На заседании Правительства РФ одобрен подготовленный Минтрудом России законопроект, предусматривающий ограничение размера выплат при увольнении для руководства госкомпаний и госкорпораций
На заседании Правительства РФ одобрен подготовленный Минтрудом России законопроект, предусматривающий ограничение размера выплат при увольнении для руководства госкомпаний и госкорпораций
25 October 2013
В соответствии законопроектом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предлагается установить ограничение выплат (компенсаций, выходных пособий) руководителям государственных компаний, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций с долей государственного участия в уставном капитале более 50 процентов.
Законопроект предусматривает дополнение ТК РФ статьей 349.3, устанавливающей ограничения размеров компенсаций, выходных пособий и иных выплат в связи с увольнением:
- руководителям (единоличному исполнительному органу),
- заместителям руководителя,
- главным бухгалтерам,
- членам коллегиального исполнительного органа государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности).
Ограничения в первую очередь будут действовать в случае увольнения в соответствии с п. 4 статьи 81 Трудового кодекса РФ (смена собственника имущества организации) и п. 2 статьи 278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора).
Минимальный размер компенсации в этих случаях составляет три среднемесячных заработков, а максимальный – шесть среднемесячных заработков.
Кроме того, законопроектом установлено, что совокупный размер выплачиваемой указанным работникам компенсации, выходных пособий, а также иных выплат в любой форме, связанных с прекращением трудового договора, не может превышать средний месячный заработок. При этом денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается без учета указанного ограничения.
Учитывая, что в соответствии со статьей 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора, законопроект предусматривает, что выплата каких-либо компенсаций указанным выше лицам в этом случае не осуществляется.
После вступления закона в силу все действующие трудовые договоры должны быть приведены в течение трех месяцев в соответствие с нормами Трудового кодекса.
Законопроект прошел процедуры независимой экспертизы и общественного обсуждения, а также одобрен всеми сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений 2 июля 2013 года.
Справочно
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) на основании федерального закона Российской Федерацией создаются государственные корпорации (статья 7.1) и государственные компании (статья 7.2).
Российской Федерацией учреждено 7 государственных корпораций и создана одна государственная компания:
- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (ред. от 5 апреля 2013 г.) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
- Государственная корпорация «Ростехнологии». Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ (ред. от 4 марта 2013 г.) «О Государственной корпорации «Ростехнологии».
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
- Банк развития — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) «О банке развития»
- Агентство по страхованию вкладов. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
- Государственная компания «Олимпстрой». Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 г.) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
- Государственная компания «Роснанотех». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ (ред. от 31 мая 2010 г.) «О Российской корпорации нанотехнологий».
- Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ (ред. от 25 апреля 2012 г.) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, Указами Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 140 и от 21 марта 2007 г. № 394 созданы соответственно ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Федеральными законами о создании государственных корпораций и государственных компаний определены различные органы управления данных организаций. Единоличным исполнительным органом в одних государственных корпорациях является генеральный директор, в иных – президент либо председатель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей единоличного исполнительного органа производится также по-разному (Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и так далее). Заключение трудовых договоров с руководителями, включающих нормы по оплате труда, а также компенсационным выплатам при увольнении, как правило, осуществляется наблюдательным советом, в некоторых государственных корпорациях порядок заключения трудовых договоров не оговаривается (сравнительная таблица прилагается). Трудовой договор с руководителем организации заключается на срок до 5 лет, на практике – в основном до 3 лет.
Вопросы оплаты труда работников, как правило, отнесены к полномочиям правлений.
Российская Федерация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» осуществляет управленческие функции в отношении руководителей открытых акционерных обществ, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р «О перечне открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера — Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации». Данный перечень включает свыше 60 организаций.
Кроме того, имеется значительное количество государственных унитарных предприятий и организаций с государственным участием.
Минцифры составило список госкомпаний, подлежащих аудиту на предмет ИБ – СМИ (обновлено)
В перечень госкомпаний, которые должны до 1 июля провести проверку защищённости своих информационных систем и состояния информационной безопасности (ИБ), вошли 58 организаций, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо, разосланное Минцифры этим компаниям.
Среди них «Почта России», «Газпром-медиа холдинг» (ГПМ), «Росатом», СИБУР, Сбербанк и другие.
ОБНОВЛЕНО: Полный перечень из 74 организаций см. в конце текста.
Для оценки компании могут привлечь любые профильные организации, сертифицированные ФСТЭК и ФСБ. Результаты направят в правительство, следует из письма Минцифры. «Информация будет учитываться при разработке мер обеспечения безопасности информационных ресурсов РФ», — уточнили в министерстве. Там не пояснили, будут ли организации проводить проверку за собственный счёт или её оплатит государство.
Мероприятия, напомним, проводятся во исполнение указа президента РФ от 1 мая 2022. Указ предусматривает создание специальных ИБ-подразделений в ФОИВ, госкомпаниях, государственных фондах и иных органах (организациях), созданных в соответствии с федеральными законами, а также персональную ответственность руководителей этих органов (организаций) за состояние ИБ, руководить ИБ-подразделениями в соответствии с указом должны должностные лица в ранге заместителя руководителя органа (организации).
Как писал D-Russia.ru, на прошлой неделе Минцифры опубликовало типовое техническое задание (ТЗ) на выполнение работ по оценке уровня защищённости информационной инфраструктуры. Из типового ТЗ следует, что необходимо выявить стратегические риски, то есть недопустимые события для каждого предприятия, уязвимости в системе, которые «могут быть использованы внешними и внутренними нарушителями», а также недостатки применяемых средств защиты. К категории недопустимых событий Минцифры относит, в частности, утечки персональных данных и другой информации конфиденциального характера, мошеннические действия в банковских системах и т.д.
См. также: «Портрет типичного виновника утечек» по версии «РТК-Солар» >>>
Перечень ключевых органов (организаций), которым необходимо осуществить мероприятия по оценке уровня защищенности своих информационных систем с привлечением организаций, имеющих соответствующие лицензии ФСБ и ФСТЭК
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Министерство транспорта Российской Федерации
- Министерство финансов Российской Федерации
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Минэнерго России
- Министерство энергетики Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Правительство Москвы
- Правительство Санкт-Петербурга
- Федеральная налоговая служба России
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Казначейство России
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Акционерное общество «Авиакомпания «Россия»
- Акционерная компания «Алроса» (публичное акционерное общество)
- Акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг»
- Акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь»
- Акционерное общество «Гознак»
- Акционерное общество «Дом. РФ»
- Акционерное общество «Ижевский механический завод»
- Акционерное общество «Концерн «Калашников»
- Акционерное общество «Минерально-химическая компания «ЕвроХим»
- Акционерное общество «НПО «Высокоточные комплексы»
- Акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация»
- Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация»
- Акционерное общество «Объединенная химическая компания «Уралхим»
- Акционерное общество «Почта России»
- Акционерное общество «Российский национальный коммерческий банк»
- Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (исключая Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Москвы и Московской области»)
- Акционерное общество «Каспийский трубопроводный консорциум-Р»
- Акционерное общество «Апатит»
- Акционерное общество «Зарубежнефть»
- Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (ОАО «Россельхозбанк»)
- Открытое акционерное общество «Концерн ПВО «Алмаз – Антей»
- Акционерное общество «Первый канал»
- Открытое акционерное общество Авиакомпания «Уральские авиалинии»
- Общество с ограниченной ответственностью «Домодедово Айти Сервисиз»
- Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (исключая Московский информационно-вычислительный центр — структурное подразделение главного вычислительного центра — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Западно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», общество с ограниченной ответственностью «Красноярский междугородный автовокзал»)
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
- Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»
- Общество с ограниченной ответственностью «Аэродинамика»
- Общество с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной Столицы»
- Общество с ограниченной ответственностью Авиакомпания «Победа»
- Общество с ограниченной ответственностью «Новапорт Холдинг»
- Публичное акционерное общество «Аэрофлот–российские авиалинии»
- Открытое акционерное общество «Банк ВТБ»
- Публичное акционерное общество «Газпром»
- Публичное акционерное общество «ИнтерРАО ЕЭС»
- Публичное акционерное общество «Нефтяная компания Лукойл»
- Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть»
- Публичное акционерное общество «Объединённая авиастроительная корпорация»
- Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
- Публичное акционерное общество «Российские сети» (исключая ПАО «Россети-Волга»; филиал компании «Россети Сибирь» в Республике Хакасия; филиал компании «Россети Филиал компании «Россети Сибирь» в Республике Бурятия; филиал компании «Россети Сибирь» в Республике Алтай; Мурманский филиал компании «Россети Северо-Запад»)
- Публичное акционерное общество «Ростелеком» (исключая Курский филиал ПАО «Ростелеком», Магаданский филиал ПАО «Ростелеком», Воронежский филиал ПАО «Ростелеком»)
- Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
- Публичное акционерное общество «СИБУР Холдинг»
- Публичное акционерное общество «Сургутнефтегаз»
- Публичное акционерное общество «Татнефть» имени В. Д. Шашина
- Публичное акционерное общество «Тольяттиазот»
- Публичное акционерное общество «Транснефть»
- Публичное акционерное общество «Императорский Тульский оружейный завод»
- Публичное акционерное общество «Уралкалий»
- Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро» (исключая филиал Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания-РусГидро» — «Карачаево-Черкесский Филиал»)
- Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (исключая филиал публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»-специализированная производственная база «Белый Раст», Ростовское предприятие магистральных электрических сетей — филиал публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»)
- Публичное акционерное общество «Химпром»
- Публичное акционерное общество «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть»
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»
- Федеральная государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Телевизионный технический центр «Останкино»
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться:
Свежие новости
- Все новые материалы
- Эксперты
- Электронное правительство
- В регионах
- За рубежами
- Новости
- Актуально
- Аналитика
- Управление интернетом
- Интервью
- Импортозамещение
Подробнее
Подписка на дайджест
- Email(корректный e-mail)
Эксперты
Форум «ПРОФ-IT»
Сводный перечень проверок
Воспользуйтесь поисковой системой сводного списка проверки.
Сводный контрольный список (CSL) — это список сторон, для которых правительство Соединенных Штатов сохраняет ограничения на определенные виды экспорта, реэкспорта или передачи товаров. Ниже в разделе «Инструменты» приведены ссылки на поисковую систему CSL, загружаемые файлы CSL и интерфейс прикладного программирования (API) CSL, все из которых состоят из объединения нескольких списков проверки экспорта министерств торговли, штата и казначейства.
Узнайте больше о недавних санкциях против России и других обновлениях экспортного контроля.
Ключевые соображения:- Эти инструменты представляют собой объединение нескольких списков проверки экспорта, составленных министерствами торговли, штата и казначейства, и могут использоваться в качестве помощи промышленности при проведении электронных проверок потенциальных участников регулируемых сделок.
- Если компания, юридическое лицо или физическое лицо в списке соответствуют стороне, потенциально вовлеченной в вашу экспортную операцию, перед продолжением следует провести дополнительную комплексную проверку.
- Может существовать строгий запрет на экспорт, требование о подаче заявления на получение лицензии, оценка конечного использования или пользователя, чтобы убедиться, что это не приводит к деятельности, запрещенной какими-либо экспортными правилами США, или другие ограничения.
- Прежде чем предпринимать дальнейшие действия, чтобы обеспечить полное соблюдение всех условий и положений ограничений, наложенных на стороны в этом списке, пользователь должен проверить официальную публикацию ограниченных сторон в Федеральном реестре. Они также должны проверить официальные списки ограниченных сторон, которые хранятся на веб-сайтах министерств торговли, штата и казначейства.
Приведенные ниже ссылки в разделе «Источники» отправят вас на конкретную веб-страницу, на которой содержится дополнительная информация о том, как использовать каждый конкретный список. Эти ссылки также встроены в поисковую систему CSL и загружаемые файлы CSL. Вы найдете их в столбце «source_information_url» для каждого из перечисленных объектов.
Обновления
Все инструменты автоматически обновляются каждый день в 5:00 утра по восточному поясному времени. CSL получает обновления списков, подробно описанных ниже, от каждого из федеральных агентств-источников. Федеральное агентство несет ответственность за предоставление обновленных файлов для обеспечения актуальности CSL.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ СПИСОК ПРОВЕРКИ
Инструменты
Поисковая система CSL
Поисковая система CSL работает с CSL API чтобы пользователи могли вводить имя, страну или исходное агентство в поиске. (Лучше всего просматривать в Chrome и Firefox).
Поисковая система CSL имеет возможности «Поиска по нечетким именам», позволяющие выполнять поиск, не зная точного написания имени объекта. В режиме «Нечеткое имя» CSL возвращает «оценку» для результатов, которые точно или почти соответствуют искомому имени. Это особенно полезно при поиске на CSL имен, которые были переведены на английский язык с языков, не использующих латинский алфавит.
Загружаемые файлы CSL
В загружаемых файлах CSL есть столбец с названием «источник». В этом столбце указано, какой конкретный контрольный список запрещенных партий федерального агентства является источником для каждой записи в электронной таблице. Пустые поля данных в загружаемом файле CSL не применимы к сводному скрининговому списку в столбце «источник».
- Инструкции по загрузке сводного списка для проверки
- Скачать CSV
- Загрузка TSV (в кодировке ASCII)
- JSON
Интерфейс прикладного программирования CSL (API)
CSL API позволяет компьютерам свободно обращаться к CSL в открытом, машиночитаемом формате. Используя этот API, любая компания может создать поисковую систему для быстрого поиска имен, псевдонимов и другой информации для проверки. API также имеет возможности «Поиска по нечетким именам».
См. также: Руководство по началу работы с API. Любые сделки со стороной из этого списка, которые нарушают условия приказа об отказе, запрещены.
Обратитесь в Бюро промышленности и безопасности.
Государственный департамент – Бюро международной безопасности и нераспространения
- Санкции по нераспространению – Стороны, в отношении которых применяются санкции в соответствии с различными законодательными актами. Связанная веб-страница обновляется по мере необходимости, но Федеральный реестр является единственным официальным и полным списком решений о санкциях в области нераспространения.
Свяжитесь с Бюро международной безопасности и нераспространения.
Государственный департамент – Управление по контролю за торговлей оборонными товарами
- Список запрещенных лиц AECA – организации и физические лица, которым запрещено прямо или косвенно участвовать в экспорте товаров оборонного назначения, включая технические данные и оборонные услуги. В соответствии с Законом о контроле за экспортом оружия (AECA) и Правилами международной торговли оружием (ITAR) в список исключенных AECA входят лица, осужденные судом за нарушение или сговор с целью нарушения AECA и подлежащие «законному отстранению», или лица, виновные в нарушении AECA в административном порядке и подлежащие «административному отстранению».
Свяжитесь с Управлением по контролю за оборонной торговлей.
Министерство финансов – Управление по контролю за иностранными активами
- Список особо обозначенных граждан — Стороны, которым может быть запрещено экспортные операции на основании правил OFAC. EAR требует лицензии на экспорт или реэкспорт любой стороне в любой записи в этом списке, которая содержит любой из суффиксов «SDGT», «SDT», «FTO», «IRAQ2», «NPWMD» или «NS-PLC».
- Список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций – иностранные физические и юридические лица, которые, как установлено, нарушили, пытались нарушить, вступили в сговор с целью нарушения или вызвали нарушение санкций США в отношении Сирии или Ирана, а также иностранные лица, которые содействовали мошенническим операциям в интересах или от имени лиц, подпадающих под санкции США. Операции, совершенные лицами из США или на территории Соединенных Штатов с участием иностранных лиц, уклоняющихся от санкций (FSE), запрещены.
- Перечень отраслевых санкций (SSI) — лица, работающие в секторах российской экономики, с которыми гражданам США запрещено заключать сделки, предоставлять финансирование или иметь дело с долговыми обязательствами со сроком погашения более 90 дней.
- Список санкций в отношении корреспондентского счета или счета с оплатой через счет (CAPTA) – иностранные финансовые учреждения, подпадающие под действие CAPTA. По состоянию на 14 марта 2019 г. в Перечень включена одна иностранная финансовая организация, в отношении которой применены санкции в отношении корреспондентских или сквозных счетов. До 14 марта 2019 года эта организация находилась в списке Part 561 OFAC.
- Список санкций, основанных на меню, не относящийся к SDN (список NS-MBS) — лица, на которых распространяются определенные неблокирующие санкции на основе меню, которые были наложены в соответствии с законодательными или другими органами, включая определенные санкции, описанные в разделе 235 Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), введенные в действие Исполнительным указом 13849., и Закон о поддержке свободы Украины от 2014 года с поправками CAATSA. С мая 2021 года санкционный список, не основанный на меню SDN, также будет включать организации, включенные в контрольный список Закона об энергетической безопасности Европы от 2019 года (PEESA).
- Компании военно-промышленного комплекса Китая (CMIC) (NS-CCMC), не входящие в SDN. Эта публикация Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) разработана в качестве справочного инструмента, который идентифицирует лиц, подвергающихся определенным санкциям, которые были наложены в соответствии с законодательными или другими органами, включая определенные санкции, описанные в Исполнительном указе 139.59, «Отражение угрозы от инвестиций в ценные бумаги, которые финансируют коммунистические китайские военные компании», с поправками, внесенными Исполнительным указом 13974. OFAC предоставило следующие часто задаваемые вопросы (871, 872, 873, 874), которые дополнительно объясняют санкции, связанные с именами в списке NS-CCMC. Если вы считаете, что у вас действительно есть совпадение с именем из этого списка, вы можете обратиться в OFAC за дополнительными указаниями.
Обратитесь в Управление по контролю за иностранными активами.
- Примечания
- Список CAPTA предназначен для включения иностранных финансовых учреждений, на которые распространяются санкции в отношении корреспондентских или сквозных счетов в соответствии с санкционными органами, включая Закон о поддержке свободы Украины от 2014 года с поправками, внесенными Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций; Положение о санкциях в отношении Северной Кореи, 31 C. F.R. часть 510; Закон о свободе Ирана и борьбе с распространением 2012 года; Положения о финансовых санкциях против Ирана, 31 C.F.R. Часть 561; Положения о финансовых санкциях против «Хизбаллы», 31 C.F.R. Часть 566; и Исполнительный указ 13846. В списке CAPTA также будут указаны конкретные запреты или строгие условия, которым подчиняются иностранные финансовые учреждения. Эти списки содержат только те, в которых упоминается «директива 2».
- Список Палестинского законодательного совета (PLC) теперь является частью Списка особо обозначенных граждан с достаточным «NS-PLC».
- Мы оптимизировали наш алгоритм дублирования, чтобы полные имена и псевдонимы не появлялись дважды.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег приостанавливает членство Российской Федерации и определяет юрисдикции с недостатками в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и нераспространением ядерного оружия
ВАШИНГТОН — Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) информирует финансовые учреждения США о том, что Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), межправительственный орган, устанавливающий международные стандарты в области борьбы с отмыванием денег, противодействия финансированию терроризма и противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМП), опубликовала 24 февраля публичное заявление по завершении своего пленарного заседания, в котором объявила о приостановке своей деятельности. членство Российской Федерации в ФАТФ. В заявлении отмечается, что «действия Российской Федерации недопустимо противоречат основным принципам ФАТФ, направленным на обеспечение безопасности, надежности и целостности мировой финансовой системы». ФАТФ также призвала «все юрисдикции сохранять бдительность в отношении угроз целостности, безопасности и защищенности международной финансовой системы, возникающих в результате войны Российской Федерации против Украины». ФАТФ также подтвердила, что «…все юрисдикции должны быть готовы к возможным возникающим рискам в результате обхода мер, принятых для защиты международной финансовой системы, и принимать необходимые меры для снижения этих рисков». После вторжения России в Украину в феврале 2022 года FinCEN опубликовала четыре предупреждения, в которых финансовые учреждения США отмечают тревожные сигналы потенциальной незаконной финансовой деятельности, включая уклонение от санкций и экспортного контроля, со стороны юридических и физических лиц, поддерживающих войну России против Украины. [1]
ФАТФ также обновила свои списки юрисдикций со стратегическими недостатками в сфере ПОД/ФТ/ФРОМП[2]. Финансовые учреждения США должны учитывать позицию ФАТФ в отношении этих юрисдикций при анализе своих обязательств и политик, процедур и практики, основанных на рисках.[3]
24 февраля 2023 года ФАТФ исключила Камбоджу и Марокко из своего списка юрисдикций, находящихся под усиленным контролем , и добавила в этот список Южную Африку и Нигерию.
Список ФАТФ юрисдикций с высоким уровнем риска, в отношении которых необходимо принять меры, остается прежним, при этом Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) по-прежнему подлежат контрмерам ФАТФ. Бирма остается в списке юрисдикций с высоким уровнем риска, в отношении которых действует призыв к действию , и в отношении нее по-прежнему проводится усиленная проверка, а не контрмеры.[4]
В рамках процесса листинга и мониторинга ФАТФ для обеспечения соответствия ее международным стандартам ФАТФ выпустила два заявления: (1) Юрисдикции, находящиеся под усиленным мониторингом, в котором публично указаны юрисдикции со стратегическими недостатками в их режимах ПОД/ФТ/ФРОМП, которые взяли на себя обязательство или активно работают с ФАТФ для устранения этих недостатков в соответствии с согласованным графиком; (2) Юрисдикции с высоким уровнем риска, подлежащие призыву к действию, в котором публично указываются юрисдикции со значительными стратегическими недостатками в их режимах ПОД/ФТ/ФРОМП и содержится призыв ко всем членам ФАТФ проявлять усиленную должную осмотрительность и, в наиболее серьезных случаях, применять контрмеры для защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения, исходящих из указанных стран.
Юрисдикции, находящиеся под усиленным контролем
В отношении юрисдикций, находящихся под усиленным контролем, определенных ФАТФ, , финансовым учреждениям, подпадающим под действие США, напоминаем об их обязательствах по выполнению обязательств по комплексной проверке иностранных финансовых учреждений (FFI) в соответствии с 31 CFR § 1010.6 10(a) в дополнение к их общим обязательствам согласно 31 U.S.C. § 5318(h) и правила его реализации. В соответствии с требованиями 31 CFR § 1010.610(a), подпадающие под действие финансовые учреждения должны обеспечить, чтобы их программы должной осмотрительности, касающиеся корреспондентских счетов, открытых для ИФУ, включали надлежащие, конкретные, основанные на рисках и, при необходимости, расширенные политики, процедуры и средства контроля, которые разумно разработаны для выявления и сообщения об известных или подозреваемых действиях по отмыванию денег, осуществляемых через или с участием любого корреспондентского счета, открытого, поддерживаемого, администрируемого или управляемого в Соединенных Штатах. Кроме того, предприятия денежных услуг (MSB) имеют параллельные требования в отношении иностранных агентов или иностранных контрагентов, как описано в Пояснительной версии 2004-1 FinCEN, в которой разъясняется, что регулирование программы AML требует, чтобы MSB установили адекватные и надлежащие политики, процедуры и средства контроля, соизмеримые с риском отмывания денег и финансирования терроризма, связанным с их отношениями с иностранными агентами или иностранными контрагентами. Дополнительную информацию об этих параллельных требованиях (касающихся как местных, так и иностранных агентов и иностранных партнеров) можно найти в Руководстве FinCEN по соблюдению существующих правил программы AML для руководителей MSB в отношении мониторинга агентов. Однако такие разумные шаги не должны ставить под сомнение способность финансового учреждения поддерживать или иным образом продолжать соответствующие отношения с клиентами или другими финансовыми учреждениями и не должны использоваться в качестве основания для участия в массовом или неизбирательном снижении рисков любого класса клиентов или финансовых учреждений. Финансовым учреждениям также следует ссылаться на предыдущие межведомственные инструкции по предоставлению услуг иностранным посольствам, консульствам и миссиям.
Организация Объединенных Наций (ООН) приняла несколько резолюций о введении экономических и финансовых санкций. Государства-члены связаны положениями этих резолюций Совета Безопасности ООН (СБ ООН), и некоторые положения этих резолюций особенно актуальны для финансовых учреждений. Финансовые учреждения должны быть ознакомлены с требованиями и запретами, содержащимися в соответствующих резолюциях СБ ООН. В дополнение к санкциям ООН правительство США поддерживает надежную программу санкций. Описание текущих программ санкций Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) см. в разделах Санкционные программы и информация о стране OFAC.
Юрисдикции с высоким уровнем риска, в отношении которых необходимо принять меры
Что касается выявленных ФАТФ юрисдикций с высоким уровнем риска, в отношении которых требуется действие , Бирма остается в этой категории, и ФАТФ призывает юрисдикции применять усиленную комплексную проверку соразмерно рискам. Как правило, FinCEN рекомендует финансовым учреждениям США проявлять усиленную должную осмотрительность при ведении корреспондентских счетов для иностранных банков, работающих на основании банковской лицензии, выданной страной, определенной межправительственной группой или организацией, членом которой являются Соединенные Штаты, как не сотрудничающей с международными принципами или процедурами по борьбе с отмыванием денег, и с назначением которых согласен представитель США в группе или организации.[5] Финансовым учреждениям США следует продолжать пользоваться существующими рекомендациями FinCEN и OFAC по проведению финансовых операций с Бирмой.[6]
В случае КНДР и Ирана, определенных ФАТФ юрисдикций с высоким риском, в отношении которых распространяется призыв к действию , в частности, контрмеры, финансовые учреждения должны соблюдать обширные ограничения и запреты США на открытие или ведение любых корреспондентских счетов, прямо или косвенно, для северокорейских или иранских финансовых учреждений. Существующие санкции США и правила FinCEN уже запрещают любые такие отношения с корреспондентскими счетами.
Правительство Ирана и иранские финансовые учреждения остаются лицами, чье имущество и имущественные интересы заблокированы в соответствии с E.O. 13599 и раздел 560.211 Положения о сделках и санкциях Ирана (ITSR). Финансовым учреждениям США и другим гражданам США по-прежнему в целом запрещено в соответствии с ITSR участвовать в транзакциях или сделках с Ираном, правительством Ирана и иранскими финансовыми учреждениями, включая открытие или ведение корреспондентских счетов для иранских финансовых учреждений. Эти санкции налагают на граждан США обязательства, выходящие за рамки соответствующих рекомендаций ФАТФ. В дополнение к санкциям, введенным OFAC, 25 октября 2019 г., FinCEN признал Иран юрисдикцией, вызывающей основные опасения по отмыванию денег, и издал окончательное правило в соответствии с разделом 311 Закона USA PATRIOT, введя пятую специальную меру, предусмотренную разделом 311. Это правило запрещает финансовым учреждениям США открывать или поддерживать корреспондентские счета для иранского финансового учреждения или от его имени, а также использовать корреспондентские счета иностранных финансовых учреждений в подпадающих под действие финансовых учреждениях США для обработки транзакций с участием иранских финансовых учреждений (31 CFR § § 1010.661).
Страны, исключенные из списка
Для юрисдикций, исключенных из списка и процесса мониторинга ФАТФ, финансовые учреждения США должны учитывать решения ФАТФ и причины исключения из списка при оценке риска в соответствии с обязательствами финансовых учреждений в соответствии с 31 CFR § 1010.610(a) и 31 CFR § 1010 .210.
Если финансовое учреждение знает, подозревает или имеет основания подозревать, что транзакция связана со средствами, полученными в результате незаконной деятельности, или что клиент иным образом участвовал в деятельности, свидетельствующей об отмывании денег, финансировании терроризма или другом нарушении федерального закона или постановления, финансовое учреждение должно подать отчет о подозрительной деятельности.