что это такое и в чем ее польза?
Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие «сенсорная комната» впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:
- Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
- Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
- Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную «картину мира» ребенка богаче.
- Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.
Чем полезна сенсорная комната?
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:
- Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
- Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
- Развитие концентрации и управления вниманием.
- Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
- Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
- Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
- Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
- Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
- Профилактика умственного и физического переутомления.
Где применяется сенсорная комната?
Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.
Для садика
В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования «картины мира». Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
Для школы и школы-интерната
В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.
Для больниц
Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.
Для кабинета психолога
В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:
- Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
- Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Светлая (активная, сенсомоторная) комната
В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Сенсорная комната игр и приключений
Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.
Оборудование для сенсорных комнат
Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.
Оборудование можно разделить на несколько групп:
- Оптическое – световые панели, системы прожекторов, зеркала и зеркальные шары, фиброоптические изделия, светодиодные ленты.
- Музыкальное – подойдет музыкальный центр или обычные стерео колонки.
- Ароматическое – аромалампы, аромасвечи, подвески с сухими травами, ароматизаторы воздуха, соляные лампы.
- Мягкое игровое – пуфы, подушки, мягкие конструкторы, тоннели.
- Сухие бассейны – бывают разного размера и формы. Стандартный вариант – бассейн, наполненный мягкими шариками, сложный – с вибро-режимом или музыкальным сопровождением.
- Воздушно-пузырьковое – трубки или колоны, меняющие свой цвет.
- Тактильное – сенсорные панели, массажные коврики, замки, барабаны с шариками и другие предметы, которые можно крутить, открывать-закрывать, передвигать.
- Развивающее – модули для рисования песком, мольберты, звуковые, музыкальные и зеркальные панели.
- Для вестибулярного аппарата – балансировочные диски, балансировочные доски на роликах или с лабиринтом, качели.
- Реабилитационное – для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата – ортопедические кресла, столы, массажеры.
Оборудование для светлой сенсорной комнаты
В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.
Пример изделий:
- Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены.
- Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих.
- Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони.
- Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками.
- Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки.
- Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала.
- Мягкие пазлы, домики, лабиринты.
- Столы для рисования песком, мольберты, ширмы.
Оборудование для темной сенсорной комнаты
Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.
Пример изделий:
- Зеркальные шары и световые пушки к шарам.
- Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки.
- Светильники «Звездное небо», «Океан», «Пламя», лава-лампы.
- Светодинамические приборы.
- Мягкая мебель, наполненная гранулами.
- Соляные лампы, ароматизаторы воздуха.
- Сухие бассейны с подсветкой.
Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений
В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.
Пример изделий:
- Бизиборды.
- Светильники и световые приборы.
- Игровые панно и панели.
- Развивающие игры.
- Музыкальные приборы.
- Мягкая мебель.
- Сухой душ.
- Столы для рисования песком, мольберты, ширмы для кукольного театра.
Как использовать сенсорную комнату?
Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.
Что делать внутри сенсорной комнаты?
Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:
- Потрогать ладонями и стопами поверхности разного типа.
- Прислушиваться к звукам музыки.
- Почувствовать запахи.
- Определить цвета.
- Сконцентрироваться на свете.
Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:
- Занятие для развития — от 15 до 30 минут.
- Занятия для коррекции психических состояний — 50-60 минут.
Как проходит занятие в сенсорной комнате?
Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:
- Вводная часть – приветствие с терапевтом, привыкание к среде и разминка.
- Основная часть – упражнения, с использованием сенсорного оснащения.
- Заключительная – подведение итогов и прощание.
Правила использования и пребывания
Чтобы пребывания в «волшебной комнате» принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:
- При входе нужно снимать обувь.
- При наличии симптомов инфекционных заболеваний (насморка, кашля, высыпаний) терапевт отправляет ребенка домой.
- Школьные принадлежности, еда, напитки и прочие предметы остаются за пределами комнаты.
- Дети не должны мешать друг другу выполнять упражнения.
Противопоказания и ограничения
Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:
- Острые и хронические инфекционные болезни.
- Эпилепсия.
- Прием психотропных препаратов при психоневрологических заболеваниях.
- Глубокая умственная отсталость.
Организация и оформление сенсорной комнаты
Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы «волшебства», «живой сказки».
Освещение
- Свет не должен быть ярким и «бить» в глаза.
- Видеопроекции должны постоянно меняться, быть плавными, без резких вспышек.
- Используйте преломление света, благодаря стеклянным и зеркальным предметам.
Музыка
- Музыкальный фон должен органично дополнять общую атмосферу и не привлекать много внимания.
- Лучше разместить колонки в разных местах, чтобы нельзя было определить источник музыки.
- В звуке не должно быть помех – скрипов, шумов, прочих помех.
Ароматерапия и запахи
Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.
- Для релаксационной комнаты подойдут расслабляющие запахи – мята, мелисса, лаванда, нежные цветочные.
- Для активной – запахи цитрусовых.
- Для игровой – запахи, укрепляющие иммунитет – хвойные масла, анис, масло чайного дерева.
- Дополнительно поставьте соляные лампы.
Мягкое оборудование
- Должно подстраиваться под тело.
- Должно быть мягким и не иметь острых углов.
- Берите мебель, которую можно использовать в игре.
Сенсорная комната для взрослых
Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.
Для взрослых их организовывают:
- В офисах компаний, сотрудники которых постоянно подвергаются стрессу.
- В лечебных учреждениях, для реабилитации после офтальмологических болезней, психологических расстройств, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- В родильных домах, чтобы выровнять психоэмоциональное состояние женщин перед родами.
Заключение
Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ, оборудование для сенсорной комнаты
22.07.2014 // adminОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
Учитывая спектр функций, которые осуществляет Комната Психологической Разгрузки (Сенсорная Комната), послужной список оборудования, которое по праву находится в этой комнате, выглядит внушительным.
Их можно обозначить как самостоятельные приборы, так и приборы, объединённые в контекстные группы.
Вот некоторые из них:
— вибромузыкальные водяные кровати
— фиброоптические (фибероптические) волокна, фибероптика — это тренажёр для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения
— воздушно-пузырьковые трубки — это тренажёр для восстановления и профилактики зрения и развития зрительной памяти
— световые проекторы, проекторы
— источники музыкальных сопровождений
— удобные кресла из качественных материалов
— безопасные зеркала
— настенные панно
— светильники
— приборы для ароматерапии
— тактильное оборудование
— зеркальные шары и проекторы (световые проекторы)
— видеопроигрыватель
— мягкая среда
— оборудование по управлению сенсорными комнатами
— ультрафиолет
— майндмашины
Также составляющие Комнату Психологической Разгрузки объединяют по функциям в такие группы как:
Оборудование:
— для релаксации, реабилитации
— развивающее
— игровое
— световое и звуковое
— для звуко- и аромо- терапии
— спортивное (для школ и детских садов в том числе)
Мебель:— развивающая
— для школ, детских садов
— мягкие модули
— для комнат релаксации/реабилитации
Материалы:
— игровые
— массажные
— развивающие
— дидактические
Оборудование с собственным именем:
— Цветодинамическое устройство «Цветодин»
— Аппарат «АПЭК»
— Аппарат «Полицвет»
— Прибор биологической обратной связи «Релана»
— Прибор «Активациометр АЦ-6»
— ОЛМ-01 «одеяло» лечебное многослойное
— Антистрессовые психофизиологические аудио-визуально-вибротактильные музыкальные системы «SENSORIUM» («VibraSound»)
— Портативный АВС стимулятор NovaPro100
— Аппарат «Люстра Чижевского»
— Наборы специальных музыкальных программ для музыкотерапии
— OMi-Vista
— Интерактивная звуковая система «Лайт Бим»
Комплексы:
— Пузырьковые панели
— Комплекс психологической разгрузки (кресла-капсулы аромафитотерапии и аромафитопрофилактики)
— Аудиовизуальный комплекс (ландшафтные картины различного сюжетно-образного содержания)
— Кресло «Вибро-саунд сенсор» (зрительная, слуховая, вибротактильная стимуляция)
— Комплекс «ОМК-1 М ЭПС» (интенсивная восстановительная терапия посредством массажа тела)
— Аудио-комплекс «Ди-Аудио» (наушники с плеером – психокоррекционное направление)
— Массажное кресло (комплект подвижных деталей с общей направленностью – релакс)
— Массажная термокровать и массажное кресло в одном
— Кресло RestArtRk 31 01 — с нефритовыми роликами.
В данной обзорной статье приведена лишь часть оборудования из широкого ассортимента.
Мнение специалиста об оборудовании КПР Вы можете узнать в данном интервью.
ПОМНИТЕ, КАЖДОЕ ИЗДЕЛИЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ СВОЮ НАДЁЖНОСТЬ СЕРТИФИКАТОМ КАЧЕСТВА!
Релаксационные упражнения в сенсорной комнате
Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.«Я спокоен».
Цель: устранение состояния психомышечного напряжения.
Процедура проведения. Удобное расположение в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Можно включить проектор «Солнечный-100» или другой источник светоэффектов. Общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит спокойная музыка, записи шума моря, пения птиц. Психолог произносит релаксационный текст: «Сделайте три глубоких вдоха и три выдоха. Вдох старайтесь делать так, чтобы в нем активно участвовали мышцы груди и живота. А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Слушайте мои слова. Я хочу успокоиться. Я очень хочу успокоиться. Я успокаиваюсь. Я отвлекаюсь от всего окружающего. Ничто не мешает мне погружаться в полный покой. Посторонние звуки не мешают мне… я отдыхаю…
В моей правой руке появляется приятное ощущение тепла. Начинает теплеть моя левая рука. В моих руках струится приятное тепло. Мои руки теплые. Теплеют и мои ноги. Ноги теплеют все больше и больше. Приятное тепло окутывает все мое тело. Я все больше погружаюсь в состояние покоя. Но не сплю. Я лишь полностью отдыхаю. Мои мысли меня не беспокоят. Мышцы тела расслабились и отдыхают. Мое сердце бьется спокойно и ровно. Отдыхает каждая клеточка моего тела.
Я отдохнул и успокоился, я бодр, полон сил. Я чувствую прилив сил и энергии. Мне дышится легко и свободно, теперь сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, потя- нитесь, хорошо потянитесь».
«Я отдыхаю».
Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения. Удобно расположитесь в креслах «Трансформерах». Включено интерактивное оборудование (настенный ковер «Млечный путь» и «Звездная сеть»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычное путешествие. Давайте соберем чемодан в дорогу. Положим в него все, что вам мешает: обиды, слезы, ссоры, разочарования… Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далек Давайте глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 с) выдох (подождать 3 с) — повторить 3 раза. Свежий запах трап, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу уста- лость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеек.
Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, все тело… Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть… Ваш чемодан опустел. Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром, любовью…
Все это богатство вы отнесете домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться — вы дома и вас все любят».
«На космическом корабле»
Выполняется с использованием оборудования: потолок «Звездное Небо».
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Время: 2 минуты
Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: выбираем для себя звездочку и концентрируем на ней свое внимание (20 секунд, затем смотрим на ближайший круг звезд (10 секунд). Повторяем 2-3 раза.
«Писатели звездных историй»
Для игры используется потолок «Звездное небо»
Время: 15 минут
Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.
Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках, и смотря на звездное небо пофантазировать. Каждому участнику надо придумать историю о дальней планете, галактике, какая природа на этой планете, кто там живет. При этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.
Упражнение на релаксацию «Водопад»
В ходе проведения используется настенная панель «Водопад».
Время: 5 минут
Цель: расслабление всех групп мышц.
Ход проведения: участники садятся напротив настенной панели «Водопад», концентрируют на ней свое внимание. Звучит спокойная музыка. Затем закрывают глаза и слушая ведущего стараются расслабиться и представляют те образы о которых говорит ведущий.
Текст релаксации:
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове.
Вы чувствуйте, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными
течет дальше по груди. по животу. Пусть свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергии.
(Пауза 2 минуты.)
Пробуждение.
Теперь настало время, чтобы вы снова ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет ваше сознание становится все более и более ясным, а тело все более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, но не раньше, откройте глаза. Открыв глаза, вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать.
Давайте начнем.
1. Вы начинаете пробуждаться.
2. Вы медленно пробуждаетесь.
3. Появляется ощущение бодрости.
4. Хочется потянуться.
5. Ощущение бодрости и свежести становится все сильнее.
6. Напрягите кисти.
7. Напрягите ступни.
8. Потянитесь.
9. Хочется открыть глаза. веки легкие. в теле бодрость и свежесть.
10. Открыли глаза! Вы пробудились! Ваше сознание ясное, ваше тело легкое и отдохнувшее!
Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Какие образы возникали в ходе прослушивания музыки? Что видели? Как и изменилось ваше самочувствие, настроение?
Необычная сенсорная комната
Сенсорная комната – уникальное решение сложных проблем и помощник для психологов и педагогов.Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование – или специальное, или сделанное собственными руками – позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием.
Оборудование для сенсорной комнаты
Раньше было многим известно такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.
Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.
Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.
Зрительные эффекты сенсорной комнаты
Система освещения в сенсорных комнатах – главное условие благоприятной обстановки. Мягкий приглушенный свет создает приятную и спокойную обстановку.
Верхний свет не должен быть ярким и бьющим в глаза.
Отражение и преломление света, появление «зайчиков» на потолке или стенах – все это достигается при помощи стеклянных предметов, отражающих свет. Это могут быть гирлянды, зеркальные шары, позволяющие играть со световыми лучами.
Необычные эффекты освещения создают флуорисцентные обои и картины, плазма-шары, меняющиеся световые картины на стенах. Дома можно включить обычный проектор, или при выключенном свете, или приглушенном свете вывести на экран монитора меняющиеся картинки, что создаст подобный положительный эффект как и от дорогого оборудования.
Музыкальное сопровождение сенсорной комнаты
Для музыкального сопровождения совсем необязательно использовать дорогие приборы. Достаточно обычного музыкального центра или компьютера со стерео колонками. Какая музыка более всего подходит для релаксации в сенсорной комнате?
Классические спокойные произведения.
Специальные миксы для релакса.
Медитативная музыка.
Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.
Колокольный звон.
Звон хрустальных или металлических подвесок для релаксации. На них можно направить вентилятор, который будет создавать звук ветра и заставлять подвески слегка позванивать.
Ароматерапия в сенсорной комнате
Идеальным дополнением для релаксации и отдыха станут ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Аромасвечи, аромалампы или ароматические подвески с сухими травами сделают свое дело – изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.
Для тонизирования организма подойдут ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии:
- грейпфрута;
- апельсина;
- бергамота;
- лимона;
- лимонника.
Для расслабления используйте запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение:
- мяты;
- мелиссы;
- лаванды.
Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла:
- эвкалипта;
- аниса;
- ромашки;
- чайного дерева;
- хвойные масла.
Работа в сенсорной комнате
Сенсорная комната призвана дарить ощущение безопасности и безмятежность, спокойствие и радость. Комплексное воздействие на нервную систему и чувства необходимо для людей с проблемами в развитии и для социальной адаптации после длительного стресса с нарушениями психоэмоционального равновесия, в период реабилитации в посттравматический период.
Работа в сенсорной комнате предполагает проведение лечебных сеансов под наблюдением специалиста, создается программа для сенсорной комнаты.
Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок.
Релаксационный блок в сенсорной комнате
Релаксационный блок оборудуется сухими бассейнами, фонограммами и цветными дисками. Начинаются сеансы с погружения человека в сухой бассейн, помогающим полностью расслабить мышечные ткани. Постепенно меняющиеся цвета шариков, красочные картины на стенах, успокаивающая музыка погружает посетителя в атмосферу покоя. Эта процедура создает нужный настрой, психотерапевт в это время начинает свою работу.
Активационный блок в сенсорной комнате
Активационный блок с сухим бассейном для активных игр, интерактивным оборудованием, сенсорными панелями и мобайлами создает ощущение праздника, все вокруг привлекает внимание, поддерживает внимание и интерес к окружающей действительности. Эффект усиливается подвижными конструкциями, стимулирующими активность, так необходимую детям для полноценного развития моторики.
Занятия в сенсорной комнате — три этапа
Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
Основная релаксационная.
Подведение итогов с ритуалом прощания.
Три части ритуала создают эмоциональную мультисенсорную среду, выполняя задачи:
профилактику эмоциональных нагрузок;
согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;
снятие чувства тревоги с переключением;
создание положительных эмоций;
преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;
у детей развитие взаимодействия друг с другом;
у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.
Занятия проводятся в группе не более 5 человек.
Детская сенсорная комната определенно отличается от комнаты для взрослых людей и по своему внешнему виду и по наполнению, и по поставленным задачам.
Нарушения слуха или зрения обедняет восприятие ребенка, в обычной среде такие дети не могут получить полноценного стимулирования замещающих ресурсов организма.
Ведущие педагоги оценили удивительные результаты, которые дает детям использование сенсорной комнаты с ее комплексным воздействием. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана. Релаксационные упражнения на водяном матрасе снимают стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют.
Школу будущего нельзя представить без релаксационных комнат для расслабления и восстановления после учебных нагрузок. Сенсорная комната в школе — нечастое явление, и она не стала повсеместной обязательной частью. Пока разрабатываются и проводятся в жизнь проекты сенсорных комнат в коррекционных школах, школах при детских домах и интернатах, где они наиболее востребованы. Мягкие полы и стены, отсутствие чувства опасности внутри комнаты снимает невроз и корректируют поведение.
Светлая и темная сенсорные комнаты
Проект сенсорная комната для нашего напряженного мира с его бешеным бегом и постоянным стрессом важен для детей, чья неокрепшая психика неспособна противостоять самостоятельно внешнему воздействию. Впитывая, как губка, всю окружающую среду, ребенок нуждается в снятии избыточного напряжения и негативного влияния. Оба вида сенсорных комнат – светлая и темная – положительно влияя на психическое состояние, развивают моторику, помогают обострить восприятие реальности.
Светлая сенсорная комната
В светлых сенсорных комнатах оборудование значительно отличается от темных. Сухие бассейны для активных игр, батуты и гигантские яркие мячи, качели и туннельные модули со спортивными элементами – все это помогает ребенку научиться быстро и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Занятия в светлой сенсорной комнате – это игра с позитивом, несущая огромный энергетический положительный заряд. В детском саду или школе чаще всего оборудуются именно светлые сенсорные комнаты. На основе такого решения в развлекательных центрах устанавливают для детей аттракционы с лестницами, мягкими батутами и сетками, пластиковыми шарами. Эти комнаты дают родителям возможность спокойно насладиться покупками, пока ребенок занимается и играет в такой комнате.
Темная сенсорная комната
Сенсорная темная комната имеет иное направление действия. Целью такой комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление. Темные комнаты чаще устраивают с оздоровительной и коррекционной целью. Их можно найти в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.
Оборудование сенсорных темных комнат:
- декоративные световые панели;
- мягкие массажные модули;
- световые шнуры и фонтаны;
- интерактивные модули.
Сенсорные ощущения, при исследовании ребенком такой комнаты, восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии. Особенно важны занятия в темной сенсорной комнате для детей с нарушениями зрения, а световые яркие пятна в темноте стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы и нервные окончания.
Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка
В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей- дефектологов, студентов психологов, воспитателей, а также для тех, кто непосредственно работает с детьми с ОВЗ.
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.
Первое появление сенсорных комнат относится к 1970 году. Врачи голландских реабилитационных центров для работы с больными ДЦП или имеющими какие-либо психоневрологические расстройства начали использовать комнаты со специальным оснащением — световыми панно и фонтанчиками, мерцающими лампочками и массажерами, расслабляющими релакс-креслами и другим необычным оборудованием. Анализ опыта, накопленного специалистами при применении таких, на первый взгляд, «странных» методов лечения, дал просто поразительные результаты — оказалось, что эффект, получаемый от применения подобных комнат, оказался неожиданно высоким.Успешный опыт голландских ученых был с интересом воспринят в мировом сообществе, и ученые Великобритании предложили расширить диапазон использования сенсорных комнат — для лечения больных, а также для их реабилитации, так необходимой людям после перенесенных сильных стрессов, а также с целью профилактики развития у них неврозов. В настоящее время эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России [2; c. 5].
В комплексе с психокоррекционными занятиями в своей работе мы используем кусочек волшебства — нашу сенсорную комнату, в которой работаем по учебно- методическому пособию «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья» под редакцией Баряевой Л. Б.
Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.
Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:
– развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;
– снятии тревожных состояний;
– развитии всех форм чувствительности.
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.
Задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
После комплексного обследования всеми специалистами нашего детского сада определяются показания к занятиям в сенсорной комнате для детей, имеющих:
1) неврозы и неврозоподобные состояния;
2) задержки психомоторного и речевого развития;
3) аутизм;
4) адаптационные расстройства.
Сенсорная комната — это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.
Сенсорная комната развивает:
– мотивацию здорового поведения;
– способствует становлению основного типа мышления;
– развивает знания об окружающем мире;
– стимулирует творческую активность.
Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3; c. 13].
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того,
– во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
– во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;
– в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи [2; c.14].
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Каждый ребёнок чувствует себя в ней частью особого волшебного мира, где всё возможно…
Нашу сенсорную комнату посещают 18 детей с со сложной структурой дефекта, интеллектуальной недостаточностью, психическими расстройствами, детским аутизмом, синдромом Дауна.
Световой стол способствует развитию воображения, созданию положительного эмоционального настроя, снятию психоэмоционального напряжения, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга. На занятиях мы используем такие методы как: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцем, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулака.
Чтобы развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат мы используем сухой бассейн, во время занятий создаётся положительный эмоциональный настрой, происходит эффект закаливания, укрепление мышц опорно- двигательного аппарата, снятие мышечного тонуса. В сухом бассейне происходит массаж всего тела. Может показаться, что занятие — это весёлая игра. На самом же деле, чтобы выполнить упражнения, необходимо приложить максимум физических усилий. В работе мы используем упражнения: воронки, ныряем, перекаты, велосипед.
Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем.
Для снятия стресса и напряжения, развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения мы используем Фибероптические нити. Дети перебирают волокна, рассматривают их, учатся заплетать косы, расслабляются.
Пузырьковые колонны с рыбками способствуют зарядке положительными эмоциями, развитию коммуникативных навыков, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию цветового восприятия, обладают релаксационным эффектом.
Настенное зеркало сультрафиолетовой подсветкой стимулирует тактильные ощущения, снимает стресс, создаёт позитивный настрой, развивает коммуникативные навыки и эмоционально- волевую сферу. С настенным зеркалом мы используем игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».
Фонтан со светящимся шаром мы используем для развития слуховой и зрительной чувствительности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя во время занятия.
Рис. 1. Показатели развития эмоционально- волевой сферы
Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Выводы:
Можно отметить, что после посещения Сенсорной комнаты уровень агрессии, тревожности, снижается. А такие показатели как память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика наоборот повышаются.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Рис. 2. Результативность коррекционно- развивающей работы в СК
Влияние эффектов сенсорной комнаты способствует:
– созданию у детей ощущения защищенности;
– спокойствия;
– уверенности в себе;
– богатство положительных эмоций.
Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты — дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната — это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Таким образом, можно подвести итог всего вышесказанного, сенсорная комната позволяет дополнительно проводить психолого- педагогическое сопровождение особых детей альтернативным путём, при этом формируя у них позитивный настрой, творческую искру психическое и физическое здоровье.
Литература:
- Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. 2006 г.
- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
- Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.
- Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате. Thefantasticworld.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, развитие, психоэмоциональное напряжение, волевая сфера, детский сад, настенное зеркало, положительный эмоциональный настрой, сухой бассейн, творческая активность.
Что такое комната отдыха?
В большинстве дневных спа-салонов есть комната отдыха, но каков этикет, когда речь идет о комнате отдыха? Неужели комната релаксации предназначена только для того, чтобы вы могли расслабиться? Сможете ли вы в нем поговорить или заснуть?
Комнаты релаксации делятся на два типа: , где можно поговорить, и , где нужно молчать . В комнатах обычно есть стулья, шезлонги, кресла-мешки или, в некоторых случаях, подвесные капсулы или гамаки, чтобы вы могли лечь, поднять ноги и расслабиться.Комната релаксации — это место, где можно успокоиться перед процедурой или насладиться снотворным эффектом прекрасной процедуры.
Более общительные комнаты отдыха, как правило, хорошо освещены, и вы можете их пролистать с большим количеством глянцевых журналов. Хотя в этих комнатах для релаксации обычно нормально разговаривать, будьте внимательны к потребностям окружающих, которые могут пытаться полностью расслабиться; говорите тихо. Убедитесь, что ваш мобильный телефон не работает.На самом деле, если когда-нибудь и было время оставить свой мобильный в безопасном месте, то это сейчас.
В более тихих комнатах для релаксации часто задействовано множество элементов, чтобы успокоить ваши чувства . Мягкие, приятные на ощупь ткани, такие как бархат, искусственный мех, полотенце и флис, часто используются на диванах, чтобы обеспечить успокаивающее и теплое место, где можно уютно устроиться и расслабиться.
Большинство комнат отдыха мягко освещены и оформлены в мягких тонах . Думайте об этом как о продолжении процедурных кабинетов — с успокаивающим ароматом эфирных масел, улучшающим самочувствие после глубокого массажа тканей или холистического массажа головы.Свечи дают мягкое теплое свечение; танцующее пламя и движущиеся тени отвлекают ум и могут вызвать приятное трансовое состояние. Многие древние цивилизации, в том числе египтяне и китайцы, использовали хромотерапию или цветотерапию. Считается, что желтый стимулирует нервы и очищает систему; оранжевый предназначен для повышения уровня энергии, а синий, как полагают, успокаивает болезни и лечит боль.
Многие спа-салоны выбирают звуки природы или расслабляющие ритмические ритмы в своей звуковой системе.Естественные звуки, такие как волны, сверчки или пение птиц, повторяются и постоянно меняются. Слушание может заставить слушателя замедлить дыхание и частоту сердечных сокращений, а также освободить разум от стресса и забот. Исследования показали, что прослушивание музыки может положительно влиять на обезболивание , заставляя организм выделять эндорфины; Согласно статье, опубликованной в Journal of Advanced Nursing, музыка может уменьшить депрессию на 25 процентов.
В комнате должен быть запас пресной воды, а во многих спа-салонах также есть свежие фрукты, которые можно есть.Но главный вопрос: , нормально ли поспать в комнате отдыха ? Мы связались с Пэм Клегг, директором международного колледжа Чампни, и она сказала:
«Клиенты уважают тишину, поэтому Конв.
Как это работает, приносит пользу и использует
Техника дыхания 4-7-8, также известная как« расслабляющее дыхание », включает в себя вдох в течение 4 секунд и задержку дыхания на 7 секунд. и выдох в течение 8 секунд
Этот режим дыхания направлен на снижение беспокойства или помощь людям в засыпании.Некоторые сторонники утверждают, что этот метод помогает людям заснуть за 1 минуту.
Существует ограниченное количество научных исследований, подтверждающих этот метод, но есть много анекдотических свидетельств того, что этот тип глубокого ритмичного дыхания расслабляет и может помочь людям уснуть.
В этой статье мы рассмотрим, как выполнять эту технику дыхания, почему она может работать и какие приложения могут помочь. Техника дыхания 4-7-8 может помочь уменьшить беспокойство и засыпать.
Техника дыхания 4-7-8 требует, чтобы человек сосредоточился на долгих и глубоких вдохах и выдохах. Ритмичное дыхание является основной частью многих практик медитации и йоги, так как способствует расслаблению.
Доктор Эндрю Вейл обучает технике дыхания 4-7-8, которая, по его мнению, может помочь в следующем:
- уменьшить тревогу
- помочь человеку заснуть
- управлять тягой
- контролировать или уменьшить реакцию гнева
Др.Вейль — известный врач, основатель и директор Центра интегративной медицины Университета Аризоны.
Перед тем, как начать модель дыхания, примите удобное положение сидя и поместите кончик языка на ткань сразу за передними верхними зубами.
Чтобы использовать технику 4-7-8, сосредоточьтесь на следующей схеме дыхания:
- очистите легкие от воздуха
- спокойно вдохните через нос в течение 4 секунд
- задержите дыхание на 7 секунд
- с силой выдохнуть через рот, поджимая губы и издавая звук «свист», в течение 8 секунд
- повторить цикл до 4 раз
Dr.Вейль рекомендует использовать эту технику не реже двух раз в день, чтобы быстрее увидеть преимущества. Он также предлагает людям избегать выполнения более четырех циклов дыхания подряд, пока они не получат больше практики в этой технике.
Человек может почувствовать головокружение после того, как сделает это в первые несколько раз. Поэтому рекомендуется попробовать эту технику сидя или лежа, чтобы избежать головокружения или падений.
Общее количество секунд, в течение которых длится шаблон, менее важно, чем соблюдение соотношения.Человек, который не может задерживать дыхание на достаточно долгое время, может вместо этого попробовать более короткий цикл, например:
- вдох через нос в течение 2 секунд
- задержать дыхание на 3,5 секунды
- выдох через рот на 4 секунды секунд
Пока человек поддерживает правильное соотношение, он может заметить преимущества через несколько дней или недель, последовательно выполняя 4-7-8 дыхательных движений один-два раза в день.
По мнению некоторых сторонников дыхания 4-7-8, чем дольше и чаще человек использует эту технику, тем эффективнее она становится.
Существует ограниченное количество клинических исследований, подтверждающих эти утверждения о дыхании 4-7-8 или других методах дыхания. Доказательства ограничиваются анекдотическими сообщениями довольных пользователей.
Есть некоторые свидетельства того, что техники глубокого дыхания положительно влияют на уровень тревожности и стресса человека.
Например, в обзорной статье за 2011 год в журнале Health Science Journal указаны некоторые из потенциальных преимуществ для здоровья методов глубокого дыхания, особенно глубокого дыхания через диафрагму.Эти возможные преимущества включают:
- снижение утомляемости
- снижение тревожности
- уменьшение симптомов астмы у детей и подростков
- улучшение управления стрессом
- снижение артериальной гипертензии
- снижение агрессивного поведения у мужчин-подростков
- улучшение симптомов мигрени
Исследования Предполагают, что 6 недель практики пранаямического дыхания или дыхания, направленного на управление дыхательными движениями, могут положительно повлиять на вариабельность сердечного ритма человека, которая коррелирует со стрессом, а также улучшить когнитивные функции и беспокойство.
Поделиться на Pinterest Использование дыхания 4-7-8 в сочетании с тай-чи может помочь уменьшить стресс.Существует связь между определенными дыхательными техниками, такими как дыхание 4-7-8, и другими методами расслабления. Некоторые люди сочетают это дыхание со следующими практиками:
- управляемые образы
- прогрессивное расслабление мышц
- повторяющаяся молитва
- йога, тай-чи и цигун
- медитация осознанности
Наиболее частые применения 4-7-8 дыхание — для уменьшения стресса и беспокойства.Сообщается, что при частом использовании он становится более эффективным, помогая человеку справляться со стрессом.
Это улучшение контрастирует с лекарствами от тревожности, которые имеют тенденцию терять часть своей эффективности со временем, когда организм приспосабливается к ним.
Люди, которые хотят попробовать дыхательные техники, но не уверены в своей способности к саморегулированию, могут захотеть использовать приложение, чтобы помочь им. Люди могут найти приложения для различных устройств в магазинах Apple и Google Play.
Например, Breathe — бесплатное приложение для продуктов Apple, которое помогает людям практиковать метод дыхания 4-7-8.В целом, приложение имеет хорошие отзывы людей, которые его установили. Он также включает в себя функцию установки напоминаний о регулярном использовании в течение дня.
Бесплатное приложение под названием Prana Breath: Calm & Meditate доступно в магазине Google Play. Он помогает пользователям практиковать дыхательные циклы и различные методы дыхания для расслабления.
Схема дыхания 4-7-8 и другие техники дыхания могут принести много пользы для здоровья, например, помочь человеку быстрее заснуть и снизить уровень стресса.
Единственный побочный эффект, о котором сообщают, — головокружение. Если человек испытывает это, ему следует либо прекратить использовать эту технику, либо изменить длину своего дыхания.
Заинтересованные мобильные пользователи могут также попробовать приложения, которые напоминают им использовать эту технику в течение дня и помогают им задавать ритм дыхания.