CONCEPT, CLASSIFICATION AND GENERAL CHARACTERISTICS OF KEY EDUCATIONAL COMPETENCIES
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Научная статья
Тенитилова К.С.1, *, Беляева В.Г.2, Абаева С.М.3
1, 2, 3 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия
* Корреспондирующий автор (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье описаны исследования в области разработки реестра основных образовательных компетенций, которыми должен овладеть учащийся в процессе своей образовательной деятельности; проводится разграничение категорий «компетенция» и «компетентность»; рассматривается определение их понятий; характеризуются надпредметные, общепредметные и предметные компетенции; предложена авторская трактовка понятия «ключевые образовательные компетенции», их классификация с выделением трех взаимосвязанных групп и общая характеристика; выделены требования, которые предъявляются к процессу формирования ведущих образовательных компетенций школьника; затрагиваются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на их развитие.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, ключевые образовательные компетенции.
CONCEPT, CLASSIFICATION AND GENERAL CHARACTERISTICS OF KEY EDUCATIONAL COMPETENCIES
Research article
Tenitilova K.S.1, *, Belyaeva V.G.2, Abaeva S.M.3
1, 2, 3 Oryol State University, Oryol, Russia
* Corresponding author (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Abstract
The article describes research in the field of developing a register of basic educational competencies students should master in the course of their educational activities; differentiates the categories «competence» and «competency»; examines the definition of their concepts; characterizes supra-subject, general subject, and subject competencies; suggests an original interpretation of the concept of «key educational competencies» as well as their classification with the allocation of three interrelated groups and general characteristics; identifies the requirements that are imposed on the process of forming the leading educational competencies of a student and addresses internal and external factors that affect their development.
Keywords: competence, competency, key educational competencies.
Сегодня общественность требует новых знаний, умений и навыков. Современный мир стремительно меняется, темп его развития постоянно растет, как и нужда в квалифицированных высокообразованных профессионалах. Чтобы соответствовать современным требованиям, человеку необходимо следить за новшествами и успевать за темпом развития общества. Такие условия выдвигают определённые требования к современной системе образования, которая призвана учитывать потребности каждого как обучающего, так и обучаемого.
Многие педагоги проводят разграничение категорий «компетенция» и «компетентность», которые являются концептуальными понятиями компетентностно — ориентированного подхода. Так, А. В. Хуторской полагает, что компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере». В свою очередь компетентность он характеризует как «овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9, С. 14].
Компетентностно – ориентированный подход сложился как одна из тенденций для создания единого образовательного пространства. Его внедрение в педагогическую практику поднимает разработку инновационных методов воспитания на более высокий уровень, поскольку он базируется на новой образовательной парадигме. Несмотря на актуальность, компетентностный подход до сих пор находится в стадии разработки как на теоретическом, так и на практическом уровне. Эта установка послужила основанием для детального рассмотрения понятия «ключевые образовательные компетенции». Ядром данного термина является метапредметность, подразумевающая устранение разобщенности сведений и формирование целостного мировосприятия, что стоит в противовес усвоению и воспроизведению фиксированных знаний учащихся или, другими словами, их репродуктивной деятельности.
Итак, ключевые образовательные компетенции – это набор базовых знаний, умений, навыков, ценностно – смысловых ориентиров, владея которыми учащиеся могут осуществить их эффективную реализацию.
Иерархию компетенций можно представить в виде треугольника, в основе которого лежат компетенции многофункциональные по характеру и уровню применимости, которые по сути являются надпредметными, соотносятся с обширным диапазоном деятельности, предполагают оперирование универсальными понятиями, имеют своей целью конвергентное образование. Они характеризуются широким применением в учебно – познавательной деятельности метакатегорий и ориентированы на перспективу интеллектуального развития в течении всей жизни. За ними следуют общепредметные, которые относятся к узкому кругу школьных предметов. Вершину треугольника образуют предметные компетенции. Каждая предметная компетенция включает в себя: название компетенции, личностную значимость для ученика, объем знаний, умений, навыков, способов деятельности, относящихся к этой компетенции, характеристику минимально необходимого опыта деятельности ученика в сфере компетенции, индикаторы по проверке сформированности предметных компетенций.
Общепринятой классификации и согласованного реестра ключевых компетенций не существует, поэтому остается проблема разработки такой структуры, которая была бы максимально полной, цельной, логично выстроенной и отвечала идеям конвергентной парадигмы образования. В связи с этим можно выделить три взаимосвязанных группы:
- Компетенции, связанные с деятельностью:
— познавательная, которая проявляется в активном самостоятельном познании предметов окружающей действительности;
— социально – трудовая, выражающаяся в усвоении элементарных знаний и умений необходимых для жизни в современной социокультурной среде;
— гражданско — правовая содержит навыки реализации совокупности гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
- Компетенции, связанные с коммуникацией:
— информационная – опыт анализа, обработки и передачи необходимой информации;
— межличностная – способность и готовность к социальному взаимодействию и работе в команде;
-эмпатическая связана с развитием степени постижения внутреннего мира и переживаний другого человека, восприятием его эмоционального состояния;
- Компетенции, связанные со становлением внутреннего самосознания:
— ценностно – смысловая — компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения [10, С. 3];
— социорефлексивная дает возможность встать в позицию наблюдателя по отношению к самому себе, анализировать свои поступки, совершенствовать собственную деятельность;
— аутопсихологическая компетенция – важнейшая психолого-акмеологическая основа становления самосознания, заключающаяся в развитии и применении своих психических ресурсов, способности перестраивать внутреннее состояние в зависимости от обстоятельств, организовывать волевую установку на достижение поставленных целей;
— интеллектуальная – многоуровневое образование, в основе которого лежит гибкость мышления, внутренние ментальные модели, глубинные умственные особенности личности, позволяющие эффективно справляться с решением задач, опираясь на сложившуюся базу знаний;
— мотивационная компетенция представляет собой интегральную характеристику, дающую представление о возможности ученика познавать собственную мотивацию обучения, анализировать и взвешивать свои мотивационные состояния в разных образовательных ситуациях;
— аналитическая имеет своей целью качественный анализ информации, выявление причинно-следственных связей и структурирование исходных данных;
— эмоционально – психологическая компетенция – это социально детерминированная категория, заключающаяся в распознавании и управлении своим эмоциональным состоянием, а также отражающая уровень развития эмоциональной рефлексии и саморегуляции.
В качестве основных требований, предъявляемых к процессу формирования ключевых образовательных компетенций, необходимых в процессе обучения, выступают такие, как личностная готовность всех участников образовательного процесса к активному взаимодействию; рациональный набор ключевых компетенций, на формирование которых будут направлены усилия педагогов и учащихся; наличие образовательных программ, координирующих действия и определяющих роль каждого предмета и вида деятельности в решении общих задач воспитания.
На развитие ключевых компетенций производят воздействие внутренние факторы: мотивация учащихся к обучению, самоанализ, подготовленность к конструктивному решению задач, и внешние: социально – психологический климат коллектива, содержание образования, выбор педагогической технологии. Кроме того, овладение образовательной компетенцией предполагает комплексную процедуру по формированию целостного мировосприятия, а не усвоение разрозненных, отдельных друг от друга знаний.
Конфликт интересов
Не указан.![]() |
Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Авдеев В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В. М.Авдеев // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 6. — С. 235 – 240.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В. В. Сериков. – Педагогика, 2003. – № 10. – 24 с.
- Егорова Т. Е. Концептуальные основы развития аутопсихологической компетентности личности / Т. Е. Егорова, В. А. Беляшов, К. А. Куликова// Вестник Нижегородского института управления. № 2 (48). С. 26.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
- Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 101с.
- Питюков В.Ю. Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся / В.Ю. Питюков, С.М. Тищенко // Вестник РМАТ, 2017. № 2. — С. 55-58.
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
- Синева Л.С. Педагогические условия формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников / Л.С. Синева // Современное педагогическое образование. 2018. №2. С.135-138.
- Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / Л. Н. Хуторская, А. В. Хуторской // Вестник института образования человека. — 2015. — №2. — С. 16.
- Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.
В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. –URL: http://www.eidos.ru/ (дата обращения: 21.02.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
- Avdeev V. M. Kompetentnostnyj podhod v konstruirovanii sovremennyh obrazovatel’nyh modelej [Competence-based approach in the design of modern educational models] / V. M. Avdeev // Social’no-gumanitarnye znanija [Social and humanitarian knowledge]. — 2006. –№ 6. — P. 235 — 240. [in Russian]
- Bolotov V.A. Kompetentnostnaja model’: ot idei k obrazovatel’noj programme [Competence model: from an idea to an educational program ] / V.A. Bolotov, V.V. Serikov – Pedagogika, 2003. – № 10. – 24 p. [in Russian]
- Egorova T. E. Konceptual’nye osnovy razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti lichnosti [Conceptual foundations for the development of autopsychological competence of the individual] / T.
E. Egorova, V. A. Beljashov, K. A. Kulikova // Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravlenija [Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management]. 2018. № 2 (48). 26. [in Russian]
- Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija. [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Author’s version] / I. A. Zimnjaja. — M.: Issledovatel’skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. — 42 p. [in Russian]
- Ivanov D.A. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponjatija, instrumentarij [Competence approach in education. Problems, concepts, tools.] / D.A. Ivanov. – Omsk: OmGPU Publishing house, 2003. – 101 p. [in Russian].
- Pitjukov V.Ju. Sovremennyj vzgljad na formirovanie kompetentnostnyh modelej obuchajushhihsja[A modern view on the formation of competence models of students] / V.Ju. Pitjukov, S.
M. Tishhenko // Vestnik RMAT [Bulletin of the RMAT ], 2017. № 2. — P. 55-58. [in Russian]
- Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N 1897 (red. ot 31.12.2015) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 01.02.2011 N 19644) [The Order of the Ministry of Education and Science of 17.12.2010 No. 1897 (Ed. by 31.12.2015) “on Approval of Federal State Educational Standard of Basic General Education” (Registered in Ministry of Justice of Russia 01.02.2011 N 19644) [in Russian]
- Sineva L.S. Pedagogicheskie uslovija formirovanija kljuchevyh obrazovatel’nyh kompetencij starsheklassnikov[Pedagogical conditions for the formation of key educational competencies of high school students] / L.S. Sineva // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education].- 2018. №2. P.135-138. [in Russian].
- Hutorskaja L. N. Kompetentnost’ kak didakticheskoe ponjatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovanija [Competence as a didactic concept: content, structure and design models] / L.
N. Hutorskaja, A. V. Hutorskoj // Vestnik instituta obrazovanija cheloveka[Bulletin of the Institute of Human Education]. — 2015. — №2. — P. 16. [in Russian]
- Hutorskoj A. V. Tekhnologiya proektirovaniya kliuchevykh i predmetnykh kompetentsii Technology of Designing Key and Subject Competences] [Electronic resource] / A. V. Khutorskoy // Internet Magazine “Eidos.” – 2005. – December 12. – URL: http://www.eidos.ru/ (accessed: 21.02.2021). [in Russian]
Профессиональные компетенции педагога в современной школе
Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.
Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.
Оглавление:
- Компетентностный подход в педагогике
- Классификация и перечень компетенций педагога
- Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
- Новшества, связанные с развитием цифровых технологий
Компетентностный подход в педагогике
По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.
А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.
Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.
Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.
Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.
Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.
В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.
В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:
- Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
- Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.
Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.
Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.
Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.
Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.
Классификация и перечень компетенций педагога
Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.
Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.
Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.
Ключевыми личностными компетенциями являются:
- Персональные
Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.
Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.
- Межличностные
Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.
- Социальные
Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.
- Рефлексивные
Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.
Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности
- Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
- Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
- Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
- Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
- ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
- ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера – учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
- Психолого-педагогические.
- Общие и специальные предметные.
Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.
Для кого этот стандарт?
Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.
Для чего этот стандарт?
Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:
- это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
- это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
- это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Какие изменения?
Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.
- Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
- Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
- деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
- педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
- создание программ и методик всех уровней общего образования.
В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:
- Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
- Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества, связанные с развитием цифровых технологий
Новый документ включает в себя требования, касающиеся освоения учителем современных цифровых технологий и инструментов. В том числе учителя обязаны:
- обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
- успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
- применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
- пользоваться цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
- использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
- находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
- вести электронную документацию;
- придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.
Если говорить о преподавании в широком смысле, то новый документ предполагает следующие профессиональные компетенции современного педагога:
- формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
- обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
- использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
- применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.
Мы убедились, что современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.
Стоит помнить, что, помимо перечисленных компетенций, хороший педагог должен пользоваться эффективными стратегиями обучения и воспитания, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать контакт с коллегами и семьями учеников.
Очень часто дети переносят отношение к педагогу на преподаваемый им предмет. Поэтому важно поддерживать интерес в глазах подопечных, быть современным и идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои способности и повышая компетентность.
Рейтинг: 4.5
( голосов 4 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Основные компетенции учащихся и общеобразовательные результаты
01. Думать
Мыслить ясно, критически и творчески, анализировать, синтезировать, интегрировать и оценивать во многих областях человеческого исследования
02.
делать обоснованные суждения и брать на себя ответственные обязательства.
03. Actдействовать целенаправленно, эффективно и ответственно.
04. Связьобщайтесь с разными аудиториями, используя различные средства.
Преподаватели Колледжа Валенсии установили четыре основных компетенции, которые описывают результаты обучения для выпускника Валенсии. Они есть:
Эти общие компетенции могут применяться во многих контекстах и должны развиваться в течение
жизнь. Они определяют, как обучение может быть выражено и оценено на практике. Они
позволить студентам и преподавателям ставить цели обучения и оценивать обучение внутри и за пределами
многие дисциплины человеческого исследования. Используйте описания и примеры академических
работать для каждого, чтобы измерить свои собственные результаты обучения. Образцы академической работы
являются отличным дополнением к вашему портфолио обучения.
Итоги общего образования
В декабре 2007 года преподаватели Колледжа Валенсии разработали результаты общего образования. Общеобразовательная программа в Валенсии является неотъемлемой частью программы А.А. Дипломная программа и предназначена для содействия к образовательному росту студента, предоставляя базовое гуманитарное образование. А учащийся, завершающий общеобразовательную программу, должен достичь следующего результаты:
Культурно-историческое понимание
Продемонстрировать понимание разнообразных мировых традиций и индивидуального
место в нем.
Количественное и научное обоснование
Использование процессов, процедур, данных или фактов для решения проблем и повышения эффективности
решения.
Навыки общения
Участвовать в эффективном межличностном, устном и письменном общении.
Этическая ответственность
Демонстрировать осознание личной ответственности в своей гражданской, социальной и академической деятельности
жизнь.
Информационная грамотность
Находить, оценивать и эффективно использовать информацию из различных источников.
Критическое мышление
Эффективно анализировать, оценивать, синтезировать и применять информацию и идеи из различных
источников и дисциплин.
Описание основных компетенций
Думать
Мыслить ясно, критически и творчески, анализировать, синтезировать, интегрировать и оценивать во многих областях человеческого исследования
Чтобы подумать, что вы должны делать?
- анализировать данные, идеи, закономерности, принципы, перспективы
- использовать факты, формулы, процедуры дисциплины
- объединить идеи и ценности из разных дисциплин
- сделать обоснованные выводы
- пересмотреть выводы в соответствии с новыми наблюдениями, интерпретациями или причинами
Как и где вы должны думать?
- любопытство и последовательность
- индивидуально и в группах
Образцы моей работы, которые демонстрируют, что я могу:
- идентифицировать данные, идеи, закономерности, принципы, точки зрения
- использовать факты, формулы, процедуры
- сделать обоснованные выводы
- объединить идеи и ценности из разных дисциплин
- пересмотреть мои выводы в свете новых наблюдений, интерпретаций или причин
Ценность
делать обоснованные суждения и брать на себя ответственные обязательства
Что нужно сделать, чтобы оценить?
- распознавать ценности, выраженные в установках, выборе и обязательствах
- различать личные, этические, эстетические, культурные и научные ценности
- использовать ценности и стандарты суждений из разных дисциплин
- оценивайте свои ценности и ценности других людей с индивидуальной, культурной и глобальной точек зрения сформулировать взвешенный и самоопределяемый набор ценностей
Как и где оценивать?
- с сочувствием и справедливостью
- индивидуально и в группах
Образцы моей работы, которые демонстрируют, что я могу:
- определять ценности, выраженные в чувствах, отношениях, убеждениях, выборе и обязательствах
- признавать свои и чужие ценности
- различать личные, этические, эстетические, культурные и научные ценности
- использовать ценности и стандарты суждений из разных дисциплин
- оценивать свои ценности и ценности других с глобальной или универсальной точки зрения
- совершать действия, соответствующие взвешенному и самостоятельно определенному набору ценностей
Действовать
действовать целенаправленно, эффективно и ответственно
Что нужно сделать, чтобы действовать?
- применять дисциплинарные знания, навыки и ценности для целей образования и карьеры
- внедрить эффективные стратегии решения проблем, принятия решений и постановки целей
- действовать эффективно и надлежащим образом в различных личных и профессиональных условиях
- оценить эффективность личного поведения и выбора
- адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства
Как и где нужно действовать?
- мужество и упорство
- индивидуально и в группах
- в личной, профессиональной и общественной жизни
Образцы моих работ, которые демонстрируют, что я умею:
- действовать эффективно и надлежащим образом в различных контекстах и условиях
- внедрять стратегии решения проблем и принятия решений
- управлять своим временем и деятельностью в повседневной жизни
- применить дисциплинарные знания, навыки, ценности к моим целям
- планировать и осуществлять желаемые изменения в ответ на обстоятельства
Общаться
общаться с разными аудиториями, используя различные средства
Что нужно делать, чтобы общаться?
- определить свои сильные стороны и потребность в улучшении как коммуникатор
- использовать методы коммуникации, соответствующие вашей аудитории и цели
- оценить эффективность своего и чужого общения
Как и где вы должны общаться?
- говорение, слушание, чтение и письмо
- вербально, невербально и визуально
- с честностью и вежливостью
- в разных дисциплинах и условиях
Образцы моих работ, которые демонстрируют, что я умею:
- определить свои сильные и слабые стороны как коммуникатора
- анализировать аудиторию для улучшения коммуникации в различных условиях
- общаться в разных контекстах, условиях и дисциплинах
- оценить эффективность своего и чужого общения
Учебные компетенции, цели и результаты
Компетенции, цели и результаты могут быть записаны для описания обучения, ожидаемого от учащихся на отдельных курсах или по программе в целом. Однако эти термины часто используются взаимозаменяемо для описания желаемых методов обучения и преподавания, хотя на самом деле они означают разные вещи. В этом блоге мы определяем каждый термин и рассматриваем различия и сходства.
Учебные компетенции
Общее заявление, описывающее использование желаемых знаний, навыков, поведения и способностей . Компетенции часто определяют конкретные прикладные навыки и знания, которые позволяют людям успешно выполнять определенные функции в рабочей или образовательной среде. Некоторые примеры включают:
- Функциональные компетенции : Навыки, которые необходимо использовать ежедневно или регулярно, такие как когнитивные, методологические, технологические и лингвистические способности
- Межличностные компетенции : Навыки устной, письменной и визуальной коммуникации, а также способность эффективно работать с разнообразными командами
- Способности к критическому мышлению : Способность эффективно рассуждать, использовать системное мышление, выносить суждения и принимать решения для решения сложных проблем
Ключевое различие между учебными компетенциями, целями и результатами заключается в том, что учебными целями являются конкретные способности, необходимые для достижения учебной компетенции.
Цели обучения
Заявление, описывающее, что преподаватель будет изучать на курсе и что курс даст студентам . Как правило, они шире, чем результаты обучения учащихся. Например, «К концу курса студенты будут использовать теорию изменений для развития семейно-ориентированного ухода в контексте сестринской практики». Утверждения, подобные этому, помогают определить, чему научился ученик и чему научил учитель.
В целом цели обучения определяют, что курс даст учащемуся. И результаты обучения, и цели обучения используются для оценки эффективности курса.
Результаты обучения
Конкретное заявление, в котором излагается общая цель или цель участия в образовательной деятельности . Эти утверждения часто начинаются с использования основной фразы — начального утверждения в начале каждого результата обучения — например, «учащиеся смогут». Затем следует действие , глагол , обозначающий ожидаемый уровень обучения, например, понять, проанализировать или оценить. Заключительная часть, чтобы написать это приложение этого глагола в контексте и описание желаемого уровня производительности, например, « написать отчет » или « предоставить трем одноранговым узлам обратную связь ». Пример хорошо структурированного заявления о результатах: «Студенты смогут находить, применять и цитировать эффективные вторичные источники в своих эссе».
Эти утверждения, написанные на уровне класса, помогают учащимся получить четкое представление о том, к чему ведет курс, и что от них ожидается, чтобы добиться успеха в курсе. Эти заявления также помогают преподавателям направлять разработку курсов путем выбора содержания, стратегий обучения и технологий, чтобы компоненты курса были согласованы с конкретными результатами.
Обучение письму: цели, компетенции и результаты
При построении курса в колледже или университете определение учебных компетенций, целей и результатов является важным шагом к тому, чтобы обучение было сосредоточено на студенте и ориентировано на результат. Конкретный процесс, используемый при составлении этих утверждений по конкретному курсу, может зависеть от установленных целей обучения, компетенций или результатов, записанных на уровне программы, которые можно использовать для формирования этих утверждений. Другой способ сделать это — систематически оглядываться назад от конечной желаемой цели. Независимо от процесса написания важно, чтобы компетенции, цели и результаты были четкими, наблюдаемыми и измеримыми, позволяя как студентам, так и преподавателям понять процесс обучения.
Узнайте, как использовать онлайн-обучение для поддержки образования, основанного на компетенциях
Онлайн-обучение может помочь поддержать подход к обучению, основанному на компетенциях (CBE), который позволяет учащимся продвигаться в своем обучении в своем собственном темпе в зависимости от их способности овладеть навыком или компетенцией.
Посетите наш веб-семинар, чтобы узнать о стратегиях и передовых методах использования онлайн-обучения для поддержки подхода CBE в любом колледже или университете.