Evidence from BEEPS Data) by Yuri Simachev, Anna Fedyunina, Valeriya Dubkovskaya :: SSRN
Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 4. С. 104–143
40 Pages Posted: 8 Dec 2021
See all articles by Yuri Simachev
National Research University — Higher School of Economics; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
National Research University Higher School of Economics
HSE Moscow
Date Written: August 12, 2021
Abstract
Russian abstract: В статье обсуждается специфика взаимосвязи конкуренции и инноваций в низко- и высокотехнологичных отраслях переходных экономик. Анализ проведен на основе данных Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) Всемирного банка по отраслям обрабатывающей промышленности в 32 странах и включает 8686 наблюдений. Если для низкотехнологичных отраслей переходных экономик выявлено существование перевернутой U-образной зависимости между конкуренцией и расходами на НИОКР, то для высокотехнологичных отраслей, в отличие от ситуации в странах с развитой экономикой, обнаружена монотонная зависимость, похожая на левую часть перевернутой U-образной кривой.

English abstract: The study discusses the relationship between competition and innovation in lowtech and high-tech industries in transition economies. The analysis is based on the World Bank’s Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) for manufacturing industries in 32 countries and includes 8,686 observations. We find an inverted U-shaped relationship between competition and R&D expenditure for low-technology industries, and a positive monotonic relationship for hightechnology industries, similar to the left side of the inverted U-shaped curve. The latter result is in contrast to the previous results for developed economies, which also find an inverted U-shaped relationship between competition and innovation. We assume that our results reflect the “localization” of competition in high-tech sectors of transition economies, when increased competition in the domestic market of transition economies is not restrictive by nature and may foster innovation activity.
Note: Downloadable document is in Russian.
Keywords: innovation, competition, transition economies, low-tech industries, high-tech industrie
Suggested Citation: Suggested Citation
Simachev, Yuri and Fedyunina, Anna and Dubkovskaya, Valeriya, Роль конкуренции в инновационной активности фирм в переходных экономиках (Empirical Analysis of the Role of Competition in Innovation Activity of Firms: Evidence from BEEPS Data) (August 12, 2021).
Чем занимаются субъекты рыночной экономики
- Субъекты рыночной экономики: определение
- Кто относится к субъектам рынка
- Домохозяйства
- Предприятия
- Государство
Рыночная экономика – система, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции и принципах свободы предпринимательства. Ее движущие силы – спрос и предложение.
Покупатели стремятся удовлетворить свои нужды, продавцы – получить прибыль. Рынок – место их непрерывного взаимодействия.
Субъекты рыночной экономики активно участвуют в этом процессе, принимают самостоятельные решения, преобразуют действительность для реализации собственных целей. Говоря простыми словами, это главные действующие лица на арене экономических событий.
Рыночная экономика сформировалась как саморегулируемая структура. С потребителя – спрос, с производителя – товар. Однако на определенном этапе стало понятно, что без участия третьей стороны не обойтись. Сегодня к субъектам рынка относят домохозяйства, предприятия и государство.
ДомохозяйстваОт слова «домохозяйство» так и веет нафталином. Но если не заглядывать в экономический словарь, значение у него очень простое. Это люди, ведущие обособленное хозяйство, – семья, пара или одиноко проживающий гражданин.
Домохозяйства – основные потребители товаров и услуг. Они формируют спрос, который стремятся удовлетворить производители – другая сторона экономических отношений.
Главные признаки домохозяйств:
- Автономность. Участники совместно принимают экономические решения, распоряжаются активами, распределяют между собой блага.
- Общая территория. Домохозяйства формируются из проживающих вместе людей. Если, например, супруги живут под одной крышей с родителями мужа, вчетвером они образуют одно домохозяйство. Если раздельно – то два.
- Тесный контакт. Участники не просто находятся на одной территории, но и постоянно взаимодействуют друг с другом.
Домохозяйства выполняют две важные функции. Рассмотрим их подробно.
- Распределение финансовых средств
Представьте семью из трех человек. Муж – руководитель предприятия, жена преподает в вузе, сын – студент-первокурсник.
80% средств в семейный бюджет вносит мужчина. Он тратит заработанные деньги на удовлетворение не только своих потребностей, но и на нужды жены и сына.
Если бы все члены семьи жили порознь и вели раздельный бюджет, то структура потребления была бы иной. Женщина тратила бы меньше денег на себя, а студенту и вовсе пришлось бы считать каждую копейку.
Чем крупнее домохозяйство, тем ярче выражено распределение средств. В больших семьях разница в доходах у людей может быть большой, а уровень жизни – примерно одинаковым.
Распределение средств чрезвычайно важно для экономики. С одной стороны, способствует снижению социальной напряженности. С другой – помогает формировать спрос в самых разных отраслях.
- Финансирование деятельности других субъектов
Удовлетворяя потребности, участники домохозяйств стимулируют развитие предпринимательской активности. Приобретение товара – своеобразная инвестиция в конкретный бизнес. Для экономики важно, чтобы деньги постоянно работали, а не лежали «под подушкой».
Чем больше в домохозяйстве участников, тем разнообразнее потребности. А значит, тем больше отраслей оно «спонсирует».
Чтобы домохозяйство процветало, нужно грамотно распоряжаться бюджетом. Поможет карта «Халва» от Совкомбанка. Крупные покупки можно совершать в рассрочку, а собственные средства хранить на накопительном счете.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Ключевое звено экономики – предприятия (организации). Именно они удовлетворяют потребности домохозяйств. Предприятие – самостоятельный субъект народного хозяйства, который:
- реализует товары,
- предоставляет услуги,
- или выполняет промышленные работы.
Основная цель предприятий – получение прибыли. Она формируется за счет разницы между ценой продукции для потребителя и затратами на производство. Чем лучше предприятие удовлетворяет потребности людей, тем выше прибыль.
Выделяют несколько принципов работы организаций:
- Самостоятельность.
Предприятие располагает имуществом и ресурсами, которыми вправе распоряжаться по своему усмотрению.
- Самоокупаемость. Доходы покрывают все издержки производства.
- Самофинансирование. Прибыли хватает не только на поддержание текущих показателей, но и на развитие фирмы.
- Материальная ответственность. Организация отвечает за результаты работы.
- Экономический расчет. Деятельность предприятия должна быть организована максимально эффективно.
Предприятия и домохозяйства – две стороны единого процесса. Они тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
В то же время они, как Инь и Ян, находятся в постоянном противоборстве. У потребителей и производителей диаметрально противоположные интересы. Первые стремятся удовлетворить потребности с наименьшими затратами, вторые – получить как можно большую прибыль.
Чтобы борьба не выходила из-под контроля и не нарушала хрупкое равновесие, в рыночной экономике существует третий субъект – государство. Ему отведена наблюдательная и контролирующая роль. Правительственные институты обязаны защищать права всех участников рынка.
У государства как субъекта рыночных отношений есть три основных признака:
- Императивный статус. Требования правительства обязательны для всех участников рынка. В конфликте интересов предприятий и домохозяйств государство должно соблюдать нейтралитет.
- Регулирующая роль. Свободная рыночная экономика без вмешательства извне – пока еще утопия. Однако воздействие государства не должно быть слишком грубым. Считается, что чем сильнее развита экономика, тем меньшее требуется вмешательство.
- Внерыночное происхождение дохода. Чтобы успешно регулировать деятельность других субъектов, государство должно стоять над ними. Оно не может конкурировать с предприятиями и «отнимать» у них часть прибыли.
Главным источником финансирования правительства являются налоги.
Основные инструменты, с помощью которых государство регулирует экономические процессы, – антимонопольная, налоговая и денежно-кредитная (монетарная) политика.
Что такое денежно-кредитная политика простыми словами
Антимонопольное законодательство создает основу для свободной конкуренции на рынке и защищает домохозяйства от неправомерных действий предприятий. Например, пресекает попытки нескольких крупных игроков договориться о необоснованном повышении цен на товары.
С помощью налоговой политики государство обеспечивает работу собственных институтов, а также занимается распределением средств. Сверхдоходные экономические отрасли (например, горнодобывающая промышленность) становятся «донорами» для неприбыльных сфер.
Монетарная политика – инструмент управления денежными потоками в стране. Во время активного экономического роста спрос начинает обгонять предложение. Возникает дефицит товаров, цены растут.
Чтобы притормозить инфляцию, Центробанк повышает ключевую ставку. Кредиты становятся более дорогими, объем денежной массы в обороте снижается. После достижения желаемых показателей инфляции правительство запускает обратный процесс.
Ключевая ставка Банка России
Пережить любые экономические потрясения поможет финансовая подушка безопасности. Разместите свободные средства в Совкомбанке. У нас каждый клиент сможет подобрать вклад с подходящими условиями.
Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями — вы сможете подобрать подходящий вариант. Высокая ставка убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!
Подведем итог. Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, предприятия и государство. Предприятия производят товары и услуги, домохозяйства их потребляют, а государство следит за процессом. Чем сильнее развита рыночная экономика, тем меньшее вмешательство правительства требуется для поддержания равновесия.
О нас — Управление по конкуренции и рынкам
Конкуренция на благо людей, бизнеса и всей экономики Великобритании
Когда конкуренция работает хорошо, выигрывают все. Наша цель — создать среду, в которой люди могут быть уверены, что получают отличный выбор и честные сделки, конкурентоспособные и честные предприятия могут внедрять инновации и процветать, а вся экономика Великобритании может расти продуктивно и устойчиво.
видео
Наши обязанности
Мы помогаем людям, предприятиям и экономике Великобритании, продвигая конкурентные рынки и борясь с недобросовестным поведением несколькими способами:
- мы расследуем слияния, которые могут привести к существенному ослаблению конкуренции. Если слияние может существенно снизить конкуренцию, CMA может заблокировать его или применить средства правовой защиты для решения этих проблем .
- мы принимаем меры против юридических и физических лиц, которые участвуют в картелях или антиконкурентном поведении
- мы защищаем людей от недобросовестной торговой практики, в том числе в случаях, когда несправедливое отношение предполагает наличие системной проблемы на рынке
- мы исследуем целые рынки, если мы думаем, что есть проблемы с конкуренцией или потребителями
- мы призываем правительство и другие регулирующие органы эффективно использовать конкуренцию в интересах потребителей
- мы подаем апелляции регулирующим органам по таким вопросам, как контроль над ценами
- мы предоставляем информацию и консультации людям и предприятиям о правах и обязанностях в соответствии с законодательством о конкуренции и защите прав потребителей
- мы предоставляем технические консультации, отчетность и мониторинг в отношении внутреннего рынка Великобритании через Управление внутреннего рынка.
- от 4 января 2023 г.
, мы будем предоставлять консультации, отчетность и мониторинг в отношении государственных субсидий через отдел консультирования по субсидиям.

Управление по конкуренции и рынкам (CMA) является независимым ведомством, не связанным с министерством. Наша работа контролируется советом директоров и возглавляется генеральным директором и старшей командой. Решения в некоторых расследованиях принимаются независимыми членами комиссии CMA.
Наш годовой план
Каждый год мы публикуем наш годовой план, в котором изложены приоритеты нашей работы. На период с 2023 по 2024 год мы излагаем наш план на 2 временных горизонта: наши амбиции и среднесрочные приоритеты на следующие 3 года, а также ключевые области, на которых CMA намеревается сосредоточиться в следующие 12 месяцев.
Расскажите нам о проблемах или проблемах с конкуренцией
Нам важно знать о любых проблемах на рынках или в конкретных организациях, но мы не всегда можем подробно ответить на индивидуальные жалобы.
Для получения дополнительной информации прочитайте наше руководство о том, как CMA обрабатывает информацию и жалобы.
Работа в CMA
CMA — это интересное место для работы, и у нас есть ряд вакансий, на которые мы набираем сотрудников.
Запросить кого-либо из CMA для выступления на вашем мероприятии
Запросы на участие спикеров CMA или участников дискуссии на мероприятиях следует отправлять с помощью нашей формы запроса выступающих.
Заполните форму как можно раньше до начала мероприятия. Чем ближе к дате мероприятия будет отправлена форма, тем меньше вероятность того, что мы сможем удовлетворить запрос.
Если вы не можете использовать нашу форму, напишите нам по адресу [email protected].
Аккуратно заполните форму и включите как можно больше подробностей.
Мы не можем гарантировать, что предложим кому-то выступить или что конкретное лицо будет доступно. Если мы не можем предложить человека, о котором вы просите, где это возможно, мы постараемся предложить другого человека для вашего мероприятия.
Заполните форму запроса спикера
Разнообразие и участие в мероприятиях
Стратегия равенства, разнообразия и интеграции CMA является ключевым приоритетом для организации. Мы полны решимости продвигать равные возможности и признаем разнообразие сотрудников, работающих в организации, а также потребителей и других заинтересованных сторон, которые являются частью более широкого сообщества, с которым мы работаем.
Поэтому мы стремимся понять шаги, предпринятые организаторами для обеспечения разнообразия и инклюзивности спикеров и участников их мероприятий. Пожалуйста, убедитесь, что на вопросы даны максимально полные ответы. Если мы считаем, что мероприятие не является инклюзивным, мы можем запросить дополнительную информацию, чтобы понять, как учитывалось разнообразие, прежде чем принять решение по запросу докладчика.
По любым вопросам, касающимся формы запроса докладчика, пишите на [email protected].
Прочтите устав CMA о персональных данных, чтобы узнать, как мы собираем, используем и передаем персональные данные в CMA.
Узнайте о типах информации, которую мы регулярно публикуем в нашей схеме публикации. Узнайте о нашей приверженности программе изучения валлийского языка. В нашей Хартии личной информации объясняется, как мы обращаемся с вашей личной информацией. Ознакомьтесь с нашей политикой использования социальных сетей.
Важная роль органов по вопросам конкуренции в продвижении конкурентного нейтралитета – На уровне
~ oecdonthelevel
Сообщество, занимающееся политикой в области конкуренции, часто сосредотачивается на действиях компаний, но государство также может принимать меры, которые существенно искажают конкурентную среду. В преддверии Глобального форума по конкуренции 2021 года Хорди Кальвет Бадемунт и Софи Флаэрти из ОЭСР анализируют, как вмешательство государства может повлиять на конкурентный нейтралитет, и основные инструменты, доступные органам по вопросам конкуренции для обеспечения равных условий.
«Конкурентный нейтралитет» — это , определяемый ОЭСР как принцип, в соответствии с которым всем предприятиям «обеспечиваются равные условия игры по отношению к государственному (включая центральный, региональный, федеральный, провинциальный, окружной или муниципальный уровни государство) собственность, регулирование или деятельность на рынке». Равное игровое поле позволит наиболее эффективным фирмам с лучшей продукцией выходить на рынок и расширяться, в то же время подталкивая неэффективные фирмы к уходу. Конкуренция поощряется, а это означает, что ресурсы оптимизируются, производительность повышается, а потребители пользуются преимуществами более низких цен, большего выбора, более качественных продуктов и услуг и большего количества инноваций.
Искажение конкуренции Вмешательство государства может нарушить равные условия игры несколькими способами, нарушив динамику рынка и ослабив конкуренцию, отдавая предпочтение одним участникам рынка по сравнению с другими. Примеры включают:
- Исключения из закона о конкуренции для определенных фирм или секторов могут значительно подорвать конкурентный нейтралитет. Для обеспечения конкурентного нейтралитета законодательство о конкуренции должно применяться и обеспечиваться недискриминационным образом в отношении всех предприятий, если иного не требуют приоритетные цели государственной политики. Кроме того, существующие исключения следует регулярно пересматривать, чтобы убедиться, что они по-прежнему оправданы и соразмерны.
- Нормативно-правовая база может также относиться к некоторым участникам рынка (включая государственные, частные, отечественные и иностранные предприятия) иначе, чем к другим, либо потому, что они не применимы ко всем конкурентам, либо потому, что они предусматривают выборочные исключения для определенных требований. Конкурентный нейтралитет требует, чтобы все предприятия, конкурирующие на рынке, подпадали под действие одних и тех же нормативных требований, независимо от их формы собственности, национальной принадлежности или организационно-правовой формы.
- Государственные закупки . Законодательство и условия тендера могут устанавливать требования или процессы, которые отдают предпочтение определенным типам компаний, таким как государственные предприятия (ГП) или отечественные предприятия, по сравнению с другими. Когда меры принимаются для поддержки определенных компаний (таких как малые и средние предприятия) по соображениям государственной политики, их следует тщательно рассматривать с точки зрения их эффективности и их вероятного влияния на конкуренцию.
- Меры государственной поддержки представляют собой финансовые льготы, предоставляемые государством предприятиям, которые могут избирательно отдавать предпочтение определенным фирмам, предоставляя им конкурентное преимущество на рынке перед конкурентами. Чтобы сохранить конкурентный нейтралитет, необходимо учитывать воздействие на конкуренцию при разработке и предоставлении мер государственной поддержки.
- Правила, определяющие предоставление исключительных и специальных прав, специально для оказания государственных услуг, могут дать одним предприятиям неправомерные преимущества перед другими и, в свою очередь, исказить конкуренцию.
Конкурентный нейтралитет может быть обеспечен путем выбора операторов коммунальных услуг посредством открытого, честного и прозрачного процесса торгов; принятие справедливых и прозрачных стандартов оплаты государственных услуг; и четкое определение любого исключительного права и ограничение его выполнением обязательства государственной службы.
Участники Глобального форума по конкуренции 2021 года обсудят потенциальные нарушения конкурентного нейтралитета, возникающие в результате действий государства, и роль органов по вопросам конкуренции в уравнивании правил игры. Обсуждение будет основываться на обширной работе ОЭСР по вопросам конкурентного нейтралитета, кульминацией которой стала недавно принятая Рекомендация о конкурентном нейтралитете .
Инструменты для органов по вопросам конкуренции Содействие конкурентному нейтралитету органами по вопросам конкуренции (2021 г.) У антимонопольных органов есть ряд конкретных инструментов, которые они могут использовать для обеспечения конкурентного нейтралитета. Эти инструменты можно разделить на три широкие категории .
Первый набор инструментов включает в себя юридические полномочия органов по вопросам конкуренции предотвращать нормативные и административные акты, искажающие конкурентный нейтралитет . Объем этих полномочий сильно различается в зависимости от юрисдикции. В некоторых случаях органы по вопросам конкуренции могут напрямую устранять антиконкурентные действия и даже штрафовать государственные органы (как правило, ГП) и государственных должностных лиц. Однако в других юрисдикциях органы по вопросам конкуренции могут оспаривать действия, наносящие ущерб конкурентному нейтралитету, только в суде. Обязательные к исполнению решения (органа власти или суда) могут быть особенно эффективными в обеспечении конкурентного нейтралитета.
Второй набор инструментов включает инструменты, позволяющие органам по вопросам конкуренции пересматривать законодательство и вносить свой вклад в инициативы по реформированию, предоставляя правительству рекомендации об их потенциальных последствиях для конкуренции. У антимонопольных органов есть хорошие возможности для проведения оценок конкуренции, учитывая их технические возможности, и они могут проводить их в соответствии с конкретными полномочиями или обязательствами или в рамках своих общих функций по защите интересов. Оценка конкуренции, как правило, проводится посредством обязательных оценок регулирующего воздействия, специальных оценок законов и нормативных актов, а также рыночных исследований или отраслевых опросов. Хотя рекомендации органов по вопросам конкуренции часто не имеют обязательной силы, различные органы сообщают о положительном влиянии их усилий по защите интересов.
Третий набор инструментов относится к контролю мер государственной поддержки . Хотя большинство режимов законодательства о конкуренции во всем мире играют ограниченную роль в этой области, очень немногие органы власти могут полагаться на более общие полномочия, позволяющие им вмешиваться против антиконкурентного вмешательства государства (обычно со стороны местных и провинциальных органов власти). Европейский союз является одним из этих немногих исключений, приняв режим государственной помощи, который включает в себя как предварительную процедуру проверки, так и механизм последующей оценки. Однако основная роль большинства органов по вопросам конкуренции в отношении государственной поддержки заключается в защите интересов. Органы по вопросам конкуренции могут, например, оказывать поддержку правительствам, разрабатывая руководящие принципы для государственных органов, в которых соображения конкуренции учитываются при разработке мер государственной поддержки.
Кто-то может возразить, что вопросы конкурентного нейтралитета нелегко решить в рамках существующих правоприменительных полномочий многих органов по вопросам конкуренции, однако правоприменительные полномочия существуют, а защита интересов остается мощным инструментом. Органы по вопросам конкуренции могут помочь свести к минимуму искажающие действия государства, взаимодействуя с правительствами и администрациями, чтобы убедить их в преимуществах выравнивания правил игры и поддерживая их в разработке нейтральной с точки зрения конкуренции структуры.