Что означает аффилированные лица: Аффилированные лица — Что такое Аффилированные лица?

Содержание

Аффилированность в госзакупках | Гражданский контроль государственных закупок

Обсуждение

54321

4.67 (3 голосов)

Предполагаемое время чтения3 минут

Деятельность предприятия может быть подконтрольна аффилированным лицам. Данное обстоятельство может осложнить участие компании в тендерах в системе госзакупок, хотя прямого указания на запрет аффилированности в законе нет.

Аффилированность в госзакупках: что это?

Аффилированное лицо — человек или организация, способные влиять на деятельность каких-либо хозяйствующих субъектов (ст. 4 Закона от 22.03.1991 № 948-1). Типичные аффилированные лица в отношении хозяйственного общества — директор, участник совета директоров, владелец крупного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия. В свою очередь, под аффилированностью можно понимать наличие обстоятельств, при которых наблюдается фактическое или потенциальное влияние тех или иных лиц на деятельность хозяйствующего субъекта. Цели оказания такого влияния могут быть разные, но чаще всего это реализация коммерческих интересов.

Можно говорить о том, что аффилированность в госзакупках оценивается, прежде всего, с точки зрения ее влияния на реализацию принципа обеспечения конкуренции, о котором сказано в ст. 8 Закона о госзакупках от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Данный принцип предусматривает, что заказчики в системе госзакупок не должны производить действий, приводящих к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупок. На практике это может означать, например, что государственный заказчик, принимая решение о заключении контракта на основе конкурса, обязан проверить с помощью доступных ему и разрешенных законом инструментов, имеет ли место реальный конкурс. Если на тендер подана заявка от двух юрлиц, и при этом у них один директор или одни и те же учредители, то данные юрлица не должны рассматриваться как отдельные субъекты конкуренции. В противном случае могут возникать условия для ценового сговора или необоснованного завышения итоговой цены контракта вследствие ослабления уровня конкуренции по тендеру.

При этом, даже если к торгам допускаются реально конкурирующие друг с другом лица (условно говоря, контролируемые лицами, независимыми друг от друга), выбор определенного поставщика не должен происходить под влиянием тех или иных лиц на стороне заказчика: он не должен быть аффилирован с поставщиком — такое влияние может образовывать конфликт интересов между участником закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Выявление аффилированности в контексте конфликта интересов в сфере госзакупок, как и определение последствий такого выявления может происходить с учетом разных обстоятельств, обнаруживаемых в ходе взаимодействия между заказчиком и поставщиком в системе госзакупок. Но можно говорить о некоторых типовых вариантах развития событий.

Госзакупки: аффилированность и последствия

К числу наиболее типичных ситуаций, при которых может наблюдаться аффилированность в системе госзакупок, можно отнести ситуацию, при которой заявку на участие в тендере подает хозяйствующий субъект, аффилированный с лицами, которые являются представителями заказчика. Например, если директор фирмы, подающей заявку на тендер — супруг или близкий родственник председателя закупочной комиссии на стороне государственного учреждения, которое размещает тендер в системе госзакупок.

В этом случае высока вероятность обнаружения отмеченного выше конфликта интересов. Как следствие, указанный хозяйствующий субъект не будет допущен к тендеру. Но не исключено, что ответственные лица на стороне заказчика своевременно не выявят конфликт интересов — в этом случае высока вероятность аннулирования контракта, поскольку он будет признан заключенным с нарушением закона (например, по иску пострадавшей стороны — другого потенциального поставщика)

Бывает, что хозяйствующий субъект по тем или иным причинам попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В соответствии с новыми нормами Закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ, которые вступили в силу с 1 июля 2021 года, в РНП попадает в том числе информация об учредителях поставщика, которые сами, или вместе с аффилированными лицами, владеют более, чем 25% уставного капитала или акций данного поставщика. Как следствие, у другого поставщика, контролируемого соответствующим аффилированным лицом, впоследствии могут возникнуть сложности в получении государственных контрактов, даже если к соответствующему поставщику у заказчика (потенциального заказчика) нет прочих нареканий.

Безусловно, выше рассмотрен далеко не единственный вариант взаимодействия сторон государственного контракта, при котором наблюдается аффилированность в госзакупках: ответы на неоднозначные вопросы в данной области могут даваться как результат наблюдения разных ситуаций в рамках правоотношений между различными участниками системы госзакупок. Но, так или иначе, к числу основных критериев, имеющих значение при оценке аффилированности в данной области, нужно отнести наличие обстоятельств, способных привести к конфликту интересов между заказчиком и поставщиком. При их выявлении (в том числе в контексте аффилированности) правоотношения между указанными сторонами признаются не соответствующими требованиям законодательства.

 

Прокомментировать

Понятие аффилированного лица при вступлении в СРО

При формировании саморегулируемых организаций в строительстве (СРО в строительстве), саморегулируемых организаций в проектировании (СРО в проектировании), саморегулируемых организаций в изысканиях (СРО в изысканиях), понятие аффилированные лица, является весьма важным, так как некоммерческое партнерство претендующие на статус саморегулируемой организации (СРО) для получения данного статуса должно соответствовать требованиям законодательства, одним из которых является — миннимальное колличество членов НП (для СРОС — 100, для СРОП и СРОИ -50), к которым в свою очередь предъявляются определенные требования: данные члены не должны быть аффилированными, в случае аффилированности они рассматриваются как одно лицо для целей колличественного состава членов НП.

В ноябре 2008 года, генеральный директор Общероссийского Межотраслевого объединения Работодателей «Российский Союз Строителйй» — Викторов Михаил Юрьевич, обратился со следующим запросом в Федеральную антимонопольную службу России, для разъяснения понятия «аффилированные лица» в рамках формирующихся саморегулируемых организациях в строительной, проектной и изыскательской сферах.

Запрос Российского Союза строителей в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации

Руководителю Федеральной антимонопольной службы
Артемьеву Игорю Юрьевичу

Уважаемый Игорь Юрьевич!

Общероссийское Межотраслево объединение Работодателей «Российский Союз Строителей» является инициатором создания системы саморегулируемых организаций в области строительства на территории Российской Федерации.

У представителей строительных организаций вступающих в некоммерческие партнерства, которые впоследствии должны приобрести статус саморегулируемых организаций, возникли вопросы, связанные с установлением критериев аффилированного лица. Градостроительный кодекс РФ в ст.55.4 содержит указание на то, что при определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо, однако при приеме новых членов некоммерческие партнерства уж не раз сталкивались сс трудностями в отнесении того или иного юридического лица к аффилированному.

В связи с тем, что признание юридического лица аффилированным имеет принципиальное значение в системе саморегулирования в области строительства, просим разъяснить понятие аффилированности в том смысле, в каком оно применяется в приведенном положении Градостроительного кодекса РФ.

Также просим поддержать Российский Союз строителей в построении единой системы саморегулируемых организаций и направить специалиста для участия Общероссийской межрегиональной конференции «Практика, проблемы и перспективы реализации законодательства по формированию системы саморегулирования в строительстве. Антикризисные меры по стабилизации строительного комплекса России», которая будет проходить 18 ноября 2008 года в 10 часов 00 минут в конференц-зале Российской Академии Наук по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д.32А.

С уважением,

Генеральный директор
Российского Союза строителей
Викторов М.Ю.

Ответ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации на запрос Российского Союза строителей

Понятие «аффилированного лица» определено законом РСФСР:
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года №948-1
Статья 4. Определение основных понятий
В настоящем Законе используются следующие понятия:
аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:
  • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Последние новости:

С 8 марта!

Совет ТПП по СРО определил задачи на год

Совет Торгово-промышленной палаты по саморегулированию провел очередное заседание. Его участники единогласно утвердили план работы на 2023 год. Информацией с нашим порталом делится пресс-служба Совета ТПП по СРО.

В чем коллизия? СРО размещать или не размещать персональные данные своих членов?

Генеральный директор СРО оценщиков «СМАО» Юлия Усова, выступая на заседании Совета ТПП по СРО, рассказала о нестыковках в законодательстве о персональных данных и СРО. Один закон требует от СРО размещать информацию о своих членах, а второй – позволяет гражданам запретить публикацию их персональных данных. Информация и запись заседания доступны на сайте Совета ТПП по СРО.

СРО в России:

Виды СРО Вступить в СРО Законодательство о СРО Офиц. разъяснения

Информация о СРО:

Свидетельство о допуске Компенсационный фонд СРО и страхование СРО и сертификация Регуляторы СРО

Специфика СРО:

СРО в мире Инфографика СРО Библиография СРО Для НП без статуса СРО Предложение для СРО

ООО Информационный портал «Все о саморегулировании» (ООО «Все о СРО»)

195027, Россия, г. Санкт-Петербург, Свердловская наб, д. 60, лит. А, пом. 4Н, оф.6

Статьи

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Все видео

Интервью

Все интервью Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры аффилированных лиц

аффилированных лиц

Большинство филиалов играли классическую музыку большую часть рабочего дня.

Из журнала Slate