Как новичку заниматься в тренажёрном зале без тренера
Если вы собираетесь осваивать силовые тренировки самостоятельно, стоит иметь готовый план действий уже при первом посещении тренажёрного зала. Так вы будете чувствовать себя увереннее, потратите каждую минуту своего занятия с пользой и быстрее добьётесь результатов.
Какой режим занятий выбрать
Новичкам стоит тренироваться 2–3 раза в неделю с 1–2 днями отдыха между занятиями. Этого достаточно, чтобы быстро прогрессировать и при этом не перегрузиться.
Можно распределить нагрузку по‑разному:
- Устраивать тренировки на всё тело — на каждом занятии выполнять упражнения на все группы мышц.
- Попробовать сплит‑тренировки — разделить тело на несколько зон и прорабатывать их в разные дни. Например, на первом занятии вы делаете упражнения на грудь, трицепс и плечи, а на следующем — на спину, бицепс и ноги. Это лишь один пример распределения зон, на самом деле их очень много.
В целом оба метода эффективны для наращивания мышечной массы и увеличения силы. Однако новичкам всё же больше подходят тренировки на всё тело. Поначалу достаточно и одного упражнения на мышечную группу, чтобы хорошо нагрузить мускулы и запустить их рост.
Сплиты же стоит выбирать тем, кто работает по сменному графику и не всегда может устроить день отдыха между двумя тренировками. Нет смысла два дня подряд делать силовые упражнения на те же мышечные группы: утомлённые мускулы не успеют восстановиться, поэтому часть ваших усилий пропадёт даром, а риск травм возрастёт. Сплиты же позволять проработать другие зоны и получить пользу.
Как составить план тренировок
Ниже вы найдёте упражнения для обоих режимов занятий.
Тренировки на всё тело
Попробуйте следующий план действий.
Понедельник- Приседание со штангой на спине.
- Отжимания на брусьях.
- Тяга блока к груди.
- Гиперэкстензия.
- Подъём на носочки сидя.
- Скручивания на пресс.
- Становая тяга.
- Разводка гантелей лёжа на лавке.
- Жим штанги стоя.
- Жим ногами в тренажёре.
- Тяга штанги в наклоне.
- Подъём ног в упоре.
- Жим лёжа.
- Румынская становая с гантелями.
- Болгарский сплит‑присед с гантелями.
- Подтягивания.
- Планка простая и боковая.
- Подъём на носочки стоя.
Помните, что между тренировками обязательно должно быть не менее 24 часов отдыха. Если вы собираетесь заниматься на следующий день, попробуйте сплиты.
Сплит‑тренировки
Ниже мы приведём трёхдневный сплит. В первый день вы будете делать упражнения на грудь и трицепс, во второй — на ноги и плечи, в третий — на спину и бицепс. Пресс прокачивается на каждой тренировке.
День 1- Жим лёжа.
- Отжимания на брусьях.
- Разводка гантелей лёжа.
- Разгибание рук на блоке.
- Разгибание рук с гантелей из‑за головы.
- Скручивания на пресс.
- Подтягивания.
- Тяга на блоке к груди.
- Тяга гантели в наклоне.
- Тяга штанги в наклоне обратным хватом.
- Сгибание рук на бицепс с гантелями.
- Подъём ног в упоре.
- Приседание со штангой на спине.
- Болгарский сплит‑присед с гантелями.
- Гиперэкстензия.
- Жим штанги стоя.
- Разводка гантелей стоя.
- Разводка гантелей в наклоне.
- Планка.
Как делать разминку
Любая тренировка должна начинаться с разминки. Разогрев увеличивает температуру мышц, благодаря чему они быстрее и лучше сокращаются. В итоге ваши силовые показатели после разминки будут выше, чем до неё. Кроме того, хороший разогрев способен снизить риск травм и даже уменьшить отложенную боль в мышцах после нагрузок.
Вы можете легко привести тело в рабочее состояние, выполняя простые действия:
- Используйте массажный ролик. Он поможет хорошенько разогреть мышцы всего тела. Вот здесь Лайфхакер подробно рассказывал, что это за инструмент и как его использовать.
- Пять минут занимайтесь кардио. Быстрым шагом поднимайтесь в гору, поупражняйтесь на эллиптическом тренажёре или велотренажёре, попрыгайте через скакалку.
- Обязательно делайте суставную разминку и динамическую растяжку. Тут вы найдёте видео с хорошими упражнениями.
После этого вы будете достаточно разогреты, чтобы приступить к занятию.
Как выполнять упражнения
Мы кратко опишем технику основных силовых упражнений. Для более подробного изучения переходите по ссылкам и читайте статьи с разбором.
Болгарский сплит‑присед
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерДля начала попробуйте выполнить это упражнение без гантелей. Если вам удастся сохранять равновесие, берите снаряды.
Встаньте рядом с лавкой и положите на неё стопу одной ноги. Присядьте и проверьте, чтобы корпус и голень опорной конечности были параллельны друг другу. Выпрямитесь и повторите.
Следите за тем, чтобы пятка опорной ноги не отрывалась от пола, а колено не заворачивалось внутрь во время подъёма. Подробный разбор упражнения и ошибок вы найдёте по ссылке ниже.
Узнайте больше 👇
- Как делать болгарские выпады — супердвижение для прокачки бёдер дома и в зале
Гиперэкстензия
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерЕсть несколько вариантов тренажёров для гиперэкстензии. На фото выше показан GHD, но есть и наклонные варианты. Подойдёт любой.
Зацепите ноги за подушки тренажёра, уберите руки за голову. Опускайте корпус и поднимайте. Выполняйте плавно, чтобы не травмировать поясницу резким разгибанием позвоночника.
Жим гантелей стоя
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПоднимите гантели до уровня плеч, расправьте грудь, опустите лопатки. Выжмите снаряды вверх до полного разгибания рук в локтях. Опустите гантели в исходное положение и повторите.
В верхней точке чуть уводите снаряды назад, чтобы они находились над вашей головой, а не перед ней. Это снимет нагрузку с поясницы.
Жим ногами в тренажёре
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерСядьте в тренажёр, прижмите поясницу к спинке и возьмитесь за рукоятки. Поставьте стопы на платформу и снимите ограничители.
Сгибайте ноги до прямого угла в коленях и выпрямляйте. Следите, чтобы пятки не отрывались от платформы, а поясница — от спинки.
Жим штанги лёжа
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерЛягте на лавку, проверьте, чтобы гриф штанги находился на уровне ваших глаз. Стопы плотно прижмите к полу.
Возьмитесь за гриф, снимите штангу со стоек и удерживайте её в выпрямленных руках. Проверьте, чтобы верх спины прижимался к лавке, чуть прогнитесь в грудном отделе.
Согните руки в локтях и опустите штангу до касания верхней части груди. Ваши предплечья при этом должны находиться строго вертикально, а плечи — под углом 45°. Если положение неверное, измените ширину хвата.
Выжмите штангу обратно, заблокируйте локти. Повторите упражнение сначала.
Прокачайте технику 🏋️♀️
- Как делать жим лёжа, чтобы накачать грудь и не убиться
Жим штанги стоя
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерВозьмите штангу на грудь, подверните локти так, чтобы они были впереди грифа. Напрягите пресс и ягодицы, чтобы поддержать жёсткость корпуса. Выжмите штангу вверх до полного выпрямления рук в локтях. Чуть уведите снаряд за голову, чтобы гриф находился над головой, а не перед ней.
Опустите штангу обратно на грудь и повторите. Во время подъёма следите, чтобы гриф шёл по прямой траектории, вжимайте подбородок, чтобы не ударить по нему.
Добавьте в закладки 🏋️
- Как делать армейский жим для сильных и объёмных плеч
Отжимания на брусьях
Запрыгните на брусья, опустите плечи и лопатки. Согните руки в локтях и опуститесь до параллели плеч с полом или чуть ниже. Ноги можете держать свободно или согнуть в коленях и скрестить.
Разогните руки в локтях, возвращаясь в исходное положение, и повторите сначала. Старайтесь выполнять движения без рывков и раскачки.
Узнайте об упражнении больше 👇
- Отжимания на брусьях: как выполнять эффективное упражнение для красивых рук и груди
Планка простая и боковая
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерВстаньте в упор лёжа, напрягите пресс и ягодицы. Проверьте, чтобы кисти стояли под плечами, опустите лопатки. Если у вас болят запястья, попробуйте опустить руки на предплечья. Удерживайте планку 30–60 секунд и следите, чтобы положение корпуса не менялось — поясница не провисала.
Закончив это упражнение, сделайте боковую планку. Встаньте на одно предплечье и развернитесь боком. Вторую руку направьте в потолок.
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПроследите, чтобы тело и ноги вытянулись в одну прямую линию, не давайте тазу опускаться к полу. Удерживайте позу по 30–60 секунд с каждой стороны.
Изучите информацию 🤔
- Как делать боковую планку, чтобы получить стальной пресс
Подтягивания
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПовисните на турнике, опустите лопатки, напрягите пресс. Согните руки в локтях и подтяните себя к перекладине, опуститесь обратно и повторите.
Если вы ещё не умеете подтягиваться, возьмите резинку‑эспандер, зацепите на турнике и вставьте ноги в петлю. Упругая лента облегчит упражнение и поможет вам сделать больше повторений.
Тренируйтесь 💪
- Как научиться подтягиваться
Подъём на носочки сидя и стоя
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерВозьмите штангу на плечи и выполняйте подъём на носочки. Следите, чтобы стопы двигались чётко вверх и вниз, не заваливаясь в стороны.
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерТакже вы можете выполнять это упражнение в тренажёре, если такой есть в вашем зале. Сядьте, установите подушку на коленях и поднимайте стопы на носочки.
Подъём ног в упоре
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерЭто упражнение можно выполнять на боксах, как на фото, или в специальном тренажёре. Примите упор на локтях в висе, опустите лопатки.
Согните ноги в коленях и подтяните их ближе к груди. Важно, чтобы таз в верхней точке наклонялся назад: это включит в работу прямую мышцу живота, особенно нижнюю её часть. Опустите ноги обратно и повторите.
Приседание со штангой на спине
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПодойдите к штанге на стойках, поднырните под неё и положите гриф на верхнюю часть трапеции. Придерживая гриф руками, снимите снаряд и сделайте шаг назад. Поставьте ноги на ширине плеч или чуть уже, отведите таз назад и опуститесь в приседание до параллели бёдер с полом или ниже.
Следите, чтобы пятки не отрывались от пола, а спина оставалась прямой. Удерживайте шею в нейтральном положении — не задирайте голову вверх.
Разогните ноги и выпрямитесь. Следите, чтобы во время подъёма колени не заворачивались внутрь, а смотрели туда же, куда направлены носки стоп. Не сутультесь.
Это одно из базовых упражнений, и вам обязательно нужно научиться делать его правильно.
Разведение гантелей лёжа
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерЛягте на лавку, стопы прижмите к полу. Соедините гантели над собой, чуть согните руки в локтях, чтобы защитить сустав. Разведите руки в стороны. Почувствуйте, как растягиваются грудные мышцы. Снова соедините гантели над собой и повторите.
Разведение гантелей стоя
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерРазверните кисти ладонями к телу. Разводите руки с гантелями до уровня плеч, одновременно разворачивая мизинцами вверх, и опускайте обратно. Двигайтесь плавно и вверх, и вниз.
Разведение гантелей сидя в наклоне
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерСядьте на край лавки, наклоните корпус, руки держите по сторонам от ног. Не меняя положения тела, разводите гантели в стороны и возвращайте обратно.
Разгибание рук на блоке
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПрицепите на верхний блок канатную рукоять и возьмитесь за верёвки. Разгибайте руки в локтевых суставах, одновременно разводя их по сторонам, и возвращайтесь в исходное положение.
Разгибание рук с гантелей на трицепс
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПоднимите гантель над головой в обеих руках и удерживайте её за блинчик, развернув кисти ладонями к потолку. Напрягите пресс и ягодицы, чтобы обеспечить жёсткость корпуса.
Согните руки в локтях, опуская гантель ниже, а затем вернитесь в исходную позицию и повторите. Старайтесь не менять положение плеч, а двигать только предплечьями.
Румынская становая тяга
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерДержите гантели в прямых руках, ладони разверните к телу. Чуть согните ноги в коленях, наклонитесь с прямой спиной, отведите таз назад и опустите снаряды до середины голени. Ведите гантели близко к ногам. Держите спину ровной. Вернитесь в исходное положение и повторите.
Сгибание рук на бицепс
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерВозьмите в руки гантели и разверните кисти ладонями к телу. Согните конечности в локтях и поднимите снаряды до уровня плеч, опустите обратно и повторите. Следите, чтобы двигались только предплечья, а остальное тело оставалось неподвижным. Не пытайтесь помочь рукам за счёт раскачки корпуса.
Скручивания на пресс
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерЛягте на коврик, согните ноги в коленях и уберите руки за голову. Поясницу прижмите к полу и следите, чтобы она не отрывалась от него на протяжении всего упражнения. Поднимите плечи и лопатки от пола, напрягите пресс. Опуститесь обратно и повторите.
Становая тяга
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПодойдите к штанге, поставьте ноги на ширине бёдер и расположите их так, чтобы гриф был над шнуровкой кроссовок. Носки стоп чуть разверните в стороны.
Согните ноги в тазобедренных и коленных суставах, наклонитесь с прямой спиной и возьмитесь за штангу прямым хватом. Взгляд направьте вперёд или в пол в паре метров от своих стоп.
Выпрямитесь, удерживая штангу в руках. Следите, чтобы гриф скользил буквально в сантиметре от ваших голеней. Удерживайте спину ровной, не сутультесь и не прогибайте поясницу. Верните штангу на пол и повторите сначала.
Прочитайте 👇
- Как выполнять становую тягу для подтянутых бёдер и здоровой спины
Тяга блока к груди
Фото: Юлия Оболенская / ЛайфхакерСядьте на тренажёр, уберите колени под валики. Возьмитесь за рукоятку прямым хватом чуть шире плеч. Опустите лопатки, раскройте грудь. Подтяните рукоятку до касания верхней части груди, затем плавно и под контролем выпрямите руки и повторите упражнение.
Тяга блока к животу
Фото: Юлия Оболенская/ ЛайфхакерСядьте на тренажёр, поставьте ноги на платформу и возьмитесь за рукоятку. Выпрямите спину, опустите плечи и лопатки, расправьте грудь.
Согните руки в локтях, подтягивая рукоять к животу. Затем вернитесь в исходное положение и повторите.
Изучите вопрос 💪
- Как делать тягу горизонтального блока для широкой и объёмной спины
Тяга гантели к поясу в наклоне
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерУпритесь в лавку левыми ладонью и коленом, правую ногу выпрямите, руку с гантелью вытяните вниз. Проследите, чтобы спина оставалась прямой, а взгляд был направлен в пол.
Согните руку в локте и подтяните вес к поясу. Почувствуйте, как напрягаются широчайшие мышцы спины с одной стороны. Старайтесь не задирать плечо и не сутулиться.
Опустите гантель в исходное положение и повторите.
Тяга штанги в наклоне
Возьмите штангу прямым хватом, наклоните корпус, чуть согните ноги в коленях. Взгляд направьте вперёд, чтобы шея находилась на одной линии со спиной.
Согните руки в локтях и подтяните штангу к животу. Следите, чтобы плечи оставались опущенными, а спина — ровной. Верните штангу в исходное положение и повторите.
Узнайте 🏋️♂️
- Как делать тягу штанги в наклоне, чтобы хорошенько прокачать спину
Также можно выполнять это упражнение обратным хватом. В таком случае больше нагрузки уйдёт на бицепс плеча.
Фото: Александр Старостин / ЛайфхакерПодтягивайте штангу к животу и опускайте обратно. Старайтесь не задирать плечи и двигаться плавно и под контролем.
Как выбрать подходящий вес и количество повторений
Делайте упражнения в три подхода по 8–12 повторений. Вес подбирайте так, чтобы последние повторы давались с усилием, но при этом выполнялись без ненужных движений, раскачки и болевых ощущений. К последним не относится жжение в мышцах от усталости — речь идёт о боли в суставах или спине. Если что‑то из этого присутствует, немедленно заканчивайте упражнение, чтобы не получить травму.
Движения со свободными весами — штангой и гантелями — для начала выполняйте с самыми лёгкими снарядами. Например, для приседаний со штангой на спине или становой тяги возьмите пустой гриф на 10–15 кг. Если упражнение даётся легко, без значительных ошибок в технике вроде округления спины или отрывающихся от пола пяток, можете увеличивать рабочий вес, но делайте это постепенно и следите за своим состоянием.
Упражнения с гантелями также стоит начинать с лёгкими снарядами на 2–4 кг и увеличивать их вес постепенно. Если сомневаетесь, что выполняете движение правильно, попросите инструктора тренажёрного зала оценить вашу технику. Скорее всего, вам не откажут.
Упражнения на мышцы корпуса — скручивания, подъём ног в упоре, гиперэкстензию — выполняйте в 3–5 подходов по 20–25 раз. Простую и боковую планки удерживайте в три подхода по 30–60 секунд.
Между подходами отдыхайте по 60–120 секунд. Если речь о тяжёлом упражнении, можете чуть добавить отдыха и погулять 180 секунд, чтобы как следует восстановиться и на следующем подходе выложиться по полной.
И не забывайте периодически увеличивать рабочие веса. Ваше тело адаптируется к тренировкам, и, чтобы прогресс не останавливался, нагрузка должна расти. Самый простой способ понять, что пора увеличивать рабочий вес, — попробовать выполнить на два повторения больше в последнем подходе.
Например, вы делаете 3 подхода приседаний по 8 раз со штангой на 30 кг на плечах. Выполните два подхода по 8 повторов, а в последнем попробуйте сделать 10 раз. Если получилось, на следующей тренировке вешайте на штангу 35 кг.
Есть и другие способы увеличивать объём силовой тренировки. Почитайте о них можно по ссылке ниже.
Что делать после тренировки
Если вы торопитесь, завершив последнее упражнение, можете сразу отправляться в раздевалку. Никаких негативных последствий от пропуска заминки не будет.
Если же времени достаточно, можете покататься на массажном ролике. Такое завершение тренировки может снизить отложенную боль в мышцах через 24–48 часов после нагрузки, а также убрать ограничения в подвижности.
Что касается статической растяжки, она может пригодиться, чтобы вы могли свободно двигаться на следующий день после тяжёлых нагрузок. Выберите из этой статьи одно‑два движения на растяжку мышц, которые работали на тренировке, и удерживайте положения по 30 секунд.
И не забывайте о питании. Успех в наращивании мышц во многом зависит от того, будете ли вы получать достаточно белка и углеводов.
Читайте также 🧐
- 5 опасных упражнений в спортзале, которые лучше вычеркнуть из своей программы
- 22 типичные ошибки новичков в спортзале
- Как подобрать идеальную тренировку по типу женской фигуры
Как новичку быстро стать профессионалом.
Аптек сейчас очень много, поэтому найти себе работу будет не сложно. Тут главное не потеряться среди большого разнообразия работодателей и выбрать ту аптеку, которая подойдет именно вам.
Вот вы получили диплом специалиста и решили начать свой профессиональный путь с работы в аптеке. И, возможно, небольшой опыт работы за первым столом у вас уже есть. И это сыграет вам на руку при приеме на работу. Но давайте обо всем по порядку.
Как выбрать аптеку?
Правило №1
Задумайтесь в какой аптеке вы хотели бы работать. Какой там должен быть ассортимент товара, график работы, коллеги, руководитель. Насколько близко аптека должна быть к вашему дому и т.д. Пропишите это в блокнот и поставьте цель — найти для себя идеальное место работы.
Правило №2
После этого пройдитесь по нескольким аптекам вашего города и выберите ту, которая максимально соответствует вашим пожеланиям. Обязательно пообщаетесь персоналом и руководителем аптеки, расскажите, что ищете работу, уточните график, наличие вакансии по этому адресу, посмотрите внутренние помещения аптеки и т.д. Спросите все, что вас интересует.
Правило №3
Если в какой-то из аптек вам очень понравилось, то смело идите в офис на собеседование. Для этого заранее подготовьте список ваших сильных сторон, которые могут быть интересны работодателю: опыт работы в аптеке, знание ассортимента, доброжелательность, опыт продаж, если вы обладаете этими качествами.
Если опыта работы в аптеке у вас нет, опишите сильные стороны своего характера, например, стрессоустойчивость и высокая работоспособность — это то, что сразу выделит вас в лучшем свете из всей толпы соискателей.
Правило №4
Без стеснений обговорите с сотрудниками офиса ваш будущий доход, возможные способы увеличения дохода в дальнейшем, возможность карьерного роста, обучение и т. д.
Помните, вы теперь специалист и вы выбираете себе место работы, поэтому ведите себя спокойно и уверенно.
Правило №5
Если вам что-то не понравилось, уточните этот момент у работодателя сразу, до оформления в штат и попросите 1-2 дня на раздумья. Это нормально.
Если вы правильно выберете аптеку, то и профессионалом в ней вы станете гораздо быстрее.
Адаптация на новом месте работы
И вот вы вышли на работу в аптеку своей мечты. Теперь настало время обучения и знакомства с новой информацией.
Принято считать, что за адаптацию персонала в аптеке отвечает работодатель. И отчасти, это так.
Но чтобы ваше привыкание к новому месту работы прошло максимально быстро и успешно, предлагаю сразу взять большую часть ответственности за этот процесс на себя. Так вы быстро воспитаете в себе лидерские качества и достигнете больших высот в карьере.
Подумайте, чего вы хотите от этой работы? Каким будет ваш профессиональный путь? Сколько лет вы хотите проработать за первым столом? Хотите ли вы в дальнейшем руководить аптекой? и т. д.
Ответьте себе на эти вопросы максимально честно и простройте свой профессиональный путь на несколько лет вперед прямо сейчас. Лучше сделать это на бумаге.
Не верите, что это возможно?
Тогда почитайте на досуге книги Джона Кехо и Джо Диспенза, они помогут вам изменить свою реальность и расширить границы мышления.
К чему подготовиться в новой аптеке
- будьте готовы, что опытные сотрудники аптеки не будут воспринимать вас всерьез, считая неопытным новичком
- поначалу вам могут предложить более низкую оплату за ваш труд из-за отсутствия опыта работы
- настройтесь на качественное введение в должность с первого дня работы, всё записывайте и сразу применяйте; так вы быстрее приобретете необходимые навыки
- не бойтесь брать подработки и дополнительные обязанности, это поможет вам проявить себя с хорошей стороны перед руководителем и быстрее “набить руку”
- подружитесь с коллегами и искренне попросите у них помощи в адаптации, так вы избежите многих ошибок
Чтобы стать профессионалом, нужно всего лишь научиться виртуозно применять все полученные по диплому знания на практике. Поэтому будьте готовы, что на это может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Зато этот бесценный опыт навсегда останется с вами и вы сможете благодаря ему расти по карьерной лестнице.
Чем четче вы будете понимать к какой цели вы идете, тем быстрее вы этого достигнете.
Поэтому возьмите на заметку правила опытных фармацевтов:
1. Постоянно углубляйте свои знания
Изучайте информацию постепенно, двигайтесь от простого к сложному. Вы всё успеете; для того, чтобы стать в аптеке виртуозом с нуля достаточно одного года продуктивной работы. Поэтому каждый раз изучайте уже знакомую информацию еще глубже.
И в аптеке всегда есть отличная возможность быстро и без усилий приумножить свои знания: посещайте конференции, тренинги фармкомпаний, присутствуйте на фарм кружках и пройдите все обучения вашей аптечной сети и т.д.
Кроме того, тема фармацевтического консультирования, особенно необходимая для новичков, широко рассматривается в рамках наших сертификационных курсов для провизоров и фармацевтов, а также на курсах НМО и аккредитована на портале Росминздрава.
В крупных аптечных сетях есть свой тренер по продажам, который поможет вам в совершенстве овладеть всеми хитростями опытного специалиста гораздо быстрее.
Воспринимайте период обучения и адаптации в аптеке, как вклад в вашу дальнейшую карьеру.
2. Берите ответственность на себя
Всегда берите ответственность за выполнение поручений начальства на себя и доводите доверенное вам дело до конца, исполнив его в лучшем виде.
Через несколько лет вы, возможно, сами будете руководителем. С какими сотрудниками вам будет приятно иметь дело?
Поэтому прямо сейчас проявляйте себя на все 100%. Это правильная позиция психологически зрелого человека.
3. Вы — лицо аптеки
Создавайте всегда хорошее впечатление о себе. Именно по вашему внешнему виду и поведению у посетителей складывается мнение об аптеке и об аптечной сети в целом. Учитесь с первого дня работы в аптеке быть образцом для подражания других новичков.
И в этом вам поможет знание стандартов обслуживания, которые во всех аптеках примерно одинаковые:
- Приветствие покупателя позволит вам быстро установить контакт с каждым клиентом
- Выявление потребностей покупателя с помощью вопросов поможет подобрать каждому посетителю то, что ему действительно нужно
- Презентация 2-3 товаров под запрос покупателя разных ценовых категорий с описанием преимуществ каждого, поможет вам выглядеть профессионалом в глазах клиентов
- Работа с возражениями поможет выяснить причину недовольства клиента и не допустить конфликта в аптеке
- А правильное завершение продажи оставит приятное впечатление об аптеке и о вас лично у покупателя, он захочет вернуться к вам снова
Поставьте себе задачу за короткий срок научиться выполнять свои должностные обязанности строго по всем правилам: разбирайте товар, ведите журналы учета, заполняйте отчетность, принятую в вашей аптеке. Все это поможет вам стать опытным первостольником “на все руки” за короткий срок. Таких сотрудников всегда ценит начальство.
5. Учитесь эффективному общению
При общении с клиентами не навешивайте на них ярлыков. Правило: “Встречают по одежке…!” в аптеке не всегда уместно. И даже наоборот может сыграть с вами злую шутку.
Будьте всегда вежливы и корректны со всеми посетителями аптеки.
Если в аптеке возник конфликт или покупатель чем-то недоволен, попросите опытного сотрудника первое время помогать вам в таких случаях. Любую ситуацию можно развернуть себе на пользу. И вы этому быстро научитесь на чужом примере.
При общении с коллегами будьте нейтральны, не стоит нарушать уже сложившиеся правила и устои в этом коллективе. Вы новичок, и поначалу вам придется немного подстроиться под эти правила. Но это не значит, что нужно быть полностью безынициативным: предлагайте идеи по улучшению работы, если видите новые пути развития, не бойтесь озвучить коллегам свое мнение, всегда будьте честны с руководством.
Как видите, для вхождения в должность первостольника не нужно чего-то сверхъестественного. Достаточно иметь пытливый ум, тягу к получению знаний и цель, ради которой вы все это затеяли.
Тогда работать вам будет интересно, обучаться вы будете легко и сами не заметите, как наберетесь опыта. А там исполнение цели не за горами.
Радость быть абсолютным новичком – на всю жизнь | Жизнь и стиль
Однажды, несколько лет назад, я увлекся игрой в шашки на отдыхе с моей дочерью, которой тогда было почти четыре года, в маленькой библиотеке прибрежного городка. Ее взгляд скользнул к соседнему столику, где черно-белая доска кишела куда более интересными фигурами (многих будущих гроссмейстеров невинно привлекали «кони» и «замки»).
«Что это?» она спросила. — Шахматы, — ответил я. «Мы можем поиграть?» — умоляла она. Я рассеянно кивнул.
Была только одна проблема: я не знал, как это сделать. Я смутно помнил, что в детстве выучил основные ходы, но шахматы так и не прижились. Этот факт смутно преследовал меня всю мою жизнь. Я мог видеть пустую доску в вестибюле отеля или головоломку в приложении к газете выходного дня и чувствовать боль.
У меня появилось общее представление о шахматах. Я знал имена Бобби Фишера и Гарри Каспарова. Я знал, что игра очаровала таких знаменитостей, как Марсель Дюшан и Владимир Набоков. Я знал клише о том, что гроссмейстеры могут смотреть на дюжину ходов вперед. Я знал, что шахматы, как и классическая музыка, в кино обозначали гениев, причем часто злобных. Но я знал шахматы так же, как «знал» японский язык: как он выглядит, как звучит, его японское, не понимая его.
Бобби Фишер на чемпионате США по шахматам в 1965 году. Фото: JK/APЯ решил научиться игре, хотя бы для того, чтобы научить свою дочь.
Потребовалось несколько часов, чтобы прочувствовать основные движения, сгорбившись над своим смартфоном на детских вечеринках по случаю дня рождения или стоя в очереди в Trader Joe’s. Вскоре я уже играл, а иногда даже побеждал, самых слабых компьютерных противников (тех, у которых обильно запрограммированы катастрофические промахи). Однако вскоре стало очевидно, что я плохо разбираюсь в более крупных стратегиях. Я не хотел пытаться учить тому, что знал очень плохо.
И все же, как научиться? Количество шахматных книг было пугающе огромным. Конечно, были «Шахматы для чайников». Но помимо этого шахматная литература была огромна. Он был заполнен алгебраически выглядящими зарослями шахматной нотации, квази-языка, который сам по себе нужно было выучить. И книги были до боли конкретными: например, «Полное руководство по игре 3 Кc3 против французской защиты».
Правильно: целая книга посвящена перестановкам одного-единственного хода — хода, который, надо добавить, регулярно разыгрывается вот уже столетие. Тем не менее, спустя 100 лет и много шахматных книг люди все еще выясняли это – 288 страниц новых вещей, чтобы сказать об этом.
Известная истина, о которой рано слышали в шахматах, состоит в том, что всего после трех ходов вариантов игры больше, чем атомов во Вселенной. И действительно, я чувствовал себя космически ошеломленным, когда пытался понять, как свести эту экспоненциально сложную игру к кому-то, чье любимое шоу было Любопытным Джорджем.
Так что я сделал то, что делает любой уважающий себя современный родитель: я нанял тренера. Суть в том, что я хотел, чтобы кто-то учил мою дочь и меня одновременно.
Для большинства из нас начальный этап — это то, что нужно пройти как можно быстрее, например, социально неуклюжее состояние кожи. Но даже если мы только проездом, мы должны обратить особое внимание на этот момент. Однажды уйдя, трудно вернуться.
Вспомните время, когда вы впервые посетили новое, далекое место, с которым вы были едва знакомы. По прибытии вы были живы для каждой новинки. Запах еды на улице! Любопытные дорожные знаки! Звук призыва к молитве! Очутившись от комфорта привычного окружения, вынужденные изучать новые ритуалы и способы общения, вы обрели сенсорные сверхспособности. Вы обращали внимание на все, потому что вы даже не знали, что вам нужно знать, чтобы выжить. Через несколько дней, когда вы стали более опытными в этом месте, то, что казалось странным, стало знакомым. Вы стали меньше замечать. Вы стали увереннее в своих знаниях. Ваше поведение стало более автоматическим.
Даже по мере развития ваших навыков и знаний существует потенциальная ценность сохранения ума новичка. В так называемом эффекте Даннинга-Крюгера психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер показали, что в различных когнитивных тестах люди, показавшие худшие результаты, были также и теми, кто «сильно переоценивал» свои фактические способности. Они были «неопытны и не знали об этом».
Это, безусловно, может стать камнем преткновения для начинающих. Но дополнительные исследования позже показали, что хуже, чем почти ничего не знать, было знать немного больше. Эта закономерность проявляется в реальном мире: врачи, изучающие методику хирургии позвоночника, совершают больше всего ошибок не с первой или второй попытки, а с 15-й; Между тем, ошибки пилотов, по-видимому, достигают пика не на самых ранних этапах, а примерно после 800 часов полета.
Я не утверждаю, что экспертам стоит бояться новичков. Эксперты, которые, как правило, «опытны и знают об этом», гораздо более эффективны в своих процессах решения проблем, более эффективны в своих движениях (например, лучшие шахматисты, как правило, также являются лучшими игроками в быстрые шахматы). ). Они могут опираться на больший опыт и более отточенные рефлексы. Начинающие шахматисты будут тратить время на обдумывание огромного количества возможных ходов, а гроссмейстеры сосредотачиваются на наиболее подходящих вариантах (даже если потом они тратят много времени на вычисление того, какой из этих ходов лучший).
‘Поэтому я сделал то, что делает любой уважающий себя современный родитель: я нанял тренера. Изюминка заключалась в том, что я хотел, чтобы кто-то учил меня и мою дочь одновременно». , может стать препятствием, особенно когда требуются новые решения. Со всем своим опытом эксперты могут увидеть то, что ожидают увидеть. Шахматные эксперты могут настолько увлечься ходом, который они помнят из предыдущей партии, что пропустят более оптимальный ход на другой части доски.Эта склонность людей отказываться от привычного, даже перед лицом более оптимального нового решения, была названа эффектом Einstellung (в честь немецкого слова, означающего «набор»).
В знаменитой «задаче о свечах» людей просят прикрепить свечу к стене, используя только коробок спичек и коробку гвоздей. Люди изо всех сил пытаются решить эту проблему, потому что они зациклены на «функциональной неподвижности» коробки как контейнера для гвоздей, а не как теоретической полки для свечи. Оказывается, есть одна группа, которая довольно хорошо справляется с задачей о свечах: пятилетние дети.
Почему? Исследователи, обнаружившие это, предполагают, что у детей младшего возраста «концепция функции» более подвижна, чем у детей старшего возраста или взрослых. Они меньше зацикливаются на вещах, предназначенных для чего-то, и в большей степени способны рассматривать их просто как вещи, которые можно использовать самыми разными способами. Неудивительно, что они так ловко осваивают новые технологии; для них все новое.
Дети в самом прямом смысле обладают начальным умом, открытым для более широких возможностей. Они смотрят на мир более свежим взглядом, менее обременены предубеждениями и прошлым опытом и меньше руководствуются тем, что, как им известно, является правдой.
Они с большей вероятностью узнают подробности, которые взрослые могли бы отбросить как не относящиеся к делу. Поскольку они меньше озабочены тем, чтобы быть неправыми или выглядеть глупо, дети часто задают вопросы, которые взрослые не задают.
Никто не хочет оставаться новичком. Мы все хотим стать лучше. Но даже по мере того, как наши навыки улучшаются, а наши знания и опыт растут, я надеюсь поощрять сохранение или даже взращивание этого духа новичка: наивного оптимизма, сверхбдительной бдительности, которые приходят с новизной и неуверенностью, готовностью глупо выглядеть, а разрешение задавать очевидные вопросы — необремененный ум новичка.
То, что сто лет назад советовал гроссмейстер Бенджамин Блюменфельд, применимо как к жизни, так и к шахматам: «Прежде чем сделать ход, посмотрите на позицию, как если бы вы были новичком».
Когда моя дочь впервые начала участвовать в школьных шахматных турнирах, я часто болтал с другими родителями. Иногда я спрашивал, играют ли они сами в шахматы. Обычно ответом было извиняющееся пожимание плечами и улыбка. Когда я добровольно заявил, что учусь играть, тон был весело-покровительственным: «Удачи!» Я подумал: «Если эта игра так хороша для детей, почему взрослые ее игнорируют?» Увидев, как кто-то играет в Angry Birds, мне захотелось похлопать его по плечу и сказать: «Почему вы заставляете своих детей играть в шахматы, пока вы этим занимаетесь? Это игра королей! Есть шахматные партии, записанные с 15-го века!»
На шахматных турнирах я увидел динамику, слишком знакомую из мира детских развлечений: дети выполняют задание, а взрослые вроде меня пялятся в свои смартфоны.
Конечно, у нас, родителей, была работа, работа, которую мы позволяли переносить на выходные, работа, которая помогала оплачивать уроки, которые нашим детям нравились (или терпели). Но я также задавался вопросом, не даем ли мы, постоянно сопровождая эти уроки, тонкий урок: обучение предназначено для молодежи.
Прогуливаясь по холлу во время одного турнира, я заглянул в класс и увидел группу родителей с кем-то вроде инструктора. Они играли в шахматы! В этот момент, как по сигналу, группа детей прошла мимо меня, вглядываясь в ту же сцену. «Почему взрослые изучают шахматы?» — спросил один из них неопределенно насмешливым тоном, к всеобщему удовольствию всей группы. Они маршировали, а я медленно умирал перед весёлой доской объявлений.
Новичок берет урок серфинга недалеко от Унстада, Норвегия. Фотография: Оливье Морен/AFP/GettyМне надоело сидеть в сторонке. Я хотел войти. Так я получил членский билет от Шахматной федерации США и начал ввязываться.
Сначала я нервничал, хотя мне действительно было нечего терять, кроме моей гордости. «Мастер иногда может плохо играть, — как сказал один гроссмейстер, — болельщик — никогда!» И я был фанатом: мрачных ритуалов, захватывающих дух встреч, напряженной атмосферы. Это были три часа постоянной концентрации и напряженного мышления с выключенным телефоном. Это было похоже на спортзал для мозга.
Быть новичком может быть сложно в любом возрасте, но с возрастом становится все труднее. Детский мозг и тело созданы для того, чтобы делать, ошибаться и делать снова. Мы приветствуем практически все, что они делают, потому что они стараются.
Со взрослыми сложнее. Фраза «взрослый новичок» звучит с нежной жалостью. Попахивает обязательными семинарами по переподготовке и неудобными стульями. Это подразумевает изучение чего-то, что вы, возможно, уже должны были изучить.
Безопасно придерживаться того, что у нас уже хорошо получается. «Трудно быть старым и плохим в чем-то», — как выразился друг, вернувшийся в хоккей спустя много десятилетий. Нас может так оттолкнуть то, что мы новички, что мы забываем, что когда-то были новичками во многих вещах, пока не стали ими.
Взрослые новички сталкиваются со своей собственной версией того, что спортивные тренеры называют «стереотипной угрозой», когда негативный образ ассоциируется с определенной группой игроков и заставляет их повторять ошибки – в данном случае тот, который говорит, что это сложнее научиться, когда станешь старше. Раздается злобный, подстрекающий тоненький голосок: «Ты слишком поздно начал. Зачем беспокоиться?» Однажды на ее уроке плавания я был впечатлен, увидев, как моя дочь «кувыркается» в конце дорожки, делая гребок на спине. Это не то, что я могу сделать. — Как ты научился это делать? Я спросил. «Ты должна быть ребенком», — ответила она как ни в чем не бывало.
Насколько я понял, такая идея глубоко укоренилась в шахматах. Кажется, существует связь между возрастом, в котором вы впервые научились игре, и вашим последующим успехом в турнирах. Эта идея настолько распространена, что Магнус Карлсен, нынешний № 1, считается удивительным исключением. «В пять лет, — говорится в одном отчете, — возрасте, в котором любой начинающий гроссмейстер должен был бы хотя бы начать, Магнус Карлсен мало интересовался шахматами».
Играя против более молодых противников, я старался помнить небольшой совет, почерпнутый из книги писателя The Guardian Стивена Мосса «Новичок»: просто встречайте их так, как вы бы смотрели на всех остальных.
Это может быть сложно. То, как они играли, меня просто поразило. Столкнувшись с моим мучительным колебанием, они запускали быстрые, грубые атаки — иногда эффективные, иногда безрассудные. «Дети просто идут на это, — сказал мне Дэниел Кинг, английский гроссмейстер и шахматный комментатор. «Такая уверенность может сбить противника с толку».
Маленькие дети, например, оказались быстрее и точнее в тестах, включающих «обучение вероятностной последовательности» — вид, в котором люди должны угадать, какие триггеры приведут к каким событиям (например, если вы нажмете кнопку A, произойдет событие Х).
После 12 лет эта способность начинает снижаться. Как предполагают исследователи, люди начинают больше полагаться на «внутренние модели» познания и рассуждений, а не на то, что они видят прямо перед собой. Другими словами, они слишком много думают. В шахматных партиях, где мои взрослые противники часто, казалось, сражались с невидимыми внутренними демонами, дети, казалось, просто дергались за серию ходов.
Я купился на стереотипную угрозу. Если бы я проиграл взрослому, то списал бы это на свои глупые ошибки. Но если бы я проиграл ребенку, я бы вдруг представил его как какого-то зарождающегося гения, против которого у меня никогда не было шансов.
Когда я спросил нашего тренера по шахматам, каково это учить взрослых начинающих шахматистов, а не детей, начинающих играть в шахматы, он на мгновение задумался и сказал: «Взрослые должны объяснить себе, почему они играют в то, что они играют». Дети, сказал он, «не делайте этого». Он сравнил это с языками: «Начинающие взрослые изучают правила грамматики и произношения и используют их, чтобы составлять предложения. Маленькие дети изучают языки, разговаривая».
Аналогия глубже, чем мы могли бы подумать. Моя дочь, по сути, учила шахматы как первый язык, а я как второй язык. Что еще более важно, она училась этому в молодости.
Получайте отмеченные наградами лонгриды The Guardian, рассылаемые прямо вам каждое субботнее утро
Язык — это одно из тех занятий (таких как музыка и, возможно, шахматы), которые лучше всего процветают, если изучать их в так называемый «чувствительный период» в который, как описал его один исследователь, «нервные системы особенно реагируют на соответствующие стимулы и более восприимчивы к изменениям при стимуляции».
Напротив, поскольку я взрослый, знающий английский язык, мой мозг может быть настолько «настроен» на звуки моего родного языка, что мне труднее освоить новую грамматику. То, что я знаю, уже мешает тому, что я хочу узнать. Дети, зная меньше, на самом деле могут узнать больше (ученый-когнитивист Элисса Ньюпорт называет это «гипотезой меньше значит больше»).
Сложнее не значит невозможно. «Чувствительные» периоды не являются «критическими» периодами, и наука в любом случае не является окончательной. Например, навык обладания абсолютным слухом, который не только чрезвычайно редок, но и долгое время считался невозможным за пределами узкого возрастного диапазона в детстве, может быть тренирован у некоторых взрослых, как показали исследования Чикагского университета (хотя и не столь высокого уровня, как обладающие «настоящим» абсолютным слухом).
Дети часто добиваются большего прогресса просто потому, что они дети, чья жизнь построена в основном на учебе, у них мало других обязанностей, а родители нетерпеливы, чтобы их подбадривать. Они также мотивированы: если бы вы попали в совершенно новую обстановку, как младенцы, и обнаружили, что не можете общаться, вы, вероятно, научились бы довольно быстро.
Возможно, вы уже правильно задаетесь вопросом, зачем мне изучать кучу вещей, которые не имеют отношения к моей карьере? Зачем баловаться простым хобби, когда я изо всех сил стараюсь не отставать от требований быстро меняющегося рабочего места?
Во-первых, я могу предположить, что совсем не очевидно, что изучение чего-то вроде пения или рисования на самом деле не поможет вам в вашей работе, даже если сразу не очевидно, как это сделать.
Обучение было предложено как эффективная реакция на стресс на работе. Расширяя самоощущение и, возможно, вооружая нас новыми способностями, обучение становится «буфером стресса».
Клод Шеннон, блестящий эрудит из Массачусетского технологического института, который помог изобрести цифровой мир, в котором мы живем сегодня, погрузился во всевозможные занятия, от жонглирования до поэзии и разработки первого носимого компьютера. «Снова и снова, — отмечал его биограф, — он занимался проектами, которые могли бы вызвать смущение у других, занимался вопросами, которые казались тривиальными или незначительными, а затем добивался от них прорывов».
Регулярный выход из зоны комфорта в этот исторический момент кажется просто жизненной практикой. Быстрый темп технологических изменений превращает всех нас, в некотором смысле, в «вечных новичков», всегда находящихся на подъеме в обучении, наши знания постоянно требуют обновлений, как наши телефоны. Немногие из нас могут направить свое безраздельное внимание на ремесло на всю жизнь. Даже если мы сохраним ту же работу, требуемые навыки меняются. Чем больше мы готовы быть смелыми новичками, тем лучше. Как сказал Рави Кумар, президент ИТ-гиганта Infosys: «Вы должны научиться учиться, учиться разучиваться и учиться заново».
Во-вторых, это просто хорошо для вас. Я не имею в виду, что только сами вещи — пение, рисование или серфинг — полезны для вас (хотя они таковы, к которым я еще вернусь). Я имею в виду, что обучение навыкам само по себе полезно для вас.
Учитель игры на фортепиано во время удаленного урока в начале этого года. Фото: Александр Рюмин/ТАССНеважно, что это — завязывать морские узлы или бросать глиняную посуду. Изучение чего-то нового и сложного, особенно в группе, доказало свою пользу для «машины поиска новизны», которой является мозг. Поскольку новизна сама по себе запускает процесс обучения, изучение нескольких новых вещей одновременно может быть даже лучше. Исследование, в котором взрослые в возрасте от 58 до 86 лет одновременно посещали несколько уроков — от испанского до музыкального сочинения и рисования — показало, что всего через несколько месяцев учащиеся улучшили не только испанский язык или рисование, но и ряд когнитивных тестов. Они откатили одометры в своем мозгу примерно на 30 лет назад, сдав тесты лучше, чем контрольная группа, которая не посещала занятия.
Они изменились и в другом: почувствовали себя увереннее, были приятно удивлены своей работой и продолжали собираться вместе после окончания исследования.
Обучение навыкам кажется аддитивным ; дело не только в мастерстве. Исследование, в котором изучались маленькие дети, которые брали уроки плавания, обнаружило преимущества, не ограничивающиеся плаванием. Пловцы лучше справлялись с рядом других физических тестов, таких как хватание или зрительно-моторная координация, чем те, кто не умел плавать. Они также лучше справлялись с тестами на чтение и математическое мышление, чем не умеющие плавать, даже с учетом таких факторов, как социально-экономический статус.
Многие из этих исследований или рекомендаций ориентированы на детей. Шахматы, например, считаются способом улучшить внимание и концентрацию детей, укрепить их навыки решения проблем, поддержать их творческое мышление. Но я убедился, что всякий раз, когда что-то рекламируется как полезное для детей, это еще лучше для взрослых, отчасти потому, что мы предполагаем, что нам больше не нужны все те преимущества, которые, как говорят, дает деятельность.
И все же, что может быть лучше от широко распространенного недуга «зависимости от смартфона», чем два часа выжигания глаз и мозга на 64 квадратах на доске, пытаясь проанализировать почти бесконечное разнообразие ходов и контрходов?
Изучение новых навыков также меняет ваше мышление или то, как вы смотрите на мир. Обучение пению меняет то, как вы слушаете музыку, а обучение рисованию является поразительным уроком зрительной системы человека. Обучение сварке — это ускоренный курс физики и металлургии. Вы учитесь серфингу и внезапно обнаруживаете, что вас интересуют таблицы приливов и штормов, а также гидродинамика волн. Ваш мир стал больше благодаря вам.
И наконец, если кажется, что люди жаждут новизны, а новизна помогает нам учиться, одна вещь, которую делает обучение, — это вооружает нас тем, как лучше справляться с будущими новизнами. «Больше, чем любое другое животное, мы, люди, зависим от нашей способности к обучению», — заметила психолог Элисон Гопник. «Наш большой мозг и мощные способности к обучению развились, прежде всего, для того, чтобы справляться с изменениями». Мы всегда мечемся между маленькими моментами некомпетентности и мастерства. Иногда мы осторожно пытаемся решить, как мы собираемся сделать что-то новое.
Иногда мы читаем книгу или ищем обучающее видео. Иногда нам просто нужно погрузиться в это. Длинное чтение в Твиттере на @gdnlongread, подпишитесь на еженедельную рассылку длинного чтения здесь и найдите наши подкасты здесь
Дайте себе шанс стать новичком
В организациях мы часто тяготеем к рутинным процессам. Иногда эти процессы используются для развертывания новой инициативы, адаптации нового сотрудника или обучения новому набору навыков. Крупные организации построены на этих структурах, чтобы максимизировать эффективность и производить большие объемы, что имеет смысл, поскольку процессы помогают формировать ожидания, создавать структуру и ограничивать непредсказуемость. Однако теневая сторона этих рутинных структур заключается в том, что труднее смотреть на проблемы свежим взглядом. В таких ситуациях мантра обычно звучит так: «Мы всегда делаем это так», а не «Как мы можем решить это на этот раз?»
Когда дело доходит до этих структур, мы часто не уделяем достаточно времени анализу и анализу процессов, которые стали основой нашего рабочего процесса. Когда, если вообще когда-либо, мы найдем минутку, чтобы оглянуться назад на эти процессы? Даем ли мы себе когда-нибудь возможность задаться вопросом, что не так или чего может не хватать? Наша непосредственная склонность придерживаться того, что мы знаем, и со временем мы привыкаем к этому знанию. Легче пройти 10 шагов (потому что вы лучше знаете это как привычку), чем открыть новый путь, который может состоять всего из 3 шагов. Нам нравится знать то, что мы знаем.
Нет ничего плохого в том, чтобы чувствовать себя комфортно или тосковать по знакомому — на самом деле привыкание помогает снизить когнитивную нагрузку на наш мозг в каждой новой ситуации, с которой мы сталкиваемся. В то же время привыкание удерживает нас от риска или поиска новых способов мышления. Это может помешать нам замечать мелкие детали. Эти детали становятся невидимыми, когда мы принимаем статус-кво и включаем их в нашу повседневную жизнь, которая является «нормальной».
Однажды мой профессор живописи посоветовал мне посмотреть.
«Открой глаза, — сказал он, — смотри». Слова звучали так просто — конечно, я открываю глаза, когда рисую! Но как только я отбросил то, что знал — ваза стояла среди набора случайных предметов домашнего обихода — и сосредоточился просто на том, что я видел, я увидел, что белый цвет на вазе не был белым. Скорее белый был розовым, синим и зеленым, отражая стены, цветочную тарелку вокруг горшка, светло-голубую ткань, задрапированную сбоку. Отказ от того, что я считал белым, заставил меня увидеть гораздо больше.Пикассо сказал: «Каждый ребенок — художник. Проблема в том, когда он или она вырастет, как остаться художником». У детей больше всего любопытства. Они живут настоящим и считают даже обычные вещи волшебными. Они существуют недостаточно долго, чтобы привыкнуть к проблемам, и задают вопросы в поисках ответа.
Быть новичком может быть тревожно. Нервно чувствовать себя не экспертом, переходить от позиции ответов на вопросы к вопросам. Но, будучи новичками, мы можем видеть мир более ясно.