Ст 135 фз о защите конкуренции: Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Контроль за слияниями в России — Блог Антимонопольного поверенного — 4 февраля 2022 г.

Авторы : Герман Захаров и Дмитрий Домнин Юридическая фирма. German поддерживает клиентов по широкому спектру антимонопольных вопросов: согласование сделок по контролю за концентрациями с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС России), расследования картелей, консультирование по дистрибьюторским соглашениям, анализ соответствия коммерческих соглашений антимонопольным требованиям. Герман представляет компании во время внезапных проверок, проводимых ФАС России и ее территориальными подразделениями, а также в суде.

 

 

Дмитрий Домнин является старшим юристом антимонопольной практики и практики прямых иностранных инвестиций Юридической фирмы АЛРУД. Дмитрий консультирует по широкому кругу антимонопольных вопросов. Его опыт включает получение разрешений на осуществление контроля за слияниями в рамках глобальных сделок M&A/JV. Кроме того, Дмитрий представляет интересы клиентов при прохождении госбезопасностью сделок, связанных с иностранными инвестициями в России, в том числе инвестициями в стратегические отрасли. Дмитрий имеет опыт сопровождения клиентов в антимонопольных делах, в частности делах о злоупотреблении доминирующим положением. Дмитрий также имеет опыт подготовки и проведения утренних рейдов. Дмитрий консультирует клиентов по различным вопросам, связанным с антимонопольными рисками вертикальных соглашений, включая риски по законодательству Евразийского экономического союза.

1. Законодательство и уполномоченный орган

Режим контроля за концентрациями в Российской Федерации установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (« Закон о конкуренции »). Подробная информация о процедуре контроля за слияниями и необходимых документах содержится в различных нормативных актах, изданных российским антимонопольным органом, Федеральной антимонопольной службой («

ФАС России »). Например, Приказ ФАС России от 17 апреля 2008 г. № 129 «Об утверждении формы представления в антимонопольный орган сведений при подаче заявлений, уведомлений в соответствии со статьями 27 – 31 Закона о конкуренции». Кроме того, в 2021 году ФАС России опубликовала разъяснения по правилам контроля за концентрациями (« Руководство по слиянию ”) [1] . Хотя этот документ носит необязательный характер, заявителям все же рекомендуется ознакомиться с Руководством по слияниям при анализе предлагаемых сделок и подготовке документов.

Помимо правил контроля за концентрациями, важным также является анализ планируемой сделки с точки зрения режима иностранных инвестиций, который установлен двумя основными законами – Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке О вложении иностранных инвестиций в организации, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» и Федеральный закон от 9 июля № 160-ФЗ., 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В 2008 г. был создан специальный орган для рассмотрения вопросов контроля со стороны иностранных инвесторов: Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями под председательством Председателя Правительства Российской Федерации. В процессе рассмотрения таких сделок ФАС России выступает в качестве вспомогательного органа, анализируя представленные заявителями документы и оказывая аналитическую поддержку Правительственной комиссии.

Операции в банковском и финансовом секторах также могут потребовать отдельного разрешения регулирующих органов от Центрального банка России в зависимости от структуры сделки.

2 Операции, подпадающие под действие Правил контроля за слияниями

Все запланированные транзакции должны быть проанализированы с учетом как (1) инициирующих событий, так и (2) порогов подачи. Подача заявления о контроле за слиянием требуется, если транзакция соответствует критериям инициирующего события (2.1 ниже) и превышает порог подачи (2. 2 ниже).

2.1 Порождающие события (виды сделок, подлежащие проверке в соответствии с Законом о конкуренции)

  1. Приобретение акций российского акционерного общества или долей участия в уставном капитале российского общества с ограниченной ответственностью. Данная группа инициирующих событий относится к нескольким видам сделок в зависимости от количества приобретаемых голосующих акций (долей участия). В частности, следующие транзакции инициируют процедуру контроля за слияниями:
      • Прямое приобретение более 25% акций российского АО покупателем, не владеющим голосующими акциями приобретаемого объекта или владеющим не более 25%. Например, покупатель намеревается приобрести 30% акций компании у единственного акционера.
      • Прямое приобретение приобретателем более 50% акций российского АО, если он уже владеет не менее 25% и не более 50% акций. Ссылаясь на ранее описанный пример, покупатель приобрел 30% и через год решил увеличить свою долю, приобретя еще 30% (всего 60%).
      • Прямое приобретение приобретателем более 75% голосующих акций российского АО, если он уже владеет не менее 50% и не более 75%. Например, покупатель решил еще раз увеличить свою долю путем приобретения 30% акций в дополнение к уже имеющимся у него 60% (всего 90%).

    Эти ступенчатые пороги акций относятся к любому поэтапному увеличению доли в российской компании. Для приобретения 100% акций в рамках одной сделки требуется только одна заявка.

    Тот же принцип распространяется и на российские общества с ограниченной ответственностью, но проценты непосредственно приобретенных долей отличаются: подача инициируется в случае приобретения более 1/3, 50% или 2/3 долей участия в уставном капитале российского общества с ограниченной ответственностью.

    Косвенные приобретения (включая сделки между иностранными компаниями с российским нексусом) оцениваются в соответствии с правилами, описанными в пункте (C) ниже.

  2. Приобретение основных производственных фондов, расположенных на территории России, и (или) нематериальных активов, находящихся на территории России, если их стоимость превышает 20% стоимости всех основных производственных и нематериальных активов передающей организации.
    В соответствии с Руководством по слиянию стоимость активов должна рассчитываться по последнему доступному балансу продающей компании. На практике это правило обычно применяется к сделкам, которые структурированы как прямое приобретение российских активов, связанных с конкретным бизнесом продающей компании. компания без образования отдельного юридического лица. Например, если приобретатель намеревается приобрести российские заводы и товарные знаки для производства определенного продукта, а по последнему имеющемуся балансу продавца стоимость этих активов составляет 30% от стоимости всех основных и нематериальных активов передающего компании, транзакция соответствует критериям для этого инициирующего события.
  3. Приобретение прав, позволяющих приобретателю контролировать хозяйственную деятельность приобретаемого общества, либо приобретение прав на осуществление функций в исполнительном органе приобретаемого общества. Под целевой компанией здесь понимается (1) российское юридическое лицо или (2) иностранная компания, поставляющая в Россию продукцию на сумму более 1 млрд рублей (примерно 13,46 млн долларов США) в течение года, предшествующего дате закрытия планируемой сделки.
    к инициирующим событиям, описанным в пункте (А) выше, в этом случае Закон о конкуренции не устанавливает каких-либо количественных порогов для приобретаемых акций (долей участия), а необходимость получения разрешения на контроль за слияниями зависит от объема приобретаемых прав. Как правило, подача заявления о контроле за слиянием на этом основании требуется, если приобретение прав приводит к получению возможности активно контролировать решения целевой компании. Закон о конкуренции и Руководство по слияниям предоставляют примеры того, что может считаться приобретением прав: прямая/косвенная покупка более 50% [2] голосующих акций приобретаемого общества и (или) приобретение прямо/косвенно права на назначение генерального директора и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа приобретаемого общества. Кроме того, договорные отношения могут предоставлять покупателю право давать обязательные инструкции российской стороне, например, что все условия хозяйственной деятельности должны определяться конкретным физическим/юридическим лицом.

    В качестве иллюстрации того, как это работает, если американская компания желает приобрести 85% голосующих акций британской компании, а у британской компании есть дочерняя компания в России, которая контролируется через несколько холдинговых компаний-посредников, это приобретение соответствует критериям описываемого триггерного события, так как в результате реализации сделки американская компания получит права контролировать хозяйственную деятельность российской дочерней компании через цепочку юридических лиц.

    Стоит отметить, что описанное в данном пункте правило может трактоваться достаточно широко в зависимости от структуры конкретной сделки и поэтому каждый случай следует анализировать индивидуально.

  4. Заключение договора о создании совместного предприятия между конкурентами, связанного с ведением бизнеса на российском рынке.
  5. Учреждение российского юридического лица, если его уставный капитал оплачен акциями и (или) имуществом другого российского лица и по результатам сделки вновь созданное лицо получает права, предусмотренные пунктами (А)-(В) выше, в отношении лица, акции которых были переданы.
  6. Реорганизация российских компаний в форме присоединения или присоединения.

2.2 Пороги подачи

Каждый из вышеперечисленных типов транзакций может привести к обязательной подаче заявления о контроле за слияниями в случае соблюдения порогов подачи (ниже). Пороги подачи заявок, предусмотренные Законом о конкуренции, можно разделить на два типа:

  1. Общие пороги, применимые к любым типам инициирующих событий: (1) общая стоимость активов сторон сделки (приобретатель и цель, участников соглашения о СП, участников реорганизации и т. д.) вместе с их группами превышает 7 млрд руб. (примерно 9 долл.4,2 млн) или (2) совокупный мировой оборот участников сделки вместе с их группами превышает 10 млрд рублей (примерно 134,6 млн долларов США).
  2. Дополнительный порог — стоимость активов целевой компании (вместе с ее группой) превышает 400 млн рублей (примерно 5,4 млн долларов США). Этот порог применяется вместе с одним из общих порогов, описанных выше, для инициирующих событий (A), (B) и (C), описанных в пункте 2. 1. Есть два важных примечания к этому порогу, которые следует учитывать при анализе транзакции. Во-первых, если продавец теряет контроль над целевой компанией, стоимость активов продавца и его группы не должна добавляться к стоимости активов целевой компании для целей анализа. Во-вторых, ФАС России разработала и предложила законопроект, направленный на увеличение этого порога до 800 млн рублей (примерно 10,8 млн долларов США). Мы рассчитываем, что этот законопроект будет принят в ближайшее время.

Приведенные выше цифры основаны на применимом финансовом году. Обратите внимание, что существуют специальные пороги для финансовых организаций, которые предусмотрены постановлениями Правительства в отличие от Закона о конкуренции.

3. Процедура подачи заявки

Если сделка удовлетворяет триггерным и пороговым значениям, стороны должны подать заявку на слияние в антимонопольный орган, который должен подтвердить сделку до ее завершения. Например, в случае сделки с акциями разрешение должно быть получено до даты передачи акций приобретателю.

После подачи заявления о присоединении у ФАС России есть 30 календарных дней на его рассмотрение (I этап). Как правило, если объединяемые организации не имеют дублирования, сделка должна быть одобрена в рамках Этапа I, даже если ФАС России может продолжить свое расследование, чтобы проанализировать затронутые рынки. В случае совпадения ФАС России имеет право продлить расследование еще на два месяца для проведения углубленного анализа заявленной сделки и связанных с ней рынков (Этап II).

В исключительных случаях, когда антимонопольный орган установит, что сделка может ограничить конкуренцию, ФАС России вправе отсрочить согласование до выполнения сторонами определенных предварительных условий в срок, не превышающий девяти месяцев. Такой вариант редко используется на практике.

Что касается документов, которые должны быть представлены в антимонопольный орган, Законом о конкуренции предусмотрен исчерпывающий перечень. Этот закон требует от сторон представления ряда официальных документов, таких как нотариально заверенные (и апостилированные для иностранных компаний) копии учредительных документов приобретателя и приобретаемой компании и нотариально заверенные переводы на русский язык документов, подготовленных на иностранных языках. Подготовка таких документов может занять много времени и должна учитываться при любом планировании слияния. Непредоставление необходимых документов может привести к возврату заявки как неполной в течение 10 дней с даты подачи.

ФАС России также имеет широкие полномочия по запросу дополнительной информации от заявителя и от третьих лиц (например, орган может запросить информацию об объеме продаж у других участников рынка для расчета доли рынка и коэффициента концентрации).

4. Окончание производства по делу и ответственность

После рассмотрения сделки ФАС России вправе (1) дать безусловное разрешение, (2) дать условное разрешение (с учетом мер защиты) или (3) запретить сделка. Решение доставляется заявителю и публикуется на официальном сайте ФАС России.

ФАС России имеет право принимать любые необходимые меры для смягчения опасений по поводу конкуренции. Обычно власти разрабатывают поведенческие меры, в то время как структурные меры (например, отчуждение акций/активов) применяются довольно редко. Средства правовой защиты обычно выдаются вместе с решением о клиринге и применяются после закрытия сделки. В редких случаях ФАС России выносит средства правовой защиты в виде предварительных условий, соблюдение которых является ключевым условием для выдачи разрешения.

Несоблюдение российских правил контроля за слияниями может привести к нескольким последствиям. Во-первых, наложение административного штрафа на лицо, ответственное за подачу заявления, в размере до 500 000 рублей (примерно 6 540 долларов США) для юридических лиц и до 20 000 рублей (примерно 261 доллар США) для его руководства. Во-вторых, ФАС России может обратиться в суд с иском о признании сделки, заключенной без получения необходимого разрешения на присоединение, недействительной. Обычно суды предоставляют такое средство правовой защиты только в том случае, если ФАС России докажет, что сделка может привести к ограничению конкуренции. Наконец, существуют и репутационные риски, поскольку ФАС России регулярно публикует на своем официальном сайте информацию о сделках, совершенных с нарушением Закона о конкуренции.

[1] Разъяснения ФАС России № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией» от 11 июня 2021 года. Доступно на английском языке на официальном сайте ФАС России по ссылке: http:// en.fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=15367

[2] В этом пункте прямое приобретение акций относится к иностранным целям только потому, что прямое приобретение голосующих акций российских организаций должно анализироваться в соответствии с пунктом (А).

Вопрос о цене – ответ антимонопольного законодательства

Главная •   Аналитика и брошюры  •   Статьи и комментарии  •   Вопрос о цене – ответ антимонопольного законодательства

На фоне санкций и сложившейся экономической ситуации сфера ценообразования требует максимального внимания. Основной задачей Федеральной антимонопольной службы России (обычно сокращенно ФАС России) является предотвращение искусственного завышения цен. Елена Соколовская, партнер «Пепеляев Групп», расскажет, как и какими инструментами госорган выявляет и пресекает эти нарушения.

Первым шагом было поручение ФАС России и ее органам на местах усилить постоянный контроль за ценообразованием на социально значимые продукты питания в целях обеспечения эффективного функционирования рынков и повышения доступности товаров. Мониторинг проводится с целью выявления фактов злоупотребления доминирующим положением, в том числе в виде необоснованного повышения цен, наличия картельного сговора или согласованных действий участников рынка по поддержанию цен. Он затрагивает всю цепочку сбыта – от производителя до розничных сетей. При выявлении неправомерных действий местным отделениям предписано принимать меры немедленного реагирования: от предупреждений до возбуждения антимонопольных дел.

Пример

ФАС России вынесла предупреждение руководителю DNS, крупного ритейлера электротоваров и товаров народного потребления, в связи с публичным заявлением, размещенным в социальной сети Facebook (принадлежит Meta Platform Inc. , деятельность которой в России запрещены), а также в мессенджере Telegram о том, что возможен рост цен на бытовую технику. С точки зрения органа государственной власти такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе статей 11 и 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» («Закон о конкуренции», или «Закон») (предупреждение № МШ/14833/22 от 25.02.2022).

В фокусе внимания регулятора оказались производители, посредники, перепродавцы, розничные торговые точки важнейших социальных товаров.

Так, проверка госорганом цепочек поставок сахара затронула крупнейших производителей: НПО «Союз сахаропроизводителей России», ООО «Группа компаний «Русагро», ООО «Русагро-Центр», ООО «Продимэкс», ООО СК «Доминант», ООО «ТД «Доминант» и ООО ЧеховСахар. В Кемеровской области в отношении оптовых поставщиков возбуждено антимонопольное дело (№ 042/01/11-327/2022) по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о заключении антиконкурентного соглашения установление торговой наценки с 1 марта 2022 года, что привело к увеличению отпускных цен. В Краснодарском крае возбуждено дело (№ 023/01/11-109№ 1/2022) возбуждено по факту нарушения той же нормы в отношении двух сахарных заводов в связи с однократным повышением оптово-отпускных цен и установлением их на одном уровне. А в отношении крупнейшего производителя сахара в стране ООО «Продимэкс» есть дело по подозрению в незаконной координации хозяйственной деятельности торговых сетей, приведшей к повышению розничных цен.

ФАС России также начала проверку торговой компании «Мираторг», крупного производителя мяса, с целью изучения цепочки поставок мяса и оценки ценообразования на такую ​​продукцию.

Проверки также коснулись цен на технику и детские товары. В частности, в связи с многочисленными обращениями граждан антимонопольный орган запросил информацию об обоснованности повышения цен на бытовую технику и электронику в торговых сетях «ДНС» и «Технопарк», на детские товары в торговой сети «Детский мир». Стоит отметить, что «Детский мир» сообщил о соблюдении добровольного самоограничения наценок и установлении стоимости отдельных групп товаров. В частности, оно не только снизило наценки в категориях «детское питание», «кормление и уход», «подгузники и гигиена» в среднем на 16%, но и установило стоимость ряда предметов одежды и обуви на уровне уровня января 2022 года за три месяца.

При этом, как отмечает само агентство, с учетом текущей ситуации используемые инструменты не могут в полной мере обеспечить антимонопольный контроль за ценообразованием; требуется их совершенствование и внедрение новых механизмов. Например, сейчас публично обсуждается проект приказа ФАС России. Данный приказ направлен на сокращение срока с десяти до двух рабочих дней для вынесения предупреждений, в том числе за необоснованные публичные прогнозы роста цен.

Предупреждение

Основанием для направления предупреждения должностному лицу субъекта хозяйствования является публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и отсутствуют основания для возбуждение и рассмотрение дела о нарушении (статья 25. 7 Закона о конкуренции).

Кроме того, агентство продолжает разработку инициатив и законопроектов, направленных на совершенствование механизма антимонопольного контроля за ценообразованием. Так, разработан проект приказа об установлении для лиц, занимающих доминирующее положение, минимального объема продукции, реализуемой на товарной бирже. Предлагаемый норматив продаж составляет 10% от объема продаж на внутреннем рынке. Под это ограничение подпадает 30 видов химической продукции. Поэтому госорган предлагает решить проблему сдерживания цен на пластик. Но самой обсуждаемой инициативой стал законопроект о временном распространении запрета на злоупотребление доминирующим положением на хозяйствующие субъекты, доля которых в обычных условиях не позволяет отнести их к доминирующим.

Введение данных положений, с позиции ФАС России, позволило бы ей оперативно принимать меры к недобросовестным предпринимателям, что способствовало бы восстановлению баланса спроса и предложения, а также справедливого ценообразования на товарных рынках. Но законопроект не получил поддержки предпринимателей. В частности, это связано с риском увеличения количества дел, в том числе в отношении среднего и малого бизнеса, с применением значительных оборотных штрафов до 15% от выручки за 2021 год: в текущих условиях такие суммы могут быть критическими для компаний.

В целом вектор деятельности ФАС России явно изменился. Совершенствуются механизмы контроля, обсуждаются новые, порой весьма радикальные инициативы.

Полагаем, что такой ответ со стороны государственного органа является логичным и своевременным, направленным на предотвращение нарушений, количество которых, исходя из обстоятельств, может увеличиться.

Однако некоторые ответные действия регулятора могут носить обоюдоострый характер и не в полной мере учитывать интересы как государства, так и бизнеса. Кроме того, ряд инициатив может противоречить давно устоявшимся правовым структурам и практике. Велики риски того, что инновации будут продиктованы лишь необходимостью оперативного реагирования на сиюминутные трудности и не будут учитывать последующее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *