Развитие конкуренции
Федеральный уровень
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Федеральный закон от 16.02.2022 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2016 № 43 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 мая 2014 г. № 266 «Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05. 09.2015 № 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации «
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р (ред. от 23.12.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р»
Письмо И.Шувалова от 02.04.2014 № ИШ-П13-2189 «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (утратил силу)
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2019 № 1059/19 «О внесении изменений в приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.08.201 № 1232/18 «Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах Российской Федерации»
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.08.2018 № 1232/18 «Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах Российской Федерации»
Разъяснения применения ряда положений Методик расчета ключевых показателей развития конкуренции
Региональный уровень
Распоряжение Губернатора Смоленской области от 29. 12.2021 № 1702-р «О реализации в Смоленской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Распоряжение Губернатора Смоленской области от 08.10.2019 № 1524-р ( в ред. от 24.12.2021) «О внедрении в Смоленской области Стандрта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Распоряжение Губернатора Смоленской области от 30.12.2019 № 2058-р (в ред. от 10.01.2022) «О должностных лицах, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции в органах исполнительной власти Смоленской области»
Распоряжение Губернатора Смоленской области от 25.01.2021 № 47-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Смоленской области от 30.12.2019 № 2058-р»
Распоряжением Губернатора Смоленской области от 29.12.2015 № 1570-р «О внедрении в Смоленской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Муниципальный уровень
Приказ начальника Департамента экономического развития Смоленской области от 16. 06.2022 № 29/01-01 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по разработке планов мероприятий по содействию развитию конкуренции в муниципальных образованиях Смоленской области»
Электронные услуги
Государственная политика по развитию конкуренции
Молодняков Евгений Иванович
Глава муниципального образования город Саяногорск
Фотогалерея
Государственная политика по развитию конкуренции
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И СТАТЬИ 32 И 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 18.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»
Национальный План развития конкуренции с изменениями от 20.
Разъяснение ФАС об анализе состояния конкуренции
Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ
ФЗ от 18.09.2009 №381 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ с изменениями 2022 года
ФЗ от 13.03.2006 №38 «О рекламе» с изменениями 2022 года
Изменения в национальном плане («дорожной карте) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 — 2025 годы (в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.07.2022 N 1905-р)
Мероприятия по развитию конкуренции до 2030 года
Доклад о состоянии конкуренции за 2021 год
ПРИКАЗ от 11 марта 2020 г. N 130 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12 октября 2020 г. N 2645-р
Федеральный Закон о защите конкуренции от 02.07.2021
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р
Приказ ФАС России от 18. 03.2020 N 289/20 (ред. от 22.03.2022) «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020 — 2024 годы)»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13 июля 2020 года N 190-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 21.12.2017 № 618
Перечень поручений по итогам заседания Госсовета по вопросу развития Конкуренции (утв. Президентом Российской Федерации 15.05.2018 №Пр~817ГС)
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 №768~р;
О внесении изменений в приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2018 года № 1232/18 «Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах Российской Федерации»
ПРИКАЗ от 29 августа 2018 г. N 1232/18 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК ПО РАСЧЕТУ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Черная книга» антиконкурентных региональных практик
«Белая книга» проконкурентных региональных практик
Основные события Конкурентное право и политика 2021 – Россия
Диссонансные антимонопольные тенденции в 2021 году
В 2021 году в России заметно обозначились тенденции в антимонопольной сфере. С одной стороны, были долгожданные события, такие как Пленум Верховного суда. Трудно оценить значение этого документа, поскольку он был крайне необходим для регулирования антимонопольных отношений в России. Помимо прочего, Пленум распределил бремя доказывания между участниками рынка и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, запретил преследование предпринимателей по формальным признакам, усложнил наказание картелям.
Напротив, можно увидеть и менее оптимистичные тенденции, продемонстрированные различными решениями ФАС. В 2021 году мы стали свидетелями того, как ФАС оказывала давление на ИТ-отрасль, особенно на иностранные ИТ-компании.
Рекордный штраф почти в миллиард рублей, который ФАС наложила на Apple в России, является признаком глобального заката монополии западных ИТ-гигантов, а также сигналом намерения регулятора отстаивать интересы российских IT-компании решительнее на внутреннем рынке. Это заявление было гордо заявлено на официальном сайте ФАС в мае 2021 года со ссылкой на статью, условное название которой гласило: «Закат ИТ-монополизма».
Вроде бы ФАС позиционирует себя главным ярым в войне с международными ИТ-компаниями, но ее действия выглядят неоправданными и устрашающими для международного бизнеса. Отношение ФАС к участникам ИТ-рынка условно можно разделить на две области: судебная практика и законодательные стимулы. Начнем с первого.
Судебная практика
В 2021 году ФАС рассмотрела множество дел, касающихся глобальных цифровых платформ. Как указали в госоргане, основной целью таких дел является необходимость защиты потребителей от злоупотреблений со стороны цифровых монополий. Рассмотрим несколько наиболее знаковых кейсов, которые повлияют на регулирование ИТ-рынка.
ФАС против Booking.com
Booking.com запретил отелям устанавливать цены на других сайтах и указывать более высокие цены, чем установил агрегатор. Агрегатор получает комиссию от отелей за каждое бронирование, поэтому он не получит прибыль, если турист просто посмотрит цены на платформе, а затем сделает бронирование на сайте отеля. ФАС пришла к выводу, что такое поведение нарушает антиконкурентное законодательство, и указала, что российский гостиничный бизнес попал в зависимость от агрегатора. Он потребовал исключить из договоров с гостиницами условия о паритете цен как в части цен на гостиничные услуги, так и в части условий предоставления этих услуг.
24 ноября Арбитражный суд города Москвы оставил в силе штраф в размере 1,3 млрд рублей, наложенный ФАС на Booking.com за злоупотребление доминирующим положением на российском рынке, а чуть ранее Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил, что Booking.com .com нарушил положения Федерального закона «О защите конкуренции».
Этого решения вполне можно было ожидать, поскольку подобные дела против Booking.com уже рассматривались в Европе относительно давно. Подробный анализ этого дела можно увидеть здесь, но споров по поводу того, почему и арбитражный суд, и ФАС не учли доводы Booking.com, по-прежнему много.
ИТ-компания указала, что введение пункта о паритете нельзя считать злоупотреблением доминирующим положением, поскольку это выгодно средствам размещения. Booking.com попытался сослаться на позицию Верховного суда, в которой указывалось, что при оценке наличия злоупотреблений в поведении доминирующего лица суд должен обращать внимание на законные интересы этого лица. Ключевым моментом является то, что такое поведение может быть признано приемлемым, если оно экономически выгодно для контрагентов.
Ни суд, ни ФАС не согласились с обоснованием Booking.com преимуществ использования паритета цен для отелей, и теперь на платформу возложена обязанность выплатить штраф в размере 1,3 млрд рублей в казну государства.
ФАС против Apple
Как было сказано выше, ФАС вынесла Apple предупреждение и потребовала устранить нарушение, связанное с невозможностью оплаты пользователями товаров в приложениях из каталога App Store по внешним ссылкам. Пункт 3.1 Руководства по обзору App Store запрещает разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок вне App Store. Apple требует от разработчиков убрать ссылки на их интернет-ресурсы и изменить функционал приложения, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. В противном случае компания не допустит приложения в App Store. ФАС пришла к выводу, что таким образом Apple злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке распространения iOS-приложений.
Позже ФАС сообщила, что возбудила дело против Apple, поскольку американская компания не выполнила требования ФАС о прекращении злоупотребления доминирующим положением в сфере распространения iOS-приложений.
Apple тогда подала иск в ФАС и намерена оспорить предписание государственного органа об обязанности информировать клиентов App Store об альтернативных способах оплаты. На самом деле Apple сталкивалась с этим вопросом в разных странах мира, и позицию ФАС нельзя было расценивать как неожиданный удар.
Ранее Окружной суд Соединенных Штатов (Северный округ Калифорнии) обязал Apple прекратить запрещать разработчикам призывать к альтернативному приему платежей в деле Epic Games . В результате компания обновила правила использования маркетплейса в США и ряде других стран, но не в России. В других юрисдикциях, таких как Южная Корея, был принят специальный законодательный акт для защиты разработчиков, которые теперь могут не платить комиссию Apple и направлять своих пользователей на оплату через различные платформы.
В 2021 году ФАС уже не в первый раз берет под свой контроль американского ИТ-гиганта. Стоит отметить, что чуть более полугода назад ФАС наложила на Apple оборотный штраф в размере 906 299 392,16 рубля за нарушение антимонопольного законодательства по запросу российской организации «Лаборатория Касперского». Было установлено, что компания Apple злоупотребляла своим доминирующим положением в распространении мобильных приложений на операционной системе iOS посредством ряда последовательных действий, приводящих к конкурентному преимуществу собственных продуктов. Одновременно имели место негативные последствия из-за ухудшения условий распространения продуктов конкурентов (таких как приложение родительского контроля, которое называется Kaspersky Safe Kids).
ФАС vs Яндекс
Следует отметить, что ФАС работает не только с иностранными ИТ-компаниями, но и со своими российскими коллегами. Несмотря на критику дел против иностранных компаний, есть случаи, когда ФАС стоит на страже общественных интересов.
Безусловно, первым спором, привлекающим особое внимание, является дело Яндекс. В августе 2020 года ИТ-коалиция из восьми онлайн-сервисов подала в ФАС жалобу на появление на странице результатов поиска интерактивных виджетов Яндекса — так называемых колдунов. В последние годы Яндекс активно продвигает свои компании в поисковой системе, делая их более заметными. По сравнению с органической выдачей они визуально выделяются, направляя пользователей исключительно на онлайн-сервисы Яндекса.
Своими действиями Яндекс создал угрозу добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг. Продвигая свои услуги за счет монопольного положения в поисковой выдаче, Яндекс переводит трафик на эти сервисы, лишая этого другие компании, в результате чего страдают новые сервисы. По словам членов ИТ-коалиции, Яндекс отнимает значительную часть трафика конкурентов через свои методы продвижения. Таким образом, пользователям нравятся не самостоятельные сервисы, а развиваются сервисы, входящие в экосистему Яндекса. При этом колдуны не маркируются как реклама, что вводит пользователей в заблуждение, и с этим согласилась Федеральная антимонопольная служба.
ФАС вынесла предупреждение Яндексу за создание дискриминационных условий в поисковой системе. В течение месяца компания должна была устранить это нарушение. Однако Яндекс не выполнил требование. Судебный процесс начался, и первое судебное заседание по этому делу состоялось в сентябре, после чего стало известно, что ФАС и «Яндекс» ведут переговоры о мировом соглашении. В результате процесс был отложен, чтобы дать сторонам возможность урегулировать спор во внесудебном порядке. Следующее судебное заседание состоится 20 декабря.
Похоже, чтобы заключить мировое соглашение с ФАС, Яндекс просто был вынужден пойти навстречу своим конкурентам. Российский ИТ-гигант начал интегрировать в колдунов продукты, услуги и контент конкурентов. Но, к сожалению для Яндекса, даже если удастся заключить мировое соглашение с ФАС, на этом дело не закончится.
Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) завершил расследование практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистем. Регулятор пришел к выводу, что Яндекс занимает доминирующее положение на рынке рекламных услуг в поисковой выдаче в России. Более того, эксперты ЕЭК выявили признаки нарушения компанией правил соревнований в части использования колдунов.
ЕЭК не смогла возбудить дело против Яндекса, так как выявила нарушения только на территории России. Комиссия передала все материалы в ФАС. Если будет установлен факт ограничения конкуренции со стороны Яндекса, компании грозит оборотный штраф.
Законодательные стимулы
Законодательные стимулы ФАС также направлены в максимально возможной степени на установление контроля над международными ИТ-компаниями.
Закон «Об отчислении»
История началась с Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России» (закон «Об отложении» ). Он обязывает иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 000 пользователей из России открывать официальные филиалы или представительства в России с 1 января 2022 года. Очевидно, что этот закон распространяется на все крупные международные ИТ-компании.
Иностранная ИТ-компания должна зарегистрировать личный кабинет на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Роскомнадзор — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации, а также надзор за защитой персональных данных.
Для размещения электронной формы обратной связи с гражданами или организациями РФ будет создан личный кабинет. Для тех, кто отказывается выполнять требования закона, предусмотрен ряд санкций – в том числе запрет на рекламу собственных ресурсов и размещение рекламы, направленной на граждан РФ, а также запрет на денежные переводы и полный или частичная блокировка ресурсов-нарушителей.
В последующем ФАС подготовила проект постановления о правилах рассмотрения ею дел, связанных с нарушениями Федерального закона «О рекламе». Проект уточняет порядок запрета на размещение рекламы иностранных ИТ-компаний, нарушающих требования закона «Об установлении».
ФАС предлагает в оперативном порядке рассмотреть заявления Роскомнадзора о запрете на размещение рекламы иностранными ИТ-компаниями, проигнорировавшими закон «Об установлении». Документ разработан и опубликован ФАС. Проект уточняет порядок запрета на размещение рекламы иностранных ИТ-компаний, нарушающих требования закона «Об установлении».
Роскомнадзор направит в ФАС заявление о принятии решения о запрете распространения рекламы той или иной компании. ФАС должна рассмотреть заявление в течение семи рабочих дней. При этом ФАС сможет принимать решения без участия лица, в действиях которого содержатся признаки правонарушения, и без вынесения определения о возбуждении дела.
Данная процедура носит формальный характер и не предполагает какой-либо оценки решения Роскомнадзора. Постановления ФАС могут быть обжалованы в суде в течение трех месяцев, но их обжалование не приостанавливает их действия. Представляется, что такое нормативное предписание — нечто иное, чем ограничение прав иностранных ИТ-компаний.
Обратите внимание, что на момент написания данной статьи проекту был присвоен статус «Отказ от продолжения разработки».
Пятый антимонопольный пакет
Остается добавить, что в 2022 году ФАС планирует принять Пятый антимонопольный пакет, который, в том числе, защитит потребителей от злоупотреблений со стороны цифровых монополий.
Проект Пятого антимонопольного пакета был представлен в начале 2018 года. Его появление заключалось в невозможности эффективного применения стандартных категорий антимонопольного регулирования на цифровых рынках. ФАС предложила ввести дополнительные критерии, которые позволили бы относить владельцев крупных инфраструктурных площадок и интернет-площадок к доминирующим субъектам.
В целом у этого законопроекта очень хорошая цель — внести правовую определенность в антимонопольные споры с участием цифровых платформ и участников ИТ-рынка. На данный момент фактически нет четких критериев, как определить, имеют ли цифровые платформы доминирующее положение. Возникают вопросы, как правильно оценивать случаи доминирования со сделками крупных ИТ-компаний и с цифровыми активами. Перед ФАС также стоит необходимость оценки добросовестности действий различных социальных сетей, маркетплейсов и агрегаторов в борьбе за количество пользователей, определяющих рыночную власть и доходы без каких-либо установленных критериев. Такая ситуация может привести к неоднородности судебной практики и негативным последствиям для всего ИТ-рынка.
Заключение
Признавая ключевую роль ФАС в России в регулировании антимонопольной сферы и ее попытки гармонизировать правовое регулирование в этой сфере, мы получили некоторые тревожные сигналы, которые мы получили в 2021 году. ФАС наглядно продемонстрировала, что это государственное учреждение с энтузиазмом подхватило нынешнюю государственную тенденцию к особому надзору за иностранными компаниями. Мягко говоря, такая предвзятость выглядит совершенно необоснованной и, прямо скажем, пугающей. Иностранные ИТ-компании демонизируются, и эта тенденция не приведет ни к чему, кроме оттока иностранного капитала.
Необходимо ли это в текущей экономической ситуации? Вопрос риторический. Остается надеяться, что ФАС изменит вектор своей деятельности в отношении иностранных ИТ-компаний и сможет создать условия, при которых любой участник рынка, как местный, так и иностранный, будет в равной степени заинтересован и сможет получать прибыль, быть частью российской экономики.
План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского союза от российского природного газа – анализ
МЭА (2022), План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского Союза от российского природного газа , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/a-10-point-plan-to-reduce -Европейский-союз-зависимость-на-российском-природном-газе, Лицензия: CC BY 4.0
- Поделиться в Твиттере Твиттер
- Поделиться на Facebook Facebook
- Поделиться в LinkedIn LinkedIn
- Поделиться по электронной почте Электронная почта
- Поделиться в печати Печать
Скачать
- Скачать сводную инфографику Скачать «Скачать сводную инфографику»
- Отчет + инфографика (французский) Скачать «Отчет + инфографика (французский)»
- Отчет + инфографика (немецкий) Скачать «Отчет + инфографика (немецкий)»
- Отчет + инфографика (итальянский) Скачать «Отчет + инфографика (итальянский)»
- Отчет + инфографика (японский) Скачать «Отчет + инфографика (японский)»
- Отчет + инфографика (китайский) Скачать «Отчет + инфографика (китайский)»
- Сводная инфографика (польский) Скачать «Сводная инфографика (польский)»
Газоснабжение
- Срок действия контрактов с «Газпромом» на импорт газа в объеме более 15 млрд м3 в год истекает к концу 2022 г.
, что соответствует примерно 12% поставок газа компании в ЕС в 2021 г. в год должны истечь к концу этого десятилетия.
- Это дает ЕС четкое краткосрочное окно возможностей для значительной диверсификации своих поставок газа и контрактов с другими источниками, используя возможности импорта, предоставляемые его крупной инфраструктурой СПГ и трубопроводов.
Влияние: Использование истекающих долгосрочных контрактов с Россией снизит предусмотренные договором минимальные уровни «бери или плати» для российского импорта и обеспечит большее разнообразие поставок.
1. Отсутствие новых договоров на поставку газа с Россией
- В дополнение к предыдущему пункту наш анализ показывает, что добыча внутри ЕС и импорт трубопроводов за пределы России (в том числе из Азербайджана и Норвегии) могут увеличиться в течение следующего года на 10 млрд кубометров с 2021 года. Это основано на предположениях более высокая загрузка импортных мощностей, менее плотный график летнего технического обслуживания и производственные квоты/потолки пересматриваются в сторону повышения.
- ЕС имеет больший краткосрочный потенциал для наращивания импорта СПГ, учитывая его широкий доступ к резервным мощностям по регазификации.2 Торговля СПГ по своей природе является гибкой, поэтому решающими переменными в ближайшей перспективе являются наличие те, у которых есть некоторая свобода действий по контракту в отношении пункта назначения, и конкуренция за эти поставки с другими импортерами, особенно в Азии.
- Теоретически ЕС может увеличить приток СПГ в краткосрочной перспективе примерно на 60 млрд куб. которые ограничивают спрос на импорт в других регионах) это будет означать исключительно тесные рынки СПГ и очень высокие цены.
- Принимая во внимание текущие форвардные цены и баланс спроса и предложения СПГ, мы предусмотрели в нашем Плане из 10 пунктов увеличение импорта СПГ ЕС на 20 миллиардов кубометров в следующем году. Своевременной закупке СПГ может способствовать активизация диалога с экспортерами и другими импортерами СПГ, повышение прозрачности и эффективное использование мощностей регазификационных терминалов СПГ.
- Увеличение нероссийских трубопроводных поставок и поставок СПГ предполагает согласованные усилия по устранению утечек метана как в Европе, где утечки оцениваются в 2,5 млрд куб. которые сегодня сжигают значительное количество газа.
- В краткосрочной перспективе потенциал для расширения поставок биогаза и биометана ограничен из-за сроков реализации новых проектов. Но этот многообещающий низкоуглеродный сектор предлагает важный среднесрочный потенциал роста добычи газа в ЕС. То же самое относится к производству низкоуглеродистого водорода посредством электролиза, который зависит от новых проектов по производству электролизеров и ввода в эксплуатацию нового низкоуглеродного поколения. Увеличение производства низкоуглеродистых газов жизненно важно для достижения целей ЕС по сокращению выбросов к 2030 и 2050 годам.
Воздействие: Около 30 млрд м3 дополнительных поставок газа из нероссийских источников.
2. Замена российских поставок газом из альтернативных источников
- Хранение газа играет ключевую роль в удовлетворении сезонных колебаний спроса и обеспечении страховки от непредвиденных событий, таких как скачки спроса или дефицит предложения, которые вызывают скачки цен.
Ценность безопасности, обеспечиваемой газовыми хранилищами, еще выше во времена геополитической напряженности.
- Нынешние узкие сезонные ценовые спрэды на европейских газовых рынках не создают достаточных стимулов для закачки газа в хранилища в преддверии отопительного сезона 2022-2023 гг., о чем свидетельствуют результаты недавних аукционов по хранению газа в ЕС. Согласованный подход к минимальным обязательствам по хранению для коммерческих операторов на едином газовом рынке ЕС вместе с надежными рыночными механизмами распределения мощностей обеспечат оптимальное использование всех доступных мощностей для хранения в ЕС.
- Наш анализ, основанный на опыте последних лет, показывает, что уровень заполнения не менее 90% от рабочей емкости хранилища к 1 октября необходим для обеспечения адекватного буфера для европейского газового рынка в течение отопительного сезона. Учитывая истощенные сегодня объемы хранилищ, закачка газа в 2022 г. должна быть примерно на 18 млрд куб. в преддверии следующего зимнего сезона.
Воздействие: Повышает устойчивость газовой системы, хотя более высокие требования к закачке для пополнения хранилища в 2022 году повысят спрос на газ и поддержат цены на газ.
3. Ввести минимальные обязательства по хранению газа для повышения устойчивости рынка
Энергетический сектор
- Уже ожидается, что в 2022 году рекордное увеличение мощностей солнечной фотоэлектрической и ветровой энергии, а также возвращение к средним погодным условиям увеличат выработку в ЕС этих возобновляемых источников более чем на 100 тераватт-часов (ТВтч), т.е. рост более чем на 15%. по сравнению с 2021 годом.
- Согласованные политические усилия по ускорению дальнейшего добавления мощностей возобновляемых источников энергии могут обеспечить еще 20 ТВт-ч в течение следующего года. Большинство из них будут представлять собой ветровые и солнечные фотоэлектрические проекты коммунального масштаба, сроки завершения которых могут быть перенесены на более ранний срок путем устранения задержек с получением разрешений.
Это включает в себя уточнение и упрощение обязанностей между различными разрешительными органами, наращивание административного потенциала, установление четких сроков для процесса выдачи разрешений и оцифровку заявок.
- Более быстрое развертывание солнечных фотоэлектрических систем на крышах может сократить счета потребителей. Краткосрочная программа грантов, покрывающая 20% затрат на установку, может удвоить темпы инвестиций (по сравнению с базовым прогнозом МЭА) при стоимости около 3 миллиардов евро. Это увеличит годовую выработку солнечных фотоэлектрических систем на крышах до 15 ТВтч.
Воздействие: Дополнительные 35 ТВт-ч производства новых проектов по возобновляемым источникам энергии в течение следующего года сверх уже ожидаемого роста от этих источников сократят потребление газа на 6 млрд м3.
4. Ускорить развертывание новых ветровых и солнечных проектов
- Атомная энергетика является крупнейшим источником электроэнергии с низким уровнем выбросов в ЕС, но в 2021 году несколько реакторов были отключены для технического обслуживания и проверки безопасности.
Возвращение этих реакторов в безопасную эксплуатацию в 2022 году наряду с началом коммерческой эксплуатации завершенного Финляндия может привести к увеличению выработки атомной энергии в ЕС на 20 ТВт-ч в 2022 году.
- Однако новый этап закрытия реакторов помешает восстановлению производства: к концу 2022 года планируется остановить четыре ядерных реактора, и еще одно в 2023 году. Временная отсрочка этих закрытий, проведенная таким образом, чтобы обеспечить безопасную работу электростанций, может сократить спрос на газ в ЕС почти на 1 млрд кубометров в месяц.
- Большой парк биоэнергетических электростанций в ЕС в 2021 году работал примерно на 50% от своей общей мощности. Эти станции могли бы производить на 50 ТВтч больше электроэнергии в 2022 году, если будут созданы соответствующие стимулы и устойчивые поставки биоэнергии.
Воздействие: Дополнительные 70 ТВт-ч выработки электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов, что снижает использование газа для производства электроэнергии на 13 млрд м3.
5. Максимально увеличить выработку электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов: биоэнергетика и ядерная энергия
- При сегодняшней структуре рынка высокие цены на газ в ЕС приводят к высоким оптовым ценам на электроэнергию, что может привести к неожиданной прибыли для компаний. Это имеет серьезные последствия для доступности электроэнергии, а также для экономических стимулов для более широкой электрификации конечных пользователей, что является ключевым элементом перехода к экологически чистой энергии.
- По нашим оценкам, расходы государств-членов ЕС на смягчение последствий кризиса цен на энергоносители для уязвимых потребителей уже составляют около 55 миллиардов евро.
- Рост стоимости электроэнергии в определенной степени неизбежен, когда цены на газ (и CO 2 ) высоки. Но нынешние оптовые рынки создают возможности для получения прибыли многими производителями электроэнергии и их материнскими компаниями, которые значительно превышают затраты, связанные с эксплуатацией или возмещением капитала.
Текущие рыночные условия могут привести к сверхприбыли в размере до 200 миллиардов евро в ЕС от газа, угля, атомной энергии, гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии в 2022 году. Затем эти налоговые поступления должны быть перераспределены среди потребителей электроэнергии, чтобы частично компенсировать более высокие счета за электроэнергию. Меры по налогообложению сверхприбылей уже приняты в Италии и Румынии в 2022 г.
Воздействие: Снижает счета за электроэнергию для потребителей, даже когда цены на природный газ остаются высокими, предоставляя до 200 миллиардов евро для смягчения воздействия на уязвимые группы.4
6. Принять краткосрочные меры для защиты уязвимых потребителей электроэнергии от высоких цен
Секторы конечного использования
- Тепловые насосы представляют собой очень эффективный и экономичный способ обогрева домов, заменяя котлы, использующие газ или другие ископаемые виды топлива.
Ускорение ожидаемого развертывания за счет удвоения текущих темпов установки тепловых насосов в ЕС позволит сэкономить дополнительно 2 млрд кубометров газа в течение первого года, что потребует дополнительных инвестиций в размере 15 млрд евро.
- Наряду с существующими рамками политики адресная поддержка инвестиций может стимулировать расширение установок тепловых насосов. В идеале это лучше всего сочетать с модернизацией самих домов, чтобы максимально повысить энергоэффективность и снизить общие затраты.
- Замена газовых котлов или печей тепловыми насосами также является привлекательным вариантом для промышленности, хотя масштабирование развертывания может занять больше времени.
- Переход с газа на электричество для отопления зданий может привести к увеличению спроса на газ для производства электроэнергии, в зависимости от ситуации. Однако любое увеличение будет намного ниже, чем общее количество сэкономленного газа. Такой сдвиг также перенесет сезонные колебания спроса с рынка газа на рынок электроэнергии.
Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления дополнительно на 2 млрд м3 в год.
7. Ускорить замену газовых котлов тепловыми насосами
- Энергоэффективность — это мощный инструмент для безопасного перехода на экологически чистую энергию, но для достижения значительных результатов часто требуется время. В этом плане мы рассмотрим, как повысить скорость прогресса, сосредоточив внимание на мерах, которые могут быстро изменить ситуацию.
- В настоящее время только около 1% строительного фонда ЕС обновляется каждый год. Быстрое увеличение до дополнительных 0,7%, нацеленное на наименее эффективные дома и нежилые здания, возможно за счет стандартизированной модернизации, в основном за счет улучшения изоляции. Это сэкономит более 1 млрд кубометров газа в течение года, а также принесет пользу для занятости, хотя и потребует параллельных усилий по совершенствованию цепочек поставок материалов и развитию рабочей силы.
- Это ускорение темпов модернизации зданий и развертывания тепловых насосов в краткосрочной перспективе ускоряет изменения, которые являются частью политики ЕС. Согласно прогнозам, к 2030 году Директива Европейского Союза по энергоэффективности и Директива по энергоэффективности зданий в рамках программы «Fit for 55» сократит спрос на газ в зданиях на 45 млрд кубометров в год по сравнению с сегодняшним днем.
- Многие домохозяйства устанавливают интеллектуальные средства управления отоплением (интеллектуальные термостаты), чтобы сократить счета за электроэнергию и повысить домашний комфорт, и это простой процесс, который можно быстро масштабировать. Утроение текущей скорости установки, составляющей около одного миллиона домов в год, снизит потребность в газе для отопления домов дополнительно на 200 млн кубометров в год при общей стоимости в 1 миллиард евро. Эти устройства можно стимулировать с помощью существующих программ, таких как субсидии домохозяйствам или схемы коммунальных обязательств.
- Ежегодное техническое обслуживание газовых котлов может быть использовано для обеспечения того, чтобы водогрейные котлы в домах устанавливались на оптимальную для эффективности температуру, но не выше 60 °C.
- Помощь малым предприятиям (МСП) в повышении эффективности позволит сэкономить энергию, а также поможет защитить эти предприятия от волатильности цен. Во многих государствах ЕС действуют эффективные программы, предлагающие МСП аудит энергоэффективности и консультации, которые могут быстро и эффективно экономить энергию. Расширение их масштабов до 5% малых и средних предприятий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере 250 млн м3.
Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления еще почти на 2 млрд куб. м в год, снижая счета за электроэнергию, повышая комфорт и повышая конкурентоспособность промышленности.
8. Ускорение повышения энергоэффективности зданий и промышленности
- Многие граждане Европы уже по-разному отреагировали на вторжение России в Украину, сделав пожертвования или, в некоторых случаях, напрямую помогая беженцам из Украины.
Еще одним способом временных действий, позволяющим сэкономить значительное количество энергии, стала бы регулировка систем отопления в зданиях, отапливаемых газом в Европе.
- Средняя температура отопления зданий по ЕС в настоящее время превышает 22°C. Регулировка термостата для отопления зданий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере около 10 миллиардов кубометров на каждую степень снижения, а также снизит счета за электроэнергию.
- Кампании по информированию общественности и другие меры, такие как обратная связь о потреблении или корпоративные цели, могут способствовать таким изменениям в домах и коммерческих зданиях. Положения, регулирующие температуру отопления в офисах, также могут оказаться эффективным политическим инструментом.
Воздействие: Уменьшение температуры термостата для отопления зданий всего на 1°C сократит потребность в газе примерно на 10 млрд кубометров в год.
9. Поощрение временной регулировки термостата потребителями
сквозной
- Ключевой политической задачей ЕС в ближайшие годы является расширение масштабов альтернативных форм гибкости энергосистемы, в частности, сезонной гибкости, а также смещения спроса и снижения пиковых нагрузок.
На данный момент газ является основным источником такой гибкости, и, как таковые, связи между газовой и электрической безопасностью в ближайшие годы будут углубляться, даже если общий спрос на газ в ЕС снизится.
- Поэтому правительствам необходимо активизировать усилия по разработке и внедрению работоспособных, устойчивых и экономичных способов удовлетворения потребностей в гибкости энергосистем ЕС. Потребуется портфель вариантов, включая улучшенные сети, энергоэффективность, усиление электрификации и реагирование на спрос, управляемое производство с низким уровнем выбросов и различные крупномасштабные и долгосрочные технологии хранения энергии наряду с краткосрочными источниками гибкости, такими как батареи. . Государства-члены ЕС должны обеспечить адекватные рыночные ценовые сигналы для обоснования этих инвестиций.
- Гибкие меры по снижению промышленного спроса на электроэнергию и газ в часы пик особенно важны для снижения нагрузки на спрос на газ для производства электроэнергии.
- Низкоуглеродистые газы из местных источников, включая биометан, низкоуглеродистый водород и синтетический метан, могут стать важной частью решения, но потребуются гораздо большие усилия по демонстрации и развертыванию.
Воздействие: Крупный краткосрочный толчок к инновациям может со временем ослабить тесные связи между поставками природного газа и электроэнергетической безопасностью Европы. Сигналы о ценах на электроэнергию в режиме реального времени могут способствовать более гибкому спросу, что, в свою очередь, снижает потребность в дорогостоящих и газоемких пиковых поставках.
10. Наращивание усилий по диверсификации и обезуглероживанию источников гибкости энергосистемы
Дополнительные возможности переключения топлива
У ЕС есть и другие возможности, если он желает или ему необходимо еще быстрее сократить зависимость от российского газа, но с существенными компромиссами5. Основной краткосрочный вариант предполагает отказ от использования газа в энергетическом секторе посредством повышенный спрос на угольный парк Европы или использование альтернативных видов топлива, в первую очередь жидкого топлива, на существующих газовых электростанциях.
Учитывая, что эти альтернативы использованию газа увеличат выбросы в ЕС, они не включены в описанный выше План из 10 пунктов. Однако они могли относительно быстро вытеснять большие объемы газа. По нашим оценкам, временный переход с газа на уголь или мазут может снизить потребность в газе для производства электроэнергии примерно на 28 млрд м3 до того, как произойдет общее увеличение выбросов, связанных с энергетикой, в ЕС.
Большая доля этого потенциального снижения спроса на газ была бы возможна за счет перехода с газа на уголь: дополнительные 120 ТВт-ч в угольной генерации могли бы сократить спрос на газ на 22 млрд куб. м в год. Помимо возможности работать на биометане, почти четверть парка газовых электростанций ЕС способна использовать альтернативные виды топлива — почти все в виде жидкого топлива. Использование этой возможности может сократить потребность в природном газе еще на 6 млрд куб.
Если этот вариант перехода на другой вид топлива будет реализован в полном объеме в дополнение к полной реализации 10-точечного плана, описанного выше, это приведет к общему годовому сокращению импорта газа ЕС из России более чем на 80 млрд кубометров, или значительно более чем наполовину, но все же приводит к небольшому снижению общих выбросов.
Быстрее и дальше – дополнительные возможности переключения на другой вид топлива в энергетике
Ссылки
Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.
ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через СПГ-терминалы Великобритании. Однако в некоторых районах, особенно от Испании до Франции, пропускная способность межсетевого соединения ограничена, что ограничивает использование регазификационных мощностей Испании для импорта в другие европейские страны.
При цене на газ 22 евро/млн БТЕ и CO 2 цены 90 евро за тонну.
Суммы будут зависеть от того, как разработаны меры, а также от других факторов, влияющих на общую прибыльность электроэнергетических компаний.
Мы также изучили возможности сокращения промышленного использования, особенно в отношении сырья. Что касается последнего, возможности повышения эффективности конверсии ограничены, поэтому сокращение спроса на газ в качестве исходного сырья на практике будет означать сокращение производства химической продукции с серьезными потенциальными эффектами домино в цепочках создания стоимости (например, в 2021 году пищевая промышленность в некоторых странах была нарушено, потому что подача CO 2 для компаний по упаковке продуктов питания был получен с заводов по производству аммиака, производство которых было остановлено из-за высоких цен на природный газ).
Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.
ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через британские СПГ-терминалы.