Компетенции и компетентность в чем разница: Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании

Компетенция и компетентность — понятие, виды, классификация и различия

Обновлено: 4 сентября 2019

# Бизнес-словарь Чем отличается компетенция от компетентности: понятие, виды и классификация

Содержание

В чем разница между компетенцией и компетентностью

Компетентность базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению поставленных задач.

  • Компетентность
  • Виды компетенций
  • Коммуникативная компетентность и компетенция
  • Языковая
  • Информационная компетентность и компетенции
  • Социокультурная
  • Хозяйственная
  • Компетенции в образовании
  • Ключевые компетенции учащихся
  • Органы специальной компетенции

В профессиональной среде или обычном бытовом разговоре можно часто услышать слова «компетенция» и «компетентность». Большинство людей лишь приблизительно понимают, что это такое. Однако есть существенные различия между смыслом этих слов. И чтобы в будущем они не вызывали вопросов, следует точно разобрать понятие, виды и типы компетенций, а также важные факторы, указывающие на их различия.

Существует множество формулировок, которые были определены ведущими научными деятелями в нашей стране и за рубежом. Различается и подход к толкованию – это или отожествления, или дифференциация.

Для компетентностного подхода характерна следующая структура:

  • Компетенция – основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. В качестве примера можно привести уровень владения языком, которым пользуется переводчик в своей ежедневной работе.
  • Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению вышеописанных задач или деятельности.

Если провести тщательный анализ, то становится ясно – однозначное или общепринятое значение слова отсутствует, когда речь идет об одном контексте. Толкования отличаются, однако только подробное изучение вопроса позволяет получить ясное понимание и представление двух понятий.

Компетентность

На первый взгляд видна схожесть понятий, однако компетенция и компетентность имеют некоторые различия. В первом случае специалистами принято толкование, которое включает в себя приобретенные знания, которые формируют умения и подготовленность обучающегося для их использования на практике. Сюда же относят какие-либо вопросы, в которых осведомлен этот человек, а также проблемы, которые он может решить, используя ранее приобретенные навыки.

Тогда что это – компетентность? Понятие включает в себя:

  • Способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни. Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт.
  • Авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее.
  • Готовность и мужество взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт. Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания.
  • Принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.

Можно отметить компетентность, как более расширенное понятие, применяемое в профессиональной среде для формирования эффективной деятельности личности. Обобщающим моментом являются знания, которые приобретает человек для решения поставленных задач, их применение на практике и формирование личностных свойств, которые помогут добиться успехов на профессиональном поприще.

Виды компетенций

Если говорить отдельно про компетенции – существует четко разработанная классификация, которая позволяет увидеть полную картину для дальнейшего понимания структуры и значения понятия, часто применяемого в профессиональной среде. Она выглядит так:

  • Корпоративные – одинаковые компетенции для работников компании, которые были приняты и одобрены в процессе её создания.
  • Управленческие – необходимы для успешного решения сложных задач, с которыми часто сталкиваются руководители и ведущие специалисты.
  • Профессиональные – используются для определенной группы специалистов, имеют узкий спектр решаемых возможных вопросов.
  • Личностные – коммуникационные аспекты, характерные для личности, включая достижение результатов, ценностные понятия и прочее.

Выше были рассмотрены основные типы компетенций по содержанию. Без четкого знания этих видов невозможно добиться слаженной работы в компании, эффективного получения знаний, повышения квалификационного уровня в социальной среде и личностном развитии. Поэтому нужно также знать, что компетенции различают по возникновению:

  • природные качества, которыми наделен человек от рождения;
  • приобретенные знания, умения и опыт, накопленный на практике;
  • эмоциональные способности, в частности – адаптивность к новой рабочей среде.

Кроме того, понятие включает в себя коммуникативную, языковую, информационную, социокультурную, образовательную, хозяйственную и другие виды компетенций.

Еще какие бывают компетенции? Структура толкования слов включает разделение по сложности получения. Это простые, которые включают в себя все необходимые знания и навыки, применяемые в дальнейшем. На втором месте поставлены пороговые – минимальное количество знаний и природных качеств, которые необходимы для дальнейшей работы.

На третьей строчке расположены детализированные, которые включают в себя несколько уровней знаний, которые необходимо пройти и изучить для решения поставленной задачи. На последнее место специалисты ставят дифференцирующие, которые являются отличием успешных сотрудников в общей команде.

Коммуникативная компетентность и компетенция

Рассматривая виды компетенций более подробно, можно натолкнуться на коммуникативный термин. Он включает в себя комплекс знаний, позволяющий общаться с людьми.

Однако компетентность в данном вопросе можно описать более подробно. Сюда включаются не только знания и навыки, позволяющие взаимодействовать с другими людьми, но также грамотная речь, личностные способности для налаживания контакта, ораторское искусство и другие критерии. Определившись с понятием, можно выделить определенную структуру и свойства:

  • Формализованная – это общение по строгим правилам, установленным для коммуникабельности конкретной группы людей, объединенных общими деловыми или профессиональными интересами.
  • Неформализованная – взаимодействие с другими людьми в неформальной среде, куда входят рабочие процессы, семья, хобби и прочее.

Развитие коммуникативной компетенции очень важно – она считается базовой для получения знаний и начинается с детства. Важную роль играет обучение в школе, в результате которого формируется правильная речь, лексикон, проявление интереса к собеседнику, умение слушать и выражать свои мысли. Необходимо совершенствовать не только устную, но и письменную речь, развивать актерское мастерство и уверенность в себе.

Языковая

Понятие включает в себя способность человека не только понимать, но также выражать необходимое количество правильно сформированных предложений для взаимодействия с другими людьми в профессиональной или бытовой среде. Этому способствуют усвоенные с раннего возраста навыки и умения применения языковых правил или знаков.

Языковая компетенция базируется не только на врожденных способностях к родному языку, но также на качествах, позволяющих получать знания в изучении иностранных языков и их применять. Помимо понимания речи, человек должен иметь свое мнение и суждение об услышанном.

Языковая компетенция различается по следующим видам:

  • речевая — это способность выражать свои мысли, владение деловым стилем речи и прочее;
  • лингвистическая – понимание структуры речи, системы языка, его единиц и правил;
  • дискурсивная – умение вести содержательный и интересный разговор как в формальной, так и неформальной обстановке;
  • лексическая – владение навыками употребления слов, а также подробное знание словарного состава;
  • грамматическая – способность использования грамматических элементов языка как в устной, так и в письменной речи.

Данный тип компетенции важно развивать не только педагогам и ораторам – он необходим всем. Поэтому внимание данному вопросу уделяется в процессе обучения как в школе, так и при получении профессиональных знаний в соответствующих учебных заведениях.

Информационная компетентность и компетенции

Навыком современного специалиста является информационная компетентность, которая направлена на получение, анализ и обработку, а также дальнейшее использование информации. Она важна в век науки и техники, когда информация распространяется множеством средств, куда относят не только устную речь, но также компьютеры, телефонию и средства телекоммуникаций. В бизнесе зачастую информационная компетентность становится залогом достижения успеха.

Рассматривая понятие, необходимо напомнить про различия терминов. Так, компетентность формируется на основе знаний и личностных качеств, а компетенция – это способность человека к реализации компетентности в определенной ситуации.

Функциями информационной компетенции являются:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • нормативная;
  • адаптивная;
  • коммуникативная.

Можно увидеть переплетение ранее описанных компетенций, что позволяет получить подробную картину в терминологии. Получаемые знания (как ранее, так и в настоящем) дают возможность развивать системные навыки владения информацией и современными технологиям.

Социокультурная

Включает в себя понимание языка и речевого поведения, а также культурных и национальных особенностей. Имеет четыре составляющих – социально-психологическую, социально-лингвистическую, межкультурную (лингвострановедческую) и культурологическую. Отсутствие вышеперечисленных навыков затрудняет процесс общения. Данный тип компетенции важен не только для индивидуального личностного развития, но также для достижения успехов в выбранной профессии, а также для правильного формирования общества.

Подразумевается также тесное переплетение компетенций. Рассмотрим на примере. Так, одной из форм социальной и гражданской активности является волонтерская деятельность. Можно более тщательно разобраться в рассматриваемом вопросе, определив 5 компетенций волонтера. Это коммуникативная, языковая, информационная, социокультурная и хозяйственная. Таким образом, ключевые компетенции волонтера показывают, что основные виды присутствуют практически во всех сферах деятельности человека и крайне важны для гармоничного развития личности.

Хозяйственная

В бизнес-среде понятие компетенции определяется не только полученными знаниями, но также правами и полномочиями. Это можно рассмотреть на примере хозяйственной компетенции предпринимателя. Здесь компетенция определяется в качестве элемента права субъекта, которым он наделен законом. Различают следующие виды:

  • ограниченная – характерна для предприятий определенных форм собственности;
  • общая – определяется в учредительных документах;
  • исключительная – позволяет законодательно обойти имеющиеся запреты;
  • специальная – включает в себя права, позволяющие достичь целей в деятельности.

Как правило, предпринимательская среда является традиционным носителем хозяйственной компетенции. Она позволяет принимать решения о создании бизнеса, определять устав и цели, ликвидировать или реорганизовывать имеющееся предприятие, назначать руководителя и выполнять другие задачи, направленные на получение прибыли.

Компетенции в образовании

Способностью преобразовывать полученную информацию в знания как для ученика, так и для преподавателя обладает образовательная компетенция. В любой образовательной организации имеются ключевые компетенции, среди которых различают:

  • учебно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • личное совершенствование;
  • общекультурные;
  • ценностно-смысловые;
  • социально-трудовые;
  • информационные.

Вышеописанные виды компетенций в образовании позволяют четко сформулировать ключевые понятия процесса – это поиск, мышление, сотрудничество, деятельность, адаптация и анализ. Помимо ключевых, понятие включает в себя предметные и общепредметные компетенции. Важна также психологическая составляющая, которая позволяет развивать другие виды компетенций и применять их на практике.

В данный тип можно также отнести родительские компетенции, а также полномочия, которыми наделены преподаватели, если это учитывает правовая сторона деятельности образовательного учреждения.

Ключевые компетенции учащихся

В образовательной среде различают также компетенции учащихся. Ключевая модель процесса включает в себя вышеописанные виды – общекультурные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые и прочие. Важное место занимают исследовательские компетенции учащихся, включающие в себя информационные и цифровые технологии, работу с числом, навыки в решении поставленных задач, самообучение и т. д.

По сферам общественной жизни бывает:

  • гражданская;
  • общественная;
  • бытовая;
  • культурно-досуговая;
  • экологическая;
  • политическая;
  • экономическая;
  • и другие компетенции.

Однако существуют и проблемы компетенций, которые тормозят учебные процессы и делают их малоэффективными. В частности, это проблема ответственного выбора, который зачастую учащимся сделать сложно.

Тому способствует давление сверстников и родителей, недостаточное развитие личностных качеств, неумение определить себя в общественной жизни и невозможность выбора образовательного учреждения по экономическим причинам. Решение данных проблем становится важной задачей – как индивидуально, так и на государственном уровне.

Органы специальной компетенции

На успешное развитие страны с точки зрения экономики, политики, экологии, права и других факторов влияет специальная внутренняя компетенция государства. Под этим термином понимают обязанности, полномочия и права, направленные на гармоничное развитие правового регулирования на благо страны и её граждан. Подобная правотворческая компетенция определяется на законодательном уровне, подразумевая неустанное соблюдение установленных требований.

Если рассматривать поверхностно, то компетенция государственного служащего и государственного органа – это практически одно и то же. Только в первом случае, компетентность определяется законодательно и обобщает понятие, а во втором – направлена на выполнение конкретных и индивидуальных обязанностей для достижения цели.

Рассмотрим органы специальной отраслевой компетенции в таблице №1:

Орган Краткое описание компетенции и полномочий
Президент РФ Индивидуальная компетентность, а также общая – это совокупность конституционно определенных полномочий
Правительство Определяются Конституцией и включают в себя широкий спектр выполняемых функций
Совет Федерации Утверждение границ, указов, назначение выборов и государственных должностей
Парламент В зависимости от страны, существует ограниченная, неограниченная или частично ограниченная компетенция
Государственная дума Общие компетенции и полномочия, описанные законодательно, а также исключительные – в частности, доверие Правительству
Европейский Союз Властные прерогативы по изданию законов, управлению обществом и т. д.
ФСБ Решение задач по безопасности для страны и её граждан в пределах назначенных компетенций
Таможенные органы Защита государственных границ, проверка товаров и прочее
Муниципальные образования Решение вопросов местного значения
Налоговые органы Создание и утверждение налоговой политики
Федеральное собрание РФ Компетенции и полномочия в сфере законодательного права
РФ и ее субъекты Компетенции по распределению полномочий и строгое их выполнение, контролируемое законом
Правоохранительные органы Защита безопасности граждан и страны (МВД, полиция и другие организации)
Министерство финансов Компетенции по сбору, накоплению и распределению денежных средств
Совет директоров Полномочия, определенные уставными документами
Следственный комитет Расследование преступлений и выполнение других законодательно определенных задач

Таким образом, законодательно описаны компетенции в разных сферах деятельности государства, в юриспруденции и других областях. Своими полномочиями наделены не только внутригосударственные, но также международные организации. Кроме того, существуют и профессиональные компетенции, определенные штатными требованиями.

Рассмотрим в таблице №2 компетенции различных профессий и должностей:

Профессия Описание компетенции и полномочий
Следователь Принятие мер по расследованию правонарушений и преступлений в пределах назначенной компетенции
Психолог Основополагающие и функциональные компетенции.
Адвокат Комплекс законодательных мер, направленных на защиту подсудимых без превышения компетенции
Врач Социальные, аналитические, коммуникативные, профессиональные и прочее
Медицинская сестра Знания, навыки и умения, а также профессиональные компетенции
Воспитатель Образовательные, социально-культурные и др.
Прокурор Общая, индивидуальная и компетенция видов прокуратур
Нотариус Нотариальные действия и компетенции, установленные законом
Волонтер Языковые, информационные и прочие компетенции

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод – понятие компетенции и компетентность прослеживаются во всех сферах нашей жизни. Начиная с личностного развития и обучения, компетентностные процессы непрерывно расширяются, трансформируясь и изменяясь, что позволяет вести успешную деятельность во многих отраслях.

Понравилась статья?

Опубликовано:

Поделись в соц.сетях

Добавить комментарий

Вам понравится

5 чем отличаются понятия компетенция и компетентность. В чем разница между компетентностью и компетенцией

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция", "образовательная компетенция", взятых из разных источников:

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;

Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия "компетентность" и "компетенцию" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция". Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность -- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе "Стратегии модернизации содержания общего образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. "Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи".

По В.Д. Шадрикову, "компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способ

Компетентность и компетентность 2020

У слов «компетентность» и «компетентность» есть странные отношения. На первый взгляд, они, похоже, означают одно и то же, и вы увидите, что словарные определения очень похожи. Однако они часто используются в разных контекстах.

Эти два слова имеют общую этимологию. Они оба исходят из французского слова «компетенция», что означает умение, талант или способность. Это, в свою очередь, происходит от латинского слова «компетентность», что означает соглашение, союз и, возможно, опыт. «Компетентность» и «компетентность», похоже, раскололись друг от друга на Среднем английском языке, где они первоначально имели разные, разные значения. Возможно, что они были сформированы из-за разных написаний одного и того же слова, которые приобрели разные значения и стали отдельными словами. Сегодня, когда у них есть разные технические значения, их общее использование довольно похоже.

«Компетентность» относится к состоянию способности делать что-то. Если человек обладает компетенцией, то они могут выполнять определенную задачу.

«Ее компетентность в получении информации о враге - это то, что позволило миссии добиться успеха».

В старых текстах это также означало устойчивый доход: тот, у которого было достаточно денег, чтобы позволить кому-то выжить, но не обязательно больше.

«Они делали очень мало денег вне компетенции, но этого было достаточно, чтобы позволить им вынести».

По закону «компетенция» также может означать юридические полномочия для рассмотрения дела. Если, например, гражданское дело предстает перед судом, который возбуждает уголовные дела, то суд не будет иметь права принимать какие-либо решения, поэтому они не будут обладать компетенцией в этом случае.

«Компетентность», с другой стороны, означает набор навыков или характеристик: способность выполнять задачу на основе требуемых активов.

«Этот жест, мы надеемся, продемонстрирует компетентность бизнеса в филантропии и обслуживании клиентов».

Компетенция и компетентность — Студопедия

Компетенция – это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы (→ характеризует уровень овладения языком), и составляющий содержательный компонент обучения.

Компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. это свойство, базирующееся на компетенции.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

А.М. Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».


И.А. Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской).

Компетенция и компетентность | ToBiz24.Ru Финансы, Бизнес, Интернет
Компетенция и компетентностьКомпетенция и компетентность

В рамках данной заметки, разберем что такое компетенция и компетентность, а так же в чем отличие между данными терминами.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Компетенция и компетентность это

Компетенция - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает знаниями и опытом. Так же еще понимают формально описанные требования к личностным качествам, знаниям, опыту и тому подобному. Или же определенные рамки ограничений и возможностей, с учетом которых человек может принимать решения и действовать.

Компетентность - это наличие знаний, навыков и опыта, необходимых для эффективных действий в заданной предметной области. Так же еще понимают способность человека применять знания и опыт для успешного ведения деятельности. Или же уровень знаний, навыков и опыта индивида в какой-то сфере (например, градация: некомпетентен, слабо компетентен, средне компетентен, высоко компетентен).

Примечание: Стоит знать, что существует достаточно много различных вариантов определений и некоторые из них зависят от сферы применения.

 

Чем отличаются компетенция и компетентность?

Вообще, с понятиями компетенция и компетентность достаточно непросто, так как у этих терминов нет единого и четкого определения. Однако, чаще всего их ассоциируют с вопросами "что" и "как" соответственно.

Так, под компетенцией понимают что может или умеет человек, а под компетентностью понимают насколько хорошо может действовать человек.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, компетенция Васи и Коли это создание сайтов. Они обладают необходимыми навыками для этого (утрируя, знают CMS, могут код подредактировать и т.п.). Однако про Васю говорят, что он высоко компетентен, а про Колю, что он слабо компетентен. Если же переводить это в простой язык, то данные утверждения аналогичны "Вася умело применяет свои навыки и создает классные сайты" и "Коля хоть и представляет как устроен интернет, его сайты достаточно посредственного качества".

Иными словами, если вопрос о том, что может делать человек, то речь о компетенции, а если же вопрос о том, как он это делает, то речь о компетентности. Тем не менее, еще раз обращаю внимание читателя, что под терминами могут подразумеваться разные значения. Поэтому если у вас возникают сомнения, то стоит уточнить о чем конкретно речь, добавив тот факт, что у этих слов нет единого определения.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 

Похожие записи
Методическая разработка по теме: Компетенция и компетентность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Теремок» городского округа Власиха

Московской области

Компетенция и компетентность.

Педагогические технологии.

Ст.воспитатель

Голубничая Е.А.

-2013-

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность». Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность. Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу.
Таким образом, перевод английского слова competence как «компетенция» является некорректным, поскольку значение последнего термина находится за пределами образовательной проблематики, характеризуя формальные полномочия, которыми наделено данное должностное лицо (его функционал). Более правильным является термин «компетентность», поскольку он обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения в рамках конкретной предметной области, то есть к его психологической характеристике, непосредственно связанной с образовательным процессом. Именно в этом значении используется термин «компетентность» в работах Дж. Равена.

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).  В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Как раскрывает понятие компетенции и компетентности А.В.Хуторской:

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,  необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Компетентность  - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии.

Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества (когда педагог говорит: «Я как учитель не могу себе позволить…»).

Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учителя.

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций преподавателя, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования.

Если образно представить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессиональная компетентность; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; крыша – вершина творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, педагогического опыта, интеллектуальной культуры и личностной зрелости. Педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне, педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении её целей. Педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:

  1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Можно рассмотреть что такое «технология» на более понятном примере: приготовление пищи, отсюда можно выделить структуру технологии, которая включает в себя: проблему, цель, срок выполнении, прогнозирование результата, задачи, способы и методы, конечный результат.

Рассмотрим понятие «педтехнология».

  1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  3. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
  5. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  6. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  7. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  8. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Для того, чтобы систематизировать ваши знания о педагогических технологиях, каждой технологии будет уделено определенное время. Опытом работы поделится Шанина И.В., Голубничая Е.А.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. И.А. Зимняя «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования».
  2. А.В.Хуторской «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций»
  3. М.А. Холодной, Расширенный текст доклада профессора на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное российское образование".
  4. К.Е. Романова, Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, 2010г.
  5. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Новые термины-Компетентность и компетенция

Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?

hello_html_mf3e67a6.png

hello_html_5f23a716.png

hello_html_mf3e67a6.png

В педагогической литературе часто используются и уже "устоялись" термины КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "… основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах". Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу ( Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. 2003. №- 5. С.55-61. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. - №2. - С. 3-10.).

Но посмотрим в Толковый словарь русского языка (составители С.И. Ожегов и др., М., "ОГИЗ", 1936).

КОМПЕТЕ`НТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

КОМПЕТЕ`НЦИЯ, и, мн. нет, ж. (латин. competentia ) (книжн.) 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

На мой взгляд, можно модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте и построить, например, специальную терминологическую конструкцию "образовательная компетенция" – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит качественное освоение – определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.

Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.

Аналогично строим термин "образовательная компетентность" – способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность – это уже сложившееся личностное качество.

У образовательной компетентности также есть ключевая часть, которая относится к общепредметному содержанию образования и является его главной (в определенном иерархическом смысле) составляющей.

Краткий итог: образовательная компетенция – идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин "образовательная компетентность", точнее описывает его смысловое наполнение.

Образовательная компетентность – реальна, относится к личности, существует "здесь и сейчас". С ней (компетентностью) могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную "окраску".

Состав образовательной компетенции конкретизируется в том числе на уровне учебных предметов. В "Обязательном минимуме содержания образовательных программ", а также в "Требованиях к уровню подготовки выпускников" для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы. Думаю, что при модернизации вышеназванных документов следует определить оптимальное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, объем знаний, формируемых при этом умений и навыков. Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае образовательная компетентность учащихся будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую не только при обучении, но и в будущей производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Образовательная компетентность является следствием личностно ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Содержание образования при этом из модели, созданной объективно, для объекта образования превращается в "живое" знание, которое принадлежит индивидуальности ученика, хотя требуются усилия от всех участников образовательного процесса.

Из вышесказанного можно заключить, что теория педагогики вполне оправданно использует новые понятия "образовательная компетенция" и "образовательная компетентность". Как быть с множественным числом? Можно заметить, что в других словарях о его "несуществовании" ничего не сказано. Видимо, составители словарей решают разные задачи: одни заботятся о едином стиле языка, другие помогают специалистам в их профессиональной деятельности в какой-то конкретной области и т.д. Тогда появление новых оборотов и видов использования слова вполне оправдано, если через актуализацию понятийного аппарата действительно решается важная проблема. Но если без нововведений можно обойтись, то модернизировать русский язык не обязательно. Тем более что педагогика как гуманитарная наука итак перегружена разноплановой терминологией с имплицитным смыслом. Возможно, другие отрасли науки действительно нуждаются в перечислении компетенций, потому что структура объекта, описываемая этом термином, имеет такую особенность. В этом случае развитие понятийного аппарата оправдано.

В педагогике можно, на мой взгляд, у понятий "компетенция" и "компетентность" обойтись единственным числом. К примеру, компетенция выпускника математического факультета университета представляет собой … (далее пойдет ее описание). По-моему, выглядит неплохо. Примерно понятна степень компетентности такого выпускника, если его дипломная работа оценена "удовлетворительно". И размениваться на фрагментарный набор компетенций - особого смысла нет. Это же относится и к выпускникам школ. В любом случае, при освещении конкретного педагогического вопроса (как впрочем, и любого другого) следует придерживаться правила, относящегося к логике научного изложения: "… основные понятия должны быть явно и ясно определены; при оценке истинности суждения следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто эти суждения высказал, нельзя подменять их своими представлениями" Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. - №3. – С.9-10).

Постараемся обсудить проблему, вынесенную в заглавие статьи, в форме дискуссии, которая развернулась в октябре 2003 г. на электронных страницах портала www.auditorium.ru благодаря любезной помощи профессора В.В. Гузеева.

Мнение 1. М.Е. Бершадский, к.п.н., профессор, АПКиПРО.

Всецело поддерживаю Ваше стремление к корректному употреблению терминов в соответствии с нормами и правилами русского языка. Причина использования понятий "компетенция" и "компетентность" во множественном числе очевидна. Оба понятия появились в отечественном педагогическом лексиконе не в результате его саморазвития, а были заимствованы из зарубежной педагогической литературы. Таково происхождение многих современных "инноваций". Боюсь, что при нынешнем темпе заимствований все педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы. В английском языке слово "competence" употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень качественных отечественных переводах.

Однако я не склонен придавать слишком большого значения грамматической стороне дела. Ещё меньше меня интересуют причины, по которым составители различных словарей не указывают наличие множественного числа у некоторых существительных, да и вынесение подобных суждений далеко выходит за пределы моей компетенции. Меня больше интересуют причины появления и широкого распространения в отечественной педагогике новых заимствованных понятий. В науке они создаются для описания новых явлений. Появились ли таковые в последние годы в нашей образовательной системе? Что заставляет педагогов вместо привычного и достаточно точно определённого понятия "умение" использовать многозначное понятие компетентности?

Посмотрим, что понимает под компетентностью один из авторов компетентностного подхода в английском образовании - Джон Равен: "Необычной в этом подходе была направленность забот и усилий преподавателя. В отличие от большинства своих коллег, учительница, которая вела этот класс, не была сверх меры озабочена выполнением программы (и по содержанию, и по срокам). Вместо этого её внимание было сосредоточено на компетентностях, которые учащиеся могли приобрести, выполняя ту или иную работу. Эти компетентности включали стандартные школьные навыки: чтение, письмо, орфографию и счёт. Но при этом они включали также поиск информации, необходимой для достижения цели (такую информацию чаще приходилось добывать в процессе непосредственного наблюдения или общения с людьми, чем путём чтения книг), изобретательность, умение убеждать, руководить (лидерство) и др." (Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М.: "Когито-Центр", 1999, с. 16).

Из приведённой цитаты видно, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение". Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции мне представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой.

Уже очень давно в российской педагогике анализировалась проблема формирования умений, их структура и операционное содержание. Ещё в советские годы было введено понятие общеучебных, интеллектуальных и практических умений. Разумеется, современное общество предъявляет новые требования к умениям, которые должен приобрести ребёнок в школе. Но я не вижу оснований для введения принципиально новой терминологии, характеризующей эти новые умения. Ещё раз повторюсь, что в процессе развития науки новые понятия возникают с неизбежностью. Однако учёные в качестве слов для обозначения этих понятий редко используют уже известные термины с устоявшимся смыслом и содержанием, понимая, что это неизбежно приведёт к трудностям при понимании смысла высказываний.

Вы преподаёте физику, поэтому должны быть знакомы с трудностями, которые возникают у учащихся при усвоении физических понятий "сила" и "энергия", которые уже функционируют в их сознании в своём обыденном житейском смысле. Такие же трудности неизбежно возникают у любого русскоязычного читателя, встретившего в тексте слова "компетентность" и "компетенция".

Автоматически, на подсознательном уровне он поймет их в привычном смысле, который определённым образом задаст контекст всей воспринимаемой фразе. Эти привычные для русского языка смыслы Вы сами указали, приведя значения данных понятий. Словосочетание "компетентный ученик" кажется мне надуманным. "Переводя" его на привычный для меня язык, я получаю "осведомлённый" ученик, "авторитетный" ученик, ученик, профессионально разбирающийся в каком-либо вопросе (как Вам нравится словосочетание "профессиональный ученик"?).

Не лучше обстоит дело и с понятием компетенции. Большинство носителей русского языка переводят его как полномочия совершать определённые действия. Какими полномочиями должен обладать ученик? Как в этом смысле трактовать термин "ключевые полномочия"? И как быть с "неключевыми полномочиями"? Это всё еще полномочия или нечто подобное свадебному генералу? Я не понимаю Вашего стремления "модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте". Тем самым Вы признаёте, что изначально их педагогический смысл для Вас тёмен и не понятен. Не становится он яснее и от Вашего "перевода" компетентности как способности совершать определённые действия. Я полагаю, что большинство людей назовут эту способность умением. Не думаю, что стоит всерьёз заниматься поисками "педагогического контекста" в словосочетании "профессиональный ученик, обладающий ключевыми полномочиями".

Мнение 2. Г.Г. Левитас, д.п.н., профессор, Москва.

"Человек компетентен в данной области" = "Человек обладает знаниями в данной области". Традиционная школа дает знание фактов. Гораздо важнее знание МЕТОДОВ познания и преобразования мира. Эти методы разные. Есть методы естественнонаучных дисциплин, связанные с изучением природы. Есть исторический метод познания. Есть метод математического моделирования. Есть особые методы изучения человека и человечества. Поэтому и речи быть не может об исключении из школьной программы естественнонаучных дисциплин, истории, математики, гуманитарных дисциплин.

Однако вопрос, чему учить на этих предметах, остается нерешенным. Его надо решать с точки зрения обучения методам. Об этом говорят уже давно. Профессор А.В. Ефремов уже много лет предлагает заменить на экзаменах по математике решение пяти задач решением одной задачи пятью разными методами. Но практических разработок этой темы пока не достаточно. Например, чтобы изучить методы математического моделирования, нужно изучить содержательный курс математики. В нем необходимо изучить вполне определенные частные методы. Конечно, их изучение должно сопровождаться конкретными приложениями этих методов, а значит, мы снова возвращаемся к традиционному содержанию. И в этом нет ничего плохого.

Чем меньше мы будем ломать, тем легче нам будет строить. В результате высказанных соображений рождается следующая естественная процедура определения содержания курса математики (да и любого школьного курса). 1. Выписать все необходимые методы имеющегося курса, исключив из списка ненужное и добавив к нему необходимое. Эта процедура должна решаться экспертным путем (а не решением якобы компетентного чиновника-специалиста), в течение достаточного для этого времени. Необходимо разработать начальный список, предъявить его заинтересованным лицам и организациям, получить все предложения и организовать рейтинговое голосование среди тех же экспертов. 2. Определить, в каких разделах действующей программы можно изучать те или иные методы выработанного перечня и уточнить содержание курса. 3. Требовать от учащихся и проверять знание не тех или иных теорем, понятий, терминов, а всех методов, включенных в список. Такая работа начата упомянутым мною профессором А.В. Ефремовым.

Мнение 3. А.А. Нестеренко, ТРИЗ-специалист, г. Петрозаводск.

Видимо, на сегодняшний день нет особой разницы между компетенцией и необходимым набором "ЗУНов". Хотя, возможно, в понимании учителя слово "компетенция" предполагает акцент на практическом применении знаний (смешно, но из понятий "умения" и "навыки" этот акцент уже почти совсем "испарился"). Мне кажется важным вопрос не о терминах, а о том, чему же все-таки надо учить.

Есть очевидное противоречие: знаний (соответственно, умений и навыков) становится все больше, а возможности ученика по их восприятию ограничены. Профессор Г.Г. Левитас справедливо, на мой взгляд, утверждает, что учить надо МЕТОДАМ. Если заглянуть еще вперед, то число методов, которым надо учить, тоже быстрыми темпами увеличивается. Значит, учить надо так, чтоб ученик был способен легко самостоятельно освоить (а на более продвинутом уровне - при необходимости - самостоятельно получить) нужный ему метод. Мне кажется, исходя из такого подхода имеет смысл планировать компетенции в различных предметных областях. А как их назвать, я решала бы уже потом, по факту.

Мнение 4. Г.Г. Скоробогатова, доцент МИОО, Москва.

Рассуждая о компетенции и компетентности учеников, мы в той или иной степени имеем в виду результаты образовательной деятельности (политики) школы. А образование в своей качественной характеристике - это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности, и которые так важны для интеллектуального, нравственного, экономического состояния как самой личности, так государства, общества, всей цивилизации в целом. И этот результат присвоения знаний школьниками и будет, на мой взгляд, определять их компетентность.

Вместе с тем в свете требований модернизации школы, отраженных в научно-методических рекомендациях к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования "Аспекты модернизации российской школы" - "содержание образования", не должно восприниматься узко предметно (как синоним того, что написано в учебнике). В него обязательно включается план деятельности учащихся (репродуктивной и творческой), а значит, и вопросы методов и технологий обучения.

Ведь то, как учится школьник, ничуть не менее важно для конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. И тогда через усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией; умение видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение; умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивая свою позицию и т.д. - можно будет отнести к компетенции школьников. То есть к комплексу умений выпускника "послеперестроечной" школы. В целом же, оба эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте.

Мнение 5. В.В. Гузеев, д.п.н., профессор, зав. кафедрой АПКиПРО, Москва.

Я считаю апелляции к словарям и собственным мнениям недостаточно мощными аргументами в споре. Хорошо бы было понять сначала, что имеется в виду под обсуждаемым понятием в каких-либо признанных источниках, у каких-то достаточно профессионально значимых авторов. Например, в книге "Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы" (М.: Сентябрь, 2001), написанной большим коллективом авторитетных в образовании людей, можно найти следующее.

"Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры".

Видно, что обойтись, например, понятием "умение" в таком случае нельзя. Каждая из рассматриваемых компетентностей включает большой комплекс умений, но, видимо, и не только умений. Так или иначе, понадобится особый термин, даже если компетентность во множественном числе нам не нравится. Придумаем какие-нибудь "метаумения", позаимствуем у американских коллег "metacognition", ещё как-то вывернемся. В этом смысле я вижу новое явление в педагогике, нуждающееся в соответствующем термине. Почему бы и не "компетентность" с множественным числом?

Смысл этой дискуссии в ПОИСКЕ смысла

Подводить итог обсуждению проблемы, вынесенной в заглавие дискуссии, наверное, рановато. Но поблагодарить участников разговора и "осчастливить" их своими комментариями можно. Постановка вопроса о существовании множественного числа у терминов-виновников дискуссии послужила, как видим, только поводом для обсуждения педагогического смысла понятий "компетенция" и "компетентность". На этом и сосредоточили свое внимание выступающие. Согласен с мнением профессора М.Е. Бершадского, что не стоит "придавать слишком большого значения грамматической стороне дела". По крайней мере, не эта проблема главная для педагога. А казусы, связанные с переводом иностранных слов на русский язык, еще будут продолжаться. Но это не подвластно нам.

Чем вызвана моя собственная попытка приблизиться к "законному" пониманию терминов "компетенция" и "компетентность" в образовательной деятельности? Стремлением соответствовать (держать "нос по ветру") или искреннее желание разобраться и понять научный смысл? Если по совести, есть и то, и другое.

Будь моя воля, вполне бы обошелся традиционным "умением" школьника. Но, по-видимому, "поезд уже ушел", и компетентность выпускника школы вместе с его компетенцией ворвались в российскую педагогику. Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией. И, возможно, уже скоро будем отчитываться перед управлениями образования о процентах выпускников, обладающих той или иной компетентностью. Так что к этой терминологии легче отнестись утилитарно.

Если перефразировать название известной работы профессора В.В. Гузеева "Образовательная технология: от приема до философии", то и для наших "подопечных" терминов можно построить похожую перспективу: образовательная компетентность: от перечня умений до философии. Наверное, такие уж мы люди, что расположены к масштабному осмыслению сути в любом, даже малом деле. "Компетенцию" школьника ожидает та же судьба, что и "образовательную технологию". Мы возведем ее в высокую теоретическую ипостась.

И все же без "компетентности" ученика мы вынуждены обозначать высокий (или качественный) уровень подготовки выпускника как "осведомленность" ученика или "профессиональность" выпускника школы, что звучит некоторым диссонансом. А вот компетентный выпускник, по-моему, вполне приемлемо. Следует только договориться, как это понимать. В комментарии профессора М.Е. Бершадского, на мой взгляд, содержится как раз оправдание присутствию термина "компетентность" в педагогике. Действительно, простая замена его на близкое понятие приводит к сложному восприятию фразы. Но высокое качество учебных умений уместно обозначить по-особому и кратко. А переводить на "привычный" язык специальную терминологию не всегда целесообразно. Мы все-таки обсуждаем понятийный аппарат научной педагогики. Нам ведь не приходит в голову делать замечание физикам-теоретикам, когда они говорят о кварке красного цвета. Кварке, которого никто не видел и не увидит. Все дело в нашем бытовом и несовершенном понимании слова "цвет". По-видимому, над этим и пошутили физики в свое время, приписав кваркам различные цвета.

И еще один пример, актуализирующий проблему. Выпускники школ, награжденные золотыми или серебряными медалями, должны обладать самым высоким уровнем ЗУНов. И это официально признается всеми компетентными инстанциями. Однако бывает (и, к сожалению, не редко), что медалисты не выдерживают конкурсные экзамены в вузы. Значит (поспешим найти компетентности достойное место), у них не хватило компетентности в применении знаний, умений и навыков в сложной нестандартной ситуации конкурса, а сами ЗУНы, наверное, были и не маленькие. Такого рода издержки отечественного образования связаны, как мы знаем, с большим объемом фактического материала, который должен освоить школьник, и с неэффективностью методик (а теперь уже и технологий) обучения. Знаний много, умений (репродуктивного уровня) тоже немало, устойчивые навыки мы сможем сформировать (пусть за счет перегрузки ребенка). Но проблема остается – компетентности нет (термин "компетентность" вполне на месте и актуализирует проблему, которая, к сожалению, тоже на месте). Участники нашей дискуссии обозначают некоторую перспективу.

Так, профессор Г.Г. Левитас пишет: "Гораздо важнее знание МЕТОДОВ познания и преобразования мира". Решение пяти задач по математике можно заменить решением одной задачи, но пятью разными способами. А вот практических разработок для этого мало. Каких именно разработок? Формирующих компетентность ученика в области, допустим, математики.

Кратко вектор проблемы присутствия в педагогике терминов "компетенция" и "компетентность" можно обозначить фразой доцента Г.Г. Скоробогатовой: "… эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне".

Резюме. Мнения, в том числе участников нашей дискуссии, об использовании "компетенции" и "компетентности" в педагогике, можно условно разделить на три группы:

  1. Эти термины - дань моде, и можно обойтись без них, т.к. есть классические прототипы – уровень подготовленности выпускника и учебные умения. Но издержки нашей практической деятельности привели, на мой взгляд, к упрощению этих понятий, и они приобрели не достаточно глубокий смысл. Отсюда и возникла необходимость нового описания качества образования.

  2. "Компетенция" и "компетентность" уже широко используются в других видах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Этот же смысл данным понятиям придает и педагогика для описания качества подготовки своих клиентов. Давайте спросим себя, а какие термины "ближе" всего к отмеченному свойству выпускников школы? Возможно, при всех неудобствах, связанных с привычным нам пониманием этих слов, новые термины обозначают направление развития (или модернизации) российского образования.

  3. Для перспективы развития содержания образования понадобились производные от обсуждаемых терминов во множественном числе. Но при неудачном переводе с английского такие производные уже давно появились. Возможно, компетенции и компетентности в дальнейшем опишут сложную структуру культуросообразной деятельности школьников и привнесут инновационный характер и резерв в развитии самого содержания образования. Логика, оправдывающая появление этих слов во множественном числе, та же. А что ближе всего к описанию состава комплексных, сложных, интегративных умений? Наверное, это все-таки компетенции. Не придумывать же специальное слово, которое хоть и будет "безгрешным", но кроме автора, на первом этапе, его никто не будет понимать. Так мы постарались "реабилитировать" множественное число у компетенции и компетентности. Тем более, что оно уже употребляется в солидных документах и статьях.

Пусть это новшество поможет нам актуализировать образование (образованность) школьника, а мы постараемся наполнить новую педагогическую форму конкретным содержанием. Но это в перспективе.

hello_html_7d77a643.png

hello_html_mf3e67a6.png

hello_html_mf3e67a6.png

hello_html_mf3e67a6.png

Сайт ВИО

 

hello_html_m2f133331.png  hello_html_4c4d8d50.png

Конкурсы ВИО

Клуб ВИО

Гостевая ВИО

Авторы ВИО

hello_html_mf3e67a6.png

hello_html_mf3e67a6.png

Компетентность и Компетентность - в чем разница?

Competency and Talent Management Tool навигация
  • Компетентность
    • Программное обеспечение для управления клинической компетентностью
  • 360 Обратная связь
  • Управление обучением
    • Отслеживание возможностей
  • Производительность
  • Правопреемство
  • ресурсов
    • Ресурсы по управлению компетенциями
      • Что такое основная компетенция
      • Руководство по управлению компетенциями A-Z Guide
      • Управление компетенциями - бизнес-кейс
      • Что такое модель компетенции
      • Как использовать основные компетенции для формирования организационной культуры
      • Создание компетенций работы
      • Сертификация против компетенции
      • Компетенция и Компетентность - это одно и то же?
      • Компетентность против производительности
      • Улучшают ли основные компетенции в области оценки производительности?
      • Как компетентность влияет на управление рисками
      • Лидерство Компетентность и вовлечение сотрудников
    • Развитие Лидерства - Ресурсы
      • Теория развития лидерства на практике
      • 360 Обратная связь в развитии лидерства
      • Лидерство Компетентность и вовлечение сотрудников
    • Обучение и развитие - Ресурсы
    • Управление производительностью - Ресурсы
      • Что такое управление эффективностью?
      • Управление производительностью следующего поколения
      • Поведенческая наука о производительности труда
      • Достижение культуры обратной связи по производительности
      • рейтинги производительности - прекратить или продолжить - исследование
      • Психология выполнения работ
    • Отслеживание возможностей
    • - Ресурсы
    • Анализ работы - Ресурсы
    • Организационная культура - Ресурсы
    • Планирование преемственности - Ресурсы
    • Управление талантами - Ресурсы
  • Блог
  • О нас
    • Свяжитесь с нами
  • Новости