Итк компетенция руководителя это: Статья: «Формирование информационно-технологической компетенции»

Содержание

Статья: "Формирование информационно-технологической компетенции"

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ ЖӘНЕ

ӘЛЕУМЕТТІК ДАМУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ҚОСТАНАЙ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


БАЯНДАМА

ТАҚЫРЫБЫ:«АҚПАРАТТЫҚ - ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІНҚАЛЫПТАСТЫРУ»

ДОКЛАД

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕНТЕНЦИИ»

Подготовила: Кожабекова З.Х. преподаватель предмета «Фармакология»

г. Костанай

2016 год

План:

  1. Введение

  2. Компентенция, определение

  3. Информационные компетенции

  4. Формирование ИТК студента

  5. Формирование ИТК преподавателя

  6. Использование ИТ обучающимися

  7. Использование ИТК на занятиях по предметам «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение».

  8. Выводы.

  9. Литература.

«Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит тебе практика»

Людвиг Фейербах

Введение

В условиях развития современного общества информационные технологии глубоко проникают в нашу жизнь. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития всех сфер человеческой деятельности.

Стремительно набирая темпы в последние десятилетия, прогресс на фоне повсеместного внедрения компьютерных информационных технологий (IT-технологий) охватил и медицину. Сегодня информационные системы в медицине используются всё шире и шире. При создании серьёзной клиники без IT-составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику деятельности коммерческих клиник и медицинских центров, ведь помимо пользы для медперсонала и пациентов, информационные системы выгодны с чисто экономической точки зрения.

Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога. Использование компьютерных технологий на уроках - это существенное обновление содержания образования, и поэтому преподаватель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.

Компетенция, определение

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения деловых и личностных качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называть компетенциями.

Определяющими признаками понятия «компетенция» являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого человека в постоянно меняющемся обществе, четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Формирование ИТК студента

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения 

Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления проектов.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

 Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

 Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

 Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их преимущество – они позволяют cтуденту проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.

 Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты (kahoot). Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

 Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе студенту доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

 Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение студентами всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех занятиях, в том числе и на уроках фармакологии. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Формирование ИТК преподавателя

Актуальность  внедрения  компетентностных технологий в практику среднего профессионального образования в настоящее время обусловлена двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях профессиональной деятельности.

Но внедрение инновационного компонента полностью не решает проблемы формирования ИТК педагога ПО, т.к. он должен не только владеть информационными технологиями на уровне пользователя, но и сам проектировать и создавать дидактическое обеспечение учебного процесса (создавать электронные тесты, материалы на электронных носителях, электронные слайды, разрабатывать электронные учебники и т.д.).

Анализ научной психолого-педагогической литературы констатирует неоднозначность трактовки термина «информационно-технологическая компетентность». На основе анализа имеющихся толкований данной дефиниции было сформулировано определение информационно-технологической компетентности педагога профессионального обучения, под которой понимается совокупность профессиональных качеств педагога профессионального обучения, в основе которых лежат способности, знания, умения и навыки в области освоения, преобразования и создания новых информационных технологий и опыта их применения в профессиональной деятельности.[№1]

На основании системного подхода к подготовке педагога разработана педагогическая система формирования информационно-технологической компетентности педагога

- для достижения высокого уровня требуемой информационно-технологической компетентности педагогов профессионального обучения необходимо своевременное обновление содержания учебных дисциплин с учетом требований информационного общества;

- процесс формирования информационно-технологической компетентности должен быть целенаправленным и систематическим, охватывать весь период обучения. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих преподавателей.

интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Педагогические цели использования ИКТ:

Это развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:

развитие мышления,развитие коммуникативных способностей,развитие навыков исследовательской деятельности,формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,формирование информационной культуры.

Это реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,подготовка мобильных конкурентоспособных личностей.

Это интенсификация образовательного процесса:выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ, углубление межпредметных связей.

Но существуют проблемы и недостатки ИТ

Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.

Вера студента во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого он становится беспомощным.

Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.

Использование ИТК на занятиях по предметам «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение».

Применение компьютерной техники на занятиях по предмету «Фармакология», «Основы фармакологии», «Фармацевтическое товароведение» делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый студент работает активно и увлечённо, у студентов развивается любознательность, познавательный интерес.

Занятия построены таким образом, чтобы в учебный процесс была задействована вся группа.

Обучающиеся по изучаемым темам готовят реферативные сообщения и кроссворды в бумажном и электронном варианте, создают презентации по фармацевтическим группам, а также по лекарственным средствам, имеющимися на фармацевтическом рынке Республики Казахстан, с указанием доз и лекарственных форм и путей введения.

На практических занятиях используется материал, подготовленный на электронных носителях. Этот же материал используется в игровых технологиях (ролевые игры, ситуативные задачи), в методах дебатов, проблемных дискуссиях, что дает студентам самостоятельно смоделировать ситуации , прогнозировать и принимать решения, связанные с применением отдельных лекарственных средств или дать характеристику всей фармацевтической группе и провести активное обсуждение.

На теоретических и практических занятиях используется интерактивная доска для просмотра видеофильмов, решения кроссвордов и выписывания рецептов.

Студенты пользуются интернет-ресурсами, а также электронными учебниками. В секции НОУ «Фармацевт» активно используют возможности информационных технологий, что дает более глубокие познания по исследуемой теме.

В сфере преподавания фармакологии ИТК открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживление», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного человека.

На открытом занятии по предмету «Фармакология» по теме «Фармакокинетика лекарственных средств»я использовала следующие методы и технологии:

-ИКТ;

-мультимедийная;

-акмеологическая;

-работа в малых группах;

-задания с опережением.

Все это позволило активно взаимодействовать преподавателю и студентам в учебном процессе, результатом которого явилось повышение интереса к изучаемому предмету, а через него и сформировать любовь к профессии.

Интерес появился у студентов с разным уровнем знаний, что предполагает повысить качество усвоения и выявить возможность просмотреть, какие же трудности возникают при изучении темы и на что нужно обратить внимание, выявляются слабые и сильные стороны в преподавании дисциплины.

ИТК используются также при подготовке тестов(оформлении банка вопросов и заданий), проведении тестирования (предъявления вопросов, обработки ответов) при решении ситуационных задач по дисциплине «Основы фармакологии» для специальности «Медицинская сестра»

Таким образом, теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Такие знания и навыки позволяют преподавателю:

• повысить интерес к предмету;

• сделать урок современным;

• доступным для усвоения материала учениками;

• возможность эмоционально и образно подать материал;

• установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;

• повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Выводы.

Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае! Я, как преподаватель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

 

Литература

1. Горшкова М.В. Информационная компетент- ность преподавателя как условие эффективного управления образовательным процессом [Элек- тронный ресурс].

2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Брянск, 2002. – 19 с.

3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека – новое качество результата образования: мат. XIII Всерос. совещания. – М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003. – С. 4-13.

4. Ионова О.Н. Приемы и методы обучения в области информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006

5             Современная профессиональная диагностика (электронный учебник). – Свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности № 274 от 02 декабря 2002 г. (в соавторстве со Шкутиной Л.А., Мишуковой Т.Н.).

6            Дистанционная система повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы V Всероссийской очнозаочной научно-практической конференции. В 4 ч. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – Ч. 2. – С. 132–135.

7        Инновационная деятельность в учебном процессе // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики (АПНП–2004): материалы международной научной конференции (Управление образованием & Информационные технологии). – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2004. – С. 89–93 (в соавторстве с Мишуковой Т.Н.).

8        Значимость образования в XXI веке // Молодежь и актуальные проблемы современного мира: материалы международной научно-практической конференции мол. ученых. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. – С. 140–142.

Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает

Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает

Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.

Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.

Базовые компетенции цифровой грамотности включают:

  • Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.

  • Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.

  • Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, "отделять зёрна от плевел".

Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:

- доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;

- интеграция - это:

а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,

б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.

в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность

г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.

- создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;

- коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.

Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.

Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.

Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:

- веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.

Проект WebQuest (http://webquest.org/)помогает в поиске необходимой информации при экономном расходовании времени. Главное в работе - обработка информации путём исследования, дети учатся анализировать, обобщать, критически подходить к оценке результатов. Направляют, консультируют работу преподаватели.

Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.

- мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:

а) разработка сайтов в Интернете;

б) участие в развитии гипермедийной структуры

г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа

д) съёмка и монтаж видеофильма.

- Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.

- Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.

Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.

Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования

Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:

- выполнять проектные задания к урокам начальной школы

- создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.

- осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.

- нахождению нужной информации в Интернете с помощью учителя и родителей. Проект WebQuest (http://webquest.org/) с успехом можно использовать для этих целей.

Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.

Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства "Как из бумаги сделать розу" и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.

Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.

Управленческие компетенции руководителя образовательной организации в контексте формирования компетентной личности выпускника

Лукашенко Валентина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №83

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Аннотация. Целью моей статьи является раскрытие сущности и требований к профессиональной (управленческой) компетентности руководителя учебного заведения контексте формирования компетентной личности выпускника.

Ключевые слова: модель, управленческая деятельность, управленческая компетентность, компетенция, профессиональное развитие, руководитель ОУЗ, компетентный выпускник.

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

(В. М. Лизинский).

Школа является гарантом воспитания и обучения личности, которая свободно ориентируется в демократическом обществе, умеет применять знания и умения в своей деятельности, имеет сформированное планетарное сознание. Учитывая эти пребования, педагоги овладевают новыми технологиями и идеями педагогисческой науки, повышают свою профессиональную компетентность.

Управленческая компетентность сильного руководителя выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей и задач.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

В современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  1. Технологий;

  2. Содержания образования;

  3. Стиля жизни ОУЗ;

  4. Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. [1]

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.

Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт. [2, с. 19]

Отностительно формирования компетентной личности выпускника доцент кафедры управления качеством образования, кандидат педагогических наук Смирнова М.Е. рассматривает вопрос с точки зрения результатов, что направляет учебный процесс на формирование компетенций (знаний, умений, навыков, отношений и т.п.), которыми должны обладать выпускники школы. Этот подход соответствует современному взгляду на качественное школьное образование, которое рассматривает результат обучения как:

1) способность решать проблемы различной сложности на основе тех знаний, которые имеет ученик;

2) умение действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнение его условий, самостоятельной оценки полученных результатов;

3) развитие определенных личностных качеств и формирование системы ценностей, прежде всего моральных. [3, с. 36]

Для успешной самореализации в современных условиях выпускник школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность.

Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.

Руководители школы, педагоги, формирующие указанные компетентности у детей, должны соответствовать этим задачам. Поскольку результатом учебно-воспитательного процесса, согласно современной парадигме образования, должен стать выпускник, готовый к работе в нестабильных условиях, компетентный не только в профессиональной, но и в общекультурной сфере, обладающий социально-личностными компетенциями, а именно: умением работать в команде, приспосабливаться к динамично меняющейся ситуации на рынке труда, способный к дальнейшему самообразованию, конструктивно относящийся к критике, готовый использовать новые идеи и инновации для достижения цели, креативно мыслящий. [4, с. 67]

Под профессиональной (управленческой) компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей. [5]

В трудах теоретического и методического характера термин «управленческая компетентность руководителя ОУЗ» трактуется достаточно широко и многоаспектно. Например, Е.Н. Белова считает, что управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения можно понимать как способность и готовность руководителя выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить целесообразные пути их решения [8, с.45]. Профессиональное становление руководителя школы предполагает развитие у него способности быть лидером, стратегом, педагогом, организатором, предпринимателем.

Уравленческая компетентность является показателем компетенций – умений руководителя осуществлять ведущие функции управления, к которым относятся: планирование, организация и контроль.

Управленческая компетентность руководителя-стратега выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей.

Управленческая компетентность руководителя-организатора связана с организационным менеджментом, составляющими которого являются умения работать с персоналом, создавать материально-технические и социально-педагогические условия для функционирования и развития школы, ориентированной на достижение качества образования, формирование символического пространства школы, сохранение и развитие системы ценностей и убеждений.

Управленческая компетентность руководителя-предпринимателя проявляется в умениях эффективно использовать физические и финансовые ресурсы, проводить маркетинговые исследования образовательного рынка и рынка труда; коллегиально решать вопросы, связанные с нововведениями, опираться на педагогический опыт, который сложился в школе.

Существенными характеристиками непрерывного образования руководителя как ключевой составляющей его компетенции является гибкость, разнообразность, доступность во времени и пространстве. Важнейшим заданием самообразования руководителей должно стать не только усвоение профессиональных знаний и углубление профессиональной компетентности, но и постоянное развитие управленческих качеств. Существующий опыт свидетельствует о том, что нельзя овладеть этими качествами сразу, их нужно развивать в течении практической деятельности.

Руководителю современного учебного заведения приходится работать в период обновления функциональных обязанностей и видов управленческой деятельности, что связан с конкретно-историческими условиями развития страны, расширения сферы знаний и умений в отрасли менеджмента образования и другими объективными обстоятельствами. Обязанность руководителя - создать условия, в которых бы каждый мог бы самореализоваться. [7, с.144]

Современный руководитель ОУЗ не столько должен давать распоряжение, сколько сотрудничать, а это значит, что нужно изменить стиль работы, произвести новую управленческую культуру.

Для этого следует, во-первых, перестроиться, измениться внутренне, подходить к учителю и ученику с позиции участника совместной деятельности, в которой заинтересованы все, во-вторых, стремиться больше знать с научной точки зрения о человеке и современном управлении.

Директор учебного заведения становится ключевой фигурой в осуществлении управленческой деятельности учебно-воспитательного процесса. Поэтому модернизация образовательного процесса требует сделать универсальными требования к профессиональной компетенции руководителя профессионального учебного заведения, а именно:

Внедрение государственно-общественной модели управления ОУЗ предусматривает привлечение к управленческим процессам широкой общественности педагогической общественности, родителей, общественных организаций. Поэтому одним из главных направлений обновления управленческой деятельности есть приобретение знаний и умений относительно управления школой как социальной системой. Директор в таком измерении становится социальным лидером, который должен принимать управленческие решения.

Руководитель современного ОУЗ становится менеджером, который управляет педагогической системой учебного заведения, ее развитием, организует и стимулирует профессиональную деятельность педагогических работников, способствует формированию культуры организации, изучает спрос на образовательные услуги, организует и обеспечивает их качество. Руководитель должен быть мотивирован, активен, самостоятелен, самокритичен, у него должна быть конструктивная позиция по отношению к собственной работе, соответствующее должности и профессии педагога социальное поведение, способность работать в команде, готовность и способность к учению, сознание ответственности и т.д. Ко всему этому готовит технология (идеология или техника) компетентностного подхода.

Вопросы качества образования нуждаются в создании принципиально новых моделей научно-методической работы в ОУЗ. Если раньше педагогический коллектив избирал проблему, за которой работал, то в новых условиях целесообразно прорабатывать целостную концепцию образовательной практики, которая бы учла особенности и возможности конкурентного учебного заведения. Такую деятельность педагогического коллектива должен направить творческий руководитель, который является опытным педагогическим работником [7, с.146].

Важными для руководителя показателями изменений во взаимодействии процессов является способ мышления, стиль поведения, умения вовремя отказываться от вредных привычек в собственном управлении, внедрения современных управленческих технологий, которые основываются на диалоге, моделирование ситуаций выбора, свободного обмена мыслями, обеспечению роста творческой и инновационной деятельности педагога.

Руководители школы, педагоги, формирующие вышеуказанные компетентности у детей должны соответствовать этим задачам.[6, с.98].

Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения от некомпетентного. В нашей школе с 1997 года действует детско-молодежная организация ученического самоуправления «Молодежь будущего». Ученики актива принимают участие в управлении ученическим коллективом через технологию передачи учительских полномочий в воспитательной работе, которую проводит педагогический коллектив при непосредственном участии администрации и детей. Учащиеся выбирают Президента, идет процесс формирования правительства. Дети и учителя являются равными участниками планирования и реализации воспитательныхмероприятий. Учителя мотивируют учеников, а ученики учатся быть ответственными и мотивировать сверсников. Основой методического аппарата в данном подходе является педагогика активизации взрослых и школьников через опыт социального взаимодействия.

В педагогическую практику в нашей школе активно внедряется метод проектов – одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. В школе ежегодно реализуется до 10, проектов и это является хорошей практикой освоения разного вида компетентностей для детей, педагогов и руководителей школы. Многие проекты носят групповой, коллективный характер. Это является дополнительным основанием для широкого использования педагогики сотрудничества. Умелая организация работы с педагогами и учащимися является особым требованием, предъявляемым к руководителю, а также хорошим результатом проявления его управленческой компетенции.

Опыт работы школы, ее активность говорит о том, что ключ к устойчивым успехам школы в развитии системного и стратегического мышления, введении компетентностного подхода в управлении школой, предполагающего развитие творчества и инноваций. Для успешной самореализации выпускника школы в современных условиях должны быть созданы необходимые условия в учебно-воспитательной деятельности, которые дожен обеспечивать руководитель, обладающий системой управленческих компетенций.

Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/549225/

  2. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г. Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279.

  3. Шрубковський С.В., Мецдерецький В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников // Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. Физико-математические науки. — Выпуск 10. — Каменец-Подольский, 2013. — 265 с.

4. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).

5. Материалы опытно-экспериментальной работы Национального Фонда подготовки кадров и Института новых технологий образования «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» — М., 2001

6. И.А. Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Тукачев Ю.А. «Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований»//Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст./Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуханюк Н.С. Екатеринбург, 2003. с. 142 – 148.

8. Белова, Е.Н. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждениясферы культуры: дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2006.

Управленческие компетенции - это... Понятие, определение, квалификация, профильное обучение, личный опыт и умение управлять ресурсами

Управленческие компетенции – это навыки, которыми обладает руководитель. Благодаря своим способностям человек может правильно организовать разделение труда и добиться от своей команды максимальной производительности. Все, что будет задействовать человек для достижения хорошего результата, можно считать управленческими компетенциями. Как стать хорошим руководителем и улучшить процесс производительности фирмы? Читайте об этом ниже.

Определение

Управленческие компетенции – это навыки, благодаря которым человек может успешно справляться с задачами руководителя. Эти задачи лидер может ставить себе самостоятельно или же получать их свыше, если персона не является единственным владельцем бизнеса. Чего ожидают от управляющего и какие навыки являются необходимыми для работы? В каждой сфере деятельности требуются свои специфические навыки и знания. Человек должен хорошо разбираться в специфике деятельности компании. Но суть управления всегда будет схожа. Персона должна уметь ставить цели, грамотно распределять нагрузку и мотивировать своих сотрудников. Именно в решении этих проблем должен быть компетентен сотрудник. Управленец – это хороший дипломат, который умеет найти подход к любому человеку, выслушать его точку зрения и понять суть проблемы и недовольства.

Хороший руководитель

Какие управленцы ценятся начальством? Персоны, которые понимают свои задачи, не злоупотребляют полномочиями и в случае возникновения авральной ситуации смогут самостоятельно придумать выход из сложного положения. Управленческие компетенции – это навыки, благодаря которым человек может руководить любым коллективом. Инструкции, полученные при приеме на работу, не всегда будут полностью отражать всю суть деятельности управленца. Человек, который устраивается на руководящую должность, должен понимать, какую ответственность он на себя берет. Хороший руководитель будет брать все провинности своего коллектива на себя. Ведь именно он недоглядел, недопонял или вовремя не принял решения. Компетентный сотрудник не будет искать виноватых и наказывать всех подряд. Он учтет ситуацию, выявит «слабое звено» коллектива и постарается его заменить.

Навыки руководителя

Управленческие компетенции – это не строго регламентированные навыки, которыми должен обладать человек. В идеале хороший руководитель должен обладать всеми нижеперечисленными способностями. Но даже части из них будет достаточно, чтобы стать неплохим управляющим.

  • Принятие эффективных решений. Человек должен отдавать отчет своим решениям и словам. Именно руководитель должен разрешать все трудности, которые не могут самостоятельно урегулировать сотрудники. Решения всегда должны быть обдуманными, простыми и выполнимыми. Способность быстро ориентироваться в сложной ситуации показывает уровень компетенции управленческого персонала.
  • Четкое формулирование задач. Сотрудники не должны пробираться через лес красивых слов, чтобы понять суть сказанного их руководителем. Задача должна быть понятна каждому сотруднику.
  • Настойчивость. Управляющий должен уметь отстаивать интересы своей компании на совещаниях, переговорах с партнерами и инвесторами.
  • Психологическая помощь. Руководитель должен быть осведомлен обо всех нестандартных ситуациях и случаях, которые происходят в коллективе. Ведь в успешной работе коллектива человеческий фактор занимает первое место по значимости.

Личностные качества

Человек, который думает об управленческой компетенции руководителя, должен быть сильной личностью. Слабохарактерная персона не сможет брать на себя большую ответственность. Личность, которая планирует стать управленцем или директором, должна обладать следующими качествами:

  • Напористость. Человек должен уметь получать то, что он хочет, и уметь добиваться желаемого любыми методами. Персона, которая сдается при первой неудачной попытке, не добьется никаких результатов.
  • Доброжелательность. Человек, который, несмотря на свое плохое настроение, будет относиться ко всем окружающим с позитивом и не давать своим эмоциям выход, сможет найти отклик в сердцах многих сотрудников.
  • Хладнокровность. Хороший управленец не будет руководствоваться личными привязанностями, чтобы продвигать друзей по службе. Если руководитель видит, что малоприятная ему личность больше заслуживает повышения, он повысит именно ее.
  • Умение принимать обдуманные решения. Нет ничего хуже, чем самодур на месте руководителя. Человек, который отдает поручения только для того, чтобы была удовлетворена его сиюминутная прихоть, не сможет заслужить уважение сотрудников и добиться продуктивной работы сплоченной команды.

Обучение

Управленческие компетенции руководителя во всех организациях разнятся. Но обучение сотрудников на руководящие должности проходит по одному и тому же принципу. Где же учатся люди на управленцев и директоров? Персона может отучиться на управленца в университете, но никто в здравом уме не позволит выпускнику руководить организацией. Человек, который хочет занять место директора, должен узнать «кухню» предприятия изнутри. Поэтому персоне следует поработать несколько лет на одной из рабочих специальностей и только потом переходить в ранг повыше. Таким образом, личность становится ближе к народу, лучше узнает особенности производства предприятия и специфику работы компании. Только после этого персона может стать завотделом или же старшим администратором. Постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, человек будет приобретать необходимые навыки и знания как в области работы, так и в области управления. Поэтому обучение компетентного руководителя должно происходить на практике, а не на специализированных курсах повышения квалификации. Курсы нужны человеку в последнюю очередь, ведь теоретические знания никогда не смогут заменить практических.

Общение с сотрудниками

Управленческие компетенции директора для сотрудника – это умение четко сформировать цель и объяснить каждому человеку его задачи. Руководитель большого предприятия не обязан доносить свои мысли до каждого сотрудника. Ему будет достаточно объяснить все лидерам группы, старшим руководителями или заведующим отделами. Директору нужно обозначить цели и сделать пошаговый разбор плана действий. Когда сотрудники будут знать не только конечную цель, но и видеть весь путь, идти им будет легче. Каждая персона должна знать свое место и роль в выполнении общей задаче. Опытный руководитель должен поставить задачи так, чтобы каждый сотрудник знал, что его личный вклад очень важен для общего дела.

Хороший руководитель будет раздавать поощрения за качественную работу и сумеет штрафовать бездельников и лодырей. Мотивация – это тоже неотъемлемая часть работы директора. Он должен поддерживать энтузиазм в работниках, чтобы они могли двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.

Компетентный руководитель может быть харизматичным и красноречивым, но для сотрудников главное - чтобы они видели в своем директоре лидера и понимали смысл его действий, решений и поставленных целей.

Целеполагание

Формирование управленческих компетенций в каждой фирме происходит под влиянием специфики деятельности. Кому-то необходимо, чтобы руководитель разбирался в цепи поставок, а кому-то нужно, чтобы управляющий хорошо ладил с людьми и умел быстро принимать решения в сложных ситуациях. Но для любой компании важно, чтобы управляющий умел ставить цели и достигать их. Компетенция человека при выработке схемы дальнейшей работы просто необходима. Управляющий должен четко понимать, куда движется компания, какова ее основная цель и как ее можно достичь. В этой схеме персоне нужно прописать место каждого отдела и хорошо просчитать, какие ресурсы потребуются для реализации долгосрочных планов. Если человек не будет видеть перспектив своей деятельности, он не сможет работать в полную силу.

Цели должны быть сформированы не только долгосрочные, но и краткосрочные. Проходя некие чекпоинты, отметки, которых нужно было достичь, руководители, а вместе с ними и сотрудники, понимают, что компания движется в нужном направлении.

Планирование

Организационно-управленческие компетенции работника проверяются посредством планирования. Опытный руководитель должен уметь не только ставить цели, но еще и их достигать. Из каждой долгосрочной цели нужно сделать проект, а затем приступить к его реализации. На этом этапе становится понятно, насколько хорошо человек компетентен в своей деятельности. Писать мифические планы легко. Писать конкретные шаги по достижению целей сложнее, но тоже возможно. А вот реализовать на практике написанный на бумаге проект получается далеко не у всех.

С планом действий компании должны быть ознакомлены все сотрудники. Когда люди будут знать, что они должны делать и как быстро нужно справиться с задачей, никто не станет растягивать проекты или оставлять работу над ними на потом. Четкий и реалистичный план действий помогает мобилизовать силы.

Контроль

Компетенция управленческого персонала видна в контроле своих подчиненных. Работа спорится в компании тогда, когда у руководителя есть план и он, посредством своих сотрудников, приводит его в действие. Отставать от плана не нужно. Если какая-то группа людей не укладывается, нужно понять причину их опоздания. Не нужно людей обвинять, следует действительно вникнуть в причину, она может быть исключительно технического характера. Ну а если вы разобрались в ситуации, и оплошали действительно сотрудники, следует объяснить людям, что работать спустя рукава в вашей компании недопустимо.

Только постоянный контроль над ситуацией гарантирует вам успех. Если руководитель не будет проверять деятельность сотрудников, то результат будет не самым утешительным. Персоны, которые не видят контроля, начинают расслабляться и работать далеко не в полную силу.

Мотивация

В чем заключается оценка управленческих компетенций? В том, насколько хорошую мотивацию руководители дают своим сотрудникам. Если вы видите, что люди с удовольствием выполняют свою работу, успевают сдать все вовремя и не против поработать сверхурочно, значит, руководитель правильно расставил приоритеты в компании. Сотрудники, которые любят свою работу и знают собственную выгоду от труда, будут помогать компании развиваться. Достигнуть подобного уровня мотивации каждой персоны сможет только очень компетентный специалист. Руководитель должен понимать мотивацию определенных типов личности и находить подход к каждому человеку. Для кого-то большое значение имеет материальная составляющая профессии, для кого-то важен престиж, а для кого-то - возможность карьерного роста. Задача руководителя - найти ключик к потаенному желанию каждого сотрудника.

Обеспечение ресурсами

Компетенция управленческих решений проявляется в работе над каким-то конкретным проектом. Посмотреть насколько хорош управляющий можно только на практике. Персона должна грамотно распределить имеющиеся ресурсы. Руководителю следует задействовать весь персонал, распределить нагрузку на каждый отдел и снабдить всех сотрудников необходимым оборудованием, сырьем и т. д. Сотрудники не должны испытывать никаких лишений на работе. Следует создать ситуацию, когда персонал не будет ничего отвлекать. Хороший руководитель не будет допускать авралов и не заставит своих служащих ежедневно задерживаться на работе допоздна. Руководитель должен распределять работу над проектом так, чтобы задача была сделана вовремя и имела наилучший результат.

Как стать руководителем

Заняться развитием управленческих компетенций может каждый человек, даже не занимающий руководящую должность. Все приходит со временем. Если вы только мечтаете стать директором и не знаете, как этого добиться, то начните действовать. Глупо думать, что только человек, получивший образование в сфере бизнеса, может чего-то добиться и построить крупную империю. Посмотрите на известные примеры бизнесменов, которые создавали крупнейшие империи без денег и специфических знаний. В этом деле главное – энтузиазм. Человек, который хочет стать руководителем, должен приобрести все лидерские качества. Персона должна уметь вести за собой людей, быть хорошим коммуникатором и уметь отстаивать свои интересы. Подобная линия поведения привлечет к вам внимание руководства, и повышение не заставит себя долго ждать.

Модель компетентностей директора школы — «Управление школой»

Взять и выучиться на директора школы

Сейчас нет единого формализованного мнения о том, каким должен быть успешный директор школы. Активно обсуждаемый профстандарт описывает минимальные требования: они определяют профпригодность директора, не более, и, кроме того, из стандарта совершенно непонятно, чему должен быть обучен, например, педагог, чтобы стать директором? Из каких дисциплин формировать для него курс повышения квалификации? Отсюда возникла необходимость разработать гибкую модель компетентностей современного директора школы. Непосредственно разработке предшествовал ряд необходимых «полевых» этапов: анализ международного опыта, экспертные интервью с наиболее успешными директорами школ, затем онлайнопрос и обсуждение с экспертами.

Любой директор — немного Змей-Горыныч

По данным ВШЭ, только 5% сегодняшних директоров школ учились когда-либо на управленцев; во всех остальных случаях директора «воспитали в собственном коллективе»; он начал как педагог, затем взял на себя ряд административных функций, дорос до завуча и, наконец, до директора. На пути он осваивает три роли, которые затем должен совмещать в себе, выполняя обязанности директора:

  • педагог | знает изнутри всю учительскую «кухню», управляет образовательными программами и помогает внедрять новые образовательные технологии;
  • администратор | руководит процессами и следит за выполнением процедур, регламентов, устава и т. д.;
  • руководитель | возглавляет коллектив, следит за уровнем боевого духа и мотивации педагогов, является представителем, «лицом» школы во внешнем мире — перед государством, родителями и всем профессиональным сообществом.

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.

Если сопоставить все шесть ценностей с каждой из трех ролей директора школы, мы получим матрицу из 18 компетентностей. На стыке каждой роли и каждой ценности оказывается одна из ключевых черт успешного руководителя образовательной организации. Получившаяся модель достаточно проста, чтобы каждый директор школы мог «прокатать» себя по всей матрице и провести грамотную самооценку.

Пример результата самооценки директора на основании модели компетентностей
Л | Образовательное лидерство; РА | Развитие; ПР | Профессионализм; РЕ | Решительность; ПА | Партнерство; Г | Гуманизм
  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

В результате у нас появляется возможность делать мгновенные социологические портреты директора школы, видеть контрасты, противоречия и «перекосы», связанные с совмещением разных ролей, и быстро готовить план по корректировке: чему нужно пойти учиться прямо сейчас? На какие моменты в работе нужно обратить больше внимания? Как добиться более гармоничного и профессионального руководства?

Инструмент самооценки и развития школы

Прежде всего модель должна превратиться в удобный и объективный инструмент возможности отслеживать свой профессиональный рост. Исследователи планируют разработать процедуры независимого подтверждения результатов третьей стороной (вузами, образовательными центрами). Есть планы, разрабатываемые совместно с региональными институтами повышения квалификации, педагогическими вузами и профильными НИИ, приступить к разработке специализированных образовательных программ для директоров школы. В недалеком будущем, прежде чем записываться на курс повышения квалификации, директор школы сможет пройти тестирование, получить независимую оценку и на этом основании выбрать модули, которые позволят ему обучаться с точечным, «ювелирным» подходом к своим компетентностям.

В этой модели есть еще одна ценность: на ее основе можно принимать управленческие решения и компенсировать у руководителя недостаток тех или иных компетентностей — через укрепление команды и усиление ее кадрового потенциала. Сложно достигать лидерства в роли администратора? Нужен опытный харизматичный завуч. Не хватает гуманизма в руководстве? Ослабляем давление на коллектив, и т. д. То, что сейчас решается интуитивно, подчас «вслепую», может быть взвешенным и обоснованным, что и характеризует любого руководителя как профессионала.

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия

В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

  • директор-руководитель как лидер образования:
  • ставит сложные, но достижимые цели учителям и мотивирует на высокие результаты;
  • вовлекает и мотивирует родителей и учащихся для достижения высоких образовательных результатов;
  • подбирает и развивает эффективную команду педагогов;
  • демонстрирует сотрудникам уверенность в успехе;
  • директор-педагог, обеспечивающий развитие школы:
  • собирает и обсуждает сведения о современных образовательных технологиях и методиках и применяет их на практике;
  • запрашивает мнение учителей и учеников для получения новых знаний;
  • служит ролевой моделью личностного развития и зрелых поступков;
  • вовлекает сообщество в обсуждение идей о будущем школы.

Александра Чканикова

Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях

Профессиональные компетенции начальника компании и отдела

Директор компании или руководитель отдела – разные по уровню руководящие должности. Можно говорить, что профессиональные компетенции начальника отличаются от компетенций управляющего подразделением. Однако в ключевых, основных моментах они все-таки пересекаются, ведь речь идет о руководстве, правда, в разном объеме.

Что входит в компетенции директора компании и управляющего отделом?

Если говорить про компетенции руководителя компании, то это способность:

  • Ориентироваться на достижения;
  • Принимать решения на основе анализа поступающей информации;
  • Организовывать работу, контролировать рабочий процесс;
  • Мотивировать сотрудников;
  • Влиять на принятие решений подчиненными;
  • Планировать, организовывать свое рабочее время.

При этом для директора предприятия важно иметь стратегическое, аналитическое мышление. Он должен уметь управлять изменениями, эффективностью компании, определять степень важности задач.

Что включают компетенции начальника отдела?

  • Целеустремленность, ориентацию на результат;
  • Умение брать ответственность на себя;
  • Способность к мотивации подчиненных;
  • Системность мышления;
  • Навык управления персоналом;
  • Переговорные способности.

Для начальника отдела при этом более важны организаторские способности, умение грамотно делегировать, ставить задачи перед подчиненными, а для руководителя первоначальным является способность расставлять приоритеты, четко разделять стратегию на основные и менее значимые стратегические задачи.

Инструмент совершенствования умений и навыков

Если в процессе руководства возникают проблемы, связанные с управлением компанией или отделом, то чаще их источником является неправильное поведение руководителя. Нередко случается, что некоторые виды компетенций преобладают в неразвитом состоянии. И развить их помогут профессионально проводимые бизнес тренинги для руководителей, ориентированные на эффективный результат.

Управленческие тренинги помогают решить различные проблемы, возникающие в ходе управления, как на уровне директора компании, так и на уровне начальника отдела. Они позволяют получить знания, которые касаются управления, осуществляемого на конкретной руководящей должности. Их эффективность уже доказана на практике, поэтому управленческие тренинги сегодня востребованы среди руководителя разного уровня.