Производство матрешек: Фабрика матрёшек. Купить сувениры оптом от производителя.

Производство

Выбор подходящего ствола дерева

Для выточки каждой заготовки используется один ствол. Чем шире диаметр заготовки, тем больше и старше должно быть дерево. Диаметр каждой матрешки – это диаметр ствола дерева из, которого она была выточена.

Поиск и подбор подходящих стволов липы – это самый первый этап в процессе создания матрешек «Firebird»

Каждая матрешка по своему уникальна, ведь каждое ее место вытачивается из отдельного ствола дерева.

Просушка древесины

Прежде чем токарь приступает к работе, стволы липы тщательно просушиваются в течение пяти лет. Этот этап необходим, чтобы избежать деформации дерева при перепадах температуры. Только через пять лет степень влажности древесины позволяет приступить к работе.

Мы проверяем каждую заготовку на уровень влажности с помощью специального прибора – влагомера

Выточка заготовки

Каждая заготовка вытачивается вручную.

Абсолютно все заготовки Firebird точатся из липы, так как структура этого дерева наиболее податлива для резьбы и выточки заготовок, меньше всего подвержена деформации. Это самый надежный тип древесины для изделий, имеющих выпуклую форму.

Контроль качества заготовки

Каждая заготовка разбирается до самого последнего места и просматривается.

Сотрудник, ответственный за контроль качества древесины замеряет процент влажности каждой заготовки.

Допустимый уровень составляет не более 10%. Если в процессе проверки обнаруживаются заготовки с уровнем влажности дерева выше 10% — они не допускаются для дальнейшей работы.

Хорошо просушенное дерево – это залог качественного изделия, которое будет радовать обладателя долгие десятилетия с момента приобретения.

Роспись лица на матрешке

В Firebird росписью лиц занимаются художники портретисты.

У нас есть основная линейка лиц, которая состоит из чуть более чем 10 разных дизайнов. Но мы можем воплотить любую вашу фантазию.

В процессе росписи лица художник использует темперные, акриловые и иногда акварельные краски.

Обязательный инструмент художника портретиста – маленькое дамское зеркальце, которое можно найти в косметичке любой девушки.

Художники используют его для достижения 100% симметрии лица.

Роспись миниатюры на матрешке

Когда речь идет о сказочных сюжетах, мы ориентируемся на традиционные сюжеты лаковой миниатюры в стиле Федоскино, Палеха, Холуя и Мстеры.

Но мы не боимся экспериментировать и в нашем ассортименте присутствует большое количество необычных матрешек с копиями картин известных художников в таких стилях как поп-арт, конструктивизм, модернизм, реализм, а также матрешек для детей.

Оформление платка

Все этапы этого процесса хорошо видны на видеоролике.

Это наиболее трудоемкий, технологически сложный и длительный процесс.

Для оформления традиционного платка, автору понадобятся не только карандаши, кисти , темперные и акриловые краски, клей для дерева, эмульсия для позолоты, но и раскаленный утюг!

Роспись платка на матрешке, как правило, занимает от 5 до 7 дней.

Нанесение логотипа

Наши мастера наносят логотип вашей компании на изделие одним из нескольких возможных способов.

Контроль качества росписи

После каждого этапа росписи матрешка разбирается до последнего места и проверятся на соответствие всем стандартам качества Firebird.

Таким образом каждое изделие проходит 5 стадий контроля качества до того, как ее отправляют в лакировку (контроль качества заготовки, проверка на соответствие стандартам качества лица, миниатюры , платка главным художником и затем тщательная проверка изделия , готового к лакировке художником-реставратором)

Лакировка

На изделие наносится пять слоёв безопасного финского лака, без содержания вредных примесей. Лакировщики соблюдают технологический процесс лакировки для того, чтобы изделие прослужило долгие годы и сохранило свои качества.

Доставка

Мы качественно упакуем ваш заказ и доставим до вашего офиса.

При необходимости мы сами оформим все необходимые документы для таможни и организуем доставку любым удобным способом.

То пандемия, то война. Беды матрешек из Полховского Майдана

Село Полховский Майдан в Нижегородской области, по местной легенде, основано среди глухих лесов в 400 километрах от Москвы ссыльными казаками с Дона после разгрома восстания Степана Разина, и жителей его якобы считали «всполошными», неспокойными.

С XVIII века в селе занимались токарным промыслом: точили из дерева посуду, игрушки, разную утварь. В начале XX века начали делать матрешки, обучать этому местных приезжал мастер из Сергиева Посада. Игрушка была тогда очень дорогой: ее показали на выставке в Париже в 1900 году, и она приобрела популярность за границей. На матрешке можно было хорошо заработать, и вскоре в Полх-Майдане во всех дворах точили матрешку, семьями: муж точит, жена красит, дети помогают. Село богатело, продавало матрешки внутри страны и за границей, строилось солидными каменными домами даже после революции, при НЭПе. В 1930-е годы зажиточных мастеров стали раскулачивать. Промысел централизовали, появилась артель. Но домашнее производство матрешек не исчезало, и жители Полх-Майдана отправлялись торговать ими в другие города СССР. Выжил промысел и после крушения Советского Союза. Матрешки по-прежнему были популярны у иностранцев.

Удар по промыслу нанесла пандемия коронавируса, остановившая туризм. А как только отступила пандемия, началась война. Многие майданцы уехали в поисках работы в город, и неизвестно, вернутся ли к своему промыслу. Но остались и те, кто продолжает точить, красить, лачить и верить, что матрешка, уже пережившая тяжелые времена, переживет их и теперь.

Мастера Полх-Майдана в фильме документального проекта «Признаки жизни».

Монологи полх-майданцев

Сначала ковид начался, потом уже война. Думали, что ковид кончится, стали прививки делать, вроде его стало меньше, а тут война, а сейчас ковид опять. Не знаю, до чего доживем. Пока живем. Еще надеемся, только на что надеяться? Пенсию получим – живем. Хорошо, пенсию дают, прибавляют понемножку.

Два года уже матрешки не идут, так, единицы. Люди на заработки выезжают в Москву, в Нижний, в Саров, даже за границу. Сейчас люди все в разъездах, очень много домов пустует. Много [продукции] шло на Запад, на Украину много шло, в Беларусь. В Украину – у нас люди, кооператоры так называемые, собирали и возили, у них заказчики оттуда. Сейчас все мы вне закона, причина не в нас, да и не во власти, наверное, просто так мировое сообщество на нас карикатуры рисует, матрешки с клыками, агрессивная красавица-матрешка.

Наши комитетчики бедноты начали войну со своим народом

Майдан – это площадь, очищенная от леса. А речка у нас Полховка, уже в ручей превратилась. Императорская комиссия 1883 года говорила, что село Полховский-Майдан создано с людьми из разинских, пугачевских шаек. Специальная комиссия специально приезжала и выясняла. С другой стороны, по легенде мы вроде с Дона, казаки. Мне эта легенда нравится.

До 1961 года у нас не было в Полховском Майдане электричества промышленного, один человек точил матрешки, а другой человек вертел колесо, вертаки так называемые. Мы, если побаловаться, на этом колесе, на крюку катались, ребятишки малые, пробовали крутить, но оно было очень тяжелое, это колесо, где-то ростом было два метра, даже с лишочком. Тяжелый труд. Потом грунтовка, потом разрисовывать, потом покрывать лаком, а потом на ярмарки и прочее для реализации, этим жили. Этим занимались много десятилетий. Приезжал мастер из Подмосковья, где-то человек 10–12 обучал. Это было до революции. Революция нас сначала не коснулась вроде, но в 1918 году советскую власть провозгласили, Комитет бедноты. Наши комитетчики бедноты начали войну вести со своим промыслом, со своим народом. Начали конфисковывать, посчитали, что спекуляция какая-то.

Я, дочь, сноха красим матрешки, сын точит

Четыре поколения точно [занимались промыслом]. Я знаю, что дед, прадед и прапрадед. Не знаю, что будет дальше, может, чего-то наладится, может нет. Совсем не прекратится, я думаю. Я лично никак не могу бросить уже, я так и буду точить. Иностранцы обойдутся, пускай обходятся без наших матрешек. И так топить им нечем, хоть бы матрешек набрали, топили бы.

Я думаю, все восстановится, Майдан много переживал всего. На моей жизни было много всего, все пережили и все равно восстанавливались. Я думаю, что восстановится, не может быть, чтобы Майдан исчез.

Наши деды и прадеды все работали [в промысле], у меня и бабушка, и мать, – мать у меня пока жива, слава богу, 81 год, но она уже, конечно, не красит ничего, еще в огороде работает. Я, дочь, сноха красим матрешки, сын точит. С 10 лет красить начала. Мать приучала: «Не пойдешь на улицу, садись красить». Вся деревня у нас занимается этим. Если не отвлекаться, штук десять [за день] я могу полностью сделать. Надо же все бросать, ни в огород, никуда не выходить, только сидеть, красить, если заработать или что-то. А если в огород, еще внучата придут – это уже долго.

Стояла, стояла я и ничего не продала

Кто сам точил, красил и сам ездил [торговать]. Я ездила, когда мне наточат, я тогда сама накрашу, налачу и поеду. В Сочи ездила много лет, в Ялте была тоже, в Ярославль ездила, в Туле была, в Нижнем была.

Я поехала в Сургут, из Сургута поехали в Воркуту. Приехали, там ни души, только одни ухабины снежные. Что делать? Матрешек никому не надо. Идет одна чукча, на руках держит маленького.

Я ей матрешку показала, она махнула рукой, пошла дальше. Стояла, стояла я и ничего не продала. Воркута хороший город, денежный, я поехала за большими деньгами. Ничего не продала.

Такой мешок наложишь, несешь, тебя не видно. Стоишь, дрожишь, когда еще продашь. Конечно, было обычно перед 8 марта, когда мы ездили. Семь человек надо было воспитать, семь человек у меня было, все были обуты, одеты. Мы сами по себе, у каждого был свой подряд, у каждого был свой дом, все рисовали. Вот такие корзины были. Сейчас никуда, и ни с мешками, и ни с чем.

О нашей коллекции матрешек – Сырин – Славянские подарки ручной работы

Что такое матрешка?

Матрешка известна под многими именами: деревянная русская кукла, матрешка, кукла-укладчик, кукла-чайница, кукла-бабушка. Это набор деревянных расписных кукол уменьшающегося размера, вложенных одна в другую.

Эти ярко раскрашенные матрешки сделаны таким образом, что их можно разобрать по шву посередине, чтобы открыть маленькие куклы, входящие друг в друга. Набор матрешек можно выставлять отдельно или вместе.

Появившись чуть более века назад, матрешки очень быстро завоевали популярность и завоевали сердца людей во всем мире.

Символика

Матрешка (от латинского корня «матер», что означает «мать») считается символом материнства и семьи. Кукла-мать с многочисленными куклами-детьми прекрасно олицетворяет древнейший символ человеческой культуры.

История

История русских расписных матрешек имеет три периода.

Первый начинается с рождения русской матрешки (конец 1890 г.). Это было время подъема национального самосознания, большого мирового интереса к русской культуре. Особое внимание уделялось возрождению и развитию народной игрушки. Художественно-творческие мастерские предлагали работу высококвалифицированным творческим игрушечникам, проявившим инициативу и творческий подход. Легендарная первая матрешка была изготовлена ​​в мастерской «Детское воспитание» (Московская область). Выточить эту игрушку было поручено потомственному мастеру игрушек Василию Звездочкину. Первые образцы были написаны Сергеем Малютиным, который в то время также иллюстрировал книги для детей, используя цвета и стиль традиционного русского народного творчества.

С тех пор расписная матрешка является творением как минимум двух мастеров — высококвалифицированного мастера по дереву и народного или профессионального художника. Хотя первые расписные матрешки стоили довольно дорого, они быстро завоевали восхищение взрослых и детей.

В 1900 году русская матрешка с успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. После этого куклы стали известными и их популярность быстро росла. В 1911 заказов на матрешки посыпались из 14 стран.

Матрешочный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре после начала массового экспорта появился ряд других центров изготовления матрешек.

Самые крупные базировались в г. Семёнове Нижегородской губернии и в селе Полховский Майдан. Первый период длился до начала 1930-х годов и может быть охарактеризован как время свободного труда ремесленников. Это привело к созданию центров изготовления матрешек в старинных русских деревнях, богатых традициями народного творчества и ремесел.

Второй период, начавшийся в середине 1930-х и продлившийся до конца 1980-х годов, ознаменовался эпохой фабричного массового производства матрешек с совместной работой мастеров на государственных предприятиях. В этот период был создан самый северный в Вятке центр изготовления матрешек.

Наконец, третий период начался в начале 1990-х, когда восторжествовал свободный рынок изготовления матрешек. Это было и есть время так называемых «ремесленных матрешек». Хотя народные умельцы и ремесленники сохранили эстетические и вековые традиции народного творчества, начало зарождаться мастерство высокохудожественной росписи матрешки.

Современная матрешка — сувенир, олицетворяющий вековые народные традиции народного творчества и мастерства.

Процесс изготовления деревянных фигурок

Для создания матрешек, которыми восхищаются во всем мире, не используется современное оборудование.

Основная техника изготовления матрешек остается неизменной на протяжении десятилетий. Как правило, матрешки делают из липы (липы, липы, по-научному: липа), березы, ольхи или осины, но чаще всего используется липа. Деревья срубают в начале весны, затем с них снимают кору, оставляя несколько колец, чтобы древесина не растрескалась. Подготовленные бревна, сложенные в правильные штабеля с проветриванием, выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Только опытный мастер может сказать, когда материал готов.

Русские мастера уже имели значительный опыт токарной обработки деревянных изделий, входящих друг в друга (например, пасхальных яиц). В начальный период развития русской матрешки очень важную роль играл токарь. Изготовление куклы на токарном станке требует большого мастерства и умения работать с обманчиво малым набором инструментов: ножом и стамесками разной длины и формы. Каждую заготовку можно перевернуть до 15 раз, прежде чем матрешка будет готова. Все операции не предполагают никаких измерений и полагаются только на интуицию опытного мастера. Высококвалифицированные мастера точат матрешки с очень тонкими бортиками, что считается особым искусством токарной обработки матрешек.

Перед покраской необработанные кукольные заготовки обрабатываются маслом и клеевой грунтовкой на крахмальной основе, этот процесс способствует сохранению влаги. Несмотря на то, что в настоящее время можно встретить матрешки самых разных необычных форм — круглых или конусообразных, в виде шкатулок и подставок для бутылок, — фигурки, имитирующие женское тело, по-прежнему остаются самыми популярными.

Подобно роли матери в своей семье, процесс создания русских матрешек требует тяжелой работы, самоотверженности, целеустремленности и большой страсти.

Традиционные стили

Сергиев Посад

Конец XIX века принес настоящий «матрешковый бум». Чтобы удовлетворить неожиданный спрос, менее чем за несколько лет практически весь Сергиев Посад расписывал матрешки. Неслучайно первым и самым известным центром их изготовления стал подмосковный город Сергиев Посад. Издавна здесь работают производители различных деревянных сувениров, поделок и игрушек. Это было место, где опытные токари работали с превосходным сырьем, полученным из местных лип и берез. Своим первоначальным успехом сергивопосадская матрешка обязана наследию города как кузницы великих талантов, для которых разработка новых продуктов была второй натурой. Роспись выполнялась семейными картелями, где в процессе принимали участие даже дети и старики.

В первые десятилетия ХХ века мастера Сергиева Посада разработали собственную технику росписи и декорирования матрешек, основанную на их глубоких культурных корнях. Как правило, формы сергиево-посадских матрешек шире и меньше семеоновских. Сергиево-Посадская манера росписи несколько грубовата академической простотой и орнаментально-линейной стилизацией. Это искреннее, упрощенное, неприкрытое искусство завоевало всеобщее восхищение, было понято и встречено массами.

Семёнов

Семёнов — небольшой городок, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода, этот район известен старинными традициями деревянных ремесел. Эти старые традиции все еще живы и бережно лелеются. Город Семёнов стал крупнейшим центром изготовления матрёшек в России.

Матрешка Семёнова — архетип сильной, лучезарной, здоровой русской женщины, материнский символ — хранительница семейного очага. Ярко выраженный стиль Семёнова сейчас является самым узнаваемым изображением матрёшки в мире.

Семионовские традиции восходят к растительным орнаментам древней Руси. Художники Семёнова используют анилиновые красители. В рисунках преобладают два цвета — красный и желтый, которые в различных сочетаниях проявляются в платке, сарафане и фартуке этих матрешек. Фартук считается главным акцентом в дизайне кукол Семёнова, так как остальные детали костюма матрешки художники оставляют относительно простыми. Очень красочный и графичный букет цветов, пропитанных соком травы, украшает фартук. Традиционно букет рисуется на фартуке асимметрично и задает тон обширной цветовой гамме матрешки.

Польховский Майдан

Польховский Майдан — еще один центр изготовления матрешек, расположенный в Нижегородской области. Первые матрешки здесь изготавливались методом выжигания по дереву, затем местные умельцы расписывали этих деревянных кукол растительным орнаментом. Матрешки оклеиваются, ярко раскрашиваются анилиновыми красками, а затем покрываются лаком.

Цвета матрешек Полховского Майдана ярче и выразительнее семеновских. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый используются в контрасте друг с другом. Матрешки Полховского Майдана расписаны в крестьянском примитивизме, напоминающем детские рисунки. Этот стиль известен своим узором в виде большого цветка шиповника, окруженного нераспустившимися бутонами. Этот цветок считается символом женственности, любви и материнства.

Вятка

Вятская матрешка самая северная в России. На ней изображена девушка с Севера с нежной застенчивой улыбкой. Лицо девушки настолько очаровательно, что с годами приобрело широкую известность. Вятский стиль отличается детальной прорисовкой глаз с большими темными зрачками и без линии нижнего века, пышными ресницами, рыже-каштановыми волосами и своей знаменитой улыбкой. Еще одной отличительной чертой вятских матрешек является парное исполнение, плоские растительные мотивы или узорчатый орнамент. В тональной гамме фартука чаще всего преобладает красный цвет. Вятские матрешки – самые яркие северные представители этого вида народного традиционного искусства.

Матрешка

Матрешка — самый известный и популярный русский сувенир. Представляет собой набор расписных деревянных кукол уменьшающихся размеров, спрятанных одна внутри другой. Количество вложенных фигур обычно колеблется от трех до десяти, но в некоторых редких случаях может достигать 50 и более. Традиционная матрешка представляет собой женщину в русском крестьянском платье с платком на голове.

Традиционная русская матрешка

Имя куклы — уменьшительно-ласкательная форма имени «Матрена». В дореволюционной России это было женское имя, наиболее популярное в крестьянских семьях. Оно произошло от латинского корня «матер», что означает «мать». Это имя связано с матерью большого семейства, которая была полной здоровой женщиной. На западе куклу часто называют «русской куклой» или даже «куклой-бабушкой», что неверно, потому что «бабушка» по-русски означает бабушка.

Трудно представить, что матрешки не существовало до конца 19 века. Первая русская матрешка была вырезана в 1890 году в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей известному меценату Савве Мамонтову. В усадьбе жили и работали многие художники. Кукла представляла собой девочку в традиционном платье, держащую в руках петуха. Меньшие куклы внутри были мальчиками и девочками, а самой маленькой был младенец. Первую матрешку вырезал Василий Звездочкин по эскизу расписавшего куклу Сергея Малютина. Существует легенда, что русский художник был вдохновлен старой японской куклой фукурума, которая также была матрешкой, изображающей лысого буддийского монаха.

Фукуруму, бог из Японии

В 1900 году русская матрешка была представлена ​​на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность. С этого момента многие люди в Европе заинтересовались русской куклой и захотели получить этот сувенир из России. Производство первой матрешки началось в Сергиевом Посаде, русском городе, известном не только своим Троице-Сергиевым монастырем, но и искусными мастерами. Сергиев Посад был старорусским центром деревянных ремесел. Когда матрешка стала пользоваться таким спросом, сергиево-посадские мастера сумели воспроизвести первую матрешку, и вскоре были разработаны новые дизайны матрешек.

Весь набор изготовлен из одного и того же куска дерева, чтобы дерево одинаково реагировало на изменение влажности и температуры. Самый распространенный материал – липа и береза.
Если мастер по моей ошибке повредил одну деталь, то испорчен весь набор (их может быть семь, десять, а то и больше). Каждая кукла расписана вручную и покрыта аж семью слоями лака.

Современные художники создают множество новых стилей матрешек. Очень популярен набор российских и советских лидеров, включая Путина, Медведева, Ельцина, Горбачева, Брежнева, Хрущева, Сталина и Ленина. Другие популярные темы включают цветочные, религиозные коллекции, коллекции животных, портреты и карикатуры на известных политиков, музыкантов, спортсменов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *