Налогообложение в китае 2018: Налог на прибыль предприятий — China Window / Окно в Китай

Содержание

Налог на прибыль предприятий — China Window / Окно в Китай

Данный налог является совместным налогом, распределяемым между центральным и местным правительствами.Уплата данного налога регулируется управлениями по центральным налогам.

Взимание налога на прибыль предприятий в КНР в настоящее время регулируется Законом КНР «О налоге на прибыль предприятий» от 29.12.2018 и Нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» от 06.12.2007.

В соответствии с Законом «О налоге на прибыль предприятий» плательщиками налога являются предприятия и иные организации, получающие доход на территории КНР.

Налог на прибыль предприятий в КНР до 2008 г

До 1 января 2008 года в КНР параллельно существовали две системы налогообложения налогом на прибыль предприятий. Китайские предприятия выплачивали налог на прибыль в соответствии с Временными нормами и правилами КНР «О налоге на прибыль предприятий» в размере 33%.

Для предприятий с иностранным капиталом (совместные паевые предприятия, совместные контрактные предприятия, предприятия с 100% иностранным капиталом, иностранные предприятия и представительства иностранных предприятий) был отдельно установлен налог на прибыль предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий.

Ставка налога на прибыль предприятий с иностранным капиталом также составляла 33%, однако для привлечения иностранных инвестиций Китай предоставлял значительные налоговые льготы для инвесторов. Предприятия с иностранным капиталом могли уплачивать налог по 15% или 24% ставке при регистрации в особых экономических зонах и получить налоговые каникулы (освобождение от налога на прибыль в течение 2 лет + выплата налога по ставке в размере 50% от обычной в течение следующих 3 лет). Фактически большинство предприятий с иностранным капиталом с точки зрения налога на прибыль имели преимущество перед китайскими предприятиями.

После вступления в ВТО Китай принял обязательство по предоставлению предприятиям с иностранным капиталом национального режима, в результате чего был принят новый закон о налоге на прибыль предприятий, уравнявший налоговое бремя предприятий с китайским и иностранным капиталом и ликвидировавший ранее действовавшие льготы для иностранных инвесторов.

В результате с вступлением нового закона в силу Китай перешел от территориального принципа налогообложения, когда играло значительную роль место регистрации предприятия, к отраслевому принципу, в соответствии с которым предприятие может получить льготы в отношении налога на прибыль в зависимости от отраслевой принадлежности.

Предприятия подразделяются на предприятия-резиденты и предприятия-нерезиденты. Предприятиями-резидентами считаются предприятия, зарегистрированные на территории КНР, либо предприятия, место эффективного управления которых находится на территории КНР.

Предприятия-резиденты должны выплачивать налог на прибыль, источники которой находятся на территории КНР или за рубежом. Предприятия-нерезиденты должны выплачивать налог на прибыль, полученную структурами (местами ведения хозяйственной деятельности) от источников, находящихся на территории КНР, а также прибыль, возникшую за пределами КНР, но фактически связанную с деятельностью данных структур на территории КНР.

Налогооблагаемый доход предприятий включает:

  1. Доход от продаж.
  2. Доход от предоставления услуг
  3. Доход от передачи имущества.
  4. Доходы от капиталовложений в акционерный капитал.
  5. Доход по процентам.
  6. Доход от сдачи в аренду.
  7. Доход от авторских прав и лицензий.
  8. Доход от пожертвований и дарения.
  9. Иные виды дохода.

При расчете налогооблагаемой суммы

от налогооблагаемого дохода предприятия вычитаются:

  1. Себестоимость по ведению деятельности, включая:
    а) себестоимость осуществления хозяйственной деятельности;
    б) дополнительные издержки и платежи;
    в) расходы на рекламу – не более 15% от ежегодного дохода;
    г) представительские расходы – 60% понесенных расходов, но не более 0,5% от ежегодного дохода.
  2. Расходы на сотрудников (разумные расходы на выплату заработной платы, социальные налоги, социальные расходы)
  3. Налоги и сборы (за исключением налога на прибыль предприятий).
  4. Убытки и ущерб, потеря и повреждения.
  5. Некоторые иные расходы (например, расходы на благотворительность, осуществленные в соответствии с Законом КНР «О благотворительности», в размере не более 12% от годовой прибыли предприятия).
Ставка налога на прибыль

В отличие от ранее действовавшего законодательства, новый закон предусматривает единую ставку налога для предприятий с иностранным капиталом и собственно китайских предприятий. Ставка налога составляет 25%. Также предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль для малых малорентабельных предприятий и предприятий новых и высоких технологий.

Для малых малорентабельных предприятий действует сниженная ставка налога на прибыль предприятий в размере 20%. Для предприятий новых и высоких технологий действует сниженная ставка налога на прибыль в размере 15%.

Малые малорентабельные предприятия

В соответствии с Нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на прибыль» малые малорентабельные предприятия должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Промышленные предприятия: ежегодная сумма налогооблагаемой прибыли не должна превышать 300 000 юаней жэньминьби; максимальное количество рабочих и служащих – 100 человек; общая стоимость активов не должна превышать 30 000 000 юаней жэньминьби.
  2. Иные предприятия: ежегодная сумма налогооблагаемой прибыли не должна превышать 300 000 юаней жэньминьби; максимальное количество рабочих и служащих – 80 человек; общая стоимость активов не должна превышать 10 000 000 юаней жэньминьби.

Кроме того, к малым малорентабельным предприятиям могут относиться только предприятия, ведущие деятельность в разрешенных и поощряемых государством сферах деятельности.

Предприятия новых и высоких технологий

В соответствии с Нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на прибыль» предприятиями новых и высоких технологий считаются предприятия, соответствующие следующим условиям:

  1. Продукция (услуги) предприятия отнесены государством к новым и высоким технологиям (список установлен документом «Область новых и высоких технологий, поддерживаемых государством»).
  2. Отношение расходов на разработку и внедрение (R&D) к общей сумме дохода предприятия от продаж не ниже установленной государством нормы.
  3. Доля доходов от продукции (услуг) предприятия в общей сумме доходов предприятия не ниже установленной государством нормы.
  4. Численность научно-технического персонала в общем количестве рабочих и служащих не ниже установленной государством нормы.

При этом основные права интеллектуальной собственности на разрабатываемую продукцию (услуги) должны принадлежать непосредственно предприятию.

Налоговые льготы

В период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. действуют специальные налоговые льготы:

В отношении малых малорентабельных предприятий, чья совокупная годовая прибыль не превышает 1 000 000 юаней жэньминьби, налоговая ставка к уплате составляет 20%, а за базу при расчете налога на прибыль берется только 25% налогооблагаемой прибыли. Эффективная налоговая ставка к уплате составляет 5%;

В отношении малых малорентабельных предприятий, чья совокупная годовая прибыль превышающей 1 000 000 юаней жэньминьби, но не превышающей 3 000 000 юаней жэньминьби, налоговая ставка к уплате составляет 20%, а за базу при расчете налога на прибыль берется только 50% налогооблагаемой прибыли. Эффективная налоговая ставка к уплате составляет 10%. 

Место и сроки уплаты налога

Местом уплаты налога является место регистрация предприятия в соответствии с действующими положениями. В случае если место регистрации предприятия расположено за рубежом, местом уплаты налога является место эффективного управления.

Окончательная сумма налога на прибыль предприятий рассчитывается на годовой основе, а предварительные (авансовые налоговые платежи) осуществляются ежемесячно или ежеквартально на основании суммы фактически полученной прибыли в течение данного периода. В случае возникновения трудностей с расчетом суммы допускается предварительная выплаты суммы за аналогичный период предыдущего года или по иной методике, признаваемой налоговым органом.

Предварительные ежемесячные (ежеквартальные) платежи по налогу на прибыль предприятий должны производиться в течение 15 дней после окончания каждого месяца (квартала). Окончательный расчет налога за год и подача ежегодной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий производится в течение 5 месяцев после окончания налогового года с возвращением излишне уплаченных налоговых платежей либо возмещением недоплаты.

Удержание налога на прибыль у источника выплаты

В соответствии с положениями Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» предприятия-нерезиденты, не создавшие на территории КНР структуры (места ведения хозяйственной деятельности), либо создавшие такие структуры, но полученная предприятием прибыль не имеет фактической связи с деятельностью данных структур, должны уплачивать налог на прибыль предприятий с прибыли, источник которой находится на территории КНР. Таким образом, прибыль предприятий-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства на территории КНР, подлежит обложению налогом на прибыль предприятий у источника дохода.

Удержание и выплата налога на прибыль осуществляется налоговым агентом.

Базовая ставка налога у источника доходов, предусмотренная Законом КНР «О налоге на прибыль предприятий», составляет 20%, однако в соответствии с положениями того же закона, допускается снижение или освобождение прибыли предприятий-нерезидентов от налога у источника доходов, а в соответствии с Нормами и правилами применения Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий», к такой прибыли применяется сниженная ставка в размере 10% от налогооблагаемой прибыли.

Экологический налог в Китае: что необходимо знать о новом налоге

С 1 января 2018 г. в КНР вводится экологический налог, который будет взиматься со всех предприятий, создающих загрязнение окружающей среды. Новый налог заменит существующий с 1979 г. сбор за загрязнение окружающей среды, расширит полномочия регионов и позволит им эффективнее бороться с экологическими проблемами.

Круг налогоплательщиков

В соответствии с Законом КНР «Об экологическом налоге» (принят 25 декабря 2016 г.; вступает в силу с 1 января 2018 г.) уплачивать экологический налог обязаны все учреждения, предприятия и остальные предприниматели, создающие при ведении деятельности загрязнение окружающей среды, включая: 1) загрязнение воздуха; 2) загрязнение водных ресурсов; 3) загрязнение окружающей среды твердыми отходами; 4) шумовое загрязнение.

Экологический налог на загрязнение водных ресурсов и загрязнение окружающей среды твердыми отходами не уплачивается, если выбросы направляются на объекты для очистки сточных вод или утилизации бытовых отходов.

Кроме того, налог не уплачивается с твердых отходов, которые вывозятся и утилизируются в предназначенных для этого местах, соответствующих государственными и местным стандартам охраны окружающей среды.

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на загрязнение воздуха и водных ресурсов устанавливаются местными правительствами в пределах, установленных Законом КНР «Об экологическом налоге». Предельные ставки составляют: 1) загрязнение воздуха – от 1,2 до 12 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения; 2) загрязнение водных ресурсов – от 1,4 до 14 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения. Регионы вправе самостоятельно определять применимые ставки налога в зависимости от состояния окружающей среды и уровня развития.

Например, в Пекине будут применяться максимальные ставки налога: 12 и 14 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и водных ресурсов соответственно. В провинции Гуандун ставки налога будут составлять 1,8 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и 2,8 юаней жэньминьби за загрязнение водных ресурсов.

Единица экологического загрязнения устанавливается в зависимости от вида вредных веществ и способа загрязнения. Например, при загрязнении воды всеми формами ртути единицей является 0,5 грамм общей ртути, а при загрязнении свинцом – 25 грамм свинца.

Ставки экологического налога на загрязнение окружающей среды твердыми отходами составляют от 5 юаней жэньминьби за одну тонну пустой угольной породы до 1 000 юаней жэньминьби за одну тонну опасных отходов.

Ставки экологического налога на шумовое загрязнение устанавливаются в зависимости от превышения допустимого уровня шума, измененного в децибелах. Сумма налога ежемесячно составляет от 350 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума на 1-3 дБ до 11 200 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума более чем на 16 дБ.

Налоговые льготы

Экологический налог не уплачивается с выбросов веществ-загрязнителей, создаваемых мелкими сельхозпроизводителями, транспортными средствами (автомобили, самолеты, суда, поезда), предприятиями по очистке сточных вод и утилизации бытовых отходов (в пределах, установленных государством и местными органами власти), а также с твердых отходов, используемых для производства продукции, соответствующей государственным и местным стандартам охраны окружающей среды.

Если концентрация загрязняющих веществ составляет менее 75% от государственных или местных стандартов, сумма экологического налога для предприятия в соответствии с законом должна быть уменьшена на 25%. Если концентрация составляет менее 50%, сумма налога уменьшается в два раза.

Сбор налога

Ответственность за сбор экологического налога несут налоговые органы. Местные управления по охране окружающей среды обязаны содействовать налоговым органам и предоставлять данные, необходимые для исчисления сумм налога.

Экологический налог исчисляется ежемесячно и уплачивается ежеквартально. При подаче деклараций по экологическому налогу налогоплательщики обязаны предоставлять сведения о видах загрязнения, их объемах (количестве), концентрации загрязняющих веществ, а также предоставлять по требованию налоговых органов другие материалы.

Для оценки количества выбросов все предприниматели, обязанные уплачивать налог, должны установить необходимое оборудование. В случае отсутствия такого оборудования объемы выброса загрязняющих веществ определяются по данным мониторинга или по способам исчисления, определенным Министерством охраны окружающей среды КНР.

Заключение

Экологический налог должен помочь КНР улучшить состояние окружающей среды. Для промышленных производств налог создает дополнительный стимул уменьшить выбросы загрязняющих веществ за счет установки очистительных сооружений. Одновременно регионы получают больше полномочий по борьбе с загрязнением: они могут самостоятельно определять ставки налога и распространять экологический налог на другие виды загрязнителей, которые не предусмотрены законом.

Введение налога не затронет большинство предприятий, которые напрямую не создают выброса загрязняющих веществ. При создании промышленных производств, напротив, новый налог следует учитывать в качестве одного из факторов при выборе места для размещения производства.

Статистика

  • Налоговые поступления по категориям налогов в 2019 г.

    В 2019 году налоговые поступления от налога на товары и услуги (GST), подоходного налога, налога на имущество и налога на поведение составили 9454,9 млрд юаней, 4790,4 млрд юаней и 2966,1 млрд юаней, что составляет 54,9 процента, 27,8 процента и 17,3 процента соответственно.

  • Рост налоговых поступлений (1993–2019 гг.)

    Рассчитанные на сопоставимой основе, налоговые поступления в 2019 году увеличились на 215,5 млрд юаней по сравнению с прошлым годом, зафиксировав рост на 1,3 процента.

  • Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах

    В 2019 году доля налоговых поступлений (без вычетов на возврат налога на экспорт) в доходах бюджета составила 90,4 процента.

  • Доля налоговых поступлений в ВВП

    В 2019 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 17,4 процента.

  • Налоговые поступления в 2018 году

    В 2018 году совокупные налоговые поступления в Китае составили 16995,9 млрд юаней, из которых 15298,2 млрд юаней было собрано налоговыми органами, а 1697,7 млрд юаней было собрано таможней от имени налоговых органов, что составляет 90 процентов и 10 процентов от совокупной суммы соответственно.

  • Налоговые поступления по категориям налогов в 2018 г.

    В 2018 году налоговые поступления от налога на товары и услуги (GST), подоходного налога, налога на имущество и налога на поведение составили 9283,9 млрд юаней, 4936,2 млрд юаней и 2775,8 млрд юаней, что составляет 54,6 процента, 29,1 процента и 16,3 процента соответственно.

  • Рост налоговых поступлений (1993—2018)

    Рассчитанные на сопоставимой основе, налоговые поступления в 2018 году увеличились на 1422 миллиарда юаней по сравнению с прошлым годом, зафиксировав рост на 9,1 процента.

  • Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах

    В 2018 году доля налоговых поступлений (без отчислений на возмещение экспортной пошлины) в доходах бюджета составила 92,7 процента.

  • Доля налоговых поступлений в ВВП

    В 2018 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 18,9 процента.

Китай, Народная Республика — Корпоративный

Корпоративный — Налоги на корпоративный доход

Последний отзыв: 28 июня 2023 г.

Предприятия-налоговые резиденты (TRE) облагаются налогом на прибыль корпораций (CIT) на их мировой доход. Не-TRE, у которого нет представительства или места в Китае, облагается налогом только на доход от источника в Китае. Не-TRE с заведением или местом в Китае уплачивает КПН с дохода, полученного таким заведением или местом из источников в Китае, а также с дохода, полученного за пределами Китая, который фактически связан с таким заведением или местом.

В соответствии с законом о подоходном налоге стандартная ставка налога составляет 25%.

Более низкая ставка КПН доступна для следующих секторов/отраслей на национальной основе:

  • Квалифицированные новые/высокотехнологичные предприятия имеют право на пониженную ставку КПН в размере 15%. Предприятие должно соответствовать ряду предписанных критериев и пройти оценку, чтобы быть квалифицированным как новое/высокотехнологичное предприятие.
  • Поощряемые назначенные предприятия-разработчики программного обеспечения и поощряемые назначенные предприятия-разработчики интегральных схем (ИС) имеют право на сниженную ставку налога на прибыль в размере 10% после первых пяти лет освобождения от налога на прибыль.
  • Квалифицированные предприятия, предоставляющие передовые технологии, имеют право на сниженную ставку налога на прибыль в размере 15%. Предприятие должно соответствовать ряду предписанных критериев и пройти оценку, чтобы быть квалифицированным как предприятие, предоставляющее услуги с передовыми технологиями.
  • Для квалифицированных малых и малоприбыльных предприятий годовой налогооблагаемый доход до 3 млн юаней (включительно) облагается эффективной ставкой подоходного налога в размере 5% с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г.
  • Квалифицированные предприятия, занимающиеся предотвращением и контролем загрязнения, имеют право на пониженную льготную ставку КПН в размере 15% с 1 января 2019 г.до 31 декабря 2023 г.

Более низкая ставка КПН доступна в определенных регионах для определенных секторов/отраслей следующим образом:

  • С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2030 г. поощряемые предприятия в западных регионах имеют право на сниженную льготную ставку КПН в размере 15%.
  • С 1 января 2014 г. по 31 декабря 2025 г. поощряемые предприятия, созданные в зоне сотрудничества современной индустрии услуг Цяньхай Шэньчжэнь-Гонконг с операционным содержанием, имеют право на сниженную ставку налога на прибыль в размере 15%.
  • Поощряемые предприятия, созданные в зоне интенсивного сотрудничества Гуандун-Макао в Хэнцине с действующим веществом, имеют право на сниженную ставку налога на прибыль в размере 15%.
  • С 1 января 2014 г. по 31 декабря 2025 г. поощряемые предприятия, созданные в Комплексной экспериментальной зоне Пинтань с действующим веществом, имеют право на пониженную ставку КПН в размере 15%.
  • С 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. поощряемые предприятия, зарегистрированные в Хайнаньском порту свободной торговли и действующие в Хайнаньском порту свободной торговли, имеют право на пониженную ставку налога на прибыль в размере 15%.
  • С 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г. поощряемые предприятия, зарегистрированные в экспериментальных районах Наньши (площадью 23 квадратных километра) с действующим веществом, имеют право на пониженную ставку КПН в размере 15%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *