8.3. Регулирование деятельности монополий
Монополист получает монополистическую сверхприбыль и покрывает свои X-неэффективные издержки путем повышения цен и сокращения объема производства за счет покупателей своей продукции. Сельскохозяйственные производители, покупая продукцию монополистов по завышенным ценам, увеличивают свои издержки, что приводит к убыткам или сокращению прибылей.
В мировой практике в качестве меры регулирования естественной монополии государство устанавливает максимальную или принудительную цену.
Вспомним, что на конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к безвозвратным потерям. Однако в условиях несовершенной конкуренции регулирование цен государством, напротив, может уменьшить или даже устранить безвозвратные потери, связанные с монопольной властью. На рис. 8.1 иллюстрируется регулирование цены государством.
В условиях невмешательства государства монополия будет производить количество продукции Qm и назначать цену pm.
Предположим, что государство устанавливает максимальную цену p1. В связи с тем, что монополист не имеет права продавать свою продукцию по цене выше p1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q1 представляет собой отрезок p1N, а далее (сверх Q1) совпадает со старой кривой (AR=D).
Предельный доход в этих условиях представляет собой ломаную кривую (на рис. 8.1 показана жирной линией): до объема производства Q1 предельный доход совпадает со средним доходом (отрезок p1N), а сверх Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней линией (от точки L вниз-вправо).
Фирма будет выпускать объем продукции Q1, так как именно при таком объеме производства предельный доход совпадает с предельными издержками (точка K).
Рис. 8.1. Регулирование цены.
Таким образом, при установлении государством максимальной цены p 1 увеличивается объем производства, продукция продается по более низкой цене, безвозвратные издержки от монопольной власти сокращаются.
Государство может снижать цену до уровня p2, которая равна предельным издержкам. В этом случае объем производства возрастет до Q2 – уровня конкурентного рынка (в краткосрочном периоде), а безвозвратные издержки, связанные с монопольной властью, исчезнут.
Если государство установит цену p3 (т.е. ниже p2 = MC), то возникает ситуация, аналогичная установлению максимальной цены в конкурентных условиях: образуется дефицит (Q3 – Q́3) и безвозвратные потери от регулирования цен. Наконец, если государство установит цену ниже p4, т. е. ниже минимальных средних издержек, то фирма несет убытки и закрывается.
Особым случаем является регулирование государством цен на продукцию естественных монополий. На рис. 8.2 представлена модель естественной монополии, особенность которой в том, что кривая спроса пересекает график средних издержек выше, чем предельных издержек.
Цена может быть равна предельным издержкам (p=MC), которая называется общественно оптимальной. Она позволяет достигать эффективного распределения ресурсов.
Графически общественно оптимальная цена (pb) соответствует точке (B) пересечения кривой рыночного спроса (D) и кривой предельных издержек (MC), так как кривая спроса обозначает комбинацию цены и количества продукции (рис.2). В этом случае для монополиста кривая спроса становится совершенно эластичной до точки B. Установление общественно оптимальной цены уничтожает стимул монополиста к ограничению выпуска продукции. При данной законодательно установленной цене монополист будет максимизировать прибыль, производя количество продукции, равное q b.
Рис. 8.2. Регулирование естественной монополии.
Государством может быть установлена цена на уровне средних издержек (p=AC), которая называется «обеспечивающая справедливую прибыль» (на рис. 8.2 – точка pa).
Выбор цены, которую должно установить государство, чтобы предотвратить злоупотребление монопольной властью, зависит от конкретной отрасли. Мировой опыт показывает, что при регулировании естественных монополий, которые располагают значительной избыточной мощностью в силу специфики предоставляемых услуг (кривая спроса в этом случае пересекает график средних издержек выше, чем предельных издержек), предпочтение отдается цене, «обеспечивающей справедливую прибыль» (p=AC). Такую цену целесообразно установить на оказываемые сельскому хозяйству транспортные услуги железной дороги, электроэнергию, коммунальные услуги. Если бы цена была установлена на уровне, равном предельным издержкам (p=MC), то предприятие (естественный монополист) имело бы убытки, которые государству пришлось бы покрывать за свой счет, что нежелательно со многих точек зрения.
ВЫВОДЫ
Антимонопольное законодательство в широком смысле направлено против всех форм проявления монопольной власти, в узком – против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих монопольной властью и злоупотребляющих ею.
Необходимость в антимонопольном законодательстве возникла еще в конце XIX века в связи с усилением концентрации производства и возникновением монополий.
Классическим примером борьбы с монополиями является антитрестовское законодательство США, которое включает такие важнейшие законы, как Шермана, Клейтона, о Федеральной комиссии по торговле, Уиллера-Ли, Селлера-Кефовера.
Закон Шермана (1890 г.) запрещает любые соглашения (явные или тайные), объединения, которые имеют целью ограничение производства или торговли.
Закон Клейтона (1914 г.) запрещает ценовую дискриминацию, продажу товаром с принудительным ассортиментом, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и личной унии.
Законом о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.) возлагается на созданный одноименный орган задача возбуждения и расследования дел о нечестной конкуренции.
Законом Уиллера-Ли (1938 г.) на Федеральную комиссию по торговле возложена обязанность защищать потребителей от ложной информации или вводящей в заблуждение рекламы, искаженной информации о качестве продуктов.
Законом Селлера-Кефовера (1950 г.) запрещается фирме приобретать у конкурентов не только акции (как по закону Клейтона), но и вещественные элементы активов другой фирмы, если это может ослабить конкуренцию.
Антитрестовское законодательство направлено на развитие конкуренции, пресечение монополизации, основанной на внеэкономических методах, захвате рынка путем ограничительной практики.
В Беларуси антимонопольное законодательство представлено прежде всего законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (1992 г.), в котором, с одной стороны, определены организационные и правовые меры пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой – меры по созданию условий для развития конкуренции и защиты прав потребителей.
В качестве меры регулирования монополии государство устанавливает максимальную или принудительную цену. В условиях несовершенной конкуренции (в отличие от совершенной) регулирование цен государством уменьшает или даже устраняет безвозвратные потери, обусловленные монопольной властью.
Государство регулирует цены с целью устранить стремление монополистов недораспределить ресурсы в отрасль и получить за счет этого экономические прибыли. Общественно оптимальная цена соответствует точке пересечения кривой спроса и предельных издержек. Цена, обеспечивающая справедливую прибыль, соответствует точке пересечения кривой спроса и средних издержек.
Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий
Автор: Алексеева Евгения Ивановна
Рубрика: Юриспруденция
Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.
Дата публикации: 29.07.2022 2022-07-29
Статья просмотрена: 121 раз
Скачать электронную версиюСкачать Часть 2 (pdf)
Библиографическое описание:Алексеева, Е. И. Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий / Е. И. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94214/ (дата обращения: 30.05.2023).
В статье рассмотрены актуальные аспекты функционирования и правового регулирования института естественных монополий. Исходя из положений действующего законодательства, проанализированы методы государственного регулирования естественных монополий. Сделан вывод о необходимости фиксации законодательного перечня услуг, предоставляемых естественными монополиями.
Ключевые слова: монополия, конкурентный рынок, ценовая дискриминация, специальный режим.
Общепризнан тот факт, что конкуренция представляет собой неотъемлемое свойство рынка, и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Неоднозначность социально-экономических условий приводит к образованию такой рыночной ситуации, как монополия и естественная монополия. Наличие отрицательных последствий функционирования естественных монополий требует регулятивного вмешательства в их деятельность. Являясь разновидностью монополистических рыночных структур, естественная монополия может злоупотреблять неограниченной рыночной властью. В то же время, получая преимущества от положительного эффекта масштаба и разнообразия, она играет важную положительную роль в рыночной экономике.
Рынок монополистической конкуренции близок по своим характеристикам к конкурентному рынку и одновременно имеет черты рынка монополизированного. На монопольно конкурентном рынке каждый продавец обладает небольшой рыночной властью, поскольку производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей, а отдельные потребители могут предпочесть именно его продукцию и заплатить за нее более высокую цену. Для обеспечения и поддержки конкурентной среды государство проводит антимонопольную политику, в рамках которой осуществляет меры антимонопольного регулирования.
В современных условиях выделяют два вида естественных монополий — это природные естественные монополии и технико-экономические естественные монополии. В основе формирования природных естественных монополий выступает наличие барьеров для конкуренции, возведенных естественной средой — природой. Технико-экономические естественные монополии причины их возникновения — технические или экономические, связанные с практическим действием эффекта масштаба. Механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий является системой юридических и организационных средств, создаваемых государством с целью упорядочения данных общественных отношений, содействия удовлетворению публичных интересов, достижения баланса интересов потребителей и естественных монополий. Механизм государственного правового регулирования деятельности естественных монополий включает ценовой контроль и неценовые методы регулирования.
Статьей 8 и п. 2 статьи 34 Конституции РФ [1] устанавливаются запрет монополизации в сфере экономической деятельности и поддержка конкуренции, которые получают свое развитие в нормативно-правовых актах. Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, следует констатировать, что прямой запрет на монополии отсутствует. Лишь на монополизацию наложен запрет, т. е. на сам процесс, результатом которого является расширение сферы действия имеющихся монополий или создание новых. В России же естественные монополии складывались объективно. То есть это не являлось следствием целеустремленной деятельности государства, направленной на монополизацию. Регулирование естественных монополий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147-ФЗ) [2], который устанавливает правовые основы государственной политики, касающиеся этих структур.
Законодателем предусмотрено жесткое государственное регулирование деятельности естественных монополий, а также прямое государственное вмешательство в их деятельность, поскольку в силу особого правового статуса естественных монополий, связанного с возможностями их воздействия на обширный круг лиц, необходимо установление отдельных ограничений. Институт ограничения прав является составным элементом специального режима для естественных монополий и законным способом изменения объема прав. Разработка и введение в действие специального закона о естественных монополиях, как представляется, в первую очередь были направлены на создание особого режима естественной монополии. Создание специального режима является дополнительным способом государственного регулирования, поскольку позволяет установить контроль над использованием естественно-монопольных ресурсов, а также регулировать деятельность субъектов естественных монополий [3, с. 6].
Статьей 6 Закона № 147-ФЗ предусмотрен открытый перечень методов регулирования деятельности исследуемых субъектов. В настоящее время ст. 6 данного закона установлены методы ценового регулирования и квотирования. Помимо этого предусматривается определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию естественными монополиями. Следует также отметить, что ст. 7 Закона № 147-ФЗ закрепляет обязательное согласование, поскольку предусматривает обязанность субъектов естественных монополий получить у соответствующих органов разрешение на совершение сделок обозначенных в п. 2 указанной статьи, а также согласования, касающиеся инвестиций субъекта естественной монополии.
Актуальной проблемой правового регулирования естественных монополий является вопрос о перечне услуг, оказываемых субъектами естественной монополии. Иногда хозяйствующие субъекты оказывают услуги, не относящиеся к сфере естественной монополии, а лишь связанные с ней. Отсутствие в законодательстве исчерпывающего круга таких услуг положительно сказалось бы на системе правового регулирования естественных монополий. Механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий включает:
— ценовой контроль (установление тарифов), который является наиболее часто применяемым, так и
— неценовые методы регулирования (определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, согласованный (разрешительный) порядок совершения сделок) [4, с. 134].Следует отметить, что применение такого средства регулирования, как ценового, является ограничением права по установлению цены за услугу или товар, что приводит к лишению возможности субъекта самостоятельно определять ценовую политику, ограничивая реализацию свободы выработки договорных условий. Кроме того, данное средство регулирования, также не позволяет потребителям обращаться в органы регулирования по вопросам, касающимся величины цен. Под ограничением права по установлению цены за услугу или товар, понимается, возможно-допустимое, основанное на внутригосударственном законе, вмешательство государства, вводимое государством, соразмерно преследуемым им целям исключительно для защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности и защиты публичных интересов. Помимо этого, законодателем предусмотрены определенные обязанности естественных монополий при осуществлении ими деятельности (ст.8 Закона № 147-ФЗ), например:
— в части раскрытия информации;
— обязательного заключения договоров с потребителями, касательно которых применяется соответствующее законодательное регулирование;
— представление соответствующей отчетности о своей деятельности;
— представление на недискриминационных условиях доступа на товарный рынок для лиц, к которым применяется соответствующее законодательное регулирование и т. д.
Введение и прекращение регулирования естественных монополий посредством ведения реестра естественных монополий. Следует отметить отсутствие взаимосвязи между включением в реестр (введением регулирования) и установлением в отношении хозяйствующего субъекта регулируемых цен (тарифов) (кроме сферы транспорта и связи). Поэтому необходимо закрепить правоустанавливающий статус реестра и установить взаимосвязь между включением в реестр и введением ценового и неценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что законодательство в области естественных монополий (по сравнению с антимонопольным) выделяется, тем, что в нем значительная роль отведена подзаконному регулированию и усмотрению антимонопольного органа. Вводимые ограничения, касающиеся деятельности естественных монополий возможно только в той степени, в которой это необходимо и допустимо.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 4 июля 2020 г. — N 144.
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // Российская газета. — N 164. — 24.08.1995.
- Башлаков-Николаев, И. В. Новый проект закона о внесении изменений в закон о естественных монополиях в контексте задач и приоритетов тарифного регулирования в Российской Федерации / И. В. Башлаков-Николаев. — Текст: непосредственный // Конкурентное право. — 2022. — № 2. — С. 3–8.
- Краснова, Т. А. Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий / Т. А. Краснова. — Текст: непосредственный // Финансовые рынки и банки. — 2020. — № 3. — С. 133–135.
Основные термины (генерируются автоматически): монополия, естественная монополия, конкурентный рынок, специальный режим, государственное регулирование, государственное регулирование деятельности, обязательное обслуживание, правовое регулирование, соответствующее законодательное регулирование, ценовой контроль.
Ключевые слова
монополия, ценовая дискриминация, специальный режим, конкурентный рынок монополия, конкурентный рынок, ценовая дискриминация, специальный режимПохожие статьи
Естественная монополия в России: проблемы…Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара. ..
Регулирование монопольной деятельности посредством мер…Регулирование монопольной деятельности осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера.
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых…
Роль
естественных монополий в экономике РоссииМетоды государственного регулирования естественных монополий: 1. Ценовое регулирование.
Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором ведение прибыльного бизнеса. ..
Естественные монополии как объект государственного…Правовое регулирование как одно из основных составляющих государственного регулирования деятельности естественных монополий направлено на создание определенных ограничивающих рамок деятельности монополистов.
Правовой режим контроля и надзора за предпринимательской… В государственном регулировании предпринимательской деятельности особое место отдается контрольной деятельности как самому эффективному методу регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Уровни
правового регулирования предпринимательской. ..Роговая, Т. П. Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Т. П. Роговая.
На данном уровне правовое регулирование предпринимательской деятельности начинается с Конституции РФ и Гражданского кодекса…
Анализ понятийно-категориального аппарата… | Молодой ученый
Ключевые слова: правовое регулирование, государственное регулирование, банковское законодательство, банковская деятельность, банковская система, Центральный Банк, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Федеральный закон.
Государственное регулирование предпринимательской…Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен.
К вопросу о
правовом регулировании лицензирования в сфере…В статье авторы пытаются показать существующие проблемы в сфере лицензирования алкогольной продукции и предложить пути их решения.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возложено на Таможенный кодекс ЕАЭС, принятый Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.
Похожие статьи
Естественная монополия в России: проблемы…Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара. ..
Регулирование монопольной деятельности посредством мер…Регулирование монопольной деятельности осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера.
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых…
Роль
естественных монополий в экономике РоссииМетоды государственного регулирования естественных монополий: 1. Ценовое регулирование.
Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором ведение прибыльного бизнеса. ..
Естественные монополии как объект государственного…Правовое регулирование как одно из основных составляющих государственного регулирования деятельности естественных монополий направлено на создание определенных ограничивающих рамок деятельности монополистов.
Правовой режим контроля и надзора за предпринимательской… В государственном регулировании предпринимательской деятельности особое место отдается контрольной деятельности как самому эффективному методу регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Уровни
правового регулирования предпринимательской. ..Роговая, Т. П. Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Т. П. Роговая.
На данном уровне правовое регулирование предпринимательской деятельности начинается с Конституции РФ и Гражданского кодекса…
Анализ понятийно-категориального аппарата… | Молодой ученый
Ключевые слова: правовое регулирование, государственное регулирование, банковское законодательство, банковская деятельность, банковская система, Центральный Банк, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Федеральный закон.
Государственное регулирование предпринимательской…Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен.
К вопросу о
правовом регулировании лицензирования в сфере…В статье авторы пытаются показать существующие проблемы в сфере лицензирования алкогольной продукции и предложить пути их решения.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возложено на Таможенный кодекс ЕАЭС, принятый Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.
Вам решать: стоит ли беспокоиться о монополиях?
Доктор Майк Уолден
Одной из моих любимых игр в детстве была «Монополия». В субботу утром моя мама объявляла: «Сегодня ночь Монополии». В тот вечер семья собиралась за обеденным столом и часами играла в «Монополию». Дополнительным бонусом было наличие закусок – то, что моя мама обычно запрещала после ужина.
«Монополия» — это настольная игра, целью которой является управление недвижимостью на четырех улицах игры. Игроки, приземляющиеся на вашей территории, должны заплатить комиссию. Наилучшая ситуация — это владение всей недвижимостью на улице, что почти гарантирует, что все игроки должны будут платить комиссию владельцам по мере прохождения доски.
В экономике монополия – это форма рыночной структуры, при которой одна компания контролирует все продажи. У покупателей нет альтернатив для покупки товара или услуги. Таким образом, компания-монополист явно находится у руля.
Экономисты обеспокоены монополиями. Поскольку они не сталкиваются с конкуренцией, монополии, как правило, взимают более высокие цены, чем если бы им приходилось беспокоиться о том, что клиенты будут покупать у кого-то еще. В результате монополии получают более высокие прибыли. Наличие «блокировки» покупателей означает, что монополии могут быть не так чувствительны к обслуживанию клиентов, как конкурентная фирма. Это может привести к тому, что монополии будут избегать улучшений и инвестиций, которые приносят пользу потребителям.
Сто лет назад монополии имели большое значение, но с тех пор были введены законы и постановления, направленные на их сокращение или сдерживание. Но сегодня мы наблюдаем возрождение вопросов монополий. На национальном уровне утверждают, что некоторые крупные интернет-компании могут быть близки к достижению монопольного статуса на своих рынках. В Северной Каролине предложенное партнерство между двумя крупнейшими медицинскими компаниями штата подняло вопросы о силе новой мегакомпании и ее влиянии на цены на медицинские услуги.
Ситуация в Интернете интересна тем, что это развивающийся рынок. Частично происходящее экономисты называют «сетевым эффектом». Сетевой эффект возникает, когда ценность компании для пользователя увеличивается по мере того, как все больше людей используют одну и ту же компанию. Например, публикации на сайте социальной сети более полезны, когда на сайт заходит больше людей. Таким образом, сетевой эффект благоприятствует более крупным интернет-компаниям, а этот эффект побуждает сайты становиться еще больше.
Традиционно существовало два средства защиты от монополий: разбить компанию на множество более мелких конкурирующих компаний или регулировать компанию. Первый вариант использовался с нефтяной монополией Джона Д. Рокфеллера сто лет назад, а совсем недавно телефонная монополия (во времена дисковых телефонов) была разделена на конкурирующие фирмы «Baby Bell». Правительство также предлагало — но так и не реализовало — разделение Microsoft на пике ее господства в начале 21 века.
Регулирование монополии означает, что правительство контролирует цены, взимаемые компанией, а также другие ключевые операционные правила. Компании по производству электроэнергии, такие как поставщики природного газа и электроэнергии, являются примерами регулируемых монополий. Причина, по которой эти монополии регулируются, а не разделяются, заключается в том, что конкуренция считается непрактичной. Компании, производящие электроэнергию, требуют огромных инвестиций, и как только эти инвестиции сделаны, затраты на добавление клиентов становятся незначительными. Это означает, что компания, которая первой построит электростанцию в регионе, сможет занижать цену любых потенциальных конкурентов.
Действительно, некоторые рекомендуют регулировать крупные интернет-платформы, такие как коммунальные услуги. Точно так же одним из вариантов для крупных медицинских компаний является усиление государственного регулирования как цен, так и затрат. Конечно, у государственного регулирования есть свои критики. Как государственному органу узнать, какова наилучшая цена и каковы соответствующие затраты? Может ли регулирование задушить инновации? Кроме того, некоторые исследования показали, что регулируемые компании в конечном итоге «захватывают» регулирующие органы, в результате чего регулирующие органы фактически продвигают политику, увеличивающую прибыль монополий.
Существует третий вариант борьбы с монополиями или почти монополиями. Это ничего не делать, а вместо этого полагаться на разработку новых технологий, продуктов и услуг, чтобы подорвать власть монополий. Ясно, что мы не видели конца инноваций в информационных технологиях. Хотя сегодня в Интернете существуют доминирующие сайты для покупок, поиска и взаимодействия, некоторые новые технологии, которые мы даже не можем себе представить сегодня, могут сделать эти сайты устаревшими в будущем.
Аналогичным образом, многие футурологи предсказывают, что в будущем наши методы использования и получения медицинских услуг могут значительно измениться, делая уход более индивидуальным, менее затратным и минуя крупные учреждения.
После нескольких десятилетий затишья споры о монополиях возобновились. Многих экономистов это волнует, но для большинства людей вопрос заключается в том, как мы можем получить доступ к лучшим продуктам и услугам по самым низким ценам. Это может быть самый важный экономический вопрос из всех, но решать вам!
Уолден является заслуженным профессором Уильяма Нила Рейнольдса и экономистом факультета экономики сельского хозяйства и природных ресурсов Университета штата Северная Каролина. Он преподает и пишет о личных финансах, экономических перспективах и государственной политике.
Регулирование монополий — Экономическая помощь
Теджван Петтингер
Правительство может пожелать регулировать монополии для защиты интересов потребителей. Например, монополии обладают рыночной властью устанавливать цены выше, чем на конкурентных рынках. Правительство может регулировать монополии посредством:
- Ограничение цен – ограничение роста цен
- Регулирование слияний
- Разрушение монополий
- Расследование картелей и недобросовестной практики
- Национализация – государственная собственность.
Почему государство регулирует монополии
- Предотвращение завышения цен . Без государственного регулирования монополии могли бы поднять цены выше уровня конкурентного равновесия. Это приведет к неэффективности распределения ресурсов и снижению благосостояния потребителей.
- Качество обслуживания . Если фирма обладает монополией на предоставление конкретной услуги, у нее может быть мало стимулов предлагать услуги хорошего качества. Государственное регулирование может гарантировать, что фирма соответствует минимальным стандартам обслуживания.
- Монопсоническая сила . Фирма с монопольной способностью продавать может также иметь возможность использовать монопсоническую покупательную способность. Например, супермаркеты могут использовать свое доминирующее положение на рынке, чтобы снизить размер прибыли фермеров.
- Продвижение конкуренции . В некоторых отраслях можно стимулировать конкуренцию, а значит, будет меньше необходимости в государственном регулировании.
- Естественные монополии . Некоторые отрасли являются естественными монополиями – из-за высокого эффекта масштаба наиболее эффективным числом фирм является одна. Следовательно, мы не можем поощрять конкуренцию, и необходимо регулировать фирму, чтобы предотвратить злоупотребление монопольной властью.
Как правительство регулирует монополии
1. Ограничение цен регулирующими органами RPI-X
Для многих недавно приватизированных отраслей, таких как водо-, электро- и газоснабжение, правительство создало регулирующие органы, такие как:
- 9004 1 ОФГЕМ – рынки газа и электроэнергии
- OFWAT – водопроводная вода.
- ОРР – Управление железнодорожного регулировщика.
Среди своих функций они могут ограничивать рост цен. Они могут сделать это с помощью формулы RPI-X
- X — сумма, на которую они должны снизить цены в реальном выражении.
- Если инфляция 3% и X= 1%
- Тогда фирмы могут увеличить фактические номинальные цены на 3-1 = 2%
Если регулирующий орган полагает, что фирма может добиться экономии за счет повышения эффективности, и взимает с потребителей слишком большую плату, он может установить высокий уровень X. В первые годы регулирования электросвязи уровень X был достаточно высоким, поскольку экономия за счет повышения эффективности обеспечивала высокую цену. порезы.
RPI+/- K – для водного хозяйства
В сфере водоснабжения система верхнего ценового предела составляет RPI -/+ K.
K – это сумма инвестиций, которую необходимо осуществить водной фирме. Таким образом, если компаниям водоснабжения потребуется инвестировать в более качественные водопроводные трубы, они смогут повысить цены для финансирования этих инвестиций.
Преимущества Регламента RPI-X
- Регулирующий орган может устанавливать повышение цен в зависимости от состояния отрасли и потенциальной экономии за счет повышения эффективности.
- Если затраты на жесткое сокращение превышают X, они могут увеличить свою прибыль. Возможно, есть стимул для сокращения расходов.
- Суррогатное соревнование. В отсутствие конкуренции RPI-X — это способ усилить конкуренцию и предотвратить злоупотребление монопольной властью.
Недостатки Регламента RPI-X
- Решить, каким должен быть уровень X, дорого и сложно.
- Существует опасность регулятивного захвата, когда регуляторы становятся слишком мягкими по отношению к фирме и позволяют им повышать цены и получать сверхнормальную прибыль.
- Однако фирмы могут утверждать, что регулирующие органы слишком строги и не позволяют им получать достаточную прибыль для инвестиций.
- Если фирма становится очень эффективной, она может быть оштрафована более высокими уровнями X, поэтому она не сможет сохранить свою эффективность.
2. Регулирование качества услуг
Регулирующие органы могут проверять качество услуг, предоставляемых монополией. Например, железнодорожный регулятор изучает показатели безопасности железнодорожных компаний, чтобы убедиться, что они не срезают углы.
На рынках газа и электроэнергии регулирующие органы будут следить за тем, чтобы к пожилым людям относились с заботой, т. е. не позволять монополии отключать подачу газа зимой.
3. Политика слияний
У правительства есть политика расследования слияний, которые могут создать монопольную власть. Если в результате нового слияния создается фирма с долей рынка более 25%, она автоматически передается в Управление по конкуренции и рынкам (CMA). CMA может решить разрешить или заблокировать слияние в зависимости от того, считает ли он, что это отвечает общественным интересам.
- Например, CMA заблокировала слияние Sainsbury’s и Asda как противоречащее общественным интересам.
4. Прекращение монополии
В некоторых случаях правительство может принять решение о необходимости ликвидации монополии, поскольку фирма стала слишком могущественной. Это редко происходит. Например, США рассматривали возможность разделения Microsoft, но в итоге дело было прекращено. Это, как правило, рассматривается как крайний шаг, и нет никакой гарантии, что новые фирмы не вступят в сговор.
5. Критерий или регулирование «нормы прибыли»
Это способ регулирования монополий, отличный от ограничения цен ИРЦ-Х. Регулирование нормы прибыли рассматривает размер фирмы и оценивает, какой будет разумный уровень прибыли от капитальной базы. Если фирма получает слишком большую прибыль по сравнению с их относительным размером, регулирующий орган может снизить цены или взимать единовременный налог.
Недостаток регулирования нормы прибыли заключается в том, что оно может поощрять «расходы». Это когда фирмы позволяют себестоимости увеличиваться, чтобы уровень прибыли не считался чрезмерным. Регулирование нормы прибыли дает мало стимулов для повышения эффективности и увеличения прибыли. Кроме того, регулирование нормы прибыли может быть не в состоянии оценить, насколько прибыль является разумной. Если он установлен слишком высоким, фирма может злоупотребить своей монопольной властью.
6. Расследование злоупотреблений монопольным положением
В Великобритании Управление добросовестной торговли может расследовать злоупотребление монопольной властью.