Оффшорные зоны рф: Есть ли офшоры (офшорные зоны) в России?

Список офшорных зон 2020 \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Список офшорных зон 2020

Подборка наиболее важных документов по запросу Список офшорных зон 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Офшорные зоны:
  • Кипр офшор
  • 223-фз офшорные компании
  • Международная холдинговая компания для получения статуса
  • Международные холдинговые компании дивиденды
  • Международные холдинговые компании налогообложение
  • Показать все
Еще
  • Офшорные зоны:
  • Кипр офшор
  • 223-фз офшорные компании
  • Международная холдинговая компания для получения статуса
  • Международные холдинговые компании дивиденды
  • Международные холдинговые компании налогообложение
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Вопрос: Российская организация (ООО), единственный учредитель иностранной организации, зарегистрированной в ОАЭ, получила от нее в июне 2020 г. дивиденды. Каков порядок учета в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2020)В данном случае, поскольку ОАЭ включены в вышеуказанный Перечень офшорных зон, дивиденды, полученные в 2020 г. российской организацией — единственным учредителем, учитываются в составе доходов и подлежат налогообложению по ставке 13% (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
«О лотереях»4. Учредителями (участниками) оператора лотереи, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления оператора лотереи, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа оператора лотереи, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)2.2. Учредителями (участниками) организатора азартных игр, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления такого организатора азартных игр, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа соответствующего организатора азартных игр, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации.

ПОЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории становления оффшорных юрисдикций и оффшорного бизнеса.

Авторами рассматриваются основные этапы становления оффшоров, как явления в мировой экономике. Статья разделена на четыре раздела, в которых поэтапно представлены исторические аспекты, которые повлияли на функционирование оффшорных зон в настоящее время. Целью работы выступило изучение истории становления оффшорных зон и выявление исторических предпосылок, которые повлияли на их формирование и развитие. Изучение современных экономических явление напрямую связано с изучением их исторических аспектов. В заключении определены исторические предпосылки, которые повлияли на формирование и развитие оффшоров.

ABSTRACT

The article is devoted to the history of formation of offshore jurisdictions and offshore business. The author considers the main stages of the formation of offshore companies as a phenomenon in the global economy. The article is divided into four sections, in which the historical aspects that have influenced the functioning of offshore zones at the present time are presented in stages.

The purpose of the work was to study the history of the formation of offshore zones and to identify the historical background that influenced their formation and development. The study of modern economic phenomena is directly related to the study of their historical aspects. In conclusion, the historical prerequisites that influenced the formation and development of offshore companies are identified.

 

Ключевые слова: оффшоры, оффшорная зона, оффшорная юрисдикция, мировая экономика, теневая экономика, налоговая конкуренция, исторические предпосылки, островные государства, международный бизнес.

Keywords: offshore, offshore zone, offshore jurisdiction, world economy, shadow economy, tax competition, historical background, island states, international business.

 

Введение. С того момента, как человек стал вести активную экономическую деятельность, минимизация усилий и расходов и одновременно максимизация прибыли от этой деятельности стали одними из главных целей. Появление налогообложения в свою очередь спровоцировало поиск решений по уменьшению налоговой нагрузки на предприятие или предпринимателя. В современном мире оффшорный бизнес стал спасительным механизмом для предпринимателей, которые хотели бы решить ряд задач, стоящих перед ними (оптимизация налогов, конфиденциальность, обеспечение безопасности собственности и т.д.).

В свою очередь, возможность пользоваться преимуществами оффшорных зон привлекла не только честных бизнесменов, но и криминальные элементы со всего мира. И хотя формально использование оффшорных юрисдикций не всегда является противозаконной практикой, сегодня в обществе стойко укоренилось мнение о том, что оффшорный бизнес носит исключительно криминальный характер. Популярность данный миф стал приобретать в конце 90-х и начале 2000-х годов, когда Российская экономика стала встраиваться в международные капиталистические отношения. В то время, несовершенство законодательства и отсутствие понимания специфики оффшорного бизнеса активно эксплуатировались предпринимателями и крупным бизнесом.

На сегодняшний день изучению оффшорных зон и бизнеса посвящено огромное количество исследований. Но здесь стоит признать, что полнота информации касательно специфики функционирования оффшоров по-прежнему доступна лишь небольшому кругу международных юристов и консультантов, работающих непосредственно на местах.

В данной работе предлагается изучить исторические аспекты становления оффшоров,  как явления мировой экономики.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день даже несмотря на все скандалы и проблемы, связанные с использованием оффшорных компаний, практика использования оффшоров стала неотъемлемой частью ведения международного бизнеса.

Цель исследования: изучить историю становления оффшорных зон и выявить исторические предпосылки, повлиявшие на их формирование и развитие.

Методы. Общенаучные методы, используемые в работе: анализ, системный подход, индукция и дедукция. Специальные исторические методы, используемые в работе: нарративный и историко-генетический.

I Первые схемы уклонения от налогов. История оффшорных зон в современном их виде относительно небольшая, поскольку они стали появляться только в середине XX века. Однако схемы обхода уплаты налогов дельцами существовали еще со времен Древней Греции. В своей работе, посвященной влиянию налогообложения на становление цивилизации, Чарльз Адамс, обращаясь к истории античной Греции, пишет, что на протяжении многих веков остров Родос был центром региональной торговли не только бассейна Эгейского моря, но и всего Восточного Средиземноморья. Однако после того, как было решено ввести 2-х процентный налог на портовую торговлю, Родос за очень короткое время потерял 85% своего торгового оборота [7].

Этому в большей степени способствовало и то, что примерно в это же время появляется другой порт свободной торговли в регионе – на острове Делос – прямой конкурент Родоса. Подобные процессы происходили и на других островах Эгейского моря, а также в материковой Греции. Когда древние Афины ввели 2-х процентный внешнеторговый налог (и на экспорт, и на импорт), то греческие и финикийские купцы объезжали этот известнейший мегаполис Античности за 20 миль, чтобы избежать уплаты этих сборов.

Вскоре небольшие соседние острова стали убежищами для беспошлинной и безналоговой торговли и местами накопления товаров для их контрабандного ввоза в Афины без уплаты налогов [1, c. 83-85].

Данный пример показывает, что уже со времен Древних Греков появились подобия современных «налоговых гаваней» для обслуживания торговли между полисами (аналог современной международной торговли).

В средние века желание купцов уйти от налогов никуда не исчезло. Примером этому служит средневековая Фландрия. В XV веке во Фландрии были очень низкие торговые ограничения и налоги, из-за этого английским купцам было выгоднее возить и продавать шерсть во Фландрии, а не в Англии, где налоги и ограничения были значительно выше [8].

Затем история уклонения от уплаты налогов продолжилась в эпоху колониализма. В то время частные предприятия (компании) и работники этих компаний из стран-хозяев (метрополий) колоний не входили в юрисдикцию тех колоний, где они работали. Это позволяло им вести свой бизнес в колонии, но формально не относится к ней – при такой схеме извлеченная прибыль напрямую уходила компаниям и работникам, налог уплачивался в стране метрополии, а бедная колония не получала никакой пользы от деятельности на ее территории.

Своя история уклонения от уплаты налогов и использование для этого прототипов оффшоров есть и в США. Там с XVIII века предприниматели, чтобы избежать уплаты налога на импорт, которым облагала их Англия, стали использовать страны Латинской Америки для ведения торговой деятельности.

Одно из важных событий в становлении будущих оффшорных юрисдикций произошло в 1713 году в Швейцарии, когда Городской Совет Женевы обязал все банки регистрировать клиентов и их операции [6]. Но вместе с этим, данный закон также налагал запрет разглашения какой-либо информации о клиентах и их операциях без специального разрешения Городского Совета. Это обеспечило максимальный уровень анонимности и сохранности капитала для купцов и даже правителей некоторых стран.

II Становление в новейшей истории. В новейшей истории постепенное зарождение оффшоров началось с середины XX века, некоторое время спустя после Второй Мировой Войны. Можно выделить следующие причины, которые способствовали этому:

  1. Появление капитала, полученного преступным путем во время ВМВ (так называемый «грязный» капитал искал пути легализации).
  2. Увеличение налоговой нагрузки на предприятия (в Европейском регионе, который был разрушен войной, предприятия испытывали налоговое давление. В связи с этим появился запрос на поиск путей оптимизации налогового бремени).
  3. Международное сотрудничество и растущий тренд глобализации (Открытые границы, свободное движение капитала и международное сотрудничество способствовали конкуренции финансовых юрисдикций за капитал предпринимателя, интерес которого лежит в поиске эффективных способов минимизации издержек).

Еще одним важным событием в истории офшорных зон стало введение в 1965 году двухуровневой банковской системы на Багамских островах [11, c. 62]. Система подразумевала разграничение в банковском обслуживании. Национальные банки работали по обычному законодательству и стали обслуживать резидентов, а для нерезидентов предназначались специально созданные оффшорные банки.

Иначе говоря, Багамские острова стали первой оффшорной зоной, которая предложила нерезидентам новую услугу – оффшорный  «карманный» банк. Простота, низкие требования и относительно быстрый срок получения банковской лицензии позволили нерезидентам создавать свои банки и встраивать их в холдинги для обслуживания расчетов группы оффшорных компаний, которые работают за рубежом. На сегодняшний день почти все крупные европейские и американские банки имеют свои дочерние оффшорные банки и структуры.

Настоящий бум создания оффшорных зон начался примерно с середины 70-х годов XX века и длился до конца 90-х и начала нулевых годов. На этом этапе происходило широкое внедрение оффшорного бизнеса в экономику. Оффшорные юрисдикции расширялись, регистрировалось максимальное количество компаний, функционирование оффшоров по оптимизации налогообложения стали популярными, создавались базовые схемы деятельности безналоговых фирм. Множество малых и средних компаний стало регистрироваться в оффшорных зонах [5].

Здесь также стоит отметить вопрос безопасности. Расширение военного присутствия в виде баз США и НАТО решало проблему стабильности и охраны оффшорных государств, которые к тому времени сконцентрировали в себе большое количество коммерчески значимой информации. Гибралтар является наиболее ярким примером реализации этой схемы. На сегодняшний день Гибралтар достаточно респектабельный оффшор с развитой сферой услуг и банковским делом, его экономика ориентирована на обслуживание военно-морской и военно-воздушной баз Великобритании, транзитного порта (заходит около 300 судов в день) и иностранных туристов [10].

III Современное состояние. На сегодняшний день современные оффшорные центры существуют в каждом регионе земли и обслуживают преимущественно соседние с ним группы стран.

Так, Северная и Южная Америка обслуживаются в основном оффшорами стран карибского бассейна, это Аруба, Барбадос, Багамские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Белиз, Тринидад и Тобаго, Панама, Восточно-карибские острова (Антигуа и Барбуда, Ангилья, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Монтсеррат, Гренада, Доминика), Уругвай, Британские Виргинские острова, а также штаты Вайоминг и Делавэр в США.

Европа обслуживается следующими оффшорными странами и территориями: Гибралтар, остров Джерси, остров Гернси, остров Мэн, Швейцария, Монако, Андорра, Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн, Кипр, Мальта и Люксембург. К ближневосточным оффшорам можно отнести Бахрейн, Израиль и ОАЭ.

Оффшорные зоны Юго-Восточной Азии и Океании – это Гонконг, Макао, Сингапур, Сейшельские острова, Вануату, Науру, Фиджи, Бруней, Острова Кука, Самоа, Соломоновы острова, Маршалловы острова, Ниуэ, Палау, Маврикий, а также остров Лабуан в Малайзии. Данный список не является полным, носит информационный характер и призван показать, что в современном глобальном мире в каждом регионе существуют свои центры притяжения финансов.

Здесь стоит отметить, что на системном уровне сегодня существуют два вида оффшорных финансовых центров: те, что обслуживают интересы региональных элит и те, что принадлежат Британской короне (формально независимые государства, де-факто остающиеся колониями) [3]. Коронные владения (пример: Джерси, Гибралтар) или заморские территории Великобритании (пример: Каймановы острова, Британские Виргинские острова) в совокупности составляют порядка трети глобального рынка оффшорных финансовых услуг [9, c. 84].

Оффшорные зоны обычно условно разделяют на три большие группы:

  1. Классические оффшорные зоны – зарегистрированные здесь компании полностью освобождены от налога на прибыль, которую получили за пределами юрисдикции. Также здесь полностью или почти полностью отсутствует практика ведения и сдачи финансовой отчетности. Дополнительный плюс таких оффшоров это высокий уровень конфиденциальности и возможность использования сервиса номинальных директоров и акционеров. Пример таких юрисдикций: Белиз, Панама, Сейшельские острова, Мальдивские острова.
  2. Оффшорные зоны высокой респектабельности – данные юрисдикции имеют ставку налогообложения до 10%, компании ведут и сдают финансовую отчетность каждый год. Также в таких юрисдикциях есть открытый реестр директоров и акционеров. Содержать компании в таких юрисдикциях обходится дороже чем в классических оффшорах, но затраты полностью перекрываются международным доверием к репутации. Пример таких юрисдикций: о. Мэн, о. Джерси, о. Гернси, Гибралтар, Ирландия, Гонконг.
  3. Неоффшорные страны, предоставляющие некоторые налоговые льготы – в таких юрисдикциях высокие требования к финансовой отчетности и открытости компаний. Пример таких юрисдикций: Великобритания, Швейцария, Кипр, штаты Вайоминг и Делавэр в США.

Оффшорные юрисдикции решают большой спектр проблем предпринимателей в области оптимизации налогов, конфиденциальности, защиты активов и выхода на международные рынки. На сегодняшний день оффшорные зоны стали важным компонентом теневой деятельности, в том числе в процессе отмывания денег [2, c. 105]. Как правило, у каждого оффшорного государства есть своя валюта, но ее курс жестко привязан к определенной резервной валюте (доллар США, Британский фунт) по системе валютного совета (Currency board). Валютный совет помогает обеспечить стабильность национального банковского сектора, платежной системы и международного потока капитала и инвестиций в оффшорные юрисдикции [4].

IV Тенденция на деоффшоризацию. После достижение пика популярности оффшорного бизнеса в конце XX века, многие государства стали бороться с «оффшоризацией» своих экономик. Первые, кто объявил войну оффшорным юрисдикциям стали государства-члены ОЭСР, выпустив в 1998 году доклад «Вредоносная налоговая конкуренция: формирующаяся глобальная проблема», где были сформулированы критерии определения «недобросовестной налоговой конкуренции» и методы борьбы с ней.

Вскоре последовала ответная реакция на деятельность ОЭСР и в марте 2001 года 13 островных оффшорных государств создали «Международную организацию по налогам и инвестициям». Организация поставила цель по противостоянию с ОЭСР и обвинила ее в политике двойных стандартов.

Продолжив свою работу по борьбе с оффшорами, 2 апреля 2009 года ОЭСР опубликовала доклад, в котором оффшорные юрисдикции были разделены на белый, серый и черный списки. Страны, попавшие в черный список, фактически объявлялись нерукопожатными – все операции с этими юрисдикциями стали полностью контролироваться, а в большинстве случае банки и вовсе предпочитали не работать с ними. Свой черные список есть и в Совете ЕС, созданный в 2015 году на основании 4-й директивы ЕС против отмывания денег.

Анализ данных по оффшорным зонам представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Инфографика оффшорных зон.

Источник: https://www.forbes.ru/.

 

Запрос на борьбу с оффшорным бизнесом исходит не только со стороны государств, которые не получают налоговых поступлений в бюджет, но и со стороны общества. Связано это с резонансными утечками конфиденциальных данных – «Панамский архив» (2016 год) и «Досье пандоры» (2021 год). В ходе проведенных международных расследований обнаружилось, что коррумпированные чиновники из разных стран (в том числе и развитых западных) используют оффшорные зоны для личного обогащения.

Заключение. Таким образом, на формирование и развитие оффшоров, в их классическом понимании, повлияли ряд исторических предпосылок, а именно:

  1. Развитие мореплавания и судоходства – купцы могли выбирать где выгоднее продавать свои товары, мореплавание сильно упростило логистику перевозок товаров (уже в Античной Греции можно заметить, выражаясь современным языком, первую конкуренцию «юрисдикций» для торговли –  острова Родос и Делос).
  2. Эпоха великих географических открытий и колониализма – торговля между метрополиями и колониями открыла возможность для целого ряда серых схем ведения торговли и бизнеса, это, прежде всего, использование «удобного флага» для захода в запретные порты, юридические послабления для частных компаний и работников из метрополии, а в некоторых случаях лично санкционированная правительствами метрополий безналоговая деятельность.
  3. Принятие в начале XVIII века закона о сохранении банковской тайны в Швейцарии – это станет первым прототипом современных оффшорных юрисдикций, с их конфиденциальностью и анонимностью сведений о деятельности клиента. В дальнейшем такой опыт станут применять большинство оффшорных юрисдикций мира.
  4. Вторая мировая война и ее последствия – после окончания второй мировой войны у «грязного» капитала, который был нажит благодаря ей, появилась потребность в легализации. Еще одним фактором стала высокая налоговая нагрузка на  предприятия в разрушенной Европе, поэтому бизнес стал искать пути оптимизации налогового бремени.
  5. Развитие научно-технического прогресса и глобализация мировых хозяйственных отношений – со второй половины XX века процесс глобализации, разделения труда и международного сотрудничества дал возможность небольшим государствам (в основном бывших колониями), которые не обладают запасами ресурсов и сырья, стать частью мировой экономики и встроиться в мировое разделение труда с учетом их особенностей. Благодаря оффшорному бизнесу такие страны получили возможность развивать и другие отрасли экономики: туризм, банковское дело. В свою очередь научно-технический прогресс и современные технологии позволили регистрировать оффшорные компании дистанционно и вести свою работу онлайн, используя высокоразвитую банковскую и финансовую инфраструктуру, облегчая ведение бизнеса по всему миру.

 

Список литературы:

  1. Адамс Ч. Влияние налогов на становление цивилизации / пер. с англ. А.А. Столярова и А.А. Резвова. — Москва; Челябинск: Социум, Мысль, 2018. — 639 с.: ил. — ISBN 978-5-906401-82-3.
  2. Голованов Е.Б. Теневая экономика: учебное пособие. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. — 205 с.
  3. Голубицкий C. Тектонический сдвиг // Бизнес-журнал. – 2013. – №2 (203). C. 91-95.
  4. Гонта С.Н., Плякич М.Н. Из истории колониализма: создание и развитие валютного совета // Universum: экономика и юриспруденция. – 2022. – 9 (96). С. 9-12. DOI — 10.32743/UniLaw.2022.96.9.1421.
  5. Зеленски Н., Асланов Д.И. Оффшорный бизнес: становление и современное состояние // Символ науки. – 2016. – №2-2. – С. 137-141.
  6. Ласкавая Е.О., Маслова А.Д. Банковская система Швейцарии // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. – №19-2. С. 66-70.
  7. Матусевич А.П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник МИЭП. – 2013. – №1 (10). – С. 37-48.
  8. Тимофеева О.Ф., Крестьянинова М.И. Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания // Мир науки. Педагогика и психология. – 2014. – №1. – С. 1-11.
  9. Урри Дж. Офшоры / пер. с англ. Е. Головлянициной. — М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-7749-1206-3.
  10. Черкасова Е.Г. Гибралтар: нелегкие пути решения территориальной проблемы // Ибероамериканские тетради. – 2014. – № 4 (6). – С. 87-97.
  11. Чернявский С.П. Международный офшорный бизнес и банки. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 144 с.: ил. — ISBN 5-279-02398-1.

Российское корпоративное налогообложение Использование специальных административных районов удвоится в 2022 году

Усиление западных санкций побудило отечественный российский бизнес переместить собственные российские офшорные юрисдикции в первые девять месяцев 2022 года, по данным Минэкономразвития России. 49 российских ТНК переехали в Особые административные районы (САР) России, что более чем вдвое превышает общее количество за весь 2021 год. Российский бизнес от санкций. В России их два: Октябрьские острова в Калининграде на западе и остров Русский во Владивостоке на Дальнем Востоке. По состоянию на конец сентября 2022 года в этих зонах зарегистрировано 107 действующих российских предприятий, в том числе 106 российских ТНК и Единый инвестиционный фонд.

Третья производственная ОЭЗ планируется в Кемеровской области на юге Западной Сибири, которая является важной базой производства стали и металлургии.

В течение 2022 года произошло значительное увеличение числа российских дочерних компаний с иностранными инвестициями в САР о. Дальний Восток и Арктика (КРДВ). Сейчас в офшорах зарегистрировано 11 международных компаний, еще одна находится в процессе. Среди крупнейших участников САР — «Интеррос Капитал», структуры Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) и ПАО «Полюс». Предложения о регистрации еще от 17 компаний в настоящее время находятся в стадии рассмотрения. Владивосток обеспечивает легкий региональный доступ к Китаю и Монголии, а также Японии и Южной Корее.

Среди российских компаний, желающих создать оффшор, наиболее популярной юрисдикцией является Кипр, по словам первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова, который заявил, что «На данный момент мы видим, что интерес компаний к перемещению в ЮАР увеличивается. В связи с этим будет продолжена работа по дальнейшей доработке нормативного законодательства о САР. В частности, сейчас обсуждается возможность продления упрощенной процедуры регистрации на 2023 год».

Корпорация развития Калининграда сообщила, что с начала 2022 года в Октябрьском САР зарегистрировано 43 компании. Они подчеркнули, что с марта идет активный приток новых регистраций. Калининград базируется на побережье Балтийского моря, что интересно, ни одна из новых регистраций ранее не работала в регионе, что предполагает альтернативные мотивы, чем региональные рынки ЕС — Калининград граничит с Латвией и Польшей.

Увеличение использования российских SAR связано с изменениями, принятыми в марте этого года, которые упростили требования для российских компаний, занимающихся международной торговлей. Используется методология «одного окна» с ускоренными процедурами подачи заявок, в то время как обычно требуемые предварительные документы, такие как финансовые отчеты, не требуются.

В ЮАР переезжают в основном российские общества с ограниченной ответственностью (ООО) – так как процессы регистрации достаточно быстрые, а для российских компаний это сложнее, так как возникает необходимость включения ценных бумаг в один из котировальных списков Российской фондовой бирже, пройти процедуры контроля соответствия ценных бумаг общества условиям и требованиям, установленным фондовой биржей Российской Федерации. Таким образом, SAR в основном используют их более мелкие дочерние компании или частные производственные предприятия и предприятия с добавленной стоимостью, особенно те, которые занимаются экспортным производством. Участники SAR могут получить налоговую ставку 5% на дивиденды, проценты, роялти и 10% на выплаты дохода, а также нулевые ставки страховых взносов.

В марте Госдума приняла законопроект о защите бизнеса от санкций, который включал ряд поправок в законодательство САР. Расширен список компаний (за счет снижения возрастных требований), которые могут мигрировать из иностранной юрисдикции и редомицилировать в САР России, а также отменены требования по ведению бизнеса в различных странах Востока. Ожидается, что в 2022 году предприятия ЮАР принесут 1 триллион рублей (16 миллиардов долларов США) инвестиций в Россию.

Для того, чтобы иностранные и российские компании зарегистрировались в офшорах РФ в качестве международных холдинговых компаний (МХК), они должны выполнить ряд условий для квалификации, но те, кто это сделает, могут получить нулевую ставку налога на прибыль на полученные дивиденды и воспользоваться другими государственными налоговыми льготами. Однако в настоящее время затраты на капитализацию довольно высоки и составляют 50 миллионов рублей (780 000 долларов США), хотя со временем они могут быть списаны на операционные расходы.

Дополнительная литература
  • Калининград представляет политику открытого неба для привлечения азиатских авиакомпаний и туристов
  • Импорт Владивостокского порта увеличился на 28 000 TEU в месяц

 

О нас

В эти непростые времена и в условиях санкций наша фирма помогает российским компаниям переехать в Азию. Мы также предоставляем услуги по финансовому и санкционному соблюдению иностранным компаниям, работающим в России. Кроме того, мы предлагаем исследования рынка и консультационные услуги иностранным экспортерам, заинтересованным в ведении бизнеса в России, поскольку экономика стремится заменить продукцию западных производителей. Для получения помощи пишите на [email protected] или посетите сайт www.dezshira.com

Является ли статус Калининградской «офшорной» симптомом «опустошения» российского государства?

Этот контент изначально был написан для программы бакалавриата или магистратуры. Он публикуется в рамках нашей миссии по демонстрации научных работ, написанных студентами во время учебы. Эту работу можно использовать для справочного чтения и исследования, но ее нельзя цитировать в качестве экспертного источника или использовать вместо научных статей/книг.

При переходе от фордистской к постфордистской международной экономической системе теоретики-неошумпетерианцы стали предвидеть «опустошение» государства, в котором суверенитет смещается «вверх, вниз и, в некоторой степени, [1] В этом переходе субнациональные образования получают все большее значение на международной арене; уже не просто расширение кейнсианского государства всеобщего благоденствия, которому поручено «разгрузить фискальные требования от национальных государственных казначейств», а «важные партнеры в продвижении экспорта и привлечении прямых иностранных инвестиций» [2] 9. 0003

Калининградская проблема

Территориальный статус Калининграда во многом определил структуру и состав как его внутренней экономики, так и ее взаимодействия с мировой политической экономией. Теоретически Калининград, окруженный Литвой и Польшей, мог бы найти «удобный рынок близости» в Европейском союзе. На самом деле эта стратегия была ограничена протекционистскими барьерами, защищающими целостность Единого европейского экономического пространства и подрывающими способность калининградских товаров конкурировать на равных с товарами европейских производителей. [3] Усугубляемые сравнительно небольшими размерами эксклава, эти протекционистские барьеры оставили Калининград в положении, когда у него не было другого выбора, кроме как нацелиться на европейский рынок, пространство, в котором он не может реально конкурировать. Любые попытки оставаться самодостаточными, по мнению Карпенко, неизбежно «приведут к закостенению и скорому упадку региона» [4] 9 .0003

Для Калининграда экономия за счет масштаба, необходимая для преодоления бремени протекционистских барьеров Европы, основывалась на стремлении к существенному уровню специализации в местной экономике. Такой акцент сделал регион особенно уязвимым перед угрозой экономических потрясений и циклических колебаний спроса и предложения. [5] Экономическая нестабильность 1990-х гг. привела к тому, что к 1998 г. валовой региональный продукт Калининградской области составлял «30% 1990%, по сравнению с 50% в России» [6], и хотя эти статистические данные не учитывают существенную неформальную экономику, которая, по оценкам, составляет до 55% официальных доходов [7], они прекрасно иллюстрируют экономическую уязвимость территориального статуса Калининграда.

Независимо от того, охарактеризованы ли они как проблема, вызов или загадка, существует широкое согласие в том, что Калининград представляет собой нечто аномальное и смутно угрожающее. Его особый статус привел к тому, что некоторые называют его «двойной периферией» и настаивают на том, «что его эксклавное расположение должно компенсироваться прямыми и косвенными субсидиями (такими как налоговые льготы) из федерального бюджета». [8] Винокуров комментирует, что этот сценарий равносилен фискальной компенсации «отрыва» Калининграда от материка[9]. ], а Беркенбак и Веллмен отмечают, что сторонники такого решения склонны изображать «калининградскую проблему» как вопрос внутренних отношений; то, что может быть исправлено поддержкой и защитой сильного Российского государства.[10]

Другие видят проблему в территориальном статусе эксклава, где признается, что «анклавы создаются… границами», которые действуют как «препятствие для общения и потока людей, хороших услуг, капитала и рабочей силы»[11]. ], предполагает, что проблему можно обойти, уступив силам глобализации, при этом российское государство согласится «либерализировать анклав по отношению к окружающему государству и остальному миру, тем самым смягчив изоляцию анклава»[12]. Вместо того, чтобы наблюдая непрерывный поток капитала или денежной поддержки от ядра к периферии, сторонники утверждают, что было бы лучше иметь внезапную передачу суверенитета.

Особая экономическая зона

Калининград является «единственной территорией России, которая действует как «оффшорная» зона с момента введения ОЭЗ в начале 1990-х годов[13]. Калининградская область, объявленная свободной экономической зоной (СЭЗ) в сентябре 1991 г., получила предварительный «особый статус» незадолго до распада СССР[14]. Изначально такой шаг не задумывался как решение конкретной «калининградской проблемы», а представлялся российским эквивалентом китайских экспериментов с капитализмом в рамках доктрины «Одна страна, две системы». И только с созданием первой Особой экономической зоны в середине 1990-х годов либерализацию стали «рассматривать как «компенсирующий фактор» «оторванности» Калининграда от Российской Федерации.

В Федеральном законе 2006 года об особой экономической зоне в Калининградской области российское правительство надеялось устранить недостатки двух предыдущих экономических режимов. В рамках «усилий по привлечению в регион стратегических инвесторов» ряд налоговых льгот и сопутствующих льгот был обещан тем бизнес-интересам, которые готовы «инвестировать не менее 150 млн рублей»[15] в экономику региона. Российские дискурсы «всегда выдвигались с целью наведения порядка в Калининграде», и цели второй Особой экономической зоны не были исключением. Однако еще предстоит выяснить, удастся ли новой ОЭЗ избежать участи своих предшественников, где риторика «расширения прав и возможностей и институционализма» стала жертвой «слабой ресурсной базы России и… хаотичной внутренней политики»[16].

Режимы легитимности

Смордоинская и Жуков комментируют, как различные «офшорные» режимы Калининграда превратили эксклав в «перевалочный пункт для направления в Россию всех видов импорта, независимо от их качества и технологического уровня. [17] Ибо, хотя это могло заложить потребность в экономической открытости, это привело к тому, что регион сильно зависит от перераспределительной деятельности и прочных связей с местной неформальной экономикой. Хотя такая неформальная экономическая деятельность традиционно изображалась аналитиками постсоветской экономики как «временное явление»[18], коренящееся в сочетании уклонения от уплаты налогов и преступной деятельности, которое, как правило, сопровождало постсоветский переходный период, Калининградская область «серый рынок» имеет однозначно неоднозначный характер. С учетом того, что ОЭЗ вывела на открытый уровень значительную долю коммерческого уклонения от уплаты налогов, такое уклонение нельзя считать неотъемлемой частью неформальной экономики Калининградской области. Это резко контрастирует с «материковой» Россией, где «реальные масштабы хозяйственной деятельности скрывают как средство ухода от налогов»[19].]. Дальнейшие расхождения возникают при рассмотрении незаконной экономической деятельности. Хотя уровень преступности в Калининграде на 20% выше, чем в среднем по России[20], Ламанд и Винокуров показали, что нелегальная экономическая деятельность составляет лишь 30% неформальной экономики Калининграда. Они считают, что оставшиеся 70% отражают экономический или предпринимательский динамизм, борющийся с «неадекватной институциональной структурой». реализовать, позволяя «предпринимателям процветать, а местным жителям создавать свои собственные системы социальной защиты»[22], и в этом Калининград представляет нам свидетельство уникального размытия законного и нелегитимного.

В более широком международном контексте Палан утверждает, что развитие «оффшорной» экономики было сознательной и стратегической реакцией на силы глобализации. Перед лицом проницаемых государственных границ территориальный суверенитет стал товаром, и с предоставлением «офшорных» зон государство может создавать «менее регулируемые и облагаемые налогом пространства, не подрывая притязаний на регулирование и налогообложение других областей экономической деятельности». [23] Палан приветствует это явление как остроумный ответ на специфическое «напряжение между глобалистскими тенденциями и государством»[24], но применительно к появлению явно российского «офшора» это объяснение кажется явно неполным.

Недостатки подхода Палана лучше всего видны при анализе Автономной Республики Ингушетия на Северном Кавказе. Ингушетия, один из ближайших аналогов Калининградской области середины 1990-х гг., получила статус «офшорной зоны» указом президента в 1994 г.[25] Учитывая, что в 1990-е годы наблюдался отток капитала на сумму от 10 до 20 миллиардов долларов в год, «вымывающий столь необходимые внутренние инвестиции и приводящий в бешенство доноров из-за рубежа», создание «офшорной» зоны, похоже, было одной из последних вещей, которые Кремль хотел бы предпринять. хотели.[26] Отсюда логично предположить, что Кремль должен был убедить в необходимости такой зоны кто-то, кому это было бы выгодно. В российском контексте это оказывается несколько проблематичным, поскольку значительный уровень оттока капитала предполагает, что те, кто обычно воспользовался бы такими возможностями — в данном случае российские олигархи — уже использовали «оффшорные» зоны, внешние для Российское государство. Мы даже не можем приписать такой шаг более мелким, менее явно гегемонистским бизнес-интересам, поскольку их энтузиазм по поводу «офшоров» в значительной степени был упрежден существованием институционализированной «серой экономики» в России.[27] Действительно, тот факт, что ранее никто не настаивал на разделении суверенитета внутри «материковой» России, предполагает, что 1994, должно быть, представлял собой некий фундаментальный разрыв.

Русофобия

Фриланд приходит к выводу, что в отношении Ингушетии этот разрыв был результатом роста напряженности между Чечиной и российским государством. В 1994 году произошла неожиданная эскалация напряженности на Кавказе, поскольку Чечня продолжала придерживаться ельцинского договора о федерации. Этот законодательный орган закрепил бы характерную для России разновидность федеративной асимметрии и аннулировал бы относительную автономию Чечни. Ранее малоизвестная заводь, этот кризис означал, что Ингушетия теперь прочно попала в поле зрения Кремля как пограничная территория и «регион стратегического значения»[28]. Поскольку Советы использовали обещания автономии, чтобы «успокоить местные элиты и предотвратить сепаратистские тенденции»[29].], интересы российского бизнеса убедили Кремль, во-первых, «в том, что богатая Ингушетия будет лояльной Ингушетией», а во-вторых, «что для того, чтобы сделать Ингушетию богатой, потребуется офшорная зона»[30]. отметил, что никогда не следует недооценивать сохраняющееся влияние укоренившегося «страха перед распадом государства»[31]. Хотя эта укоренившаяся фобия, возможно, вызывает озабоченность у всех государственных администраций, она коренным образом сформировала характер отношений между Кремлем и его субъектами федерации. После распада Советского Союза Ельцин занял относительно либеральную позицию в отношении сохранения различных периферийных регионов в орбите Москвы. Это привело к постепенному расцвету региональной идентичности и стремления к автономии, которые набирали все большую силу, пока не вылились в «открытый открытый конфликт и полное неповиновение в середине десятилетия, когда многие регионы поддерживали тайные двусторонние договоры с Москвой»[32]. . Подкрепляемый нарративом о фрагментации, кризисе и последующей рецентрализации, имеет смысл говорить о том, что «офшоры» преподносятся центральной администрации России как панацея от этой своеобразной навязчивой идеи; способ обеспечения лояльности периферийных, стратегически важных территорий.

Эта интерпретация вызывает доверие тем, что упомянутые выше нарративы российского федерализма нашли отражение в соответствующих дискурсах по калининградской проблеме. Предложения варьировались от «сохранения региона столь же милитаризованным, каким он был во время холодной войны, до предложений, направленных на его развитие как Свободной экономической зоны (СЭЗ), а затем как Особой экономической зоны (ОЭЗ), и, наконец, с провалом политику СЭЗ/ОЭЗ, а также недавние предложения о более широком участии ЕС в упорядочении Калининградской области». [33] Это затрудняет оправдание «офшорного» статуса Калининградской области как продукта исключительно реактивного характера; не более чем побочный продукт растущей напряженности между силами глобализации и российским государством. И в Калининграде, и в Ингушетии офшорная экономика, похоже, была оружием в арсенале Кремля, а «опустошение» российского государства представляет собой попытку решить конкретные страхи, проблемы, загадки или вызовы — в частности, экономическую слабость и скрытая угроза территориальной целостности России.

Возвращение железного кулака

К сожалению, вступление Путина на пост президента России несколько отбрасывает этот аргумент. Трудно представить, чтобы стратегическую капитуляцию суверенитета одобрял человек, открыто критиковавший постсоветский переходный период как «эпидемию дезинтеграции»[34] незадолго до начала систематической кампании централизации[35].

Вступление Путина на пост президента России стало драматическим сдвигом в балансе сил и наиболее заметным натиском в затяжной борьбе между двумя фракциями внутри российской политической элиты. В одном углу находился «старый семейный клан»; те представители российского олигархического бизнес-класса, которые выступали за распространение более глобального и дерегулированного капитализма в Российской Федерации и которые стали приписывать свои успехи действиям бывшего президента Ельцина. Этим неолиберальным бизнес-интересам противостояли «силовики» (от русского слова «власть»). Хотя им, возможно, не хватало экономических ресурсов олигархов, они смогли мобилизовать инструменты «государственной безопасности, правоохранительных органов и ключевые посты, занимаемые бывшими сотрудниками КГБ в федеральных и региональных администрациях»[36] для достижения своих целей. Приверженцы этатистского, гоббсовского видения «тесно управляемой России»[37], они выступали за протекционизм и ограниченную ренационализацию ключевых отраслей; той самой политики, которой больше всего боялись олигархи из «семьи» Ельцина.

Таким образом, в начале 2000-х Россия оказалась в ловушке ситуации, когда богатство столкнулось с административной властью в борьбе за контроль над государственным аппаратом, и если назначение Путина было одним из двух поворотных моментов в этой кампании тайной войны, то события вокруг «дела ЮКОСа» были определенно вторыми. В 2004 году крупнейшей нефтяной компании ЮКОС было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов. Обвиняемый в неправомерном использовании российских «офшоров» в 1990-х годах для снижения корпоративного налогового бремени, ЮКОС, как утверждается, сохранил де-факто налоговую ставку в размере одиннадцати процентов, в отличие от тридцати процентов, установленных российским государством. И хотя ЮКОС в то время утверждал, что его деятельность была законной, Михаил Ходорковский — генеральный директор ЮКОСа и активный участник «старого семейного клана» — был осужден за мошенничество, право собственности на акции было заморожено государством, а активы компании проданы с аукциона. , в символической победе государства над бизнесом.[38] В последующие месяцы «каналы распределения собственности и власти [были] монополизированы»[39].] силовиками, поскольку правительство Путина заменило ряд крупных частных предприятий компаниями, контролируемыми государством, а олигархи ельцинской эпохи были маргинализированы в пользу «новой категории…« бюрократических олигархов »или« олигархов внутри режима » [40]. Государственная власть была консолидирована «как по вертикали (со стороны малого и среднего бизнеса), так и по горизонтали (со стороны их коллег на Западе)»[41]

В 2007 году «офшорный статус» Калининграда перестал быть вопросом стратегической компенсации. Наряду с непрерывным потоком бюджетной поддержки, которая, возможно, представляла собой «серьезные отклонения от рыночных принципов экономического развития»[42], ОЭЗ прочно укоренилась, почти приобретя собственную динамику. Анализ Медведева предполагает, что способность Калининграда цепляться за «офшорный» статус на самом деле может быть приписана только российскому олигарху, но реальность говорит об обратном. После жестокого подавления Путиным «старого семейного клана» этот анализ явно ошибочен, поскольку олигархи больше не обладают необходимым влиянием. На самом деле в контексте Российского государства сохраняющаяся автономия Калининграда совершенно необъяснима. Если можно сказать, что Калининград избежал попыток Путина «перестроить вертикаль власти», то нам придется искать объяснение не только внутригрупповым интересам.

Заключение

Мозес предполагает, что в течение 1990-х годов укрепление «офшорной» экономики Калининграда означает, что, несмотря на многочисленные недостатки, жители Калининграда стали отождествлять себя со своим уникальным территориальным и экономическим положением. Во всех смыслах и целях ОЭЗ взяла на себя роль «виртуального политического договора», объединяющего «политико-деловую элиту и общественность» региона, независимо от политических взглядов или социально-экономического класса.[43] И наоборот, ЕС склонен представлять Калининград как настоящую «черную дыру в северной Европе»[44]. По их мнению, проблемы Калининграда не обращают внимания на границы, а Польша и Литва находятся на прямой линии ряда социально-экономических экстерналий, «исходящих из Калининграда в сферах преступности, здравоохранения, нелегальной миграции и окружающей среды»[ 45]. В этом Калининград представляет собой такую ​​же проблему для ЕС, как и для Российской Федерации.[46] Давление со стороны Европы может ограничить российские попытки рецентрализации, но даже они стали рассматривать ОЭЗ не более чем интересный провал, породивший волну незначительных «мягких» угроз безопасности и «деформирующих торговлю эффектов»[47].

Настраивая эти две заинтересованные группы друг против друга, Калининграду, возможно, удалось отсрочить неизбежное. Но независимо от того, является ли это преднамеренной стратегией калининградского административного аппарата, такой тупик может быть только временным. В международной политэкономии многосторонняя политика либерализации торговли угрожает так называемому «оншорному оффшору» — снижая «общую эффективность ОЭЗ в привлечении инвестиций»[48] — и нынешний статус Калининградской области сможет только защитить конкурентоспособность эксклава в ближайшее будущее.

Таким образом, хотя может показаться заманчивым рассматривать цепкую хватку Калининграда за суверенитет как проявление постепенного, необратимого «опустошения» российского государства, недавние исследования показывают, что действия и риторика путинской администрации опровергают такие утверждения. На мой взгляд, уникальный территориальный статус и географическая изоляция Калининграда, возможно, позволили ему продолжить историческую траекторию, которая была обращена вспять в «материковой» России администрацией Путина. При этом мы можем интерпретировать Калининград как дизъюнктивное пространство — где-то, где разыгрываются следствия в ожидании причины, олигархи побеждают силовиков, а Кремль пал жертвой шумпетерианского «долбления».

[26/12] ОБНОВЛЕНИЕ: А еще были азартные игры.

Библиография

[1] Джессоп, Боб. 1993. «На пути к Шумпетеровскому государству труда? Предварительные замечания о постфордистской политической экономии», в Исследованиях по политической экономии, Vol. 40, с. 10.

[2] Пол, Д. 2002. «Изменение масштаба IPE: субнациональные государства и регулирование глобальной политической экономии», в Обзоре международной политической экономии, Vol. 9, № 3, стр. 466-67.

[3] Винокуров, Е. 2005. «Анклавная уязвимость Калининграда», в Люхто, К. (ред.) Калининград 2020: его будущая конкурентоспособность и роль в экономическом регионе Балтийского моря (Турку), с. 68.

[4] Карпенко, А. 2006. «Регионализация и идентичность: субъективность Калининграда», в документах для обсуждения UNSCI, Vol. 10, № 1, с. 280.

[5] Винокуров Е. 2005. с. 68.

[6] Там же, с. 69.

[7] Ламанд, Самсон и Винокуров. 2004. «Измерение регионального экономического развития в России: пример Калининградской области», в Европейских городских и региональных исследованиях, Vol. 11, № 1, с. 77.

[8] Усанов, А. 2005. «Видение будущего экономики Калининградской области в регионе Балтийского моря», в К. Люхто (ред.) Калининград 2020: Будущая конкурентоспособность и роль в экономическом регионе Балтийского моря (Турку), с. 131.

[9] Винокуров Е. 2005. с. 68.

[10] Биркенбах, Х. и К. Веллман. 2005. «Управление асимметричной взаимозависимостью: сравнительный подход к калининградской политике основных участников», в К. Люхто (ред.) Калининград 2020: его будущая конкурентоспособность и роль в экономическом регионе Балтийского моря (Турку), с. 6.

[11] Винокуров, 2005. с. 71.

[12] Там же, с. 68.

[13] Кертис, Хилл и Лин. 2006. Особые экономические зоны (СЭЗ): примеры Китая, России и Латинской Америки и использование СЭЗ в качестве инструмента экономического развития (Школа государственной политики Форда: Мичиганский университет) с. 12.

[14] Холтом, П. 2003. «Балтийская республика в Российской Федерации» или «Четвертая Балтийская республика»? Калининградская региональная программа в 1990-х годах», в Журнале балтийских исследований, Vol. 34, № 2, с. 168.

[15] Пурсиайнен, К. 2005. На пути к Калининградскому партнерству в отношениях между ЕС и Россией: дорожная карта в будущее (Российско-европейский центр экономической политики), стр. 37-8.

[16] Аалто, П. 2002. «Европейский геополитический субъект в процессе становления: ЕС, Россия и Калининградский вопрос», Геополитика, Том. 7, № 3, с. 154.

[17] Смородинская Н., Жуков С. 2003. Калининградский анклав в Европе: плыть против течения (Москва: Институт Восток-Запад), с. 15.

[18] Там же, с. 10.

[19] Там же, с. 17.

[20] Комиссия Европейских Сообществ. 2001. Сообщение Комиссии Совету «ЕС и Калининград», http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/com2001_0026en01.pdf, по состоянию на 05.11.07, с. 14.

[21] Ламанд, Самсон и Винокуров. 2004. с. 76.

[22] Там же.

[23] Палан, Р. 1998. «Попытка получить свой пирог и съесть его: как и почему государственная система создала оффшор», в Ежеквартальный журнал международных исследований, Vol. 42, № 3, с. 627.

[24] Там же.

[25] Фриланд, К. 2005. Распродажа века: внутренняя история Второй русской революции (Литтл, Браун), стр. 94-5.

[26] Там же, с. 97.

[27] Моммен, А. 2002. «Ответ России на глобализацию», в Международном журнале политической экономии, Vol. 31, № 4, с. 64.

[28] Freeland, C. 2005. p. 97.

[29] Вольфсен П., Сергунин А.А. 2004. с. 22.

[30] Freeland, C. 2005. p. 97.

[31] Holtom, P. 2003. p. 162.

[32] Альм, Мартинес-Вазке и Торглер. 2006. «Отношение россиян к уплате налогов — до, во время и после перехода», в Международном журнале социальной экономики, Vol. 33, № 12, с. 836.

[33] Аалто, П. 2002. с. 154.

[34] Chauvier, J. 2007. «Ностальгия по власти, мечты об автономии», в La Monde Diplomatique, http://mondediplo.com/2007/02/02russia (по состоянию на 13.05.2007).

[35] Медведев, С. 2004. «Вторая республика Путина: российские сценарии», http://library.fes.de/pdf-files/id/ipg/200401medvedev.pdf (по состоянию на 13 мая 2007 г.), п. 97.

[36] Там же, с. 102.

[37] Там же, стр. 102-3.

[38] Конончук, В. 2006. «Дело ЮКОСа», его мотивы и последствия» (Варшава: Центр восточных исследований), http://www.osw.waw.pl/files/PRACE_25.pdf ( по состоянию на 05.13.2007), с. 33.

[39] Медведев С. 2004. с. 98.

[40] Конончук, В. 2006. стр. 49.-50.

[41] Медведев С. 2004. с. 98.

[42] Смородинская Н., Жуков С. 2003. с. 9.

[43] Моисей, Дж. 2004. стр. 109-10.

[44] Мисюнас, Р. 2004. «Россия без корней: Калининград – статус и идентичность», в Дипломатия и управление государством, Том. 15, № 2 с. 391.

[45] Аалто, П. 2002. с. 147.

[46] Там же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *