Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
Опорный конспект лекции
Конкуренция(от лат. сопсшто — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борь бе за покупательский спрос.
Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг. снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
В различных отраслях экономики складывается разное со стояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1).
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая
конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслеваяконкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения В отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл. 7.2).
Совершенная (чистая) конкуренция— это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1)на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и. соответственно, продавцов;
3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Позитивные явления конкуренции:
1) снижение издержек;
2) быстрое внедрение НТП;
3) гибкое приспособление к спросу;
Таблица 7.2
Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность. 1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции
ЛЕКЦИЯ 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
3. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование. Рыночная власть
Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1).
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Рис. 1. Виды конкуренции
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл. 2).
Таблица 2 Характерные черты типов конкуренции
Характерная черта | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | Очень много | Много мелких фирм | Несколько (3-5 фирм) | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре | Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену |
Условия вхождения в отрасль | Очень легкие, нет препятствий | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Нет вхождения |
Пример отраслей | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны | Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. | Местные предприятия коммунального хозяйства |
Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке. Позитивные явления конкуренции:
1) снижение издержек;
2) быстрое внедрение НТП;
3) гибкое приспособление к спросу;
4) высокое качество продукции;
5) препятствие к завышению цен.
Негативные явления конкуренции:
1) разорение многих субъектов рыночной экономики;
2) анархия и кризис производства;
3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4) экологические нарушения.
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:
1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;
2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.
7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции.
Совершенная конкуренция и ее сущность
Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — про- тивоборство,соперничествомеждуучастникамирыночно- го хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции: 1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каж-
дого товаропроизводителя; 2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры
рынка; 3) противостояниевсемдругимтоваропроизводителямвборь-
бе за покупательский спрос.
Монополистическая конкуренция. Олигополия.Монополия. Монополистические объединения
Монополистическая конкуренция — это рыночная си- туация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уни- кальные качества.
Олигополия — это рынок, на котором доминирует не- сколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противо- стоят множеству покупателей.
Монополия предполагает, что одна фирма является единствен- ным производителем какой-либо продукции, не имеющей ана- логов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Рыночная власть
Антимонопольное регулирование — это система норма- тивных правовых актов, направленных на преодоление нега- тивных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования:
1) ограничение монополизации рынка;
2) постоянный государственный мониторинг;
3) запрещение установления монополистических цен;
4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизован-
ных фирм.
Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спроснатовары вколичественном выраженииизменя- ется в обратной зависимости от цены.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изме- нение объема спроса к изменению его цены.
Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме,за определенный период времени.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
26 8.4. Равновесная цена.
Механизм рыночного равновесия
Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены.
Когда предложение превышает спрос, образуется излишек.
Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.
27.Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы.
Рынок труда — это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со сто- роны населения; сфера контакта продавцов и покупателей тру- довых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает рабо- тать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.
Предложение рабочей силы — это количество рабочего вре- мени, которое работник готов предложить работодателю при каждом конкретном уровне заработной платы.
Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы).
28.Рынок капитала.
Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции.
Рынок капиталов, как и любой другой рынок, функционирует на основе механизмов взаимодействия спроса и пред- ложения.
1) основной капитал — это средства труда, т.е. факторы производства в виде заводов, оборудования, машин и т.п., участвующих в процессе производства длительное время и пере- носящих свою стоимость на готовый продукт по частям по мере их износа;
2) оборотный капитал — это предметы труда (сырье, готовая продукция), участвующие в производстве однократно, полностью потребляющиеся и сразу переносящие свою стоимость на готовый продукт.
Инвестиции — долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики.
Процент — это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить.
29. Рынок земли. Рента.
Земля — это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.
Земельная рента — часть прибыли, возникающей при использовании невоспроизводимого производственного факто- ра — земли. Выделяют две формы земельной ренты — дифференциальную и абсолютную.
Главные условия образования земельной ренты:
1) ограниченность плодородных земель; 2) монополия на землю как объект собственности или как объектхозяйствования;
3) низкое ограничение строения капитала.
Конкуренция, условия становления, основные функции и практическое значение. Ценовая и неценовая конкуренция в современных условиях.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
· Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).
· Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
· Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
· Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
· Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
· Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.
Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг. На практике она применяется крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, фирмами, у которых нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции, а также в ходе проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции на рынок выводится новый товар с существенноулучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно. Крайней формой ценовой конкуренции являются «ценовые войны» — вытеснение конкурентов за счет последовательного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, предлагающих аналогичные товары, себестоимость которых выше.
Неценовая конкуренция имеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя, т.е. факторы, косвенно связанные или вовсе не зависящие от цены. За 80-90-е годы на ведущее место в перечне неценовых факторов выдвинулись пониженное энергопотребление и невысокая металлоемкость, полное отсутствие или малое загрязнение окружающей среды, зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый, реклама, высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания, уровень сопутствующих услуг.
Содержание:
24
Введение……………………………………………………………………………………………………..4
1. Конкуренция: понятие, функции и ее виды……………………………………5
1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции…………………….5
1.2. Функции конкуренции………………………………………………….6
1.3. Виды конкуренции……………………………………………………..9
2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………..11
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………………11
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………………13
2.3. Олигополия…………………………………………………………….14
2.4. Чистая монополия………………………………………………….…..15
3. Конкуренция в рыночной экономике…………………………………………17
Практическая часть (решение задачи)…………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..…22
Список использованной литературы……………………………………………24
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.
Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Важно понять, что без конкуренции нет рыночной системы.
Конкуренция: понятие, функции и ее виды
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Основные условия возникновения конкуренции:
1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
1.1 Понятие конкуренции и условия ее существования. Конкуренция как элемент современного рыночного хозяйства
Похожие главы из других работ:
Анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции
2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Каковы условия возникновения совершенной конкуренции и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? — это, наверное, самый важный вопрос в изучении института совершенной конкуренции…
Закон спроса и предложения. Земельная рента
2. Источники, причины и условия существования земельной ренты
Земельная рента — доход, который получают землевладельцы, реализуя собственность на землю. В основе земельной ренты — нетрудовой тип частной собственности на средства производства, которая сначала была установлена на землю…
Конкуренция в России
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
Конкуренция — это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами — производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду…
Конкуренция, её роль в рыночной экономике
1.2 Условия возникновения конкуренции
Конкуренция началась в условиях элементарного товарного производства. Всякий производитель в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия производства, и реализации товара…
Микроэкономика
1. Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки.
Причины существования несовершенной конкуренции Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX — начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала…
Монополистическая конкуренция
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции
Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории…
Предприятие в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция: условия существования, общие черты, сходства и различия с другими типами рынка
Монополистическая конкуренция — это модель рыночной структуры, объединяющая в себе ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. Данный вариант несовершенной конкуренции, т.е. конкуренции…
Проблемы и роль в экономике малого и крупного бизнеса в России
1.1 Условия существования малого бизнеса
Исторический опыт развития малого предпринимательства в российской экономике свидетельствует о том, что малый бизнес не может развиваться, если не созданы условия вообще для функционирования предпринимательства…
Проблемы экономической концентрации и защиты конкуренции в национальной экономике
— задачи и условия развития конкуренции в экономике;
— провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь…
Развитие конкуренции в странах мира
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
Конкуренция — это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами — производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду…
Рынок совершенной конкуренции. Достоинства и недостатки
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
…
Совершенная конкуренция
1.1 Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае…
Совершенная конкуренция
1.1 Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае…
Теоретические аспекты исследования экономики Чувашской Республики
2.2 Физико-географические условия возникновения и существования г. Чебоксары
При выборе места для строительства города к территории предъявляется ряд требований: безопасность, доступность, здоровье, ресурсы, привлекательность, этому должна отвечать определенная совокупность природных условий. Прежде всего…
Экономические модели рыночного хозяйства
2.5 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции
Согласно традиционным теориям фирмы и рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объём поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж…
Тема 7. Теория конкуренции и монополии
7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность.
7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения.
7.3. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование. Рыночная власть.
7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность.
Конкуренция (от лат. concurro — ≪бежать вместе≫) — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Виды конкуренции
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Позитивные явления конкуренции:
1) снижение издержек;
2) быстрое внедрение НТП;
3) гибкое приспособление к спросу;
4) высокое качество продукции;
5) препятствие к завышению цен.
Негативные явления конкуренции:
1) разорение многих субъектов рыночной экономики;
2) анархия и кризис производства;
3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4) экологические нарушения.
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:
1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;
2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.
Конкурс— Econlib
Экономическая конкуренция происходит на рынках, где встречаются потенциальные поставщики и покупатели. Как правило, несколько продавцов соревнуются за привлечение выгодных предложений от потенциальных покупателей. Точно так же предполагаемые покупатели конкурируют за получение хороших предложений от поставщиков. При заключении контракта покупатель и продавец обмениваются правами собственности на товар, услугу или актив. Все взаимодействуют добровольно, руководствуясь личными интересами.
В процессе таких взаимодействий много информации передается через цены (см. Австрийскую школу экономики).Заинтересованные продавцы снижают цены, чтобы привлечь покупателей, а покупатели раскрывают свои предпочтения, повышая свои предложения, чтобы опередить других покупателей. Когда сделка заключена, никто не может быть полностью доволен согласованной ценой, но оба партнера по контракту чувствуют себя лучше. Если цены превышают затраты, продавцы получают прибыль, что побуждает предлагать больше. Когда другие конкуренты узнают, какие действия приводят к прибыли, они могут подражать первоначальному поставщику. И наоборот, потери говорят поставщикам, от чего отказаться или от чего изменить.
Такие сигналы о прибылях и убытках координируют миллионы продавцов и покупателей в сложной, развивающейся современной экономике.«Долларовая демократия» рынка гарантирует, что покупатели получают больше того, что они хотят, и тратят меньше ресурсов на то, чего они не хотят. Таким образом, конкурентоспособные цены работают как радиосигналы; их легко понять, и нам не нужно знать, откуда они пришли. Нет необходимости анализировать все возможные причины последнего энергетического кризиса, чтобы понять, что нужно избавляться от пожирателей газа и экономить электроэнергию; а нефтяным компаниям нужно знать только то, что нефть дорожает, чтобы начать бурение новых скважин или экспериментировать с добычей топлива из горючего сланца или битуминозных песков.Ценовая конкуренция информирует миллионы независимых людей на миллионах рынков, эффективно их координируя — словно «невидимой рукой», как однажды выразился Адам Смит, отец экономики.
Поставщики также участвуют в неценовой конкуренции. Они стараются улучшить свою продукцию, чтобы получить конкурентное преимущество перед конкурентами. С этой целью они несут расходы и риски, связанные с инновацией продукта. Этот тип соревнований вдохновил на бесчисленные эволюционные шаги — например, между первым заборным бункером братьев Райт и новейшим Боингом 747.Такая конкуренция привела к беспрецедентному материальному прогрессу со времен промышленной революции.
Дифференцированные продукты могут дать передовым поставщикам «рыночную нишу». Однако такая ниша никогда не бывает полностью безопасной, поскольку другие конкуренты будут стремиться улучшить свои собственные продукты, удерживая всех поставщиков в состоянии «творческого беспокойства».
Еще один инструмент конкуренции — это технологические инновации для снижения затрат, которые позволяют производителям уступать конкурентам в цене. Такой вид конкуренции дал нам повсеместные карманные двухдолларовые калькуляторы всего через поколение после того, как первые калькуляторы были проданы по цене в триста раз выше!
Третий инструмент, позволяющий обойти своих конкурентов, — это реклама, которая привлекает внимание покупателей к своим товарам.Поставщики также конкурируют, предлагая гарантии и послепродажное обслуживание. Это обычное дело для сложных и долговечных товаров, таких как автомобили. Это снижает транзакционные издержки покупателя и укрепляет конкурентные позиции поставщика.
Конкуренция, таким образом, заставляет людей сохранять бдительность и нести расходы. Прежде чем эффективно конкурировать на рынке, необходимы соответствующие знания. Покупатели должны спросить себя, каковы их требования, какие продукты доступны, что они могут себе позволить и как сравниваются различные продукты с учетом цен.Это требует затрат на поиск — подумайте, например, о времени и усилиях, затрачиваемых на покупку дома. Поставщики должны выяснить, где находится спрос, какие технические характеристики люди хотят в своем продукте, где получить множество ресурсов и компонентов, как обучить рабочих, как распределять свои товары, как улучшить продукты и процессы, как отреагируют конкуренты , и многое другое. Такие усилия — в исследованиях, разработках и маркетинге — могут быть очень дорогостоящими и все же могут привести к нулю. Для каждого золотого дна рынка есть много разочарований.И другие расходы возникают, когда продавцы и покупатели обсуждают детали контракта, а также отслеживают и обеспечивают выполнение поставки.
В динамичной, специализированной экономике затраты на поиск знаний и обмен (так называемые «транзакционные издержки») обычно высоки. Поэтому неудивительно, что участники рынка стремятся снизить транзакционные издержки и связанные с ними риски. Один из методов — согласовать установленные правила (называемые «учреждениями»), которые помогут им сэкономить на затратах на приобретение знаний.Рынки более эффективно удовлетворяют чаяния людей, когда существуют обязательные и целесообразные правила. Еще одно средство экономии транзакционных издержек — это заключение бессрочных, долгосрочных отношений, таких как трудовые договоры. Еще один — это реклама, средство для продавцов информировать покупателей и экономить им некоторые затраты на поиск. Заключению сделок также способствуют посредники — эксперты рынка, такие как брокеры, риэлторы и аукционисты.
Несмотря на эти методы снижения транзакционных издержек, конкуренция является неудобной и дорогостоящей для конкурентов.Некоторым предпринимателям нравится рыночная конкуренция как таковая. Но большинство людей неоднозначно относятся к конкуренции в определенном смысле; они хотели бы избежать конкуренции на своей стороне рынка, но приветствуем конкуренцию между теми, у кого они покупают или продают. В свободном обществе люди, конечно, имеют право почивать на лаврах, отказавшись от конкуренции, но они потеряют долю на рынке, и их активы, вероятно, потеряют ценность.
Чтобы избежать конкурентной дисциплины, поставщики могут попытаться заключить «конкурентное перемирие», формируя картели, особенно на рынках с небольшим количеством поставщиков или поставщиков, которым для начала работы требуются большие объемы капитала.Например, мировые авиакомпании когда-то сформировали картель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), который фиксировал авиабилеты, расписания и даже такие мелкие детали, как питание. Картели обычно терпят поражение, когда член картеля обманывает согласованную цену (см. Картели и ОПЕК) или когда фирма, не входящая в картель, конкурирует за счет цен или инновационных продуктов, а устоявшиеся поставщики теряют долю рынка. Для потребителей и для рынка в целом такое мошенничество с картельными соглашениями является благом.
Единственный способ для картелей или монополий избежать конкуренции в долгосрочной перспективе — это получить государственную защиту.Слишком часто политики и бюрократы с готовностью подчиняются, вводя принудительные меры. Они склонны прятаться за всевозможными отговорками — защищая рабочие места, обеспечивая здоровье и безопасность населения или защищая своих граждан от иностранных конкурентов. Тем не менее, в действительности подавление конкуренции чаще всего является вознаграждением для регулирующих органов, которые получают моральную или финансовую поддержку для следующей избирательной кампании или получают прибыльные консультации. Экономисты называют это «погоней за рентой» и указывают, что это неизменно происходит за счет многих покупателей, которые часто не осознают издержек, вызванных политическим вмешательством.Вмешательства могут утешить некоторых поставщиков, но они наносят ущерб богатству наций, что приносит пользу многим. Поэтому большинство экономистов считают беспрепятственную конкуренцию общественным благом, которое правительства должны защищать и культивировать. Этот вывод, например, вдохновил политические попытки контролировать слияния, монополии, профсоюзы и картели с помощью внутренней политики конкуренции; и создание Всемирной торговой организации, которая была создана для защиты международной конкуренции от оппортунистических правительств.
Конкуренция работает хорошо только в том случае, если права частной собственности защищены и люди могут заключать контракты в соответствии с верховенством закона. Кто понесет высокие затраты на разведку знаний, зная, что ожидаемая прибыль может быть экспроприирована или что последующие контракты на продажу открытия запрещены законодательством? Вот почему защищенные права собственности, свобода договоров и верховенство закона — короче говоря, экономическая свобода — способствуют быстрому экономическому росту, низкому уровню безработицы и уменьшению бедности.Международные обследования неизменно показывают, что ни одна из беднейших экономик мира не является свободной и что ни одна из самых свободных и наиболее конкурентоспособных экономик мира не является бедной.
С точки зрения общества, живая рыночная конкуренция выполняет три жизненно важные функции:
Открытие. Благополучие человека всегда можно улучшить с помощью новых знаний. Конкуренция между поставщиками и покупателями — мощный стимул к поиску знаний. Личный интерес мотивирует непрекращающиеся, широко распространенные и зачастую дорогостоящие усилия по наилучшему использованию своего имущества и навыков.Центральное планирование со стороны правительства и государственное обеспечение иногда выступают в качестве лучшего средства открытия новых продуктов и процессов. Однако опыт показал, что центральные комитеты недостаточно мотивированы и просто не могут собрать все сложные, часто мелкие и широко разрозненные знания, необходимые для широкого прогресса.
Выбор и мирное согласование. Конкурсное «долларовое голосование» выбирает то, что люди действительно хотят, и выявляет ошибки посредством «выговора красными чернилами» в процессе распространения полезных знаний.Поскольку новаторы не могут хранить свои открытия в секрете, другие видят, что выгодно, и могут подражать успеху. Несмотря на время от времени неприятные сюрпризы и меняющиеся возможности, конкуренция способствует упорядоченному развитию, распределяя неизбежное бремя адаптации и согласовывая расходящиеся ожидания. Конкуренция и торговля обучают людей практиковать «коммерческую этику»: прагматизм в решении проблем и сохранение мира, чтобы продолжать работу. Таким образом, конкурентный рыночный порядок вселяет уверенность, социальный оптимизм и решимость.
Контроль мощности. Конкуренция поставщиков расширяет возможности потребителей; конкурирующие работодатели расширяют возможности работников. Хотя некоторые могут попытаться получить ренту, важно, чтобы состоятельные люди по-прежнему подвергались конкуренции. Только тогда они реинвестируют свое богатство и таланты в дальнейшие поиски знаний на благо человечества. Они не всегда останутся успешными. Фактически ни одно из крупных американских состояний, существовавших в 1950 году, не осталось нетронутым. Конкуренция снижает концентрацию экономической власти и перераспределяет богатство.Можно пойти дальше и сказать, что капитализм легитимизируется конкуренцией — готовностью граждан, обладающих собственностью, нести расходы на поиск социально полезных знаний. Социалисты с их лозунгом «Собственность — это воровство» получат последователей только там, где конкуренция отсутствует или политически искажена.
Конкуренция, как здесь обсуждается, вряд ли фигурирует в стандартной неоклассической экономике, поскольку так называемая совершенная конкуренция нереалистично предполагает совершенное знание. Тем не менее, в действительности, большая часть экономической деятельности направлена на поиск и использование знаний и мотивацию сопротивляющихся людей, обладающих богатством и талантами, делать то же самое.
Сенатор Генри Клей был прав, когда он сказал Сенату США в 1832 году: «Из всех человеческих сил, влияющих на дела человечества, нет ничего сильнее, чем сила конкуренции». Действительно, соревнование является неотъемлемой частью стремления к счастью.
Об авторе
Вольфганг Каспер — заслуженный профессор экономики Университета Нового Южного Уэльса, Австралия.
Дополнительная литература
Гвартни Дж. И Р. Лоусон. Экономическая свобода в мире. Ванкувер: Институт Фрейзера, издается ежегодно.
Хайек Ф. А. «Соревнование как процедура открытия». В Ф. А. Хайеке, Новые исследования в философии, политике, экономике и истории идей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1978. Стр. 179–190.
Kasper, W., and M. E. Streit. Институциональная экономика: социальный порядок и государственная политика. Челтенхэм, Великобритания: Эдвард Элгар, 1998. Особенно гл. 8.
Кирзнер И. М. Как работают рынки. Лондон: Институт экономики, 1997.
Сноски
1. Здесь нас не интересуют другие формы соревнований, например, в спорте, между политическими партиями и группами интересов или между штатами в федерациях. . Роль конкуренции в продвижении динамичных Обращение Уильям Дж. Коласки (1) До TokyoAmerica Center 12 ноября 2002 г. I.Введение Добрый день. Это моя первая поездка в Японию, и я очень рад посетить вашу прекрасную страну и иметь возможность поговорить с вами сегодня на мою любимую тему: соревнования. С самого начала я должен пояснить, что я беззастенчивый сторонник конкуренции. Я считаю, как и мои коллеги из Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии, что разумная политика в области конкуренции и строгие законы о конкуренции имеют решающее значение для эффективного функционирования свободных рынков и экономического роста. Все мы знаем о том тяжелом десятилетии, которое только что пережила Япония. В начале 90-х годов весь мир восхищался японской экономикой. Когда мои предшественники приехали в Японию в конце 1980-х годов, это было как для того, чтобы узнать, как вы это сделали, так и для того, чтобы подтолкнуть вас к открытию своих рынков для американских компаний. А потом пузырь лопнул. Сегодня, десять лет спустя, картина выглядит совсем иначе. Майкл Портер с двумя японскими соавторами, например, только в прошлом году опубликовал книгу с провокационным названием «Может ли Япония конкурировать?» (2) В Соединенных Штатах у нас только что лопнули не один, а два пузыря.Во-первых, пузырь dot.com; затем телекоммуникационный пузырь. Теперь мы должны упорно трудиться, чтобы гарантировать, что мы не испытаем ту же картину экономического роста, что Япония видела за последнее десятилетие. Я знаю, что японское правительство и японский бизнес испытывают невероятное давление с целью улучшить ваши экономические показатели. Вам, конечно, не нужно, чтобы еще один американец приехал сюда, чтобы прочесть лекцию о необходимости реструктуризации вашей экономики или о том, как это сделать. А учитывая проблемы, с которыми мы сами сталкиваемся, особенно в области корпоративного управления, было бы не только высокомерно, но и самонадеянно пытаться это сделать. Сегодня я хочу поговорить о политике в области конкуренции в более общем плане и о решающей роли, которую она играет в содействии экономическому росту. Это, конечно, вряд ли оригинальная мысль. Майкл Портер, среди прочих, давно учил, что сильная конкуренция внутри страны является ключевым элементом международной конкурентоспособности и экономического прогресса. (3) В первой части своего выступления я очень кратко расскажу, почему конкуренция так важна. Во второй части своего выступления я обращусь к предмету, которому уделялось меньше внимания, но он даже более важен, а именно, как мы разрабатываем политику конкуренции, которая будет способствовать экономическому росту.Во многих частях мира, включая большую часть Азии, а иногда и в Японии, закон о конкуренции рассматривается больше с точки зрения справедливой торговли, чем благосостояния потребителей. В этих странах закон о конкуренции используется больше для защиты мелких конкурентов и поддержания фрагментированной структуры рынка, а не для повышения эффективности. Такой взгляд на закон о конкуренции когда-то был распространен и в Соединенных Штатах, всего четверть века назад. В конечном итоге мы пришли к выводу, что реализация антимонопольной политики такого типа способствовала стагфляции, которую мы пережили в 1970-е годы.Это привело нас к принятию нового видения конкуренции, которое определяет конкуренцию не с точки зрения количества конкурентов, а как процесс, призванный способствовать благосостоянию потребителей и экономическому прогрессу путем обеспечения того, чтобы товары и услуги производились и поставлялись в наиболее эффективным способом. Как любит говорить один из наших старших экономистов, «эффективность — это цель; конкуренция — это процесс». Мы считаем, что этот сдвиг в антимонопольной политике помог стимулировать рост производительности и инноваций, которым мы наслаждались в Соединенных Штатах за последние двадцать лет. В третьей части своих замечаний я расскажу о том, как должна разрабатываться политика в области конкуренции, которая преследует благополучие потребителей как единственную цель, и предложу набор руководящих принципов для этой цели. В заключение я рассмотрю некоторые конкретные шаги, которые Япония может предпринять для включения этих принципов в обеспечение соблюдения Антимонопольного закона («АМА»). II. Как конкуренция способствует динамичным рынкам Конкуренция оказывает положительное влияние не только на благосостояние потребителей, но и на экономику страны в целом.Конкуренция способствует повышению производительности и международной конкурентоспособности делового сектора и способствует динамичным рынкам и экономическому росту. Я знаю, что мне не нужно убеждать столь искушенную аудиторию в достоинствах конкуренции. Майкл Портер, который изучал японскую экономику в течение многих лет, показал, что японские отрасли промышленности, которые являются наиболее конкурентоспособными на международном уровне, — это те, в которых внутреннее соперничество является наиболее сильным. (4) Во время нашей вчерашней двусторонней встречи Комиссия Сибата из JFTC поделилась со мной недавним исследованием Национального бюро экономических исследований, показывающим, как дерегулирование способствовало росту британской экономики за последние двадцать лет. (5) В Соединенных Штатах, мы обнаружили, что дерегулирование привело к снижению цен на 30-75 процентов во многих ключевых секторах, поскольку оно вынудило эти отрасли реструктурироваться, чтобы стать более эффективными. (6) Позвольте мне очень кратко остановиться на некоторых основных преимуществах конкуренции. Наиболее очевидным преимуществом конкуренции является то, что она приводит к тому, что товары и услуги предоставляются потребителям по конкурентоспособным ценам. Но люди часто забывают, что производители также являются потребителями.Они должны покупать сырье и энергию для производства своей продукции, телекоммуникационные услуги для связи со своими поставщиками и клиентами, компьютерное оборудование для отслеживания своих запасов, строительные услуги для строительства своих заводов и складов и так далее. Поскольку цены на эти товары и услуги выше, чем у их иностранных конкурентов из-за отсутствия конкуренции на этих рынках, фирмы будут менее конкурентоспособными и пострадают на рынке. Второе преимущество конкуренции — это ее влияние на эффективность и производительность.Компании, которые сталкиваются с жесткой конкуренцией, постоянно вынуждены становиться более эффективными и производительными. Они знают, что их конкуренты постоянно ищут способы сократить расходы, чтобы увеличить прибыль или получить конкурентное преимущество. Под этим постоянным давлением фирмы знают, что, если они не поспевают за повышением эффективности и производительности, они вполне могут увидеть, как их положение на рынке сузится, если не полностью испарится. Именно этот процесс жесткой конкуренции между конкурентами побуждает фирмы стремиться предлагать товары более высокого качества, более качественные услуги и более низкие цены. Третье преимущество конкуренции — ее положительное влияние на инновации. В современном мире, движимом технологиями, инновации имеют решающее значение для успеха. Инновации приводят к появлению новых продуктов и новых производственных технологий. Это позволяет новым компаниям выходить на рынки, где доминируют традиционные игроки, и имеет решающее значение для существующих компаний, которые хотят продолжить свои предыдущие рыночные успехи и стимулировать потребительский спрос на новые продукты. Конкуренция стимулирует инновации. Без конкуренции не было бы большого давления для внедрения новых продуктов или новых методов производства.Без этого давления экономика будет отставать от других как центр инноваций и терять международную конкурентоспособность Четвертое преимущество конкуренции состоит в том, что она способствует реструктуризации в секторах, которые утратили конкурентоспособность. Правительствам трудно определить, какие секторы экономики нуждаются в реструктуризации, какие фирмы в этих секторах должны остаться или прекратить свое существование и когда лучше всего провести такую реструктуризацию. Правительства подвержены политическим ограничениям и давлению, которые чаще всего приводят к неоптимальным решениям.С другой стороны, конкурентный процесс беспристрастен. Это вынуждает принимать решения на основе рыночных факторов, таких как спрос, использование продукта, затраты, технологии, а не на неполной информации, которой располагают государственные бюрократы. Конкуренция фирм за капитал и другие ресурсы в рамках всей экономики приводит к утечке денег и ресурсов из слабых, неконкурентоспособных секторов и фирм в сторону самых сильных, наиболее конкурентоспособных секторов, а также к самым сильным и наиболее конкурентоспособным фирмам в этих секторах.Таким образом, сам процесс конкурентной борьбы делает решения о реструктуризации ясными и ведет к наиболее сильной и конкурентоспособной экономике. III. Необходимость в экономически обоснованном законодательстве о конкуренции и правоприменительной политике Я надеюсь, что я высказал свою точку зрения — конкуренция во многих отношениях способствует развитию динамичной экономики и, следовательно, имеет важное значение для экономического роста. Итак, следующий вопрос: «Как нация лучше всего поощряет и защищает конкурентный процесс?» Я считаю, что наиболее фундаментальным требованием является обязательство правительства разрешить конкуренцию, а не бюрократическое вмешательство, чтобы определять рыночные результаты.Это означает сокращение регулирования экономики, как государственной, так и частной, до минимума, необходимого для достижения законных социальных целей, при обеспечении того, чтобы процесс конкуренции не искажался. Чтобы не допустить подрыва конкурентного процесса, настоятельно необходимо принять экономически обоснованный закон о конкуренции и создать агентство по вопросам конкуренции, обладающее полномочиями и ресурсами для эффективного обеспечения соблюдения этого закона о конкуренции. Однако всегда следует помнить, что сам закон о конкуренции требует вмешательства государства в работу рынка, чтобы гарантировать, что деятельность участников рынка не подрывает или не искажает процесс конкуренции.И, к сожалению, применение закона о конкуренции может иметь негативные последствия для конкуренции и для экономики в целом, если закон ограничивает слишком широкий спектр действий, если он слишком негибкий для меняющихся рынков или если его применение не основано на надежный экономический анализ. Позвольте мне привести всего два примера того, как ошибочная политика в области конкуренции может иметь пагубные последствия для экономики. Первый — в сфере принудительного слияния. Разумеется, слияния могут нанести ущерб конкурентному процессу, когда, например, слияние конкурирующих фирм устраняет конкуренцию между сторонами и дает объединенной фирме возможность повышать цены или исключать конкуренцию.В то же время слияния могут также усилить конкуренцию и принести пользу потребителям, создавая эффективность, которую невозможно было бы эффективно реализовать без слияния. Если агентство по вопросам конкуренции блокирует слияние, потому что оно создает более эффективную фирму, которая может превзойти своих конкурентов в конкуренции, пострадает экономика. Второй пример относится к защите от практики низких цен. Одно из основных преимуществ конкуренции состоит в том, что она заставляет компании вести активную конкуренцию с точки зрения цены и качества.Хотя существуют ограниченные случаи, когда низкие цены могут нанести вред конкуренции — в первую очередь, когда фирма, обладающая рыночной властью, пытается вытеснить всех своих конкурентов с рынка за счет продаж ниже себестоимости, чтобы действовать как монополист и повышать цены, чтобы окупить свои предыдущие убытки (практика, известная как хищническое ценообразование) — по большей части сильная ценовая конкуренция полезна для потребителей и помогает бизнес-потребителям конкурировать более эффективно за счет более низких производственных затрат. Антимонопольные агентства должны проявлять крайнюю сдержанность в отношении противодействия низкому ценообразованию, особенно в тех случаях, когда ими занимаются фирмы, не имеющие перспектив монопольной власти. Чтобы избежать этих ловушек, первое, что нам нужно сделать, это согласовать цели закона о конкуренции и наше определение конкуренции. Как я сказал в начале своего выступления, ошибочная политика в области конкуренции, направленная на сохранение фрагментированных рынков или защиту малого бизнеса, замедляет рост и подрывает веру в свободные рынки. В Соединенных Штатах мы считаем, что единственной целью политики в области конкуренции является благосостояние потребителей. Это означает, повторяя одно из моих любимых высказываний, что «эффективность — это цель, а конкуренция — это процесс.«В соответствии с этой целью мы определяем конкуренцию не с точки зрения количества фирм на рынке, а как« процесс, посредством которого рыночные силы действуют свободно, чтобы гарантировать, что ресурсы общества используются как можно более эффективно для максимизации общего экономического благосостояния ». (7) Применяя это определение, мы не должны оспаривать поведение или соглашения в соответствии с антимонопольным законодательством, если только мы не уверены, взвешивая их потенциальные антиконкурентные эффекты с любой потенциальной эффективностью, что они существенно ухудшат положение потребителей из-за ограничения производства, повышения цен, или замедление инноваций. IV. Основные принципы разумной политики в области конкуренции После того, как мы согласимся с целями нашего антимонопольного законодательства и нашим определением конкуренции, будет относительно легко разработать набор руководящих принципов, которым необходимо следовать при выполнении этих законов. Выявление и преследование серьезных картелей должно быть высшим приоритетом правоприменения для каждого антимонопольного органа. Картели — будь то в форме фиксации цен, ограничения объемов производства, сговора на торгах или разделения рынка — поднимают цены и ограничивают предложение, наносят ущерб потребителям и действуют как тормоз для всей экономики.Недавнее исследование международных картелей, проведенное ОЭСР, показало, что объем торговли, затронутой 16 крупными картелями, во всем мире превысил 55 миллиардов долларов. Опрос показал, что рост цен, вызванный картелями, часто бывает очень большим, в некоторых случаях до 50% и более. Большой потенциальный ущерб в сочетании с огромными потенциальными выгодами для участников картелей и трудностями выявления требуют жестких мер для предотвращения создания картелей. Вот почему в Соединенных Штатах мы рассматриваем картели как преступные предприятия, в чистом виде, и преследуем как компании, так и лиц, которые их совершают.За последние десять лет Антимонопольное управление успешно привлекло к ответственности более 300 компаний и почти 300 физических лиц за участие в незаконной картельной деятельности. За этот период корпорации были оштрафованы на общую сумму более 2,1 миллиарда долларов, а 120 руководителей корпораций были приговорены к лишению свободы за свое преступное поведение. Мы считаем, что любая эффективная антикартельная программа включает четыре важных элемента. Первый — это правило само по себе против злостных картелей, которое не требует от агентства доказывать нанесение ущерба конкуренции и не позволяет сторонам требовать обоснования эффективности.Второй — штрафы для вовлеченных компаний, достаточно крупные, чтобы иметь сильный сдерживающий эффект. Учитывая сложность выявления картелей, максимальные денежные штрафы, которые мы налагаем в Соединенных Штатах, теперь в пять раз превышают размер нанесенного ущерба. Третий — это уголовные санкции против лиц, причастных к этому, как для предотвращения такого поведения, так и для создания стимула к сотрудничеству с нашими расследованиями в обмен на иммунитет или более мягкое наказание. Четвертый — это эффективная программа снисхождения, чтобы дать компаниям такой же стимул сдаться до того, как это сделают их сообщники. Наш второй принцип заключается в том, что законы о конкуренции защищают конкуренцию, а не отдельных конкурентов. Антимонопольные агентства не должны заниматься определением победителей или защитой проигравших или стремиться обеспечить выживание существующих конкурентов. Турман Арнольд, один из самых известных руководителей Антимонопольного отдела, около шестидесяти лет назад отметил, что «[антимонопольное законодательство] признает, что конкуренция означает, что кто-то может обанкротиться.Они не думают об игре, в которой каждый, кто играет, может выиграть ». (8) Мы не должны блокировать эффективные транзакции или проводить их только потому, что они усложнят жизнь соперникам. Усложнение жизни соперников обычно заставляет их работать даже труднее поддерживать, увеличивая выгоды для потребителей. Третий принцип является близким следствием второго: эффективность должна играть центральную роль в нашем анализе предположительно антиконкурентных поведение.Как говорится в Промежуточном отчете ОЭСР о конвергенции в политике в области конкуренции за июнь 1994 года: «[T] основная цель политики в области конкуренции заключается в защите и сохранении конкуренции как наиболее подходящего средства обеспечения эффективного распределения ресурсов и, следовательно, эффективных рыночных результатов в свободная рыночная экономика «. Мы никогда не должны использовать антимонопольное законодательство для ограничения эффективного поведения или сделок. Четвертый принцип заключается в том, что нам нужны административные стандарты, чтобы гарантировать, что наши законы не будут чрезмерно мешать конкуренции, которую мы пытаемся защитить.Все мы знаем, что правовые институты не всеведущи и что некоторая ошибка неизбежна. Мы также все знаем, что установление фактов в делах о конкуренции обходится дорого и что эти затраты могут сдерживать эффективное поведение. Наконец, все мы знаем, что существует компромисс между стоимостью и риском ошибки — система, которая стремится устранить все ошибки, почти наверняка будет слишком дорогостоящей в администрировании. При разработке аналитических рамок и правил принятия решений, которые мы будем использовать для применения наших законов о конкуренции, и особенно когда мы пытаемся включить лучшие экономические знания в процесс принятия решений, также важно помнить, что, хотя технические экономические обсуждения помогают информировать антимонопольное законодательство, эти законы не могут точно воспроизводить взгляды экономистов.В отличие от экономики, право — это административная система. Правила, воплощающие любую экономическую сложность и квалификацию, вполне могут оказаться контрпродуктивными, например, препятствуя законной ценовой конкуренции. Пятый принцип проистекает из необходимости не допустить политизации правоприменения конкуренции. По мере роста экономики и увеличения ставок фирмы, естественно, вынуждены искать защиты и помощи у своих правительств.Можно ожидать, что они попытаются использовать закон о конкуренции как оружие против своих конкурентов. Лучшее, что могут сделать антимонопольные органы, чтобы предотвратить политизацию решений о защите конкуренции, — это убедиться, что наши решения прочно основаны на экономической теории и полностью подкреплены эмпирическими и фактическими данными. Мы также должны обеспечить прозрачность и справедливость наших решений, а также возможность высказать свое мнение сторонам и истцам до принятия окончательного решения о принудительном исполнении. В-шестых, должностные лица по вопросам конкуренции, как и врачи, должны дать своего рода клятву Гиппократа: прежде чем вмешиваться, мы должны быть уверены, что наши действия не причинят вреда. Антимонопольные органы должны быть правоохранительными органами, а не лицами, определяющими промышленную политику, которые пытаются двигать отрасли в определенном направлении или диктовать определенные рыночные результаты. Определение промышленной политики не является надлежащей ролью антимонопольного органа по очень веской причине: долгосрочные (а в некоторых отраслях даже краткосрочные) прогностические возможности органов по обеспечению конкуренции ограничены.На протяжении моей двадцатипятилетней карьеры юриста по антимонопольному законодательству я снова и снова удивлялся тому, как развиваются рынки — часто так, как даже самые искушенные участники отрасли не могли предвидеть. В Соединенных Штатах мы гораздо больше верим в самокорректирующуюся природу рынков, чем в нашу способность предсказывать их будущий курс. контрольно-пропускных пунктов Седьмой принцип заключается в том, что мы должны упорно трудиться, чтобы гарантировать, что законы о конкуренции не сами становятся бюрократические препятствия на пути эффективных сделок.В условиях сильной, конкурентной и свободной рыночной экономики ежедневно возникает множество соглашений и сделок. Подавляющее большинство выступают за конкуренцию или, в худшем случае, конкурентно нейтральны. Поэтому правоохранительные органы должны постоянно анализировать наши процедуры, чтобы быть уверенными в том, что задерживаются только те транзакции, которые вызывают законные проблемы конкуренции, и что мы останавливаем только те, которые действительно являются антиконкурентными. Наконец, антимонопольные агентства должны быть такими же гибкими и динамичными, как и отрасли, с которыми они работают.Мы должны обеспечить адаптацию законодательства о конкуренции к изменениям в технологиях и экономике. В частности, мы должны признать, что в нашей новой экономике, основанной на знаниях, конкуренция на некоторых рынках в большей степени обусловлена инновациями, чем ценой. Отрасли с новой экономикой часто требуют очень крупных и рискованных предварительных инвестиций, которые не могут быть осуществлены без обещания значительной прибыли. Слишком сильное государственное вмешательство будет препятствовать инновациям и препятствовать эффективным методам в ущерб потребителям во всем мире.С другой стороны, подход, основанный на принципе невмешательства, может привести к высоким ценам и помешать появлению потенциально более совершенных технологий — также в ущерб потребителям. Следовательно, нам необходимо постоянно изучать динамику этих рынков и включать новые знания об этой динамике в наши решения по обеспечению соблюдения. V. Рекомендации для Японии Основываясь на перечисленных мною принципах, я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы предложить — уважительно и со смирением — некоторые шаги, которые Япония могла бы предпринять для более полного включения этих принципов в свою конкуренцию. режим полиса: Для того, чтобы Комиссия по справедливой торговле Японии была эффективной, она должна пользоваться полной и недвусмысленной поддержкой правительства Японии. Смешанные сообщения от правительства — на словах о принципах конкуренции и в то же время поддерживая данго или давая административные указания, несовместимые с антимонопольным законодательством или политикой — только сбивают с толку общественность и бизнес-сообщество и подрывают поддержку для JFTC.Также важно, чтобы общественность была уверена в том, что JFTC сможет выполнять свою миссию независимо, без политического или бюрократического влияния. По этой причине предложения об изменении статуса JFTC на статус независимого агентства при кабинете министров уместны, и я надеюсь, что они будут реализованы на предстоящем заседании парламента. Закон о конкуренции — это экономическая дисциплина.Как я уже говорил, для антимонопольного ведомства очень важно провести тщательный экономический анализ конкурентных и антиконкурентных аспектов конкретного поведения, прежде чем принимать решение о том, оспаривать или одобрять такое поведение. Может потребоваться анализ широкого круга экономических вопросов, таких как рассмотрение слияний, дела о монополизации, лицензионные ограничения интеллектуальной собственности и даже совместные предприятия между конкурентами. В штате Антимонопольного отдела 55 кандидатов наук, экономистов, которые глубоко интегрированы в работу нашего агентства.В отличие от этого, в JFTC очень мало экономистов с дипломным образованием. Для того, чтобы JFTC мог гарантировать, что он принимает необходимые правоприменительные меры против антиконкурентной деятельности, и гарантировать, что он не предпринимает ошибочных действий против поведения, которое в целом способствует конкуренции или конкурентно нейтральному, было бы очень полезно, если бы JFTC увеличил количество в его штате есть дипломированные экономисты. Нарушения антимонопольного закона часто трудно обнаружить, поскольку действия часто проводятся в секрете.Антимонопольные органы должны иметь в своем распоряжении эффективные правоприменительные инструменты, если они хотят выполнять свою работу и могут опережать все более изощренные фирмы, практикующие антиконкурентную практику. В частности, я считаю важным, чтобы JFTC располагала самыми современными полномочиями по расследованию и правоприменению, доступными антимонопольным органам в других крупных странах. Такие полномочия должны включать полномочия по сокращению или отмене надбавок для фирм, которые выступают добровольно, орган по уголовным расследованиям для дел, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности, и строгие наказания для лиц и предприятий, которые не выполняют приказы JFTC о расследовании или иным образом препятствуют Расследования JFTC. Как я уже говорил ранее, картели могут нанести значительный ущерб потребителям и экономике. Потенциальная прибыль от картелей является сильным стимулом для фирм к участию в этом незаконном поведении, особенно потому, что антимонопольным органам очень трудно раскрыть секретные картельные соглашения. По этим причинам штрафы против фирм должны быть очень серьезными, если мы хотим удержать предприятия от участия в незаконных картелях.Хотя AMA предусматривает как административные надбавки, так и уголовные наказания, потенциальные штрафы все еще слишком скромны, чтобы иметь реальный сдерживающий эффект, и далеко не соответствуют санкциям, с которыми сталкиваются участники картелей в Соединенных Штатах и других основных юрисдикциях, таких как ЕС и Канада. . Чтобы исправить эту ситуацию, следует значительно повысить уровень доплаты. Кроме того, уголовные дела должны выдвигаться гораздо чаще, чем это делается сейчас. Нынешняя практика предъявления уголовных обвинений JFTC раз в два или три года вряд ли будет достаточно предсказуемой, чтобы способствовать сдерживанию этой в остальном очень прибыльной и очень вредной практики. VI. Заключение В заключение, политика в области конкуренции играет ключевую роль в развитии динамичных рынков и в стимулировании экономического роста. Международная конкурентоспособность отраслей зависит от доступа к недорогим вводимым ресурсам, повышения эффективности и производительности, а также инноваций, чему способствует конкуренция. Поэтому хорошо продуманный закон о конкуренции, подкрепленный сильными полномочиями агентства по обеспечению конкуренции, экономически обоснованной политикой правоприменения и обязательством следовать принципам, которые я перечислил ранее, является абсолютно важным для того, чтобы свободные рынки обеспечивали экономический рост, который они обещание.Я надеюсь и оптимистично настроен, что Япония продолжит вносить изменения в свою конкурентную среду и в свой антимонопольный режим, необходимые для того, чтобы принести выгоды от конкуренции японским потребителям и японской экономике. Прежде чем я закончу, позвольте мне сказать несколько слов о тесном сотрудничестве, которое существует между антимонопольными агентствами США и JFTC и Министерством юстиции. Мы очень тесно сотрудничали как с JFTC, так и с Министерством юстиции в судебном преследовании некоторых из крупнейших транснациональных картелей в истории, картелей, которые обходятся потребителям в США и Японии и во многих других странах в миллиарды и миллиарды долларов.Мы также очень тесно сотрудничали с JFTC при создании новой Международной сети по вопросам конкуренции, которая предоставляет антимонопольным органам во всем мире средство совместной работы как для более эффективного обеспечения соблюдения законов о конкуренции, так и для создания более сильной культуры конкуренции в своих регионах. Мы только что завершили наш самый успешный двусторонний договор и полностью ожидаем, что наши рабочие отношения станут еще более тесными в будущем. Спасибо. Буду рад ответить на ваши вопросы. Сноски 1. Заместитель помощника генерального прокурора по вопросам международного правоприменения, Антимонопольное управление, Министерство юстиции США. Эти замечания отражают мои личные взгляды и не обязательно точку зрения Департамента. Я хочу поблагодарить Стю Хемтоба за его вклад в эту статью и, конечно же, мою помощь Глорию Дженкинс. Любые ошибки, конечно же, мои. 2. Майкл Портер, Хиротака Такеучи и Марико Сакакибара, Может ли Япония соревноваться? (2001). 3. См. Майкл Э. Портер, Конкурентные преимущества наций 117-22 (1990). 4. Id . 5. Дэвид Кард и Ричард Б. Фриман, , что принесли два десятилетия британской экономической реформы? , рабочий документ 8801, Национальное бюро экономических исследований (февраль 2002 г.). 6. См. Клиффорд Уинстон, Адаптация промышленности США к дерегулированию , 12 J. Econ. Persp. 91-100 (1998). 7. Уильям Дж. Коласки, «Что такое конкуренция?», Выступление на семинаре по конвергенции, организованном Министерством экономики Нидерландов (28 октября 2002 г.) (стенограмма доступна на веб-сайте антимонопольного отдела Министерства юстиции США, http : //www.usdoj.gov/atr/public/speeches/200440.htm). 8. Цитируется Джеком Бруксом, выступление на симпозиуме в ознаменование 60 -й годовщины со дня создания антимонопольного отдела, 10 января 1994 г., Вашингтон, округ Колумбия.C. (стенограмма доступна на Westlaw 1994 WL 13093148). |
Преимущества конкурентной политики — Европейская комиссия
Доставка потребителям
Политика конкуренции заключается в применении правил, обеспечивающих справедливую конкуренцию между предприятиями и компаниями. Это стимулирует предприимчивость и эффективность, создает более широкий выбор для потребителей и помогает снизить цены и улучшить качество.
Низкие цены для всех: Самый простой способ для компании получить большую долю рынка — это предложить лучшую цену.На конкурентном рынке цены снижаются. Это хорошо не только для потребителей — когда больше людей могут позволить себе покупать продукты, это стимулирует предприятия к производству и способствует росту экономики в целом.
Лучшее качество: Конкуренция также побуждает предприятия повышать качество товаров и услуг, которые они продают, чтобы привлекать больше клиентов и увеличивать долю рынка. Качество может означать разные вещи: продукты, которые служат дольше или работают лучше, лучшее послепродажное обслуживание или техническая поддержка, или более дружелюбное и лучшее обслуживание.
Более широкий выбор: На конкурентном рынке предприятия будут пытаться сделать свою продукцию отличной от остальных. Это приводит к большему выбору, поэтому потребители могут выбрать продукт, который предлагает правильный баланс между ценой и качеством.
Инновации: Чтобы предоставить этот выбор и производить более качественную продукцию, предприятиям необходимо быть новаторскими — в своих концепциях продукции, дизайне, методах производства, услугах и т. Д.
Лучшие конкуренты на мировых рынках: Конкуренция внутри ЕС помогает европейским компаниям становиться сильнее и за пределами ЕС — и они могут выстоять против глобальных конкурентов.
Посмотрите видео, чтобы увидеть, как это работает на практике
Посмотрите, как политика в области конкуренции может положительно повлиять на вашу жизнь
Вы — ключевой игрок в поддержании конкурентоспособности бизнеса: ваш выбор продукта для покупки в конечном итоге определяет направление, в котором будут двигаться компании. Кроме того, оставаясь в курсе — и сообщая о компаниях, которые, по вашему мнению, не действуют честно и конкурентоспособно, — вы можете внести свой вклад в обеспечение большего выбора, качества, инноваций и более низких цен.
.Условия монополии
Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют две крайние возможности для рыночной структуры. Однако структура почти всех рынков находится где-то между этими двумя крайностями. В этом разделе рассматриваются две рыночные структуры, монополистическая конкуренция и олигополия , которые находятся между крайними случаями совершенной конкуренции и монополии. Монополистическая конкуренция, как следует из названия, представляет собой сочетание монополии и конкуренции.Однако монополистическая конкуренция более тесно связана с совершенной конкуренцией, чем с монополией. Олигополия — это также сочетание монополии и конкуренции, но она больше связана с монополией, чем с совершенной конкуренцией.Монополистически конкурентный рынок характеризует три условия. Во-первых, на рынке фирм, из которых не являются крупными. Во-вторых, существует свободного входа и выхода на рынок; нет барьеров для входа или выхода.В-третьих, каждая фирма на рынке производит дифференцированных продуктов. Это последнее условие отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции. Примеры монополистически конкурентоспособных фирм включают рестораны, розничные магазины одежды и автозаправочные станции.
Дифференцированная продукция и монополистическое поведение. На многих рынках конкурирующие фирмы продают товары, которые можно отличить друг от друга. Продукт фирмы можно дифференцировать по-разному: по качеству, удобству, размеру, цвету, внешнему виду, вкусу — даже по торговой марке! По мере того, как продукт фирмы становится все более и более дифференцированным, фирма сталкивается со все меньшей и меньшей конкуренцией и сможет действовать больше как монополист в своих решениях по выпуску продукции и ценообразованию.Таким образом, в отрасли с монополистической конкуренцией фирмы стремятся максимально дифференцировать свою продукцию. Большая часть этой дифференциации достигается за счет рекламы .
.