту, как только ситуация выйдет из-под контроля.

Вот, например, мои швейные навыки ограничены умением пришивать пуговицы  и зашивать какие-то мелкие дырки. А если мне захочется какое-то особенное платье, я пойду за ним в ателье. Это называется, там где ты ничего не можешь, ты не должен ничего хотеть. Но, например, у меня не было никаких проблем с тем, чтобы разобраться, как писать сценарии для анимации в формате whiteboard animation, где картинка статична, потому что я знаю, как делается обычная анимация в динамике, соответственно понимаю, где есть параллели, а где нет. И у всех, кто чем-то профессионально занимается, эта история выглядит примерно так.

В общем, выехать на одних компетенциях не получится. И обойтись без компетенций – тоже. Нужны знания и компетенции в разумных объемах и количествах. Тут будет уместно спросить – кто я такая и какое право имею? Я, товарищи, со свежими выпускниками все время по работе сталкиваюсь, хехе. Хрупкие они и нежные, такие же, как их компетенции.

kovaleva.livejournal.com

Навыки и компетенции разница | juristufa.ru

  • Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
  • Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.
  • А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:
  1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
  2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
  3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Вот чем являются компетентность и компетенция.

Ключевые навыки и деловые качества менеджера. правильное резюме

Важно

Во благо обществу Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность – это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям.

Внимание

Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил. Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки.

Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное – пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

12 компетенций: какие из них должны иметь ваши сотрудники?

Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют. Использование терминов Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность. Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса.

И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось. О компетенции и компетентности в общих чертах Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция.

Компетентность — это наличие знаний и опыта. профессиональная компетентность

Инфо

Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей. Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе.

Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма. Конкуренция на рынке труда Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Компетенции — для начинающих

Уровень мастерства» (4 балла): сотрудник владеет данной компетенцией, способен применять компетенцию в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности; – «Высший уровень» (5 баллов): у сотрудника высокая степень развития данной компетенции, он выступает с инициативами, относящимися к сфере применения компетенции. Также при оценке могут использоваться промежуточные баллы. Промежуточная оценка выставляется, когда сотрудник полностью освоил компетенцию на одном уровне, и находится в процессе освоения следующего уровня.


2 Описание уровней развития компетенций Для более точной оценки кандидатов в резерв можно использовать подробное описание различных уровней развития управленческих компетенций. 1 Управление конфликтами — целенаправленное воздействие на устранение или минимизации причин, породивших конфликт и на коррекцию поведения участников конфликта (Таблица 3.1.3).

Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С. Руководящий пост Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс.

Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых. Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель — выполнять обширный список задач.

Ведущий менеджер по подбору Полина пришла на встречу к директору департамента аналитики, чтобы обсудить несколько вновь открывшихся в компании вакансий. Даниил очень занятой человек и не любит длинных разговоров. «Видишь Колю? Парень молодец, пришел к нам и быстро растет, умный, ответственный, никогда не подведет. Прирожденный лидер. Мне нужно еще три таких как Коля».

« Даниил, рынок сейчас не самый лучший, хороших молодых специалистов на стартовую позицию найти тяжело, а опытные стоят совсем других денег». «Полин, ну это уже твоя работа, ты у нас подборщик. Описание вакансии есть, кого хочу я тебе объяснил, дело за малым». Полина возвращается на свое рабочее место и ломает голову как ей найти «троих как Коля».
Полине предстоит ответить на вопросы: что определит «похожесть» помимо образования и технических навыков? Оценка по компетенциям поможет справиться с подобными задачами.

Навыки и компетенции разница

Отличия в педагогике заключаются в следующем:

  1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
  2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека.

Разница компетенции и знания умения и навыки

В деталях, эти компетенции могут быть такими: Административные компетенции, предусматривающие управление работой, а именно включающие:

  1. Управление временем и расстановка приоритетов.
  2. Установка целей и стандартов.
  3. Планирование и составление графика работы.

Коммуникационные компетенции, включающие:

  1. Слушание и организация.
  2. Прозрачность коммуникации.
  3. Получение объективной информации.

Контролирующие компетенции или компетенции по сплочению групп, охватывающие:

  1. Обучение, наставничество и передача полномочий.
  2. Оценка сотрудников и их работоспособности.
  3. Консультирование и установление дисциплины.

Когнитивные компетенции, предусматривающие:

  1. Выявление и решение проблем.
  2. Оценка рисков и принятие решений.
  3. Точное аналитическое мышление.

1.

Николай и Константин учились на одной и той же специальности в престижном Московском вузе. Академические успехи молодых людей были на одном уровне, и даже темы дипломных работ оказались похожи. После выпуска оба пошли работать по специальности на одинаковые стартовые позиции в крупных западных компаниях.

Через год они встретились и решили сравнить успехи. Николай быстро зарекомендовал себя на работе и за год из специалиста вырос до исполняющего обязанности руководителя небольшого отдела. Менеджер Николая считает, что ему крупно повезло, что такой сотрудник пришел в компанию. Константин работает на позиции специалиста. Свою работу он выполняет достаточно хорошо, у руководителя возникают претензии к качеству выполнения, но это происходит не часто. Сам Константин понимает, что это «не его». Но «рынок пустой, хотя платят и немного, зато стабильно».
Size ]/Prev 525317/XRefStm 1884 startxref 0 %%EOF 2788 0 obj <</C stream hоb«`b«э«e«Ж[email protected]!v daрxСЦ€˜”7DPЕaўмШръТ§œѕlУїf|•,oy/˜-сedЮ9ШЏ›Т{ŒЕŒQиAя ?Ы ‡w<wБ\ТЦ:UЭˆqБ[Џ”IЦE4Ъщh†­›;„866;ДrHX4*LпrtЮ‹ї™V]‹іJфЉžoЊ]Uў»ЪкmЃЪЌ+ђЁС†g–ž№эйЖhEЧдe­ŠЛ»DnГ&œь6}дк#ХbPШфЕ=Auііq;ФюvћHІэнЦЇрЁ0-яўСЊбeК)Gg}t:ЦЫВЏ)rw=ыыFЇHSЂ7fН§#ОŽu{вe6ŸШѕ»: Ъ-aТ‘№ˆЅ‰3tЃУxflŽгˆ8ИР™]@EtЗ­Œ№6{…ЯhДPЪ y€ˆ6Ћщ\я3Ш8x„“Eшnw]Тl&0)ЮњВ–GУd‘ЭЦfЕоHКeЌшБР\іr$PбрI](k(щzˆу0 *!ЫХa$в4м.РmДNe„L:.Š j]@Ъ•mЂ –тDАв‚ПжˆXР9щcл6Q.&О†5т6Ш6pЕXЬ`штŸлкМфсьяќ…W№Ћ1ш5ў<№чЫ’€цŸ’иьфW0œ`HaўЪј‹(РЌ с{ЖиgcЫІАkЎrЎZ…Щс+љTЖ$šц§cv;дД†ƒй[email protected]М Р%В 4 endstream endobj 2787 0 obj <</DecodeParms<</Columns /Filter/FlateDecode/Index[173 2581]/Length 71/Size 2754/Type/XRef/W[1 1 1]stream hоьб10УА4ф‡b\c=t˜€еž4miЎ<Фƒ‡x№тСC<Фƒ‡x№тСC<Фƒ‡x№=~р.

juristufa.ru

Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема

Библиографическое описание:

Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/ (дата обращения: 05.08.2019).

Современная
социально-экономическая ситуация в России характеризуется глобальными
преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества, в том
числе и в сфере профессионального образования. Современный рынок
труда, основными характеристиками которого выступают гибкость,
изменчивость и высокая инновационная динамика, предъявляет новые
требования к соискателям рабочих мест. Среди этих требований
выступают: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации
профессиональной квалификации, грамотная деловая коммуникация,
способность к кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных
и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных
решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и
деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и
эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных
факторов и т.д. Как мы видим, требования работодателей определяются
не столько знаниями выпускников высших учебных заведений, сколько
способами деятельности («умение»,
«способность», «готовность»).


Таким образом, речь идет об особых новых
образовательных результатах системы профессионального образования, в
рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным
условием достижения требуемого качества профессионального образования
– о «профессиональной компетентности» и таких ее
составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые)
компетенции.


Эти изменения в части целей образования нашли
свое отражение в Федеральном законе «Об образовании», в
Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в
решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях
развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005
г., в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015
гг., что определило характер российского образования как
компетентностно-ориентированного.


В современной отечественной педагогике понятия
«компетентность» и «компетенция» активно
начали употребляться в 90-е гг. ХХ века в работах П.П. Борисова, И.А.
Зимней, В.А. Кальней, А.Г. Каспржак,
В. Ландшеер
, А.А. Пинского, М.В.
Рыжакова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е. Шишова, Б.Д. Эльконина
др. В настоящее время, в силу формирования концепции
компетентностного подхода, существует проблема единого определения
содержания терминов «компетентность» и «компетенция».
Осуществленный нами анализ научной литературы выявил
терминологическую разобщенность мнений по данному вопросу.


Приступая к анализу позиций исследователей по
данному вопросу, обратимся к лингвистическому толкованию данных
лексем. В Толковом словаре русского
языка находим
следующие определения: «Компетентный –
знающий, осведомлённый, авторитетный в
какой-либо области; а также второе значение –
обладающий
компетенцией [5]. В «Большом энциклопедическом словаре»
под компетенцией понимается: 1) круг полномочий, предоставленный
законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному
лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [1, с.557]. Как
мы видим и в том и в другом анализируемом понятии присутствует
знаниевый компонент, а также компонент сферы деятельности. Выявить
специфику данных понятий и определить отношения между двумя научными
категориями становится целью нашего доклада.


Группа разработчиков новых образовательных
стандартов во главе с академиком В.Д. Шадриковым исходит из
определения, согласно которому, «компетентность – это
новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное
проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств,
позволяющее решать функциональные задачи, составляющие сущность
профессиональной деятельности» [9, с.5]. Компетенция –
это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг
чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим,
что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу
вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции –
это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то
может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту
деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек
может решать конкретные задачи» [10, с. 15].


В рамках традиционного понимания результата образования осознается
компетентность Э.Ф. Зеером. По его мнению, компетентность это
интегративное качество личности, включающее в
себя систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для
выполнения определённого вида профессиональной деятельности [2,
c.23].


Л.Ю. Степашкина определяет компетентность через «…умение
человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт»
[4].


Уточняя качественные характеристики компетентности, М.A. Чошанов
выделяет три основных: критичность мышления, мобильность знания,
вариативность метода, используемого при решении функциональных задач
[8, с. 4]. Причем под первым понимается
способность специалиста из «множества
решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать
ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные
решения» [8, с. 4]. Такое
качество как мобильность знания подразумевает способность человека к
постоянному обновлению знания, освоению новой информации. Третья
характеристика вариативность метода фиксирует умение специалиста из
множества методов и способов решения проблемы найти наиболее
оптимальный для данных ситуативных условий.


Как ситуативно-деятельностную категорию, рассматривают компетентность
А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов, А.В.
Хуторской. С позиции данных ученых, это не просто набор знаний,
умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в
конкретной ситуации.
Соотношение двух категорий попытался описать А.В.
Хуторской. По его мнению, «к
омпетентность
– владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней и предмету деятельности. Компетенция –
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для
качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7].
Таким образом, если
компетенция – заранее заданное социальное
требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой
для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере,
то компетентность – уже состоявшееся качество личности
(совокупность качеств)
ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [6, с. 62].

Интересное уточнение вносит в понимание термина
«компетенция» как составляющей «компетентности»
И.А. Зимняя. Под компетенцией она предлагает понимать «…некоторые
внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования:
знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем
ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях
человека» [3, с. 40]. Такое понимание основных категорий
педагогики сквозь призму культуры человека, его воспитанности и
ценностей, позволяет решать не только методологические проблемы, но и
проблему качества образования в общем контексте его гуманизации.


Обобщая мнения исследователей по вопросу
специфики терминов компетентность/компетенция подчеркнем
обобщенный интегральный характер этих понятий по отношению к
«знаниям», «умениям» и «навыкам»
(не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное
содержание.) В понятие компетенции в качестве структурных компонентов
входят знания, умения, навыки, а также личностные качества
(инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию,
ответственность, толерантность и пр.), социальная адаптация (умение
работать в команде и вне ее), критическое мышление, а также опыт
профессиональной деятельности в избранной сфере. Лишь в совокупности
эти компоненты формируют поведенческие модели, а соответственно
компетентность человека в решении поставленных перед ним задач.


Предложенное выше рассмотрение
компетенции/компетентности в общем плане становления
компетентностного подхода к образованию свидетельствует, как это
отмечается всеми исследователями, об очень большой сложности их
измерения и оценивания, что дает возможность наметить новые пути в
разработке данного научного направления.

Литература:


  1. Большой энциклопедический словарь. –
    М., 1997. – 1456 с.


  2. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции,
    определяющие качество образования. // Образование в Уральском
    регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. –
    Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. – 2002. –
    Ч.2. – С. 23-25.


  3. Зимняя И.А. Ключевые
    компетенции – новая парадигма результата образования. //
    Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.
    34-42.


  4. Степашкина Л.Ю. Развитие
    общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной
    компетенции. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. –
    10 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm.


  5. Толковый словарь русского языка //
    http://www.vedu.ru/ExpDic/12640.


  6. Хуторской А.В.
    Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного
    образования. // Народное образование. – 2003. – № 2.
    – С. 58-64.


  7. Хуторской А.В. Определение общепредметного
    содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода
    к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал
    «Эйдос». – 2002. –
    http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.


  8. Чошанов М.A. Гибкая технология
    проблемно-модульного обучения: Методическое пособие – М.:
    Народное образование, 1996. – 160 с.


  9. Шадриков В.Д. Базовые
    компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. –
    2007. – N 6. – С. 5-15.


  10. Шадриков В.Д.
    Личностные качества педагога как составляющие профессиональной
    компетентности. // Вестник Ярославского
    государственного университета им. П.Г. Демидова.
    Серия Психология – № 1. – 2006. – С. 15-21.

moluch.ru

Компетенции и компетентностный подход в обучении

Библиографическое описание:


Окуловский О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 499-500. — URL https://moluch.ru/archive/47/5841/ (дата обращения: 05.08.2019).

Вступление
России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению
компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему
процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков»,
недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в
условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования
является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов
в соответствие с международными стандартами.


В Федеральных
государственных образовательных стандартах высшего профессионального
образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) компетенция зафиксирована
как «способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области», а результаты
обучения – как «усвоенные знания, умения, навыки и
личностные качества для успешной деятельности в определенной
области». При таких формулировках, которые в принципе являются
ключом к пониманию сущности компетенции и результатов обучения, на
наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому
что по данным определениям от выпускника-специалиста требуется для
успешной деятельности быть способным только к применению знаний,
умений и личностных качеств и не более того.


В этой связи предлагается
видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе
реализации усвоенных знаний, умений и сформированных личностных
качеств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого подхода
к обучению в высшем учебном заведении.


Исходя из этого, понятие
«компетенции», а также «компетентности» могут
быть сформулированы следующим образом:


  • компетенция – это
    способность осуществлять конкретную деятельность в определенной
    области на основе применения знаний и умений и проявления личностных
    качеств, делающих эту деятельность успешной;


  • компетентность – это
    способность (и готовность) осуществлять профессиональную
    деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных
    компетенций.

Развивая
последнее понятие, в более широком смысле можно сказать, что
компетентным будет тот специалист, чья деятельность, действия,
поведение адекватны появляющимся проблемам и, при этом, реализуются
соответствующие способности. Компетентный человек – это тот,
кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые
позволяют ему адекватно действовать в различных ситуациях,
активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и
способы деятельности.

В данном
определении основной акцент делается на формирование в ходе обучения
способности к деятельности, что соответствует принятому в мире
современному подходу к ориентации содержания образования на конечный
результат, выраженный в способности к действию, а не на овладение
суммой определенных знаний и умений. В этих понятиях в явном виде
присутствует функционально-деятельностный подход в образовании,
являющийся важнейшим принципом обучения.


В ФГОС ВПО-3
приводится определение результатов обучения как «усвоенные
знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с
предлагаемым подходом к определению «компетенции» и
«компетентности», результаты обучения должны
рассматриваться как «сформированная компетентность по
осуществлению профессиональной деятельности».


Возвращаясь к понятиям
«компетенция» и «компетентность», необходимо
отметить, что компетенции являются результатом прямого и косвенного
воздействия на обучающегося множества факторов учебного и
воспитательного характера. В [1] отмечается, что:


«…за
формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать»
только отдельные учебные дисциплины или даже содержание
образовательной программы. Компетенции – это также результат
образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной
среды и т.д.»;


«…компетентность
личности одновременно и потенциальна и относительна. Ибо о реальном
уровне ее сформированности можно будет судить только тогда, когда
выпускник непосредственно приступит к самостоятельной
профессиональной деятельности. В процессе же обучения в вузе можно
оценивать лишь компетенции».


В
педагогической науке уже устоялось восприятие компетенций как базовых
компонентов потенциальной компетентности, которую сможет
продемонстрировать выпускник вуза в будущем [1, 2, 3, 4]. В
дополнение к этому отмечается, что компетентностная модель выпускника
не является моделью специалиста, так как компетентность неразрывно
связана с опытом успешной деятельности, которого в ходе обучения в
вузе в должном объеме приобрети невозможно.


Суммируя изложенное,
предлагается следующее определение компетентностного подхода в
обучении.


Компетентностный подход –
это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, причем в
качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а
способность человека на ее основе адекватно действовать в различных
ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности).


Компетентностный подход
предполагает наличие в вузе системы формирования профессиональной
компетентности выпускников как специалистов.

Для
решения профессиональных задач специалист должен обладать
соответствующими конкретным профессиональным задачам компетенциями,
основными компонентами которых являются знания, умения, навыки и
личностные качества специалиста. Совокупность же профессиональных
компетенций, позволяющая выполнять весь перечень профессиональных
задач в конкретной области, составляет компетентность специалиста в
этой области.


Таким образом, общим
результатом обучения в вузе является сформированная компетентность
специалиста в определенной области, которая проявляется путем
реализации соответствующих компетенций при решении профессиональных
задач. Следовательно, при компетентностном подходе основное внимание
в учебном процессе должно уделяться формированию у обучающихся
профессиональных компетенций по всему спектру профессиональных задач,
выполняемых специалистом в его профессиональной деятельности.

Литература:


  1. Татур Ю. Г.
    Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. /
    Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. №3. –
    С. 20-26.


  2. Лернер И. Я. Формирование
    и развитие профессионалов в условиях современного образовательного
    пространства / И. Я. Лернер. – М.: Издательство университета
    Дружбы народов, 2006.


  3. Исаева Т.Е. Классификация
    профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. /
    Т. Е. Исаева // Педагогика. – 2006. – № 9. – С.
    55–60.


  4. Софьина В. Н. Развитие
    профессиональной компетентности специалиста в вузе и на
    производстве/ В. Н. Софьина // Монография. – СПб.: ЛГУ им. А.
    С. Пушкина, 2005. 144 с.

moluch.ru

это наличие знаний и опыта. Профессиональная компетентность :: BusinessMan.ru

Очень часто в обычной жизни встречается множество слов, значения которых, казалось бы, понятны всем. Однако это не всегда так. Порой человек не может дать определение даже самому обычному понятию. Компетентность – это довольно простое слово, но многие ли смогут дать ему верное определение? Что в него входит и о чём вообще говорит наличие или отсутствие компетентности? Данная статья ответит на эти вопросы.

Понятие компетентности

На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность – это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.

Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.

Передача опыта

Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность – определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.

Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.

Конкуренция на рынке труда

Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному работнику, и наличие базового уровня компетентности играет огромную роль.

Одно дело, когда на работу устраивается специалист, получивший специальное образование, но не имеющий опыта, и совсем другое — когда человек имеет огромный опыт в данной сфере. Да, наличие образования играет не последнюю роль в трудоустройстве, а где-то и вовсе невозможно трудоустройство без его наличия, но масса работодателей готовы пойти навстречу работнику, имеющему реальный опыт. И, конечно же, конкуренцию составит тот работник, у которого имеется и специальное образование, и практический опыт в нужной отрасли.

Различия понятий

Профессионализм и компетентность часто замещают друг друга, используются как синонимы. Но действительно ли верно такое замещение? Стоит понимать, что это немного разные по своему значению понятия. Под профессионализмом понимается не только наличие определённых знаний, но и само отношение к деятельности, специфике работы.

Профессионал всячески развивает свои умения, способствует достижению определённых результатов и целей, дорожит своим делом и местом в нём. Такие люди, как правило, отдают долгие годы своей жизни одному делу. Компетентность – это наличие определённых знаний и способность применить их таким образом, чтобы добиться нужного решения поставленных задач. В реальной жизни профессионала видно сразу, а вот компетентность нужно будет ещё подтвердить. Хоть и кажется, что данные понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.

Поддержка уровня компетентности

Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.

Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.

Руководящий пост

Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.

Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель — выполнять обширный список задач. В его компетенции находится и подборка персонала, и умение поддерживать дисциплину в коллективе, и координацию рабочего процесса, отстаивать интересы компании и дела. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому огромную роль играют личностные качества человека, его уровень стрессоустойчивости и взаимодействие с другими людьми.

Плюсы компетентности

Компетентность работника играет огромную роль во многих смыслах. Конечно, компетентный сотрудник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако возможно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое подчас становится прекрасным способом мотивации. В современном обществе трудно жить, имея небольшой доход, трудно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И наверняка никто не захочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются повышать уровень своих знаний и навыков.

Оценка компетентности работника определяется с помощью разнообразных методов и осуществляется либо HR-специалистом, либо руководителем определённого подразделения. Компетентность работника зачастую заметна даже без специального тестирования или мониторинга. Опытный представитель службы подбора кадров способен довольно легко определить необходимые задатки человека ещё на первичных этапах устройства работника.

Знание дела

Существует немало видов деятельности, в которых некомпетентный сотрудник может избежать ответственности или не нанести особого вреда компании. Но некоторые сферы деятельности требуют абсолютного знания дела и его специфики. Компетентность специалистов в таких учреждениях, фирмах, предприятиях играет огромную роль как для самого предприятия, так и для людей, пользующихся его услугами.

Примечательно то, что специалист не должен полагаться только на наличие профессиональных знаний, навыков и опытов, он должен также уметь самостоятельно анализировать свою деятельность и видеть её итоги. Личностные и профессиональные качества должны сочетаться в общую структуру, которая приведёт к положительным результатам, а не навредит. Умение правильно спрогнозировать итоги, разработать конкретный план по их достижению – главнейшая задача в любой деятельности.

Отсутствие компетентности

Компетентность – это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.

Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.

Компетентность в образовании

Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.

Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов – бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.

Профессионал своего дела

Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.

Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.

Во благо обществу

Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность – это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.

Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное – пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

businessman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о