Государственная поддержка как инструмент развития малого бизнеса
Теоретические основы экономики и управления
Авторы:
Адаменко Александр Александрович Хорольская Татьяна Евгеньевна Петров Денис Вадимович
Аннотация:
Наличие развитой системы малого предпринимательства является непременным условием стабильной экономики страны, а также отдельно взятого региона. Важнейшим условием реализации потенциала малого предпринимательства является эффективная система государственной поддержки данных субъектов бизнеса. Уровень развития малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации значительно отличается, это зависит от множества факторов, так Краснодарский край отличается достаточно высоким развитием малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края по видам экономической деятельности за 2019 г., при этом выявлен явный перевес в сторону оптовой и розничной торговли. В этой связи отмечено, что предпринимателям целесообразно обратить свое внимание и на другие отрасли экономики Краснодарского края, приемлемые для малого и среднего бизнеса. Сказано о том, что со стороны государства субъекты малого бизнеса должны в полной мере получать информационную, консультационную, имущественную, финансовую и образовательную поддержку. Приведен перечень организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Обозначены факторы, оказывающие негативное влияние на развитие государственной инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. Проанализированы основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Краснодарского края в динамике за 10 лет. Обозначены негативные моменты в деятельности субъектов малого предпринимательства, тормозящие их развитие.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Поделиться записью
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в 2022 г.
На преференции от государства могут рассчитывать не только граждане,
но и предприниматели, и даже небольшие юридические лица.
Как Государственная поддержка малого и среднего бизнеса реализуются в 2022 году?
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
от 24.07.2007 № 209-ФЗ – основной документ, регулирующий правила предоставления господдержки субъектам МСП в России.
Ст. 3 закона установлено, что помощь некрупным субъектам экономики оказывается через деятельность органов власти, а также специально созданных юридических лиц
(к примеру, АО «Федеральная корпорация по развитию МСП»), осуществляемую в рамках государственных и муниципальных программ и подпрограмм.
С 2018 по 2024 годы в России реализуется национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который включает 4 федеральных проекта (помощь самозанятым, предакселерация (создание условий для легкого старта бизнеса) и др. )
Помимо государственных проектов, в регионах реализуются свои программы.
В Челябинской области действует Фонд развития предпринимательства – центр «Мой бизнес»,
в котором можно получить консультацию, юридическое или бухгалтерское сопровождение и
даже финансовую поддержку.
Цели государственной поддержки малого бизнеса
Мероприятия, осуществляемые в рамках программ, преследуют несколько целей:
- способствование развитию конкуренции в экономике России, а также обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП;
- обеспечение условий, способствующих развитию и увеличению количества участников малого бизнеса;
- развитие самозанятости и снижение уровня безработицы;
- рост объема товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых и оказываемых небольшими предприятиями;
- содействие в продвижении товаров, работ и услуг на российский и зарубежных рынках, и, соответственно, рост количества налоговых доходов в бюджетах разных уровней.
Какие меры включает государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Поддержка оказывается по нескольким направлениям и включает:
- Финансовую и имущественную помощь.
Размер и формы помощи отличаются в каждом субъекте России, например, Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области предоставляет самозанятым гражданам и малому бизнесу микрозаймы, льготные условия лизинга и кредитования. В Москве периодически открывают целевое субсидирование на приобретение оборудования, оплату ЖКХ и другие нужды малого бизнеса. - Информационное и консультационное содействие.
- Обучение и повышение квалификации работников организаций и предпринимателей.
- Отдельные меры поддержки предусмотрены для предпринимателей и бизнесменов по ряду направлений: сельскому хозяйству, ремесленничеству, промышленному производству, внешнеэкономической или инновационной деятельности.
В центре «Мой бизнес» Челябинской области сельскохозяйственное предприятие получит консультацию по существующим видам помощи.
По желанию ИП или организации окажут помощь в оформлении заявки на получение региональных грантов (Министерство сельского хозяйства Челябинской области выделило финансирование под гранты «Семейные фермы» и «Агростартап»).
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что деятельность небольших организаций и предпринимателей, а также самозанятых граждан активно поощряется государством, ведь от этого напрямую зависит пополнение бюджета налоговыми платежами. Конкретные формы помощи меняются, но все они осуществляются в пределах 4 направлений, установленных законом № 209-ФЗ.
Источники:
- ст. 3, 14 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ; — информация с сайта ФНС: https://www.nalog.gov.ru/rn74/msp_support/;
- информация с сайта центра «Мой бизнес» в Челябинской области: https://мойбизнес74.рф.
Насколько эффективной была государственная поддержка малого бизнеса? По данным ФОМ
, совсем неэффективно. Меры, введенные правительством в 2022 году для поддержки малого бизнеса, оказали незначительное экономическое влияние на экономику, согласно данным опроса, собранного «Фондом общественного мнения». Во втором квартале 2022 года о существовании таких мер знали 60% опрошенных предпринимателей; в четвертом квартале это число упало до 48 %. Только 6% респондентов сообщили, что обращались за государственной поддержкой в четвертом квартале. В то же время половина опрошенных остались недовольны результатами своих заявлений и в большинстве случаев не получили никакой помощи. Из оставшихся 3 % респондентов две трети (или 2 % от общего числа опрошенных) сообщили, что удовлетворены результатами своих заявок. Анализ этих данных показывает, что меры поддержки изначально не были предназначены для предоставления малому бизнесу существенного уровня поддержки.
После введения санкций против России и вызванного этим скачка стоимости рубля в марте 2022 года правительство ввело комплексный пакет мер поддержки, направленных на помощь бизнесу в преодолении кризиса. Реализовано несколько инициатив: малый и средний бизнес получил возможность отсрочить платежи по кредитам, взятым до 1 марта 2022 года; процентные ставки по кредитам снижены с 8% до 3% для среднего бизнеса и до 4,5% для малого бизнеса; компаниям, импортирующим приоритетные товары, заключившим контракты на сумму более 3 млн рублей и более после 1 марта, были предложены субсидированные кредиты; в ответ на рекомендации Центрального банка России некоторые банки прекратили начисление штрафов за просрочку платежа по кредитам до конца года. В феврале 2023 года вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что в 2022 году малый и средний бизнес взял льготных кредитов на сумму 812,5 млрд рублей, воспользовавшись как обеспечением, так и гарантиями, предоставленными участникам национальной системы гарантий. Он также отметил, что более 44 000 предпринимателей получили государственную помощь в рамках общенационального проекта по развитию малого и среднего бизнеса.
Данные лонгитюдного исследования FOM Small Business показывают, что на самом деле государственная помощь малому бизнесу была не более чем каплей в море. Авторы исследования опросили владельцев бизнеса во втором и четвертом кварталах 2022 года, чтобы оценить, насколько они осведомлены о мерах поддержки бизнеса, их мнения об этих схемах и их способности получить доступ к такой поддержке. Во втором квартале 2022 года 60% предпринимателей слышали о рассматриваемой государственной помощи, но к четвертому кварталу это число упало до 48%. Это неудивительно, учитывая тот факт, что только 30% тех, кто знал о мерах, считали их полезными (эта цифра составляла 19 %).% от всех опрошенных во втором квартале опроса). Вполне вероятно, что это и определило снижение интереса со стороны бизнеса в четвертом квартале, тогда как процент респондентов, считавших эти меры полезными, во втором опросе упал всего до 14% от всех участников.
Во втором квартале 9% предпринимателей заявили, что намерены обратиться за господдержкой (то есть 15% всех участников, которые знали о мерах), а 4% ответили, что уже обращались. В четвертом квартале процент респондентов, которые уже обратились за этой поддержкой, увеличился всего до 6% от всех опрошенных, а количество предпринимателей, которые планировали обратиться, сократилось до 6%.
Однако среди предприятий, обратившихся за поддержкой, треть предпринимателей (или 2% всех респондентов) остались довольны результатами обращения; еще 17% были частично удовлетворены (1% всех респондентов), а половина (3% всех респондентов) не удовлетворены результатами, предполагая, что они не получили никакой поддержки. Согласно опросу ФОМ, всего 3% малых предприятий получили государственную поддержку, и только треть из них получила частичную поддержку, которая не оправдала их ожиданий.
Среди тех, кто во втором опросе (в четвертом квартале 2022 г.) сообщил, что не собирается обращаться за помощью, треть предпринимателей утверждали, что их бизнес просто не нуждается в помощи (этот ответ дали 12% всех опрошенных).
Некоторые компании (в таких областях, как консалтинг, реклама, юриспруденция и т. д.) не соответствовали требованиям государственной поддержки (7% всех респондентов), а еще четверть заявили, что не желают брать на себя бюрократическое бремя таких заявок, наряду с отсутствием доверяют программе и самому правительству (8% всех респондентов).Тот факт, что такая небольшая доля компаний обратилась за поддержкой, указывает на то, что проблема не в недостаточной осведомленности о схеме (если бы это было так, количество заявителей, вероятно, увеличилось бы ко второму опросу). Таким образом, остаются два возможных объяснения: либо опрос FOM необъективен, либо меры поддержки были плохо разработаны с самого начала. Тот факт, что бизнес продемонстрировал лишь прохладный и кратковременный интерес к этим мерам, предполагает, что второе объяснение, вероятно, является более реалистичным из двух.
Меры государственной поддержки малого бизнеса, 2022 г., % к респондентам
Вторая четверть | Четвертая четверть | |
Компании знают о мерах поддержки | 60 | 48 |
Предприятия, которые считают такие меры полезными | 19 | 14 |
Компании, планирующие подать заявку на поддержку | 9 | 6 |
Бизнесы, которые уже обратились за поддержкой | 4 | 6 |
Компании, которые уже подали заявку на поддержку и довольны результатами | – | 2 |
Компании, которые уже обратились за поддержкой и частично удовлетворены результатами | – | 1 |
Компании, которые уже подали заявку на поддержку и не удовлетворены результатами | – | 3 |
Компании, не планирующие обращаться за поддержкой | 43 | 33 |
— не планирую обращаться из-за отсутствия необходимости | – | 12 |
— не планирует подавать заявку, потому что компания не соответствует требованиям | – | 7 |
— не планируют обращаться, так как считают меры неэффективными | – | 5 |
— не планируют обращаться, так как считают это бесполезным; они вряд ли получат поддержку, они не доверяют правительству или слишком много бюрократии | – | 8 |
Источник: «Фонд «Общественное мнение».
Поделиться: Телеграмма фейсбук twitter
Почему правительство не помогает российскому малому бизнесу пережить Covid-19 – Загадка Россия
Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, будут иметь тяжелые последствия. Точный масштаб ущерба еще предстоит определить, но уже можно с уверенностью сказать, что российские малые и средние предприятия (МСП) понесут страшный удар, поставив их на грань исчезновения как экономический класс.
По оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, 3 миллиона предпринимателей могут обанкротиться в результате простоя, связанного с пандемией. Каждый третий малый бизнес не продержится больше четверти. Безработными могут стать более 8,6 млн человек.
Наибольшие потери понесет сфера услуг. С точки зрения занятости Россия — это экономика услуг. В МСБ и сфере услуг в совокупности занято 65-70% трудоспособного населения России, которое на март составило 74,9 млн человек, в том числе 3,5 млн безработных). Все они пострадают от последствий коронавирусного кризиса.
МСП в России делятся на три категории: микропредприятия (юридические лица с численностью работников до 15 человек и годовым доходом до 120 млн рублей), малые предприятия (16-100 сотрудников, годовой доход до 800 млн рублей) и средние предприятия. предприятия (101−250 сотрудников, годовой доход до 2 млрд руб.). По количеству МСП на 100 человек Россия отстает от многих стран. В одном исследовании, где на 100 человек приходится 2 МСП, Россия отстает от всех, кроме США, где наименьшее количество МСП на 100 человек — 1,3. Для сравнения, в Чехии этот показатель в 4,7 раза выше; 3,4 раза в Швеции; 2,7 раза в Испании; в 2,1 раза выше в Польше. Россия также отстает от всех развитых стран по доле занятых в этом секторе. В 2018 году – 18,9% рабочей силы в России был занят в МСП по сравнению с 41% в США. В континентальной Европе доля персонала МСП колеблется от 61% во Франции до 78,6% в Италии. Малый и средний бизнес генерировал около 20% ВВП России в 2018 году. По некоторым прогнозам, эта доля снизится до 12% в 2020 году. Это приведет к еще большей национализации и монополизации экономики.
Количество малых и средних предприятий в последние годы неуклонно сокращается. Например, с июля 2018 года по август 2019 года это число уменьшилось на 432 000., а общее число их сотрудников сократилось на 510 000 человек. То есть сектор МСБ и до пандемии был не в очень хорошей форме. Об этом позаботился неблагоприятный инвестиционный климат. Как и снижение доходов и покупательной способности с 2014 года.
Неразвитость сектора МСП видна и в его составе: микропредприятия составляют 95% МСП, а 42,7% МСП работают в сфере торговли. Это не изменилось на протяжении десятилетий; именно торговля формирует более половины всего оборота в этом секторе.
ДоляМСП в ВВП снизилась с 22% в 2017 году до 20,2% в 2018 году. Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» должен был довести ее до 32,5% к 2024 году (и до 23,5% в этом году). Эти планы явно нереалистичны.
Есть еще две категории граждан, которые создают добавленную стоимость и вносят вклад в ВВП России. А именно, индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели) и так называемые самозанятые. Массовый уход ИП из легальной экономики начался еще до нынешней пандемии. В марте прекратили свою деятельность 66 800 индивидуальных предпринимателей, что на 77 % больше, чем годом ранее. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось со 137 500 в прошлом году до 119.100 в начале апреля этого года. Индивидуальные предприниматели в основном предлагают услуги или занимаются торговлей и мелкосерийным производством. В ответ на административное давление или ухудшение экономических условий они либо уходят в теневую экономику, либо пытаются найти работу. Учитывая отсутствие государственной помощи, многие индивидуальные предприниматели будут разорены пандемией и ограничениями.
Та же участь ждет самозанятых. Их количество с начала года выросло на 40% и превысило 465 000 (в число входят индивидуальные предприниматели, привлеченные льготным налоговым режимом и перешедшие в статус самозанятых). Льготный налог для самозанятых (он же налог на профессиональный доход) введен в 23 регионах России. Он предусматривает ставку 4 % на доход, полученный от физических лиц, и 6 % на доход, полученный от юридического лица, при условии, что годовой доход самозанятого лица не превышает 2,4 млн рублей и у него не установлены трудовые отношения ( не использует наемный труд и сам не нанимается). Помимо этого, самозанятым также пришлось либо утонуть, либо выплыть. Они не могут рассчитывать ни на какие пособия или пособия, даже на пособие по безработице.
По предварительным оценкам НИЭЭ Внешэкономбанка, в результате эпидемии ВВП России во втором квартале сократится на 18%. К концу года он должен снизиться на 3,8%. Культура и спорт снизятся на 78,9% во втором квартале и на 21,2% на конец года. Гостиницы и общественное питание сократятся на 69,5 % и 22,2 % за тот же период. Для транспорта квартальное сокращение составит 40,2% и 10,6% к концу года. Во всех этих секторах доля МСП относительно высока, хотя точных оценок нет. Некоторые прогнозы более пессимистичны: по данным МВФ, ВВП России в 2020 году сократится на 5,5%, а McKinsey прогнозирует его падение на 10,2%. Национальное рейтинговое агентство считает, что общий экономический ущерб от пандемии может составить 17,9 руб.трлн (т.е. более 15% ВВП) и уволить 15,5 млн сотрудников. На самом деле эти прогнозы были сделаны еще до резкого падения цен на нефть в конце апреля. Затем рынки убедились, что черное золото еще долго будет оставаться дешевым. Это, в свою очередь, окажет долгосрочный негативный мультипликативный эффект на всю российскую экономику.
На какую господдержку может рассчитывать МСП? В зависимости от оценок, размер первого пакета экономической помощи в начале апреля составлял от 1,8% до 2,8% ВВП. Но прямая финансовая помощь бизнесу составила всего 0,3% ВВП или 340 млрд рублей, по подсчетам аналитиков Альфа-Банка. Это беспрецедентная экономия даже среди скромно богатых стран. МСП не имеют права ни на что, кроме гроша в рамках первого пакета экономической помощи. То есть безвозмездные субсидии на оплату труда работников в размере МРОТ на каждого работника (80 млрд руб.). Остальные формы помощи включают льготные периоды по погашению или реструктуризации кредитов, финансируемых государством, продление сроков уплаты налогов (кроме НДС), каникулы по погашению кредита, льготы по арендной плате за муниципальное или государственное имущество, сокращение минимального социального обеспечения. налог с 30% до 15%, государственные гарантии по кредитам компаний и расширенная программа рефинансирования для банков, кредитующих МСП.
Отдельным постановлением правительства от 31 марта № 378 установлены правила предоставления и распределения субсидий регионам на поддержку малого и среднего предпринимательства. Меры экономической помощи здесь включают большую доступность кредитов по льготным ставкам и микрозаймов, создание фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, залоговых фондов) и государственных микрофинансовых организаций. Однако многое остается на усмотрение региональных властей и их финансового положения. Другое постановление (№ 372 от 31 марта) упростило правила предоставления субсидий кредитным организациям, в том числе специализированным небанковским организациям. Это было сделано для возмещения задолженности по кредитам, предоставленным в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса. Опять же, проще говоря, все дело в реструктуризации долга. В конце концов, как погашать отсроченные платежи, если доход не генерируется? Распоряжение № 846-р от 2 апреля 2020 года в том же духе. Согласно приказу, банкам предоставляется около 5 млрд рублей для обеспечения «переоформления просроченной задолженности по кредитам, предоставленным малым и средним предприятиям». Речь идет только о наиболее пострадавших секторах и отказе от пени за неуплату процентов с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Тем не менее, заемщик должен выплатить 33% процентов причитающихся даже в течение «льготного периода». .
В начале апреля министр экономического развития России Максим Решетников оценил стоимость продленных сроков уплаты налогов и сборов для МСП в 140 млрд рублей. Он не сказал, как предприниматели собираются погасить эту задолженность по истечении льготного периода.
Некоторые богатые регионы предприняли более решительные шаги для поддержки своих предпринимателей. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ, богатый газом и нефтью, дошел до того, что платил наличными напрямую самозанятым, таким как таксисты, репетиторы и парикмахеры. В этом беспрецедентном для России шаге они получат единовременную выплату в размере 30 000 рублей. Компании, временно нанимающие безработных, получат безвозвратную компенсацию в размере 31 000 рублей на человека. Малым и средним предприятиям будет выплачено до 123 000 рублей за каждую новую постоянную работу (правда, такого работника нельзя уволить в течение года).
Другие регионы не могут позволить себе такие щедрые подачки. Власти (богатого) города Москвы пообещали в рамках первого пакета льгот отменить налог на имущество в случае частных арендодателей, снижающих арендную плату для отдельных категорий бизнеса. Однако это касается только муниципальной собственности и ограниченного числа предприятий, в основном работающих в сфере авиаперевозок, культуры, отдыха, развлечений, общественного питания и бытовых услуг. Льготный период ограничен с апреля по июнь. Второй пакет московских антикризисных мер более щедрый. Он расширяет спектр кредитов на льготных условиях, а также субсидий для отдельных категорий бизнеса. Предусмотрены субсидии на покупку импортного оборудования (возмещение до 25% стоимости). В список частичного возмещения включены коммунальные платежи, возмещение до 50% расходов малого и среднего бизнеса, связанных с онлайн-продвижением товаров и услуг и онлайн-доставкой еды. Субсидии вводятся для частичного покрытия банковских расходов на предоставление кредитов по льготным ставкам недавно созданным МСП (максимум 3 года работы). Экспортеры имеют право на грант в размере 10% от каждого исполненного экспортного контракта. Льготные условия по кредитам и другим платежам для малого и среднего бизнеса в апреле ввели Архангельская область (кредиты по льготным ставкам и упрощенное подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы), Белгородская область (микрозаймы до 5 млн руб. на 2 года под 2,5% годовых). ) и Калининградской области (кредиты под 0,1%). Якутский фонд развития предпринимательства получил дополнительные 200 млн руб. Эти ресурсы будут использованы для введения субсидий для сельского хозяйства; предприниматели могут использовать финансовую помощь для уплаты налогов и арендной платы, преодоления кассового разрыва и выплаты вознаграждения. Другие регионы предлагают более скромные меры поддержки (отсрочка платежа, снижение арендной платы или льготный период на 2–3 месяца и т. д.) или все еще работают над ними. Многие регионы вместо послаблений заговорили о снятии некоторых карантинных ограничений для малого и среднего бизнеса.
Пока единственным примером щедрости центральных властей является указ президента от 15 апреля о безвозмездной финансовой помощи МСП для выплаты заработной платы в мае и июне. Однако для покрытия расходов на зарплату в апреле пришлось брать беспроцентный кредит, что на практике оказалось очень сложно даже при 75% госгарантиях Внешэкономбанка. Существуют и другие бюрократические ограничения (например, в случае налоговой задолженности). Предприятия имеют право на 12 130 рублей (минимальная месячная заработная плата) в месяц на одного работника. Чтобы воспользоваться этой привилегией, работодателю необходимо сохранить абсолютное большинство своих сотрудников: на 1 апреля не менее 90% персонала должно быть сохранено (это означает, что занятость должна была поддерживаться за счет владельца простаивающего бизнеса). Общий объем помощи составит 80 млрд рублей. Еще один пример помощи — 3,5 млрд рублей, предлагаемых туроператорам для компенсации убытков, связанных с невозвратными авиабилетами и затратами на возвращение застрявших за границей туристов.
Такие льготы вряд ли спасут большую часть МСП, пострадавших от кризиса. Согласно опросам нескольких крупных банков, обслуживающих счета МСП, апрельский оборот был на 22-30% ниже среднего. Больше всего пострадали туристические агентства (-78%), салоны красоты и массажа, а также сауны (-66%), сегмент развлечений, культуры и спорта (-64%), выставки и другие мероприятия (-64%). , розничной торговли одеждой (-63%) и недвижимостью (-38%). По оценкам некоторых экспертов, общий спад в секторе МСП на конец года составит 50-60%.
Таким образом, можно сделать вывод, что малый и средний бизнес получает очень ограниченную поддержку как со стороны федеральных, так и региональных властей (за исключением нескольких богатых регионов), несмотря на чрезвычайную ситуацию.
Причин такой бережливости несколько. Во-первых, власти не оценивают роль этого сегмента экономики. Доля МСП в ВВП невелика; количество персонала и владельцев вместе взятых составляет абсолютное меньшинство трудоспособного населения и, главное, избирателей. В этом смысле политический (социальный и лоббистский) потенциал этого сегмента незначителен. Во-вторых, большинство действующих российских лидеров родились и выросли в советский период, для которого характерен культ сталинской индустриализации и крупных системообразующих производств. Раньше МСП называли торгашами и мелкими буржуа. Эта идеологическая традиция в значительной степени сохранилась. К МСП относятся как к дойным коровам. В-третьих, на фоне явно долгосрочного падения цен на нефть власти планируют краткосрочно и избегают «траты денег» на прямую финансовую помощь в целом и МСП в частности. Они связывают свою казну (заначки на черный день) с сохранением политической власти. Власть в их руках, пока в этих фондах есть наличные. С ними обращаются не как с государственной казной, а как с резервом для правящей бюрократии.
Отношение действующей власти к МСП (их понимание экономической роли этого сегмента) напоминает отношение к торгашам (спекулянтам), типичное для советской новой экономической политики начала ХХ века. Они возникли из воздуха после революции и гражданской войны. Отношение к МСБ не изменилось: кого волнует, что несколько миллионов человек (торгашей) разорятся? Они снова возникнут из ничего, когда кризис закончится. Однако это будут разные спекулянты. Примерно так Сталин говорил о солдатах, отдающих жизни во имя победы: «женщины будут рожать больше детей».