Какие налоги должны платить ИП в Беларуси
- 2,92 USD 2,9226 -0,008
- 3,12 EUR 3,1246 -0,0091
- 3,64 100 RUB 3,6414 -0,0005
- 4,15 10 CNY 4,1483 -0,0111
ИП Владислав Кулецкий, «Про бизнес» 24 февраля 2023
В 2023 году для бизнеса многое изменилось в начислении и уплате налогов. Одно из новшеств сильно повлияло на индивидуальных предпринимателей: с 1 января они не могут пользоваться упрощенной системой налогообложения. Поэтому, если вы хотите открыть ИП или уже работаете в статусе ипэшника, «Про бизнес» напоминает, какие налоги придется платить. В нюансах редакции помогла разобраться юрист ООО «Степановский, Папакуль и партнеры» Ольга Ленкевич.
Ольга Ленкевич
Юрист ООО «Степановский, Папакуль и партнёры»
— Индивидуальным предпринимателям сейчас доступны два режима налогообложения: общий и уплата единого налога.
Общий порядок налогообложения
Первый вариант — это общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога с физических лиц. Ставка подоходного налога для ИП с 1 января 2023 года увеличена с 16% до 20%.
Применение общего порядка налогообложения предполагает, что:
- Отсутствуют лимиты по выручке.
- Налоговой базой является разница между доходами (выручкой) и документально подтвержденными расходами либо разница между выручкой и примененным вычетом в размере 20% от суммы выручки.
- Существует возможность вычета либо документально подтвержденных расходов, либо применения вычета по нормативу в размере 20% от доходов. Порядок применения учета расходов или вычета в размере 20% определяется ИП самостоятельно с учетом осуществляемого вида деятельности.
- Если выручка ИП превысит 500 тысяч BYN, возникает обязанность по уплате НДС за соответствующий период календарного года.
Уплата единого налога
Второй возможный вариант для индивидуального предпринимателя в Беларуси — уплата единого налога. С 1 января 2023 года ставки единого налога увеличились в 1,5−3 раза по разным видам деятельности, также ставки разнятся в зависимости от региона.
Кроме того, существенно сокращены виды деятельности, по которым ИП смогут применять единый налог. Так, из объектов обложения единым налогом исключены следующие виды деятельности:
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, услуги по восстановлению резиновых шин и покрышек, услуги по диагностированию транспортных средств, буксировка транспортных средств, оказание технической помощи в пути;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуги по нанесению татуировки, нательной живописи, перманентного макияжа, услуги по пирсингу;
- деятельность грузового речного транспорта и грузового автомобильного транспорта, деятельность по перегону, перевозке, доставке из-за границы (за границу) автомототранспортных средств;
- строительство зданий, специальные строительные работы, бурение водяных скважин, пропитка древесины, производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий, включая монтаж и установку изделий собственного производства, производство из пластмассы и поливинилхлорида дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, жалюзи, включая монтаж и установку изделий собственного производства;
- медицинская, в том числе стоматологическая, практика, прочая деятельность по охране здоровья;
- деятельность по чистке и уборке;
- деятельность, способствующая выращиванию сельскохозяйственных культур и разведению животных;
- предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
- репетиторство;
- стирка и глаженье постельного белья и другие вещи в домашних хозяйствах граждан, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора;
- предоставление индивидуальных услуг с помощью автоматов для измерения роста, веса;
- предоставление услуг по содержанию домашних животных, дрессировке и уходу за ними;
- сдача в аренду (субаренду), наем жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания)
- виды деятельности, поименованные в подп. 3.1 ст. 337 НК-2023.
JDG — ИП в Польше
Информация по налогам ИП в Польше.
PIT — подоходный налог
Доступные системы налогообложения физических лиц (PIT — Personal Income Tax) для JDG по состоянию на 2022 год:
- Skala podatkowa (общий налог) — налог доступный по умолчанию при регистрации JDG и единственный доступный для работников по найму (UoP). Составляет 12% для доходов от 30 до 120 тыс. зл. и 32% — для всего, что выше. Доход до 30 тыс. зл. налогом не облагается. Этот налог позволяет уменьшить налогооблагаемый доход за счет необходимых для деятельности расходов (ноутбук, монитор, бухгалтерия, ПО и т.д.). Также позволяет подать налоговую декларацию вместе с супругом, что при отсутствии дохода у одного из супругов, уменьшает налогооблагаемый доход за счет дополнительных 30 тыс. зл. не облагаемого дохода.
- Podatek liniowy (пропорциональный налог) — некогда (до популяризации ryczałtu) самый выгодный налог в едином размере 19% вне зависимости от размера доходов для тех, значительная часть дохода которых попадала под 32% общего налога. Отличительной особенностью пропорционального налога (podatek liniowy) на фоне фиксированного (ryczałt) является возможность уменьшения налогооблагаемой суммы за счет расходов, так же как и в случае с общим налогом (skala podatkowa). Но, в отличии от общего налога, доход до 30 тыс. зл. налогом облагается, а совместная подача налоговой декларации с супругом недоступна.
- Ryczałt (фиксированный налог) — ныне очень популярный налог в размере от 2% до 17% в зависимости от вида деятельности JDG. Для программистов — 12%. Важный нюанс этого налога в том, что расходы никак не влияют на налогооблагаемый доход, т.е. налог рассчитывается исключительно на основании полученного дохода. Подача налоговой декларации с супругом недоступна.
Некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе системы налогообложения:
- Планируемый годовой доход. При доходах ниже определенной суммы общий налог может быть выгоднее других вариантов за счет суммы необлагаемого дохода и возможности учесть расходы.
- Размер социальных взносов (ZUS) отличается в зависимости от выбранной системы налогообложения и суммы годового дохода.
- Вид деятельности при фиксированном налоге (ryczałt) определяет ставку налога. Кстати, один инвойс может быть выставлен на несколько видов деятельности с разными ставками.
- Планируется ли подача налоговой декларации совместно с супругом. Например, при отсутствии дохода у одного из супругов, сумма не облагаемого налогом дохода увеличивается в 2 раза.
- Наличие крупных расходов, связанных с деятельностью JDG, которые могут существенно снизить сумму налогооблагаемого дохода.
- Наличие детей, на которых распространяется скидка.
- Планируется ли ипотека. Размер доступного кредита при фиксированном налоге даже при высоких доходах во многих банках может быть низким, либо банк вообще может не обслуживать лица с такой системой налогообложения.
- Прочие скидки, которые доступны только для некоторых систем налогообложения.
Как узнать свой счет для оплаты налогов
Сгенерировать счет для оплаты подоходного налога можно на сайте налоговой на основе своего идентификатора NIP.
Налоговые калькуляторы
- Таблица-калькулятор от участника чата ИП. Скачивайте, импортируйте в Google Drive и подставляйте свои данные.
- https://www.podatki.wtf/
- https://calculla.com/polish_net_gross_earnings_calculator
- https://zarobki-kalkulator.pracuj.pl/kalkulator-wynagrodzen
- https://jakipit.pl/
Podatek dochodowy справка об отсутствии задолженности
Заказать справку об отсутствии долгов по налогам, можно как минимум двумя способами:
- На сайте biznes.gov.pl. Справка платная.
- На сайте urzadskarbowy.gov.pl. Справка бесплатная. Эта возможность появилась в августе 2022 года. Справка выдается очень быстро, в автоматическом режиме. Похоже, за этим методом будущее.
Справка
biznes.gov.pl
Переходим по ссылке biznes.gov.pl и жмем Złóż wniosek elektronicznie
, далее выбираем левый вариант где написано Złóż wniosek na Biznes.gov.pl.
. Нажимаем кнопку Rozpocznij
. Далее логинимся, например с помощью Profil Zaufany
и в визарде делаем следующие:
- Tryb składania wniosku -> We własnym imieniu
- Rodzaj wnioskodawcy -> firma (Важно!)
- Dane wnioskodawcy -> поля заполнятся автоматом на основании профиля
- Adres siedziby -> выбираем из списка или добавляем новый, если нет в списке
- Adres korespondencyjny -> то же самое
- Przeznaczenie zaświadczenia
- Cel w jakim chcesz otrzymać zaświadczenie -> цель — подача на побыт (ZEZWOLENIE NA POBYT CZASOWY)
- Zwolnienie z opłaty skarbowej -> Nie
- Gdzie złożysz otrzymane zaświadczenie -> Ужонд, где будете подаваться на побыт (например, Pomorski Urząd Wojewódzki w Gdańsku)
- Liczba egzemplarzy, które chcesz otrzymać -> 1
- Treść zaświadczenia -> выбираем все пункты
- Urząd odbierający wniosek
- Выбираем Ужонд Скарбовы по месту жительства
- Dodatkowa informacja -> платили ли налоги в другие Ужонды Скарбовы
- Sposób odpowiedzi urzędu -> elektronicznie w Biznes.
- Opłata skarbowa
- Online должно быть проще, но Ужонд может не поддерживать этот вид, тогда надо платить через банковский перевод. Детали по банковскому переводу:
- Odbiorca -> urzęd miasta lub gminy (то есть НЕ Ужонд Скарбовы). Пример: URZĄD MIEJSKI W GDAŃSKU
- Tytuł -> Opłata skarbowa za wydanie zaświadczenia o niezaleganiu w podatkach
- номер счета нужно гуглить (пример для Варшавы, Гданьска)
- Online должно быть проще, но Ужонд может не поддерживать этот вид, тогда надо платить через банковский перевод. Детали по банковскому переводу:
- Sposób odbioru zaświadczenia -> elektroniczne w Biznes.gov.pl (можно выбрать и другие варианты, и ожидать\забирать справку соответствующим образом)
Справка
urzadskarbowy.gov.pl
Переходим по ссылке urzadskarbowy.gov.pl. Логинимся в свой онлайн кабинет налоговой, например через Profil zaufany
и далее делаем следующее:
- Шаг -1. Нужно разрешить e‑Correspondence, иначе в конце шага 6 вас ждет неприятный сюрприз — цикл без возможности продолжить отправку: Идем в
Ustawienia
>Zgody i powiadomienia
, и привязываем email и/или телефон. - Шаг 0. В боковом меню выбираем
Dokumenty
>Złóż dokument
. И в списке документов находимZaświadczenie o niezaleganiu lub stanie zaległości w podatkach
. - Шаг 1. Выбираем тип справки —
o niezaleganiu w podatkach
, то есть справку о том что долгов нет. - Шаг 2. Выбираем для кого будет выдана справка —
za siebie
, то-есть для себя. - Шаг 3. Выбираем какой идентификатор будет напечатан на справке —
PESEL
если вам справка нужна как для физического лица, илиNIP
соответственно как для юридического лица. От этого будет справке меняется одна строчка Dane identyfikacyjne podatnika на выбранный вариант. Данные с адресом заполняются автоматически из того что вы подали в налоговую при регистрации JDG. - Шаг 4. В свободной форме пишем, для чего берем справку, например —
w celu uzyskania karty pobytu
. Справа можно посмотреть примеры, если нажать наWięcej
. Похоже, что на конечный результат это не влияет. - Шаг 5. Не обязательно, но можно оставить свой телефон и почту для связи. Похоже, этот пункт тоже не влияет на результат.
- Шаг 6. Проверяем, что все данные вписаны верно и жмем кнопку
Akceptuj i wyślij
для отправки. В появившемся всплывающем окне еще раз подтверждаем нажатием кнопкиWyślij wniosek
, что хотим отправить запрос. - Шаг 7. После отправки запроса, будет написано, что рассмотрение произойдет в течение семи дней. Но похоже, что все полностью автоматизировано, и ответ приходит в течение пары минут, даже ночью и в выходные. Сообщение о готовности справки приходит на почту, а также в самом e-Urząd аккаунте. Чтобы скачать саму справку, справа в меню выбираем
Dokumenty
>Dokumenty otrzymane
. Там будет список всех полученных документов, жмем на кнопкуOdbierz
и скачиваем pdf со справкой. Справка будет на двух страницах, ниже пример как она выглядит.
VAT
VAT (Value-added tax) aka НДС (Налог на добавленную стоимость) — косвенный налог, который взимается с большинства продаж товаров и услуг. Проще говоря, НДС — это своеобразная надбавка к стоимости товара. Как правило, бизнес платит её не сам, а выставляет счёт конечному покупателю.
Для примера возьмем самую простую схему: Предприятие -> Ритейлер -> Покупатель
Предприятие продает Ритейлеру товар за 1000 зл и платит с продажи 230 зл VAT государству.
Ритейлер продает товар Покупателю за 3000 зл и должен заплатить 690 зл VAT, но поскольку 230 зл он уже заплатил Предприятию, то он берет эту сумму в зачет и должен перечислить государству только 460 зл. Т.е. заплатить VAT только с добавленной стоимости в 2000 зл(3000 — 1000).
Если Ритейлер покупает товар у Предприятия для себя и не может взять VAT в зачет, то он может обратиться к государству с просьбой вернуть уплаченные Предприятию 230 зл VAT обратно.
Внутрипольский VAT
Вы обязаны зарегистрироваться как плательщик VAT в следующих случаях:
- Ваш облагаемый доход превышает 200_000 злотых / год и фирма, с которой вы сотрудничаете, находится в Польше (польские заказчики).
- Один из кодов PKD вашей деятельности является консалтингом — 62.02.Z.
- Вы хотите списывать VAT с покупок на фирму (прим. Ноутбук, телефон, мебель и прочие вещи очень нужные для работы ИП).
Отследить, что вы были зарегистрированы можно на сайте. Это так называемый белый список — biała lista
, это список всех плательщиков VAT.
VAT-EU
Если вы планируете работать на страны EU, вам необходимо зарегистрироваться как плательщик VAT-EU в обязательном порядке. При этом вам желательно иметь адрес деятельности и разрешение на него до подачи заявления. Экспорт услуг не облагается VAT, соответственно, вы в своем инвойсе не добавляете стоимость VAT. На инвойсах обязательно ставим отметку Reverse Charge
.
Примечание: VAT платит заказчик в своей стране и по своим правилам. Но в месяцы, когда выставляли фактуры этим заказчикам, нужно подавать декларацию по ват как отчет.
После регистрации в базе плательщиков VAT EU (внёсек VAT-R) добавьте префикс PL к цифрам вашего NIP — это и будет ваш EU VAT number.
Проверить, что ваш контрагент является VAT-EU плательщиком можно здесь https://ec.europa.eu/taxation_customs/vies/
VAT в другие страны
Экспорт за пределы EU не облагается VAT, регистрироваться нигде
не нужно. На инвойсах в поле «ставка VAT» указывайте np.
, и
обязательно напишите Reverse Charge
где-нибудь в комментариях.
VAT заметки
- После подачи заявления проверить зарегистрировали ли вас можно на podatki.gov.pl
- VAT составляет 23%
- Если работаешь с польской фирмой — то возникает внутрипольский ват, если с другой страной EU — то VAT EU, а если со страной вне EU зоны — то VAT нет вообще.
- Есть отдельная страничка про VAT на biznes. gov.pl
FAQ
Также смотрите список вопросов и ответов в разделе FAQ.
Last update: May 20, 2023
Не покупайте налог с продаж
Несколько лет назад панацеей от налоговой реформы был единый налог. Это обходной путь, это налог с розничных продаж. Сторонники хвалят простоту, потенциал экономического роста, правоприменимость и справедливость налоговой системы, основанной на потреблении. Но при внимательном рассмотрении простота нарушается, платежи собрать практически невозможно, а справедливость налога в лучшем случае вызывает сомнения. Тем не менее, более правдоподобные планы реформы налога на потребление и подоходного налога не следует игнорировать.
КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛИТИК #31
Политика налоговой реформы циклична, и мы снова слышим призыв к радикальным переменам. Единый налог и идея фундаментальной налоговой реформы доминировали в политических дискуссиях в 1995 г. и в начале 1996 г. Эти предложения были направлены на замену подоходного налога, радикальное упрощение налогов и стимулирование экономического роста за счет выравнивания налоговых ставок, отмены налоговых преференций и налогообложения. потребления, а не дохода. Однако в 1997 г. Конгресс и президент двинулись по существу в противоположном направлении. Закон об освобождении от налогов от 19 годаЗакон № 97 обрушил новые вычеты и кредиты на различные группы налогоплательщиков, усложнил налоги и повысил эффективные предельные налоговые ставки для многих людей.
Сейчас, когда начинается 1998 год, снова звучат призывы отменить подоходный налог и начать все сначала. Хотя фиксированный налог, безусловно, не исчез, новейшим планом, привлекающим значительное внимание, является национальный налог с розничных продаж. Представители Дэн Шефер (республиканец от штата Колорадо) и Билли Таузин (республиканец от штата Луизиана) предложили ввести 15-процентный налог с продаж, который, как они утверждают, заменит подоходный налог с физических лиц и корпораций, а также налог на наследство. Группа под названием «Американцы за справедливое налогообложение» запустила многомиллионную кампанию по замене подоходного налога, налога на недвижимость и налога на заработную плату 23-процентным налогом с продаж. Эти планы будут облагать налогом почти все частное потребление и все государственные расходы. Председатель Ways and Means Билл Арчер (R-Texas) выразил общую поддержку налога с продаж, но на сегодняшний день официально оставил свои варианты открытыми.
Сторонники налога с продаж заявляют, что их планы значительно улучшат перспективы экономического роста, упростят налоговую систему до такой степени, что штаты смогут взимать налог, а IRS можно будет отменить, сократят затраты на соблюдение требований на порядок и предоставят американцам справедливая, наглядная и понятная налоговая система. Все достойные голы, но это очень сложная задача. Можно ли его заполнить?
A Национальный налог с розничных продаж
Родственные книги
Розничные продажи имеют место, когда предприятия продают товары или услуги домашним хозяйствам. Операции между предприятиями не являются розничными продажами, поскольку покупка используется в качестве ресурса, а не потребления домохозяйства. Продажа товаров или услуг между домохозяйствами также не включена, поскольку налог уже должен был быть уплачен, когда товар был первоначально продан домашнему хозяйству от предприятия. Например, продажа недавно построенного дома семье, которая будет в нем жить, является розничной продажей. Но продажа того же недавно построенного дома бизнесу, который планирует сдавать его в аренду другим, не является розничной продажей. Также нельзя продавать уже существующий дом от одного жильца к другому.
Измерение ставки налога с продаж кажется простой задачей. Предположим, что товар стоит 100 долларов, и на него наложен налог с продаж в размере 30 долларов. Большинство людей, вероятно, сочли бы это 30-процентным налогом с продаж, поскольку налог составляет 30 процентов от продажной цены. Это известно как налоговая ставка без учета налогов. В качестве альтернативы можно разделить налоговый платеж в размере 30 долларов на общую стоимость для потребителя (100 долларов + 30 долларов), что составит 23 процента. Это известно как налоговая ставка с учетом налога. Налоги с продаж обычно указываются без учета налогов. Однако ставки подоходного налога обычно указываются с учетом налогов. Например, домохозяйство, которое зарабатывает 130 долларов и платит 30 долларов в виде налогов, обычно считает, что оно платит подоходный налог по ставке около 23 процентов (30/130).
Хотя не существует единственно верного метода сообщения ставки, очень важно понимать, какой подход используется, поскольку ставка с учетом налогов всегда будет ниже ставки без учета налогов, а разница растет по мере роста ставок. При ставке в 1 процент разница незначительна, но 50-процентная ставка без учета налогов соответствует 33-процентной ставке с учетом налогов.
И план Шефера-Таузина (S-T), и план «Американцы за справедливое налогообложение» (AFT) будут пытаться облагать налогом все товары или услуги, приобретаемые или используемые в Соединенных Штатах. Исключения будут предоставлены для коммерческих закупок для перепродажи, закупок для производства облагаемого налогом имущества или услуг и экспорта. Расходы на образование будут исключены на том основании, что это инвестиции. Продажа недавно построенных домов на одну семью будет облагаться налогом, как и улучшения существующих домов на одну семью. Исключением станет уже существующее жилье, занимаемое владельцами. Все услуги финансового посредничества будут облагаться налогом. Налог освобождает от уплаты налогов резидентов США за границей и половину поездок за границу, но облагает налогом внутренние расходы нерезидентов. Примечательно, что предложения будут облагать налогом все предметы потребления федерального правительства, штата и местного самоуправления, а также государственные инвестиции в оборудование и конструкции.
Планы предусматривают предоставление демогрантов, или скидок, для каждой семьи, равных ставке налога, умноженной на черту бедности, сумму дохода, которая официально необходима семье, чтобы избежать бедности. Оба плана позволят предприятиям, перечисляющим налоги правительству, удерживать небольшой процент доходов, собранных в качестве компенсации затрат на сбор.
Национальный налог с розничных продаж, построенный по этой схеме, представляет собой резкий отход от существующей налоговой системы. Во-первых, изменится налоговая база. В настоящее время наша система облагает налогом нечто, слабо связанное с доходом. При чистом налоге с продаж базой будет потребление. Во-вторых, предельные налоговые ставки в настоящее время растут вместе с доходом, но в случае налога с продаж они будут одинаковыми. В-третьих, по причинам социальной политики, налогового администрирования и политики подоходный налог содержит ряд вычетов, освобождений и налоговых кредитов. В соответствии с предлагаемым налогом с продаж все это будет устранено. Наконец, налог с продаж внес бы огромные изменения в администрирование налоговой системы, правоприменение и пункт сбора.
Уроки штатов
Налоги с продаж уже существуют в 45 штатах, округе Колумбия и более чем в 6000 населенных пунктов. Ставки государственных налогов варьируются от 3 до 7 процентов. Хотя налоги штата с продаж считаются успешными, они являются очень плохой моделью для федеральной реформы.
Государства облагают налогом только около половины личного потребления товаров и услуг. Многие штаты освобождают от налога такие товары, как продукты питания, электричество, телефонная связь, лекарства, отпускаемые по рецепту, и так далее. Большинство штатов не облагают налогом услуги очень хорошо, если вообще облагают налогом. Кроме того, от 20 до 40 процентов доходов штата от налога с продаж приходится на коммерческие закупки, которые не являются розничными продажами. Это приводит к каскадному введению налога с продаж, который произвольно искажает относительные цены и дает фирмам стимулы для слияния с другими фирмами, чтобы избежать уплаты налога. Штаты часто не требуют, чтобы их собственное правительство платило налоги с продаж. А штаты не предоставляют демогрантов; вместо этого они помогают бедным, освобождая их от определенных предметов, таких как продукты питания. Эти данные свидетельствуют о том, что использование чистого налога с продаж на широкой основе, как это предусмотрено ST и AFT, на практике может быть довольно сложным.
Какая скорость?
Определение соответствующей налоговой ставки в национальном налоге с продаж может быть сложной задачей. Например, если (а) уклонение от уплаты налогов равно нулю, (б) государственные и местные налоги не меняются, (в) налоговая база не уменьшается под влиянием политических или других факторов, (г) номинальные государственные расходы остаются постоянными, и (e) вопросы перехода и экономический рост игнорируются, предложение AFT требует 23-процентного налога с учетом налогов или 30-процентной налоговой ставки в более привычном подходе без учета налогов. (Все следующие ставки указаны без учета налогов.) Но реалистичные корректировки для каждого из строгих условий, перечисленных выше, повышают предполагаемую налоговую ставку.
Уровень уклонения от уплаты налога на прибыль составляет от 15 до 20 процентов. Вопросы уклонения обсуждаются в следующем разделе; здесь мы просто отмечаем, что 15-процентная ставка уклонения от уплаты налога с продаж, что, вероятно, является консервативным, повысила бы ставку до 35 %.
При отсутствии федерального подоходного налога штатам, вероятно, придется преобразовать свои собственные подоходные налоги в налоги с продаж и приблизить их к федеральной налоговой базе. Добавьте к этому доходы от существующих налогов штата с продаж, и общая ставка налога с продаж на федеральном уровне и уровне штата вырастет до 45 процентов.
Предположим, что налоговая база была уменьшена на одну треть от предложенного чистого налога на потребление. В свете всех преференций в текущем подоходном налоге и освобождении от налога с продаж штата это, вероятно, не является необоснованным предположением. Это произошло бы, например, если бы только продукты питания и здравоохранение были освобождены от налога или если бы были освобождены только государственные расходы. Сокращение базы таким образом повысит требуемую ставку до 67 процентов.
Поскольку налог с продаж, скорее всего, повысит цены, номинальные государственные расходы на товары и услуги, потребляемые правительством, и на трансфертные платежи должны будут возрасти, чтобы сохранить постоянными последствия государственной политики с поправкой на инфляцию. Это может добавить еще 10 процентных пунктов к требуемой налоговой ставке.
Любое облегчение перехода, предоставляемое домохозяйствам, уменьшит налоговую базу и еще больше повысит требуемую ставку. Например, план S-T будет производить выплаты тем, кто получает фиксированный аннуитетный доход, чтобы учесть любое повышение цен. Экономический рост может снизить требуемую налоговую ставку, но, как обсуждается ниже, возможно, не очень сильно. И если сбережения вырастут после введения налога с продаж, потребление должно будет упасть, что сократит налоговую базу и еще больше повысит требуемую налоговую ставку.
Очевидный результат, таким образом, состоит в том, что любой реалистичный план налога с продаж будет иметь налоговые ставки намного выше, чем 23-процентная ставка, обещанная AFT. Налоги с продаж по таким высоким ставкам поднимают важные вопросы о правоприменении.
Правоприменение и простота
Простота налогообложения и налоговое правоприменение должны анализироваться вместе — любой налог может быть простым, если он не применяется. Если бы его можно было ввести в действие, налоги с продаж были бы довольно простыми для типичного домохозяйства, но возникли бы проблемы для предприятий.
Вероятность уклонения от уплаты налога с продаж является ключевым вопросом. Сторонники налога с продаж признают, что уклонение от налогообложения неизбежно, но не учитывают его в своих оценках и надеются, что чувство справедливости побудит налогоплательщиков не обманывать. Они также указывают на низкие предельные налоговые ставки как на стимул не мошенничать, но, как показано выше, налоговая ставка вряд ли будет низкой.
Еще одно утверждение состоит в том, что выявление мошенничества резко возрастет, поскольку аудиту придется подвергать только розничных продавцов, но это заблуждение. В соответствии с налогом с продаж предприятия, осуществляющие розничные продажи, будут нести ответственность за отправку налоговых платежей правительству, если только покупатель не воспользовался сертификатом об освобождении от уплаты налога, и в этом случае налог не взимается. Но покупатель будет нести юридическую ответственность за определение того, используется ли товар в качестве ресурса для бизнеса или в качестве предмета потребления. Это означает, что аудит и правоприменение должны быть сосредоточены не только на розничных продавцах, но и на всех предприятиях, которые покупают у розничных продавцов, чтобы гарантировать, что сертификаты освобождения бизнеса используются надлежащим образом. Одно исследование показало, что во Флориде, где налоги с продаж никогда не превышали 6 %, 5 % всех покупок, совершенных с использованием свидетельств об освобождении от уплаты налогов, использовались ненадлежащим образом для освобождения от налогов личного потребления. При гораздо более высокой налоговой ставке, необходимой для федерального налога с продаж, можно ожидать, что гораздо больший процент продаж предприятиям попадет в эту категорию.
Самое главное, налог с продаж создает огромные возможности для уклонения. Например, в подоходном налоге уровень уклонения составляет около 15 процентов. Но процент уклонения от уплаты налогов составляет около 5 процентов. Для доходов, по которым не удерживаются налоги и не ведется перекрестная отчетность, уклонение составляет около 50 процентов. Поскольку налог с продаж не предусматривает удержания и перекрестной отчетности, следует очень серьезно относиться к возможности высоких показателей уклонения от уплаты налога.
Адвокаты также утверждают, что налог с продаж был бы более эффективным, чем существующая система, для получения доходов от теневой экономики. Классический пример — наркоторговец, который в настоящее время не платит подоходный налог с заработанных денег, но был бы вынужден платить налоги по налогу с продаж, если бы взял деньги от наркотиков и купил, например, «Мерседес». Проблема с этим аргументом лучше всего изложена членом палаты представителей Ричардом Арми (R-Texas): «Если существует подоходный налог, он [торговец наркотиками] не будет сообщать о своих доходах. Если есть налог с продаж, он не будет собирать налоги со своих клиентов» и отправлять налоги правительству. В конце концов, ни одна из систем не облагает налогом торговлю наркотиками.
Многие другие страны пытались ввести налог с розничных продаж или его варианты, и почти все они отказались от налога и перешли на налог на добавленную стоимость. Правительства официально отметили, что при ставках более 12 процентов налогов с продаж слишком легко избежать. Наиболее оптимистичной оценкой было бы то, что в истории страны не было прецедента введения в действие высокой ставки, обязательного национального налога с продаж. Это не означает, что это невозможно, но следует проявлять крайнюю осторожность.
Наконец, некоторые защитники налога с продаж упразднили IRS и предоставили штатам управлять налогом. Даже если штаты оставят себе 1 процент собираемых ими доходов, у них будет мало стимулов для адекватного сбора федеральных налогов. Даже Wall Street Journal, не являющийся поклонником крупного правительства, отмечает, что «думать об избавлении от IRS — это фантастика».
широкая налоговая база является ключевым элементом предложений по налогу с продаж. Чем шире база, тем ниже может быть ставка. Как показывает подоходный налог, предоставление особых льгот создает политический уклон. Лазейки, предоставленные одной группе, порождают дополнительные лазейки, подпитывая спрос со стороны других групп на равное привилегированное обращение и ослабляя решимость Конгресса остановить поток особых запросов.
Но обложить налогом широкую базу будет сложно. Некоторые статьи довольно сложно облагать налогом, например вмененные финансовые услуги. Другие предметы могут не облагаться налогом по соображениям социальной политики. В эту категорию могут попадать детские кредиты, арендные платежи и некоторые или все продукты питания. Наконец, некоторые сектора могут не облагаться налогом из-за сильного политического влияния — например, жилье и здравоохранение, хотя исключения здесь также могут быть связаны с социальной политикой.
Эти проблемы приводят к серьезным компромиссам. Например, налогообложение медицинского страхования увеличит число незастрахованных примерно на 6–14 миллионов человек. Отсутствие налогообложения повысит ставку налога с продаж на несколько пунктов.
Даже при крайней политической дисциплине, направленной на избежание субсидий, будет трудно обложить налогом более 80 процентов личного потребления. Сохранение некоторых из основных преференций в подоходном налоге могло бы сократить базу личного потребления примерно до 60 процентов личного потребления.
Наиболее противоречивой и интересной особенностью предлагаемой базы налога с продаж является положение об обложении налогом всех потребительских и инвестиционных покупок, совершаемых федеральными, государственными и местными органами власти. Эти положения увеличивают налоговую базу более чем на 40 процентов. Но налогообложение правительства помогает удерживать ставку налога с продаж на низком уровне только тогда, когда правительству не разрешено увеличивать дополнительную сумму доходов, которые оно собирает для уплаты налога. Если это ограничение вступит в силу, реальные государственные расходы должны будут резко сократиться.
Экономический рост
Налоговая реформа может ускорить экономический рост несколькими способами. Более широкая налоговая база, устраняющая лазейки, поможет направить активы и усилия на их наиболее продуктивное экономическое использование. Более низкие налоговые ставки стимулировали бы работу, сбережения и инвестиции, а также уменьшали бы стимулы избегать или уклоняться от уплаты налогов. Более простые налоги снизят затраты на соблюдение требований. Изменение базы с дохода на потребление увеличило бы прибыль после уплаты налогов на сбережения и инвестиции.
Но в прогнозах роста также необходимо учитывать облегчение переходного периода. Рассмотрим 65-летнего человека, который выходит на пенсию в день вступления в силу налога с продаж. Пока она работала, ее доход превышал ее потребление, и она платила подоходный налог. Теперь на пенсии — когда ее потребление превысит доход — ее попросят заплатить налоги на потребление. Должна ли она получить налоговые льготы на потребление, финансируемое за счет использования ее активов? Предоставление таким людям налоговых льгот на их накопленные активы значительно повысит ставку налога с продаж и снизит рост, но не предоставлять налоговые льготы кажется несправедливым. В политическом плане какое-то облегчение кажется почти неизбежным.
Оценки показывают, что хорошо функционирующий налог на потребление на широкой основе с ограниченными персональными льготами и ограниченными переходными льготами может повысить доход на человека до 2 процентов в течение 10 лет. Но более щедрые льготы в переходный период или сокращение налоговой базы довольно быстро сведут эффект роста к нулю. Эти результаты резко контрастируют с утверждениями AFT о том, что после 10 лет введения налога с продаж типичное американское домохозяйство будет как минимум на 10% и «вероятно, на 15% лучше», чем в противном случае.
Будет ли налог с продаж справедливым?
Вопрос справедливости в налогообложении часто является спорным и всегда субъективным. Налог с продаж будет облагать потребление по фиксированной ставке по сравнению с нынешней системой, которая облагает налогом доход по прогрессивной ставке. Обложение налогом потребления вместо дохода часто оправдано тем, что потребление может быть лучшим индикатором способности платить налоги в долгосрочной перспективе, поскольку доход значительно варьируется от года к году. Но для людей, которые сталкиваются с ограничениями в отношении того, что они могут взять взаймы, долгосрочный период может быть не самым важным периодом времени. Ясно, что нет ничего изначально справедливого (или несправедливого) в том, чтобы иметь только одну ставку.
Если домохозяйства классифицировать по годовому доходу, налог с продаж имеет резко регрессивный характер. Согласно предложению AFT, налоги вырастут для домохозяйств с нижними 90 процентами распределения доходов, в то время как домохозяйства из верхнего 1 процента получат среднее снижение налогов более чем на 75 000 долларов. Если домохозяйства классифицировать по уровню потребления, получается несколько иная картина. Домохозяйства в нижних двух третях распределения будут платить меньше, чем сейчас, домохозяйства в верхней трети будут платить больше. Тем не менее, домохозяйства на самом верху будут платить гораздо меньше, опять же получая снижение налогов примерно на 75 000 долларов. Представляется, что существует мало веских мотивов для того, чтобы обрушить огромные налоговые льготы именно на те группы, чьи доходы и богатство больше всего выиграли от недавних событий, и значительно увеличить бремя для других.
Предлагаемый налог с продаж также содержит потенциально серьезные штрафы за брак. Напомним, что демогрант будет равен ставке налога, умноженной на черту бедности. Черта бедности составляет 7890 долларов на одного человека плюс 2720 долларов на каждого дополнительного человека. При ставке налога с продаж в размере 30 процентов, по самым скромным оценкам, два одиноких человека будут иметь право на скидку в размере 2367 долларов каждый, что в сумме составит 4734 доллара. Если они поженятся, они получат 3183 доллара, поэтому их ежегодный штраф за брак составит 1551 доллар. При более высоких ставках штраф будет расти.
Правозащитники любят утверждать, что налоги с продаж служат в интересах семьи по сравнению с подоходным налогом. Однако дети и семьи несоразмерно выигрывают от многочисленных особенностей нынешней системы, включая льготы для иждивенцев, кредиты на детей, кредиты по уходу за детьми, кредиты за трудовой доход и кредиты на образование. И льготный режим жилья, медицинского страхования и государственных и местных налогов также, вероятно, помогает семьям, поскольку они потребляют относительно больше жилья, медицинских услуг и государственных услуг, таких как образование. Все эти преференции будут устранены при введении налога с продаж.
Кроме того, по сравнению с бездетными парами, семьи с детьми, как правило, имеют более высокий уровень потребления по отношению к доходу, поэтому переход от подоходного налога к налогу на потребление приведет к дальнейшему увеличению налогового бремени в годы, когда потребности семьи наиболее высоки. Основываясь на данных 1996 года, недавнее исследование показало, что введение широкомасштабного фиксированного налога на потребление, такого как налог с продаж или фиксированный налог, нанесет ущерб семьям с доходом менее 200 000 долларов США из-за потери налоговых преференций, но поможет семьям. с доходом выше 200 000 долларов США из-за резкого снижения максимальной ставки налога. Включая 1997 налоговые изменения — особенно кредиты на детей и образование — только усугубили бы эти результаты.
Заключение
В качестве замены существующей федеральной налоговой системы национальный налог с розничных продаж не подходит. После учета уклонения, преобразования государственных и местных налогов, корректировок для сохранения государственных пособий на неизменном уровне и правдоподобных сокращений налоговой базы требуемая ставка будет достаточно высокой, чтобы сделать принудительное исполнение слишком трудным, а уклонение слишком заманчивым. Исторические записи должны предполагать большую осторожность в этом отношении.
Даже если бы налог был применим при таких ставках, предполагаемое влияние на экономический рост было бы в лучшем случае небольшим, а некоторые секторы экономики, такие как медицинское страхование, предоставляемое работодателем, могли бы существенно пострадать. Налог с продаж увеличит нагрузку на домохозяйства с низким и средним уровнем дохода и резко сократит налоги для 1% самых богатых людей.
Противодействие налогу с продаж не является партийным вопросом. Роберт Макинтайр из Citizens for Tax Justice осуждает налог с продаж как неработоспособный. The Wall Street Journal называет налог с продаж «НДС [налог на добавленную стоимость] в бремени» и подчеркивает озабоченность по поводу администрирования и правоприменения. Брюс Бартлетт из Национального центра политического анализа приходит к выводу, что налог с продаж — плохой выбор для замены налоговой системы. Джоэл Слемрод из Мичиганского университета произносит налог с продаж как NAUSEA-I, что является аббревиатурой от «неуправляемый по обычным стандартам справедливости и навязчивости».
Эти проблемы с налогом с продаж не означают, что налоговая реформа — плохая идея. Крайне необходимы улучшения в налоговой системе. Следует внимательно рассмотреть другие виды налогов на потребление, такие как налог на добавленную стоимость или варианты фиксированного налога. Многие выгоды от перехода на налог на потребление можно также получить за счет разумных модификаций подоходного налога. Поскольку реформа подоходного налога может также вызвать гораздо меньшие проблемы переходного периода, ее следует рассмотреть серьезно и в первую очередь.
Департамент налогообложения
Налогообложение Карьера
Для индивидуальной подачи, статуса возврата, подтверждения личности, онлайн-сервисов и многого другого.
Онлайн-сервисы — Файл сейчас
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисах для использования I-File, просмотра и совершения платежей, просмотра и печати налоговых документов
Посмотреть все услуги
Викторина для подтверждения личности
Получили ли вы письмо с тестом для подтверждения личности?
пройти викторину
Проверить мой статус возврата
Чтобы получить статус возврата вашей налоговой декларации за текущий год
Проверить состояние
Оплатить онлайн
Произвести платеж электронным чеком или кредитной/дебетовой картой
Узнать больше
Просмотреть все отдельные услуги
Для бизнес-регистрации, налоговой регистрации, онлайн-сервисов, бизнес-шлюза Огайо и многого другого.