Малый и средний бизнес в китае: история формирования и развития в 2023 году

Содержание

Малый и средний бизнес Китая собирается заполнить «пустоту на российском рынке»

Уход западных брендов из России стал возможностью для китайских компаний расширить свой бизнес на север, пишет пресса КНР. Кризисом пользуются поставщики автозапчастей и продуктов питания. Для госкомпаний и банков ситуация менее однозначна – они не хотят нарушать введенные США и Европой санкции. К примеру, вряд ли китайские банки будут охотно открывать для россиян мультивалютные счета.

«Пустота», возникшая на российском рынке из-за массового исхода западных брендов и компаний, открыла новые возможности для китайских предпринимателей. Об этом сообщает газета South China Morning Post.

«От автомобильных запчастей до продуктов питания и бытовых чистящих средств — небольшие частные фирмы в Китае ищут способы извлечь выгоду из «пустоты», — говорится в статье.

К примеру, предпринимательница Ли Дан, которая до санкций продавала автомобильные запчасти для российских машин, решила расширить производство и поставлять детали для американских и европейских автомобилей.

«Те дилеры, которые напрямую импортируют автомобили или запчасти с рынка США или ЕС, отныне должны будут искать более стабильное сотрудничество с Китаем из-за санкций», — заявила Ли.

Новые возможности также видят для себя бизнесмены, торгующие в России продовольствием и алкоголем из Китая.

Китайский посол в Москве уже призвал предпринимателей из КНР «пользоваться возможностями» и заполнять «пустоту на российском рынке». Однако перспективы для государственных компаний и банков «немного туманнее», отмечается в материале.

«В сложной геополитической ситуации крупные корпорации сталкиваются с множеством трудностей или даже отключений в платежных цепочках и цепочках поставок», — сказал посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй во время встречи с представителями местного бизнеса в начале этого месяца.

Он добавил, что первоочередную роль играют именно предприятия малого и среднего бизнеса.

Ван Чуаньбао, президент московского китайского землячества, также сообщил, что «китайским торговцам необходимо тщательно обдумать, как заполнить возникшие отраслевые дыры и обеспечить себе место на российском рынке».

«Мы будем активно помогать новым китайским компаниям в изучении и сотрудничестве с российским рынком, а также изучать способы работы с российскими компаниями в рамках стратегического развития «Один пояс, один путь», — добавил Ван.

На бизнес из КНР негативно повлияло снижение курса рубля и рост инфляции – по сообщению SCMP, «на целых 30%». Изменения российской валюты повысили ставки по кредитам для работающих с Россией китайских предпринимателей, а россияне, которые работают в китайских компаниях, начали требовать увеличения заработной платы.

Экономист Бо Чжуан заявил SCMP, что в ближайшие годы российско-китайская торговля существенно вырастет в объемах. Тем не менее, уход западных брендов открывает окно возможностей только для малого и среднего китайского бизнеса.

Госкорпорации КНР и банки будут бояться нарушить западные санкции, полагает Бо Чжуан.

«Китайские компании в некоторых нишевых секторах особенно выиграют от ухода ЕС и США с российских рынков, таких как автозапчасти, продукты питания, медицинские товары и компоненты инфраструктуры», — отметил он.

Китай также пообещал продолжать вести дела с Россией в рамках стратегического партнерства, которое «не имеет границ». Однако Запад требует от КНР занять четкую позицию в отношении России.

«Любой китайский банк, ведущий международный бизнес, будет неохотно одобрять заявки на открытие счетов от россиян, особенно на мультивалютные счета. Возможно, некоторые небольшие банки, работающие только внутри страны, могли бы найти обходной путь в качестве «специализированных» банков, работающих с Россией», — сказал Бо Чжуан.

Поэтому скорее всего крупные китайские компании будут «работать за кулисами». «В целом, мы все еще находимся на ранней стадии разработки совместных проектов, и в ближайшей перспективе не произойдет ничего принципиально нового», — добавил эксперт.

Газета также напоминает, что именно Китай остается крупнейшим китайским партнером России уже 12 лет подряд, а двусторонний товарооборот между двумя странами в 2021 году превысил $147 млрд, что на 35,9% больше, чем в 2020 году (по данным минторга КНР).

РАСПП: Китай делится опытом работы с малым и средним бизнесом. Мероприятия

Успехи Китая в работе с малым и средним бизнесом заслуживают не только уважения, но и подробного изучения. Общеизвестно, что эта сфера является двигателем экономики, позволяя, с одной стороны, быстро насытить страну качественными и доступными товарами и услугами; с другой стороны, обеспечить максимальную занятость населения, а также возможность, для активных граждан, иметь своё дело и хорошо зарабатывать. Однако власти КНР не останавливаются на достигнутых рубежах, принимая всё новые законы, направленные на расширение списка льгот для предпринимателей.

Малый и средний бизнес – важнейший сектор и для высшего руководства России. При этом вплоть до настоящего времени, видимо, так и не найдено «золотое решение», которое позволило бы перейти от теории к практике, когда в эту отрасль действительно придёт – а не уйдёт оттуда – значительный пласт россиян, сформировав ядро того самого среднего класса, который обеспечит стране стабильность и процветание.

С целью изучения китайского опыта, которым наши коллеги готовы щедро поделиться, Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей, совместно с Международным агентством социально-экономического развития, организовал программу профессионального визита российских бизнесменов и администраторов в КНР на тему: «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) государственными  и муниципальными органами власти в Китае. Функционирование системы гарантийного кредитования МСП. Программы лизинга для МСП», состоявшегося в Пекине с 17 по 23 мая 2014 года.

Программа была чрезвычайно насыщена профильными встречами, конференциями и другими мероприятиями, что позволило российским специалистам в течение считанных дней получить полную картину взаимодействия органов государственной и муниципальной власти КНР со своими предпринимателями, ознакомиться с юридическими и финансовыми аспектами этого процесса.

Для понимания масштаба визита достаточно перечислить лишь некоторые пункты деловой программы:

— Посещение Департамента малого и среднего предпринимательства – государственной структуры в рамках Национальной комиссии по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission — NDRC). Здесь состоялась встреча и прошли переговоры с руководством  Департамента о возможных направлениях сотрудничества. На совместном  круглом столе были обсуждены ключевые вопросы: государственная политика, законодательные основы, организационные формы, методы и инструменты поддержки малого и среднего  предпринимательства в Китае; стимулирование инновационной деятельности  на предприятиях малого МСП; источники финансирования для поддержки МСП; льготы  для предприятий и компаний при внедрении инновационной продукции; обязательства предприятий и компаний при получении государственной поддержки.

— Посещение Китайского Центра Координации и Кооперации Бизнеса (The China Center for Business Cooperation & Coordination – CCBCC) – специального Агентства по обслуживанию малого предпринимательства, которое обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития МСП;

— В рамках встречи со специалистами Центра состоялось знакомство с постоянно действующими программами поддержки МСП, разработанными ССВСС, а также переговоры с руководством ССВСС о возможных направлениях сотрудничества;

— Посещение «Китайского Банка Развития» (The China Development Bank, КБР). Здесь прошла встреча с руководством Департамента развития бизнеса (Business Development Department), на которой обсуждались такие вопросы как система государственных гарантий для субъектов МСП, финансовые инструменты и услуги для заемщиков сектора МСП, субсидирование гарантийных компаний, созданных местными органами власти и т.д.

— Посещение государственной некоммерческой информационной службы «China SME Online» (CSMEO). Российские участники узнали, что CSMEO обеспечивает всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. Информационная сеть CSMEO обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. В работе СSМЕО принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса. Встреча и обмен опытом с руководителями и специалистами CSMEO в вопросе создания национального специализированного информационного портала были очень конструктивными, имея, в том числе, в виду и переговоры о возможных направлениях сотрудничества.

И это – только часть делового визита, по которой можно судить о масштабе всего мероприятия. Отдельного внимания заслуживает культурная программа, которая позволяет нашим китайским друзьям ещё полнее раскрыть потенциал и красоту своей большой страны. Сделай дело – гуляй смело, гласит русская народная поговорка. И действительно, после такой работы, можно было и отдохнуть, продолжив обмен впечатлениями в неформально режиме.

В ходе мероприятий представители РАСПП М.А. Федотова и В.В. Монкевич встретились в Пекине с рядом ответственных лиц, осуществляющих взаимодействие между органами местной власти и предпринимателями. На этих встречах были обсуждены совместные проекты по развитию малого и среднего бизнеса и путей дальнейшей оптимизации государственно-частной партнёрства в данной сфере.

Как это часто бывает, российских и китайских участников мероприятий буквально покорила первый вице-президент РАСПП Маргарита Федотова, с которой многие хотели познакомиться, поговорить – и обязательно сфотографироваться на память.

Члены российской делегации, представлявшие такие профильные региональные структуры как, например, Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), Камчатский государственный Фонд поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области, Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области; Отдел развития малого и среднего предпринимательства Управления промышленности и предпринимательства Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Гарантийный фонд Чувашской Республики, ООО «Гарантийный фонд Забайкальского края» и другие, выразили благодарность РАСПП за организацию визита.

Информация, полученная в ходе профессионального обмена, позволит россиянам реализовать на практике многое из того, чем поделились с ними китайские коллеги, повысив, соответственно, эффективность и уровень своих производств.

 

Вице-президент РАСПП

Виталий Монкевич,

фото РАСПП

* * *

На фото (сверху вниз):

1) заставка: после продуктивной встречи с руководством Банка Развития Китая;

2) встреча с руководством Бюро содействия внешнеэкономической деятельности малого и среднего предпринимательства Министерства Коммерции КНР;

3) руководство Ассоциации малых и средних предпринимателей КНР;

4, 5) переговоры и обмен опытом с Ассоциацией МСП;

6) на встрече с руководством Технопарка;

7) групповая фотография на Площади Тяньаньмэнь.

 

 

 

2022 Тенденции и рост МСП в Китае – Moore – MS Advisory

Доля:
Скопировано

Малые и средние предприятия (МСП) являются движущей силой экономического роста Китая, составляя около 97% все предприятия страны. Они играют жизненно важную роль в предоставлении рабочих мест, поддержании активности рынка за счет привлечения новых клиентов и сохранении конкурентоспособности по сравнению с более крупными фирмами. В этом руководстве мы обсуждаем, что представляют собой малые и средние предприятия в Китае, их роль на рынке и то, как они поддерживаются и продвигаются в стране.

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ МСП В КИТАЕ?

В Китае определение малого и среднего бизнеса довольно сложное и отличается от того, как его классифицируют в других странах. По сравнению с большинством стран, которые рассматривают количество сотрудников компании, чтобы квалифицировать ее как МСП, Китай использует Закон о содействии МСП, чтобы классифицировать предприятия как МСП. В соответствии с этим законом классификация зависит от отрасли, активов, количества сотрудников и продаж.

Например, бизнес в секторе розничной торговли должен иметь менее ста сотрудников и доход менее 10 миллионов юаней, чтобы классифицироваться как малая компания. Когда розничная компания превышает сто сотрудников и начинает зарабатывать более 10 миллионов юаней в год, она считается предприятием среднего размера.

Для компаний, работающих в строительной отрасли, требуется менее 600 сотрудников, активы менее 40 миллионов юаней и доход не более 30 миллионов юаней, чтобы компания считалась малой в соответствии с Законом о поддержке малого и среднего бизнеса.

В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таких как США и страны ЕС, МСП часто классифицируют по количеству работающих сотрудников. Обычно верхний предел для малого и среднего бизнеса составляет 200 сотрудников, но он может варьироваться в зависимости от страны. В США МСП — это фирмы с менее чем 500 сотрудниками, в то время как в странах ЕС это число ограничивается 250 сотрудниками.

РОЛЬ МСП В КИТАЕ

По словам вице-премьера Китая Лю Хэ, МСП являются опорой страны и основным источником рабочих мест. С 2019 года на малый бизнес приходится 80% негосударственной рабочей силы.

В Китае малые фирмы с числом сотрудников менее 300 составляют большую часть экономики. Эти предприятия обеспечивают почти 75% всех рабочих мест и 68% экспорта. В 2018 году создание нового бизнеса достигло рекордного уровня: в среднем ежедневно создавалось 18 000 компаний. Основной скачок в росте МСП связан с постоянным совершенствованием системы коммерческой регистрации со стороны правительства.

Помимо занятости, МСП являются ключевыми игроками в технологическом секторе. За последние несколько лет были зарегистрированы сотни тысяч технологических малых и средних предприятий, что способствовало постоянному росту высокотехнологичного производственного сектора.

Но местные МСП — не единственные игроки, занимающие рынок. Иностранные предприятия рассматривают рынок МСП в Китае как все более привлекательную перспективу с огромными возможностями роста. Иностранные инвесторы постоянно ищут пути выхода на китайский рынок и создания малого и среднего бизнеса. В то же время, следуя глобальной экономической стратегии страны «Один пояс, один путь», крупные фирмы и местные МСП стремятся к взаимодействию и сотрудничеству с иностранными предприятиями, чтобы помочь им выйти на зарубежный рынок.

КАК ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ И ПРОДВИГАЕТСЯ МСП В КИТАЕ

МСП являются основой китайской экономики. Таким образом, правительство продолжает оказывать поддержку путем снижения налогов и предоставления финансовой поддержки. Продление срока погашения кредита и кредитной поддержки также предоставляется квалифицированным предприятиям.

Во время вспышки COVID-19 в 2020 году правительство упростило для МСП подачу заявок на кредиты, даже если владельцы бизнеса не могли предоставить гарантии. Китай также оказал поддержку МСП, отказавшись от взносов работодателей в социальное и благотворительное страхование работников, чтобы облегчить их бремя.

Месячный порог налога на продажи был повышен со 100 000 юаней до 150 000 юаней. Это эффективно снизило налоговое бремя для мелких налогоплательщиков, тем самым предоставив им больше возможностей для роста и расширения.

Некоторые из способов, которыми правительство поддерживает МСП, можно увидеть следующие стимулы:

  • Политика подоходного налога

Ставка подоходного налога для МСП была снижена с 33% до 18% для тех, кто имеет годовую прибыль менее 30 000 юаней. Для тех, кто превышает 30 000 юаней, но менее 100 000 юаней, применяется налоговая ставка в размере 27%, что все еще ниже, чем предыдущие стандартные ставки.

МСП, деятельность которых связана с современными технологиями, освобождаются от налога на прибыль на два года. Для тех, кто занимается телекоммуникациями, транспортом и ИТ-услугами, можно применить налоговое освобождение на один год.

Квалифицированные агентства по трудоустройству, предоставляющие работу безработным, могут иметь право на освобождение от налогов на срок до трех лет.

Правительство Китая также поощряет государственные банки к созданию специализированных отделов для обслуживания исключительно малого и среднего бизнеса. Банки также были обязаны открывать филиалы в городах, чтобы предоставлять свои услуги малым предприятиям в сельской местности.

В последние годы дополнительные сборы за оформление кредита отпугнули некоторые МСП от подачи заявок на финансирование. Чтобы побудить МСП вернуться к подаче заявок на кредиты, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая ввела мандат на устранение необоснованных сборов, стандартизацию платы за услуги и контроль над платой за финансовые консультации.

Также были открыты альтернативные источники финансирования МСП, чтобы предоставить новым участникам более широкий доступ к капиталу и кредитам. Акционерное финансирование, лизинг и факторинг, а также теневое банковское обслуживание стали популярными вариантами частного финансирования. С другой стороны, онлайн-кредитование и краудфандинг по-прежнему жестко регулируются, что приводит к значительному сокращению числа клиентов.

Министерство промышленности и информационных технологий (МИИТ) предлагает пятилетний план содействия росту МСП за счет создания равных условий, расширения инновационного потенциала, повышения профессионализма и повышения финансовой доступности. Ожидается, что в стране будет создан миллион малых и средних предприятий, десятая часть которых специализируется на инновациях в производстве высокотехнологичного оборудования, информационных технологий нового поколения, биомедицины, экологически чистой энергии и новых материалов.

РОСТ ЧИСЛА МСП В КИТАЕ

В 1990-е годы миллионы рабочих уволились с государственных предприятий, чтобы снова найти работу в МСП. В то время общее количество частных МСП составляло более миллиона, но эта цифра быстро росла в течение следующего десятилетия, опережая развитие МСП в США и Европе вместе взятых. К 2004 году количество малых и средних предприятий в Китае выросло до более чем 40 миллионов, поскольку они медленно формировали костяк экономики Китая.

Несмотря на замедление экономического роста Китая, МСП продолжают процветать. Развитие малого и среднего бизнеса связано с восстановлением рыночных ожиданий, повышением стабильности занятости, снижением операционных расходов из-за налоговых сборов и улучшением инвестиционных настроений.

5 ТЕНДЕНЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С МСП КИТАЯ

  1. Промышленный сектор

Китай уделяет особое внимание улучшению своей производственной экосистемы и всегда ищет возможности сделать свои цепочки поставок более эффективными. Именно здесь малые и средние предприятия в области машиностроения, робототехники и логистики имеют высокие шансы на успех. Существует высокий спрос на автоматизированные производственные технологии, а также на инновации в транспортной и сельскохозяйственной технике.

  1. Внутреннее потребление

Рост среднего класса в стране привел к увеличению спроса на европейские товары, особенно на предметы роскоши. Предоставление каналов продаж европейским компаниям или другим международным предприятиям может быть вариантом бизнеса электронной коммерции, который следует рассмотреть.

  1. Инвестиции за границу

Китайские инвесторы ищут способы инвестировать в другие страны и экономики. Это открывает возможности для МСП предлагать такие услуги, как управление финансами и специализированные консультационные услуги.

  1. Кафе, бары и рестораны F&B

Ожидается, что бары, пабы и кафе продолжат свой рост в течение следующих нескольких лет, несмотря на спад с 2020 года во время пандемии. Постоянное увеличение численности среднего класса и ряд изменений в образе жизни делают эти отрасли «востребованными» среди местного населения.

  1. Энергоэффективность

Реализация Китаем правил энергосбережения и сокращения выбросов помогла МСП в секторе экологически чистой энергетики расти. Ожидается, что бизнес в этом секторе будет улучшаться и расширяться, поскольку правительство продолжает выделять щедрые субсидии новаторам, участвующим в проектах по контрактному управлению энергопотреблением (CEM).

MOORE – КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ MS И МСП В КИТАЕ

МСП, рассматривающие возможность выхода на рынок Китая, или те, которые в настоящее время находятся на рынке, могут не полностью реализовать все потенциальные преимущества, которые они могут получить. Мы специализируемся на работе с малыми и средними предприятиями в Китае и, среди прочего, предоставляем высококачественные бухгалтерские, налоговые консультации и услуги по созданию компании. Наша миссия состоит в том, чтобы предоставить нашим клиентам четкое представление о китайском рынке, его административных процессах и правилах. Свяжитесь с нами напрямую, чтобы узнать больше о наших услугах и знаниях, необходимых для успеха вашего бизнеса в Китае.

Отказ от ответственности: все статьи и связанные с ними материалы являются собственностью Moore Stephens Consulting Company Limited и не могут быть воспроизведены частично или полностью без предварительного согласия.

Новые льготы для сектора услуг

Сфера услуг и малый бизнес в Китае выиграют от ряда новых льгот, начиная от налоговых льгот и заканчивая денежной поддержкой со стороны финансовых учреждений. Политика льгот нацелена на некоторые отрасли, наиболее пострадавшие от COVID-19.пандемии, включая общественное питание, розничную торговлю и путешествия. Малый бизнес является основой экономики Китая, поэтому его долгосрочное здоровье и развитие будут иметь ключевое значение для обеспечения будущего экономического роста Китая.

Ведущий орган экономического планирования Китая, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC), совместно с несколькими другими государственными ведомствами, принял ряд мер по усилению поддержки микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в сфера услуг.

В документе, опубликованном 18 февраля 2022 г., под названием Несколько политик по содействию восстановлению и развитию сферы услуг, находящихся в затруднительном положении («список политик»), NDRC описывает 43 меры политики для обеспечения финансовой и логистической поддержки обслуживания. отраслевые предприятия, которые особенно сильно пострадали от пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений, в частности, в сфере общественного питания, розничной торговли и путешествий (ссылка на китайском языке).

Список политик включает в себя продление налоговых льгот и освобождений, меры фискальной поддержки и помощь в реализации мер по предотвращению COVID-10, среди многих других политик помощи.

И ММСП, и растущая сфера услуг Китая имеют решающее значение для экономической стабильности страны и перспектив будущего роста. Именно по этой причине правительство стремилось усилить поддержку, поскольку неравномерное восстановление после пандемии продолжает сказываться на некоторых наиболее уязвимых отраслях и компаниях.

В этой статье мы рассмотрим роль ММСП и сферы услуг в экономике Китая и предоставим обзор политики поддержки, которой могут воспользоваться компании.

Значение малого бизнеса для экономики Китая

Невозможно недооценить значение ММСП для экономики Китая. Часто упоминается, что частные ММСП внесли «56789» вкладов в экономику, поскольку они вносят 50 процентов налогов, 60 процентов ВВП, 70 процентов технологических инноваций, 80 процентов занятости в городских и сельских районах и составляют 90 процентов населения. всех компаний страны.

Сфера услуг также играет все более важную роль в экономическом развитии Китая. Несмотря на то, что сфера услуг Китая известна во всем мире как производственный центр, в 2017 году ее доля в ВВП превысила 50 процентов, а в 2021 году составила 53,3 процента. отрасли составляют 81,6 процента, 73,3 процента и 62,9 процента.процентов местного ВВП соответственно.

Китай рассматривает сектор услуг как ключевую движущую силу будущего роста, поскольку страна отказывается от своей зависимости от производства. Это изменение становится все более актуальным, поскольку стареющее население Китая, составляющее 90 044 человека, 90 045 человек приводит к сокращению рабочей силы, а рост заработной платы рабочих приводит к росту затрат на производство.

Но эти отрасли также являются одними из тех, которые больше всего пострадали во время экономических потрясений, вызванных пандемией. Как отметил китайский экономист Жэнь Цзепин, малый бизнес в Китае наиболее уязвим к волатильности рынка и кризисам, что совсем недавно проявилось под влиянием COVID-19.пандемия (ссылка на китайском). Учитывая характер блокировок COVID-19 и ограничений на поездки, больше всего пострадали предприятия, которые полагаются на личные транзакции и передвижение людей, такие как общественное питание, розничная торговля и путешествия.

Данные из отчета Deloitte, например, показывают, что 69 процентов предприятий общественного питания во время пандемии сократили количество посетителей на 80 процентов. Согласно отчету, это падение количества посетителей, которые обедают в ресторане, не было компенсировано увеличением заказов на вынос: 32% предприятий заявили, что, по их мнению, количество заказов на вынос уменьшилось на 80%, и только 15% считают, что заказы на вынос увеличились во время пандемии.

Путешествия и туризм, естественно, являются еще одним сектором, на который пандемия оказала значительное влияние. По данным Министерства культуры и туризма, во время китайского Нового года 2022 года, самого загруженного туристического сезона в Китае, было совершено 251 миллион поездок, что на два процента меньше, чем в 2020 году, несмотря на восстановление внутренних поездок в 2021 году. почти полностью остановлено, так как все больше и больше прибывающих рейсов приостанавливаются и отменяются из-за всплеска завезенного COVID-19. случаи. Китайские авиакомпании постоянно сообщают об убытках в 2021 году.

Хотя многие предприятия в этих отраслях в основном не работают, восстановление после пандемии было непростым. Введение строгих мер профилактики COVID-19 в ответ на спорадические вспышки продолжает сказываться на предприятиях, попавших под перекрестный огонь, а неопределенность привела к падению доверия потребителей и сокращению расходов.

В свете этих постоянных проблем Китай принял ряд мер для оказания помощи малым предприятиям в отраслях, пострадавших от пандемии. Последний список политик, опубликованный NDRC, специально нацелен на малый бизнес в сфере общественного питания, розничной торговли и туризма в Китае, предусматривая ряд мер, от снижения налогов до директив и технологических платформ для снижения комиссий для продавцов.

Налоговые льготы и фискальная поддержка малого бизнеса в Китае

Политика предусматривает продление ряда налоговых льгот для малого бизнеса в Китае. К ним относятся:

Расширение политики дополнительного вычета налога на добавленную стоимость (НДС) в сфере услуг.

В 2022 году вычитаемый входной налог налогоплательщиков в сфере производства и бытовых услуг будет по-прежнему вычитаться в размере 10 процентов и 15 процентов от налогооблагаемой суммы соответственно.

Расширение сферы применения политики «шести налогов и двух сборов» в 2022 году. Эта политика, впервые введенная в 2019 году для облегчения налогового бремени мелких налогоплательщиков НДС, позволяет правительствам провинций снизить «шесть налогов и два сбора». в пределах 50 процентов от суммы налога.

«Шесть налогов»:

  • Налог на ресурсы
  • Городской налог на содержание и строительство
  • Налог на имущество
  • Городской налог на землю
  • Гербовый сбор (за исключением гербового сбора на операции с ценными бумагами)
  • Налог на владение сельскохозяйственными угодьями

«Две платы»:

  • Доплаты за образование
  • Местные надбавки за образование

Эта налоговая льгота изначально применялась в период с 1 января 2019 г.

по 31 декабря 2021 г. и применялась только к мелким налогоплательщикам НДС. В настоящее время политика продлена до 2022 года и расширена за счет включения в нее соответствующих малых малоприбыльных предприятий и отдельных промышленных и коммерческих торговцев в сфере услуг.

В дополнение к снижению налогов, в списке полисов указаны несколько фискальных мер для поддержки малого бизнеса в Китае, в том числе:

  1. Расширение полиса инклюзивного страхования на случай безработицы и стабильное возобновление работы для компаний, у которых нет увольнений или сокращение увольнений и повышение коэффициент доходности ММСП с 60 процентов до максимум 90 процентов.
  2. Снижение арендной платы для ММСП и индивидуальных промышленных и коммерческих торговцев, расположенных в странах со средним или высоким риском COVID-19участки, сдающие в аренду государственное имущество. Для этих предприятий арендная плата может быть снижена на шесть месяцев в 2022 году. Для предприятий в других регионах арендная плата может быть снижена на три месяца в 2022 году.
    Всем населенным пунктам рекомендуется координировать финансирование для расширения поддержки арендной платы для предприятий, которые арендуют принадлежащее имущество.
  3. Рекомендации банкам по надлежащему распределению средств в размере 2,2 трлн юаней (348,8 млрд долларов США), высвобожденных в результате двух сокращений нормы обязательных резервов (RRR) в 2021 году.

Немного предыстории: RRR — это сумма ликвидности, которую банки должны держать против суммы, которую они ссужают. Чем ниже RRR, тем больше денег могут предоставить банки. Народный банк Китая (НБК) дважды снижал RRR в 2021 году, сначала в июле на 0,5 процентных пункта, а затем в декабре еще на 0,5 процентных пункта, что в целом высвободило около 2,2 трлн юаней (348,8 млрд долларов США) ликвидности. Хотя цель сокращения заключалась не только в том, чтобы предоставить больше финансирования для ММСП, эта директива политики указывает, что сокращение финансирования, как ожидается, будет передано малым предприятиям.

  1. Предоставление поощрительных фондов для покрытия 1 процента прироста остатка инклюзивных малых и микрокредитов местным корпоративным банкам, надлежащее распределение текущей квоты повторного кредитования в размере 400 миллиардов юаней (63,4 миллиарда долларов США) и руководство финансовыми учреждениями по увеличению их финансовой поддержки для отрасли, находящиеся в сложном положении, особенно сфера услуг.
  2. Снижение основной ставки по кредиту (LPR) и процентной ставки по повторному кредитованию для поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса. Кроме того, банки будут контролироваться и руководствоваться для снижения платы за обслуживание банковских счетов, комиссий за переводы и денежные переводы в юанях, а также комиссий за считывание банковских карт, чтобы снизить операционные расходы для ММСП.

Меры по оказанию помощи предприятиям общественного питания, розничной торговли и туристическим предприятиям

Признавая, что предприятия, ориентированные на оказание услуг, и их сотрудники являются особыми ограничениями в связи с COVID-19, в перечне политик изложены конкретные меры для смягчения потенциального воздействия. Эти меры включают в себя:

  • Поощрение правомочных регионов проводить бесплатное и периодическое тестирование на COVID-19 для сотрудников предприятий общественного питания и розничной торговли, а также предоставлять предприятиям субсидии и поддержку расходов, связанных с профилактикой эпидемий и стерилизацией. В частности, в 2022 году работники предприятий общественного питания и розничной торговли имеют право на получение субсидий в размере не менее 50 процентов их регулярных тестов на нуклеиновые кислоты9.0047
  • Предоставление провинциям с относительно большими денежными излишками в фондах страхования от безработицы и страхования от несчастных случаев на производстве ввести поэтапную отсрочку платежей по страхованию от безработицы и страхованию от несчастных случаев на производстве для предприятий общественного питания, розничной торговли и туристических предприятий. Приемлемые предприятия общественного питания, розничной торговли и туризма могут подать заявку на отсрочку платежей с одобрения правительства места, в котором они застрахованы, на срок до одного года. Комиссия за просрочку платежа в период отсрочки не взимается.
  • Поощрение агентств, финансирующих государственные гарантии, к предоставлению финансовой и кредитной поддержки правомочным ММСП общественного питания и розничной торговли, своевременному выполнению их юридических обязательств по субсидиарной ответственности и активной помощи предприятиям, пострадавшим от эпидемии, в продлении их гарантий и кредитов.
  • Поддержка квалифицированных населенных пунктов для вливания капитала в агентства по гарантиям государственного финансирования и предоставления субсидий на комиссию за гарантию финансирования.

Меры по оказанию помощи предприятиям общественного питания

Для смягчения последствий политики профилактики и контроля COVID-19 в списке указаны следующие меры, специально предназначенные для ММСП общественного питания: дальнейшее снижение платы за обслуживание для продавцов и снижение операционных расходов соответствующих компаний общественного питания, а также руководство интернет-платформами по поэтапной льготной плате за обслуживание для продавцов со средним и высоким риском COVID-19. области.

  • Поощрение страховых организаций к оптимизации продуктов и услуг для предприятий общественного питания
  • Расширение охвата страхования от перерыва в деятельности от убытков в связи с пандемией, повышение эффективности урегулирования убытков.
  • Повышение степени защиты предприятий общественного питания. Поощрение квалифицированных мест для предоставления премиальных субсидий.
  • Стимулирование страховых организаций к оптимизации продуктов и услуг, расширение охвата страхования от перерыва в деятельности от убытков в связи с пандемией, повышение эффективности урегулирования убытков, повышение степени защиты предприятий общественного питания. Поощрение квалифицированных мест для предоставления премиальных субсидий.
  • Меры по оказанию помощи туристическому бизнесу

    Чтобы смягчить воздействие COVID-19 на индустрию туризма и путешествий, в перечне политик указан ряд мер поддержки, которые включают расширение политики поддержки, реализованной в начале пандемии. Меры включают:

    • Расширение политики временного возмещения депозитов за качество услуг туристических агентств в 2022 году, которая впервые была реализована в 2020 году. Ставка возмещения останется на уровне 80 процентов для соответствующих туристических агентств. Места, отвечающие определенным условиям, смогут дополнительно увеличить ставку временного возврата.
    • Поощрение банковских и финансовых учреждений к увеличению предложения кредита для индустрии туризма.
    • Рекомендации финансовым учреждениям по разумному снижению процентных ставок по вновь выданным кредитам.
    • Поощрение квалифицированных туристических предприятий к выпуску корпоративных кредитных облигаций и расширению диверсифицированных каналов финансирования для туристических предприятий.
    • Увеличение комплексной финансовой поддержки ММСП с хорошими перспективами развития, занимающихся путешествиями, туризмом, исполнительским искусством и другими сферами.
    • Поощрение банковских и финансовых учреждений к предоставлению небольших кредитов отдельным промышленным и коммерческим предприятиям, таким как стартапы, связанные с туризмом, ММСП и тематические гостевые дома.

    Льготные меры для транспортных предприятий

    В 2022 году транспортным предприятиям предоставляется ряд налоговых льгот и мер поддержки, в том числе:

    • Приостановка на один год предоплаты по НДС железнодорожными предприятиями и предприятиями гражданской авиации.
    • Освобождение от НДС услуг общественного транспорта, таких как паромы, общественные автобусы, метро, ​​городской легкорельсовый транспорт, такси, междугородние пассажирские перевозки и маршрутные автобусы.
    • Продолжение субсидий центрального правительства на покупку подходящих автобусов на новых источниках энергии.
    • Местные органы власти могут координировать платежи между центральными и местными трансфертами и местные финансовые ресурсы для поддержки авиакомпаний и аэропортов в реализации мер по профилактике и контролю COVID-19.
    • Продолжение субсидий центрального правительства для квалифицированных авиамаршрутов и создания возможностей безопасности через Фонд развития гражданской авиации.
    • Продолжение субсидирования эксплуатации и наращивания потенциала безопасности малых и средних аэропортов и дочерних аэропортов через Фонд развития гражданской авиации
    • Предоставление скидок по кредитам на инфраструктуру гражданской авиации и предоставление инвестиционных субсидий для строительства аэропортов и проектов управления воздушным движением.

    Обуздание ограничений в связи с COVID-19

    В дополнение к политике прямой поддержки пострадавших от пандемии отраслей сферы услуг, список политик также нацелен на произвольное применение строгих мер по предотвращению COVID-19 местными органами власти. Среди прочего, список запрещает местным органам власти вводить ограничения и ограничения на поездки без согласования с центральным правительством. В частности, в списке правил указано несколько «необязательных» для местных органов власти, в том числе:

    • Не должны препятствовать возвращению людей из районов с низким уровнем риска в свои родные города.
    • Не следует произвольно расширять область действия зон среднего и высокого риска.
    • Нельзя подвергать людей из зон с низким уровнем риска таким мерам, как централизованный карантин, без разрешения или произвольно продлевать период централизованного карантина.
    • Запрещается блокировать города или районы в нарушение правил предотвращения эпидемий или без необходимости прерывать работу общественного транспорта без разрешения.
    • Запрещается закрывать или продлевать время закрытия ресторанов, супермаркетов, живописных мест, кинотеатров и других поставщиков услуг без соответствующей политики.

    Мы надеемся, что эти правила облегчат людям поездки между различными регионами Китая, в частности тем, кто живет в районах со средним и высоким уровнем риска, и помогут увеличить внутренние поездки и потребление.

    Долгосрочная поддержка малого бизнеса в Китае

    Китай хорошо осознает большую роль, которую ММСП играют в экономической стабильности страны. Он также осознает влияние, которое COVID-19 оказал на эти компании, и потенциальные последствия для будущего экономического роста страны, если полное восстановление будет продолжаться с ошибками.

    Поскольку политика Китая по нулевому COVID-19 не показывает никаких признаков ослабления, правительство должно обеспечить более надежную систему защиты для компаний, и эти политические меры для сферы услуг знаменуют собой значительный шаг в увеличении поддержки ММСП, но, вероятно, не будут последний.

    Вскоре после публикации списка политик Народный банк Китая (НБК) отменил принятое в октябре 2021 года решение, запрещающее владельцам бизнеса принимать платежи с помощью личных мобильных штрих-кодов. Однако в своем последнем заявлении НБК изменил свою позицию, заявив, что владельцы бизнеса могут использовать свой собственный штрих-код или подать заявку на новый штрих-код продавца, вероятно, из-за чрезмерного негативного влияния, которое это окажет на малый бизнес в Китае.

    Весьма вероятно, что мы увидим развертывание дополнительных мер поддержки для увеличения поддержки ММСП в других отраслях. Правительство заинтересовано в развитии новых стартапов, особенно в области технологий и телекоммуникаций, поскольку ММСП являются ключевым двигателем инноваций и крупным источником патентных заявок

    Хотя это прямо не указано в перечне политики, возможно, что малые и средние предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) в сфере услуг также будут иметь право на меры поддержки, описанные выше.

    Иностранные инвесторы и предприниматели, желающие узнать больше о преференциальной политике для ПИИ в Китае, могут связаться с нами по телефону [email protected].


    О нас

    Китай Брифинг написан и подготовлен компанией Dezan Shira & Associates. Практика помогает иностранным инвесторам в Китае и делает это с 1992 через офисы в Пекине, Тяньцзине, Даляне, Циндао, Шанхае, Ханчжоу, Нинбо, Сучжоу, Гуанчжоу, Дунгуане, Чжуншане, Шэньчжэне и Гонконге. Пожалуйста, свяжитесь с фирмой для получения помощи в Китае по адресу china@dezshira.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *