Автомобили и дешевые кредиты — шаткий фундамент для плана бэби-бума в Венгрии Жизнь премьер-министра Венгрии Виктора Орбана уже давно продвигает лозунг «три ребенка, три комнаты, четыре колеса».
Шарле, 28 лет, и ее муж живут в новом доме со своей двухлетней дочерью, и в июле она ждет вторую дочь.
После этого пара намерена родить как минимум еще одного ребенка, а поскольку Орбан ввел дополнительные льготы для семей с четырьмя детьми, возможно, еще двоих.
«Это еще вопрос, планируем ли мы троих детей или четверых», — сказала она.
Низкий уровень рождаемости и стремление людей на Запад сократили население Венгрии на 1 миллион до 9,8 миллиона в течение жизни одного поколения, усиливая нехватку рабочей силы и растущую тревогу среди руководителей страны.
Орбан, один из самых ярых противников иммиграции среди европейских лидеров, настаивает на том, что естественный рост должен обратить вспять убыль населения.
На прошлой неделе он пообещал многодетным молодым венграм пакет кредитных субсидий, снижение налогов, гранты и льготы на автомобили на общую сумму до 37,5 миллионов форинтов (135 000 долларов США).
«В Европе рождается все меньше и меньше детей. Для Запада ответ — иммиграция», — сказал Орбан в своем обращении к нации. «Но нам… нужны венгерские дети. Для нас иммиграция означает капитуляцию».
В рамках его программы женщины, имеющие не менее четырех детей, будут освобождены от подоходного налога, а бабушки смогут взять отпуск по беременности и родам, чтобы их дочери могли вернуться на работу, а государственные детские учреждения значительно расширят свои возможности.
Слайд-шоу ( 7 изображений )Остановит ли это сокращение численности населения Венгрии? История предполагает, что нет.
Шарль соглашается с Орбаном, что решение заключается в больших семьях, а не в иммиграции. Но расширять свою за деньги она не будет.
«Я не думаю, что это должно быть главной мотивацией», — сказала она. «Вы должны захотеть этого, и если вы это сделаете, это освободит вас от финансовых сомнений».
Документально подтвержденный опыт нескольких стран свидетельствует о том, что влияние государственной политики, ориентированной на рост населения, на фактические коэффициенты рождаемости, как правило, ограничено.
В их число входит Венгрия, уровень рождаемости которой резко упал в конце 1980-х годов и с тех пор остается низким, несмотря на попытки нескольких правительств поднять его.
Средний коэффициент фертильности выше 2,1 ребенка на женщину обычно необходим для роста населения. Венгрия находится на уровне 1,5 и, по словам одного эксперта, вряд ли поднимется выше 1,7 из-за пакета Орбана.
«Материальные блага обычно вызывают бэби-бум, когда поддержка является прямой, например, единовременная выплата в обмен на ребенка», — сказал Балаш Капитани, демограф из Центрального статистического управления.
Слайд-шоу ( 7 изображений )«Описанная здесь система слишком сложна, условна и отложена во времени для быстрого роста рождаемости».
В другом месте та же история. Исследование, проведенное подразделением Boston Consulting Group в 2017 году, показало, что в Японии, которая является одной из наиболее быстро сокращающихся групп населения, люди просто игнорировали государственные финансовые стимулы для увеличения производства потомства.
Схемы в России и Сингапуре также не смогли значительно повысить рождаемость, как показывают исследования.
Аналитики OTP Bank заявили, что ожидают, что усилия Венгрии обойдутся в 0,3% ВВП в этом году, в то время как Raiffeisen Bank прогнозирует 0,1%.
Программа также вызвала разочарование среди безработных или малообеспеченных, для которых налоговые субсидии и кредиты не имеют значения.
«Эта программа совсем нас не мотивирует», — говорит медсестра Лиза Лудманн-Ванк, воспитывающая троих детей в возрасте от 4 до 12 лет на восточной окраине Будапешта. «Без большой помощи бабушек и нянек воспитание четверых детей в любом случае невозможно».
Репортаж Мартона Дуная; редакция Джона Стоунстрита
Выступление на заседании Совета по реализации нацпроектов и демографической политике • Президент России
Президент России Дмитрий Медведев: Уважаемые коллеги,
У нас в повестке дня сегодняшнего заседания Совета по нацпроектам только один вопрос, но он очень важный – о состоянии жилищного проекта и его дальнейших перспективах. . Помощь нашим людям в решении их жилищных проблем является одним из наших самых больших социальных приоритетов, над чем мы работали и будем продолжать работать. Сегодняшняя ситуация усложняет нашу задачу, но тем не менее мы обязаны продолжать наши усилия, и именно это послужило причиной решения о проведении этой встречи.
На последнем заседании Совета (в декабре прошлого года) мы наметили три основных направления работы на 2009–2010 годы. Сейчас я пройдусь по ним и сделаю некоторые комментарии.
Первое направление – развитие массового жилищного строительства. Количество нового жилья, выведенного на рынок, увеличилось примерно на 4 процента за первые пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. На первый взгляд, это неплохой результат. Но мы прекрасно понимаем, что это увеличение во многом связано с темпами строительства, которых мы достигли в прошлом году, и работами, которые уже ведутся. Поэтому я хотел бы услышать сегодня ваше мнение о мерах, которые мы можем предложить для дальнейшего стимулирования строительства доступного жилья, о механизмах, которые мы могли бы использовать, и о результатах, которых мы ожидаем достичь.
Особого внимания заслуживают экспериментальные инвестиционные проекты комплексного развития территорий. Эти проекты охватывают не только жилье, но и социальные объекты, инженерно-транспортную инфраструктуру. Наша задача — создать для этих проектов необходимые технические, юридические, организационные и финансовые механизмы. При этом мы должны учитывать трудности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время. Но в работе над нацпроектами мы уже отрабатывали и апробировали эти механизмы в целом, и надо сказать, что, несмотря на все трудности, работа над жилищным проектом продвигается пока достаточно быстро и уверенно.
Выполнение жилищного проекта также требует от нас, конечно, внедрения новой технологии промышленного домостроения. Это то, что мы обсуждали несколько раз. Наши устаревшие домостроительные заводы нуждаются в массовой замене, и для этого потребуются совместные усилия частных инвесторов и государства.
Создан Фонд содействия развитию жилищного строительства. Правительство уже приняло решения о передаче земель общей площадью более 500 га в Фонд жилищного строительства. Это только начало, конечно.
Жилье, построенное на этой земле, консолидированной Фондом, должно соответствовать двум условиям. Прежде всего, он должен быть дешевым. Конечно, дешёвое жилье — понятие гибкое, но критерий, который мы сейчас используем, — в этом году оно не должно стоить больше 30 000 рублей [около 1 000 долларов США] за квадратный метр. Во-вторых, он должен быть спроектирован в соответствии с самыми высокими стандартами энергоэффективности и экологичности. Эти требования должны быть прописаны в действующих стандартах и технических регламентах. Насколько мне известно, один из основных технических регламентов в этой сфере сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе. Чем быстрее мы введем эти правила в силу, тем проще будет обеспечить учет этих экологических и технических требований.
Вторым направлением в нацпроекте обозначили государственную поддержку спроса на рынке жилья.
Это и ипотечные кредиты, и выполнение обязательств государства перед определенными группами населения, обязательства, которые оно взяло на себя некоторое время назад.Напоминаю, одним из первых моих указов было обеспечить до 1 мая 2010 года жильем всех ветеранов ВОВ и инвалидов. То есть всех, кто нуждается в улучшении жилищных условий и встал в очередь до марта Я хочу заверить каждого из этих людей в отдельности, что мы выполним свои обязательства перед каждым из них до следующего Дня Победы, то есть до 9 мая.Следующий год.
Я подписал федеральный закон, увеличивающий размер жилья, предоставляемого за счет федеральных субсидий. Норма теперь будет 36 квадратных метров вместо 22. Деньги на эту прибавку были запланированы в бюджете давно, и поэтому нам нужно начинать претворять эту меру в жизнь немедленно, тем более, что времени уже много. уже было потеряно.
Также в этом году мы планируем обеспечить жильем дополнительное количество военнослужащих. В документе, который у меня есть, указано, что в списке на обеспечение жильем 28 тысяч военнослужащих, но на самом деле это не 28 тысяч.
Еще хочу обсудить ситуацию с жильем в сельской местности. У нас есть отдельная программа. За последние годы были достигнуты определенные результаты. Нам нужно не отставать от темпа и продолжать работать, несмотря на трудности.
Что касается вопроса о долгосрочных ипотечных кредитах, то тут конечно сложная ситуация. Средства Агентства по ипотечному жилищному кредитованию должны помочь поддерживать хотя бы минимально необходимый объем кредитов по приемлемым процентным ставкам. Государство продолжает поддерживать выплату ипотечных кредитов не только тем, кто потерял работу, но и тем, кто по разным причинам оказался в затруднительном положении. Сегодня я также хотел бы более подробно услышать ваше мнение по этому вопросу.
Наконец, еще одно направление, требующее нашего внимания, — это повышение качества жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства. Напомню, что в ноябре 2007 года мы создали государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Его задача — развивать конкуренцию в отрасли, распространять передовой опыт по стране и способствовать продвижению реформы жилищно-коммунального хозяйства. Особенно актуальны программы фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов и расселению людей из непригодного для проживания жилья. Это пример того, как кризис позволил, а точнее, заставил, если быть откровенным, найти эффективные решения сразу нескольких давних проблем. Решая проблему жилья, непригодного для проживания, мы поддерживаем строительную отрасль. По финансированию 95 процентов от капитального ремонта многоквартирных домов мы даем гарантированную работу специалистам ЖКХ. В то же время мы ожидаем, что жители проявят инициативу и начнут учиться организовывать свои многоквартирные дома и самостоятельно решать свои проблемы.
Сегодня на подобные нестандартные подходы есть особый спрос. Мы приняли решение разрешить досрочно расходовать материнский капитал [федеральные субсидии многодетным семьям] на погашение ипотечных кредитов и выплату процентов, и 56 тысяч человек уже воспользовались этой нормой. В общей сложности это составляет около 15 миллиардов рублей [примерно 500 миллионов долларов США]. Очень хорошо, что этот механизм утвержден и работает. Когда в следующем году вступит в силу общий закон о материнском капитале, люди смогут использовать его на эти цели без каких-либо ограничений.
Важно предоставить семьям в регионах возможность своевременного выбора достойного современного и доступного жилья. Это вопрос, на который я особо обращаю внимание региональных лидеров.
Что касается того, насколько эффективно расходуются федеральные деньги, выделяемые различными ведомствами и учреждениями на жилищное строительство, то это вопрос, требующий тщательной координации государственного спроса, а также создания единой информационно-аналитической базы данных, которая будет охватывать жилищное и земельные рынки и строительная отрасль.