пошаговая инструкция участия в тендере госзаказа, способы получить госзаказ, как работать с закупками – Invorica
Практически любая государственная структура — весьма перспективный заказчик для бизнеса. Многие бюджетные ведомства и организации регулярно нуждаются в различных товарах и услугах. При этом они располагают достаточным запасом финансовых ресурсов, и гарантируют прозрачность исполнения обязательств. Однако некоторые поставщики, уже имеющие опыт работы в данном сегменте, критикуют сопутствующие сложности, связанные с регистрацией в системе, подачей электронной заявки, оформлением документов и другими нюансами. Разобраться в возникающих вопросах поможет наша пошаговая инструкция о том, как получить тендер на госзаказ, с чего начать работу, и что нужно знать, чтобы участвовать в госзакупках.
Общее представление
Начнем с того, что в действующем законодательстве, регламентирующем рассматриваемую сферу, понятие о тендерных сделках и операциях фактически отсутствует. Впрочем, это не помешало ему прочно закрепиться в лексиконе специалистов, которые регулярно работают с государственными заказами. Законодатель же использует в нормативных актах термин «закупки», которым определяет приобретение различных видов товаров, работ или услуг, необходимых для удовлетворения нужд муниципальных или госструктур, и оплачиваемых бюджетными средствами.
В соответствии с законом, образовательные и медицинские учреждения, администрации и мэрии не имеют права самостоятельно закупать какую-либо продукцию напрямую. При этом для них точно также остается актуальной проблема обеспечения питания, расходных материалов, ремонта помещений или обновления мебели и т. д. Решением задачи стала разработка специальной системы, в рамках которой частные предприниматели и организации получают возможность на конкурсной основе заявить свою кандидатуру в статусе поставщика, способного закрыть потребность с минимальными затратами. После сопоставления предложений, поданных в срок и с соблюдением процессуального регламента, организаторы сопоставляют заявки и определяют победителя.
Кто может принимать участие в государственных закупках
В соответствии с содержанием регламентирующего нормативного акта — 223-ФЗ и 44-ФЗ, в качестве потенциальных участников организуемых тендеров рассматриваются:
- Юридические лица, вне зависимости от их организационной формы, объема капитала и местонахождения (за исключением субъектов, официально признанных иноагентами, либо прошедших регистрацию в офшорных зонах).
- Все граждане, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Формально получается, что подать заявку может любой желающий, однако в данном случае нужно учитывать определенные оговорки закона. Например, физлица вправе заниматься оказанием услуг, но вместе с тем не имеют права поставлять товары. Практика показывает, что на электронных торговых площадках, где публикуются сведения об актуальных запросах, в целом встречается не так много вариантов, в которых потенциально могли бы участвовать физические лица. Причина — в нежелании многих компаний дополнительно уплачивать в бюджет НДФЛ, а также перечислять взносы в страховые и пенсионные фонды.
В чем преимущества
С точки зрения бизнеса можно выделить сразу несколько положительных сторон:
- Гарантия оплаты выполненных работ. В этом случае заказчиком выступает государство, что исключает вероятность мошенничества или умышленного недобросовестного поведения, встречающегося в рамках обычных гражданских правоотношений.
- Статус официального поставщика зачастую положительно сказывается на рыночной репутации компании, поскольку автоматически подтверждает наличие гарантированных и верифицированных контрактов.
- Возможность заключения тендера даже в ситуациях, когда юридическое лицо было зарегистрировано непосредственно перед подачей заявки, и еще не успело обзавестись многолетней историей или каким-либо опытом в конкретной сфере деятельности.
- Широкий спектр направлений — бюджетные организации и муниципальные ведомства закупают практически все самые распространенные виды товаров и услуг, что открывает хорошие перспективы для начала нового бизнеса или диверсификации деятельности.
- Укороченный цикл оформления сделок, обусловленный регламентированием сроков подписания и оплаты заключаемых контрактов.
- Отсутствие необходимости вкладываться в маркетинговое продвижение — достаточно оформить заявку надлежащим образом, без лишних затрат на рекламу.
В рамках пошаговой инструкции по тендерным закупкам отправной точкой можно считать поиск подходящего варианта. Быстро найти решение для финансовых задач возможно на платформе Invorica. Госфакторинг позволит сократить кассовые разрывы, увеличить объемы продаж и ускорить оборот капитала.
Finance accounts receivable
Insure non-payment risks
Finance purchases
To finance foreign trade activities
All solutions
Факторинг без регресса
Покупка до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 9% годовых
Узнать подробнее
Факторинг с регрессом
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 9% годовых
Узнать подробнее
Скрытый факторинг
Финансирование до 90%
До 120 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 12% годовых
Узнать подробнее
Факторинг госконтрактов
Финансирование до 70%
До 365 дней
госконтракты по 223-ФЗ и 44-ФЗ
От 11% годовых
Узнать подробнее
Импортный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые иностранные поставщики
От 1% с поставки
Узнать подробнее
Экспортный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые иностранные дебиторы
От 1% с поставки
Узнать подробнее
Агентский факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые поставщики по всей стране
От 9,5% годовых
Узнать подробнее
Покрытие кредитных рисков
Покрытие риска до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 0,5% с поставки
Узнать подробнее
Закупочный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые поставщики по всей стране
От 9,5% годовых
Узнать подробнее
Где можно найти тендеры для участия в госзакупках
Для начинающих оптимальным вариантом является Единая информационная система — официальный портал, на котором размещаются все актуальные сведения об открытых заказах. Впрочем, ЕИС — это не единственный доступный ресурс. В качестве альтернативы также стоит рассмотреть Сбер-А, РТС-тендер и Росэлторг, а выполнить отбор с детализацией по конкретным параметрам и требованиям помогут сервисы Контура, Тендерплан и Torg Box.
Как участвовать в государственных закупках
Алгоритм действий, основанный на рекомендациях специалистов, выглядит следующим образом:
- Изучите всю информацию, касающуюся регламентирования подобных сделок, в первую очередь — содержание 44-ФЗ и 223-ФЗ, смежных нормативно-правовых актов и документов. Все необходимое легко можно найти в соответствующем разделе на сайте ЕИС.
- Проведите анализ спроса с точки зрения востребованности товаров или услуг, которые Вы собираетесь предложить. В получении нужных аналитических данных также поможет Единая информационная система, функционал которой позволяет отобрать соответствующие позиции и заявки, выставить фильтры по стоимости и срокам и т. д.
- Подготовьте все необходимое. Оформите ООО или индивидуальное предпринимательство с упрощенным налоговым режимом, и получите необходимую для аккредитации усиленную квалифицированную электронную подпись. При выборе формата налогообложения стоит учитывать специфику планируемой деятельности — так, для товарных поставок оптимальным вариантом считается УСН 15%, а для оказания услуг с небольшой себестоимостью — схема с налогом в размере 6%. В феврале 2022 года также начала действовать автоматизированная система, которая исключает страховые взносы и упрощает взаимодействие с контролирующими органами, однако предлагает более высокие процентные ставки.
- Пройдите процедуру регистрации на платформе ЕИС, используя КЭП и соблюдая инструкции, чтобы получить доступ к восьми торговым площадкам.
- Подготовьте финансовый план, наглядно отражающий точку безубыточности и порог рентабельности при той или иной экономической модели. Практика проведения тендеров не отличается особой оригинальностью — побеждает участник, предложивший наименьшую цену, поэтому нужно заранее понять, до какого момента потенциальная сделка будет оставаться целесообразной.
- Изучите конкретный лот на предмет того, что нужно для участия в госзакупках. Условия, представленные в сопроводительной документации, содержат всю необходимую информацию, на основе которой можно принять решение о подаче заявки. Если вердикт положительный — заполните форму на сайте.
- Зарегистрируйте специальный обеспечительный счет в банке. Это обязательное требование — каждый претендент должен подтвердить добросовестность намерений и готовность к подписанию контракта в случае победы. Сумма, которая временно замораживается на балансе, обычно варьируется в диапазоне 0,5–5% от первоначальной стоимости. Стоит отметить, что Минфин периодически обновляет перечень аккредитованных банковских организаций, поэтому перед тем, как оформить реквизиты, нелишне будет проверить список еще раз.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях и месенджерах
Тут расказываем кейсы и хаки, которые не попадают в блог
Как распознать проблемный госзаказ
Для новичков важно с осторожностью подходить к выбору, поскольку существует вероятность нарваться на заказы, которые вместо ожидаемой прибыли принесут дополнительные проблемы. Характерными признаками, указывающими на сомнительность тендера, считаются:
- Организация госзакупок с привлечением малоизвестных частных предприятий.
- Заявленный период отсрочки платежа, изначально превышающий 30 дней, и увеличивающийся по ходу торгов.
- Цена контракта, изначально более низкая, чем себестоимость поставляемых товаров или оказываемых услуг.
- Фигурирование заказчика в судебных делопроизводствах, в том числе — связанных с правовыми спорами по выплате неустоек.
- Намеки на дачу взятки, в обмен на которую решение может быть принято в вашу пользу.
В компании Invorica представлены готовые инструменты для вашего бизнеса. Для поиска достаточно выбрать актуальную задачу, и платформа подберет продукты для ее эффективного решения.
Finance accounts receivable
Insure non-payment risks
Finance purchases
To finance foreign trade activities
All solutions
Факторинг без регресса
Покупка до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 9% годовых
Узнать подробнее
Факторинг с регрессом
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 9% годовых
Узнать подробнее
Скрытый факторинг
Финансирование до 90%
До 120 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 12% годовых
Узнать подробнее
Факторинг госконтрактов
Финансирование до 70%
До 365 дней
госконтракты по 223-ФЗ и 44-ФЗ
От 11% годовых
Узнать подробнее
Импортный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые иностранные поставщики
От 1% с поставки
Узнать подробнее
Экспортный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые иностранные дебиторы
От 1% с поставки
Узнать подробнее
Агентский факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые поставщики по всей стране
От 9,5% годовых
Узнать подробнее
Покрытие кредитных рисков
Покрытие риска до 100%
До 180 дней
Любые дебиторы по всей стране
От 0,5% с поставки
Узнать подробнее
Закупочный факторинг
Финансирование до 100%
До 180 дней
Любые поставщики по всей стране
От 9,5% годовых
Узнать подробнее
Оформление банковской гарантии
Перед тем как начать работать с госзакупками, необходимо заручиться поддержкой аккредитованной кредитно-финансовой организации. Как правило, для подачи заявки достаточно заполнить стандартную форму на сайте банка. Специалисты предоставят подробную консультацию и сообщат о результатах рассмотрения в течение нескольких часов. После этого останется только загрузить копию паспорта, документы по отчетности и шаблон заявления, подписанный КЭП. Стоит отметить, что услуга предусматривает комиссию в пользу поручителя, оплата которой может быть произведена как со счета организации, так и третьими лицами. Сведения о гарантии поступают в ЕИС автоматически, и подтверждают законный статус участника торгов.
Как избежать попадания в РНП
Официальный реестр недобросовестных поставщиков выполняет функцию инструмента публичной ответственности, который должен стимулировать предпринимателей соблюдать обязательства по заключенным договорам. Однако, как показывает практика, в списке вполне могут оказаться и те, кто на самом деле невиновен в каких-либо нарушениях, причем не только в случае отказа заказчика от принятия результатов работы, но и на стадии подписания контракта. Для тех, кто пока еще только изучает вопрос о том, как стать участником госзакупок, особенно важно избегать подобных ситуаций, способных поставить под сомнение перспективы бизнеса в целом.
К числу оснований для внесения субъекта в РНП относят:
- Уклонение от заключения сделки. Выигрыш тендера означает, что у исполнителя есть пять дней на оформление контрактных документов и отправку их организатору. Нарушение сроков является поводом для заявления в Федеральную антимонопольную службу.
- Вынесение судебного постановления о расторжении контракта. Причиной может послужить несоблюдение базовых условий, наличие ошибок в поставках, неисполнение обязательств и т. д.
- Отказ от приемки выполненной работы ввиду несоответствия качественных характеристик, либо нежелание исполнителя устранять недостатки по гарантии.
Любые разногласия между сторонами должны укладываться в рамках правового поля. В отдельных случаях решением проблемы может стать достижение соглашения о прекращении действия договора — в этом случае у заказчика не будет оснований для передачи данных контролирующим органам.
Чем грозит попадание в РНП
Организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в черный список, лишаются права участия в госзакупках на два года. При этом речь идет не только о конкретных юридических лицах: в ситуациях, когда ИНН учредителя ассоциируется со статусом недобросовестного поставщика, любое другое аффилированное предприятие также попадает под ограничения.
Как оформить жалобу, если вас внесли в перечень
Основанием для включения субъекта в реестр является решение ФАС, которая анализирует возникший прецедент и определяет правоту заказчика. Очевидно, что в данном случае нельзя полностью исключить возможное влияние человеческого фактора, поэтому действовать можно двумя способами:
- Представить доказательства добросовестного исполнения обязательств на стадии разбирательства, связавшись с представителями антимонопольной службы и объяснив собственное видение ситуации. Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела в обязательном порядке назначается внеплановая проверка соблюдения регламента проведения закупок, регулируемых федеральным законодательством.
- Если решение уже было вынесено — подать апелляцию в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента включения в РНП. Этот срок определяется положениями статьи 198 АПК РФ. При этом на время разбирательства присвоенный статус останется неизменным.
Важный момент: несоблюдение процессуального порядка извещения исполнителя о намеченном заседании, посвященном вопросу о внесении в реестр недобросовестных предпринимателей, исключает возможность рассмотрения дела контролирующим органом.
Участие в госзакупках: на что обратить внимание
Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
- Регулярно сверять сроки действия сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой планируется подписание проектной документации.
- Пользоваться плагином «Независимый регистратор», который отслеживает все действия, совершаемые на торговой площадке, потенциально обладающие юридической значимостью.
- Соблюдать определенные по регламенту сроки заключения контракта и оформления банковской гарантии.
- Всегда проверять наличие у выбранного в качестве поручителя банка актуальной аккредитации, выданной Министерством финансов.
Кроме того, важно убедиться, что вы действительно смогли обеспечить условия, которые позволят своевременно и надлежащим образом исполнить контрактные обязательства. Если же избежать расторжения ранее достигнутых договоренностей не представляется возможным, необходимо приложить максимум усилий, чтобы процедура прошла по соглашению сторон. Подберите эффективное решение для финансовых задач быстро на платформе Invorica. Здесь для любой области бизнеса будут предложены инструменты в зависимости от указанных потребностей. Экономия времени и средств (цена ниже, чем при сотрудничестве с фактором) позволит эффективнее развить бизнес своего предприятия.
Как можно расторгнуть госконтракт
В соответствии с положениями части восьмой статьи 95 44-ФЗ, в качестве возможных оснований рассматриваются судебное постановление, односторонний отказ на основе норм гражданского законодательства, либо совместное решение участников сделки. При этом условия, позволяющие заказчику инициировать прекращение сотрудничества, должны предусматриваться содержанием договора.
Согласно 223-ФЗ расторжение можно следующими способами:
- В одностороннем порядке.
- По решению суда.
- По соглашению сторон.
Заключение
Ведение бизнеса с государством, априори занимающим более сильную позицию, всегда требует повышенного внимания и осторожности. Если Вы планируете участие в госзакупках и тендерах — пошаговая инструкция поможет сориентироваться в основных нюансах подобной деятельности и выбрать верное направление, которое принесет желаемый результат.
Пора регистрироваться на Invorica
чтобы получить решение абсолютно бесплатно
your email Please, enter correct email.
Регистрируясь, вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Участие в госзакупках способом конкурса: квалификационные требования
К списку
27. 05.2022
Какие квалификационные требования предъявляются к потенциальным поставщикам в госзакупках? Каков порядок определения соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям? Разберемся в статье.
- Обладание правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц).
- Финансовая устойчивость, отсутствие налоговой задолженности
- Непричастность к процедуре банкротства/ликвидации
- Обладание материальными, финансовыми и трудовым ресурсами
- Наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предмет государственных закупок требует наличия лицензии и/или разрешения у потенциального поставщика)
Если вид деятельности, которым занимается потенциальный поставщик, требует получение разрешения, направление уведомления, то правоспособность потенциального поставщика подтверждается с помощью информационных систем госорганов.
*В случае отсутствия сведений в информационных системах госорганов потенциальному поставщику необходимо предоставить нотариально засвидетельствованную/электронную копию соответствующего разрешения (уведомления).
Финансовая устойчивостьКогда к потенциальным поставщикам предъявляется требование в виде финансовой устойчивости ?
При закупках:
- Товаров, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 4 000 МРП
- Работ, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 20 000 МРП
- Услуг, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 8 000 МРП
В закупках вне зависимости от выделенной суммы:
- Работ по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации и градостроительных проектов
- Работ по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов
- Инжиниринговых услуг по техническому надзору и/или управлению проектами
- Товаров, работ, услуг, государственные закупки которых осуществляются в соответствии с типовыми конкурсными (аукционными) документациями
Требование не предъявляется при участии в закупках отдельных категорий потенциальных поставщиков в соответствии со Статьей 51 Закона О государственных закупках. |
Подробную информацию о финансовой устойчивости в государственных закупках вы найдете в статье Финансовая устойчивость в 2022 году.
Отсутствие налоговой задолженностиНалоговая задолженность, задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям не должна превышать 6-кратный размер МРП, установленный на соответствующий финансовый год.
Непричастность к процедуре банкротства/ликвидацииСоответствие потенциального поставщика данному квалификационному требованию определяется посредством информации, которая размещена на интернет-ресурсе уполномоченного органа, осуществляющего контроль за проведением процедур банкротства либо ликвидации.
Обладание материальным и трудовым ресурсомК материальным ресурсам относятся необходимое оборудование, сырье и другие расходные материалы. Трудовые ресурсы — это специалисты.
Материальные ресурсы могут подтверждаться следующими документами: накладные, тех.паспорта, договоры аренды, свидетельство о регистрации транспортного средства, инвентарные карточки и пр.
Наличие необходимых специалистов подтверждается: дипломами об образовании, сертификатами, аттестатами, в отдельных случаях дополнительно предъявляют трудовые договоры/трудовые книжки, выписка с ЕНПФ или фонда соцстрахования.
При закупках услуг и работ наличие материальных и трудовых ресурсов, подтверждаются соответствующими документами.
При закупках работ не связанных со строительством, таких как: текущий или средний ремонт существующих объектов, благоустройство потенциальный поставщик может подтвердить наличие материальных и трудовых ресурсов лицензией на СМР. При этом, виды и подвиды соответствующего разрешения должны быть аналогичными (схожими) предмету проводимых государственных закупок.
При госзакупках работ в сфере строительства (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов данное квалификационное требование не предъявляется (подтверждающим документом является соответствующее разрешение (лицензия).
*При осуществлении государственных закупок отдельных товаров квалификационное требование в части обладания материальными и трудовыми ресурсами предусматривается в типовой конкурсной документации (аукционной документации), которая разрабатывается и утверждается в соответствии с подпунктом 7, статьи 16 Закона “О государственных закупках”.
В государственных закупках товаров данное квалификационное требование не предъявляется. |
Данное квалификационное требование не предъявляется при осуществлении государственных закупок:
- работ и услуг, для которых требуется наличие соответствующего разрешения первой или второй категории
- товаров
Квалификационное требование в части наличия опыта работы потенциального поставщика на рынке закупаемых работ и услуг, в том числе по схожим (аналогичным) видам работ и услуг (с учетом требований пункта 65 Правил осуществления государственных закупок при необходимости) устанавливаются следующим образом:
- 1 год — если выделенная сумма на осуществление госзакупок способом конкурса (лота) или аукциона превышают 25 000 МРП, установленного на соответствующий финансовый год
- 2 года — если выделенная сумма на осуществление госзакупок способом конкурса (лота) или аукциона превышают 50 000 МРП, установленного на соответствующий финансовый год
- 3 года — если выделенная сумма на осуществление госзакупок способом конкурса (лота) или аукциона превышают 100 000 МРП, установленного на соответствующий финансовый год
- 4 года — если выделенная сумма на осуществление госзакупок способом конкурса (лота) или аукциона превышают 150 000 МРП, установленного на соответствующий финансовый год
- 5 лет — если выделенная сумма на осуществление госзакупок способом конкурса (лота) или аукциона превышают 200 000 МРП, установленного на соответствующий финансовый год
Важно! В государственных закупках способом аукциона предъявляются аналогичные квалификационные требования, за исключением:
- Обладание материальным и трудовым ресурсом
- Наличие опыта работы
Другие полезные статьи
Политика и участие МСП в государственных закупках
Государственные закупки составляют более 10% совокупного ВВП в ЕС. Конкретные директивы ЕС довольно подробно определяют, как государственные органы должны вести себя при осуществлении государственных закупок, объем которых превышает определенные пороговые значения. Основные принципы включают конкуренцию, недискриминацию и прозрачность. Регулирование закупок, которое отражает в первую очередь соображения «соотношение цены и качества» (например, Bosio et al. 2020), может исказить распределение контрактов между крупными фирмами, которые в большей степени способны нести расходы, связанные с процессами закупок, и удовлетворяют критериям, используемым для обеспечения того, чтобы участники торгов имели потенциал и послужной список для выполнения контракта. Как финансовые, так и кадровые ограничения, вероятно, будут более серьезными для малых и средних предприятий (МСП), чем для крупных фирм, с последствиями для способности нести (альтернативные) издержки, связанные с административными требованиями, связанными с торгами. государственные контракты.
Положения о государственных закупках для облегчения участия МСП
МСП могут иметь ограниченные возможности для удовлетворения требований по обеспечению заявки, минимальному обороту или опыту, трудности с получением кредитов для оборотного капитала, необходимого для своевременного выполнения контракта, и иметь меньшую способность нести расходы, связанные с длительными задержками платежей, которые могут быть связаны с государственными контрактами. В ответ на такие ограничения правительства, как правило, применяют два подхода к расширению участия МСП в государственных закупках (Jehiel and Lamy 2016). Во-первых, за счет отчислений или ценовых преференций для МСП. Во-вторых, принять меры, направленные на «уравнивание правил игры» для МСП, но применимые ко всем тендерам. Примеры включают упрощение процедур, использование требований приемлемости для участия в торгах, которые не основаны на размере или масштабе фирмы, где это не требуется, и поощрение разделения контрактов на более мелкие лоты. Регламент ЕС о закупках придерживается второго типа подхода, побуждая закупающие организации: (i) по возможности сокращать средний размер контрактов; (ii) рассмотреть возможность разделения контрактов на более мелкие партии, если это не наносит ущерба реализации целей проекта; и (iii) обеспечение своевременных платежей (Европейский союз, 2014 г.).
Предыдущее исследование эффективности «подхода ЕС» дало неоднозначные результаты. Используя данные по Испании, Di Giovanni et al. (2022) пришли к выводу, что заключение контрактов на закупку с малыми фирмами — либо путем непосредственного охвата более мелких фирм, либо путем разделения крупных контрактов на более мелкие — помогает этим фирмам расти и преодолевать финансовые трудности. Stake (2017), используя шведские данные о присуждении контрактов на государственные закупки, приходит к выводу, что использование «наиболее экономически выгодных» критериев при присуждении тендеров, а не самой низкой цены, не увеличило участие МСП и показатели успеха. Glas and Elssig (2018), используя данные о присуждении контрактов в Германии для оценки эффективности разделения тендеров на более мелкие лоты, пришли к выводу, что это не приводит к значительному увеличению успешности МСП.
Качество процессов закупок, разделение лотов и своевременность платежей
В недавнем исследовании (Hoekman and Taş 2022) мы анализируем, имеют ли процедуры и меры государственных закупок, направленные на расширение участия МСП, ожидаемый эффект. Для этого мы используем данные о 205 578 государственных контрактах, заключенных в 32 европейских странах в 2016 и 2017 годах, полученные из базы данных EU Tenders Electronic Daily (TED). TED сообщает информацию обо всех возможностях проведения тендеров, а также о присуждении контрактов закупающими организациями в ЕС, Исландии, Лихтенштейне и Норвегии, Швейцарии и бывшей югославской Республике Македонии. Мы сосредоточились на 2016–2017 годах, потому что TED сообщает информацию о том, являются ли фирмы-победители малыми и средними предприятиями за эти годы. В нашем эмпирическом анализе рассматриваются три исследовательских вопроса: (1) взаимосвязь между регулированием государственных закупок и участием МСП в тендерах, (2) связаны ли более эффективные процессы государственных закупок с более высокой вероятностью того, что МСП выиграют контракт; и (3) увеличивает ли разделение крупных проектов (контрактов) на более мелкие партии участие МСП и вероятность их успеха.
Мы используем два показателя национального регулирования государственных закупок в качестве объясняющих переменных, контролируя используемый метод закупок, превышение контрактами порога юридической стоимости, определяющего, применяются ли правила закупок ЕС, и разделение контракта на более мелкие лоты. Показатели «качества» регулирования закупок, преобладающие в странах выборки, взяты из Djankov et al. (2017) и Digiwhist, европейская исследовательская инициатива в области подотчетности государственного сектора1. Djankov et al. охарактеризовать три аспекта процесса закупок: (i) подготовка предложений; (ii) процедуры награждения; и (iii) оплата поставщиков. Первые два из них охватывают такие особенности процесса, как прозрачность и конкуренция, в то время как оценка платежей является мерой того, насколько обременительными являются процедуры платежей по запросам, а также среднее время обработки счетов. Digiwhist использует показатели общественной подотчетности для оценки качества национальных процессов государственных закупок. Оба источника свидетельствуют о существенной неоднородности «качества» преобладающих режимов государственных закупок в разных странах.
Результаты оценки показывают, что страны с лучшими государственными закупками (более высокие показатели качества) привлекают значительно больше участников торгов из числа МСП и достигают более высокого уровня конкуренции. Более совершенные методы закупок не благоприятствуют непропорционально большим фирмам, но более крупные размеры контрактов, как и ожидалось, связаны с меньшим участием МСП. Что еще более удивительно, мы обнаружили, что МСП, как правило, не выигрывают от разделения контрактов на более мелкие партии. Пороговый регрессионный анализ показывает, что разделение контрактов на более мелкие лоты увеличивает шансы МСП на победу только тогда, когда лоты малы (для контрактов на сумму 25 000 евро или меньше). Анализ показывает, что для лотов с большей стоимостью контракта МСП с меньшей вероятностью выиграют конкурсы на государственные закупки, даже если контракты подразделяются. Наконец, мы пришли к выводу, что режимы закупок с лучшими показателями своевременности/простоты оплаты положительно связаны как с участием МСП, так и с вероятностью того, что МСП выиграет контракт.
Заключение
Наши результаты показывают, что повышение качества общеприменимого регулирования государственных закупок – реформы, направленные на то, что считается передовой международной практикой, – может расширить участие МСП в тендерах на государственные закупки, в то время как разделение лотов и уменьшение размера контракта может не способствовать увеличению числа МСП. ставки выигрыша, если только контракты не очень маленькие. Низкое значение оценочного порога свидетельствует о важности минимизации административных расходов, связанных с участием в государственных закупках.
Ссылки
Бозио, Э., Дьянков С., Глейзер Э. и Шлейфер А. (2020 г.), «Коррупция в сфере государственных закупок», VoxEU.org, 5 ноября.
ди Джованни, Дж., М. Гарсия-Сантана, П. Джинас, Э. Морал-Бенито и Дж. Пихоан-Мас (2022 г.), «Государственные закупки и макроэкономические результаты», VoxEU.org, 15 марта.
Джанков, С., Т. Госсейн, А. Ислам и Ф. Салиола (2017 г.), «Регулирование государственных закупок и качество дорог», Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики 8234.
Европейский Союз (2014 г.), «Директива 2014/24/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 февраля 2014 г. о государственных закупках и отмене Директивы 2004/18/ЕС», Official Journal L94/65.
Glas, A and M Eßig (2018), «Факторы, влияющие на успех малых и средних поставщиков в сфере государственных закупок: данные централизованного агентства в Германии», Supply Chain Management 23(1): 65- 78.
Хукман, Б. и Б. Таш (2022), «Политика закупок и участие МСП в государственных закупках», Экономика малого бизнеса 58: 383-402.
Джехил, П. и Л. Лами (2016 г.), «Дискриминация в сфере государственных закупок: руководство по снижению затрат», VoxEU.org, 22 ноября.
Stake, J (2017), «Оценка качества или самой низкой цены: последствия для малых и средних предприятий в сфере государственных закупок», Journal of Technology Transfer 42: 1143–1169.
Примечания
1 Digiwhist — это сочетание слов «цифровой осведомитель»; см. http://digiwhist.eu/.
ВТО | Государственные закупки – Многостороннее Соглашение о государственных закупках (СГЗ)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
Для обеспечения открытых, справедливых и прозрачных условий конкуренции на рынках государственных закупок ряд членов ВТО заключили Соглашение о государственных закупках (СГЗ). ).
Что такое средний балл?
СГЗ является многосторонним соглашением в рамках ВТО, что означает, что не все члены ВТО являются сторонами Соглашения. В настоящее время в Соглашении участвует 21 сторона, в том числе 48 членов ВТО. Тридцать пять членов/наблюдателей ВТО участвуют в работе Комитета по государственным закупкам в качестве наблюдателей. Из них 11 членов находятся в процессе присоединения к Соглашению.
Основной целью СГЗ является взаимное открытие рынков государственных закупок между его сторонами. В результате нескольких раундов переговоров стороны СГЗ открыли закупочную деятельность на сумму более 1,7 триллиона долларов США в год для международной конкуренции (т. е. для поставщиков из сторон СГЗ, предлагающих товары, услуги или строительные услуги).
СГЗ состоит в основном из двух частей: текста Соглашения и графиков обязательств сторон по доступу на рынок.
Текст Соглашения устанавливает правила, требующие обеспечения открытых, справедливых и прозрачных условий конкуренции при проведении государственных закупок. Однако эти правила не применяются автоматически ко всей закупочной деятельности каждой стороны. Скорее, графики покрытия играют решающую роль в определении того, охвачена ли закупочная деятельность Соглашением или нет. Соглашение распространяется только на те виды закупочной деятельности, которые осуществляются подпадающими под действие субъектами, покупающими перечисленные товары, услуги или строительные услуги на сумму, превышающую установленные пороговые значения. Эти расписания находятся в открытом доступе здесь.
В качестве обязывающего международного договора СГЗ находится в ведении Комитета по государственным закупкам, в состав которого входят представители всех его сторон. Обеспечение выполнения Соглашения осуществляется с помощью двух механизмов: внутреннего механизма обзора на национальном уровне и механизма разрешения споров ВТО на международном уровне.
наверх
Эволюция GPA
Государственные закупки исключены из многосторонних торговых соглашений ВТО. Первые попытки привести государственные закупки в соответствие с согласованными на международном уровне правилами торговли были предприняты в рамках ОЭСР. Затем этот вопрос был вынесен на Токийский раунд торговых переговоров в рамках ГАТТ в 1919 г.76.
В результате первое соглашение о государственных закупках (иногда именуемое Кодексом Токийского раунда государственных закупок) было подписано в 1979 г. и вступило в силу в 1981 г. В него были внесены поправки в 1986 г., и поправка вступила в силу в 1988 г. Затем стороны соглашения провели переговоры о расширении сферы действия и охвата соглашения параллельно с Уругвайским раундом. В результате переговоров СГЗ 1994 г. был подписан в Марракеше 15 апреля 1994 г. одновременно с Соглашением об учреждении ВТО и вступил в силу 1 января 1994 г.96.
Вскоре после реализации СГЗ 1994 г. стороны СГЗ инициировали пересмотр Соглашения в соответствии со статьей XXIV:9 Соглашения 1994 г. Переговоры были завершены в декабре 2011 г., а итоги переговоров были официально утверждены в марте 2012 г. 6 апреля 2014 г. СГЗ 2012 вступил в силу для всех тех сторон СГЗ 1994, которые ратифицировали СГЗ 2012, при этом позволив другим сторонам к GPA 1994 для продолжения завершения внутренних процедур ратификации.