К вопросу о «компетенции» и « компетентности»
Аннотация. Одной из основных целей высшей школы является подготовка профессионально компетентного специалиста. В статье в рамках Концепции модернизации российского образования рассматриваются разные подходы соотношение понятий «компетенции» и «компетентности» в связи с концепцией модернизации российского образования.
Ключевые слова: личность, компетентность, компетентный, компетенции, ключевые компетенции, профессионализм.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, одна из целей высшей школы это подготовка профессионально компетентного специалиста. Специалиста владеющего своей профессией, способного осуществлять инновационные процессы, готового к постоянному профессиональному росту.
Каждый профессионал должен обладать определенным перечнем компетенций. В психолого-педагогической литературе выделяют разные подходы к пониманию компетенций: как качество личности, необходимое для реализации профессиональной деятельности (В.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как обладающий компетенцией. Понятие компетенция в словаре иностранных слов определяется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Мы говорим: компетентный педагог, компетентность личности специалиста и т.д.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение в связи с появлением компетентностного подхода в образовании. Основоположниками данного подхода считаются Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина и др.
В связи с относительной новизной понятия «компетентность» в отечественной психологии, определяется оно неоднозначно и активно обсуждается в современной науке.
Учёные выдвигают различные предположения по данному вопросу. И.А. Зимняя в работе «Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования»[4. с.34-42].Автор говорит «…компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции» [63 с. 16]. На основе компетенций развивается компетентность.
По мнению Марковой А.К., компетентность конкретного человека это его профессионализм: «человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов» [6].
Маркова А.К определяет компетентность как характеристику конкретного человека или его действий, а именно: «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии» [6, с.31]. Судить о наличии компетентности можно по характеру результата труда человека.
Заметим, что до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Например, А.В.Хуторской разделяет понятия «компетенции» и «компетентности».
При этом под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность определяет как владение человеком соответствующей компетенцией. [7, с.31]
На основе сделанного анализа подходов к пониманию рассматриваемых понятий «компетенция» и «компетентность» можно отметить не разработанность содержания данных понятий. При этом все авторы подчеркивают практическую направленность компетенции.
В психолого-педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Н.П. Гришина, М.В. Крупина, В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Н.П. Попова и др.).
Таким образом, выделяют три этапа становления данных понятий в образовании:
- 1960–1970-е гг.–вводится категория «компетенция», создаются предпосылки для разграничения таких понятий как «компетенция» и «компетентность».
- 1970–1990-е.гг.– в теории и практике обучения языку, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению широко начинают использовать понятия «компетенция» и «компетентность» .
- с 1990 г появляются работы А.К. Марковой (1993, 1996), где в общем контексте компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
В стратегии модернизации российского образования говорится о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании, что предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.
Таким образом, выдвигаются определенные требования к профессионально-педагогической подготовке. Основной целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Основными характеристиками компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:
— общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
-четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
Мы считаем, «компетенция» это знания, умения, навыки, которыми должен обладать человек в зависимости от профессиональной действительности, а «компетентность» показывает, прежде всего, на соответствие реального и необходимого в личности специалиста. При этом личность может овладеть не одной, а несколькими компетенциями.
С 2011-2012 учебном году все российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколении, согласно которым, результаты высшего профессионального образования формулируются в категориях компетенций, что делает наше исследование актуальным.
Ссылки на источники
- Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования / Журнал прикладной психологии, 2001, № 3. – с. 3–8
- Гончарова Н.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме //Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2007. — № 5 // http://www. ncstu. ru
- Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.
— 2003. — № 5. — С. 34-42.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.-308 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».- 2002.-23 апреля // http://www. eidos. ru/journal/2002/0423. htm
Понятие компетенции и компетентности.
Некоторые
исследователи полагают, что «основателем
компетентностного подхода был Аристотель,
который изучал возможности состояния
человека, обозначаемого греческим
“atere” – «сила, которая развивалась и
совершенствовалась до такой степени,
что стала характерной чертой личности».
Другие считают, что понятия «
компетентность и компетенция » начали
использоваться с 1958 годаax Широкий
интерес к проблеме исследования
компетенций связан с запуском
искусственного спутника Земли СССР в
октябре 1957 года и последовавшей вслед
за этим широчайшей критикой системы
образования в США. Именно в этот период
появились публикации, сравнивавшие
содержание образования в США и СССР:
A.
В России в период 1970 ‒ 1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций , признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И .А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие авторы используют понятия « компетентность » и « компетенция » как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
До
сих пор не существует единства в понимании
сущности терминов « компетенция » и «
компетентность ». Понятие « Компетентность
» используется для описания конечного
результата обучения; понятие компетенция
приобретает значение «знаю, как» в
отличие от ранее принятого ориентира
в педагогике «знаю, что». Н. И . Алмазова
определяет компетенции как знания и
умения в определенной сфере человеческой
деятельности, а компетентность – это
качественное использование компетенций.
Другое определение компетентности
дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание
своего дела, существа выполняемой
работы, сложных связей, явлений и
процессов, возможных способов и средств
достижения намеченных целей». Н.Ф.Талызина,
Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков,
Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др. отмечают,
что понятия «знания», «умения», «навыки»
неточно характеризуют понятие «
компетентность », так как, по их мнению,
« компетентность » предполагает владение
знаниями, умениями, навыками и жизненным
опытом.
При
рассмотрении проблем модернизации
образования и определения требований
к выпускникам вузов широко применяется
термин «профессиональная компетентность
». К.В.Шапошников понимает категорию
«профессиональная компетентность »
как готовность и способность специалиста
принимать эффективные решения при
осуществлении профессиональной
деятельности.
Рассматривая
профессиональные компетенции ,
большинство исследователей выделяют:
1) простые (базовые) компетенции
(формируемые на основе знаний, умений,
способностей, легко фиксируемые,
проявляющиеся в определенных видах
деятельности) и 2) ключевые компетенции
– чрезвычайно сложные для учета и
измерения, проявляющиеся во всех видах
деятельности, во всех отношениях личности
с миром, отражающие духовный мир личности
и смыслы ее деятельности. В некоторых
исследованиях есть другие квалификации:
1) стандартные – те, без которых невозможно
нормальное функционирование личности
или организации 2) ключевые – обеспечивают
их конкурентоспособность на
социально-экономическом рынке, выгодно
отличая от аналогичных представителей,
3) ведущие – это «сотворение» будущего,
проявляющееся в инновационности,
креативности, динамичности и диалогичности
(кооперативности, децентрации,
поликультурности).
Особое
внимание в педагогике уделяется
профессиональной компетентности и
профессиональным компетенциям
преподавателя. В 70 – 80 годах ХХ века в
США уделялось большое внимание разработке
концепции обучения педагогов на основе
компетентностного подхода. В результате
наблюдения за деятельностью наиболее
эффективно работающих педагогов и
моделирования потребностей будущего
был выявлен ряд компетенций , основанных
на «трех китах» деятельности и личности
педагога: «знать, делать, быть». С тех
пор влияние личностных качеств
преподавателя на его профессиональную
компетентность отмечается практически
всеми исследователями. П.Ф. Каптерев
внес большой вклад в разработку
компетентностного подхода к профессиональной
подготовке учителей. Он подразделял
все качества личности педагога на
объективные (степень знания учителем
своего предмета, степень владения
методологией науки и глубина его
научных знаний, владение общими
дидактическими и методическими
принципами, способность проникать и
комплексно воспринимать особенности
детской психологии) и субъективные
(преподавательское искусство,
педагогический талант, творчество и
т. п.). А.К. Маркова при изучении
профессиональной компетенции педагога
сгруппировала умения, обеспечивающие
эффективность преподавания, и личностные
свойства педагога, и сделала вывод,
что профессиональная компетенция
педагога – «это такой труд учителя, в
котором на достаточно высоком уровне
осуществляется педагогическая
деятельность, педагогическое общение,
реализуется личность учителя, в котором
достигаются хорошие результаты в
обучении и воспитании школьников».
Содержание профессионально-личностных компетенций преподавателя в ХХ1 веке подробно и аргументировано раскрыто Т.Е. Исаевой. Автор выделяет:
1) адаптационно-цивилизационные компетенции
2) социальные компетенции
3) социально-организационные компетенции
4 ) профессиональные (предметные / методические) – совокупность знаний, умений, методов обучения, способов трансляции профессионально-корпоративного опыта, обусловленных спецификой преподаваемой дисциплины и избираемых в соответствии с педагогической системой, которой придерживается преподаватель
5) коммуникативную
6)
ценностно-смысловые – обеспечивают
человеку сохранение «самости» в любых
условиях.
Российские исследователи уделяют большое внимание проблеме классификации компетенций выпускника высшей школы.
Так,
Д.С. Цодикова, в разработанном ею курсе
«Ключевые компетенции менеджера XXI
века», выделяет следующие ключевые
компетенции : 1) стратегические, 2)
социальные, 3) функциональные, 4 )
управленческие, 5) профессиональные.
К.В. Шапошников, исследуя профессиональную
компетентность будущих
лингвистов-переводчиков, выделяет
«основные уровни (низкий, средний,
высокий), критерии (теоретическая
компетентность , практическая
компетентность и личностная
компетентность ) и показатели оценки
уровней сформированности профессиональной
компетентности у будущих
лингвистов-переводчиков (наличие
теоретических знаний по всем четырем
циклам учебных дисциплин, сформированность
системы общепрофессиональных и
лингвистических (чтение, говорение,
перевод) умений и навыков, наличие
положительной мотивации к будущей
профессиональной деятельности,
сформированность профессионально
важных качеств личности и др. ».
Требования
к профессионально-личностным компетенциям
, которые должны быть сформированы у
современных специалистов в различных
областях, особенно в связи с вступлением
в Болонский процесс, широко анализируются
в настоящее время на различных уровнях.
Подписание Болонской декларации вызвало
к жизни новые инструменты и инициативы,
содействующие реализации целей
формирования общеевропейского
пространства высшего образования.
Создана сеть информационных центров,
обеспечивающая граждан стран-участниц
Болонского процесса компетентной
информацией о возможностях и требованиях
по признанию дипломов и отдельных
курсов обучения в зарубежных вузах,
разрабатывается система перезачета
кредитов, обеспечивающая сопоставимость
объема изученного материала, разрабатывается
шаблон приложения к диплому, содержащий
развернутые данные о полученной
квалификации. Описание содержания
квалификаций по уровням требует
компетентностного подхода. Выделенные
умения и компетенции основываются
на различных классификациях.