Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов \ КонсультантПлюс
Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 61.11
— Арбитражный управляющий (конкурсный кредитор) хочет привлечь бывшего руководителя должника (его участника, ликвидатора) к субсидиарной ответственности за невозможность погасить требования кредиторов в полном объеме
1. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61. 2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;
4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:
в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;
в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
3. Положения подпункта 1 пункта 2 настоящей статьи применяются независимо от того, были ли предусмотренные данным подпунктом сделки признаны судом недействительными, если:
1) заявление о признании сделки недействительной не подавалось;
2) заявление о признании сделки недействительной подано, но судебный акт по результатам его рассмотрения не вынесен;
3) судом было отказано в признании сделки недействительной в связи с истечением срока давности ее оспаривания или в связи с недоказанностью того, что другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что на момент совершения сделки должник отвечал либо в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества.
4. Положения подпункта 2 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности:
1) организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника;
2) ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.
5. Положения подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения, а также контролирующего должника лица.
6. Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
7. Положения подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по представлению документов для государственной регистрации либо обязанности по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
8. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно.
9. Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо, в том числе отвечающее условиям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 4 статьи 61.10 настоящего Федерального закона, и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.
10. Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.
Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.
11. Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.
Не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам. Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с данного контролирующего должника лица.
12. Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по правилам настоящей статьи также в случае, если:
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла пп. 1 п. 12 ст. 61.11 см. Постановление КС РФ от 07.02.2023 N 6-П.
1) невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено;
2) должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.
РУТЭНИЯ юридическая компания / Субсидиарная ответственность по новому законодательству
Ранее регулировавшая субсидиарную ответственность, статья 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» утратила свою силу с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В закон о банкротстве внесены существенные изменения, в основном процедурного характера. Наиболее важными изменениями являются:
- Расширение круга ответственных лиц (бухгалтер, заместители директора, иные лица).
В статье 61.10 Закона о банкротстве дано определение контролирующих должника лиц, к которым может быть применена субсидиарная ответственность: «под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий».
То есть, теперь это не только генеральный директор или акционеры/участники общества, но и любое физическое или юридическое лицо, способное влиять на деятельность общества, в том числе и коммерческий, финансовый, исполнительный директора, главный бухгалтер и даже лица их замещающие. К ответственности также могут быть привлечены акционеры или участники общества, размер владения обществом которых от 10% и выше.
- В соответствии с нововведениями не подлежит привлечению к ответственности номинальный руководитель (участник), либо размер его ответственности уменьшается, если доказано, что иное лицо является фактически контролирующим должника. (п.9 ст.61.11 «Закона о банкротстве»)
Также, не применяется субсидиарная ответственность к контролирующему лицу, когда доказано отсутствие вины в его действиях. В этом случае, им должны быть представлены доказательства действия в рамках обычного делового оборота без нарушения интересов третьих лиц и должника, либо, что такие действия были совершены для предотвращения еще большего ущерба кредиторам.
Как и в прежней редакции, законодатель допускает снижение размера имущественной ответственности ответчика, если последний докажет причинение вреда гораздо в меньшей степени нежели заявлено. (п.10 ст. 61.11 «Закона о банкротстве»).- Расширен перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется вина контролирующих должника лиц в невозможности полного погашения требований кредиторов.
Согласно новым положениям Закона о банкротстве изложенным в п.2 ст. 61.11 предполагается, что
- отсутствии или искажении на момент введения наблюдения или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
- на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
Следует помнить, что не всякое отсутствие указанных в Законе о банкротстве документов является основанием для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности. Отсутствие документов или искажение информации в них обязательно должны являться причиной существенного затруднения проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирования и реализации конкурсной массы.
- По новым правилам привлечь к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве можно акционеров (участников) общества, ранее можно было привлечь только руководителя должника (генерального директора). При нарушении обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) несколькими лицами эти лица отвечают солидарно.
Бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением обязанности, по подаче заявления должника в арбитражный суд, лежит на привлекаемом к ответственности лицах.
- В размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица не включаются в требования, принадлежащие этому лицу, либо заинтересованным по отношению к нему лицам (п.11 ст. 61.11 «Закона о банкротстве»).
До этого нововведения, не редко происходили случаи когда часть денежных средств взысканных с ответственного лица не распределялись между кредиторами и возвращались обратно лицу привлеченному к субсидиарной ответственности, потому что его требования тоже включены в реестр кредиторов.
В случае если суд установит наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не представляется возможным (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий. Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный суд — указать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство.
Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.- Привлечь к субсидиарной ответственности лицо контролирующее должника стало возможным в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и даже
после завершения процедуры банкротства. Теперь необязательно ждать введения стадии конкурсного производства. - В соответствии с нововведениями заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать в трехлетний срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, в старой редакции Закона о банкротстве такое заявление могло быть подано только в течении одного года.
В новой редакции Закона о банкротстве правом на подачу заявления о субсидиарной ответственности обладают: арбитражный управляющий, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.
- В новой редакции Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к ответственности от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.
Подведем итоги изменений внесенных федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» :
- контролирующее должника лицо – это любое юридическое или физическое лицо, способное влиять на деятельность общества
- не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности номинальный руководитель (участник) должника
- вина контролирующего должника лица презюмируется при: 1)отсутствии или искажении на момент введения наблюдения или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось обязательным; 2) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в ЕГРЮЛ сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице
- теперь за неподачу заявления можно привлечь акционеров (участников) общества; введена презумпция виновности
- размер субсидиарной ответственности лица не включается в требования, принадлежащие этому лицу
- заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
- по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
- правом на подачу заявления обладают: арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники и бывшие работники должника
Юридические услуги по привлечению и защите от субсидиарной ответственности
Субсидиарная ответственность контролирующих лиц – в каких случаях к лицу может быть применена такая мера?
Субсидиарная ответственность – мера гражданско-правовой ответственности, применимая к лицу, несущему дополнительную ответственность к ответственности другого лица.
Компания может оказаться в процедуре банкротства по нескольким причинам, например, из-за непрофессиональных действий руководства или недобросовестного невыполнения обязательств перед контрагентами.
Часто неспособность компании выполнить свои обязательства связана с изменением конъюнктуры рынка, ухудшением экономической ситуации или другими внешними факторами. В ряде случаев ухудшение финансово-экономического состояния компании вызвано действиями самого руководства компании.
В таких случаях закон налагает определенные обязанности и ответственность на тех, кто принимает важные для компании решения.
Субсидиарная ответственность руководителя организации – как работают правовые механизмы?
Субсидиарной ответственностью руководителя организации (руководителя, учредителя и иного лица, чьи распоряжения обязательны для исполнения корпорацией) является финансовое обязательство в размере, равном непогашенной задолженности хозяйствующего субъекта перед его кредиторами. При этом предполагается вина этих лиц в допущении действий, приведших к банкротству компании.
субсидиарная ответственность по долгам общества может возникнуть в результате:
- нарушения руководителем обязанности своевременного обращения в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом;
- совершение действий контролирующего лица при наличии конфликта между его личными интересами и интересами юридического лица;
- удержание и уклонение после прекращения своих полномочий от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;
- совершение действий (бездействия), не отвечающих интересам юридического лица, возникших в результате неэффективной деятельности общества.
В ряде случаев сфера привлечения ответственного лица к субсидиарной ответственности может наступить при наличии лишь формального нарушения требований закона, которое может быть признано достаточным судом даже при отсутствии прямого вреда обществу.
Как избежать субсидиарной ответственности?
Поскольку анализ наличия или отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности позволит проанализировать конкретные действия лиц, контролирующих должника, для исключения такой ответственности необходимо избегать сделок, направленных на вывод активов общества в ожидании подачи заявления о банкротстве в суд. Также не рекомендуется заключать сделки, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности компании, а также иным образом нарушающие финансовую дисциплину. В противном случае возникают дополнительные риски возникновения иных оснований привлечения к субсидиарной ответственности.
Если все же случилось так, что арбитражный управляющий или конкурсный кредитор предъявили иск о привлечении к субсидиарной ответственности, то необходимо воспользоваться услугами профессиональных юристов, специализирующихся в области банкротства и обладающих необходимой компетенцией и судебной практикой в этой области. Такие дела требуют детального анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия и серьезного юридического сопровождения.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО Юристы имеют большой опыт привлечения и защиты интересов бывших руководителей и собственников бизнеса от исков о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам компаний-банкротов.
Проекты
- Спор по иску конкурсного управляющего энергетической компании ОАО «ОлаИнтерКом», юридическое сопровождение которой осуществляет ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО, о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности решен положительно. По результатам расчетов должника с кредиторами размер субсидиарной ответственности может составить более 300 млн руб.
- ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО успешно завершил представление интересов бывшего руководителя строительной компании ООО «ТСС» по делу о привлечении им кредитора компании к субсидиарной ответственности. Правовой анализ и разработка юристами правовой позиции по делу побудили кредитора, обратившегося в суд, полностью отказаться от своих требований.
- Успешное правовое сопровождение бывшего руководителя строительной компании ООО «Контрактстрой» по привлечению конкурсного управляющего к субсидиарной ответственности по обязательствам компании на сумму 13,6 млн руб. Суды первой и апелляционной инстанций отказали конкурсному управляющему в удовлетворении требований клиента ПРАВО ПРАВА.
Как заказать услугу нашей компании?
Вы можете оставить заявку на сайте нашей компании, заполнив соответствующую форму, позвонив в Санкт-Петербурге: +7 (812) 920 12 75 или направив запрос по электронной почте: [email protected]
Субсидиарная ответственность
Применяется, в частности, институт субсидиарной ответственности в действующем виде , как еще одна возможность пополнить конкурсную массу. В связи с этим даже добросовестный директор, добросовестно исполнявший возложенные на него обязанности, может нести субсидиарную ответственность, если занимает в суде пассивную позицию и не может доказать, что банкротство общества явилось следствием многих внешних факторов, а не его несправедливые или необоснованные действия.
До недавнего времени механизм привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности фактически не функционировал и не влиял на формирование конкурсной массы. Бизнес-бенефициары и управляющие в большинстве случаев безнаказанно выводили активы из компании, скрывали или искажали бухгалтерские документы, назначали номинальных управляющих и совершали иные действия, направленные на обман кредиторов и сохранение оставшихся активов несостоятельного предприятия.
Развитие института оспаривания сделок позволило вернуть имущество должника, незаконно изъятое из конкурсной массы, но недобросовестные предприниматели к ответственности не привлекались. Реформа законодательства о банкротстве в части привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, начатая в 2009 г., существенно изменил ситуацию.
Действующие правила о субсидиарной ответственности, изложенные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливают многочисленные презумпции вины контролирующих должника лиц в невозможности полного удовлетворения требований кредиторов и, как следствие, банкротства компании. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности делается конкурсными управляющими или кредиторами практически в каждом деле о банкротстве.
Специалисты Антикризисной группы «Пилот» имеют большой опыт ведения споров о привлечении к субсидиарной ответственности как заявителей, так и ответчиков.
Оказываем следующие услуги по данной категории дел:
- Полное сопровождение отдельных споров о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности как со стороны заявителей, так и ответчиков;
- Определение момента возникновения у контролирующего должника лица обязанности обратиться с заявлением о признании должника банкротом в целях освобождения или привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим после истечения срока исполнения этого обязательства;
- Анализ бухгалтерской и иной документации должника с целью выявления действий контролирующих лиц, приведших к невозможности полного погашения требований кредиторов и банкротству предприятия;
- Консультирование клиента по вопросам оптимизации деятельности компании с целью предотвращения риска привлечения к субсидиарной ответственности в будущем;
- Подготовка заявлений (отзывов на заявления) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также иных процессуальных документов по данной категории споров;
- Содействие в выборе способа реализации права требования к контролирующим должника лицам исходя из обстоятельств конкретного дела;
- Консультирование клиента по вопросам, связанным с рассмотрением споров о привлечении к субсидиарной ответственности (публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, своевременное представление заявления о включении требований в реестр требований кредиторов контролирующих лиц в случае банкротство и др.