Профессиональные компетенции и опыт студентов: формирование, развитие и оценка
Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.
Профессиональные и общие компетенции студента
Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:
- общие компетенции студентов;
- профессиональные компетенции студента;
- социальные компетенции студентов;
- универсальные компетенции студента.
Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.
Формирование общих компетенций студентов
Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.
Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.
Формирование профессиональных компетенций студентов
К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.
Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т. д.
Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личностиДругие компетенции, сформированные студентом
Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.
Развитие социокультурной компетенции у студентов
Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.
Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.
Исследовательская компетенция студентов
Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.
Предпринимательские компетенции студентов
Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.
Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т. д.
Личностные компетенции студентов
Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.
Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя
Рассмотрим то, что называют профессиональными навыками − умения педагога, которые крайне важны в образовательном процессе, но не связаны с методологией преподавания.
1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения
Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с учениками. И учитель должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а учитель слушал, относился к ученику с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.
У некоторых педагогов это умение врожденное или воспитано в семье. Другим его придется в себе развивать. Но главное – если есть желание, всему можно научиться.
Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также семинарам и факультативам.
- Практическая психология
- Социальная психология
- Прикладная психодиагностика. Технология применения психодиагностических методик
- Дефектология
- Логопедия
- Олигофренопедагогика
- Организация службы лекотеки
- Детская и семейная психология
- Психодиагностика в сфере образования и воспитания
- Работа педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты
- Современные методы психодиагностики
- Правовая основа медиации в социальной и образовательной сфере
- Развитие системы тьюторского сопровождения в образовательном учреждении
Посмотреть полный список программ здесь
2.
Умение организовать урок так, чтобы весь класс был вовлечен в учебный процессУчитель должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет школа: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это. Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование. Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.
Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно учиться, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит урок или организовывает внеклассное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.
3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для урока
Важнейшая задача педагога – определить для работы со своим классом правильные стратегию и тактику. Учитель должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от его способностей, мог разобраться в теме урока. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, — навык хорошего учителя.
Кроме материалов по предмету, педагог определяет, какую стратегию он будет использовать в процессе урока: игровые технологии, выезд на природу, эксперименты, изучение художественного произведения, а после – просмотр спектакля по его сюжету в театре и т. п. Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его ученики воспринимают лучше. Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.
ИНТехнО идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом! Посмотреть список программ здесь.
4. Навык применения формирующей оценки
Оценка должна точно измерять, что школьники уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Например, в течение нескольких уроков дети изучали тему, для закрепления учитель провел контрольную работу. Выставив оценки, педагог понял, что часть материалов по теме усвоена хорошо, часть – слабо, а что-то не усвоено совсем. Учитель все анализирует и далее планирует уроки с учетом полученных результатов, даже если класс приступил к изучению нового раздела.
Хороший учитель поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.
5. Умение чувствовать атмосферу в классе
Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Это не значит, что нужно следить за их страницами в социальных сетях или организовывать собрания и задавать ученикам вопросы. Учитель, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с учениками, применяя знания из области психологии (не лишним будет вспомнить, чему учили в педагогическом институте), но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.
Если знаний не хватает, учитель всегда может обратиться за советом к школьному психологу. Постепенно педагог научится обходиться без помощи коллег.
6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с учениками, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ученика. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми в классе, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.
Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.
Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с другими учителями и сотрудниками школы: посещать уроки коллег, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных уроках, подбирать стратегии и учебные материалы с учетом общего плана. Взаимопомощь очень важна.
Продолжается набор в дополнительные группы в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.
7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
Профессионал отличается от дилетанта в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид.
Обычно в школе действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает.
Речь учителя должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт со школьниками. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют ученики, спасает чувство юмора.
8. Постоянное стремление совершенствоваться
Учитель должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает. Кроме того, если учитель не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится. Да и если учитель не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой в помощь педагогам и школьникам предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроки русской словесности, уроки для дошкольников, уроки по иностранным языкам.
Подводим итоги
Очень важно обладать необходимыми для преподавания компетенциями. Но все-таки главное, чтобы учитель помнил, зачем он пришел в профессию. Если он просто не знал, куда поступить, и подал документы в педагогический вуз, он вряд ли станет хорошим педагогом. Если же учитель увлечен идеей стать настоящим наставником детям и подросткам и стремится стать профессионалом своего дела, то все в его руках.
© Источник: activityedu.ru
Основные компетенции
РАЗВЛЕКАЙТЕ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ТИГР!!
Clemson поддерживает ваши инновации
Образ мышления — Клемсон хочет помочь вам в достижении ваших образовательных и профессиональных целей. Чтобы добиться успеха в жизни после Клемсона, вам нужно будет совершенствовать уже имеющиеся навыки, развивать навыки, которых у вас нет, и применять их в различных условиях. Этот инструмент поможет вам определить, как — ВЫПУСТИ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ТИГР
Почему — Работодатели и аспиранты / профессиональные учебные заведения хотят, чтобы вы продемонстрировали знания, навыки и отношение (также известное как компетентность), необходимые для успеха в их соответствующей среде.
Кто — Вы играете ключевую роль, но Клемсон предоставит возможности для развития навыков, необходимых для вашего успеха.
См. — Узнайте, что значит быть компетентным в Clemson! Нажмите здесь, чтобы посмотреть видео о компетенциях, созданное студентами своими словами!
Помолвка | ||
---|---|---|
Помолвка | Связь | Участие в диалоге, ведущем к продуктивным результатам и точкам соприкосновения путем эффективного самовыражения перед людьми внутри и за пределами своей отрасли или области знаний. |
. | . | |
Сотрудничество | Развивать подлинные и взаимовыгодные отношения, ценя каждого и беря на себя ответственность за свою роль в команде. | |
. | . | |
Руководство | Способность признавать, уважать, развивать и извлекать выгоду из уникальных сильных сторон людей из всех слоев общества и быть активным членом группы, которая достигает общего видения. |
Инновации | ||
---|---|---|
Инновации | Адаптивность | Взять на себя инициативу по дальнейшему совершенствованию своих навыков и проявлять творческий подход, используя способы мышления или подходы, которые допускают действия, размышления, неудачи и устойчивость в постоянно меняющемся мире. |
. | . | |
Аналитические навыки | Использование возможности для организационного улучшения, которое побуждает к критическому мышлению и решению проблем путем получения, обработки и синтеза информации. | |
. | . | |
Технология | Использование существующего и новейшего программного обеспечения и инструментов для решения общих и отраслевых задач. |
Профессионализм | ||
---|---|---|
Профессионализм | Самосознание | Понимание своих сильных сторон, ограничений, эмоций и предубеждений в различных ситуациях и формулирование того, как свои интересы, навыки и ценности согласуются с образовательными и профессиональными целями. |
. | . | |
Честность и этика | Делать выбор и последовательно действовать, демонстрируя честность (следуя внутренним принципам, морали и ценностям) и этике (следуя внешним законам, правилам и нормам) в личной и профессиональной обстановке. | |
. | . | |
Торговая марка | Демонстрация постоянного развития положительного впечатления или образа во всех аспектах жизни при поиске обратной связи от других, чтобы обеспечить соответствие предполагаемой и предполагаемой репутации. |
Четыре карьерных компетенции, которые больше всего ценят работодатели
В центре внимания специалистов по трудоустройству
В центре внимания специалистов по найму
Какие компетенции для подготовки к карьере работодатели больше всего ценят в своих новых сотрудниках колледжа? Работодатели, участвовавшие в опросах NACE Job Outlook , постоянно указывали, что критическое мышление/решение проблем, командная работа/сотрудничество, профессионализм/трудовая этика и устное/письменное общение являются важными компетенциями.
Четыре основные компетенции не менялись последние три года. При оценке восьми компетенций готовности к карьере NACE по основным потребностям в опросе Job Outlook 2019 критическое мышление / решение проблем снова возглавляет список. (См. рис. 1.)
Командная работа/сотрудничество, профессионализм/трудовая этика и устное/письменное общение занимают второе-четвертое место, как и в прошлом году. Все четыре высоко оцененные компетенции оцениваются выше «основных».
Однако порядок компетенций, которые оцениваются между «несколько существенными» и «существенными», изменился. В этом году цифровые технологии заняли пятое место среди наиболее важных компетенций, по мнению респондентов, а лидерство — шестое. Это интересно, поскольку опрос Job Outlook 2019 показал, что лидерские качества также были ниже в списке атрибутов этого года, которые работодатели ищут в резюме студента.
Последние две компетенции — управление карьерой и владение глобальными/мультикультурными знаниями — остались в том же порядке, но их средний рейтинг снизился.
В этом году работодатели поставили учащимся несколько более высокие оценки по всем восьми компетенциям
, но все оценки по-прежнему находятся в диапазоне от «довольно хорошо» до «очень хорошо».
и критическом мышлении/решении проблем. (См. рис. 2.)
Данные для опроса Job Outlook 2019 были собраны с 1 августа 2018 г. по 8 октября 2018 г. Всего было возвращено 172 опроса — доля ответивших 18,5%. 9Отчет 0007 Job Outlook 2019 доступен бесплатно для участников через MyNACE. Нечлены могут приобрести отчет в магазине NACE.
Рисунок 1: Работодатели оценивают основные потребности в компетенциях для подготовки к карьере
Компетенции | Средневзвешенный рейтинг* | ||
---|---|---|---|
2019 | 2018 | 2017 | |
Критическое мышление/решение проблем | 4,66 | 4,62 | 4,58 |
Работа в команде/сотрудничество | 4,48 | 4,56 | 4,43 |
Профессионализм/этика труда | 4,41 | 4,46 | 4,56 |
Устные/письменные сообщения | 4,30 | 4,30 | 4,43 |
Цифровая техника | 3,84 | 3,73 | 3,78** |
Руководство | 3,65 | 3,82 | 3,86 |
Управление карьерой | 3,38 | 3,46 | 3,47 |
Свободное владение глобальными/мультикультурными языками | 2,78 | 3. 01 | 2,85 |
Рисунок 2: Работодатели оценивают недавних выпускников по восьми компетенциям готовности к карьере