Почему в россии нет индустрии развлечений: Без хлеба нет зрелищ Индустрия развлечений возвращается в 90-е : Деловой климат: Бизнес: Lenta.ru

В 2019 году объем российской индустрии развлечений достигнет $23,6 млрд

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Digital

20.08.2019 00:01

Поделиться

В 2019 году объем российской индустрии развлечений и медиа достигнет 23,6 миллиарда долларов

Елена Березина

Объем мировой индустрии развлечений до 2023 года будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 4,3 процента и через четыре года достигнет 2,6 триллиона долларов (по итогам 2018 года его объем составил 2,1 триллиона).

Reuters.

Основными трендами развития этого сектора глобальной экономики станут продолжающаяся цифровизация и персонализация продуктов и услуг, активный рост пользовательского потребления контента с мобильных устройств, а также формирование крупных цифровых экосистем в партнерстве с традиционными бизнесами (телеком, банки), обладающими большими абонентскими базами.

По оценке аналитиков, 5G принесет дополнительную прибыль до 3,5 триллиона долларов при использовании в различных индустриях к 2035 году

Дополнительным импульсом для рынка может стать полноценное коммерческое внедрение различных технологий, например, 5G, интернета вещей и анализа больших данных, прогнозирует PwC в своем исследовании «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2019-2023 годы» (есть у «РГ»).

Снижение темпов роста традиционных сегментов медиаиндустрии связано в первую очередь с активным расширением предложения контента в цифровой среде и миграцией аудитории в сторону потребления медийного контента онлайн. Цифровизация вынуждает представителей классических медиа адаптироваться и смещать фокус своей деятельности в онлайн-пространство.

«Выход традиционного сегмента медиа в цифровое пространство характерен и для российского рынка. Отечественные медиакомпании традиционного сегмента формируют стратегии развития, учитывающие в первую очередь инициативы перехода «в цифру». Более того, медиахолдинги осуществляют активное присоединение или формирование собственных цифровых активов», — отмечает директор PwC Григорий Сидоров.

Мир становится все более и более мобильным. Доходы от рекламы в мобильном интернете превысили доходы от рекламы в проводном интернете в 2018 году. Уже сейчас доля мобильного интернет-трафика в общем объеме составляет 76 процентов, а к 2023 году она, согласно прогнозам, увеличится до 83 процентов.

Повсеместное появление сетей 5G, которые смогут обеспечить еще большую скорость подключения к интернету и передачи данных, сопоставимую с фиксированным широкополосным доступом, станет дополнительным драйвером развития мобильного сегмента. Эффект будет ощущаться по всей цепочке создания стоимости в медиаиндустрии в течение следующего десятилетия и коренным образом изменит доступ потребителей к контенту и взаимодействие с ним. Например, это коснется не только кино и сериалов, но и спортивных трансляций, игр и, конечно, дополненной реальности. В равной степени многие телекоммуникационные, технологические и медиакомпании воспользуются промышленным запуском сетей 5G, чтобы пересмотреть свои контентные в широком смысле стратегии развития, отмечают аналитики PwC.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Елена Березина

«Можно провести параллель с появлением 4G, и как этот стандарт в конечном итоге повлиял на нашу повседневную жизнь. Трудно представить, как мы жили без возможности получить любую информацию в любое время, как заказывали такси, еду, смотрели фильмы, и иметь доступ к мобильному банкингу, — отмечает Дмитрий Конарев, ведущий эксперт беспроводных технологий Huawei в России. — Именно появление новых возможностей в передаче данных подстегнуло все индустрии начать использовать это в своей деятельности. Появились смартфоны, а вместе с ними приложения для удобства использования разного рода сервисов. Так и с 5G. Вероятнее всего, мы даже не можем сейчас представить, что смогут создать с помощью него через два-три года. Пока в ближайшей перспективе видится продолжение возможностей стандарта 4G, но с гораздо лучшим качеством (например, видеоуслуги с переходом на VR-возможности — высокие скорости и минимальная задержка в 5G смогут это обеспечить). Тем не менее основной целью стандарта 5G является значительная трансформация различных индустрий. Беспилотный транспорт, интеллектуальная логистика, умное производство, телемедицина, дистанционное образование, сельское хозяйство, водное хозяйство, электрические сети и многое другое. На данный момент мы видим около 70 различных вариантов использования возможностей 5G в разных отраслях. По оценке аналитиков, использование 5G принесет дополнительно прибыль до 3,5 триллиона долларов при использовании в различных индустриях к 2035 году».

Процесс развертывания 5G в мире идет намного быстрее, чем в свое время развертывание 4G. По подсчетам Qualcomm, в течение года с появления первой коммерческой сети 5G более 20 мобильных операторов запустят собственные сети пятого поколения, и примерно такое же количество OEM-производителей выпустит свои 5G-устройства. Для сравнения, за тот же период с начала развертывания 4G свои сети ввело в эксплуатацию всего четыре мобильных оператора, а устройства выпустили только три OEM-производителя.

Из условных минусов стандарта — высокие требования к частотному ресурсу, которого должно быть очень много. «Для реализации полноценных возможностей стандарта на оператора должно в идеале приходиться минимум 100 МГц в низких диапазонах (в диапазоне частот до 6ГГц) и порядка 800 МГц в миллиметровом диапазоне (например, в диапазоне частот 26/28 ГГц). Решение частотного вопроса должно быть приоритетным при начале развертывания сетей пятого поколения», — указывает Дмитрий Конарев.

«Повсеместное проникновение сетей нового поколения позволит обеспечить сверхвысокие скорости передачи данных при существенном увеличении емкости сетей и уменьшении времени задержки. Подобная инфраструктура открывает дополнительные возможности для появления новых моделей использования и получения не только развлекательного, но и делового контента самым широким кругом пользователей. С каждым годом внедрения новых технологий себестоимость бита передаваемой информации в сетях 5G будет снижаться, что позволит обеспечить дальнейшее улучшение качества и персонализацию оказываемых услуг. При своевременной гармонизации спектра и передаче двух критически важных диапазонов операторам — n78 (3.3-3.8 ГГц) для обеспечения широкого покрытия и n257 (26.5-27.5 ГГц) для увеличения емкости в зонах активного использования embb в мегаполисах — Россия ничем не будет отличаться от других стран. Выделение другого диапазона для покрытия — n79 (4.8-4.9 ГГц ) не предполагает широкой поддержки мировой экосистемой производителей инфраструктурного и терминального оборудования, что приведет к очевидному отставанию России от других стран, активно строящих сети в диапазоне n78 с этого года, — считает Юлия Клебанова, вице-президент по развитию Qualcomm Europe. — Диалог о передаче спектра 3.3-3.8 ГГц в России идет давно. В мире уже давно найдены способы решения этой проблемы: например, если какие-то, занятые на сегодня широкие участки n78 используются спорадически, если постоянно используются только узкие полосы — в качестве решения принимаются модели совместного или приоритетного использования, так же как и перенос ряда пользователей в другие диапазоны. Подобного рода решения вполне применимы и в России».

Российская индустрия развлечений и медиа, одна из самых динамично развивающихся в Европе, по итогам 2018 года продолжила рост. Положительное влияние на рынок оказало проведение чемпионата мира по футболу. Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны азиатских и африканских рынков, положение российской медиаиндустрии в мире останется стабильным: в 2023 году ее доля в общем объеме мирового рынка составит 1,1 процента с 14-м местом по размеру.

Общий объем российской индустрии развлечений и медиа в 2018 году составил 21,7 миллиарда долларов, что на 10 процентов больше значения предыдущего года. Согласно прогнозу, по итогам 2019 года объем рынка достигнет 23,6 миллиарда долларов. Ожидается, что до 2023 года среднегодовой темп роста рынка составит 6,4 процента (мировой показатель — 4,3 процента), а общий объем российской медиаиндустрии превысит почти 30,5 миллиарда долларов.

В пятилетней перспективе уровень проникновения мобильного интернета в России достигнет 85 процентов, а доля мобильного трафика в общем объеме потребления контента — 92 процентов. Будет расти и число пользователей, для которых смартфон станет единственным интернет-каналом. Рост объема данных об аудитории и ее предпочтениях, получаемых со все большего числа устройств и датчиков, будет способствовать дальнейшей персонализации продуктов и рекламных предложений.

Данные потребителей уже представляют собой отдельный самостоятельный рынок, а изучение клиентской аудитории становится все более комплексной технологической задачей. Именно конечные потребители всегда являлись драйвером индустрии развлечений и медиа, поэтому игроки рынка будут и дальше стремиться внедрять инновации с прицелом на глубокие и тонкие настройки персонализации.

Доля рекламных доходов всех сегментов составляет примерно треть от общего объема выручки индустрии развлечений и медиа — 7,4 миллиарда долларов. Большую роль в росте выручки сыграло проведение чемпионата мира по футболу. Ожидается, что рекламная выручка медиаиндустрии будет расти в среднем на 5,7 процента в год, в первую очередь благодаря цифровой рекламе, и достигнет к 2023 году почти 9,7 миллиарда долларов.

Крупнейшими по объему сегментами медиаиндустрии останутся рынки телевизионной рекламы, интернет-рекламы и видеоигр. При этом наиболее стремительное развитие в ближайшие пять лет будут демонстрировать инновационные сегменты виртуальной реальности, киберспорта и OTT-сервисов (среднегодовой темп роста — 30,7, 19,8 и 11,5 процента соответственно). Этот рост во многом объясняется «эффектом низкой базы», о чем свидетельствует прогнозный совокупный объем сегментов к 2023 году — 459 миллиона долларов, или 1,6 процента от общего объема индустрии. Тем не менее инвесторы и крупные медиакомпании уже совершают первые шаги, приобретая успешные сервисы и технологии или запуская собственные проекты, подчеркивают аналитики PwC.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Российская газета — Федеральный выпуск: №183(7941)

Поделиться

Интернет

«Индустрия развлечений в целом приняла на себя самый сильный удар» – Газета Коммерсантъ № 221 (7422) от 29.11.2022

С начала военных действий на Украине целый ряд артистов пропали из эфиров российского телевидения и радио, а зарубежные рекламодатели уменьшили или полностью прекратили вложения. Однако, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, во втором квартале радиостанции начали улучшать показатели, у них появились новые рекламодатели. Чем радио замещает выпавшие доходы и музыку, “Ъ” рассказал владелец «Русской медиагруппы» Владимир Киселев.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

— Как вы оцениваете состояние российского рынка радио и ваших собственных станций на фоне происходящих с февраля событий?

— Знаете, я бы сразу ответил чуть более расширенно: не только с февраля, а фактически мы живем, вернее, пребываем в таком летаргическом сне года три без малого.

Поэтому каждый раз приходится оговаривать, что оценка на данный день. В пандемию мы не могли давать оценки два года. Прошла пандемия, только-только вышли на новое плато, теперь должны делать от февраля, но не можем абстрагировать от дня мобилизации, потому что это опять новое состояние. Цифры и сопоставлять невозможно.

Но точно можно говорить, что радио как медиасегмент выжило, конечно, очень достойно. Если брать телевидение, то, кроме информационных программ, просмотры очень низкие. Если говорить о кинопроизводстве, оно рухнуло катастрофически. И опять-таки мы говорим не о феврале или мобилизации, а рухнуло потому, что кинотеатры не посещают, ушел и домашний просмотр. Радио, на мой взгляд, занимает самое достойное место, потому что наименее привязано к географии в части прослушивания.

— Почувствовали ли вы спад рекламных инвестиций с началом военных действий? Как можно оценить долю иностранных рекламодателей, которые ушли с российского рынка, в ваших доходах?

— Знаете, важно, кто считает, как считает и где считает. Если мы говорим о западных рекламодателях, среди них всегда доминировали производители товаров FMCG и, конечно, их в первую очередь интересовало телевидение.

У нас есть каналы в интернете, и мы, безусловно, в какой-то мере получали рекламу больших агентств. Среднестатистический профиль рекламодателей радио сильно отличается от ТВ, поэтому мы не ощутили такого драматичного оттока бюджетов. Но важно, что у нас нет такой расходной части, как у телеканалов, мы не входим в мультиплексы. А на смену западным брендам приходят отечественные.

— Рекламодатели из каких отраслей сейчас наращивают бюджеты на рекламу?

— Прежде всего — развлечения. Предприниматели из этой сферы сейчас больше всего заинтересованы в продвижении. Индустрия развлечений в целом приняла на себя самый сильный удар текущего кризиса: пострадали и кинопрокат, и концертная индустрия. Не секрет, что в любое время без «Русского радио» продать концерты невозможно. Если любой артист едет в тур по России, без «Русского радио» продать его нельзя.

Мы круглосуточно вещаем, у нас очень малая доля разговорных передач, в основном все время идет музыка, и — немаловажный момент — очень позитивная музыка. Мы преднамеренно не хотим людей загружать проблемами, и не потому, что живем в аморфной среде, а потому, что проблем и так достаточно. Это ценно для рекламодателей.

Наращивают недвижимость и медицина (фармпрепараты, аптеки, клиники, лаборатории), традиционно сильны ритейл и финансовые услуги, в том числе банки, платежные системы, денежные переводы. Автомобильный сегмент, к сожалению, так и не смог восстановить позиции и перейти к уверенному росту.

— Каковы сейчас главные источники доходов РМГ? Какая доля доходов от рекламы, от концертной деятельности? Есть ли изменения?

— Ничего не поменялось в процентном отношении, но поменялось количественно. Как мы продвигали артистов и свои большие программы, так этим и занимаемся. Продвигаем артистов, которые плотно сотрудничают с «Русским радио», «Ру ТВ», «Хит ФМ». Но нужно понимать, что упал общий объем проводимых концертов в целом. Тем более что у нас одной из основных концертных составляющих были большие программы, «Золотой граммофон», «Звезды Русского радио» — это большие мероприятия на больших стадионах, в больших дворцах спорта. Но «дыр в эфире» нет, из больших мероприятий ничего не «слетело».

— Какие из ваших радиостанций сейчас прибыльны, а какие убыточны?

— У нас нет ни одной убыточной станции и ни одной станции, которая живет за счет лидера. Другой разговор, что в общем объеме (доходов.— “Ъ”) они уступают друг другу. У нас каждая станция в своем формате лидирует. «Радио Джаз» в какой-то мере было конкурентом Monte Carlo. Но сегодня Monte Carlo — абсолютно непререкаемый авторитет, хотя цифры у «Русского радио» больше. И, кстати, то, что «Европа Плюс» недавно объявила себя радио №1 в России, мы с этим не согласны. Говорили об этом и ранее.

— Вы не планируете обращаться в ФАС по этому поводу?

— Нас не очень это интересует, мы понимаем, что верят в это только они сами. Вот в чем дело.

— Меняется ли сейчас стратегия РМГ — возможно, какие-то станции вы планируете масштабировать, а для каких-то, наоборот, сократить наличие частот?

— Нам ничего не надо менять. Мы абсолютно уверены в своей правоте, паники нет. Меняются потому, что все очень плохо. Мы пытались играть с «Динамитом» — в ту сторону, в эту сторону. Пытались сильно изменить контингент у «Хит ФМ». И вернулись туда, где были. У «Динамита» очень молодежная современная музыкальная аудитория, которая очень податлива, очень изменчива: у нее очень часто меняются вкусовые предпочтения. А «Хит ФМ» мы сделали предварительной ступенькой для попадания на «Русское радио». Через нее тестируются новые песни. Если они обосновываются на рынке, они становятся более востребованы «Русским радио».

— То есть текущая кризисная ситуация никак не меняет ваши планы по развитию отдельных радиостанций или холдинга?

— Не знаю, что вы вкладываете в слово «развитие», но мы уже развились до такой степени, что стали в своем сегменте абсолютными лидерами.

Нам не надо куда-то еще выше развиваться, сейчас задача — не опуститься, не сделать каких-то кардинальных стратегических ошибок и жить со своей страной.

Абсолютно убежден, что самое важное — быть в той парадигме развития, в которой находится страна. Если падает вся экономика, то и мы опустимся в общем объеме. Но должны сохранить уровень в своем сегменте.

Но мы трансформировались: если ушли западные рекламодатели, пришли российские. Если среди российских рекламодателей ушла фармацевтика, машины Lada и Kia отечественного производства, добавились другие. Мы в цифрах не чувствуем и не видим понижения своих возможностей. Единственное, что меняется,— чуть больше работаем не с агентствами, а напрямую с рекламодателями.

— В последние годы, по данным Mediascope, аудиторные показатели «Русского радио» снижаются. Например, в аудитории городов с населением более 100 тыс. человек в первом полугодии охваченная доля составляла 10,8%, в 2020-м аналогичный показатель был 11,2%, в 2019-м — 12,4%. С чем вы связываете падение?

— Мы ориентируемся на недельный охват аудитории, что корректнее с точки зрения бизнеса, вы же говорите о дневной аудитории. Действительно, было падение слушания радио в целом в начале пандемии, с тех пор мы видим устойчивый рост по всем активам холдинга. В апреле—сентябре 2022 года относительно апреля—сентября 2021 года по всем радиостанциям было сокращение еженедельных охватов на 2%, а в сравнении с аналогичным периодом 2020 года — на 1%.

Но отдельно все радиостанции, входящие в состав «Русской медиагруппы», демонстрируют солидное увеличение еженедельных охватов по России по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (апрель—сентябрь 2022 года относительно апреля—сентября 2020 года). Еженедельная аудитория радио Monte Carlo увеличилась за эти два года на 32%, радио MAXIMUM — на 15%, радио DFM — на 8%, радио «Хит FM» — на 6% и «Русского радио» — на 1%. Динамика впечатляющая при достаточно стабильном слушании радио в целом. Если же говорить о ежемесячной аудитории «Русского радио», то, согласно последней волне измерений, она увеличилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Вы тоже жили эти три года, правда? Знаете, это как очень многие экономисты любили приводить сопоставление: до 1914 года Россия была такая, а в 1937 году Россия была такая, а в 1941 году она была такая. Как можно отвечать, абстрагируясь от того, что происходило в стране? Абсолютно правильно вы говорите: в 2019 году показатели были выше, правильно. В 2020–2021 годах было меньше. Но мы внутри своего сегмента ничего не потеряли.

— Как, по вашим наблюдениям, меняются предпочтения слушателей?

— Если судить по себе, то, послушав новости, я точно потом пойду слушать музыку. Так как у нас нет новостных программ, мне трудно оценить, но очевидно, что рейтинги некоторых новостных каналов зашкаливают. Сегодня это похоже на дилемму, что важнее — телега или лошадь, нужна ли развлекательная музыка, нужны ли развлекательные программы?

Я понимаю, что людям, которые находятся на фронте, мягко говоря, неприятно осознавать, что в Москве работают рестораны, ночные клубы и идут концерты. С другой стороны, мы же знаем, что во время Великой Отечественной войны и Утесов, и Райкин, и Шульженко, и масса других актеров, певцов, даже джазовый оркестр Лундстрема, Утесова, ездили на фронт и играли, и люди получали как бы весточку с Родины.

Второй вопрос: если мы сидим здесь, а что мы можем сделать? Есть люди, которые работают на заводах, на фабриках, делают продукцию для армии. И что, они, заканчивая работу, должны сидеть с утра до ночи смотреть новости, которые не вызывают большого оптимизма? При этом, на мой взгляд, не потому, что там проигрывают или нет на полях армейских, а потому, что это просто тяжелые новости. Даже если выигрывают, это все равно смерть чья-то.

Другой разговор, конечно, разухабистый контент убрать надо. Выдам большую тайну: наши новогодние программы, начиная от «Золотого граммофона» и заканчивая премиями, безусловно, разухабистыми не будут. Смотрим сейчас контент ведущих, которых мы вынуждены будем поменять, потому что даже формат подачи, ведения мероприятий, которые всегда славились своей безудержной некомфортной сегодня толерантностью, мягко выражаясь, конечно, этого не будет. И подбор музыки тоже, безусловно, будет другим.

— Говорят, что некоторые артисты пропали из эфиров «Русского радио», в том числе Алла Пугачева, Валерий Меладзе, Светлана Лобода. Влияет ли позиция артистов относительно военных действий на Украине на решение ваших радиостанций убрать из трансляции их песни? Как на это реагируют слушатели, меняются ли рейтинги?

— Ну, во-первых, Меладзе не особенно пропал, так же, кстати, как и Пугачева. Она у нас в целом не особенно тиражировалась: мы же не ретро-радио, а новых песен у нее не было. Меладзе, насколько я знаю,— не совсем корректно с его высказываниями обошлись. Я убежден, что именно Валера Меладзе не сказал никаких слов, за которые надо его осуждать. У него прямого отторжения от России не было.

Другие люди, которые выпали из эфиров,— предмет разговора с нашими руководителями, я их призывал не делать резких шагов. Если бы мы решили — всех выкидываем из эфира в ту же секунду, это было бы огромной ошибкой, потому что в эфире появились бы огромные черные дыры. У нас же есть соглашения с рекламодателями, которым абсолютно по барабану, что там вам сказали, кого выкидывать. Это первое.

Второе, мы не выкидывали никого, как ни странно, кто особо был не принят идеологически российской аудиторией. Вы назвали Светлану Лободу, но, самое удивительное, у нас таких артистов особенно много не было, не было уклона на такую музыку, как Монатик, «Потап и Настя», «Виагра», поэтому мы очень комфортно с этого ушли. Самое важное, что сегодня этих артистов у нас нет, и я вам гарантирую, что никаких демонстраций возле нашего офиса с транспарантами «Верните нам Клаву, Машу и Юпитер» тоже нет. Свято место пусто не бывает.

— В январе видеохостинг YouTube заблокировал каналы радиостанции «Русское радио» и группы «Земляне». Насколько это сильно ударило по доходам группы, насколько значимыми были эти каналы?

— Вообще незначимы. У нас слушателей около 20 млн в день, YouTube или другой любой канал влияет на уровень погрешности. Самое удивительное, что мы даже не знали о существовании этих страниц, каких-то желающих или не желающих нам досадить блокировок, пока это не вылезло в прессу. Нам понадобилось 12 минут, чтобы разблокировать, и мы получили еще и поднятие интереса к нам. Сейчас все эти каналы работают.

— Каких артистов продюсируете вы и РМГ сейчас?

— В общем, фактически те же артисты, о которых мы говорили, остаются в приоритете. Мы же не бегаем по рынку и не выискиваем новых. Я считаю, что новых артистов, наверное, долго не появится, потому что нет почвы для этого. Когда «Земляне» в свое время вышли на рынок и заняли свою нишу, артисты перед этим закончили высшее музыкальное учреждение, мы два года готовили для них программу, проводили по шесть-восемь часов в день репетиций. Кто сегодня на такое решится? Уровень образованности просто чудовищный.

Сегодня же все хотят очень быстро, то есть приходится опускать творческую планку до самого низа.

За последний год мы в «Золотом граммофоне» запустили песню Лепса, Юркисса и ВладимИра. Я считаю, что это один из самых профессиональных, качественных продуктов. Уже два месяца как запущены песни Коли Носкова, Пьехи и Иванова-Романова. Они не могут сравниться с «Ягодкой малинкой» и той ерундой, которая существует на рынке. Они медленно, достойно выходят на рынок. Но всеобъемлющего, из всех окон звучания, как у «Травы у дома», конечно, добиться тяжело. Я убежден: быстро никто популярным не станет, просто каждый должен занимать свою нишу.

— Сейчас западные мейджоры Universal, Sony Music, Warner не поставляют в Россию новинки. Это будет способствовать росту русской музыки?

— Конечно. Во-первых, вы же понимаете, что, если бы не было запрета в 1970-х и 1980-х годах западной музыки, мы не имели бы тех артистов, которых под рюмочку водки и с ностальгией слушаем. Благодаря этому появилась советская и российская эстрада. Все названные вами компании входили сюда безапелляционно, приводя свой продукт, используя могущество мировых возможностей, денежных в том числе, и качество звука.

Мы видим, что происходит с советским, российским кино. Западные мейджоры задавливают его техникой, денежными вливаниями в рекламные кампании, давят наших молодых кинопродюсеров. В музыке то же самое: как можно было воевать с мировыми мейджорами, которые в каждую страну входят со своей историей. Когда говорят, что русская песня не может пробиться на Западе, это абсолютно неверно.

Дайте русской песне такую возможность, какую имеет западный артист, и мы пробьемся, тем более там масса доказательств — например, что творят корейцы. BTS (южнокорейский бой-бэнд, сформированный в 2013 году компанией Big Hit Entertainment.— “Ъ”) — это же уму непостижимо, а они даже не поют по-английски.

— Какая, на ваш взгляд, поддержка сейчас со стороны государства нужна отечественной музыкальной индустрии?

— Во-первых, не мешать, во-вторых, поддерживать.

— У нас стало меньше концертов, ушли зарубежные стриминги, появились ограничения для продвижения на западных площадках. Что нужно индустрии?

— Это другой разговор и точно не моя забота. Пусть Минкульт об этом думает и наши надзорные органы, которые занимаются идеологией. Но то, что сейчас они не делают ничего, это абсолютный факт. Поэтому получилась ситуация, что сегодня, когда мы хотим поддерживать наших военнослужащих, не можем найти артистов на эти концерты.

Нужно взять французский опыт — там только 30% иностранной музыки. А все кинотеатры с проката мейджоров отдают огромный процент сборов на развитие французского кино. В Италии такая же история, в Китае и Корее. Нам нужны аналогичные механизмы. Как это сделать, я не знаю. Но то, что они должны помогать, это безусловно.

— Недавно объявили о том, что вы вернетесь в коллектив «Землян». Как сейчас складывается карьера группы, удается ли вам там играть, выступать вместе?

— Мы подготовили концерт, который уже провели, запустили несколько новых программ, абсолютно феерический концерт на «Зенит Арене». Другой разговор, что мы не делаем такие концерты на поток, хотя бы потому, что это единственный стадион в стране, где была крыша для всего этого технического великолепия.

— В целом можно ли сказать о возобновлении интереса к такого рода музыке? Не только вы объявили об объединении, но и «Парк Горького» тоже.

— Чтобы получить такие результаты, какие получили мы, надо иметь нашу историю: люди пришли на песни, которые они знают 40 лет. «Трава у дома» признана самой популярной песней страны. Объективно, что популярности нашего уровня не было ни у кого. В каком-то периоде была, конечно, «Машина времени», но в общем историческом аспекте «Земляне» — это все-таки другой уровень. Так вот, новую такую аудиторию создать нельзя.

Гитарную музыку, именно чистый рок, должен попробовать сделать кто-то молодой, что практически невозможно. Единственная молодая группа, которая более или менее играла гитарный рок,— «Звери», но они далеко, «молодая была уже не молода», а на Западе это Nickelback, которым тоже уже лет 20, пожалуй, и все. Остальные группы, которые выходили, это были чистые клоны Led Zeppelin или Rolling Stones.

Мы выросли на нашей музыке. Многие советские, российские звезды слово Beatles не всегда понимали, что означает, я не шучу.

Я знаю массу музыкантов, которые абсолютно не знают западную музыку, не потому что она вражеская, а потому что это другая школа.

Мы вошли в этот мир и стали тем, кем стали, так быстро, слушая инструментальные ансамбли того времени — «Песняры», «Поющие гитары», «Самоцветы».

— Вы поддерживаете отношения с западными музыкантами?

— Первые пять-шесть недель они еще пугливо, стыдливо переписывались, особенно задавая вопросы. Мне писал Дэвид Кавердейл, киношники, Майкл Болтон, Джон Траволта. Они еще задавали вопросы: «Поясни, объясни, что это». Потом как отрезало. Просто их задавили, хотя есть Горан Брегович, есть Кустурица, хотя Green Day собираются приезжать.

— Для западных групп российский рынок значим?

— Конечно. Рынок, во-первых, сытый, во-вторых, понятный. Это же не Китай, где вообще не знают, кто перед ними сидит. Хотя для гитарного рок-н-ролла самая сладкая, самая вожделенная страна всегда была Япония. Мы с группой «Земляне» в общей сложности прожили в Японии восемь месяцев гастрольных. Я за те годы перестройки от Нагасаки до Саппоро проехал турами.

Мы и с западными огромными музыкантами выступали, и, чего греха таить, главным фактором популярности было «русские, перестройка, Горбачев, матрешка». Но случались и удивительные вещи. На фестивале «Белые ночи» была корейская Алла Пугачева, и она услышала песню «Зачарована, околдована» группы «Санкт-Петербург», попросила ее спеть. Месяцев через шесть-семь от них приходит обратная связь: они хотят устроить тур «Санкт-Петербурга» по Корее. Я подумал, что они с ума, что ли, сошли: при чем тут «Санкт-Петербург» и Корея. Она, оказывается, спела эту песню там. И, как у японцев, помните, «Миллион алых роз» был суперхит, так и «Зачарована, околдована» стала в Корее хитом. Мы приехали в Корею — всю страну объехали. Она, понятно, второе отделение, а мы разогрев. Такие вещи встречаются.

Но также и масса наших артистов, которые пытались покорить Европу, шлепнулись мордой об стол. Огромная проблема у певца ВладиМира: на уровне самых больших образцов он выходил на западный рынок, DJ Snake с ним выступал (ВладимИр выступал за рубежом под именем Vlade Kay и записывал треки с французским Dj Snake). Как минимум на уровень «Тату» выходил, и пандемия — раз! А теперь и эта ситуация оборвала его взлет. Будем надеяться, в силу молодости он еще дожмет свое.

Киселев Владимир Владимирович

Родился 10 июля 1952 года. С 1978 по 1988 год являлся барабанщиком и руководителем ВИА «Земляне», позже продюсировал группу «Русские». С 1992 года организовывал музыкальный фестиваль «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. В 1999–2007 годах возглавлял Федеральное государственное унитарное предприятие «Кремль», которое занималось мероприятиями и эстрадными концертами на Красной площади. В декабре 2010 года был организатором благотворительного бала фонда «Федерация», где присутствовали звезды кино Шарон Стоун, Микки Рурк и Моника Беллуччи, а Владимир Путин исполнил песню «Blueberry Hill». В июне 2015 года приобрел 78% АО «Русская медиагруппа», впоследствии увеличил долю до 100%. Занимается продюсированием артистов.

АО «Русская медиагруппа»

«Русская медиагруппа» (РМГ) была основана в 1995 году на базе радиостанции «Русское радио», позже в РМГ вошли станции «Хит FM», «Радио Maximum», DFM, «Радио Монте-Карло» и телеканал RU. TV. В июне 2015 года 78% группы приобрел музыкальный продюсер Владимир Киселев, оставшиеся 22% до февраля 2019 года принадлежали Сергею Кожевникову, после чего он продал их господину Киселеву. В числе шоу-проектов холдинга — церемония вручения музыкальной премии «Золотой граммофон», cкачки «Гран-при радио Monte Carlo», музыкальная премия телеканала RU.TV, фестивали «Звезды «Русского радио»», «Крымская волна» и другие. По данным Mediascope за январь—июнь 2022 года, в месяц станции группы слушают более 33,8 млн человек. Штат — 400 человек. Генеральный директор — Любовь Маляревская.

Интервью взяли Юлия Тишина, Валерия Лебедева

Киноиндустрия России на жизнеобеспечении

  • Через шесть месяцев после начала войны России на Украине процветающая российская кино- и телеиндустрия переживает кризис.
  • голливудских студии и Netflix ушли. Есть давление, чтобы поддержать «патриотические» проекты.
  • 142 знаменитости попали в список за то, что публично не поддержали «спецоперацию».

«Воланд» — экранизация классического романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — должен был стать одним из крупнейших российских блокбастеров за последние годы.

Немецкий актер Август Диль, сыгравший главную роль в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», получил главную роль Воланда, загадочного иностранца. Сэр Лен Блаватник, британо-американский магнат и активный покровитель российского независимого кино, стал сопродюсером.

Режиссёром фильма был Майкл Локшин, российский кинорежиссёр, родившийся в США, за плечами которого уже несколько хитов: сделанная им реклама российского пива с Дэвидом Духовны в главной роли стала вирусной, а его дебютный полнометражный фильм «Серебряные коньки» стал первым российским фильм будет выпущен на Netflix.

« Воланда» Российский дистрибьютор Universal Pictures в начале этого года выпустил на YouTube первый тизер-трейлер.

Поскольку фильм стоимостью 15 миллионов долларов должен быть выпущен 1 января 2023 года, Netflix и другие иностранные покупатели, казалось, ждали своего часа. К «Воланду» был «большой интерес на международном уровне еще до того, как он был закончен», — сказал Локшин в интервью из Калифорнии.

Но затем произошло вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года, а вместе с ним и отток иностранного капитала и доброй воли. Universal вместе с Disney, Paramount, Sony Pictures и Warner Bros ушли из России.

В марте Netflix приостановил свои российские проекты, отложив на неопределенный срок грандиозную адаптацию романов Льва Толстого «Анна Каренина» и «Ничего особенного», русской драмы о молодом трагике, который связан с группой актеров с ограниченными возможностями.

Apple TV сделала то же самое, заключив соглашение о совместном производстве с местным стриминговым сервисом, который частично принадлежит Алишеру Усманову, олигарху-миллиардеру, который в марте попал под санкции США за его тесные связи с Кремлем. Его дебютный русскоязычный сериал «Контейнер» и еще один, условно известный как «Проект русских миллиардеров без названия», были отложены.

Сцена из Воланда. Фильм был на пути к тому, чтобы стать блокбастером, прежде чем война в Украине вызвала суматоху в киноиндустрии. Используется с разрешения.

Перед войной российский кинематограф и телевидение переживали своего рода ренессанс. Такие режиссеры, как Андрей Звягинцев и Юрий Быков, вернули российское кино на мировую сцену, а российских актеров начали подбирать для проектов на Западе. Потеря американских стриминговых гигантов, а также сделок с ними по совместному производству и распространению обернулась для российских киностудий катастрофой. Российские государственные спонсоры, такие как «Фонд кино» и Министерство культуры, которые нашли свое место примерно в 80% всех российских артхаусных фильмов, внезапно стали единственной игрой в городе.

«Было много совместных проектов, и Россия, вероятно, была в одном шаге от своего собственного местного международного хита, такого как Squid Game», — сказал Локшин. «Но, к сожалению, пока все это приостановлено».

Черные списки и перевоспитание 

За шесть месяцев с начала войны Организация Объединенных Наций зафиксировала не менее 5 237 смертей среди гражданского населения, а украинские власти расследуют 16 000 случаев возможных военных преступлений.

Новостные агентства, которые публиковали критические репортажи, были закрыты, в то время как российский Первый канал представляет репортажи о войне в альтернативных реалиях. Марина Овсянникова, российская журналистка, прервавшая трансляцию Первого канала в марте, теперь находится под домашним арестом, и ей грозит 10 лет тюрьмы за очередную акцию протеста в прошлом месяце. Стоя напротив Кремля, Овсянникова держала плакат с надписью: «Путин — убийца, его солдаты — фашисты».

По некоторым оценкам, уехало более 300 000 россиян.

На фоне всего этого российская кино- и телеиндустрия с оборотом в 1 миллиард долларов превратилась из процветающей в откровенно патриотическую.

В зловещем развитии событий, напоминающем «красную панику», потрясшую Голливуд в 1950-х годах, группа Государственной Думы составила список из 142 знаменитостей, в том числе выдающихся режиссеров и писателей, которые публично не заявляли о своей поддержке «особых военных действий» президента России Владимира Путина. операция».

Депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов заявил, что этих деятелей отрасли нужно отправить в раздираемый войной Донбасс на востоке Украины «для перевоспитания», а затем либо публично признать свою неправоту, либо покинуть Россию.

Предложение Кузнецова еще никто не принял.

Список, опубликованный на популярном российском сайте news.ru, напугал отрасль. « Воланда» был сценарист Роман Кантор. Локшин не был, возможно, потому, что он гражданин США, а не России.

41-летний Локшин, который монтировал фильм из Лос-Анджелеса, говорит, что все еще надеется, что » Воланд » останется в силе. На данный момент официальная российская премьера « Воланд » перенесена на май следующего года.

Фильм готов на 80%, но еще неизвестно, смогут ли продюсеры « Воланда» обеспечить финансирование, необходимое для постпродакшна. Западные спонсоры, кажется, вообще избегают российских проектов, в то время как » Воланд « темы антиавторитаризма и цензуры, кажется, отталкивают внутренних сторонников. 

Кремлевский кинофонд, который вложил деньги в фильм на раннем этапе, до сих пор отклонил запрос фильма. 

» Проклятие Воланда

Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита», адаптированное для « Воланд», представляет собой резкую критику сталинского диктаторского режима. В нем переплетается история любви между великим писателем, Мастером, и его любовница Маргарита с рассказом о «Воланде», дьяволе, прибывшем в советскую Москву в сопровождении свиты, включающей убийцу и говорящего кота с проблемой водки.  

При жизни Булгаков прятал рукопись в ящике стола, а после того, как книга была обнаружена, ее тут же запретили. Цензурированная версия была опубликована 27 лет спустя, в 1967 году. 

Еще до войны на Украине Локшин следил за красными флагами. Несколько известных российских актеров отказались от ролей из-за сверхъестественных и суеверных элементов. На съемочной площадке постоянно шутили, что каждый раз, когда что-то шло не так — например, когда обед приносили холодным, — виной тому должно быть «проклятие Воланда».

«Книга имеет мистический и мифологический ореол в России, и многие считали ее проклятой книгой из-за ее дьявольских тем», — сказал Локшин. «Но проклятие пришло позже, с войной».

Присоединение Блаватник в качестве продюсера придало проекту авторитет. Он умел держаться подальше от политики и имел опыт производства популярных фильмов как внутри страны, так и за рубежом.

Лен Блаватник на борту яхты «Одесса II» в Каннах, Франция, 2016 год. Вечеринка была организована совместно с Харви Вайнштейном. Дэвид М. Бенетт/Дэйв Бенетт/Getty Images для The Weinstein Company)

64-летний Блаватник сколотил состояние на алюминиевом и энергетическом секторах в анархическую эру приватизации в России 1990-х годов. Родился в Советском Союзе на территории нынешней Украины, вырос на территории нынешней России. Построив жизнь и занявшись бизнесом — в 2011 году он приобрел Warner Music Group, третью по величине музыкальную компанию в мире, — он утверждает, что не имеет никаких отношений с Кремлем и настаивает на том, что он не олигарх. Когда в марте США и Европейский союз начали вводить санкции, Блаватник был пощажен.

В июне Bloomberg News назвал его «Самым умным олигархом» за то, что он избегал российской политики и диверсифицировал свои 37 миллиардов долларов — «33-е по величине состояние в мире» — за пределами России. (Блаватник отклонил просьбу Insider об интервью.)

Как и многие российские титаны бизнеса, Блаватник нашел блеск респектабельности как щедрый меценат и благотворитель. В 2017 году он был посвящен в рыцари в Великобритании, что добавило к его имени почетное «сэр» за его благотворительные взносы.

Блаватник начал интересоваться российской теле- и киноиндустрией В начале 2000-х.

Российское кино уже давно подвластно капризам государства. Ранняя советская эпоха Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова в 1920-х годах почитается как «золотой век», пока Сталин не начал править. кинорежиссеров-виртуозов, в том числе Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, до того, как при Брежневе в киноиндустрии снова начался застой. В постсоветском 90-х и 00-х годов местные студии рухнули, поскольку не смогли конкурировать с пиратским импортом видео из Голливуда. Оттуда, и особенно в последнее десятилетие, отрасль снова пошла вверх.

В 2002 году Блаватник вместе с российским продюсером Александром Акоповым запустил Amedia Productions, потратив, по данным Hollywood Reporter, 45 миллионов долларов на создание своей доли.

Лен Блаватник с Лиззо на выставке 2019Вечеринка Warner Music Pre-Grammy в Лос-Анджелесе. Стефани Кинан / Getty Images для Warner Music

Инсайдеры кино говорят, что Блаватник регулярно появляется на съемках в России и проявляет интерес к чтению сценариев. Недавние проекты включали роскошную историческую драму «Бедная Настя», которая была показана в 25 странах, и местную адаптацию американского сетевого хита «Дурнушка Бетти».

В прошлом году Amedia заключила пятилетнее соглашение с Mars Media о совместном производстве и совместном финансировании художественных фильмов. Партнерство уже сняло российский кассовый хит «Собака по кличке Пальма» и военную драму «Т-34», которые были приобретены Netflix для международного проката. В разработке находились экранизации сказки-эпопеи Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и знаменитого научно-фантастического детективного романа Бориса и Аркадия Стругацких «Гостиница мертвого альпиниста».

Инсайдер из российского кино сообщил, что Блаватник, как известно, устраивал вечеринки на своей яхте на Каннском кинофестивале со своим близким другом Лоуренсом Бендером, который продюсировал большинство фильмов Тарантино. Когда коллега-миллиардер Олег Дерипаска позвонил и сказал, что ему понравился его последний художественный фильм, Блаватник был в восторге от этого, сказал инсайдер

Известно, что Блаватник иногда рисковал.

В русскоязычном фильме 2017 года «Москва никогда не спит» была сюжетная линия о коррупции, которая, по словам его ирландского режиссера Джонни О’Рейли, «вызвала несколько странных нападок на фильм со стороны российских властей, включая прекращение финансовой поддержки Министерства культуры и попытка поставить фильму рейтинг 18+».

Крупные российские дистрибьюторы испугались, но Блаватник согласился помочь.

«Блаватник занял небольшую, но существенную инвестиционную позицию в фильме», — сказал 51-летний О’Рейли, проживающий в Киеве.

Для Блаватника его инвестиции в » Воланд » были каплей в море. Но его участие было значительным стимулом для фильма.

В июле прошлого года, когда » Воланд » начались съемки возле Новодевичьего кладбища в Москве, Блаватник был там вместе с актерами и съемочной группой фильма. По этому случаю — и в соответствии с традициями российских съемочных площадок — тарелка первого ролика была торжественно разбита на удачу.

По всем доступным параметрам фильм-хит находился в разработке.

«На цыпочках»

Олигархи, которые финансировали эту процветающую эпоху российского кинопроизводства, теперь оказались между молотом и наковальней. Поддержка арт-хаусного кино стала куда менее увлекательной.

Опыт Олега Тинькова, предпринимателя-миллиардера, который в марте попал под санкции Великобритании, является важным уроком для олигархов, которые думают о том, чтобы поднять голову выше парапета.

Во взрывном сообщении в Instagram, опубликованном в апреле, Тиньков заявил, что 90% россиян «против этой войны» в Украине, и назвал российские войска «дерьмовой армией».

Олег Тиньков, российский предприниматель, на Le Tour de France в 2016 году в Берне, Швейцария. Крис Грейтен / Getty Images 900:10 На следующий день, как он сообщил New York Times, Кремль уведомил руководителей цифрового банка, который он основал в 2006 году, о том, что либо Тиньков ушел, либо банк будет национализирован. Тиньков сказал, что был вынужден продать свои 35% акций Владимиру Потанину, лояльному путинскому олигарху, за 3% их реальной стоимости. (Банк и другие организации опровергли эту версию. )  

Хотя Блаватнику удалось избежать обременительных санкций США и Европейского Союза, многие другие бывшие московские магнаты, такие как Роман Абрамович и алюминиевый миллиардер Дерипаска, сильно пострадали. (Абрамович объявил о продаже футбольного клуба «Челси» за восемь дней до того, как Великобритания объявила о санкциях за его связи с Путиным.) 

«Сэр Леонард и Фонд семьи Блаватник считают, что происходящее в Украине душераздирающе, и он осуждает продолжающееся насилие», — заявил представитель Блаватника газете Guardian в мае после расследования его связей с олигархами, находящимися под санкциями.

Один из самых непримиримых критиков Путина Билл Браудер утверждает, что высокопоставленные магнаты должны громко осуждать войну, чтобы оправдать уклонение от санкций.

Как управляющий фондом, ставший активистом в области прав человека и борьбы с коррупцией, детище Браудера, закон Магнитского, создал правовую основу для режима санкций. С самого начала войны на Украине его команда проанализировала заявления олигархов и пришла к выводу, что ни один из 20 ведущих олигархов не критиковал напрямую Путина или Кремль.

Российский бизнесмен Роман Абрамович (слева) на мирных переговорах между делегациями России и Украины в Стамбуле 29 марта 2022 года. Джем Оздел/Агентство Анадолу через Getty Images)

«Ключевой лакмусовой бумажкой является рассмотрение их заявлений о кровавом вторжении Путина в Украину и проверка того, упоминают ли они слова «война», «вторжение» и «Путин», — сказал 58-летний Браудер. — Если нет, вы должны спросить, почему они ходят по этим вопросам на цыпочках. Если вам нечего беспокоиться о России, почему Блаватник так почтительно относится к Путину?»

Но появились и защитники олигархов, особенно среди деятелей кино- и телеиндустрии, которые говорят, что поддержка этих деятелей жизненно важна.

Режиссер Кирилл Серебренников, который активно критиковал российскую аннексию Крыма у Украины в 2014 году и высказывался в поддержку осажденного Россией сообщества ЛГБТК+, недавно встал на защиту Абрамовича.

Кирилл Серебренников (справа) представил свой фильм «Жена Чайковского» (Жена Чайковского) на Каннском кинофестивале 19 мая 2022 года. Лайонел Хан / Getty Images

«Он был настоящим меценатом, и в России это всегда ценилось», — сказал Серебренников на майской премьере своего противоречивого нового фильма «Жена Чайковского», в котором исследуется репрессивное отношение к гомосексуализму в XIX веке.

В 2019 году Абрамович запустил Киноприм, частный кинофонд стоимостью 100 миллионов долларов, для поддержки российских фильмов. При создании фонда его исполнительный директор Антон Малышев сказал Screen Daily, что Абрамович проявляет прямой интерес к новым проектам и читает синопсисы, если не сценарии. Первая инвестиция «Киноприм» была в фильм «Фея» российского режиссера Анны Меликян, лауреата премии Берлинале.

Это «точно не пропагандистские фильмы», сказал Серебренников.

Серебренников также сообщил, что Абрамович оплатил медицинские счета Андрея Звягинцева, дважды номинированного на «Оскар» режиссера, который провел несколько недель в медикаментозной коме в прошлом году в Германии после заражения коронавирусом. Звягинцев, в чьих фильмах «Левиафан» и «Нелюбовь» яростно критиковал российское государство, работает над своим первым англоязычным проектом «Что происходит», сопродюсером которого является Стивен Содерберг.

Режиссер Андрей Звягинцев появляется на Каннском кинофестивале в 2014 году для продвижения своего фильма «Левиафан». Бенуа Тессье/Reuters

«Предатели под кроватью»

Преследование российских кинематографистов и художников, критикующих государство, только усиливается. Отношение к прославленному российскому режиссеру Александру Сокурову, чей фильм « Фауст» получил награду «Золотой лев» за лучший фильм на Венецианском кинофестивале в 2011 году, встревожило многих представителей кино- и телеиндустрии.

Сокуров впервые произвел фурор своими неоднократными призывами освободить Олега Сенцова, украинского режиссера, отбывающего 20-летний срок в России по обвинению в терроризме. Сентов вышел на свободу в конце 2019 года.после пяти лет заключения и сейчас служит на передовой в украинской армии.

Затем, во время декабрьской встречи с Путиным и чеченским лидером Рамзаном Кадыровым, Сокуров предложил Кремлю отказаться от некоторых регионов беспокойного Северного Кавказа в России или рискнуть конституционным кризисом. Эти комментарии разозлили Путина, который в начале своего президентства начал жестокую кампанию по подавлению мятежа в Чечне. Сокурову стали поступать угрозы, после чего он публично извинился.

В конце июня Сокуров направлялся на машине в Финляндию, когда, по его словам, его остановили российские пограничники. Сначала они утверждали, что вводят ограничения, связанные с пандемией, но позже заявили, что его остановил «распоряжение премьер-министра» Михаила Мишустина.

Режиссер Александр Сокуров на 75-м Локарнском кинофестивале в Локарно, Швейцария, 2022 год. Роздиана Чиараволо / Getty Images

«Несколько часов мы не могли понять, что происходит, где наши документы и почему мы не можем получить разрешение на пересечение границы», — сказал он. «За это время мимо нас проехали сотни машин, пропустили целые автобусы, заполненные русскими детьми и другими гражданами, а мы сидели, как арестованные, и ждали чего – настоящего ареста?»

Позже он смог уехать и в августе посетил кинофестиваль в Швейцарии.

Преследовались даже те директора, которые, как считалось, были на хорошем счету у Кремля.

Возьмем, к примеру, Федора Бондарчука, чью студию «Арт Пикчерс» поддерживает монополия по экспорту газа «Газпром». 55-летний Бондарчук родом из знаменитой российской киноиндустрии. Его отец Сергей получил «Золотой глобус» и премию «Оскар» за свою эпическую семичасовую экранизацию «Войны и мира».

Следуя по стопам отца, блокбастер Федора «Сталинград» и «9 рота», его фильм 2005 года о войне России в Афганистане, стали двумя самыми успешными фильмами в российском прокате. Он даже вел себя хорошо в путинской России, публично поддержав аннексию Крыма в 2014 году. 

Несмотря на свою родословную и биографию, полную патриотических фильмов, Бондарчук был включен в черный список Думы

«Федор не мог поверить, что его уличили в нелояльности», — сказал высокопоставленный московский продюсер, который отказался назвать свое имя из-за страха перед его безопасность. «Это начинает походить на охоту на ведьм, но предателей под кроватью ищут не в том месте».

Пиратские фильмы и повторы

Поскольку голливудские студии и международные стримеры обходят Россию стороной, российским потребителям приходится искать развлечения. Некоторые обратились к онлайн-рынку Avito, чтобы купить «семейные» подписки из зарубежных стран, таких как Казахстан, Грузия и Армения. Сервис, который стоит около 400 рублей (6,43 доллара США) в месяц, предлагает местный контент, но не международный или даже российский.

Без голливудских фильмов российские кинотеатры в основном показывают старые российские фильмы из своего бэк-каталога или фильмы Болливуда. Сообщается, что пиратские версии голливудских релизов, таких как «Бэтмен», предлагаются в небольших сетях. 10 августа было объявлено, что любимый фарс 1995 года о сибирской мафии «Ширли-мырли» будет переиздан в разрешении 4К к концу месяца.

Кинотеатры, уже страдающие от потерь доходов, связанных с Covid, испытывают трудности. Библия индустрии Screen Daily сообщила, что в российских кинотеатрах заканчивается оборудование, особенно не хватает ламп для проекторов, что затрудняет поддержание света.

По сообщению ТАСС, с начала войны кассовые сборы крупнейших сетей кинотеатров упали на 50%. Около 40% кинотеатров закрылись, и до 70% могут закрыться этой осенью.

Алексей Злобин, старший московский продюсер, утверждает, что отечественная киноиндустрия не может выжить без показа голливудских фильмов в многозальных кинотеатрах. «У индустрии просто нет ресурсов, чтобы снимать 200 фильмов в год», — сказал он.

Кинотеатр Октябрь в Москве, вид 29 марта., 2022. НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИКОВА/AFP через Getty Images

Ни Тома Круза, ни Кока-Колы

Из своего монтажного цеха в Лос-Анджелесе Локшин все еще надеется найти дистрибьюторов и выпустить «Воланд» в следующем году. Неспособность привлечь финансирование из российских источников может оказаться полезным, поскольку любая связь с Кремлем может отпугнуть международных дистрибьюторов.

Несмотря на «понятную негативную реакцию» на всю русскую культуру прямо сейчас, Локшин страстно верит, что российское кино играет важную роль. «Я не мог думать о фильме несколько месяцев после начала войны, но я верю, что у искусства и кино есть миссия», — сказал он.

Он указывает на огромную роль, которую немецкие кинематографисты и актеры сыграли в Голливуде после бегства из гитлеровской Германии в Калифорнию. «Если вы оглянетесь на немецких кинематографистов, избежавших войны, вы увидите, что они оказали большое влияние на изменение культуры», — сказал он. И вы также можете утверждать, что голливудские фильмы повлияли на изменение сознания советских людей». 

Вернувшись из России, молодая пара по имени Дина Акимова и Станислав Хабаров только что прибыли на свидание в культовый кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате в центре Москвы. Основанный в советское время, «Октябрь» до сих пор является крупнейшим кинотеатром страны и флагманом сети «Каро», третьей по величине сети в России.

Пара предпочла бы посмотреть, как Том Круз повторяет одну из своих самых известных ролей в «Лучшем стрелке: Маверик», но остановилась на российском фильме о выживании в катастрофе «Единственный».

Основанный на реальных событиях 1981 года фильм рассказывает историю единственного выжившего после столкновения в воздухе пассажирского самолета Аэрофлота и стратегического бомбардировщика.

«Вероятно, мы сможем посмотреть Top Gun позже, используя VPN, но, надеюсь, это не так уж плохо», — сказала Дина, 24-летний интернет-маркетолог. «Кока-колы здесь нет в продаже, но, по крайней мере, вкус попкорна остался прежним.

Российская киноиндустрия идет на Восток

МФФИ Гоа 2022

В 2022 году российские кинематографисты были практически отрезаны от западных рынков. Их не приглашали на главные мировые кинофестивали, а их фильмы бойкотировали.

Альтернатива? Иди на восток.

Логичным первым шагом была попытка наладить более тесные связи с Индией, которая имеет крупнейшую в мире киноиндустрию и давние традиции кинематографического обмена с Россией.

Международный кинофестиваль Индии (IFFI) в Гоа в конце ноября дал старт российской киноиндустрии.

Российское государственное агентство по кинематографии Роскино и Московский экспортный центр заполнили два павильона кинобазара, крупнейшего кинорынка Южной Азии, более 40 российских делегатов, представляющих 14 российских компаний. Роскино приехало в Индию с более чем 30 фильмами, сериалами и анимационными фильмами от 10 разных компаний.

На кинобазаре

Одной из самых активных российских кинокомпаний на фестивале была «Централ Партнершип», которая занималась закупкой и дистрибуцией европейских и голливудских фильмов для российского рынка.

Поскольку в 2022 году контент из этих стран практически перестал быть доступен в России, дистрибьюторы искали индийские фильмы, которые можно было бы показать в российских кинотеатрах.

Кинокомпании также искали дистрибьюторов для покупки российского производства, в частности анимации: более трети российских проектов на рынке «Кинобазар» — полнометражные мультфильмы.

«Союзмультфильм», например, продвигал новый анимационный фильм «Чинка: Хвостатый детектив», а анимационная студия «Платошка» продавала музыкальный мультсериал для малышей. Сообщается, что платформа Amazon Prime India и индийская группа Toonz Media Group выразили заинтересованность в разработке музыкальный сериал с российскими компаниями

Российские студии также продемонстрировали множество семейных фильмов и комедий, завоевавших популярность на международных стриминговых сервисах. Кажется, они попали в цель.

Представитель «Роскино» сообщил, что «хорошо были приняты семейные приключенческие фильмы, фэнтези и фантастика, комедии, мистические триллеры, исторические и спортивные драмы, а также мультфильмы и сериалы».

Актеры Шахрукх Кхан и Каджол скриншот из «Меня зовут Хан»

Старый и новый рынки

Всего несколько десятков лет назад фильмы с участием индийского актера Раджа Капура собирали в России огромные кассовые сборы.

Представитель Роскино в Индии Сарфараз Алам Сафу сказал, что, по его мнению, они смогут повторить это.

Алам Сафу, который также является владельцем компании Indian Films, занимающейся прокатом фильмов в России, сказал, что, по его мнению, звезды индийского кино, такие как Шахрукх Кхан, могут заработать больше денег в России и странах бывшего СССР, чем на западном рынке.

В начале декабря компания Алама Сафу совместно с учреждениями культуры Индии и России организовала пятый фестиваль индийского кино. На нем, проходившем в 24 городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, был показан один из самых любимых в России фильмов – музыкальная мелодрама «Танцор диско».

Здесь же был показан очень популярный фильм Карана Джохара «Меня зовут Хан», в котором рассказывается история индийца с синдромом Асбергера, столкнувшегося с исламофобией в США после 11 сентября.

Фестиваль открылся приключенческим боевиком « Пушпа. Вознесение» по сценарию и постановке Сукумара Банредди, который пришел вместе со звездами фильма и продюсером Рави Санкаром.  

Один из кинозрителей рассказал The Moscow Times: «Давным-давно, когда российская аудитория не была избалована голливудскими фильмами, индийское кино украшало нашу повседневную жизнь. Эти фильмы — другой опыт… не только страстные песни и танцы, но и серьезные истории, раскрывающие многообразие индийской культуры и быта. Я снова начал открывать для себя этот регион».

Кинобазар 2022

Российская киноиндустрия изучает возможности не только в Индии. В начале ноября Российско-Сингапурский Деловой Совет провел третью Неделю российского кино.

Сингапурские и малайзийские зрители увидели последние российские фильмы самых разных жанров, начиная от комедии «Холоп» и заканчивая спортивным фильмом «Одиннадцать молчаливых мужчин» и мелодрамой «Дорогой папа».

Спустя месяц Фестиваль российского кино стартовал в Бангкоке мультсериалом «Е-коты Kid», романтической комедией Сони Карпуниной «Отчаянно жениться», драмой Валерия Тодоровского «Большой» и фильмом ужасов Егора Абраменко «Спутник,

А 12 декабря в Москве состоялась конференция ключевых деятелей российского кинематографа, на которой обсуждались текущие проблемы развития, стоящие перед отраслью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *