Государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики
Государство защищается от конкуренции всеми способами / Евгений Разумный / Ведомости
Роль государственных и квазигосударственных институтов – госкомпаний, госкорпораций, институтов развития – увеличивается, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Частный бизнес существует в режиме экономии, а государственный сектор чувствует себя более свободно, добавляет она. Госбанки проводят менее жесткую кредитную политику, чем частные, перераспределяя деньги в пользу менее эффективных компаний, а госкомпании не нацелены на рентабельность, продолжает Орлова. Создается впечатление, что государство устраивает сложившаяся ситуация, поэтому первым шагом должно стать признание проблемы, говорит Орлова.
В России сложился государственно-монополистический капитализм, следует из доклада ФАС о состоянии конкуренции («Ведомости» ознакомились с документом). В четверг его рассмотрит правительство. Доклад – это не программа действий, а констатация тенденции последних двух-трех лет, пояснил в среду руководитель ФАС Игорь Артемьев: в нем будет много неприятного для правительства.
Государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г., пишет ФАС. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось, ссылается служба на данные ЕГРЮЛ (см. график): они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования – серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.
Со своей собственностью государство расстается неохотно. В 2012 г. был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, государство собиралось существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Но планы изменились, пишет ФАС: теперь государство не собирается расставаться с корпоративным контролем и хочет сохранить возможность влиять на управление.
Расширение доли государства в экономике усиливает монополистические тенденции и в пока еще «не контролируемом государством экономическом пространстве», сетует ФАС.
К бизнесу власть относится «как к кошельку», ответила почти половина компаний, опрошенных РСПП (48% против 42% в 2014 г.). Все меньше предпринимателей считают, что власть воспринимает их как младшего или равного партнера. 15,8% компаний убеждены, что власть относится к бизнесу как к питательной среде для коррупции. И лишь 2% респондентов полагают, что «власть относится к бизнесу как к конкуренту».
Именно чиновников предприниматели считают главными врагами конкуренции. Действия властей – главная причина сокращения числа конкурентов, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве, на втором месте изменения правовой базы (58 и 53% респондентов соответственно).
Примером такого удара по конкуренции ФАС называет ответные продуктовые санкции. Эмбарго привело к росту цен на продовольствие, констатирует ФАС. Хотя оно и создало возможности для расширения отечественного производства, но импортозамещение осуществляется точечно, преимущественно в производстве мяса и молочной продукции.
Польза от политики ускоренного импортозамещения только кажущаяся, говорится в докладе: она «может нести скрытые угрозы для экономики» – привести к ограничению конкуренции и снижению эффективности товарных рынков. Отрицательно влияют или могут повлиять на конкуренцию большинство мероприятий политики импортозамещения, признает ФАС: ограничение доступа импорта, дополнительные административные барьеры, перечни иностранной продукции (например, машиностроения), которую запрещено закупать без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению. Ограничивается конкуренция при госзакупках – например, заказчик ссылается на необходимость поддержать предприятие, которое занимается, а то и только планирует заняться импортозамещением. Все это приводит к росту цен без улучшения качества продукции.
Политика импортозамещения должна быть ограничена лишь несколькими сферами, считает ФАС, таких как оборона, обеспечение фармацевтической и продуктовой безопасности. А основной формой проектов импортозамещения должна быть модернизация производства или создание предприятий с нуля.
Для борьбы с монополиями и чиновниками ФАС предлагает национальный план развития конкуренции, который готовится по поручению президента, рассказал Артемьев. Документ ФАС постарается сделать предельно конкретным, с цифровыми показателями, в случае невыполнения которых губернаторов и министров предложено отстранять от должностей, уточнил Артемьев.
На основе доклада невозможно оценить эффективность антимонопольной политики, отмечает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов: нет анализа влияния действий ФАС и принимаемых службой решений по конкретным делам на конкуренцию.
Дело не в частной или государственной собственности, ФАС несколько упрощает проблему, говорит директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев. Есть и вполне эффективные госкорпорации, например в Норвегии, Чили, Малайзии. Вопрос в качестве государства – может ли оно эффективно распоряжаться своей собственностью и регулировать частные рынки, может ли отделить добросовестных чиновников от коррумпированных, объясняет он. Без решения проблемы конфликта интересов приватизация и сокращение присутствия государства не помогут, считает он.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайтеФАС: доля государства в экономике России превысила 50% и препятствует развитию конкуренции
30 апреля 2019, 17:50,
обновлено 30 апреля 2019, 19:05
МОСКВА, 30 апреля. /ТАСС/. Доля государства составляет более половины экономики РФ, что затрудняет развитие конкуренции, говорится в проекте доклада ФАС о состоянии конкуренции в 2018 году, размещенном на официальном сайте ведомства.
«Доля государственного сектора составляет значительную часть российской экономики и составляет более половины национальной экономики Российской Федерации», — говорится в проекте документа.
Как отмечает ФАС, перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%, в 2008 году — уже в 40-45%., к 2013 году она превысила 50%. «В 2017 году, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60-70%. Следует отметить, что в 2018 году ситуация существенно не изменилась», — отмечает антимонопольное ведомство.
Совокупная доля госкорпораций в экономике России составляет, по различным оценкам, 7-10% ВВП. «Участие государства в рыночных взаимодействиях не только в качестве разработчика правил и гаранта их исполнения, но и в качестве игрока, способного оказывать существенное искажающее воздействие на конкуренцию», — говорится в докладе.
Как отмечается в докладе, созданные на конкурентных рынках ГУПы и МУПы за счет наличия несправедливых преимуществ по сравнению с частными участниками могут своими действиями приводить к ограничению и потенциально — к устранению конкуренции. В то же время необходимость создания таких предприятий на рынках, где уже существует развитая конкуренция, в большинстве случаев не оправдана.
Доля унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, от общего количества унитарных предприятий составляет более 50%, в том числе: по операциям с недвижимым имуществом — 16,91%, торговля оптовая и розничная — 8,65%, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство — 7,49%. Как отмечает ФАС, большая доля присутствия государства в экономике приводит к созданию барьеров для развития малого и среднего предпринимательства, снижению общей производительности труда, сокращению инновационной активности.
В ФАС отметили, что состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг в 2018 году в основном можно охарактеризовать как неудовлетворительное.
«Состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг в 2018 году в большинстве своем можно охарактеризовать как неудовлетворительное. По мнению ФАС России, это в большей степени обусловлено сохранившей свою актуальность проблемой наличия административных барьеров при предоставлении кредитным организациям доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг и участию в программах льготного финансирования», — отмечается в докладе.
Так, по данным службы, в настоящее время есть не менее 57 нормативных правовых актов федерального уровня, которые устанавливают специальные требования к банкам при предоставлении им доступа к льготному финансированию и праву на отдельные услуги. Как правило, требования содержат условия, связанные с определенным размером капитала банка и фактом госучастия в уставном капитале.
«Предъявление подобных требований приводит к необоснованному получению доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг или получению субсидий только ограниченным кругом банков — преимущественно крупных банков с государственным участием», — отмечается в докладе.
Сложившаяся ситуация также дает крупным банкам с госучастием возможность существенно снижать процентные ставки по вкладам при сохранении относительно высоких ставок по кредитам, отмечают в ФАС. Кроме того, есть случаи, когда такие кредитные организации в своей рекламе «акцентируют внимание не на условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а именно на наличие в их уставном капитале государственного участия, тем самым создавая ложное впечатление об их исключительной надежности по сравнению с другими банками». «В связи с этим в целях улучшения состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке ФАС России считает необходимым проведение работы по исключению таких необоснованных требований из нормативной правовой базы», — подчеркнули в ФАС.
Теги:
РоссияИнформационный бюллетень: Обеспечение конкуренции на рынке труда имеет решающее значение для работников и экономического роста — Информационный бюллетень: Обеспечение конкуренции на рынке труда имеет решающее значение для работников и экономического роста
Ключевые точки:
Рынки труда становятся менее конкурентоспособными, а возможности трудоустройства работников сокращаются.
Антиконкурентная практика снижает заработок, ухудшает условия труда и наносит ущерб экономике в целом.
Недостаточные возможности на рынке труда усугубляют существующее экономическое неравенство, с которым сталкиваются женщины и цветные люди.
Конкуренция необходима для создания рабочих мест и широкого экономического роста
На хорошо функционирующем рынке труда высокий спрос на работников дает всем работникам больше возможностей для ведения переговоров о повышении заработной платы, что гарантирует работникам выгоду от более быстрого экономического роста. Однако, несмотря на почти рекордно низкий уровень безработицы и высокий спрос на работников, что приводит к множеству вакансий для каждого ищущего работу, многие работники не видят, что их заработная плата не поспевает за инфляцией. Вместо этого более высокие цены привели к рекордным прибылям крупнейших корпораций и большим выплатам генеральным директорам и богатым акционерам.
Конкуренция работодателей за работников необходима для здорового рынка труда. Но сегодня у многих работодателей мало местных конкурентов в своей отрасли. Неадекватная конкуренция отнимает власть у рабочих и передает ее работодателям, что искажает рынки. Мало того, что работники находятся в худшем положении — с более низкой заработной платой и менее качественными рабочими местами, — отсутствие конкуренции приводит к потерям в масштабах всей экономики и ограничивает экономический рост.
Рынки труда становятся менее конкурентоспособными, а возможности трудоустройства работников сокращаются
- В Соединенных Штатах 60% местных рынков труда считаются высококонцентрированными, а 20% работников заняты на рынках труда, где лишь несколько работодателей предоставляют рабочие места в местном сообществе.
- Каждый пятый работник в США связан соглашениями о неконкуренции. Эти соглашения требуют, чтобы работники отказались от своего права работать на прямого конкурента в качестве условия занятости, что ограничивает мобильность рабочих мест и подавляет заработную плату.
- Неконкуренция наиболее распространена на высокооплачиваемых должностях, но более 14% работников со степенью ниже бакалавра и 25% работников со степенью бакалавра в настоящее время подпадают под действие соглашения о неконкуренции в качестве условия приема на работу. Эти типы соглашений могут удерживать работников на некачественных рабочих местах, что снижает заработную плату и ограничивает их мобильность на рынке труда.
Антиконкурентная практика снижает заработок, приводит к ухудшению условий труда и наносит ущерб экономике в целом
- Отсутствие конкуренции на рынке труда сдерживает заработную плату. По данным Министерства финансов, общая заработная плата была бы на 20% выше, если бы у работников была больше гибкости в поиске и переходе на лучшие варианты работы.
- Хотя в последние десятилетия рост заработной платы среднего работника был ограниченным, с 1978 года заработная плата ведущих руководителей на Уолл-стрит увеличилась на 1 460 %. В 2021 году среднему высшему генеральному директору платили почти в 400 раз больше, чем среднему рабочему.
- Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что долгосрочный экономический рост страны связан с экономическим климатом, в котором заработная плата составляет большую долю национального производства, чем прибыль. Антиконкурентная практика, сокращающая заработок рабочих и, таким образом, уменьшающая заработную плату как долю национального производства, наносит ущерб экономике США в долгосрочной перспективе, жертвуя потенциалом роста.
Недостаточные возможности на рынке труда усугубляют существующее экономическое неравенство, с которым сталкиваются женщины и цветные люди
- Расовый и гендерный разрыв в благосостоянии в Соединенных Штатах позволяет работодателям эксплуатировать недопредставленных и работающих женщин, которые не могут позволить себе долгий или дорогостоящий поиск более качественной работы из-за экономической нестабильности.
- У женщин часто больше неоплачиваемых обязанностей по уходу в домашнем хозяйстве. Эти обязанности по уходу повышают стоимость поиска работы, в то время как меньшее количество доступных возможностей трудоустройства ограничивает мобильность женщин на рынке труда и может подвергать их сексуальным домогательствам на рабочем месте. Отсутствие мобильности на рынке труда, с которой могут столкнуться женщины, также, вероятно, повлияет на их заработную плату; барьеры на пути трудоустройства женщин снижают их заработок на 3,3%.
Конкуренция необходима для создания возможностей трудоустройства и широкого экономического роста
- Эксперты по конкуренции отмечают, что антимонопольным правоохранительным органам, таким как Министерство юстиции (DOJ) и Федеральная торговая комиссия (FTC), необходимы дополнительные ресурсы для восстановления конкуренции в экономике США и на рынке труда. Поскольку количество и сложность слияний с годами увеличились, сборы за регистрацию, которые компании должны платить до рассмотрения Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией, не поспевают за ними. Обновление регистрационных сборов за слияния впервые за два десятилетия обеспечит наличие у антимонопольных органов ресурсов, необходимых им для более жесткого соблюдения антимонопольного законодательства.
- Некоторые из слияний и поглощений, представляющих значительный риск для конкуренции, являются сложными и дорогостоящими для правительства, чтобы оспорить их в суде. Перенос юридического бремени с правительства на слияние компаний, чтобы доказать, что их слияния не создают заметного риска снижения конкуренции на рынке труда или в экономике в целом, поможет обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства и защитить работников и потребителей.
- Запрещение использования соглашений о неконкуренции при приеме на работу для низкооплачиваемых работников укрепит позиции на переговорах, гарантируя права работников на свободное участие на рынке труда.
Рыночная власть и конкуренция объясняют все проблемы в экономике США, утверждает новое исследование
- The A. V. Club
- Deadspin
- Gizmodo
- Jalopnik
- Jezebel
- Kotaku
- Quartz
- The Root
- The Takeout
- The Onion
- Inventory
Markets
POWER PLAY
Это не игра.
Изображение: Reuters/Shannon Stapleton
Автор:Дэн Копф
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Конкуренция хорошая. Это может быть самым основным принципом экономики. В здоровой экономике, когда одна компания продает продукт по цене, намного превышающей затраты на его производство, другие компании прыгают на этот рынок, чтобы конкурировать с ними, снижая в результате наценку на товары. Это хорошо как для потребителей, так и для работников. Продукты дешевле и более доступны, и для их производства требуется больше рабочих.
Но что произойдет, если по какой-либо причине конкуренция в экономике снизится, и компании смогут поднять цены намного выше, чем затраты на их производство? Это имело бы катастрофические последствия. Заработная плата рабочих и уровень занятости снизятся. Люди будут реже менять работу. Экономический рост замедлится.
По мнению экономистов Яна Де Локера из Принцеонского университета и Яна Экхоута из Университетского колледжа Лондона, это в основном описывает экономику США с 1980. В недавно опубликованной статье Де Локер и Экхаут проанализировали балансы зарегистрированных на бирже компаний с 1950 по 2014 год. (В 2014 году на эти фирмы приходилось около 40% всех продаж). 70%.
Более высокие наценки предполагают усиление того, что экономисты называют «рыночной властью». На рынке совершенной конкуренции, на котором конкуренты предлагают один и тот же продукт, компании не имеют рыночной власти. Если одна компания устанавливает более высокие цены, чем другие, они потеряют весь свой бизнес в пользу более дешевых конкурентов. На рынке совершенной конкуренции единственный способ оправдать более высокую наценку — сделать продукт более эффективным.
Но большинство рынков не являются совершенно конкурентными, и большинство фирм обладают той или иной формой рыночной власти, которая позволяет им взимать наценку. Например, одинокая заправочная станция в маленьком городке может брать больше, потому что у людей нет другого выбора. Apple может взимать значительную наценку за iPhone благодаря сочетанию уникальности своего продукта и лояльности клиентов.
Если Де Локер и Экхаут правы в том, что рыночная власть увеличивается, это имеет существенные недостатки. Самое выгодное, что может сделать компания, обладающая рыночной властью, — это производить меньше своей продукции и повышать цену — подобно тому, что делает картель ОПЕК благодаря своему влиянию на нефтяном рынке. Сокращение производства означает, что требуется меньше рабочих, и больше доходов идет владельцам, а не рабочей силе.
Одна из проблем, связанных с анализом Де Локера и Экхаута, поднятая экономистом Тайлером Коуэном, заключается в том, что более высокие наценки не обязательно означают большую рыночную власть. Вполне возможно, что первоначальные затраты на создание компании сегодня выше, чем в прошлом, и что для компенсации этого необходимы более высокие наценки.