Не в компетенции: Как пишется: вне компетенции или внекомпетенции?

что с этим делать — Офтоп на vc.ru

Автор: Юрий Моша, основатель компании «Русская Америка»

262 просмотров

В любом коллективе время от времени возникает ситуация, когда сотрудник отказывает в помощи коллективу либо, умолчав о том, что знает способ решения возникшего вопроса, либо прямо говоря о том, что ему не платят за помощь и советы коллегам. Конечно, явление не приятное для любого коллектива, но подобная ситуация не может произойти на ровном месте. Лично я вижу, по опыту моей работы над проектом «Русская Америка» и «Второй паспорт», для нее, по крайней мере, две причины. И вина за такое поведение сотрудника полностью лежит на руководителе.

Токсичный сотрудник или попросту мерзавец

Как правило, подобные ситуации возникают между опытным сотрудником и новичком. Первый, уже имея опыт решения каких-либо вопросов, построения схем и выстраивания рабочих процессов в определенном направлении, отказывается делиться опытом с новичком. Просто потому что не считает нужным тратить свое драгоценное время на наставничество, за которое ему не платят. Еще одна причина, по которой сотрудник позволяет себе такое поведение – это самоутверждение за счет коллектива. Он любыми способами каждому показывает свое превосходство, он не вовлечен в командную работу, ему безразличны общие цели, для него важен только его личный процесс, который выполняется безупречно — он выполняет только то, за что ему платят. Да, такой сотрудник, действительно бывает классным специалистом, у которого работает то, что не могли запустить десяток человек. Но каким бы профи он ни был, в коллективе он живет только тем, что портит жизнь окружающим.

К сожалению, очень часто руководители вполне осведомлены о том, что один единственный сотрудник делает работу всей команды невыносимой. Но все выходки токсичного сотрудника остаются без внимания, поскольку тот качественно выполняет свою работу и, что самое опасное, он в состоянии замкнуть многие жизненно важные процессы для компании на себе.

И подобное попустительство руководства дает право токсичному сотруднику легко сказать: «знаю, как лучше, но не скажу, это не в моей компетенции и мне за это не платят».

Из личного опыта могу дать совет. Если вы, как собственник и руководитель бизнеса, не хотите, чтоб ваша компания развалилась – избавляйтесь от подобных сотрудников как можно скорее. В идеале, конечно, выявлять токсичных надо еще на начальном этапе, что бы потом не пришлось ликвидировать последствия в виде развалившегося коллектива и, к примеру, утери базы контактов партнеров.

Руководитель сам создал условия для возможного явления

  • Если сотрудник помогает коллегам в решении важных вопросов и налаживании необходимых процессов, то чаще всего, он рассчитывает на какое-либо внимание со стороны руководства — если не повышения, то хотя бы благодарности на общем собрании. И если руководитель на постоянной основе воспринимает это как должное, то рано или поздно инициативный сотрудник просто перестанет помогать.
    Тем более что это не входит в его обязанности.
  • Инициатива бывает наказуема. И коллектив, и руководство привыкает к тому, что один сотрудник из личных побуждений всегда выполняет, к примеру, контрольную проверку финансового отчета. И если в силу обстоятельств и собственной занятости он этого не сделал, а в расчетах ошибка, то, как правило, все шишки сыпятся именно на него. Хотя эта работа не входит в его обязанности, и он за это деньги не получает.
  • Навешивание допнагрузки от старших сотрудников. Такое часто происходит с новичками. На первых порах новички с удовольствием на себя берут часть чужой работы, для того что бы показать на что они способны. Но, к сожалению, очень быстро найдется много людей, желающих загрузить новичка по самые уши своей работой покладистого и инициативного новичка. А руководству ведь что главное? Главное, что работа делается! Разумеется, что рано или поздно, если сотрудник не сбежит, то у него возникает желание, как минимум, сопротивляться подобным неоплачиваемым обязанностям.
    И это желание, мне кажется абсолютно справедливым и оправданным.
  • Еще одной важной причиной для подобных заявлений может быть реальная загрузка сотрудника. И прежде чем негативно реагировать на нежелание помочь, проверьте, действительно ли у сотрудника есть время и возможность без ущерба для своей работы, объяснять, как правильно делать, как нужно построить и что необходимо учесть.

Такие моменты легко отслеживаются руководством, и тут важно правильно на них реагировать – либо освободить сотрудника от дополнительных нагрузок, либо поощрять как морально, так и материально. Иначе рассчитывать на его альтруизм у вас нет никакого морального права.

Проект: Центр компетенций

Идёт регистрация Для студентов бакалавриата, магистратуры и специалитета от 18 лет

Центр компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих универсальных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе студенты получают «паспорт компетенций», а работодатель – специалистов с развитыми не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями.

Центры компетенций охватывают более 120 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей». 

Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.

Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.

Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.

Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.

Что такое Центры компетенций?

Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.

При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:

«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».

Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:

«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».

Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:

  1. Нет единого понимания набора компетенций. Представление о наборе необходимых навыков разнится среди работодателей, вузов, специальных оценочных компаний. Часто одни и те же компетенции называют по-разному, не раскрывая их содержания. Например, лидерство, стратегическое лидерство, аутентичное лидерство и т.д.
  2. Отсутствуют общепринятые инструменты оценки таких компетенций. Даже если работодатель и университет говорят об одних и тех же навыках, измеряют они их по-разному.
  3. У каждого конкретного работодателя (в первую очередь, конечно, крупного) свой набор необходимых компетенций.
  4. У каждого университета свое видение подготовки студентов по направлению «гибких навыков». У некоторых такового видения нет вовсе.

Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.

Зачем нужны Центры компетенций?

Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.

Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.

Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.

Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.

Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:

«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».

О типах Центров компетенций

В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:

  1. Отраслевые Центры. Их цель – обеспечить формирование кадров для определенной отрасли или группы отраслей. В качестве примеров можно привести Московский государственный университет пищевых производств, на базе которого открыт Центр компетенций для пищевой промышленности, а также Кубанский государственный аграрный университет, на базе которого развернут Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли.
  2. Региональные и макрорегиональные Центры. Их цель – эффективное насыщение кадрами региональных работодателей-партнеров вуза. Яркий пример – Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО).
  3. Сетевые Центры. Разворачиваются на базе вузов с широкой сетью филиалов в регионах России. Яркий пример – РАНХиГС.
  4. Университетские, или научно-исследовательские Центры компетенций. Один из примеров – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова.
  5. Корпоративные Центры компетенций. В качестве примера выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ключевой работодатель Центра компетенций на базе СПбПУ – ПАО «Газпром».
  6. Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке». 

Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.

А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» в рамках проекта «Центры оценки и развития управленческих компетенций в российских образовательных организациях» совместно с ведущими преподавателями и бизнес-тренерами разработала 11 онлайн-курсов: «Саморазвитие на основе жизненных целей», «Сотрудничество в профессиональной среде», «Роль культуры правил в стабилизации процессов в организации», «Стрессоустойчивость в современном мире», «Анализ информации для принятия решений», «Коммуникативная грамотность», «Клиентоориентированность как образ мышления», «Эмоции и коммуникация», «Планирование и организация», «Ориентация на результат», «Лидерство: основы» (подробнее о курсах на официальном сайте проекта).  

Онлайн-курсы сопровождаются вебинарами от авторов, которые отвечают на вопросы, возникающие у слушателей в процессе обучения и при выполнении домашних заданий, проводят разбор кейсов по теме занятия, обсуждают варианты обратной связи по типичным промежуточным и итоговым заданиям, а также выполняют совместно с участниками практические упражнения по заявленной теме.

Какие компетенции оценивают у студентов?

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».

Наибольший общий интерес представляют компетенции:

1.     Партнерство и сотрудничество

2.    Клиентоориентированность

3.    Планирование и организация

4.    Ориентация на результат

5.    Анализ информации и выработка решений

6.    Следование правилам и процедурам

7.    Коммуникативная грамотность

8.    Саморазвитие

9.    Лидерство

10. Стрессоустойчивость

11.  Эмоциональный интеллект



Конференция «На одной волне с университетами»

Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.

Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.

Какой охват Центров компетенций?

За время существования проекта создано 79 Центров компетенций, они работают в 42 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту диагностику по всем базовым компетенциям прошли более 200 тысяч студентов.

Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 53 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций.  Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны. 

В части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК), Институтом развития профессионального образования (ИРПО). Благодаря сотрудничеству с НАРК, ИРПО сетка Центров компетенций представлена в каждом субъекте Российской Федерации. 

В каких университетах открыты Центры компетенций?

В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:

Центральный федеральный округ

1.     Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

2.     Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.

3.     Московский государственный строительный университет – отраслевой Центр компетенций. 

4.     Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.

5.     Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.

6.     Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.

7.     Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.

8.     Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

9.     Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.

10.   Российский государственный гуманитарный университет – университетский Центр компетенций.

11.   Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.

12.   Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева – отраслевой Центр компетенций.

13.   Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И.М. Губкина –отраслевой Центр компетенций.

14.   Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.

15.   Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.

16.   Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – сетевой Центр компетенций.

17.   Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

18.   Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.

19.   Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.

20.   Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.

21.   Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

22.  Институт развития профессионального образования – отраслевой Центр компетенций.

23.   Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых – региональный Центр компетенций.

24.   Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского – региональный Центр компетенций.

25.   Курская академия государственной и муниципальной службы – университетский Центр компетенций.

26.   Российский государственный университет туризма и сервиса – университетский Центр компетенций.

27.   Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова – региональный Центр компетенций.

Северо-Западный федеральный округ

28.   Балтийский федеральный университет им. И. Канта – региональный Центр компетенций.

29.   Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.

30.  Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.

31.   Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.

32.   Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.

33.   Череповецкий государственный университет – университетский Центр компетенций.

34.   Псковский государственный университет – университетский Центр компетенций.

35.   Коми республиканская академия государственной службы и управления – отраслевой Центр компетенций.

Южный федеральный округ

36.   Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.

37.   Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.

38.   Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.

39.   Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

40.   Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

41.   Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.

42.   Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 университета, подведомственных Министерству сельского хозяйства.

43.   Волгоградский государственный технический университет – университетский Центр компетенций.

44.   Севастопольский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

Приволжский федеральный округ

45.   Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.

46.   Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – университетский Центр компетенций.

47.   Пермский государственный национальный исследовательский университет – региональный Центр компетенций.

48.   Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.

49.   Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.

50.   Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.

51.   Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова – региональный Центр компетенций.

52.   Уфимский университет науки и технологий – региональный Центр компетенций.

53.   Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева – региональный Центр компетенций.

54.   Ульяновский государственный университет – региональный Центр компетенций.

55.   Центр компетенции на базе учебного центра министерства труда и занятости населения Оренбургской области – региональный Центр компетенций.

Уральский федеральный округ

56.   Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.

57.   Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.

58.   Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.

59.   Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.

60.   Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.

61.   Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.

62.   Тюменский индустриальный университет – университетский Центр компетенций. 

63.   Тюменский государственный медицинский университет – отраслевой Центр компетенций.

64.   Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.

Сибирский федеральный округ

65.   Кемеровский государственный университет – региональный Центр компетенций. 

66.   Национальный исследовательский Томский государственный университет – университетский Центр компетенций.

67.   Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.

68.   Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники – университетский Центр компетенций.

69.   Центр компетенций в сфере молодёжного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

70.   Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

71.   Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

72.   Сибирский государственный медицинский университет – университетский Центр компетенций.

Дальневосточный федеральный округ

73.   Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

74.   Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – региональный Центр компетенций.

75.   Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема – университетский Центр компетенций.

Северо-Кавказский федеральный округ

76.   Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

77.   Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова –университетский Центр компетенций.

78.   Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.

79.   Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

Социальные сети:
ВКонтакте

Компетентность, некомпетентность и некомпетентность – Том Грейвс / Tetradian

администратор Опубликовано