Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции… \ КонсультантПлюс
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 15 не распространяется на отношения, связанные с установлением до 01.01.2024 иных случаев закупок у единственного поставщика и с осуществлением заказчиками таких закупок (ФЗ от 08.03.2022 N 46-ФЗ).
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15
Арбитражные споры:
— Заявитель не согласен с отказом в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта
— Заявитель не согласен с решением антимонопольного органа о прекращении (отказе в возбуждении) дела по признакам антиконкурентных актов, действий, соглашений органа власти (организации)
— Заявитель не согласен с решением (предписанием) антимонопольного органа об антиконкурентном характере его актов, действий
— Прокурор хочет признать концессионное соглашение недействительным и применить последствия недействительности сделки
— Концедент хочет признать концессионное соглашение недействительным полностью или в части
См. все ситуации, связанные со ст. 15
Споры в суде общей юрисдикции:
— Должностное лицо органа власти (местного самоуправления, организации) обжалует привлечение к ответственности за ограничение конкуренции
1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
(п. 6 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) создание дискриминационных условий;
(п. 8 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
(п. 9 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(п. 10 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(п. 11 введен Федеральным законом от 27. 12.2019 N 485-ФЗ)
2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
(часть 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Шпаргалка по обществу для ЕГЭ 2023 (new) ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ОГЭ 2023 (NEW) АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2023РЕПЕТИТОР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДИСТАНЦИОННО
27 сентября 2021
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.Обществознание ЕГЭ.
Конкуренция — это борьба производителей и продавцов за потребителей. Потребитель – это лицо, которое непосредственно покупает товар для его прямого использования по назначению.
Конкуренция бывает ценовая и неценовая. Ценовая выражается в том, что конкуренты борются за покупателей с позиции снижения цены товара. Неценовая конкуренция – это борьба за качество, либо более широкая реклама.
К плюсам конкуренции можно отнести большое разнообразие на рынке товаров и услуг, формирование рыночной цены, доступ на рынок для любого предпринимателя.
Антимонопольная политика:
1. Специальное антимонопольное законодательство.
2. Регулирование естественных монополий.
3. Государственный контроль за ценами монополии.
4. Насаждение конкуренции там, где она возможна.
5. Регулирование искусственных или предпринимательских монополий.
6. Запрет влияния крупных фирм.
7. Крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке.
8. Демонополизация – раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Принципы применения антимонопольного законодательства:
· Нельзя ожидать быстрого усиления конкуренции, в лучшем случае можно ожидать ее защиты.
· Целью может быть только защита конкуренции, но никак не конкретные результаты.
· Должно быть дополнено активной конкурентной политикой.
Основные принципы антимонопольного законодательства:
1. Законом не допускается выпуск более 65 % продукции одним предприятием отрасли.
2. До 35% выпуска одним предприятием Закон допускает. Если выпуск составляет 35-65% отраслевого объема, то такие фирмы попадают под контроль ФАС.
3. Закон запрещает соглашение частных фирм с органами государственной власти, если эти соглашения ограничивают конкуренцию.
4. Органам и лицам государственной власти запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
5. По представлению ФАС на фирмы и лица, нарушающих антимонопольное законодательство, могут налагаться штрафы, заводится уголовные дела, вплоть до ликвидации бизнеса.
Задачи антимонопольной политики:
· Содействие повышению прозрачность российской экономики;
· Защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
· Усиление превентивных функций ФАС, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей;
· Разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России.
· Модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе.
· Расширения инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках.
· Контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы.
Вернуться к списку
Что это такое, как они работают, основные примеры
Что такое антимонопольное законодательство?
Антимонопольное законодательство — это правила, которые поощряют конкуренцию, ограничивая рыночную власть любой конкретной фирмы.
Это часто включает в себя обеспечение того, чтобы слияния и поглощения не приводили к чрезмерной концентрации рыночной власти или формированию монополий, а также к разделению фирм, которые стали монополиями.Антимонопольные законы также не позволяют нескольким фирмам вступать в сговор или образовывать картель для ограничения конкуренции с помощью таких методов, как фиксирование цен. Из-за сложности принятия решения о том, какие методы будут ограничивать конкуренцию, антимонопольное право стало отдельной юридической специализацией.
Ключевые выводы
- Антимонопольное законодательство было разработано для защиты и поощрения конкуренции во всех секторах экономики.
- Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются тремя ключевыми законами в истории антимонопольного регулирования.
- Сегодня Федеральная торговая комиссия, иногда совместно с Министерством юстиции США, занимается обеспечением соблюдения федеральных антимонопольных законов.
Антимонопольное законодательство
Понимание антимонопольного законодательства
Антимонопольные законы — это обширная группа законов штатов и федеральных законов, призванных обеспечить честную конкуренцию предприятий. «Траст» в антимонопольном законодательстве относится к группе предприятий, которые объединяются или образуют монополию, чтобы диктовать цены на конкретном рынке.
Сторонники говорят, что антимонопольные законы необходимы и что конкуренция между продавцами дает потребителям более низкие цены, более качественные продукты и услуги, более широкий выбор и больше инноваций. Большинство людей согласны с этой концепцией и преимуществами открытого рынка, хотя некоторые утверждают, что предоставление предприятиям возможности конкурировать по своему усмотрению в конечном итоге даст потребителям лучшие цены.
Антимонопольное законодательство
Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются ключевыми законами, закладывающими основу для антимонопольного регулирования. До Закона Шермана Закон о торговле между штатами также способствовал установлению антимонопольных правил, хотя и имел меньшее влияние, чем некоторые другие.
Конгресс принял Закон о торговле между штатами в 1887 году в ответ на растущее общественное требование о регулировании железных дорог. Среди других требований закон предписывал железным дорогам взимать справедливую плату с путешественников и публично публиковать эти сборы. Это был первый пример антимонопольного законодательства, но он имел меньшее влияние, чем закон Шермана, принятый в 189 г.0.
Закон Шермана объявил вне закона контракты и заговоры, ограничивающие торговлю и/или монополизирующие отрасли в попытке остановить конкурирующих лиц или предприятий, устанавливающих цены, разделяющих рынки или пытающихся сфальсифицировать заявки. Закон Шермана устанавливает конкретные наказания и штрафы за нарушение условий.
В 1914 году Конгресс принял Закон о Федеральной торговой комиссии, запрещающий методы недобросовестной конкуренции и вводящие в заблуждение действия или действия. Закон Клейтона также был принят в 1914, посвященный конкретным практикам, не запрещенным Законом Шермана. Например, Закон Клейтона запрещает назначать одно и то же лицо для принятия деловых решений для конкурирующих корпораций.
Антимонопольное законодательство описывает незаконные слияния и деловую практику в общих чертах, оставляя судам решать, какие из них являются незаконными, исходя из специфики каждого случая.
Особые указания
Федеральной торговой комиссии (FTC) и Министерству юстиции США (DOJ) поручено обеспечивать соблюдение федеральных антимонопольных законов. В некоторых случаях эти два органа могут также работать с другими регулирующими органами, чтобы гарантировать, что определенные слияния соответствуют общественным интересам.
FTC в основном фокусируется на сегментах экономики, где потребительские расходы высоки, включая здравоохранение, лекарства, продукты питания, энергию, технологии и все, что связано с цифровыми коммуникациями. Факторы, которые могут спровоцировать расследование Федеральной торговой комиссии, включают подачу уведомлений о слиянии, определенную потребительскую или деловую переписку, запросы Конгресса или статьи на потребительские или экономические темы.
Если FTC считает, что закон был нарушен, агентство попытается остановить сомнительную практику или найти решение антиконкурентной части, скажем, предполагаемого слияния двух конкурентов. Если решение не найдено, Федеральная торговая комиссия может подать административную жалобу и/или добиться судебного запрета в федеральном суде.
Федеральная торговая комиссия может также направить доказательства уголовных нарушений антимонопольного законодательства в Министерство юстиции. Министерство юстиции имеет право налагать уголовные санкции и обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в определенных секторах, таких как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании.
Основной пример антимонопольного законодательства
В январе 2023 года Министерство юстиции и восемь штатов подали антимонопольный иск против Google, принадлежащего Alphabet, утверждая, что поисковый гигант незаконно монополизировал бизнес цифровой рекламы.
«В сегодняшней жалобе утверждается, что Google использовала антиконкурентные, исключающие и незаконные действия для устранения или серьезного уменьшения любой угрозы своему доминированию над цифровыми рекламными технологиями», — говорится в сообщении правительственного агентства.В заявлении, направленном на то, чтобы заставить Google отказаться от части своего рекламного бизнеса, утверждается, что компания использовала приобретения как стратегию «нейтрализации или устранения» конкурентов и вынуждает рекламодателей использовать ее продукты, усложняя использование продуктов конкурентов. В жалобе утверждается, что монополистическая практика компании ограничивает инновации, повышает плату за рекламу и препятствует росту малого бизнеса и издателей.
Рекламный бизнес Google подвергся критике со стороны критиков, которые утверждают, что поисковый гигант контролирует как спрос, так и предложение на рынке цифровой рекламы. Компания предоставляет инструменты, которые помогают веб-сайтам предлагать рекламное пространство и помогают рекламодателям размещать онлайн-рекламу.
Иск знаменует собой вторую федеральную антимонопольную жалобу против Google за три года. При бывшей администрации Трампа в октябре 2020 года Министерство юстиции подало иск, обвинив технологического гиганта в использовании своей монополии для снижения конкуренции посредством соглашений об исключении. Ожидается, что это дело будет передано в суд этой осенью.
Google ответил на иск, заявив, что Министерство юстиции пытается вмешаться в свободный рынок. «Сегодняшний иск Министерства юстиции пытается выбрать победителей и проигравших в высококонкурентном секторе рекламных технологий», — заявил вице-президент Google Global Ads Дэн Тейлор.
20 октября 2020 г. Министерство юстиции США подало антимонопольный иск против Google за антиконкурентную практику, связанную с ее предполагаемым доминированием в поисковой рекламе.
Что такое антимонопольное законодательство и нужно ли оно?
Антимонопольные законы были введены, чтобы предотвратить жадность компаний и злоупотребление властью. Многие политики опасаются, что без этих правил крупный бизнес поглотит более мелкий. Это приведет к снижению конкуренции и меньшему выбору для потребителей, что может привести, среди прочего, к более высоким ценам, более низкому качеству и меньшему количеству инноваций.
Сколько существует антимонопольных законов?
На сегодняшний день действуют три федеральных антимонопольных закона: Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона.
Кто обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства?
Федеральная торговая комиссия (FTC) и Министерство юстиции США (DOJ) несут ответственность за соблюдение антимонопольного законодательства. FTC в основном фокусируется на сегментах экономики с высокими потребительскими расходами, в то время как Министерство юстиции обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в таких секторах, как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании, и имеет право налагать уголовные санкции.
Итог
Антимонопольные законы регулируют концентрацию экономической власти, чтобы предотвратить ценовой сговор компаний или создание монополий. Сторонники антимонопольного законодательства утверждают, что они снижают потребительские цены и способствуют инновациям за счет усиления конкуренции. Критики говорят, что антимонопольные правила вмешиваются в свободный рынок и снижают эффективность.
За соблюдением антимонопольного законодательства следят Федеральная торговая комиссия (FTC) и Министерство юстиции, при этом агентства сосредотачиваются на областях экономики, которые получают значительные потребительские расходы, таких как технологии, здравоохранение, фармацевтика и связь. Как правило, антимонопольные расследования возникают на основании подачи уведомлений о слияниях, запросов в Конгресс или потребительской и деловой переписки.
Обзор антимонопольного законодательства
Эффективная конкуренция благоприятствует потребителям, поощряя компании предлагать товары и услуги на наиболее выгодных условиях . Антимонопольные правила запрещают соглашения между операторами рынка, ограничивающие конкуренцию, и злоупотребление доминирующим положением.
Конкурс побуждает компании предлагать потребителям товары и услуги на наиболее выгодных условиях. Он поощряет эффективность и инновации и снижает цены. Чтобы быть эффективной, конкуренция требует, чтобы компании действовали независимо друг от друга, но подвергались конкурентному давлению со стороны других.
Европейская антимонопольная политика разработана на основе двух основных правил, изложенных в Договоре о функционировании Европейского Союза:
- Статья 101 Договора запрещает соглашения между двумя или более независимыми операторами рынка, которые ограничивают конкуренцию. Это положение распространяется как на горизонтальные соглашения (между фактическими или потенциальными конкурентами, работающими на одном уровне цепочки поставок), так и на вертикальные соглашения (между фирмами, работающими на разных уровнях, т. е. соглашение между производителем и его дистрибьютором). Общий запрет предусматривает лишь ограниченные исключения. Наиболее вопиющим примером незаконного поведения, нарушающего статью 101, является создание0034 картель между конкурентами, который может включать установление цен и/или разделение рынка.
- Статья 102 Договора запрещает фирмам, занимающим доминирующее положение на данном рынке, злоупотреблять этим положением, например, путем установления несправедливых цен, ограничения производства или отказа от инноваций в ущерб потребителям.
Комиссия уполномочена Договором применять эти правила и имеет ряд следственных полномочий с этой целью (например, проверки в служебных и не служебных помещениях, письменные информационные запросы и др.). Комиссия также может налагать штрафы в размере на предприятия, нарушающие антимонопольные правила ЕС. Основные правила по процедурам изложены в Регламенте Совета (ЕС) 1/2003.