Развитие конкуренции в россии: О развитии конкуренции в Российской Федерации \ КонсультантПлюс

Содержание

Развитие конкуренции

  • Главная
  •  > 
  • Район
  •  > 
  • Экономика
  •  > 
  • Развитие конкуренции

Структурное подразделение администрации, уполномоченное на реализацию мероприятий по содействию развитию конкуренции, отдел по экономическому развитию и инвестициям. Функции и полномочия подразделения размещены на официальном сайте администрации в разделе «Структурные подразделения администрации/Отдел по экономическому развитию и инвестициям»

https://www.vsevreg.ru/about/strukturnye/30367/

«Администрация Всеволожского муниципального района Ленинградской области сообщает о проведении опроса в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции во Всеволожском районе.

 

Приглашаем предпринимателей и потребителей товаров, работ и услуг принять участие в оценке конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Всеволожского муниципального района.

 

Для проведения опроса подготовлены электронные анкеты по оценке состояния и развития конкурентной среды в районе:

 

1)   «Анкета для предпринимателей»;

2)   «Анкета для потребителей».

3)  «Анкета по доступности финансовых услуг»

 

Для прохождения анкетирования нажмите на соответствующую ссылку.

 

Уважаемые предприниматели и потребители, для нас очень важна Ваша оценка качества товаров и услуг и ценовой конкуренции на рынках Всеволожского муниципального района, а также оценка уровня конкуренции на рынках товаров и услуг района.

 

Опрос носит строго анонимный характер. Его результаты будут использованы в обобщенном виде и размещены в открытом доступе.

Аналитические итоговые материалы будут переданы Правительство Ленинградской области, в Минэкономразвития РФ, Агентство стратегических инициатив и Аналитический центр при Правительстве РФ и использованы для улучшения существующей ситуации.

 

Ваше мнение очень важно для нас!

 

Нормативно-правовая база Федерального уровня

 

1) Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

2) Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».

            3) Протокол Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 «Об утверждении Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года»;

             

4) Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020 — 2024 годы)»;

         5)Приказ Минэкономразвития России от 11.03.2020 № 130«Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции натоварных рынках субъекта Российской Федерации

 

Нормативно-правовая база Регионального уровня

 Нормативно-правовые акты Ленинградской области и информация                       о деятельности Правительства Ленинградской области по развитию конкуренции размещены на официальном сайте Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области в сети «Интернет» в разделе «Направления работы/Развитие конкуренции»

https://econ.

lenobl.ru/ru/budget/competition/

«Между Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и администрацией Всеволожского муниципального района  заключено Соглашение о внедрении Стандарта развития конкуренции в Ленинградской области.(29 января 2018 года, новое 21 декабря 2020 года) »

  • Отчет о реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 1 квартал 2023 года
  • Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2022 год
  • Реестр хозяйствующих субъектов, доля участия в которых муниципальных образований Всеволожского района Ленинградской области, составляет 50 и более процентов за 2022 год
  • Доклад о системе обеспечения антимонопольных требований в администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2022 год
  • Отчет о реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2022 год».
  • Отчет о достижении целевых значений контрольных показателей эффективности в утвержденном плане мероприятий («дорожной карте») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг за 2022 год».
  • Итоги мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг за 2022 год.
  • «Отчет об осуществление деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2021 год».
  • «Отчет о реализации Плана мероприятий («дорожной карты»)по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг  в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2021 год».
  • Реестр хозяйствующих субъектов, доля участия в которых муниципальных образований Всеволожского района Ленинградской области, составляет 50 и более процентов (за 2021 год).
  • Доклад о системе обеспечения антимонопольных требований в администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2021 год
  • Итоги мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг за 2021 год
  • Отчет о реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2020 год
  • Отчет об осуществление деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2020 год
  • Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг за 2020 год
  • Отчет об осуществление деятельности по развитию конкуренции на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2018 год
  • Реестр субъектов естественных монополий
  • Реестр хозяйствующих субъектов, доля участия в которых муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, составляет 50 и более процентов
  • Отчет об осуществление деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2019 год

  • Отчет по исполнению Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2019 год

  • Доклад о системе обеспечения антимонопольных требований в администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области за 2020 год»

  • Итоги мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг за полугодие 2022 года.

Развитие конкуренции — Экономика — Официальный сайт администрации Камышловского городского округа

Развитие конкуренции в Свердловской области



  • Подробнее:

    Перейти по ссылке на сайт Министерства инвестиций и развития Свердловской области в раздел «Развитие конкуренции»

Прими участие в опросе



Результаты проведенного опроса

Потребители(110,7 КБ)
Предприниматели(183,0 КБ)

Документы


Постановление администрации Камышловского городского округа от 07. 06.2022 №473 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Камышловском городском округе на период 2022-2025 годов»(28,1 МБ)
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 28.12.2021 №249-РГ(809,3 КБ)
Постановление от 30.12.2020 №913 О внесении изменений в постановление администрации Камышловского городского округа от 29.01.2020 года №47 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Камышловском городском округе и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Камышловском городском округе, на период 2020-2022 годов(749,5 КБ)
Приказ Министерства экономического развития РФ №130 от 11.03.2020(794,3 КБ)
Распоряжение Губернатора СО от 29.11.2019 года №264-РГ(835,2 КБ)
Указ Губернатора СО от 29.10.2019 №524-УГ.pdf(780,2 КБ)
Распоряжение Правительства РФ №768-Р от 17. 04.2019 года(631,7 КБ)
Постановление «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Камышловском городском округе и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развития конкуренции в Камышловском городском округе на период 2020-2022 годов»(877,6 КБ)
Указ президента от 21.12.2017 №618(205,9 КБ)


Реестр хозяйствующих субъектов с долей участия КГО 50% и более по состоянию на 01.12.2022

Реестр хозяйствующих субъектов с долей участия КГО 50% и более(11,6 КБ)

Протокола совещаний


Протокол заседания №7 от 25.11.2022(1,4 МБ)
протокол заседания №6 от 25.10.2021(85,5 КБ)
протокол заседания №8 от 11.12.2020(134,9 КБ)
протокол заседания №7 от 23.11.2020(144,6 КБ)
протокол заседания №7 от 12. 12.2019(98,7 КБ)
протокол заседания №6 от 15.11.2019(272,1 КБ)
протокол заседания №2 от 11.04.2018(71,0 КБ)

Отчет о реализации Плана мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции


Отчет за 2 полугодие 2022 г.(34,4 КБ)
Отчет за 1 полугодие 2022 г.(33,8 КБ)
План мероприятий 2 полугодие 2021 г.(36,7 КБ)
План мероприятий 1 полугодие 2021 г.(43,7 КБ)
План мероприятий 2 полугодие 2020 г.(43,6 КБ)
План мероприятий 1 полугодие 2020 г.(43,4 КБ)

Антимонопольный комплаенс


Постановление администрации КГО от 01.03.2023 № 216 Об утверждении доклада об организации системы обеспечения соответствия требованиями антимонопольного законодательства(5,8 МБ)
Постановление администрации КГО от 03. 02.2022 №91 «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в администрации Камышловского городского округа»(49,6 МБ)
Постановление администрации КГО от 23.11.2022 №1115 «О внесении изменений в состав комиссии по оценке эффективности организации и функционированию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) администрации Камышловского городского округа, утвержденный постановлением администрации Камышловского городского округа от 03.02.2022 № 91».(2,7 МБ)
Распоряжение Губернатора Свердловской области от 01 февраля 2019 № 23-РГ(575,8 КБ)
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»(290,7 КБ)

Заявить о нарушении конкуренции


Конкуренция за покупателей на развивающемся российском газовом рынке

Этот документ Джеймса Хендерсона публикуется вместе с Комментарием Саймона Пирани по энергетике. В статье и комментарии оценивается развитие конкуренции в российском газодобывающем секторе и влияние рецессии и политики ценообразования на спрос на российский газ на его основных рынках.

В то время как Газпром, как правило, был сосредоточен на разработке гигантских, но удаленных месторождений, таких как Бованенковское на полуострове Ямал и Штокмановское (отложенное в 2012 г.), рынок этих относительно дорогостоящих базовых поставок в лучшем случае в Европе остается статичным и сокращается. в России по мере увеличения доли рынка других компаний. Рост внутренних цен на газ в России «поднял все лодки». Безусловно, «Газпром» выиграл, но это послужило сильным стимулом для его внутренних конкурентов, занимающихся разведкой и добычей, которые продемонстрировали устойчивый рост добычи за последние несколько лет. Джеймс развивает этот тезис с помощью богатого анализа и понимания, основанного на его многолетнем опыте работы в этом секторе.

Комментарий Саймона Пирани представляет обновленную версию анализа в его статье «Неуловимый потенциал: потребление газа в СНГ и поиски эффективности», OIES 2011. Три основных рынка для российского газа; а именно, на внутреннем рынке, рынках СНГ и Европы за последние четыре года на уровень потребления существенно повлиял ряд факторов. К ним относятся последствия финансового кризиса и последующей рецессии, рост использования возобновляемых источников энергии (и угля) в Европе, усиление конкуренции между поставщиками газа, а также последствия резких изменений уровня цен на газ в определенных регионах рынка.

Принимая во внимание масштаб задействованных рынков (в совокупности около 650 млрд куб. м в год) и вывод о том, что такие изменения имеют импульс, который еще предстоит израсходовать, прежде чем будет достигнуто некоторое равновесие, эти исследования имеют резонанс за пределами СНГ и Европы.

Автор: Джеймс Хендерсон

Скачать публикацию

Категории:

Страноведение и регионоведение , Энергетическая политика , Газ , Газовая программа

Теги:

Экспорт , Газ , Цена газа , Газпром , Независимые , НГ 73 , NG73 , Новатэк , Роснефть , Россия

ДОИ

https://doi. org/10.26889/9781907555664

  • 16.06.23

    Т

Подпишитесь на наши обновления

Зарегистрируйте здесь свой адрес электронной почты, и мы автоматически будем присылать вам уведомления о новых публикациях, комментариях, статьях и т. д.

Веб-дизайн Оксфорд

Экономика конкуренции великих держав

Основные выводы
  • Чтобы противостоять ревизионистской политике России и Китая, Соединенным Штатам и их союзникам потребуется мобилизовать больше ресурсов. Экономический анализ убедительно свидетельствует о том, что основную часть дополнительных ресурсов США придется разместить в Азии.
  • По мере того, как Соединенные Штаты продолжают свой стратегический сдвиг в сторону Азии, их европейским союзникам придется нести большее оборонное бремя ввиду ревизионистской политики России.
  • Европейские страны НАТО располагают хорошими ресурсами, чтобы противостоять России. Германия может позволить себе более высокие расходы на оборону с большей легкостью, чем другие крупные европейские страны.

 

Ревизионисты против держав статус-кво

Соединенные Штаты и их союзники являются державами статус-кво; Китай и Россия — ревизионистские державы. Россия хочет изменить статус-кво в Восточной Европе, Китай — в Восточной Азии. Несмотря на войну на Украине, Китай по-прежнему представляет более серьезный вызов статус-кво в долгосрочной перспективе, чем Россия. Китай находится на подъеме, а Россия переживает застой и относительный упадок. Независимо от того, активизируется российско-китайское сотрудничество или нет, подъем Китая имеет важные последствия для американской стратегии, трансатлантических отношений и оборонной политики Германии и Европы.

Соединенные Штаты решительно настроены защищать статус-кво в Азии и Европе, и у них есть для этого веские причины. Предотвращение появления гегемонистской державы по обе стороны евразийского континента было стратегическим интересом на протяжении более века. Соединенные Штаты участвовали в двух мировых войнах и обязались обеспечить обширное передовое военное присутствие и обширные гарантии безопасности во время холодной войны, чтобы предотвратить попадание Европы и Восточной Азии под немецкую, японскую или советскую гегемонию.

Независимо от того, возникнет ли российско-китайский геополитический блок, Китай и Россия встанут на курс на столкновение с Соединенными Штатами и их союзниками. С экономической точки зрения возглавляемые США альянсы имеют хорошие возможности для участия в долгосрочной геополитической конкуренции при условии, что Соединенным Штатам удастся сохранить сплоченность альянса. Но чтобы оставаться конкурентоспособной, Америке необходимо переключить внимание и ресурсы на Азию, несмотря на ревизионистскую политику России.

Это заставит его европейских союзников взять на себя большую ответственность за защиту статус-кво в Европе. Германия играет здесь ключевую роль. Как экономически и финансово самая мощная страна в Европе, у нее не будет иного выбора, кроме как внести свой вклад в укрепление европейской безопасности. В отличие от более мелких стран, она не может пользоваться безопасностью, которую обеспечивают ее европейские союзники. Германия также имеет в своем распоряжении большие экономические, финансовые и технологические ресурсы, чем ее европейские партнеры. Основная задача будет заключаться в эффективном и действенном преобразовании экономических ресурсов в военную мощь и усиление безопасности.

Экономические и финансовые параметры в пользу Китая в долгосрочной перспективе

Экономическая мощь является основой политической и военной мощи. Это также необходимое условие для участия в успешной долгосрочной геополитической конкуренции. Пол Кеннеди и Роберт Гилпин, как известно, утверждали, что переменчивая экономическая удача лежит в основе взлетов и падений великих держав. Экономически более сильная или восходящая держава, или союз держав, выходит победителем, часто, но не всегда, в результате «войны за гегемонию». перевести в стратегическую победу.

Каковы экономические возможности альянсов под руководством США, с одной стороны, и Китая и России, с другой?

В настоящее время совокупные экономические ресурсы США и их союзников превышают совокупные ресурсы Китая и России. Но текущий и перспективный «баланс экономических ресурсов» гораздо более благоприятен для держав статус-кво в Европе, чем в Азии. Экономика европейских членов НАТО в пять раз больше российской, и даже до введения связанных с войной санкций российская экономика уже стагнировала. Его долгосрочные перспективы роста слабы, учитывая его демографию, зависимость от экспорта природных ресурсов и неконкурентоспособность внутренних рынков. России повезет, если ее темпы роста будут соответствовать темпам роста крупных европейских экономик, таких как Франция и Германия, особенно если принять во внимание существенное единовременное падение из-за санкций.

В Азии, однако, совокупный экономический размер альянсов, возглавляемых США, намного меньше, чем у Китая. Китайская экономика также растет гораздо быстрее. При разумных предположениях к середине этого века она будет в два раза больше экономики США. Тогда он превысит совокупный экономический размер Соединенных Штатов и их региональных союзников. Это базовые прогнозы, и стоит отметить, что траектория будущего роста Китая связана со значительными рисками, гораздо большими, чем перспективы зрелых стран с развитой экономикой с более низкими темпами роста США и их союзников. Рост Китая в среднем составлял почти десять процентов в год с момента открытия его экономики в конце XIX века.70-е годы. В последнее время трендовый рост упал почти до шести процентов и будет снижаться еще больше. Официальная цель Китая на 2022 год — пять с половиной процентов. Для сравнения, нынешний потенциал роста в США оценивается примерно в два процента или меньше.

Изображение

Китай, безусловно, имеет достаточно сбережений для финансирования накопления капитала. Но это бесполезно, если не удается выявить достаточно прибыльных инвестиционных возможностей. Удвоение инвестиций в инфраструктуру приведет лишь к избыточному накоплению долга и повысит риск финансово-экономического кризиса. Быстро ухудшающаяся демографическая ситуация, снижающийся потенциал догоняющего роста и так называемая ловушка среднего дохода представляют собой значительные риски для экономических перспектив Китая. Так называемая экономическая перебалансировка, направленная на то, чтобы сделать рост более устойчивым, оказывается сложной задачей. Тем не менее, при всех разумных сценариях рост китайской экономики превысит рост американской. Таким образом, китайская экономика продолжит опережать американскую экономику. Это позволит Китаю увеличивать расходы на оборону гораздо быстрее, чем Соединенные Штаты и их союзники, сохраняя при этом их стабильную долю в ВВП и тем самым ограничивая утечку ресурсов из экономики.

Растущая экономическая мощь Китая заставит Соединенные Штаты мобилизовать и выделить больше ресурсов для Азии. Поскольку возможности Китая сосредоточены в Азии, Соединенные Штаты, которые развертывают свои военные ресурсы по всему миру, столкнутся со все более сложной стратегической задачей. В результате европейские союзники Америки должны будут взять на себя большую ответственность за европейскую оборону.

Экономический размер — это еще не все

Доход на душу населения также имеет значение. Это показатель степени, в которой правительства могут извлекать и мобилизовывать ресурсы для целей геополитической и военной конкуренции. Китайский (19 долларов США)000) и российский (30 000 долларов) доход на душу населения намного ниже, чем в США (68 000 долларов), Германии (57 000 долларов) и ЕС (47 000 долларов). Естественно, многое зависит от готовности населения поддерживать долгосрочную конкуренцию, отказываясь от настоящего и будущего потребления. Однако с чисто экономической точки зрения Соединенные Штаты и их более богатые союзники могут добывать больше ресурсов, чем относительно более бедные Китай или Россия. Это было бы особенно актуально в военное время. Это несколько уменьшает экономическое преимущество Китая, поскольку к середине века его доход на душу населения будет составлять лишь половину от дохода Соединенных Штатов.

В мирное время на способность мобилизовать ресурсы для геополитической конкуренции также влияет уровень государственного и внешнего долга. Соединенные Штаты являются крупнейшим международным должником в мире, а Китай является вторым по величине кредитором в мире (после Японии). Можно подумать, что это ограничивает возможности Соединенных Штатов по мобилизации внешних ресурсов. Но с долларом в качестве доминирующей мировой резервной валюты и сильной суверенной кредитоспособностью Соединенные Штаты сохраняют очень значительную способность мобилизовать международные ресурсы, по крайней мере, на данный момент. Точно так же высокий уровень государственного долга может ограничивать способность правительства увеличивать расходы на оборону. Государственный долг США высок, хотя, судя по уровню процентных ставок в США, пока это не является препятствием.

Тем не менее, чем дольше длится геополитическая конкуренция и чем больше становится потребность в дополнительных ресурсах, тем более строгими в относительном выражении окажутся экономические и финансовые ограничения даже для Соединенных Штатов. Как крупный международный кредитор Китай находится в более удобном положении, по крайней мере, в мирное время. Государственный долг Китая также ниже, чем у Америки (хотя данные о долге не являются строго сопоставимыми). Что наиболее важно, значительно более высокие темпы роста Китая позволят ему наращивать ресурсы, выделяемые на конкуренцию, быстрее, чем США.

С другой стороны, более высокие непроизводительные (в экономическом смысле) расходы на оборону означают истощение будущего производственно-экономического потенциала страны. Преобразование сбережений в непродуктивные военные «инвестиции» (фактически: государственное потребление) ограничивает способность страны инвестировать и расти, потенциально приводя ее к экономическому застою и финансовому краху. СССР, например, был вынужден направить большую часть своего экономического производства на нужды обороны, тем самым ограничив внутреннее потребление и инвестиции. Этот компромисс «оружие против масла» оказался неустойчивым как с экономической, так и с политической точки зрения. В этом отношении Китай имеет гораздо большую свободу действий, чем Соединенные Штаты, учитывая его чрезвычайно высокий уровень внутренних сбережений, меньшие ресурсы, выделяемые на оборону (в процентах от ВВП), и более быстрый экономический рост. С чисто экономической точки зрения перед Соединенными Штатами и их союзниками стоит задача.

Изображение

И последнее, но не менее важное: США и их союзники по-прежнему значительно превосходят Китай и Россию по расходам. Конечно, у Вашингтона есть глобальные обязательства по сравнению с тем, что Китай и Россия более ориентированы на регион. Тем не менее, с точки зрения ресурсов, альянсы, возглавляемые США, на данный момент более чем конкурентоспособны. Но к середине века «баланс ресурсов» и, следовательно, потенциально баланс сил коренным образом изменится. Если не будет продолжительного экономического кризиса, Китай станет серьезной проблемой, учитывая его быстрорастущую ресурсную базу. И это даже без учета того, что расходы Китая на оборону, измеряемые в процентах от ВВП, составляют лишь около половины расходов США (1,7% против 3,2% ВВП).

Чисто ресурсный подход имеет свои ограничения. Валовой внутренний продукт, доход на душу населения, уровень долга, уровень сбережений и потребления являются несовершенными, если они являются полезными показателями способности страны участвовать в конкуренции. Как и военные расходы. Уровень расходов, безусловно, имеет значение, но не менее важна и его эффективность («отдача за свои деньги»). Для успешного участия в соревнованиях по безопасности требуются не только ресурсы; это требует правильной политики с точки зрения инвестиций в военные технологии, создания соответствующих оперативных возможностей, готовности, обучения и так далее. В альянсах эффективность распределения ресурсов также требует координации, чтобы избежать дублирования. А в стратегическом контексте это требует расходования ресурсов на возможности, которые эффективны для противодействия возможностям противника или использования его слабостей. Готовность и способность преобразовать имеющиеся экономические ресурсы в эффективную геополитическую власть являются наименее поддающимися количественной оценке переменными при оценке относительной долгосрочной конкурентоспособности страны. На этом жюри отсутствует.

Изображение

Неэкономические параметры конкуренции в пользу альянсов, возглавляемых США

Размер экономики и военные расходы имеют значение. Как и эффективность военных расходов. То же самое можно сказать и о других факторах, которые, вероятно, позволят Америке и ее союзникам оставаться геополитически конкурентоспособными в Восточной Азии и за ее пределами, несмотря на растущую нехватку ресурсов.

География предпочитает Америку Китаю

География имеет значение. Соединенные Штаты доминируют на Североамериканском континенте, противостоя экономически и демографически гораздо менее сильным государствам на севере и юге, с которыми у них дружеские отношения. Военно-морской флот США доминирует на океанских подходах в Атлантике и Тихом океане. Это позволяет Вашингтону сосредоточить свои расходы на оборону на военно-морских и военно-воздушных силах, ограничить расходы на оборону страны, требующую больших людских ресурсов, и перебросить свои вооруженные силы в Азию, несмотря на свои глобальные обязательства. Он также может сосредоточить свою военную мощь на геостратегических узких местах Китая. Для сравнения, Европа географически гораздо более уязвима, учитывая относительную близость России и отсутствие так называемой «останавливающей силы воды»9.0003

Китай и Россия также находятся в менее благоприятном географическом положении. Китай окружен многими странами, некоторые из которых являются значительными в экономическом и демографическом отношении. У некоторых также есть ядерное оружие. Китай также сталкивается с цепочками островов, контролируемых Соединенными Штатами и их союзниками, которые подвергают Китай риску быть отрезанным от доступа к морю и важнейших импортных товаров, включая энергию и продукты питания. Наконец, у Китая есть территориальные или морские споры со многими соседними странами, что затрудняет для Пекина расширение своего влияния и приобретение друзей и союзников. Россия находится в еще худшем положении: к западу от нее (Европа) ей противостоит мощный военный альянс, имеющий гораздо большую экономическую базу. Южнее ему приходится бороться с геополитической нестабильностью (Кавказ и Ближний Восток). На востоке он сталкивается с растущим Китаем, а также с экономически могущественными союзниками США, такими как Япония и Южная Корея.

Америка также выигрывает от региональных союзников

Альянсы имеют значение. Они позволяют Соединенным Штатам использовать более широкую ресурсную базу для участия в конкуренции. Девять из пятнадцати крупнейших экономик мира (по паритету покупательной способности) являются союзниками США по договору. Совокупные экономические ресурсы НАТО в несколько раз превышают ресурсы России. Различные союзы США в Азии в настоящее время также опережают Китай в экономическом плане — и это без учета «дружественных» стран, таких как Индия и Тайвань. Со временем Индия или Вьетнам могут присоединиться или, по крайней мере, тесно координировать свои действия с союзами США в Азии, тем самым пополнив базу ресурсов, если они станут достаточно бояться все более могущественного Китая, бросившего вызов статус-кво. Поддержание сплоченности альянса может снизить эффективность и действенность мобилизации ресурсов. Но это увеличивает совокупную экономическую мощь. На ум приходит шутка Черчилля о том, что хуже войны с союзниками может быть только война без них.

У Китая есть только один формальный союзник по договору — обедневшая, но обладающая ядерным оружием Северная Корея. Его стратегия экономического взаимодействия, основанная на инициативе «Один пояс, один путь», позволила ему завоевать большее влияние. Некоторые небольшие страны, например, предоставили Китаю разрешение на создание военно-морских баз. Но даже если страны-получатели стали более чувствительными к интересам Китая, экономическое партнерство еще не переросло в формальные союзы. Тем временем Россия восстановила тесные отношения с несколькими бывшими советскими республиками. Хотя это помогает укрепить позиции России в ее «ближнем зарубежье», это практически ничего не делает для укрепления ее общей силы альянса. Помимо России, в Организацию Договора о коллективной безопасности входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, совокупный ВВП которых меньше, чем у Нидерландов.

Вашингтон и его союзники лидируют в области технологий

Технологии имеют значение. Технологическое лидерство может обеспечить стране решающее военное преимущество (вспомните ядерную бомбу США) и помогает поддержать ее долгосрочную траекторию экономического роста. Это может быть особенно верно в случае современных новых технологий. С риском чрезмерного упрощения Соединенные Штаты и, в меньшей степени, Европа продолжают лидировать в области передовых исследований. Китаю и России фактически приходится конкурировать с объединенным технологическим потенциалом практически всех развитых экономик мира: Северной Америки, Европы и Восточной Азии, включая Австралию и Новую Зеландию.

Изображение

Китай, поддерживаемый обширными государственными ресурсами, догоняет, но остается позади. У России хороший опыт превращения технологических достижений в военную мощь, но она находится в невыгодном положении из-за гораздо более узкой технологической базы, а недавние санкции только усугубят ситуацию. В краткосрочной перспективе технологическое разъединение еще больше ограничит способность Китая и России конкурировать, даже если в более долгосрочной перспективе это заставит их более активно заниматься собственными инновациями.

Экономический размер может быть не всем, но он имеет значение. Экономические тенденции говорят о том, что возглавляемые США альянсы имеют хорошие возможности для конкуренции с ревизионистскими державами. В то время как экономический подъем Китая в конечном итоге превысит совокупный размер азиатских альянсов Америки, стране по-прежнему будут мешать более низкий доход на душу населения, менее благоприятное географическое положение и технологический разрыв по сравнению с Соединенными Штатами и их союзники. Тем не менее, дифференциальный экономический рост не оставит Соединенным Штатам иного выбора, кроме как переместить ресурсы в Азию. Это также усилит давление США на своих европейских партнеров по НАТО и особенно на Германию, чтобы они взяли на себя большую часть оборонного бремени. И это может даже привести к увеличению требований Америки к Европе, чтобы помочь Соединенным Штатам защитить статус-кво в Азии.

Германия может позволить себе активизироваться

Для решения ревизионистского вызова Соединенным Штатам и их союзникам потребуется мобилизовать больше ресурсов. По своему ВВП европейские страны НАТО намного опережают Россию. Но с точки зрения расходов на оборону сравнение менее благоприятное. Поскольку Вашингтон направляет все больше ресурсов и внимания на Азию, Европе необходимо активизироваться. Среди всех европейских стран Германия лучше всего подходит для этого в относительном и абсолютном выражении.

Во-первых, Германия является вторым по величине международным кредитором в мире после Японии. Во-вторых, государственный долг относительно невелик, так называемый структурный бюджетный дефицит невелик, а стоимость государственного долга низка. (До COVID-19 в Германии был структурный профицит бюджета.) Даже если к существующему долгу добавить скрытые обязательства, долг составляет менее 150 процентов ВВП, что намного меньше, чем у европейских стран. В-третьих, как низкие процентные ставки (на данный момент), так и большой профицит счета текущих операций свидетельствуют об «избыточных» сбережениях. Это дает возможность экономически эффективным способом преобразовать «избыточные» сбережения в увеличение военных расходов. Германия также имеет самую крупную и самую передовую промышленную и технологическую базу в Европе, а ее доход на душу населения выше, чем у ее основных европейских союзников. Ее долгосрочные перспективы экономического роста сопоставимы с перспективами ее европейских партнеров.

Изображение

У Европы есть ресурсы, чтобы конкурировать с Россией, нужно только их мобилизовать. Германия в этом контексте может быть названа незаменимой державой благодаря своим демографическим размерам, экономическому весу и богатству, финансовым ресурсам и технологической и промышленной базе. В экономическом и финансовом плане Германия имеет хорошие возможности для того, чтобы тратить на оборону больше, чем большинство ее европейских союзников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *