Monarch Airlines как «ВИМ-Авиа»: авиакомпаниям сложно выжить осенью
Жертвами краха авиакомпании Monarch Airlines рискует стать почти миллион пассажиров. Британским властям предстоит «самая масштабная операция, предпринятая в мирное время» -— им предстоит вернуть на родину более 100 тыс. человек. Это уже вторая разорившаяся авиакомпания этой осенью на европейском авиарынке после российской «ВИМ-Авиа».
Британский авиаперевозчик Monarch Airlines заявил о неплатежеспособности. Со 2 октября свою деятельность прекращают входящие в группу компании Monarch Holidays, First Aviation, Avro и Somewhere2stay. Рейсы всех этих компаний отменены.
Сайт Monarch Airlines полностью перешел под Управление гражданской авиации Великобритании (The Civil Aviation Authority, CAA). На нем размещена информация для клиентов авиакомпании: какими альтернативными рейсами можно воспользоваться, чтобы вернуться из отпуска, как можно сдать или поменять билеты перевозчика, куда обращаться за страховыми выплатами.
Как отмечает The Guardian, от приостановки полетов авиакомпании пострадали 110 тысяч пассажиров, которые с билетами Monarch Airlines находились за пределами Великобритании.
Правительство страны попросило CAA зафрахтовать порядка 30 самолетов и принять меры, чтобы вернуть туристов домой.
Министр транспорта Соединенного Королевства Крис Грейлинг уже назвал процесс возвращения пострадавших клиентов Monarch Airlines самой масштабной в истории страны операцией, предпринятой в мирное время.
Кроме того, еще около 300 тысяч ранее оформленных броней на авиабилеты были аннулированы. При этом получить компенсацию за них клиенты проблемного перевозчика могут только в том случае, если их транспортные документы были застрахованы. Учитывая, что многие брони включают в себя посадочные места сразу для нескольких человек, количество «жертв» Monarch Airlines может быть гораздо больше.
По подсчетам телеканала Sky News, остановка британского перевозчика в той или иной степени затронет 860 тыс. человек.
Внешним управляющим назначена KPMG, представители которой заявили, что большинство клиентов Monarch должны получить денежную компенсацию.
Monarсh Airlines — пятая по величине авиакомпания Великобритании, была основана в 1968 году и выполняла рейсы в 40 городов, преимущественно в Испанию. Авиакомпания позиционировалась как бюджетный перевозчик и помимо авиабилетов также занималась продажей комплексных туров.
Проблемы у Monarсh Airlines, 90% которой принадлежит фонду ТОО Greybull Capital, начались давно.
В 2014 году Greybull вложила в Monarch 125 млн фунтов стерлингов ($167 млн) и попыталась перестроить модель компании, превратив ее из чартерного перевозчика в авиадискаунтера. В конце прошлого года из-за отсутствия средств Monarсh Airlines оказалась на грани банкротства. Тогда Greybull вновь пришел на помощь своей авиакомпании, направив ей 165 миллионов фунтов ($220 млн).
«Очень жаль», что три года преобразований и серьезных вложений не увенчались успехом, заявил фонд Greybull в понедельник.
По словам главного исполнительного директора Monarch Эндрю Свайфилда, авиаперевозчик стал жертвой «внешних влияний». После того, как ряд террористических атак вынудил авиакомпании сократить полеты в Египет, Тунис и Турцию, за оставшиеся популярные маршруты открылась серьезная битва, в которой Monarch проиграл.
Некоторые аналитики называют в числе проблем, с которыми пришлось столкнуться авиаперевозчику, падение курса фунта стерлингов после референдума о Brexit в июне 2016 года и, как следствие, рост расходов на топливо, которые оцениваются в долларах.
Monarсh Airlines стала третьей авиакомпанией в ЕС, признанной несостоятельной за последние полгода.
Ранее о своей неспособности финансировать полеты заявили Alitalia и Air Berlin. Причиной проблем всех трех перевозчиков Bloomberg назвал избыток мощностей, вызванный низкой ценой на нефть, что вынуждало перевозчиков в борьбе за долю рынка серьезно снижать тарифы.
По времени крах британского авиаперевозчика совпал с кризисом российской авиакомпании «ВИМ-Авиа».
К спасению нескольких десятков тысяч клиентов авиаперевозчика подключилось правительство РФ и другие российские авиакомпании.
То, что кризис у двух перевозчиков наступил примерно в одно и то же время – осенью – вполне объяснимо: обычно в это время продажи падают, а перевозки остаются еще на высоком уровне, отмечает ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. В остальном – ситуации разные и сходства здесь искать не стоит.
Впрочем, проблемы Monarсh Airlines открывают возможности для других британских операторов расширить свои маршрутные сети. Аналитик Cantor Research Роб Бай отмечает, что данная ситуация является «еще одним шагом в сторону консолидации европейского рынка коротких перевозок». По его мнению, интерес к активам Monarсh Airlines может проявлять компания EasyJet. Сама EasyJet, как отмечает Bloomberg, отказалась от комментариев.
Sky News отмечает, что интерес к взлетно-посадочным местам, флотам и экипажу Monarch проявляет также International Consolidated Airlines (в нее входит British Airways).
А вот к российской «ВИМ-Авиа» интереса пока особо никто не высказывает. Хотя российский вице-премьер Аркадий Дворкович утверждает, что есть некие инвесторы, готовые купить «ВИМ-Авиа» вместе с долгами. Ни одна из российских авиакомпаний не подтвердила наличие хоть какого-то интереса к самолетам, маршрутам и прочим активам перевозчика.
Это бесславный конец: крупнейшая авиакомпания полностью закрылась
В четверг вечером свой последний рейс перед окончательным закрытием после банкротства совершила итальянская авиакомпания Alitalia: после более чем семидесяти лет работы и почти тринадцати лет попыток вырваться из финансового кризиса итальянских нацперевозчик закрылся окончательно. Разорившуюся авиакомпанию должен заменить другой перевозчик ITA (Italia Trasporto Aereo), который пока ведет переговоры о покупке бренда Alitalia.
Как сообщает The Local, последний состоявшийся рейс был в Рим из Кальяри на Сицилии, приземлившийся в столице Италии около 23:00. «Дамы и господа, прежде всего, я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы сопровождали нас все эти 74 года. Сегодня наш последний рейс Alitalia, и от всего сердца благодарим вас за то, что вы летели с нами и оказали нам доверие», — таким заявлением напутствовали бортпроводники пассажиров.
Напомним, авиакомпания, тогда называвшаяся Aerolinee Italiane Internazionali, была основана еще в 1946 году. С послевоенного бума до конца 1970-х, перевозчик, получивший название Alitalia (сочетание слов «Италия» и «крылья») процветал и расширялся, так она стала первой авиакомпанией, чей парк полностью стал состоять из реактивных самолётов. В кризис нацперевозчик «влетел» в 90-х годах, когда экономика Италии вступила в период упадка. В итоге в 2008 году авиакомпании пришлось подавать заявление о защите от банкротства, она была приватизирована и перезапущена. Это помогло перевозчику продержаться еще несколько лет, однако ее финансовому состоянию это не помогло – и в итоге в 2017 году стартовала процедура банкротства.
Последнюю попытку спасти нацперевозчика «обнулили» регулирующие органы Евросоюза. В 2020 году итальянское правительство объявило, что намерено вложить в авиакомпанию средства в размере 3 миллиардов евро, но регулирующие органы Европейской комиссии выразили обеспокоенность по поводу законности этого предложения. В итоге сошлись на компромиссе – в июле была достигнута договорённость о закрытии Alitalia и создании новой, отдельной авиакомпании – ITA. Отметим, что в ней будет работать 2800 человек по сравнению с 11000 сотрудников Alitalia. Подробности читайте в материале «Вот и всё: вместо Alitalia в Италии запускают новую национальную авиакомпанию».
При этом название Alitalia пока «выставлено на продажу»: по условиям сделки итальянского правительства с Комиссией ЕС, бренд был выставлен на аукцион, при этом члены комиссии установили базовую цену в 290 миллионов евро.
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Зуд и вонючий запах: врачи назвали ошибки обращения с нижним бельем, приводящие к воспалению половых органов».
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News
GoFirst последние авиакомпании, обанкротившиеся: вот список авиаперевозчиков, которые обанкротились в прошлом
В Индии есть длинный список авиакомпаний, в основном бюджетных, которые обанкротились в прошлом. За последние два десятилетия в Индии закрылось более 15 авиакомпаний. Среди них крупные и популярные, такие как Indian Airlines, Jet Airways и Kingfisher Airlines, и бюджетные перевозчики, такие как Air Carnival и Air Pegasus. GoFirst, принадлежащая Wadia Group, стала последним индийским авиаперевозчиком, обанкротившимся.
Во вторник Go Airlines (India) Limited или Go First заявили, что были «вынуждены» обратиться в Юридический трибунал национальных компаний в Дели за разрешением и защитой в соответствии с разделом 10 IBC из-за постоянно растущего банкротства Pratt and Whitney. двигатели, которые питают его флот.
Вот список других авиакомпаний, которые обанкротились до GoFirst из-за самых разных проблем, от высоких эксплуатационных расходов, конкуренции со стороны других авиакомпаний до финансовых проблем.
1. Иди первым
Бюджетная авиакомпания Go First 2 мая объявила о банкротстве и приостановила полеты на следующие три дня — 3, 4 и 5 мая — из-за растущих убытков. Он объяснил свое банкротство задержками с поставкой двигателей Pratt and Whitney, что привело к остановке половины парка самолетов.
2. Air Sahara
Air Sahara, принадлежавшая бизнесмену Субрате Рою из Sahara Parivar, была одной из быстрорастущих авиакомпаний с более дешевыми билетами и широкими стыковками на внутренних и международных маршрутах. Авиакомпания была основана в 1991. Его первый полет был запущен в 1993 году. Он начал полеты, используя парк из двух самолетов 737-200, и пополнил свой парк самолетами Bombardier CRJ. В 2006 году Jet Airways приобрела все активы Air Sahara за 545 миллионов долларов.
Смотрите также: Go First рейсы отменены: как получить полный возврат средств; узнайте, можете ли вы перенести или перенести билеты
3. Jet Airways
Компания Jet Airways, расположенная в Мумбаи, была второй по величине авиакомпанией в стране с долей рынка 17,8% в пиковые годы. Старейшая частная авиакомпания страны прекратила свою деятельность в апреле 2019 года.после серьезной конкуренции с новыми бюджетными перевозчиками, такими как SpiceJet и IndiGo.
После этого компания Jet Airways начала процедуру банкротства, и консорциум Jalan Kalrock (JKC) стал победителем торгов. Но процесс передачи права собственности уже давно сталкивается с блокировками.
В заявлении на прошлой неделе JKC сообщил, что назначенный генеральный директор Санджив Капур уволился из обанкротившейся авиакомпании с 1 мая по истечении срока его уведомления.
4. Кингфишер Эйрлайнз
Авиакомпания Kingfisher Airlines, основанная беглым бизнесменом доктором Виджаем Малья 20 лет назад, начала свою деятельность в 2005 году и заняла значительную долю рынка. Он начал свою деятельность на свежем 174-местном самолете А320. На пике своего развития компания владела 24 A320, восемью A321 и 27 региональными подразделениями ATR 72.
Но авиакомпании с момента своего основания сообщали о больших убытках, что привело к огромным долгам Маллья. В 2007 г. она приобрела базирующуюся в Бангалоре компанию Air Deccan, что еще больше усложнило ее выживание и привело к ее закрытию в 2012 г.
5. Paramount Airways
Компания Paramount Airways, базирующаяся в Ченнаи, начала свою деятельность в 2005 году как авиакомпания, обслуживающая деловых путешественников, и сосредоточилась на маршрутах Южной и Восточной Индии. Это была первая авиакомпания в Индии, выпустившая самолет семейства Embraer 170/190 нового поколения. Компания закрыла свою деятельность в 2010 году, всего через пять лет после запуска, из-за растущих долгов, из-за которых она потеряла свой флот.
Читайте также: «Сотрудники больше всего пострадали, когда авиакомпания закрылась»: неопределенность охватила 5000 сотрудников Go First, поскольку компания объявила о банкротстве
6. Vayudoot Airlines
Основанная в 1981 году, авиакомпания была совместным предприятием государственных Indian Airlines и Air India. Базируясь в аэропорту Дели Сафдарджунг, авиакомпании стремились захватить северо-восточные маршруты Индии.
В 1993 году ее активы были объединены с Indian Airlines. В 1997 году его полеты были переданы Alliance Air, дочерней компании Indian Airlines. Персонал был поглощен Air India и Indian Airlines.
7. Индийские авиалинии
Компания Indian Airlines, базирующаяся в Дели, была частью Air India Limited, которая в основном занималась внутренними рейсами и несколькими международными рейсами. Это было подразделение Air India Limited после слияния восьми внутренних авиакомпаний до обретения независимости. В 2005 году в рекламных целях он был переименован в Indian. В 2007 году Центр объединил Indian с Air India Limited в качестве своей дочерней компании. В рамках процесса слияния Центр сформировал Национальную авиационную компанию Индии с ограниченной ответственностью, которая позже была переименована в Air India Limited. Все эти дочерние компании теперь являются частью Air India, в настоящее время контролируемой Tata Sons.
8. Air Pegasus
Базирующаяся в Бангалоре компания Air Pegasus начала свою деятельность в апреле 2015 года. Это была дочерняя компания компании Decor Aviation, занимающейся наземным обслуживанием самолетов. Но это было недолгое чудо. Он приостановил свою деятельность в июле 2016 года из-за растущей финансовой задолженности и технических проблем. Авиакомпания имела флот из трех человек и обслуживала восемь внутренних направлений.
9. Air Mantra
Air Mantra была основана в 2011 году компанией Religare Group, которая хотела захватить маршруты на севере Индии. Все началось с приобретения самолетов ATR 72 и Bombardier Q400. Но восемь месяцев спустя, в 2013 году, все полеты были приостановлены компанией из-за плохого бронирования. Впоследствии компания была ликвидирована.
10. Air Carnival
Рекламируемая Coimbatore Marine College (CMC) Group, Air Carnival была индийской региональной авиакомпанией, запущенной в 2013 году и специализирующейся на чартерных рейсах. Он начал свои пассажирские перевозки в 2016 году. Он закрыл свою деятельность в 2017 году после того, как его сотрудники объявили забастовку из-за невыплаты взносов и заработной платы.
Также читайте: Центральный банк Индии, Банк Барода, Банк IDBI: кто основные кредиторы, чтобы идти первым?
11. Air Deccan
В августе 2003 года капитан Гопинат основал Air Deccan с парком из шести турбовинтовых самолетов ATR. Первый рейс перевозчика совершил между Хайдарабадом и Виджаявадой. Air Deccan была первым крупным индийским перевозчиком, который действительно соединил города Индии уровня 1 и 2 и предложил недорогие билеты.
Но с появлением других бюджетных авиакомпаний и высокими ценами на топливо рыночная доля Air Deccan начала падать. В 2008 году перевозчик был переименован в Simplifly Deccan, а затем приобретен Kingfisher Airlines.
В 2017 году капитан Гопинат выкупил права на название Air Deccan и начал работу в качестве регионального оператора в западной Индии. У него есть 34 маршрута в рамках правительственной схемы UDAN, которая способствует региональному соединению в стране. Но после блокировки Covid авиакомпания прекратила свою деятельность на неопределенный срок.
12. MDLR Airlines
Авиакомпания начала свою деятельность в 2007 году и контролируется группой Murli Dhar Lakh Ram (MDLR). Он попробовал модель с полным спектром услуг, обещая своим пассажирам «чистую вегетарианскую пищу», но пропустил арендные платежи за свои самолеты. Она закрыла свою деятельность в 2009 году.
13. East West Airlines
East West Airlines начала свою деятельность в 1992 году и стала одной из первых частных компаний, получивших разрешение эксплуатанта (AOP) от Центра. Со штаб-квартирой в Тривандраме это была первая частная авиакомпания национального уровня в Индии, работающая почти 37 лет назад. Он закрыл свою деятельность в 1996 из-за просроченной задолженности.
14. ModiLuft
Базирующаяся в Дели компания ModiLuft была основана в апреле 1993 года индийским промышленником С. К. Моди, который стремился управлять авиалиниями, объединившись с иностранными перевозчиками. Он связался с немецкой авиакомпанией Lufthansa. Немецкая авиакомпания предоставила пилотов и обучила индийский персонал ModiLuft, включая пилотов, бортпроводников, механиков и наземный персонал по обслуживанию пассажиров. Lufthansa Technik обеспечила техническое обслуживание, капитальный ремонт и поддержку запасных частей.
Все закончилось на 1996, когда ModiLuft заявила, что Lufthansa не выполняет свои обязательства по финансированию. Lufthansa заявила, что ModiLuft не выполнила свои обязательства по арендным платежам, и прекратила сотрудничество.
15. Kalinga Airlines
Основанная пилотом и политиком Биджу Патнаиком, Kalinga Airlines была одной из первых частных авиакомпаний в Индии. Он был основан в 1947 году и базировался в Калькутте. В 1953 году Kalinga была национализирована вместе с другими перевозчиками. В 1957 году он в конечном итоге объединился с Indian Airlines и возобновил работу в качестве нерегулярного чартерного оператора.
Читайте также: Акции IndiGo, SpiceJet и Jet Airways подскочили до 8% после того, как Go First объявила о неплатежеспособности
Список несуществующих авиакомпаний не исчерпывающий. В списке их много, включая Air Costa, Air India Cargo, Air Odisha, Air Services of India, Ambica Airlines, Archana Airways, Aryan Cargo Express, Chhattisgarh Air Link, Crescent Air Cargo, Damania Airways, Darbhanga Aviation, Deccan 360, Elbee Airlines, Fly Hornbill, FLYeasy, Gujarat Airways, Himalayan Aviation, Hinduja Cargo Services, Indian National Airways, Indus Air, Jagson Airlines, Jamair, JetLite, Kairali Airlines, Kerala Seaplane, Mistri Airways, NEPC Airlines, Pushpaka Aviation, Transportes Aereos da Индия Португальская и другие.
Читайте также: JKC «по-прежнему полностью привержена возрождению Jet Airways» в качестве назначенного генерального директора Санджива Капура уходит
Индийская компания Go First рекламирует владельца, поддержку правительства после подачи заявления о банкротстве
[1/2] Женщина разговаривает с персоналом в кассе Go First в международном аэропорту имени Чатрапати Шиваджи в Мумбаи, Индия, 3 мая 2023 г. 0102
Третья по величине авиакомпания Индии, недавно переименованная в Go First, объявила о банкротстве во вторник, обвинив Pratt & Whitney в «неисправных» двигателях, которые она использует на своих самолетах Airbus 320 (AIR.PA) neo.
Крах первой индийской авиакомпании после Jet Airways в 2019 году произошел на фоне жесткой конкуренции в этом секторе, возглавляемой ее крупнейшим конкурентом IndiGo и Air India, принадлежащей Tata Group, поскольку пассажиропоток резко восстановился после пандемии.
«Группа Вадиа, в частности Нусли Вадиа, всегда стремилась к тому, чтобы деятельность компании и авиакомпании продолжалась на нормальной основе, несмотря на тот факт, что Pratt & Whitney полностью отключила нас в этом отношении, — сказал генеральный директор Каушик Кона.
«Не может быть и речи о том, чтобы группа Вадиа собиралась выйти или выехать.»
Группа Wadia, которой принадлежит 100% Go First, только в апреле вложила в авиакомпанию 2,90 млрд рупий (35,46 млн долларов), в результате чего общий объем инвестиций группы в Go First достиг 65 млрд рупий.
«Индийское правительство очень хочет, чтобы мы не потерпели неудачу», — сказал Кхона.
Reuters GraphicsВнезапная отмена рейсов после подачи заявления о банкротстве также расстроила путешественников, и Кхона сказал, что авиакомпания не продавала билеты по крайней мере до 15 мая.0003
«Мне пришлось выложить более чем вдвое больше той суммы, которую я первоначально заплатил за билет на другой рейс», — сказал Тимир Ройчаудхури, рекламный директор из Мумбаи, чей рейс Гоа-Мумбай был отменен.
ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЯМИ
В своем заявлении о банкротстве Go First заявила, что ее банкротство последовало за отказом американской компании выполнить арбитражное решение о выдаче запасных арендованных двигателей, что позволило бы ей вернуться к полноценной работе.
Go First утверждала в деле, что двигатели Pratt & Whitney имели «серьезный конструктивный недостаток», который привел к остановке и преждевременному выходу из строя, что привело к посадке на землю 28 самолетов на этой неделе.
Пратт сказал в арбитражном деле, что аргументы Go First основывались на «сфабрикованных обязательствах».
Производитель двигателей, принадлежащий Raytheon (RTX.N), также спросил, почему Go First купила еще 156 двигателей в 2019 году, через три года после того, как начала их эксплуатировать, если они были неисправны с самого начала.
Пратт сказал, что Go First не может доказать, что это была «единственная или исключительная причина — или вообще какая-либо причина — ее плохого финансового положения».
Двигатель Pratt столкнулся с проблемами долговечности в жарком и пыльном климате, включая Индию, что требует более частого обслуживания. Пробелы в доступности усугубляются нехваткой ремонтных мощностей.
В 2019 году IndiGo отказалась от Pratt в качестве поставщика и разместила заказ на 20 миллиардов долларов на двигатели LEAP CFM International для расширения своего парка после того, как несколько самолетов приземлились.
ВОССТАНОВИТЬ, А НЕ ПРОДАТЬ
Процедура банкротства была направлена на возрождение авиакомпании, а не на ее продажу, сказал генеральный директор Кхона, подтвердив, что все необходимые платежи Пратту были произведены.
Рыночная доля Go First в Индии упала до 7% в октябре 2022 года, а еженедельные отправления упали к марту на 39% по сравнению с уровнем 2021 года.
В среду генеральный директор авиакомпании заявил, что пытается отговорить арендодателей от принятия мер, и подтвердил, что некоторые стороны выразили заинтересованность в приобретении доли в авиакомпании.