Что относится к сфере деятельности естественных монополий: Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Заключать госконтракты с субъектами естественных монополий, которых нет в реестре этих лиц, можно.

Такой вывод содержится в январском письме Минэкономразвития. Аналогичной позиции госорган придерживался и ранее, в июле 2015 года.

В новом письме ведомства, как и в прежнем, речь идет о закупке у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. По мнению министерства, госзаказчики вправе проводить закупку по этому основанию независимо от того, включен ли поставщик, подрядчик или исполнитель в реестр субъектов естественных монополий.

Полагаем, госзаказчикам с учетом мнения Минэкономразвития для проведения таких закупок достаточно установить, что товар, работа или услуга относится к сфере деятельности субъекта естественной монополии. Перечень услуг, относящихся к этим сферам, приведен в Законе о естественных монополиях.

 

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 31. 01.2017 N Д28и-387

 

Источник: Консультант Плюс

 

Письмо Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-387

 

 

Вопрос: О закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — субъекта естественных монополий.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 января 2017 г. N Д28и-387

 

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ).

Перечень услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, указан в части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ.

Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку у субъекта естественных монополий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ независимо от того, включен поставщик в реестр субъектов естественных монополий или нет.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

 

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

31.01.2017

 

 

Как использовать реестр естественных монополий?

Организации, которые считаются в своей сфере монополистами вносятся в реестр субъектов естественных монополий. В статье разберем процесс внесения таких компаний в реестр.

Содержание

  1. Субъекты естественных монополий
  2. Как использовать заказчику
  3. Как найти реестр
  4. Включение данных в реестр
  5. Сроки рассмотрения документов в ФАС

Субъекты естественных монополий

Многим российским предприятиям приходится проходить процедуру регистрации в качестве субъекта естественной монополии, так как они не могут нормально функционировать среди рыночной конкуренции в связи с особенностями технико-технологического производства, однако услуги, работы, товары, предоставляемые такими организациями, являются незаменимыми и уникальными, такие как природные ресурсы.  Список находящихся в разрезе направлений деятельности ЕМ представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях сайт руководствуется 147-ФЗ от 17.08.1995.

Способы рассмотрения и принятия решения по включению экономических субъектов в реестр естественных монополий законодательно не установлен. Понять, что представляет из себя этот перечень можно с помощью расписанных в соответствующем нормативном акте (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее — закон № 147-ФЗ) терминов.

Естественной называют монополию, которая существует на рынке при определенных обстоятельствах: когда спрос эффективнее без конкуренции. Причины такой ситуации:

  • невозможность заменить товар, который производит субъект естественной монополии;
  • технологические особенности производства (понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объема производства).

Списки субъектов ЕМ регулируют следующие направления деятельности:

  • транспортные услуги;
  • нефтяная промышленность;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода;
  • захоронение радиоактивных отходов.

Поиск по реестру естественных монополий осуществляется по наименованию или ИНН предприятия, по территориальному коду, по типу реестра. В некоторых списках присутствуют подразделы, детализирующие отраслевые особенности.

Как использовать заказчику

Если у единственного поставщика объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий — можно закупаться (соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом что является такой сферой определяет Закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Нужно понимать, что ФАС является органом, который занимается регулированием естественных монополий, и решает кого включать, а кого нет в естественные монополии. Реестр ведется на основании этих решений. Но может быть, что организация была отнесена к естественным монополиям, а в реестре ее не было. ФАС в письме от 23.06.2015 № АЦ/31173/15, а позднее Минфин в письме от 27.09.2017 № 24-02-06/63025 указали, что наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре таких субъектов не является обязательным условием применения п. 1 ч. 1 ст. 93.

Как найти реестр

В левом вертикальном меню на официальном сайте ФАС России в разделе «Информационные системы» есть подраздел «Реестр субъектов естественных монополий».

При входе в данный реестр необходимо выбрать необходимые фильтры и нажать кнопку «Найти». В результате мы получим актуальный реестр монополистов. По Закону № 44-ФЗ список таких субъектов можно использовать для правомерности заключения контракта по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Включение данных в реестр

В приказе ФСТ России № 481-э от 13.10.2010 отражено принятое решение о изменении, введении или прекращении функционирования ЕМ, а также в нем отображается порядок рассмотрения документов.

ФАС ведет и составляет реестр естественных монополий в полном соответствии предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней информационными данными и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (прекращение или изменения деятельности) в списки ЕМ. Нормативно-правовую базу, в том числе и вышеуказанный Порядок 481-э, можно найти на официальном сайте ФАС, там же можно скачать реестры субъектов естественных монополий.

Субъект естественной монополии — лицо, которое создает (реализует) товары в условиях такой монополии. Соответственно, реестр — база данных по организациям, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определенной сфере деятельности. Закон разрешает такую деятельность в сферах:

  • железнодорожных перевозок;
  • транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • передачи электрической энергии, электроэнергетике;
  • услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • использования инфраструктуры внутренних водных путей;
  • ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Например, существует Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий в области электроэнергетики и т. д.

Сроки рассмотрения документов в ФАС

Заявитель должен направить в ФАС все документы совместно с дополнительными сведениями и приложениями либо посредством почтовых отправлений или онлайн. Подать заявление о изменении, введении, или прекращении деятельности может лично представитель организации. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.

ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка), в случае если в предоставленной информации с заявлением о изменении, прекращения регулирования или включении содержатся искаженные, неполные или недостоверные сведения.

Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).

По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):

  • отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности;
  • приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности.
Как вам статья?

Шинина Анастасия

Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта

Заказать консультацию

▷ В чем разница между естественной монополией и законной монополией

Корпорация AT&T является классическим примером законной монополии, которая действовала как таковая до 1982 года. Незаконная монополия возникает, когда основной игрок на рынке занимается эксплуататорскими или эксклюзивными методами. Незаконные монополии укрепляют свое господствующее положение за счет эксклюзивных сделок, ценовой дискриминации и продажи на условиях привязанности. Юридическая монополия относится к бизнесу, который действует как монополия, уполномоченная государством. Легальная монополия предлагает конкретный продукт или услугу по регулируемой цене. Он может управляться независимо и регулироваться правительством или регулироваться как правительством, так и правительством. Юридическая монополия также известна как «легальная монополия». Юридическая монополия существенно отличается от монополии «де-факто», которая относится к монополии, созданной не государственным органом. При законной монополии государство имеет возможность регулировать цены и предоставлять общедоступные услуги/товары населению, контролировать деятельность предприятий и в идеале направлять монополию таким образом, чтобы она действовала в интересах потребителей. Естественная монополия — это тип монополии, который обычно существует из-за высоких начальных затрат или высокой экономии за счет масштаба при ведении бизнеса в конкретной отрасли, что может создавать значительные барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов.

Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком продукта или услуги в отрасли или географическом регионе. Естественные монополии могут возникать в отраслях, требующих уникального сырья, технологий или подобных факторов. По общему праву многие естественные монополии действуют как обычные перевозчики, деятельность которых признается сопряженной с риском злоупотребления монопольным положением, но которым разрешено вести бизнес, если это отвечает общественным интересам. Обычные авиаперевозчики, как правило, должны предоставлять открытый доступ к своим услугам, не ограничивая предложение или дискриминируя клиентов, и, в свою очередь, они могут действовать как монополии и быть защищены от ответственности за возможные злоупотребления со стороны клиентов. Это спонсируемая государством монополия, при которой фирма ограничивает вход фирм, а также обеспечивает и регулирует все рыночные операции через одну фирму. Некоторые хорошие примеры включают Почтовую службу США и снабжение питьевой водой. Из-за отсутствия конкуренции колебания цен сведены к минимуму. Это также не зависит от правила спроса и предложения. Общественные франшизы имеют безопасность и безопасность, которая поддерживается правительством. Фирмы с естественными монополиями иногда могут пожинать плоды, ограничивая предложение товара, повышая цены или применяя власть не через цены. В 1970-х годов Федеральная комиссия по связи разрешила ограниченную конкуренцию в междугородних звонках.

В 1974 году MCI и другие поставщики услуг дальней связи подали антимонопольный иск против AT&T. В 1982 году все стороны пришли к соглашению, требующему от AT&T продать свои операционные компании. При этом правительство сочло ненужным для AT&T сохранять свой монопольный статус, и монополия, которой AT&T удерживала семь десятилетий, закончилась в 1982 году. Рисунок 1. Эффект масштаба и естественная монополия. На этом рынке кривая спроса пересекает кривую LRAC (Long Run Average Cost) в ее нисходящей части. Естественная монополия возникает, когда величина спроса меньше минимального количества, необходимого для того, чтобы находиться на нижнем конце кривой долгосрочных средних издержек. Юридическое определение представляет его как рыночную систему, в которой есть только один продавец, имеющий дело с определенным товаром или услугой. Будучи единственным продавцом товаров или услуг без реальных альтернатив, продавец не имеет конкурентов на монопольном рынке. Существует два типа монополий в зависимости от типов входных барьеров, которые они используют.

Одной из них является естественная монополия, где барьеры входа отличаются от правового запрета. Другая — легальная монополия, когда законы запрещают (или строго ограничивают) конкуренцию. Естественная монополия может также возникнуть на небольших местных рынках товаров, которые трудно транспортировать. Например, производство цемента обеспечивает экономию за счет масштаба, и количество цемента, необходимое в регионе, может быть ненамного больше, чем может произвести один завод. Кроме того, стоимость перевозки цемента по суше высока, поэтому цементный завод в районе без доступа к водному транспорту может быть естественной монополией. Легальная монополия изначально навязывается, потому что она воспринимается как наилучший вариант для правительства и его граждан. Например, AT&T действовала как законная монополия в Соединенных Штатах до 1982, потому что считалось важным иметь дешевую и надежную услугу, доступную для всех. Железные дороги и авиакомпании также действовали как законные монополии в разное время в истории. По всему миру, от Европы и Латинской Америки до Африки и Азии, многие правительства продолжают контролировать и ограничивать конкуренцию в тех отраслях, которые они считают ключевыми, включая авиалинии, банки, сталелитейные компании, нефтяные компании и телефонные компании. Для некоторых продуктов правительство создает барьеры для выхода на рынок, запрещая или ограничивая конкуренцию. В соответствии с законодательством США ни одна организация, кроме США

Почтовая служба уполномочена доставлять первоклассную почту. Во многих штатах или городах действуют законы или правила, которые позволяют домохозяйствам выбирать между электроэнергетической компанией, компанией водоснабжения и компанией по вывозу мусора. Большинство законных монополий рассматриваются как общественные услуги – товары, необходимые для повседневной жизни, которые приносят пользу обществу. В результате правительство позволяет производителям становиться регулируемыми монополиями, чтобы гарантировать, что достаточное количество этих продуктов будет доступно для потребителей. Инновации требуют времени и ресурсов для достижения этого. Допустим, компания инвестирует в исследования и разработки и находит лекарство от простуды. В этом мире почти вездесущей информации другие компании могут взять формулу, которая делает лекарство, и, поскольку они не несут затрат на исследования и разработки (НИОКР), снизить цену компании, которая открыла лекарство. Учитывая эту возможность, многие компании предпочли бы не инвестировать в исследования и разработки, и в результате в мире было бы меньше инноваций.

Чтобы предотвратить это, Конституция Соединенных Штатов гласит в Статье I, Разделе 8: «Конгресс имеет власть. Содействовать прогрессу науки и полезных искусств, предоставляя авторам и изобретателям исключительные права на их произведения и открытия на ограниченный срок. Конгресс использовал это право для создания Ведомства по патентам и товарным знакам США и Ведомства по авторскому праву США. Патент дает изобретателю исключительное право производить, использовать или продавать изобретение в течение ограниченного периода времени. В США эксклюзивные патентные права действительны в течение 20 лет. Идея состоит в том, чтобы предоставить ограниченную монопольную власть, чтобы инновационные компании могли окупить свои инвестиции в исследования и разработки, но затем позволить другим компаниям производить продукт по более низкой цене после истечения срока действия патента. В некоторых случаях барьеры для входа могут привести к монополии. В других случаях они могут ограничить конкуренцию несколькими компаниями. Барьеры могут блокировать выход на рынок, даже если компания или компании, работающие в настоящее время на рынке, получают прибыль. Следовательно, на рынках с высокими барьерами для входа неверно утверждение, что аномально высокие прибыли привлекают новые фирмы и что появление новых фирм в конечном итоге приведет к снижению цен, так что выжившие фирмы достигнут нормального уровня прибыли только в долгосрочной перспективе. Естественная монополия, как следует из названия, со временем становится монополией из-за рыночных условий и недобросовестной торговой практики, которые могут задушить конкуренцию. Некоторые монополии используют тактику для получения несправедливого преимущества путем сговора, слияний, поглощений и враждебных поглощений.

В случае сговора два соперничающих конкурента могут объединить усилия, чтобы получить несправедливое преимущество на рынке путем согласованного установления или повышения цен. Вместо этого естественные монополии возникают двумя способами. Во-первых, когда компания использует высокие барьеры для входа в отрасль, чтобы создать «канав» или защитную стену вокруг своей деятельности. Высокие барьеры для входа часто связаны с большим объемом капитала или денежных средств, необходимых для приобретения основных средств, которые представляют собой физические активы, необходимые бизнесу для работы. В 1913 декабря Министерство юстиции заключило соглашение с AT&T, и компании было разрешено действовать как монополия в течение следующих семи десятилетий. Причина заключалась в том, что правительство считало важным иметь надежные телефонные услуги, доступные на национальном уровне. Другой тип естественной монополии возникает, когда фирма имеет эксклюзивный (или контрольный) контроль над ограниченным физическим ресурсом, для которого нет узкой замены. В экономике США исторический пример этой тенденции имел место, когда ALCOA — Американская алюминиевая компания — контролировала большую часть поставок бокситов, ключевого минерала, используемого в производстве алюминия.

В 1930-х годах, когда ALCOA контролировала большую часть бокситов, другие компании просто не могли производить достаточное количество алюминия, чтобы конкурировать.

Энциклопедия мировых проблем

Визуализация более узких проблем

Название(я): 

Закрытые рынки

Дуополия

Природа 

Монополии – это крупные экономические объединения, такие как картели, синдикаты, тресты или концерны, которые принадлежат отдельным лицам, группам или акционерам. и которые контролируют отрасли, рынки или целые экономики посредством высокой концентрации капитала и производства. Их цель — лишить других производителей возможности конкурировать. Их господство в экономике является основой их влияния на все сферы жизни. Монополия может быть предоставлена ​​государством для определенных целей или может быть приобретена в ходе обычных процессов деловой конкуренции. В современной экономической науке предполагается существование монополии, когда одна фирма владеет одной третью рынка, но ситуация считается более серьезной, если три или четыре крупные фирмы владеют более чем половиной рынка.

Исходная информация

Увеличение размера и концентрации капитала, необходимого для формирования монополии, частично обеспечивалось большей централизацией путем слияния независимых компаний. В США первая большая волна монополистических слияний пришлась на 1890-е — начало 20 вв., когда образовались компании-гиганты, захватившие под свой контроль целые отрасли промышленности, такие как металлургия, нефтяная промышленность, автомобилестроение. Вторая большая волна монополистических слияний в США пришлась на канун XIX в.29-33 депрессии, когда образовались монополии в алюминиевой, стекольной и других отраслях промышленности. В капиталистических странах Европы развивались и другие формы монополизации, в частности синдикаты и картели. Картели также были созданы на международном уровне как форма международной монополии.

После Второй мировой войны возникли новые формы монополистических объединений: конгломераты, получившие особенно широкое распространение в США. Конгломераты объединяли самые разные отрасли, не имеющие производственной связи и даже не связанные общими сырьевыми или сбытовыми условиями. Формирование конгломератов произошло в результате возросшей концентрации в середине 20 века научных исследований и управления. В конгломератах капитал может перетекать из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Заявление 

Монополии могут затормозить прогресс в технической сфере и в уровне жизни, если это угрожает прибылям. Монополистическая экономика есть «полная противоположность свободной конкуренции» (Ленин).

Встречный иск 

1. Естественные монополии существуют там, где эффект масштаба очень затрудняет или делает невозможным выход на рынок, а монополия одного поставщика является наиболее эффективным решением. Обычно такие естественные монополии включают инфраструктуру или коммунальные предприятия, основанные на таких сетях, как электричество, вода, газ, дороги, железные дороги, порты и аэропорты. Однако следует проводить различие между теми основными видами деятельности естественного монополиста, где такая экономия за счет масштаба действительно существует, и сопутствующими видами деятельности, в отношении которых он приобрел монополию из-за регулятивных барьеров входа. Во многих развивающихся и других странах, даже если выход на рынок возможен, может наблюдаться нехватка предприятий, способных и желающих конкурировать в этих областях.

2. Благодаря высокой концентрации экономических ресурсов в своем распоряжении капиталистические монополии имеют потенциал для ускорения технического прогресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *