Виды профессиональной компетентности. — Студопедия
Под компетентностью понимается, индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии. О наличии компетентности судят по результату труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.
Различают следующие виды профессиональной компетентности:
— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионально го общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
— личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
— индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Названные виды компетентности означают по сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.
Выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от профессии. Это некоторые ключевые профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в социальной практике.
Можно сказать, что каждый из описанных выше видов компетентности включает в себя такие общие межпрофессиональные компоненты:
— в специальной компетентности — способность к планированию трудовых процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;
— в личностной компетентности
— в индивидуальной компетентности — мотивация достижения, успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомо тивированию, уверенность в себе, оптимизм.
По мнению А.К. Марковой, существует еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» — готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более, чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию, им меньше грозит безработица.
Профессиональная компетентность педагога. Понятия, виды.
МУ ДО «Центр детского творчества» города Касли Каслинского Муниципального района
Тема: «Профессиональная компетентность педагога. Понятие и виды»
подготовил:
Беломестных Ирина Викторовна
Должность:
социальный педагог
2017 г.
г. Касли, Челябинская область
Российская Федерация
Содержание
Введение – 3 – 4 стр.
1. Понятия и виды профессиональной компетентности педагога – 4-7 стр.
2. Основы профессиональной компетентности педагога – 7-10 стр.
Заключение – 10-11 стр.
Список литературы – 11-12 стр.
Введение
Педагогическое образование решает актуальную задачу кадрового обеспечения в России, которая является составной частью системы образования.
Развитие и становление профессиональной компетентности педагога, готового и способного решать профессиональные задачи, осуществлять инновационные процессы все это составляет стратегию образования на современном этапе. Разработкой компетентностного подхода в отечественной науке занимались многие ученые: В.И. Бабейко, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Серикова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие. Благодаря исследованиям этих ученых сложились основы теории компетентностного подхода, а именно, определены сущность, содержание и структура профессиональной компетентности, выявлены условия, разработаны технологические основы ее формирования.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
1. Понятия и виды профессиональной компетентности педагога.
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя». «Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» так считал В.А. Адольф. Под профессиональной компетентностью Д.С. Савельев подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи. Н.В. Кузьмина выделяет в качестве основных элементов педагогической компетенции следующие:
— специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
— методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;
— психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;— рефлексия педагогической деятельности или аут психологическая компетентность.
С.А. Дружилов сопоставил уровни профессионализма и сформированности компетентности, по его мнению, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ (предпосылок) будущей профессиональной компетентности. Он выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, концепциями, навыками) и заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности:
Бессознательная некомпетентность;
Сознательная некомпетентность;
Бессознательная компетентность.
Под компетентностью понимается, индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии. По результату труда человека судят о наличии компетентности. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.
Различают следующие виды профессиональной компетентности:
— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
— личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
— индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Названные виды компетентности означают, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. В одном человеке могут не совпадать названные виды компетентности. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.
По мнению А.К. Марковой, существует еще один вид меж профессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» — готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более, чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию, им меньше грозит безработица.
Изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию является психологической основой компетентности.
Педагог, который не развивается никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества школьного образования в целом
2. Основы профессиональной компетентности педагога.
На первый план при рассмотрении профессиональной компетентности учителя ставится личность самого педагога. А.С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Мастерство педагогического общения – это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение – это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
Исторически сложились в педагогической теории два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя – это и есть компетентность.
В педагогической деятельности успешность во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности — недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».
Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить. Поэтому, на наш взгляд, прав А.С. Смирнов, который пишет: «Человек, обеспечивающий образование, — не математик, не историк, и даже не учитель, а методолог, социотехник, коммуникатор». Как пишет В.Е. Степанова, методолог — умеющий организовать и соорганизовать деятельность субъектов, социотехник — умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор — умеющий строить отношения на основе диалога, в целом специалист «умеющий адекватно употреблять самого себя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающий новые формы Мышления и Деятельности».
Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.
Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.
Заключение
Выводы:
1.Изучение мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
2. Рассмотрено содержание или основы профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:
1). В.А. Сухомлинский писал о педагогическом мастерстве: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю.
2). Личностные качества, интересы и склонности педагога.
В данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты, она должна иметь четкую структуру определяющую ее содержание.
Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности. Думаю, что все педагоги сегодня, любящие свою работу постоянно работают над повышением своего профессионализма, компетентности.
Список литературы:
Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.
Азаров Ю.П. Искусство воспитания. — М., 1986.
Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.
Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И. Байденко. М., 2006. – 210 с.
Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1988.
Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
Макаренко, А.С. Пед. соч.: в 8 т. Т. 4 / А..С. Макаренко. – М., 1985. –236 с.
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А. Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.
Подласый И.П. Педагогика [Текст] / учебник для высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый
Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.-480с.
Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
Степанова, В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности (Саморазвитие педагогического коллектива) / В.Е.Степанова. – Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. – 164 с.
Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
www.Bibliofond.ru
Профессиональные компетенции — Студопедия
В отечественной педагогической науке имеются предпосылки для разработки компетентностного подхода в профессиональном образовании, которые отвечают современным реалиям. В дидактике высшей школы есть опыт рассмотрения результатов образовательной деятельности, как некоторых интегральных характеристик личности, который хорошо согласуется с идеями компетентностного подхода.
С позиций компетентностного подхода, результатом профессионального образования является компетентность, которая определяется, как готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.
В понятие «профессиональная компетентность» педагога включаются следующие компоненты:
· личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать,
· свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями (4)
Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен» т.е. «умеет делать». Способности – индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности (12).
Профессиональная компетентность определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу (16).
Компетентность проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой педагогической культуры в целом, отечественной педагогики, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщить и передать свой опыт другим. Есть смысл говорить о компетентности только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь ситуации.(умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт).Факт проявления необходимой компетенции в определённой ситуации есть стиль деятельности (16).
Качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем
Педагог способен к рефлексии, то есть к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.
Компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии.
Представляя квалификацию специалиста как общность, выражающуюся в его интегративной способности осуществлять профессиональную деятельность, можно раскрыть ее состав. В качестве составляющих компонентов выделяется компетентность, мастерство, инициативность и нравственность.
Под компетентностью специалистов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В самой трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.
Опираясь на предмет профессиональной деятельности работников образования, можно отметить, что их компетентность характеризуют научные знания по одной или нескольким учебным дисциплинам, по циклу дисциплин, относящихся к человековедению (психология, педагогика, антропология, социология и др.), а также по циклу гуманитарных дисциплин (философия, история развития науки и др.).
Компетентность будущих педагогов связана с разносторонностью их общеобразовательных знаний. Поэтому перечисленные выше аспекты знаний будущих педагогов следует рассматривать как содержательную основу, характеризующую их профессиональную компетентность.
Компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее.
Компетентностный подход в профессиональном педагогическом образовании – это своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики.
Компетентностный подход проявляется в понимании профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей.
Охарактеризуем обозначенные компетентности более подробно применительно к профессиональной деятельности педагога.
КЛЮЧЕВЫЕ — компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.
Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования
· информации;
· коммуникации, в том числе на иностранном языке;
· социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
БАЗОВЫЕ компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности
Для профессиональной педагогической деятельности базовыми назовем компетентности необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Базовые компетенции предполагают сформированность первоначального уровня способности к конкретной профессиональной деятельности. Базовую компетенцию можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.
Базовые компетенции отражают особенности профессиональной деятельности.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.
Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, сферы профессиональной деятельности.
Развитие специальной компетентности происходит через сочетание опыта работы с и выполнение конкретных учебных заданий, проведения собственных тематических педагогических исследований, выполнения творческих работ и педагогических проектов, которые определяются актуальностью педагогических проблем, затрагивающей направленность наличных и будущих интересов студентов.
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности.
Выделение в профессиональной компетентности ключевой, базовой и специальной компетентностей достаточно условно, они взаимосвязаны, могут проявляться одновременно
Ключевые, базовые и специальные компетенции, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, с использованием определенного образовательного пространства.
Базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые пронизывать алгоритм их решения
Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности
Сущностными характеристиками компетентностно-ориентированного подхода в высшем профессиональном образовании образования являются:
· Усиление личностной направленности образования: необходимо обеспечить активность студента в образовательном процессе, а для этого – увеличить возможности выбора и сформировать обобщенные способности выбора;
· Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования
· Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах:
1. осознании самоценности каждой личности, ее уникальности;
2. неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития;
3. приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.
Для построения профессионального образования, ориентированного на компетентностный подход, педагог должен по-новому понимать свою профессиональную деятельность. Необходима смена позиции преподавателя на позицию «педагогической поддержки» студента. Умение согласовывать педагогические интересы с интересами будущего профессионала – необходимый профессиональный навык педагога
Профессиональную компетентность преподавателя характеризуют процессы принятия педагогических решений. Это делает особенно актуальной проблему развития у будущего преподавателя способности видеть проблемы, возникающие в образовательном процессе, самостоятельно ставить конкретные педагогические цели и задачи, находить способы их решения, анализировать и оценивать полученные результаты.
Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение студента. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного преподавателя вуза.
Компетентностный подход, определяя логику реализации модели профессионального образования, позволяет подготовить конкурентоспособного преподавателя. Профессиональное образование с точки зрения компетентностного подхода не сводится исключительно только к приобретению суммы «познавательных» и профессиональных навыков, а предполагает развитие способности постоянно учиться. Единицей обучения при компетентностном подходе является не порция знаний, а профессиональная задача, педагогическое действие в определенном контексте во всей ее жизненной полноте и противоречивости. Задачи, ориентированные на профессиональное развитие личности преподавателя, позволяют ему иначе взглянуть на свой предмет, найти ответ при каких условиях предмет будет являться средством личностного развития студента.
При компетентностном подходе образовательный процесс выполняет роль главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед специалистами жизнь, экономическая ситуация в обществе, развивающийся рынок труда.
Построение образовательного процесса, направленного на управление самообразованием человека, обеспечивает создание внутренних условий для того, чтобы личность постепенно могла научиться самостоятельно проектировать и двигаться к осуществлению своих жизненных планов на основе достаточно высокого уровня самообразования. Таким образом, компетентностный подход позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределенности.
Цель подготовки компетентного специалиста в современных условиях может быть сформулирована следующим образом: содействовать становлению (развитию) профессиональной компетентности, которая выражается в его способности решать различные классы (виды) профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности на основе теоретических знаний, имеющегося социокультурного опыта практического решения задач анализа собственного опыта и возможностей для этого.
Ориентируясь на цели, можно наметить следующие образовательные стратегии, ориентированные на развитие компетенций:
I. практико-ориентированное модульное обучение,
II. обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений),
III. социальное взаимодействие в обучении.
В данных стратегиях оценивается каждый студент, приобретенные им знания, умения, компетенции посредством экспертной оценки и самооценки.
Вопросы для самопроверки:
1. Сформулируйте основную цель подготовки компетентностного специалиста.
2. Классифицируйте образовательные компетенции.
3. Охарактеризуйте уровни профессиональной компетенции преподавателя.
4. Каковы истоки идеи компетентностного подхода?
5. Чем, по вашему, различаются понятия «компетентность» и «компетенция»?
6. Перечислите ключевые компетенции.
Вопросы для размышления
1. Определите место компетентностного подхода в современной системе высшего профессионального образования.
2. «Личностные достижения студента – это…» Продолжите.
3. В течение семестра студент плохо занимался, пропускал пары, получал двойки за коллоквиумы. Но на экзамене он получил «5». Как оценить достижения этого студента?
4. Чем обусловлено развитие личностно-ориентированной парадигмы образования и внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования.
5. Как, на ваш взгляд, наиболее эффективно осуществлять оценивание достижений студентов при личностно-ориентированной системе образования и компетентностном подходе.
Выступление на дидактическом семинаре по теме: «ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на дидактическом семинаре по теме:
«ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Учитель начальных классов
Морозова Т.Н.
2014
Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
Общекультурная компетенция:
• знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
• умение рефлектировать личностную систему;
• толерантность к разным этнокультурам.
Компетенция личностного самосовершенствовании:
• потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
• способность к саморазвитию.
Познавательно-творческая компетенция:
• умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
• развитость творческих способностей;
• способность самостоятельно приобретать новые знания.
Ценностно-смысловая ориентация личности:
• осознание своей роли и предназначения
• потребность и способность самореализации
• увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности
Коммуникативная компетенция:
• владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
Информационная компетенция:
• умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
• нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;
• владение информационными технологиями
Социально-трудовая компетенция:
• способность взять на себя ответственность;
• проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
• подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
Профессиональная компетенция:
• активная жизненная позиция
• профессиональные знания и умения
• профессиональные личностные качества творческие умения
Приведем перечень компетенций, составленный на основе списка компетенций Совета Европы в рамках проекта «Среднее образования в Европе»:
Изучать:
— уметь извлекать пользу из опыта;
— организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
— организовать свои собственные приемы обучения;
— уметь решать проблемы;
— самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
— запрашивать различные базы данных;
— опрашивать окружение;
— консультироваться у эксперта;
— получать информацию;
— уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
— организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
— критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ,
— уметь противостоять неуверенности и сложности;
— занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
— видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
— оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
— уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
— уметь сотрудничать и работать в группе;
— принимать решения;
— улаживать разногласия и конфликты;
— уметь договариваться;
— уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
— включаться в проект;
— нести ответственность;
— войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
— доказать солидарность;
— уметь организовывать свою работу;
— уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
— уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
— доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
— показать стойкость перед трудностями;
— уметь находить новые решения.
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1. Знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;
2. Знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности;
3. Знание основ научной организации труда;
4. Знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
5. Знание основ экологии, экономики, социологии;
6. Владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
7. Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Понятие «компетенция» в явном виде не закреплено в законе №273-ФЗ или Трудовом Кодексе, однако при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) использовалось следующее определение [Инструктивное письмо Минобрнауки РФ № 03-956 от 13 мая 2010г.]:
«Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
Именно это определение послужило основой так называемой «формулы компетенции».
Профессионально-педагогическая компетентность — Студопедия
Понятие «компетентность» уже, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии.
Компетентность определяют:
– как сочетание психических свойств;
– как психическое состояние, которое дает возможность человеку действовать самостоятельно и ответственно;
– как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.
Наличие компетентности можно определить по результатам профессиональной деятельности. Здесь, видимо, необходим научный подход к ее оценке.
По мнению А. К. Марковой, можно выделить такие виды профессиональной компетентности:
— специальную компетентность – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;
— социальную компетентность – владение коллективной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
— личностную компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;
— индивидуальную компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению, неподверженность профессиональному старению; умение рационально организовать свой труд (без перегрузок).
Совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.
Для рассмотрения профессионально-педагогической компетентности возможен другой подход.
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
В данном случае понятие «компетентность» связано непосредственно с педагогической деятельностью ППК – это способность педагога превращать свою специальность в средство формирования личности обучаемого.
Таким образом, ППК представляет собой совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.
В качестве основных составляющих профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие.
Специально-педагогическая компетентность педагога предполагает его осведомленность и авторитетность в области конкретной науки (или нескольких наук), определяющей содержание учебного предмета, которым должны овладеть обучаемые.
Специальная компетентность педагога базируется на его научной компетентности (знания науки плюс умения и навыки применять их на практике), которая позволяет ему выступать только в роли источника знаний.
Научно-педагогическая компетентность предполагает умение педагога превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.
Методическая компетентность предполагает выбор оптимальных методов обучения для решения конкретных дидактических задач – в том числе обучения будущих педагогов методике преподавания.
Социально-психологическая компетентность педагога предполагает его знание процессов общения, которое осуществляется внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, между педагогом и обучаемыми, и с учетом этого успешное решение поставленных задач для достижения искомых педагогических результатов. Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуникативную компетентность.
Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, его способностей, сильных сторон его характера, достоинств и недостатков предшествующей подготовки, а также выработки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебно-воспитательном процессе.
Аутопсихологическая компетентность состоит в осведомленности педагога о сильных и слабых сторонах собственной личности и своей педагогической деятельности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность его труда.
Общепедагогическая компетентность предполагает осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого могут быть технологии обучения и воспитания.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ — Студопедия
Компетентность – это степень квалификации работника, которая разрешает успешно решать задачи, которые стоят перед ним.
Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к условиям, которые изменяются.
Выделяют такие виды компетентности:
1) функциональная (профессиональная) компетентность: характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать. Требования к профессиональной компетентности во многом зависят от уровня управления и характера должности. Сегодня для высших руководителей сокращается значение специальных и возрастает роль методических и социальных знаний и навыков, способностей в области общения, руководства рабочими, способности воспринимать и интерпретировать информацию.
В основе профессиональной компетентности — профессиональная пригодность, которая представляет собой совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.
В условиях современного этапа НТР четко прослеживается тенденция к быстрому старению знаний и опыта персонала, который выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от современных требований к должности и профессии;
2) интеллектуальная компетентность: выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;
3) ситуативная компетентность: означает умение действовать согласно ситуации;
4) временная компетентность: отображает умение рационально планировать и использовать рабочее время.
Она содержит адекватную оценку расходов времени («чувство времени»), умение конструировать программу достижения цели во временном континууме (просторные), правильно определять расход времени;
5) социальная компетентность: предусматривает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, высказывать к ним отношение, вести беседы и т.д.
Социальная компетентность характеризует интеракционные способности работника, культуру делового общения как по вертикалу «руководитель – подчиненный», так и по горизонтали – «работники одного уровня», а также клиенты предприятия.
Социальная компетентность содержит:
• знание этики делового общения;
• умение предотвращать и относительно безболезненно решать конфликты;
• умение быстро и правильно передавать информацию;
• умение налаживать коммуникации;
• умение давать ясные и четкие задачи и соответственно мотивировать рабочих;
• умение тактично указывать на недостатки, корректно ставить на вид, вызвать доверие и т.п.
Такого рода знания и умения необходимы всем рабочим, а особенно — руководителям, поскольку в современном производстве от слаженности и гармоничности отношений в группе во многом зависит успех предприятия в целом.
Изучение управления персоналом обеспечивает формирование не только социальной, но во многом интеллектуальной и временной компетентности работников всех уровней, и в первую очередь — руководителей. В современных условиях ценность этих качеств для эффективной деятельности неуклонно повышается. Вдобавок, знание науки управления персоналом выступает важнейшей составной частью профессиональной компетентности руководителей предприятий.
Профессиональная компетентность педагога и ее структура — Студопедия
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональнуюкомпетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнениюкакой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.
А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:
• специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
• социальная компетентность — владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения;
• социальная ответственность за результаты своего труда;
• личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
• индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии,готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации [6, с. 34 — 35].
Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.
Структура профессиональной компетентности.
Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) системузнаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практическойготовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования.
Требования к теоретической готовности педагога
Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач: знания государственного языка Российской Федерации — русского языка, на котором ведется преподавание; знания об общих законах мышления и способах оформления его результатов в письменной и устной речи; знания основ философии, объясняющей наиболее общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей осознание смысла собственной жизни и профессиональной деятельности; знания о мировой и отечественной истории и культуре, формах и методах научного познания и их эволюции, роли науки в развитии общества; знания основ экономической и социальной жизни общества.
Независимо от специфики преподаваемой дисциплины педагог должен знать основы права и ведущие правовые документы,определяющую социальную и образовательную политику государства: Конституцию и законы Российской Федерации, решенияПравительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка. Для обеспечения защиты жизни и здоровья детей он обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности обеспечивается знанием основ научной организации труда:способов поиска, обработки, хранения и использования информации, современных информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной работы, соблюдения режима труда и отдыха и т.д.
Система психолого-педагогических знаний, необходимых любому учителю, включает в себя несколько блоков:
1) психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения;
2) знания особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития;
3) владение системой методологических и концептуальных знаний, помогающих педагогу осознанно строить педагогическийпроцесс: о сущности образования как социального явления; о месте и роли общего и педагогического образования в системе непрерывного образования; о функциях образования, основных тенденциях, направлениях и перспективах его развития; о современных подходах к обучению и воспитанию и т. д;
4) понимание психолого-педагогических основ общения, а для выполнения функции классного руководителя — знать теоретические основы процесса воспитания и способы организации воспитательного процесса, обладать знаниями в других сферах своей профессиональной деятельности: научно-методической, социально-педагогической, коррекционно-развивающей, управленческой;
5) знание следующих психолого-педагогических основ обучения:
• сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов;
• особенностей и структуры учебной деятельности учащихся, способов ее организации;
• психологических основ процесса усвоения;
• способов проектирования учебного процесса, отбора содержания обучения, адекватных форм, методов и средств обучения; современных педагогических технологий;
• требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
• средств обучения и их дидактических (обучающих) возможностей;
• сущности, видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, контроля и учета результатов обучения;
• способов диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности.
В соответствии со спецификой преподавательской деятельности учителя-предметника он должен глубоко разбираться в своейпредметной области знания и в методике преподавания.
Действенность профессиональных знаний, перевод их в практическую деятельность во многом определяются степенью овладения педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.
Компетенция | Значение компетенции | Пример | Пример профессии, в которой эта компетенция важна 9000 9000 Наблюдать | Обращать внимание на сигналы, подаваемые людьми, организациями и обществом, и действовать в соответствии с ними. | Быстро замечает, если что-то не так с другим человеком | Психотерапевт, телохранитель, Trendwatcher | 2 | Проявляет инициативу | Действует по собственной инициативе; максимальное использование возможностей; предпринимать что-либо, даже если это связано с риском | Часто проявляет инициативу | Предприниматель, продавец, руководитель деятельности | 3 | Анализирует | Понимание сложной информации; установление связей; делать выводы | Быстро понимает суть сложной проблемы | Исследователь, детектив, системный дизайнер | 4 | Принятие решений | Взвешивание и принятие решения | Умеет принимать правильное решение в сложных ситуациях | Судья, директор, временный менеджер | 5 | Создание | Придумывание новых идей, подходов или решений | Часто придумывает новые идеи | Исполнительный директор по рекламе, промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров | 6 | Планирование и организация | Планирование действий и ресурсов (человеческих и нечеловеческих) для достижения цели | Хорошая оценка того, что требуется для реализации плана | Планировщик, организатор конференций, диспетчер дорожного движения | 7 | Сохраняется | Сохраняется, даже если есть неудачи | Идет на расстояние, даже несмотря на невзгоды | Велосипедист, социальный работник в наркологической клинике | 8 | Гибко реагирует | Делает то, к чему вы не привыкли или не собирались делать , в зависимости от ситуации | Умеет адаптироваться, если обстоятельства меняются | Представитель в отпуске, комик, A&E Doctor | 9 | Работа под давлением | Эффективность в ситуациях давления, e.грамм. цейтнот, риск, эмоциональное напряжение | Сохраняет контроль над собой в хаотических ситуациях | Полицейский, летчик-истребитель, футбольный рефери | 10 | Устное общение | Понимание других и понимание в устном общении | Хорошо понимает, что имеет в виду другой человек | Поверенный, интервьюер, психотерапевт | 11 | Письменное общение | Понимание других и понимание при письменном общении | Способен хорошо общаться в письменной форме, даже с людьми, которые очень разные | Журналист, редактор, литературный критик | 12 | Помогая | Предлагает время, усилия и ресурсы для достижения чужих / чужих целей | Хорошо понимает, что нужно другим людям, и пытается предложить этот | Социальный работник, личный тренер h, физиотерапевт | 13 | Сеть | Создание, поддержка и максимальное использование сети | Знает много людей | Агент по недвижимости, хедхантер, лоббист | 14 | Контроль | собственные или чужие действия или продукты удовлетворительны | Регулярно проверяет, идет ли работа по графику | Бухгалтер, аудитор, инспектор | 15 | Ведущий | Влияние и контроль | Очень убедительно | Менеджер, Торговля Лидер профсоюзов, политик | 16 | Автономия и саморазвитие | Извлечение уроков из опыта и управление собственным процессом развития | Целенаправленная работа над собственным развитием | Повышение важности практически для всех ролей и профессий | |
Важность развития компетентности сотрудников
Весна официально наступила, и по мере того, как дни становятся длиннее, наши сады засыпаются цветами, а наши высшие управленческие должности и отделы кадров легко обращаются к мыслям о росте.
Рост! Продуктивность! Это время для нового внимания к развитию навыков и личному обогащению. Плюс обещание всего этого, включая растущие потоки доходов, новые идеи и растущую прибыль.Чтобы максимально использовать сезон и его влияние на ваших сотрудников, возможно, пришло время обратить внимание HR на развитие компетенций. Хорошие сотрудники всегда заинтересованы в изучении нового и расширении своих навыков, и нет лучшего времени, чем настоящее, чтобы предоставить сотрудникам ресурсы, необходимые для повышения их ценности для компании. Вот несколько соображений, о которых следует помнить по мере продвижения вперед.
Основные компетенции сотрудников как инструмент управления персоналом
Оценка на основе компетенций — это не новая инновация или тенденция, а в целом передовой опыт, который следует принять.Оценка компетентности сотрудников существует достаточно давно, чтобы выдержать испытание временем и оказалась очень полезным инструментом в наборе инструментов специалиста по персоналу. Компетенции сотрудников — это список конкретных и четко определенных навыков и моделей поведения, которые используются для определения ожиданий организации в отношении работы или культуры организации в целом. Существует множество ресурсов для специалистов по персоналу, которые помогут им разработать и настроить список компетенций, которые их организация может назвать своими [1].
Компетенции сотрудников можно использовать по-разному. Их можно интегрировать в служебную аттестацию, приемы на работу, планирование преемственности, а также при приеме на работу и в другие формы общения сотрудников. Компетенции — это способ обратиться как к техническим навыкам работы, так и к более сложным для определения поведенческим ожиданиям от работы, которые иногда называют «мягкими навыками». Но в этих навыках нет ничего мягкого, и четко определенный набор компетенций может помочь организации лучше оценивать и измерять производительность сотрудников.
Контрольный список профессиональных навыков [2]
Фактическое количество компетенций, которые организация может выбрать для использования, сильно варьируется от одной организации к другой, но хорошее правило составляет от 10 до 20. Вот некоторые примеры компетенций, которые организации могут использовать:
1. Деловая хватка
2. Эмоциональная стабильность
3. Взаимодействие с другими людьми
4. Решение проблем
5. Использование программных инструментов
6. Трудовая этика
Обратите внимание, что они представляют собой сочетание навыков, таких как «Деловая хватка» и «Использование программных средств», и поведения, такого как «Эмоциональная стабильность» и «Этика работы.«То, как определяется компетенция сотрудников, должно определяться тем, как каждая организация решает определять ее в соответствии со своей текущей культурой работы или тем, каким она должна быть.
Развитие компетенций: развитие навыков, необходимых для успеха
1. Адаптируйте учебные ресурсы к потребностям вашего персонала. Прежде чем принять программу обучения, чтобы укрепить существующие наборы навыков и развить новые, вам необходимо хорошо понимать текущие показатели сотрудников.Менеджеры должны точно знать, насколько хорошо их команды подготовлены к выполнению определенных задач. Они также должны знать, куда направляются сотрудники и что им нужно, чтобы туда добраться. Постановка целей начинается с процесса ежегодной проверки, а значимые проверки начинаются с надежных показателей, отличного ведения записей и сложного программного обеспечения для проверки. Может ли ваше программное обеспечение из года в год отслеживать прогресс сотрудников по нескольким показателям? Если нет, пора перейти на emPerform.
2. Когда дело доходит до программ обучения, выбирайте внимательно. Не все учебные модули одинаковы. Как только вы узнаете, что нужно вашим сотрудникам, проведите небольшое исследование и найдите учебные ресурсы, которые подходят вашей бизнес-модели, вашей культуре и вашей среде. Некоторые модули могут показаться подходящими, но посмотрите внимательнее. Не тратьте ресурсы бюджета на программу, которую ваши сотрудники не смогут использовать или которую не сохранят.
3. Позвольте вашим сотрудникам руководить процессом. Держите каналы связи открытыми и поощряйте менеджеров делать то же самое.Таким образом, вы будете готовы к тому, что сотрудники запросят специальные учебные и образовательные ресурсы, которые помогут им достичь личных карьерных целей.
4. Четко сформулируйте ожидания и зафиксируйте прогресс. Автоматизированные решения, такие как emPerform, позволяют сотрудникам и менеджерам создавать планы развития компетенций, устанавливать ожидания, отслеживать прогресс и отслеживать результаты. Наличие платформы для надлежащего документирования развития компетенций не только удерживает сотрудников на правильном пути, но и устанавливает четкие цели производительности, которым они должны следовать, и дает менеджерам инструменты, необходимые для мониторинга и оценки результатов.
[1] Payscale.com «Контрольный список компетентности сотрудников» https://blogs.payscale.com/compensation/2010/01/employee-competency-checklist.html
[2] Payscale.com «Контрольный список компетенций сотрудников» https://blogs.payscale.com/compensation/2010/01/employee-competency-checklist.html
Вам также могут понравиться:
.PPT — Презентация PowerPoint для оценки профессиональной компетентности (APC)
The Assessment of Professional Competence (APC) Филип Вудворд Старший сотрудник по членству
Сессия • Новый процесс, вступающий в силу с января 2012 г. • APC, что это и в чем дело? • Вопросы и ответы • Планировщики на рабочем месте (PIWP)
Новый процесс и руководство APC
С января 2012 г. • Подается в электронном виде • Более короткий период оценки — 8 недель • Результаты доступны в установленную дату • Удаление ‘ провал »• Пересмотренные правила для подтверждения • Пересмотренное руководство для кандидатов • Отсутствует код
Заявление — необходимо подать • Заполненная форма заявки • Титульный лист заявки • Письменное представление из 5000 слов, включающее: • Изложение практического опыта 1000 слов • Заявление о профессиональной компетентности 2500 слов • План профессионального развития 1500 слов
Заявление — необходимо подать • Журнал с подробным описанием всего периода действия лицензии (с января 2012 г.) • Заявление спонсора • Заявления от подтверждающих • Все вышеперечисленное подано как отдельный файл Word или PDF
Отношения наставничества 9 0005 • Остается необязательным • Гибкость — все отношения могут быть разными • Согласовывать параметры с самого начала • Где вы встретитесь? • Как вы должны контактировать друг с другом? • Обстоятельства e.грамм. дни недели доступны? • Обсуждение, а не инструкции • Будьте внимательны к тревогам или опасениям • Слушайте важно
APC — что оценивается?
Что такое APC? APC означает «Оценка профессиональной компетентности». Оценивается ваша профессиональная компетентность как планировщика. Вас просят продемонстрировать, что вы работаете на соответствующем профессиональном уровне, чтобы оправдать избрание на получение статуса Chartered.
Заявление о практическом опыте • В этом разделе заявки описывается содержание практики и задачи планирования, которые вы выполняли в течение периода практического опыта.• Это сделано для того, чтобы оценить, достаточно ли у вас соответствующего практического опыта, чтобы оправдать избрание на получение статуса Chartered. • Тип работодателя • Описание роли • Тип работы по планированию
Заявление о профессиональной компетентности • Эксперты оценит вас по каждому критерию оценки; • i. Понимание контекста • ii. Способность выявлять и анализировать проблемы • iii. Компетентность в сборе соответствующей информации • iv. Компетентность в определении и оценке стратегий • v.Компетентность в инициировании действий по реализации стратегии или Распространение и применение знаний (исследовательский опыт) • vi. Участие в процессе мониторинга и обзора • vii. Знание • правовых рамок • политических и • этических проблем • и Кодекса поведения RTPI.
План профессионального развития (PDP) • Просят поразмышлять о том, чего вы достигли на данный момент в своей карьере и как вы планируете развивать свою карьеру в будущем. • SWOT-анализ • План профессионального развития (PDP) • SWOT-анализ ДОЛЖЕН использоваться в PDP • PDP ДОЛЖЕН быть ориентирован на предстоящий двухлетний период (с крайнего срока подачи).• Следует использовать модель SMART.
PDP, продолжение • УМНАЯ МОДЕЛЬ • Конкретная: точное определение того, чего вы хотите достичь • Измеримая: как вы узнаете, достигли ли вы цели? • Достижимость: будьте реалистами! • Актуальность: цели должны быть связаны с вашим личным или профессиональным развитием. • На основе времени: установить временные рамки, в которые должны быть достигнуты цели.
Общая презентация • Оценивается в дополнение к критериям • Должен соответствовать профессиональным стандартам • Подтверждение прочтения вашей заявки !! • Проверьте грамматические и орфографические ошибки. • Убедитесь, что везде используется один и тот же шрифт. • Номера абзацев • Ссылки и сноски
Журнал • Журнал будет храниться в течение всего срока действия лицензии — с января 2012 г. • Опыт до того, как стать Лицензиату не нужно регистрироваться.• Ссылайтесь на соответствующие записи в журнале регистрации в письменном представлении — связывайте обе ссылки, если вы хотите, чтобы эксперт прочитал конкретную запись!
Журнал Лицензионное лицо A: • 1 год до получения лицензии — не зарегистрировано • 1 год в качестве лицензиата — зарегистрировано Лицензионное лицо B: • Без предыдущего опыта • 2 года в качестве лицензированного участника с регистрацией
Шаблон журнала
Опыт • Вы должны подтвердить двухлетний практический опыт пространственного планирования, который может быть: • Полный или неполный рабочий день или их комбинация (пропорционально).• Платные или добровольные. • Получено в Великобритании или за границей. • Распространение на период более двух лет. 24 месяца не обязательно должны быть последовательными. • Опыт должен быть подробно описан в последовательных блоках продолжительностью 3 месяца или более.
Опыт • Вам не разрешается подсчитывать какой-либо опыт, полученный во время регистрации в качестве студента интенсивной одногодичной магистерской программы. Вы можете начать считать свой опыт правомочным только после успешного завершения этого типа степени.• Допускается опыт полной и частичной занятости, полученный вместе со степенью неполной занятости. • Опыт, полученный во время года сэндвича или отпуска, также может быть засчитан.
Опыт • Год, полученный в качестве лицензированного члена, будет отсчитываться с даты вашего избрания в лицензионное членство. • Он не будет задним числом ни при каких обстоятельствах.
Подтверждение • Подписи больше не требуются для каждой страницы заявки и журнала !! • Заявление от работодателя, электронное письмо или письмо, подтверждающее, что он / она может подтвердить ваш подробный опыт.
Планировщики на рабочем месте (PIWP) Услуги и поддержка для участников RTPI! Предлагаемая информация и советы, в том числе: поиск работы; Примечания к руководству. Погоня за невыплаченными гонорарами за консультационные услуги. Проблемы с конфиденциальностью клиентов. Начать собственное консультирование.
Контактное лицо PIWP: • Крис Шеридан • Планировщики на рабочем месте Менеджер • 020 7929 9483 • [email protected]
Членский состав • Джуди Во Глава отдела членства и карьеры • Филип Вудворд Старший сотрудник по членству • Квентин Вуд по членству • Дэвид Хантер по членству • Телефон: +44 (0) 20 7929 9494 • Электронная почта: [email protected]
Свидетельство о профессиональной компетентности (CPC) для менеджеров по автомобильным перевозкам
(CILT) Сертификат профессиональной компетентности (CPC) для менеджеров транспорта в сфере автомобильных грузоперевозок
Сертификат профессиональной компетентности (CPC) для менеджеров по транспортировке грузов автомобильным транспортом выдается CILT (Великобритания) от имени Министерства транспорта и включает ряд вопросов, связанных с бизнесом автомобильного транспорта. Целью квалификации является получение отдельными лицами требований к компетенции менеджера по транспорту, как указано в Регламенте (ЕС) № 1071/20091.(Регламент (ЕС) № 1071/2009 Европейского парламента и Совета от 21 октября 2009 г., устанавливающий общие правила, концентрирующие условия, которые должны соблюдаться для продолжения работы оператора автомобильного транспорта, отменяющее Директиву Совета 98/76 / ЕС.)
Кто подходит?
Квалификация предназначена для лиц, желающих:
• Войдите в профессию менеджера по транспорту или
• Продемонстрируйте свою профессиональную компетентность, чтобы соответствовать требованиям лицензирования оператора (наличие CPC является одним из элементов, которым должен соответствовать заявитель, чтобы Комиссар по транспорту предоставил лицензию «O»).
Какая квалификация мне нужна?
Эта квалификация является открытым, и никаких предварительных знаний, навыков, понимания или квалификации не требуется.
Эта квалификация является открытым, и никаких предварительных знаний, навыков, понимания или квалификации не требуется.
Квалификация состоит из одного обязательного блока с результатами обучения и соответствующими критериями оценки, разработанными на основе Приложения I Регламента (ЕС) № 1071/2009.Модуль состоит из следующих элементов с полными результатами обучения и соответствующими критериями оценки, показанными в документе стандартов CILT (Великобритания) уровня 3 Сертификата профессиональной компетентности для менеджеров по транспорту (автомобильные перевозки), доступном от CILT (Великобритания):
A — Гражданское право
B — Коммерческое право
C — Социальное право
D — Налоговый закон
E — Бизнес и финансовый менеджмент предприятия
F — Доступ к рынку
G — Технические стандарты и технические аспекты эксплуатации
H — Безопасность дорожного движения.
Оценка
CPC по автомобильным грузоперевозкам состоит из двух открытых книжных письменных экзаменов, каждый продолжительностью два с половиной часа. Чтобы сдать экзамен, учащийся должен набрать минимум 60% баллов. Чтобы сдать модуль и получить сертификат профессиональной компетентности для менеджеров по транспорту (автоперевозки) уровня 3 CILT (Великобритания), учащийся должен сдать каждую экзаменационную работу со средним значением не менее 60% по двум экзаменационным работам.
CPC по автомобильным грузоперевозкам состоит из двух открытых письменных экзаменов продолжительностью два с половиной часа каждый.Чтобы сдать экзамен, учащийся должен набрать минимум 60% баллов. Чтобы сдать модуль и получить сертификат профессиональной компетентности для менеджеров по транспорту (автоперевозки) уровня 3 CILT (Великобритания), учащийся должен сдать каждую экзаменационную работу со средним значением не менее 60% по двум экзаменационным работам.
Каждая экзаменационная работа состоит из двух частей:
Часть A состоит из 20 обязательных вопросов с краткими ответами, требующих ответов в виде одного предложения, нескольких слов или простого вычисления.В этой части проверяется знание как национальных, так и международных областей стандартов.
Часть B состоит из 4 вопросов типа с длинным ответом / тематическим исследованием (на 3 нужно ответить), требующих более длинных ответов в форме эссе или более длинных вычислений. В этой части будет проверяться применение знаний как в национальных, так и в международных областях стандартов. Ожидается, что учащиеся не будут давать, и они не смогут получать оценки за демонстрацию простых знаний; например, списки основных фактов.
Следующие области элементов будут проверены в Paper One:
Часть A — вопросы с краткими ответами (необходимо ответить на все):
A — Гражданское право — 3 вопроса
B — Коммерческое право — 2 вопроса
E — Бизнес и финансовый менеджмент предприятия — 5 вопросов
F — Доступ к маркету — 10 вопросов.
Часть B — вопросы типа развернутого ответа / тематического исследования:
Вопросы (на 3 нужно ответить из 4) будут поступать из любой части:
A — Гражданское право
B — Коммерческое право
E — Бизнес и финансовый менеджмент предприятия
F — Доступ к рынку.
Следующие области элементов будут проверены во втором документе:
Часть A — вопросы с краткими ответами (необходимо ответить на все):
C — Социальное право — 4 вопроса
D — Налоговое право — 4 вопроса
G — Технические стандарты и технические аспекты эксплуатации — 6 вопросов
H — Безопасность дорожного движения — 6 вопросов.
Часть B — вопросы типа развернутого ответа / тематического исследования:
Вопросы (на 3 нужно ответить из 4) будут поступать из любой части:
C — Социальное право
D — Налоговый закон
G — Технические стандарты и технические аспекты эксплуатации
H — Безопасность дорожного движения.
Обратите внимание, что результаты обучения и соответствующие критерии оценки в элементах, перечисленных в Части B экзаменационных работ, могут быть проверены как отдельные вопросы. Их также можно объединить в вопросы, которые проверяют более одного элемента, указанного выше.
Баллы между двумя частями каждой экзаменационной работы выставляются следующим образом:
• Для вопросов с краткими ответами в Части A, максимум 2 балла за каждый, всего доступно 40 баллов. Их общая стоимость не превышает 40%.
• За подробные ответы / вопросы из практики в Части B — максимум 20 баллов за каждый, всего доступно 60 баллов. Их общая стоимость не превышает 60%.
• Каждая бумага имеет вес 40% от общего количества оценок, доступных для Части A, и 60% от общего количества оценок, доступных для Части B.
Сколько времени это займет? Часы под руководством инструктора для получения полной квалификации составляют 160.
Часы управляемого обучения для полной квалификации — 160.
Подать заявку
.