Надомное: 3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Содержание

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Формы получения образования

«В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
             Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

<<Перелинковка>>

В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).

Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой. 

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на уроках в обычной школе. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

<<Форма демодоступа>>

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное образование.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект, а контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные наставники, которые помогут ребёнку получить образование на дому. Попробуйте — первая неделя обучения бесплатно!

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.   
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Что такое надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования. 

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».  
Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» 

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
  • В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.   
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.

<<Форма семейного образования>>

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
            Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Источник: freepik.com / @karlyukav

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде. 
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации. 

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы. 

Три способа учиться дома

Школа отправляет вас учиться дома? Всё, что нужно знать о домашнем обучении детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями могут обучаться в школе, а могут — дома. Но добиться полноценного обучения дома не всегда просто. Как это сделать, рассказывают в блоге общественной организации «Перспектива».

Как и зачем переводить ребенка на надомное обучение

Для начала сразу отметим — родители имеют право обучать своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, на дому. Но они это делать не обязаны. Не обязаны этим правом пользоваться.

Чтобы ребенок учился дома, важно соблюдение двух условий:

  1. Не просто наличие какого-либо заболевания, а психофизическое состояние ребенка, препятствующее посещению школы, и подтверждение этого медицинской организацией.
  2. Письменное заявление родителей (законных представителей) о получении ребенком образования именно на дому. Это связано с тем, что выбор формы обучения с учетом состояния здоровья ребенка и наилучшего обеспечения его интересов всегда остается за родителями (законными представителями).

Прежде чем принимать решение об обучении ребенка на дому, необходимо взвесить все плюсы и минусы: посоветоваться со специалистами, оценить существующие альтернативные возможности для социализации ребенка. Обучение на дому связано исключительно с тяжелым состоянием здоровья учащегося. Никакие другие обстоятельства, например, отсутствие в школе пандуса или мест в классах — не основание для перевода ребенка на надомное обучение. Если вам настоятельно рекомендуют надомное обучение по иным, не связанным с состоянием здоровья ребенка, причинам — смело отказывайтесь.

1. Ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию

Для перевода ребенка на надомное обучение требуется наличие действительно тяжелого состояния здоровья. Министерством здравоохранения Российской Федерации утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому. Диагноз сам по себе не является основанием для обучения на дому. Перечень указывает именно на определенное течение заболевания, именно оно и есть основание для возникновения такого права.

Например, дети с умственной отсталостью вправе обучаться на дому в случае, если их состояние характеризуется «стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)».

Если состояние здоровья ребенка в Перечне не отражено, но он не может посещать образовательную организацию — исключения все же есть. В некоторых случаях вы все равно имеете право выбрать обучение на дому. Минздрав России указал, что, если заболевание ребенка не вошло в перечень, врачебная комиссия медицинской организации, в которой он наблюдается, может принять решение о наличии медицинских показаний для обучения на дому.

В частности, «все состояния, требующие соблюдения длительного (более 1 месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств, должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому» (Письмо Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810 «О медицинских показаниях для обучения по основным общеобразовательным программам на дому»). О наличии показаний для обучения на дому медицинская организация, в которой наблюдается ребенок, выдает медицинское заключение.

2. Родители должны обратиться в школу с письменным заявлением о переводе ребенка на надомное обучение

Порядок организации обучения на дому в каждом регионе свой, важно это учитывать и предварительно изучить региональные нормативные правовые акты.

Про учебную нагрузку

Перевод ребенка на надомное обучение не всегда означает, что учебная нагрузка должна сокращаться. Однако на практике к занятиям на дому ребенку зачастую устанавливают значительно меньшую учебную нагрузку, не сопоставимую с нагрузкой в классе. Правомерно ли это?

Юристы «Перспективы» считают, что нет. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что безосновательное (автоматическое) снижение учебной нагрузки для ребенка, обучающегося на дому, незаконно. Если состояние здоровья ребенка позволяет ему получать полноценную учебную нагрузку, сопоставимую с нагрузкой его сверстников, обучающихся по аналогичной программе в школе, нет никаких оснований для ее сокращения при обучении на дому.

Почему возникают проблемы с определением учебной нагрузки? Санитарными нормами установлен только предельный максимальный объем недельной нагрузки для обучения детей с ОВЗ. Минимальная учебная нагрузка в нормативных документах при этом не определена. С одной стороны, отсутствие нижней границы позволяет индивидуализировать программу для каждого ребенка с учетом его потребностей и состояния здоровья. С другой, создает возможность для злоупотреблений и нарушений прав ребенка со стороны работников образовательного учреждения.

Пример из правовой практики наших юристов: некоторые родители отмечали, что их дети учатся на дому не более 8-12 часов в неделю. Хотя состояния здоровья детей объективно позволяет им заниматься больше. В результате, такие дети вынуждены заниматься самостоятельно дополнительно, с приглашенными репетиторами или с родителями.

Единственное основание для существенного сокращения нагрузки — особенности здоровья и развития ребенка, препятствующие получению полноценной (стандартной) нагрузки. Обучение на дому не равно самостоятельное обучение. Оно не должно приводить к тому, что ребенок недополучает важную часть программы из-за отсутствия у школы разного рода ресурсов: материально-технических, финансовых, кадровых.

Нормативные документы

С 1 марта 2021 года действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“». В разделе VI «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» учебную нагрузку можно определить по таблице 6.6 «Требования к организации образовательного процесса».

Например, максимальная нагрузка для второклассника составляет 23 академических часа (урочная деятельность) + 10 академических часов (внеурочная деятельность). Обратите внимание, что реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время урочной, так и во время внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающие занятия — часть внеурочной деятельности. Главное, чтобы общий объем нагрузки второклассника с ОВЗ не превышал 33 академических часов.

Никаких правил относительно того, что при обучении на дому еженедельная нагрузка ребенка должна сокращаться, в законе нет. Тем не менее, родители часто сообщают, что ребенок учится на дому не больше 12 академических часов в неделю.

Как изменить учебную нагрузку

Необходимо исходить из состояния здоровья и реальных индивидуальных возможностей конкретного ребенка. Если вы понимаете, что ребенок способен справиться с более высокой учебной нагрузкой (в пределах установленной нормы), руководствуйтесь следующим алгоритмом: подайте заявление на имя директора школы с просьбой определить ребенку полноценную учебную нагрузку, сопоставимую с нагрузкой его сверстников, обучающихся по аналогичной программе в очной форме.

В заявлении можно попросить пересмотреть учебную нагрузку в целом или по отдельным предметам (например, некоторые родители сообщали, что ребенок получал полноценную учебную нагрузку по математике и русскому языку, а число занятий по иностранному языку было существенно сокращено).

Если по состоянию здоровья установленная школой учебная нагрузка для ребенка чрезмерно высока, действуйте аналогичным образом — подавайте заявление на имя директора школы с просьбой сократить учебную нагрузку. В заявлении важно указать конкретные причины, объясняющие эту необходимость. В подтверждение своих доводов можно предоставить заключение врача или психолога с рекомендациями о сокращенной учебной нагрузки.

В случае отказа в изменении учебной нагрузки, его можно обжаловать в органах образования, прокуратуре или в суде.

Специальные условия при обучении ребенка с ОВЗ на дому

Некоторым детям с ОВЗ при освоении образовательной программы необходима помощь тьютора или ассистента (помощника). В чем отличие тьютора от ассистента (помощника) мы уже рассматривали в одном из наших материалов, вкратце:

  • Тьютор — специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.
  • Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие ребенка с другими учащимися, в том числе посредством использования планшетов, средств альтернативной коммуникации. Ассистент (помощник) также оказывает помощь в одевании и раздевании ребенка, при необходимости помогает вести записи.

Необходимость в тьюторском сопровождении или в помощи ассистента (помощника) может быть установлена:

  • в заключении ПМПК;
  • в решении школьного ППК (консилиума).

Обратите внимание, что даже при отсутствии соответствующей рекомендации в заключении ПМПК школьный консилиум может принять решение о необходимости постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом (помощником). Как добиться указания на помощь тьютора или ассистента (помощника) в заключении ПМПК мы также уже писали.

Коррекционные занятия на дому

Некоторым детям с инвалидностью для освоения общеобразовательной программы требуется проведение специальных коррекционных занятий. Согласно федеральному закону, групповые или индивидуальные коррекционные занятия являются специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Как правило, потребность в таких занятиях указана в заключении ПМПК или индивидуальной программы реабилитации и абелитами (ИПРА) ребенка-инвалида. Учебный план отдельных вариантов федеральных образовательных стандартов также включает коррекционно-развивающую область.

При прохождении ПМПК обязательно обращайте внимание членов комиссии на потребность ребенка в коррекционных занятиях. В случае, если коррекционные занятия среди рекомендаций указаны не были, вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей его психофизического состояния, состояния здоровья, особенностей развития такие коррекционные занятия действительно необходимы. Заключение ПМПК носит для школы обязательный характер.

Независимо от того, по какой форме обучается ребенок — очной или заочной — коррекционно-развивающие занятия ребенку должны быть предоставлены — при наличии соответствующей рекомендации. Для этого обязательно предоставьте заключение ПМПК в школу и напишите заявление о создании всех специальных условий, указанных специалистами ПМПК.

Если вашему ребенку не предоставляют коррекционные занятия или предоставляют их не в полном объеме, в том числе — при надомном обучении, вы имеете право обратиться к директору школы и в орган образования, являющийся учредителем школы, с просьбой предоставить такие занятия. В случае отказа вы имеете право обжаловать такое бездействие в прокуратуре или в суде.

Ваши вопросы о защите прав детей с инвалидностью на образование, вы всегда можете задать их юристам горячей линии по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива». Это совершенно бесплатно, достаточно всего лишь заполнить форму. Напомним, обращения принимаются со всех регионов России.

Фото: shutterstock / jirakit suparatanameta

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

НА ОСНОВЕ | определение в кембриджском словаре английского языка

Примеры надомного

надомного

Но окончательный законопроект действительно предусматривал увеличение финансирования для штатов, которые расширяют дома на основе ухода .

Из NPR