Рецепты холодного фарфора: без варки, без трещин
Холодный фарфор — это отличный материал для создания различных поделок. Для того чтобы создавать из этого материала шедевры художественной лепки, не нужно иметь особых навыков или подготовки. Лепить из него незамысловатые фигурки смогут даже маленькие дети.
Данный материал абсолютно безвреден. Его придумали в прошлом веке в Аргентине. Состав этого материала достаточно прост. В него обязательно должны входить клей, крахмал, глицерин и масло или не любимый вами крем для рук.
Что можно сделать из данного материала? Много всего. Если вы — любительница различных сережек, подвесок, бус, колец, браслетов, заколок и обручей, то этот материал станет вашим любимым помощником в создании всех этих вещей.
Если вы любите создавать различные мелочи для украшения своего дома, то и здесь холодный фарфор станет вашим помощником. Из него можно сделать, например, небольшие елочные игрушки, смастерить подсвечник, декоративное панно из импровизированных фруктов или вазу с цветами, шкатулку для мелочей. Также вы легко сможете декорировать элементами из холодного фарфора любую вещь в вашем доме, будь то любимая чашка или старый шкаф, — словом, сделать всё, на что способно ваше воображение.
Кроме того, из холодного фарфора, например, можно создать брелоки всем своим домочадцам — полезная вещь и абсолютно уникальная, как и все предметы, которые будут созданы вами из него. Еще можно создать горшки для цветов, той формы и расцветки, которая необходима именно вам. Легко можно декорировать рамку с фотографией и даже собственноручно создать плафон для светильника. Холодный фарфор также станет помощником для кукольных дел мастеров — из него получаются прекрасные лица для кукол. Из этого материала также можно смастерить куклу, статуэтку любого зверька или цветок. Очень органично смотрятся на свадебных тортах декоративные куколки жениха и невесты из холодного фарфора, только важно помнить, что они совершенно несъедобны.
Понравилось? Тогда приступим к работе.
Первый рецепт приготовления холодного фарфора.
Рецепт с варкой
Нам понадобится:
• любой крахмал — одна чашка;
• любой крем — одна столовая ложка;
• глицерин — столовая ложка;
• клей ПВА — чашка.
Перед началом работы пропитайте руки кремом, чтобы будущая масса не липла к рукам.
Варить ее следует в стеклянной или тефлоновой посуде, не стоит использовать алюминий.
Берем емкость, в которой будем варить холодный фарфор, наливаем в нее клей, ставим на уже включенную плиту (огонь должен быть средним), незамедлительно добавляем крем, тут же перемешивая содержимое, присоединяем глицерин. Всё это необходимо постоянно перемешивать. Во время этого подсыпаем в смесь крахмал. Продолжаем тщательно перемешивать. Смесь поначалу будет напоминать творог. Когда из массы начнет образовываться комок, то его необходимо будет вымесить руками, наподобие работы с тестом, до состояния, когда наша масса будет напоминать пластилин — станет однородной и перестанет прилипать к рукам. Только осторожно — масса может быть горячей. Возможно, что масса получится очень густой, тогда в нее стоит добавить немного воды. Для того чтобы будущее изделие было цветным, нужно добавить в массу краску. Полученную смесь кладем в пакет. Холодный фарфор готов!
Второй рецепт. Без варки
Для приготовления понадобятся клей ПВА, крахмал, вазелин, сода и емкость для замешивания.
Смешайте вазелин и крахмал, одну и две столовых ложки соответственно. К ним присоедините немного соды. Добавьте две чайные ложки клея ПВА. Всё тщательно перемешайте. Затем разомните полученную массу руками до мягкого состояния и смажьте вазелином. Холодный фарфор готов!
Теперь и вы умеете готовить этот удивительный материал. Но чтобы работа с ним была идеальной, стоит запомнить некоторые секреты.
После сушки изделие высыхает процентов на тридцать.
Формалин, который можно добавлять при изготовлении холодного фарфора для того, чтобы он не трескался при высыхании, токсичен, поэтому с ним надо работать, соблюдая меры безопасности. И добавлять его надо в уже остывшую массу.
Не храните массу в холодильнике. А для того чтобы удалить влагу из массы, нужно просто сменить пакет, в котором она хранится.
Для того чтобы масса не пошла трещинами, ее необходимо очень хорошо вымесить.
Чтобы в массе не появился грибок, ее стоит смазать кремом или маслом.
Для более реалистичного цвета на уже готовое изделие надо нанести нужный цвет с помощью кисточки и подержать над паром, так фарфор лучше впитает в себя краситель.
Чтобы получить более насыщенный цвет, используйте акриловые краски. Вообще, раскрасить фарфор можно абсолютно любыми способами. Можно использовать даже пищевые красители. Нужно только добавить в смесь желаемый цвет и вымесить массу. Но помните: окрашенная масса застынет быстрее. А это значит, что готовить ее стоит в том количестве, которое вы сразу сможете вылепить.
Для работы с холодным фарфором можно использовать различные формы, также пригодятся: нож, маникюрные ножницы, скалка, оттиски, зубочистка, проволока, кусачки для нее, набор кистей (чтобы не линяли, лучше брать с искусственными щеточками). Но главным инструментом для работы с холодным фарфором все-таки будут ваши руки.
Заранее подумайте, где будет сохнуть ваше изделие.
Время высыхания фарфора зависит от его толщины. Средняя продолжительность составляет один-пять дней — в зависимости от объемов изделия.
Приготовленную массу, а также уже готовое изделие нужно хранить в недоступном для детей месте, так как оно может показаться им вполне аппетитным — изделия из холодного фарфора получаются реалистичными.
А чтобы продлить жизнь готового изделия, стоит соблюдать несколько простых условий:
1) Оберегайте изделие от механического давления.
2) Избегайте попадания влаги.
3) Берегите от мороза.
4) Если изделие со временем запылилось, просто протрите его сухой тряпочкой или кисточкой и ни в коем случае не используйте для чистки что-то влажное.
5) Готовое изделие можно покрыть лаком.
Творческих успехов!
Подготовила Ольга Александрова
26.09.2018
Холодный фарфор в домашних условиях
Холодный фарфор своими руками.
Холодный фарфор — несъедобный материал для сушки на воздухе. Несмотря на то, что различные марки доступны в коммерческом смешанном или сухом виде, варианты холодного фарфора довольно легко сделать в домашних условиях.
Изготовленный из клея кукурузного крахмала / василька и клея ПВА (белого цвета), холодный фарфор обычно смешивается примерно один к одному (1 стакан кукурузного крахмала на 1 стакан пва) с небольшим количеством глицерина, детского или растительного масла или крема для лица, добавляемых в смесь при соотношение примерно 2 чайные ложки масла на 1 стакан кукурузного крахмала. Эти масла добавляются, чтобы сделать смесь более гладкой и попытаться уменьшить растрескивание при высыхании смеси. Некоторые рецепты предполагают включение стеариновой кислоты (доступной от поставщиков изготовления свечей), которая поможет сгущать холодный фарфор, а также помогает ему сохранять свою форму.
Смесь холодного фарфора изготавливается путем нагревания ингредиентов либо в микроволновой печи (по частям), или на плите (используя посуду, которая никогда не будет использоваться для еды!) до тех пор, пока она не достигнет консистенции твердого картофельного пюре и сможет быть легко собрана в шар. Как только он достигает этой стадии, ему дают остыть, затем разминают и растягивают, пока он не образует гладкую эластичную массу. Лучше всего отложить его на 1 день, тщательно завернув перед использованием. Охлаждать нет необходимости. Доступен целый ряд различных рецептов, готовая масса может сильно варьироваться в зависимости от типа используемого клея (используйте высококачественный клей ПВА) и влажности вашего помещения.
Холодный фарфор часто смешивается с консервантами, чтобы попытаться продлить срок его годности при хранении (и убедиться, что он не гниет), что составляет, по меньшей мере, 1 неделю без консервантов при нормальной температуре в домашних условиях, если материал правильно обернут. Консерванты в рецептах включают:
- гамамелис,
- лимонный сок,
- порошок лимонной кислоты,
- масло гвоздики.
Бензоат натрия используется в некоторых рецептах. Раньше включали формалин / формальдегид в качестве консерванта, которого следует избегать, поскольку он опасен для здоровья.
Перед покупкой проверьте коммерческие фарфоровые глиняные смеси на консервирующие ингредиенты!
Холодный фарфор следует обернуть липкой пленкой и после смешивания хранить в герметичном пластиковом пакете / контейнере в прохладном месте. Он не должен храниться в холодильнике или морозильнике, так как это может повлиять на клей ПВА. Некоторые рецепты, содержащие глицерин, хранятся в морозильной камере в течение 3 лет. Это может зависеть от марки используемого клея ПВА, поэтому поэкспериментируйте с заморозкой своего любимого рецепта.
Некоторые красящие вещества могут сократить срок годности холодного фарфора, высушивая его быстрее, поэтому избегайте смешивания цвета (в том числе белого), пока вы не будете готовы к работе со смесью холодного фарфора.
Окраска холодного фарфора
Когда он высыхает, холодный фарфор является полупрозрачным материалом, поэтому к любой глине, которую вы хотите сделать более непрозрачной, всегда следует добавлять белый акрил (трубчатый акрил) или белый пигмент сухой краски (титановый белый). Смешанная глина может быть окрашена пастой или порошковыми красителями, акварельными красками, акриловыми красками, порошкообразными пигментами или пастельной / меловой пылью. Использование масляных красок в качестве оттенков возможно, но не рекомендуется для материала, который будет обрабатываться без перчаток для моделирования.
Одной из прелестей работы с холодным фарфором является то, что он красиво оттеняет, поэтому смешивайте затененные цвета и наносите сухие матовые оттенки на почти сухую глину (хорошо работают пастельные краски), чтобы придать предметам деликатный оттенок. После полного высыхания холодный фарфор может быть окрашен.
Холодный фарфор по своим рабочим характеристикам напоминает сахарные пасты и помадки. Он довольно мягкий и не содержит острых деталей, хотя может быть сформирован в очень тонкие участки (лепестки цветов) с некоторой прозрачностью. Он «изворотлив» и легко плющится вдоль тонких краев, поэтому для больших цветочных миниатюр он работает хорошо.
Мастера лепки используют этот материал для различных цветочных работ. Это не тот материал, который может быть наслоен для «консервирования», как полимерная глина. Большинство предметов, изготовленных из холодного фарфора, довольно маленькие, так как растрескивание становится проблемой для более крупных моделей. Материал легко наслоить и собрать с помощью клея ПВА.
При работе с холодным фарфором вам понадобятся стандартные инструменты для моделирования, а также инструменты для текстурирования , контейнер из кукурузного крахмала / василька для очистки ваших инструментов от предотвращения прилипания и немного крема для рук или детского масла для покрытия ваших рук или инструментов. Чтобы смешать последовательные слои холодного фарфора или «соединяющих» частей, вам может понадобиться смачивать основной участок небольшим количеством воды или слегка отшлифовать его, чтобы создать выступ (если он высох), прежде чем добавлять дополнительные слои.
Для высыхания холодного фарфора требуется как минимум 24 часа. Для элементов толщиной более 1/4 дюйма (6 мм) может потребоваться намного больше времени или они могут быть подвержены растрескиванию.
Все формы холодной фарфоровой глины будут усыхать, обычно от 15 до 20% по мере высыхания. Проверьте свою смесь, чтобы определить, какую усадку вы можете ожидать, прежде чем работать с более крупными кусками, иначе вы можете столкнуться с растрескиванием, поскольку глина высыхает быстрее снаружи.
Хранение изделий из холодного фарфора
Хотя холодный фарфор очень твердый и крепкий в сухом виде (в зависимости от толщины кусков), существуют некоторые особенности хранения и демонстрации. Поскольку холодный фарфор основан на крахмале, он может быть привлекательным для насекомых и должен храниться вдали от любых других предметов искусства, которые могут пострадать от насекомых. Консерванты, используемые для предотвращения образования плесени в рабочем состоянии, не защитят ее от поражения насекомыми.
Позаботьтесь о том, как и где вы храните или выставляете предметы из холодного фарфора. Поскольку холодный фарфор поглощает небольшое количество влаги и не является полностью водонепроницаемым, его может потребоваться защитить от влаги или влажности после тщательного высыхания с использованием водостойкого лака (акрилового лака).
Тщательное нанесение акриловой краски на поверхность может служить защитным средством. Изделия из холодного фарфора не должны подвергаться воздействию влажной среды. Если возможно, поместите предметы из холодного фарфора в защитные стеклянные или акриловые футляры, которые включают небольшую упаковку с силикагелем для поглощения влаги.
farfor-biser.info
что это такое? Чем он отличается от полимерной глины и что из них лучше? Какие изделия можно сделать из жидкого и гибкого фарфора?
Холодный фарфорВещи, созданные своими руками, так называемый hand-made, всегда ценились и ценятся людьми, уважающими искусство. Их отличает креативность идеи, неповторимость исполнения и скрупулезность деталей.
Существует множество материалов, позволяющих сотворять шедевральные изделия. Одной из таких привлекательных новинок на рынке является холодный фарфор.
Что это такое?
Холодный фарфор – это изумительный материал для творчества. Благодаря своим свойствам он дает возможность сделать самые разные элементы декора: от массивных и грубых до мельчайших и изысканных.
Сразу стоит сказать, что не нужно искать аналогии этой массы с классическим фарфором и керамикой. Вы их не найдете. Ничего общего холодный фарфор с классическим его вариантом не имеет.
Единственное сходство – это внешний вид «самозванца». В застывшем виде по цвету он слегка напоминает настоящий фарфор, претерпевший обжиг в печи при температуре 1300°С. Изделия из холодного фарфора не подвергают обжигу. Они высыхают самостоятельно, на воздухе становясь твердыми и прочными.
Выражаясь научным языком, холодный фарфор представляет собой полимерную массу для лепки и моделирования. Полимерной ее называют потому, что она объединяет в себе как природные, так и синтетические компоненты. Первоначальный состав материала включал в себя кукурузный крахмал, из-за чего еще его называют Pasta di mais – кукурузное тесто или паста, а также клей, растительное масло и глицерин. Но современные умельцы не перестают дополнять его другими ингредиентами, чтобы повысить качество и расширить возможности массы.
Готовый продукт можно приобрести в магазине, но все-таки лучше изготовить его самому. Так вы сможете регулировать его плотность, подгоняя под ваше изделие, и всегда сможете приготовить необходимое количество материала.
Холодный фарфор – это доступное средство для воплощения творческих идей как в материальном, так и практическом плане.
Стоимость готовой массы невелика. А если замесить ее самостоятельно, то и эти минимальные расходы удастся сократить.
По своей консистенции холодный фарфор напоминает пластилин. Но работать с кукурузным тестом намного приятнее: оно не пачкает руки и более удобно в лепке. Из него очень любят творить дети. Мамам при этом не стоит беспокоиться за чистоту рабочего места малыша.
История возникновения
История материала начинается в XIX веке. Родиной его считается Аргентина. Хотя существуют и другие данные, согласно которым этот вид фарфора разработал русский мастер Петр Ульянович Иванов. Установлено, что трудясь на Петербургском императорском фарфоровом заводе, он еще в начале XIX века создавал цветочные композиции в белых тонах из холодного фарфора. Их использовали в парфюмерной отрасли, украшая ими флаконы для духов. Декорировали ими и камины, зеркала, вазы.
До наших дней сохранилось всего около 10 его работ, отличающихся оригинальностью и неповторимостью. Рецепт уникального состава фарфоровой смеси был утрачен после смерти художника, а секрет неповторимой пластичности и гибкости ивановского фарфора так и не был разгадан. До сих пор так никто и не может возродить тонкость и изящество техники Петра Иванова.
Однако в 2002 году художественный мастер Евгений Андреев изобрел свой рецепт изготовления фарфоровой массы. Она отличается хорошей пластичностью и довольно послушна в лепке. Работы его можно увидеть в Государственном Русском музее и салоне-магазине Государственного Эрмитажа.
Свойства
По структуре холодный фарфор сравнивают с пластилином. Он такой же мягкий, пластичный, гибкий, но не пристает к рукам и не оставляет жирного налета. Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей потребуется от 1 до 5 дней. Все зависит от толщины материала. Это придает ей прочность, устойчивость и долговечность. С другой стороны, достаточно длительный период затвердевания дает возможность подкорректировать недостатки.
Холодный фарфор – очень податливый материал, он позволяет лепить самые витиеватые изделия.
Он абсолютно безопасен для здоровья и взрослых, и детей, а в обращении не требует специфических навыков.
Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно. По стандартному рецепту изделие из фарфоровой массы получается прозрачным, с серым или желтоватым оттенком. Но даже в домашних условиях массу можно сделать цветной. Для этого во время приготовления в нее добавляют жидкий пищевой краситель. Однако порой получается слишком яркий неестественный оттенок.
Чтобы придать изделию желаемый цвет, лучше раскрасить его в готовом виде. К тому же на холодный фарфор прекрасно ложатся все краски. Хотя рекомендуется использовать акрил или масляные.
Этот материал, конечно, не лишен недостатков, но придерживаясь всех рекомендаций в работе и сохранении ваших шедевров, они вам станут нипочем.
Первое, на что стоит обратить внимание, – холодный фарфор боится воды.
Он быстро впитывает влагу и размягчается, а само изделие может деформироваться. Поэтому не рекомендуется хранить его в помещении с высокой влажностью.
Подобного рода фарфор чувствителен к слишком высоким и низким температурам.
Поэтому желательно беречь его от воздействия прямых солнечных лучей. А приготовленную массу не рекомендуется перед лепкой класть в холодильник, иначе на ней образуются трещины. Чтобы продлить срок годности фигурки из холодного фарфора, ее покрывают лаком. Это защищает ее от влаги и солнца и добавляет эстетики во внешнем виде, придавая блеск.
Из чего можно сделать холодный фарфор?
Первоисточником состава холодного фарфора является рецепт с содержанием кукурузного крахмала, клея, глицерина и растительного масла. Такую формулу подарили нам древние аргентинцы. Современные мастера отступают от этого стандарта, внося свои коррективы, чтобы усовершенствовать свойства массы.
Современный классический рецепт приготовления этого материала включает крахмал, клей, глицерин и крем. Применяется 2 методики его приготовления: варение и вымешивание.
Для первого варианта вам понадобится:
- клей ПВА – 1 стакан;
- картофельный крахмал – 1 стакан;
- глицерин – 2 ст. л.;
- детский крем – 1 ст. л.
Смешайте клей и крем, поставьте массу на средний огонь. Добавляйте глицерин, параллельно помешивая смесь.
Не используйте алюминиевую посуду.
Постепенно введите крахмал, постоянно перемешивая массу. Степень формирования готовой массы: творог – пюре – комок теста. Затем смесь вынимаем из емкости (осторожно, поскольку она горячая), вымешиваем руками до консистенции пластилина.
Еще один вариант.
Смешайте 1 ст. л. вазелина и 2 ст. л. крахмала. Добавьте 1/2 ч. л. соды и клей ПВА в количестве 2 ч. л. Вымешивайте до однородной консистенции. Руки при работе смазывайте вазелином или кремом.
Хочется отметить, что при приготовлении фарфоровой массы стоит уделить внимание клею, который должен быть высокого качества, и крахмалу.
Крахмал можно использовать разный: картофельный, кукурузный, рисовый, пшеничный, амилопектиновый и т. д. Важно учитывать, что зерна каждого вида крахмала не одинаковы по размеру и температура их превращения в клейстер тоже разная. У картофельного крахмала зерна самые крупные, а температура клейстеризации ниже, то есть необходимо правильно подбирать температурный режим при разных продуктах. Также, к примеру, картофельный крахмал требует больше жидкости, точнее, клея.
От того, какой крахмал вы используете, зависит цвет массы. Она может получиться белой, желтоватой или с серым оттенком. Картофельный крахмал дает самую высокую прозрачность и белоснежность цвета. Из пшеничного крахмала масса получается очень податливой, нежной и мягкой, эластичной и пластичной. По цвету она также получается белой, но не белоснежной, как в предыдущем случае. Рисовый крахмал подарит вашему изделию красивый молочный оттенок, прозрачность же у него напрочь отсутствует. Смесь из кукурузного крахмала получается также непрозрачной и молочного цвета, но очень гибкая и послушная.
Рецептов приготовления холодного фарфора в домашних условиях достаточно много. Во время творческого и экспериментального процесса каждый художник открывает для себя новые тонкости, позволяющие усовершенствовать качество смеси.
Сравнение с полимерной глиной
Наряду с холодным фарфором, не меньшую популярность приобрела полимерная глина. Хотя многие мастера причисляют и холодный фарфор к ней. Не придираясь к классификации, скажем, что полимерная глина бывает нескольких видов. С одним из них – холодным фарфором, мы уже имели честь познакомиться.
Совершенно другим, отличающимся от предыдущего, является тип полимерной глины под названием термопластик. В его основе – поливинилхлорид и пластификатор.
Главное отличие этого вида глины от фарфоровой массы – необходимость запекания.
В сыром виде термопластик похож на пластилин. Таковым он будет оставаться, пока его не подвергнуть термической обработке. В бытовых условиях такой обработкой становится обычная духовка. При этом важно выбрать правильный температурный режим, чтобы не пересушить изделие, но в то же время пропечь его равномерно.
В отличие от фарфора, термопластик сам не затвердевает, то есть до запекания он остается мягким и ему можно придать любую форму. После затвердевания он становится влаго- и термоустойчивым, довольно прочным, что является неоспоримым преимуществом.
Минусом такого материала становится необходимость в запекании.
После этого необходимо тщательно мыть духовку, поскольку приготовление пищи не терпит следов термопластика в ней. По экспертной оценке, термопластик при нагревании выделяет токсичные вещества, которые недопустимо совмещать с продуктами. Да и для органов дыхания он также опасен.
Если холодный фарфор в первую очередь применяют для создания реалистичных цветов, то термопластик для этой роли лучше не использовать. Как правило, тонкие лепестки из него получаются очень хрупкими и легко ломаются либо крошатся.
Хотелось бы заострить внимание еще на одном виде полимерной глины, на этот раз самозатвердевающей. Речь пойдет о целлюлозной или зефирной глине. Благодаря целлюлозе в составе материал обладает очень красивой, тонкой, изысканной текстурой, на ощупь действительно напоминающей зефир или бархат.
Он, так же как и фарфор, применяется в полимерной флористике (попросту говоря, при формировании цветов), однако используется для этого особая техника: лепестки выкатываются пальцем на ладони и после этого самостоятельно высыхают на воздухе.
Разница между фарфоровой массой и целлюлозной глиной заключается в создании цветов. Холодный фарфор заводского типа продается в одном цвете – белом, и требует окрашивания красками. Глина продается в нескольких цветах: белый, черный, коричневый, красный, синий, желтый и зеленый. Промежуточные оттенки получают путем смешивания основных цветов.
Надо отметить, что целлюлозная глина отличается достаточно высокой ценой по сравнению с фарфором и термопластиком.
Идеи изделий
Холодный фарфор считается универсальным материалом. Благодаря своей гибкости и пластичности из него можно сотворить все что угодно.
В первую очередь его используют для создания реалистичных цветов. Они действительно получаются как живые. С помощью материала удается воссоздать даже самый миниатюрный лепесток со всеми его завитками, изгибами и тонкостями. Такие цветы применяют в качестве отдельных композиций, а также в виде декора. Ими обрамляют заколки, обручи, шкатулки, рамки для фотографий, шкафы, посуду.
Из холодного фарфора получаются различного рода поделки в виде статуэток людей, животных, магниты. Между прочим, такими несъедобными статуэтками в виде жениха и невесты украшают и свадебный торт.
Из фарфоровой массы удается создавать креативные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты, броши, или интерьерный декор: вазы, подсвечники, панно, кольца для салфеток. Из подобного рода фарфора мастерят детали для кукол.
Холодный фарфор – прекрасный материал для декоративной лепки. В работе с ним главное, над чем вам придется потрудиться – это ваша фантазия. Все остальное получится невероятно легко и просто.
В следующем видео вы сможете познакомиться с процессом создания роз из холодного фарфора.
vplate.ru
Как сделать холодный фарфор в домашних условиях, лучшие рецепты
Что такое холодный фарфор? Это отличный материал для поделок, который состоит из клея, крахмала, глицерина и масла. Существуют различные рецепты создания холодного фарфора. Именно от способа приготовления зависит оттенок вашей поделки. Приступим!
Основные правила работы с холодным фарфором
- Перед началом работы нанесите на руки крем.
- После изготовления смеси дайте ей полежать день, затем можете приступить к созданию поделки.
Улучшенный рецепт холодного фарфора
Вам понадобится:
- Кукурузный крахмал (150 грамм)
- Крем для рук белого цвета (чайная ложка)
- Глицерин (чайная ложка)
- Вода (100 миллилитров)
- Клей ПВА (150 миллилитров)
- Кастрюля
Мастер-класс
- Возьмите кастрюлю и смешайте все жидкие ингредиенты.
- Помешивайте элементы до однородной консистенции на среднем огне .
- Понемногу добавляйте крахмал и продолжайте помешивать.
- Держите смесь на огне до те
svoimirukamy.com
какие инструменты нужны? Техника для начинающих. Чем красить изделия? Почему фарфор не держит форму?
Холодный фарфорРукоделие является одним из самых распространенных видов хобби. Особой популярностью как среди взрослых, так и среди детей пользуется лепка. Для создания различных статуэток и элементов декора в последнее время широко используется холодный фарфор. Особенности данного материала, а также тонкости работы с ним будут рассмотрены более подробно в данной статье.
Что это за материал?
Холодный фарфор представляет собой смесь для лепки. Такой материал податлив при работе с ним и имеет свойство затвердевать на воздухе в течение 24 часов. В пластичном состоянии он напоминает по текстуре пластилин или глину. Фигуры из холодного фарфора можно украшать различными элементами из других материалов, а также красить и покрывать лаком.
Считается, что холодный фарфор появился в начале 19 века. Его родиной считается Аргентина, однако точных данных о происхождении материала нет. В России появление первых изделий из холодного фарфора также датируется 19 веком. Декоративные поделки предназначались для украшения емкостей для туалетной воды.
Изготовить смесь для лепки можно и в домашних условиях. Данный процесс не займет много времени и не потребует больших вложений. Правильно приготовленная смесь будет однородной, эластичной и гладкой. Материал отлично подходит для новичков, будь то ребенок или взрослый.
Как его изготовить?
Холодный фарфор обычно можно приобрести в магазинах с товарами для рукоделия. Однако быстрее и дешевле будет изготовить материал своими руками. При изготовлении необходимо учитывать ряд моментов.
- Можно встретить варианты приготовления смеси как из кукурузного, так и из картофельного крахмала. Лучше всего использовать первый вариант, так как картофельный крахмал негативно сказывается на свойствах полученной массы: материал получается более плотным и будет иметь некрасивый сероватый или желтый оттенок.
- Еще один основной компонент для изготовления холодного фарфора – клей ПВА. Стоит помнить, что клеевые смеси также могут различаться по качеству и свойствам.
Наиболее подходящим вариантом в данном случае будет столярный клей. Однако его необходимо предварительно разбавить водой.
- Окрашивать изделия из фарфора необязательно после лепки. Можно изначально придать материалу нужный оттенок, введя красящие вещества в смесь на этапе ее изготовления.
Существует несколько простых рецептов, которые позволят получить смесь для лепки высокого качества. Один из самых легких вариантов подразумевает использование следующих компонентов:
- 400 гр клеевой смеси ПВА;
- 400 гр крахмала из кукурузных зерен;
- 2 большие ложки какого-либо косметического масляного средства, основой которого должен быть вазелин;
- 2 большие ложки одеколона.
Количество ингредиентов можно изменять в соответствии с пропорциями в зависимости от того, сколько холодного фарфора нужно получить. Компоненты тщательно вымешиваются до получения однородной массы. Приготовленный состав необходимо поместить в полиэтиленовый пакет, плотно завязать и на некоторое время отложить в сторону. Если во время работы масса начнет крошиться, в нее нужно ввести немного крема для рук и еще раз хорошо вымесить.
Еще один простой способ приготовления материала предполагает смешивание клея ПВА и любого крахмала (по одному стакану). К основным компонентам вводят 2 большие ложки глицерина и 1 столовую ложку детского крема. Такой метод потребует дополнительных усилий, так как в процессе приготовления нужно прибегнуть к варке состава.
В емкость из металла выливается клеевая смесь и ставится на небольшой огонь. В клей сначала вводят крем, а после тщательного размешивания добавляют глицерин. В последнюю очередь засыпают крахмал. Полученный состав может показаться неоднородным, но по мере высыхания масса примет нужную форму.
Выкладывать готовую смесь лучше всего на поверхность, смазанную кремом. Когда масса остынет до комнатной температуры, нужно начать вымешивание до получения однородного состава, пригодного для лепки. Если не планируется сразу начинать работать с приготовленным холодным фарфором, то массу нужно поместить в герметично закрывающуюся тару. Хранить ее необходимо в холодильнике.
Необходимые инструменты
Для создания красивых изделий из холодного фарфора необходимо подобрать правильные инструменты. Необязательно приобретать специальный инвентарь, так как все приспособления можно найти дома. Очень часто холодный фарфор используют для лепки цветов. Чтобы стебли лучше держали форму, в качестве основы берут проволоку различного диаметра.
Для создания лепестков обычно используют специальные приспособления – молды. Они представляют собой слепки с отпечатком реальных лепестков и листьев. Заменить данный предмет можно живыми цветами или изготовить аналог из пластилина и эпоксидной смолы.
Еще одни профессиональные инструменты, которые нужны для работы с холодным фарфором, – это стеки и резаки. Стеки представляют собой некое подобие спиц с шариками разного диаметра на концах. Такое приспособление необходимо для раскатывания и придания формы различным мелким деталям. Заменить стеки можно зубочистками с нанизанными на них бусинами.
В качестве резаков можно использовать небольшие ножи или скальпель. Для раскатывания больших кусков фарфора можно использовать обычную скалку, стеклянную бутылку или банку.
Правила работы
Чтобы лепить различные фигуры из холодного фарфора, не требуется владеть какими-то особыми техниками. Если правильно осуществить подбор необходимого инвентаря и заготовить качественную массу, то работать с ней будет довольно просто. Несмотря на легкость в использовании, работа и обращение с данным материалом требуют соблюдения некоторых правил.
Перед началом работы руки рекомендуется смазать детским кремом. В помещении, где будет производиться лепка, не должно быть слишком жарко или холодно. Из правильно приготовленного материала можно изготовить любую фигуру – все зависит от фантазии мастера.
Если при изготовлении фарфора использовались некачественные компоненты или были допущены ошибки, то работать с готовым материалом будет проблематично. Масса плохого качества может липнуть к рукам, иметь неоднородную консистенцию, плохо держать форму. В данном случае нужно попытаться изменить готовую смесь, добавляя в нее определенные компоненты, или же сделать материал заново.
Обработка и хранение готовых изделий
Готовые украшения и предметы декора из холодного фарфора нужно высушить и при необходимости окрасить. Если не создать правильные условия хранения, то изделия будут трескаться при высыхании. Сушка должна производиться при комнатной температуре как минимум в течение 24 часов.
Запекать готовые изделия не требуется. Однако, чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться духовым шкафом. Для этого духовку нужно слегка нагреть и отключить подачу тепла.
Сушить в жарочном шкафу фигурки можно лишь непродолжительное время – примерно 2–3 минуты.
Полностью изделия не высохнут, но общее время сушки при этом сократится. Если предметы сушатся обычным способом, то не нужно забывать периодически их переворачивать. На готовые фигуры при необходимости наносят краску. Роспись по высохшему холодному фарфору осуществляется при помощи обычных кистей для рисования.
После нанесения красящего состава на изделие его рекомендуется некоторое время подержать над паром. Это необходимо для того, чтобы краска лучше впиталась в материал.
Лучше всего для окрашивания использовать масляные составы.
Хранить готовые фигуры из холодного фарфора рекомендуется в сухом месте. Также желательно, чтобы на изделия не попадали прямые солнечные лучи. При помощи лака можно создать дополнительное защитное покрытие поделкам, тем самым продлив их срок службы.
О том, как приготовить холодный фарфор без термической обработки, смотрите в следующем видео.
vplate.ru
Новый рецепт холодного фарфора с метилцеллюлозой из обойного клея
Новый рецепт холодного фарфора.
Всем, кто увлечён лепкой реалистичных цветов из холодного фарфора будет интересен новый рецепт домашнего холодного фарфора, который отвечает всем требованиям к глине – свежая масса податливая и пластичная, после высыхания лепестки гибкие, прочные, не бьются, прозрачные (без желтизны и намёка на серость). Более того я сложила свой пробный лепесток вчетверо – представляете?! Для меня это большой успех! Я просто ошарашена результатом!
Хочу сказать, что сама я рецепт не придумывала, я лишь подогнала под себя и свои возможности рецепт одного мастера и замечательного человека Ирины из Венгрии. И этот рецепт совсем не моя заслуга. Натолкнула меня на этот рецепт эта статья про использование КарбоксиМетилЦеллюлозы (КМЦ) в холодном фарфоре. Огромное ей спасибо за её личные эксперименты!!! Вот рецепт, точнее рецепты, от которых я отталкивалась. Я их немного переделала.
Эту розочку пробную я слепила из своей глинки.
Мне очень нравится, что цвета не искажаются.Коротко о компонентах, используемых в рецепте
Если вы серьёзно задумались над рецептом, давайте я поясню некоторые вещи и механизмы, происходящие при приготовлении фарфора из обойного клея. Это просто необходимо прочитать, чтобы понять суть нового рецепта.
Обойный клей
Есть разные марки, разные виды: для бумажных обоев, для виниловых. Но и состав его разный. Один состоит лишь из модифицированного крахмала (не генномодифицированного, а прошедшего специальную обработку, чтобы его не нужно было нагревать) он растворяется в воде и (без нагревания) превращается в клейстер.
Сам по себе обычный необработанный крахмал только в нагретых растворах способен становиться клейким. Это знают все хозяюшки, и опыта приготовления киселей, соусов и прочего. Ранее я писала о видах крахмала и о самом важном для нас аспекте – температуре клейстеризации, которую необходимо соблюдать при варке холодного фарфора.
В состав клеев для тяжёлых виниловых обоев помимо модифицированного крахмала (МК) входят другие компоненты: метилцеллюлоза (МЦ) и антигрибковые добавки (скорее всего бура, белый порошок, он является антисептиком, чтобы не завёлся грибок).
Это тот клей с метилцеллюлозой, который я добавляю в холодный фарфорМетилцеллюлоза – это один из эфиров целлюлозы. А эфиры целлюлозы – способны образовывать очень вязкие растворы. Это очень для нас – фарфороварщиков – очень важно!
Метилцеллюлоза гигроскопична – хорошо вбирает в себя влагу. При нагревании водных растворов метилцеллюлозы, происходит ухудшение растворимости, вплоть до выпадения осадка (“творожка”). А зачем он нам? Но, я уверена, моя мизерная доза (1 ч. л.) не испортит массу. Хотя, в то же время, я заметила, что немного полежав (неделю-две) масса становится “мокрее” – возможно не хватает антисептика (консерванта). Но я надеялась на тетраборат натрия, который через две недели как раз ко мне доставили. Читайте ниже в дополнении…
Такие растворы имеют хорошие плёнкообразующими качествами. И эти плёнки довольно крепки на разрыв.
КарбоксиМетилЦеллюлоза
Есть ещё клей для обоев “КМЦ” (аббр. КарбоксиМетилЦеллюлоза) – или лат. “СМС”. Карбоксиметилцеллюлоза также является эфиром целлюлозы. Её используют при аппретированиии ткани (отделке-пропитке), тем самым придавая материалу жёсткость, несминаемость и прочие свойства. Для нас важно, что КМЦ, как и МЦ образуют пластичные плёнки.
Запомните – КМЦ и МЦ – это по сути растворимый клей.
Когда я искала клей КМЦ в строительных магазинах нашла только КМЦ стружкой. При испытании в воде он дал жиденький, еле липкий раствор, в то время как клей с метилцеллюлозой растворился за 2-3 минуты и был очень густой и быстро высыхал в плёнку. Поэтому, КМЦ стружкой не покупайте. Он такой как на фото, специально показываю его вам.
Клей обойный КМЦ
Стружка довольно крупная. В магазинах есть КМЦ более мелкая, порошком или мелкими гранулами. Его-то и нужно выбирать. А эта стружка в клее ПВА очень плохо расходится.
Парафин. Некоторые мастерицы добавляют парафин или стеарин (тёртую свечку) в свой холодный фарфор. Вот и я решила добавить парафин.
Он придаёт гладкость и немного пластичность массе. После высыхания она немного лоснится, и это делает её визуально похожей на покупные глины. Стеарин (стеариновая кислота) лучше парафина по свойствам. Парафин более крохкий, стеарин более вязкий. Чтобы их сравнить на опыте нужно найти стеариновую свечку (она беленькая). Парафиновые есть в каждом магазине. Я их не сравнивала, так как стеариновые свечи не нашла, поэтому ничего добавить к сказанному пока не могу.
Кстати, стеариновую кислоту можно купить в магазинах, где всё для домашней косметики.
Рецепт превосходного холодного фарфора с добавлением обойного клея
- клей ПВА standart фирмы “Alina Paint” – 2 ст.л.
- клей СТОЛЯР SUPER PVA фирмы “Момент” (в Европе “Pattex”) – 1 ст.л.
- крахмал высшего сорта картофельный -3 ст.л.
- метилцеллюлоза/обойный клей фирмы “Момент” – 1 ч.л.
- глицерин – 1 ч.л.
- вазелин – 1 ч.л.
- детское масло Jonsons – 0,5 ч.л. (+ 1 ч.л. для вымешивания массы)
- парафин – 0,7 ч.л.
Приготовление холодного фарфора
- Крахмал и обойный клей смешиваем в одной ёмкости, эту сухую смесь, тщательно перемешиваем ложечкой.
- В чашке для варки холодного фарфора смешиваем два вида клея. Если вы затрудняетесь с первым указанным клеем, замените его любым строительным клеем ПВА “Универсальным” (это важно! универсальный клей – подходит для многих материалов, значит обладает хорошей сцепляющей способностью, а нам нужно нашу сухую смесь прочно склеить). У меня первый клей (отечественный) жидкий, а “Момент” густой. Получается я разбавляю густой клей, чтобы не допустить перевар массы. Так как с клеем D2 при варке нужно быть предельно осторожным. Я, чтоб не осторожничать, его разбавила в пропорции 1:2. Пропорцию 1:1 не пробовала, но предполагаю, что масса выйдет ещё лучше. Советую всегда разбавлять очень густой клей при варке более жидким!
- В клей добавляем глицерин, вазелин, детское масло и парафин. Перемешиваем.
- Высыпаем сухую смесь (п.1) в чашку с жидкими компонентами. Тщательно перемешиваем!
- Нагреваем в микроволновке, “варим”. Я грею на маленькой мощности 450 Вт – сначала 10 секунд. Достаю, перемешиваю и ставлю снова в микроволновку. На той же мощности прогреваю ещё 20 секунд. И… ого! Уже готово! Этого оказалось даже много, можно после первого прогрева по 10 секунд, ещё два раза прогреть. У меня образовалась резиновая корочка, похожая на перевар. Нет, нет, не пугайтесь – я всё размешала без особых усилий и комочек стал практически однородный. Получилась, что “резинка” согрела жидкие остатки, и образовался один цельный комок. Мягонький!..
- На приготовленную поверхность (стол), застеленную одноразовым полиэтиленовым мешочком (не шуршащим, а гелевым, с ним удобнее и он прочный), смазанным детским маслом (1 ч.л. ) выкладываем массу (комок), немного обваливаем её в масле и вымешиваем. Я с недавних пор вымешиваю горячую массу прям пакетом, его углами-краями… Так всё чисто, и руки и стол, и не так горячо. Вымешивается холодный фарфор с метилцеллюлозой из обойного клея превосходно и легко. Я его мну пакетом, а через мои отпечатки-вмятины сквозь глину стол просвечивается. Такая глина податливая получилась. И ничегошеньки не липнет! Думаю, парафин тоже этому способствует. Значит мы угадали с пропорциями всех компонентов. Это здорово!
- В этот же пакетик, на котором вымешивали, заворачиваем массу и завязываем. Необходимо, чтобы глина “отлежалась” хотя бы сутки. Затем, через сутки, меняем мешочек, можно его немного смазать детским маслом. Теперь можно из неё лепить. У меня вышло около 90 грамм холодного фарфора, я взвешивала кухонными электронными весами. Почти полпачки покупной глины. Точнее не скажу, так как на экране светились цифры 0,09 (кг). Тысячные доли мои весы не показывают, к сожалению.
Обзор получившейся гибкой глины.
Сама масса получилась светло-кремового оттенка. Гладкая, мягкая, податливая, пластичная (тянется, а не рвётся), не липкая. Гибкая – благодаря удачному клею “СТОЛЯР” и определённо благодаря метилцеллюлозе.
Тянется..Сразу после варки я немного отщипнула от комочка глины и испытала её Раскатала на руке лепесток фломастером, т.к. инструментов под рукой не оказалось. масса послушно раскатывается, и совсем тонко. Без крема.
Нас следующий день, точнее вечер, я посмотрела лепесток – крутила его, вертела, гнула во все стороны и… сложила его вчетверо, как бумажку. Можете поверить?! Он не поломался, не треснул, остался только белёсый след, едва заметный.
Я безмерно рада, что получилась такая волшебная масса. После глины “Modern clay” на этой домашней глине можно спокойно выдохнуть. Работая с Модерн клэй я с трудом успевала сформировать листочек, как он высыхал. Хотя гибкость её меня устраивает.
Такие пробные полосочки я раскатала и высушила, сверху – с капелькой белил, снизу – без краскиВидно, что немного “волнится” полоска при сушке. Хотя подсушивала я их на ровной поверхности. Я думаю это из-за клея первого, он очень жидкий. Надо всё-таки попробовать смещать два клея в пропорции 1:1. Возможно, это решит проблему.
Те же полоски вблизи, 1 – без красок, 2 – с белиламиПолоски легко скручиваются в рулончик. Пусть подсохнут ещё 4-5 дней окончательно. Чтобы гнуть, складывать и делать выводы, подождём немного. Потом я допишу о гибкости и фото добавлю.
Пока моя масса отлёживалась, стала немного мягче. Я попробую увеличить дозировку крахмала в следующий раз. Пожалуй, единственный минус полученного холодного фарфора с метилцеллюлозой из обойного клея – это то, что он долго высыхает, и немного волнится при сушке. Поэтому я буду ещё экспериментировать с пропорциями.
Если у вас есть (продаётся в аптеках) тетраборат натрия (раствор в глицерине) добавьте 2-3 капли в отлежавшуюся (остывшую!) массу, просто разотрите капли на руках (это не опасно!) и очень интенсивно вымешивайте массу. Масса станет плотнее и суше. Я уже его опробовала на этой массе. Он устранил излишнюю мягкость и тягучесть, сделал массу плотнее. Короче, минусы почти исчезли. Я пока не много из неё лепила, выводов мало.Но! Если раньше (простите, что сразу этого не написала) я подклеивала лепестки розы без клея, прямо при лепке. такая я торопыг, не берите с меня пример; все мастера стараются подсушивать лепестки, а потом только клеить их к бутону клеем. То с тетраборатом натрия, можно клеить как мастер. Масса намного суше. и оочень напоминает мне глину Модерн.
Примечание: можно пробовать и другой обойный клей, но, чтобы в нём содержалась метилцеллюлоза или карбоксиметилцеллюлоза. Именно она образует прочные плёнки, и глина, подсыхает корочкой, в то время как внутри детали ещё остаётся влага, что позволяет сформировать её, придавать форму.
Думается мне, что из-за этого она и сохнет долго. А вы как думаете?
Небольшое дополнение: я попробовала добавить полложки крахмала сверх того, что в рецепте, масса стала удобней в работе, не такая мягкая, но плотнее и немного суше. Но, всякому сухому компоненту должно хватать сцепки (клея), чтобы глина была прочной. А моя глина всё же стала более ломкой. Не хрупкой, нет. Но сгибая лист пополам, он может поломаться, как бывает при переваре и при бОльшем содержании крахмала, чем положено. Это без тетрабората натрия! А с ним пропадает необходимость ещё наполнять холодный фарфор, т.к. он отлично загущает его. Фото холодного фарфора с тетраборатом натрия покажу, чуть позже.
Пробуйте, готовьте свою полимерную глину! Может у вас ещё лучше получится. Пишите об успехах в комментариях.
Всем вдохновения и желания творить красоту!
farfor-biser.info
Виды фарфора, керамики и фаянса
Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы — восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).
Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «б и с к в и т а»; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.
Массы для фарфоровых изделий
Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора — Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.
Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.
Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.
Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.
Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.
Самое общее понятие, включающее в себя все изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислами и другими неорганическими соединениями, -это керамика. Далее, если соблюдать хронологию в освоении людьми свойств и возможностей глины как материала, идут лепные и гончарные изделия. Я думаю, всем понятно, что гончарные изделия сделаны на гончарном круге, а лепные слеплены руками. Но тем не менее, тут есть один нюанс. Гончарные изделия — это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику.
Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики — фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше — майолика или фаянс — не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда «простым фаянсом», а значит, фаянс — это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15 процентов. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс — из глины и молотого обожженного кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) — из глины, обожженных кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твердый, — из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии.
Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.
В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII — начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.
В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка «полу» не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от «настоящих» фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.
Так называемый турецкий полуфаянс (XVI—XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.
В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы («кремовую», «базальтовую», «яшмовую»). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название «русского»). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора — зеленая лягушка.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.
В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову — яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.
Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С , такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) — для получения качественного черепка, а вторично — при более низкой температуре (1050-1150°С) — только для оплавления глазури.
В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два — три года.
В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора — белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость — определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 — 907), Сун (960 — 1279), Мин (1367 — 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 — 1795) и новый — с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.
Редко встречаемый благоприятный состав «фарфорового камня» (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей — 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый «фарфор яичной скорлупы», то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол «фарфорового камня» в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.
Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV — XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим «саксонским» фарфором.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: «Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.». В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр — роль плавня, глина — роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.
Современные технологи различают две основные разновидности фарфора — твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков — при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит — светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).
Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор «витриес-чайна», или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.
www.livemaster.ru