Зарубежные инвестиции это: Иностранные инвестиции — Финуслуги

Содержание

Что такое прямые иностранные инвестиции. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Прямому инвестированию противопоставляют портфельное — покупки ценных бумаг без намерения получить контроль над предприятием.

Центробанк РФ под прямыми инвестициями понимает вложения средств, когда иностранный инвестор (государственные и частные организации, физические и юридические лица либо их объединения) владеет 10% и более в капитале российской компании.

Аналогичным образом Министерство торговли США считает инвестиции прямыми, когда любое иностранное предприятие контролирует по меньшей мере 10%-ю долю в американской фирме.

Страны, как правило, борются за привлечение иностранных инвестиций, так как их приток приводит к росту ВВП страны — расширению производства, обновлению устаревших основных фондов и доступу к передовым зарубежным технологиям. Показатель ПИИ отражает уровень развития стран и регионов, а также степень заинтересованности зарубежных инвесторов в ведении бизнеса в том или ином государстве.

Как правило, источниками ПИИ выступают компании из развитых стран. Основные экспортёры капитала в формате прямых инвестиций — крупные транснациональные компании. Они вкладываются в производство, строительство новых заводов и филиалов зарубежных компаний, а также в приобретение уже действующих предприятий через покупку пакетов акций.

Пример употребления на «Секрете»

«По итогам года Россия потеряла несколько позиций в списке 20 самых привлекательных для инвестиций стран Европы, опустившись с восьмого на 11-е место. Тем не менее EY отметило, что уменьшение числа проектов с прямыми иностранными инвестициями было характерно для всего мира в целом, так что РФ не одинока в этой отрицательной динамике».

(Из новости 2021 года.)

Нюансы

Пример положительного эффекта прямых иностранных инвестиций: политика Саудовской Аравии, направленная на диверсификацию её доходов от нефти и газа, привела к существенному росту ПИИ в обрабатывающие отрасли промышленности, а также в инфраструктуру и в сферу услуг.

В то же время существуют и отрицательные эффекты:

  • ухудшение состояния платёжного баланса из-за репатриации прибыли;
  • ущемление местных производителей;
  • приход в страну «грязных производств»;
  • иностранные компании могут перенести низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу за рубеж, сохранив более квалифицированную и высокооплачиваемую у себя на родине.

Факты

  • Согласно подсчётам Ernst&Young (EY), в 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 141 проект на территории России (11-е место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы).

  • В 2020 году, по сравнению с 2019-м (191 проект), объём ПИИ в РФ сократился в 4 раза из-за пандемии, высокой базы прошлых лет и санкционных рисков в отношении РФ (индекс геополитического риска страны в 2020 году составил 126 пунктов, что на 11% выше среднего уровня за предыдущие 10 лет).

  • Тройка стран-лидеров, активнее всего инвестировавших в российскую экономику в 2020 году: Германия (26 проектов), Китай и США (по 15), а также Италия (13). Более половины американских компаний, как и немецкий бизнес, инвестировали в агропродовольственный сектор.

  • Производство — самая привлекательная отрасль для иностранных инвестиций в России (107 проектов). Благодаря импортозамещению и продовольственному эмбарго лидер по объёму вложений зарубежных средств — агропродовольственный сектор (42).

  • Самые востребованные у иностранных инвесторов регионы: Москва и Московская область (41 проект), Санкт-Петербург и Ленинградская область (16) и Татарстан (10).

Проблема

За показателями ПИИ в России скрываются несколько негативных особенностей:

  • Офшорное (то есть российское) происхождение существенной доли поступающих в страну инвестиций (в частности, «круговорот капитала» — схема, при которой местные деньги перемещаются за рубеж, а затем возвращаются в отечественную экономику в форме прямых инвестиций).
  • Крайне неравномерное распределение инвестиций между отдельными регионами страны.
  • Высокая отраслевая волатильность.

По оценкам экономиста РАН Бориса Хейфеца, до введения западных санкций в середине 2010-х и старта государственной кампании по деофшоризации от 60% до 80% прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на офшоры (например, Британские Виргинские Острова), куда они были до этого отправлены из России же. По итогам 2016 года РФ вошла в пятёрку стран — крупнейших инвесторов в офшорные зоны, писали экономисты РАНХиГС. Несмотря на то что с 2014 года поступление ПИИ в российскую экономику из офшорных зон значительно сократилось, офшорный сектор по-прежнему составляет её весомую часть. Примерно половина инвестиционного обмена России приходится на офшорные зоны.

Широкое распространение офшорных схем может свидетельствовать о неудовлетворительных условиях ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах ради минимизации налогов и пр. Эксперты прямо указывают на то, что офшоризация российской экономики отрицательно влияет на состояние её инвестиционного климата.

Статью проверил:

Зарубежные инвестиции для российских стартапов

Лиана Липанова

узнала, как российскому бизнесу привлечь инвесторов

Профиль автора

Российским стартапам стало сложнее привлекать деньги из-за рубежа.

Но варианты все же есть: мы поговорили с предпринимателями и инвесторами о том, где бизнесу найти финансирование. Они советуют искать инвесторов на Ближнем Востоке и в Азии, тщательнее готовиться к презентации, перевозить команду или, наоборот, не спешить с релокацией.

«Арабский рынок открыт для российских компаний»

Илья Сотонин

гендиректор платформы для управляющих компаний в домах Doma.ai

До недавнего времени многие российские стартапы стремились попасть в американские акселераторы и привлекать деньги от западных инвесторов. Они проще идут на риски, чем российские инвесторы. Сейчас, помимо идейных соображений венчурных фондов, перед стартапами встает вопрос, как получить деньги.

Сложности ждут не только из-за репутационных рисков, которые особенно актуальны для европейских и американских инвесторов, но и с финансовыми переводами, например. Трудно предугадать, как будет развиваться ситуация дальше и какие еще ограничения появятся. Всего этого достаточно, чтобы посчитать инвестиции в российские компании слишком высоким риском.

В начале года мы прошли в акселератор Фонда имени Шейха Зайеда — предлагали свой продукт арабским девелоперам. И теперь я считаю, что это было очень правильным решением. Арабский рынок открыт для российских компаний и кажется мне очень перспективным. И не только с точки зрения закрывшихся европейских возможностей, но и в силу специфики нашего продукта.

Если говорить про proptech, то есть про диджитал-проекты на рынке недвижимости, то нужно смотреть на страны, в которых идет активная стройка и применение новых технологий. Европейские страны с этой точки зрения довольно консервативные, там нет такого ввода нового жилья, как, например, в Дубае.

/biznes-investicii/

«Не строить заводы по производству одноразовых масок»: в какой бизнес инвестировать в кризис

Сейчас в регионе создаются очень привлекательные условия для стартапов. Например, в ОАЭ достаточно простая модель финансовой отчетности: нет налогов на прирост капитала и на заработную плату. Здесь созданы условия для знакомства с потенциальными инвесторами за счет большого количества бизнес-мероприятий. Отношение к россиянам остается позитивным, что тоже важно.

Есть и сложности: например, при открытии банковского счета нужно соблюсти все условия с первого раза и тщательно подготовить документы. Если придет отказ в открытии счета, второй раз заявку в этот же банк подать не удастся.

Кроме того, в ОАЭ нет четкого регулирования законодательства в области интеллектуальной собственности. И здесь высокие цены: регистрация бизнеса обходится в среднем в 10 000 $ в год.

10 000 $

стоит регистрация бизнеса в ОАЭ в год

На Ближнем Востоке все еще меньше венчурных фондов, чем в тех же Штатах, но при нынешнем ограниченном выборе стоит поискать возможности.

«Компании, которые умеют окупаться, окажутся в приоритете»

Александра Герасимова

гендиректор сервиса с единым абонементом в фитнес-клубы Fitmost

В марте как местные, так и иностранные фонды не вкладывались в российские проекты. Сложно было понять, насколько далеко можно планировать сотрудничество и можно ли вообще.

Сейчас рынок постепенно начинает оживать, но пока можно сказать, что для компаний в России доступ к международным инвестициям будет сложным. Несомненно, уже есть те, кто не смог поднять раунд, так как фандрайзинг пришелся на самый острый период.

Тем не менее я думаю, что у сильных проектов даже сейчас будут возможности найти инвестиции и в России, и за границей. Это потребует больше усилий, нужно показывать очень хорошие результаты. На мой взгляд, внимание будет направлено на сильные бизнес-модели, которые умеют зарабатывать.

Бизнес, который планирует долгие поиски путей монетизации, вряд ли найдет инвесторов.

Я думаю, что компании, которые уже умеют окупаться, могут масштабировать бизнес, у которых уже выстроена рабочая юнит-экономика, окажутся в приоритете, потенциальные инвесторы станут искать именно такие проекты.

Проекты, которые умеют зарабатывать — это как костер, в который просто нужно подкидывать дров. Стартапы, которые пока не научились монетизировать свой проект, — костер, который только предстоит разжечь, и непонятно, загорится ли в итоге.

Фаундеры российских стартапов должны хорошо понимать, что фонды будут еще тщательнее оценивать риски. Теперь при прочих равных они должны будут перформить во много раз лучше, чем все остальные. Это тяжело, но реально.

/interview-test-gipotez/

«Мой продукт кому-нибудь нужен?»: 13 вопросов о проверке гипотез

Стоит рассмотреть поиск инвесторов в Азии. Но при этом важно понимать, что и там тоже будут долго присматриваться и внимательнее изучать любой проект, не станут принимать быстрых решений. Стартапам важно осознанно искать фонды, учитывать местную специфику и не торопиться.

На мой взгляд, не стоит спешно релоцироваться. Необходимо сначала понять, что будет происходить с бизнесом здесь, какие у него будут возможности. Не исключаю, что кому-то даже не потребуется переезжать. В любом случае каждый кейс уникален, всегда нужно отталкиваться от специфики.

«Искать инвесторов нужно там, где находится целевой рынок бизнеса»

Егор Егерев

гендиректор Ticketscloud, партнер Collider

Выбор инвесторов зависит от рынка, на котором стартап хочет развиваться. Предприниматели выбирают фонды с фокусом на этот рынок и подбирают список потенциальных инвесторов. В Европе и Азии есть много инвестиционных фондов, но самый большой рынок инвестиций явно в США.

В российские стартапы зарубежные деньги практически не привлекались и до нынешней ситуации. Кроме того, в Россию не вкладываются и многие фонды с российскими корнями. А сейчас зарубежных инвестиций нет совсем. Наверное, есть локальные инвестиции, но это скорее не фонды, а какие-то стратегические инвесторы или частные деньги.

Раньше основной рынок стартапа мог быть за границей, основатели и часть сотрудников могли базироваться там же. При этом часть сотрудников, например команда исследования и разработки, могли находиться в России. Это не мешало привлечению инвестиций.

Сейчас это будет красный флаг для инвестора. Если международная компания хочет привлечь зарубежные средства, то у нее не должно быть никакой связи с Россией, в том числе никаких финансовых транзакций с российской дочкой. В целом проекту с отечественными инвесторами стало сложнее привлекать инвестиции.

Поэтому теперь те стартапы, которые изначально целились на зарубежные инвестиции, либо полностью закрывают российское подразделение, либо юридически его отделяют, либо релоцируют всех сотрудников. При этом инвесторы будут изучать стартап более пристально, но если соблюсти все правила релокации и отсутствия связи с деятельностью в России, то есть шанс привлечь деньги.

/guide/startups/

Как привлечь инвестиции в бизнес

При релокации бизнеса нужно не просто туристическое пребывание в этой стране, а ВНЖ и другие сопутствующие вещи. Я слышал, в каких-то фондах даже говорили, что это большая возможность: очень много русских предпринимателей сейчас переехали и наконец в них можно инвестировать. Раньше это было невозможно, потому что они находились в России.

Что в итоге: искать инвесторов нужно там, где находится целевой рынок бизнеса. Релоцировать основателей нужно было и до этого, сейчас перевозить нужно всю команду.

«Чтобы работать на мировом рынке, надо зарегистрировать компанию в одной из международных юрисдикций»

Артем Инютин

сооснователь и управляющий партнер TMT Investments

Если стартапы планируют работать только на территории России, то инвестиции на ранней стадии можно получить от российских ангелов и ФРИИ. На более поздних стадиях по-прежнему работают некоторые венчурные фонды и крупные корпорации типа Сбера.

Если стартап планирует работать на международных рынках, то после первых ангельских инвестиций надо постараться зарегистрировать компанию в одной из международных юрисдикций. И на последующих этапах инвестирования искать уже международные фонды.

Но важно учесть: международные фонды будут требовать, чтобы команда находилась в стране, где нет военных и санкционных рисков.

«Отказаться от части платежей из России или переориентировать компанию на другой рынок»

Анастасия Миролюбова

соосновательница платформы для иммиграции immigram.io

Из-за санкций США от 6 апреля американские фонды больше не могут инвестировать в российские компании. Есть проблемы с привлечением инвестиций и из Европы. Кроме того, венчурные фонды с российскими корнями тоже все чаще отказываются от инвестиций в стартапы, ориентированные только на российский рынок.

The Washington Post отмечает, что в зоне риска также находятся основатели российского происхождения со стартапами в США и Европе, которые получали основной поток инвестиций от российских венчурных компаний — в нынешних условиях это уже невозможно. Стартапам приходится искать инвесторов вне США, либо «отрезать» часть российской выручки.

Большинство наших клиентов — граждане РФ, но находятся за пределами России. Платежи нам поступают из других стран, и нас эти санкции не коснулись. Другим компаниям сейчас тяжелее, особенно тем, у которых большой процент выручки поступает из России. Стоит выбор — либо опять-таки отказаться от части платежей из РФ, либо трансформировать компанию и выбрать другие локации в качестве основного рынка.

У нас с конца февраля наблюдается значительный прирост числа клиентов. В феврале количество заявок на нашем сайте выросло в три раза, в марте — еще в два, достигнув почти 4000 заявок.

Чтобы получать финансирование от бизнес-ангелов или от профильных фондов за пределами США, важно, чтобы фаундеры компании не были резидентами РФ, а команда стартапа также находилась за пределами России. Например, мы перевезли ключевых работников в Ереван. Фонды также следят за тем, чтобы серверы и IP-адреса не были российскими.

/bisnes-relokazia/

«Релокация — это не „куда“, а „зачем“»: как предприниматели перевозят бизнес в другие страны

Сейчас российские компании активно перевозят своих сотрудников из страны. Многие стартапы релоцируются в Армению: по словам министра экономики Армении Ваан Керобяна, около десятка российских компаний уже переехали в Армению, несколько находятся в процессе переезда.

В основном компании, которые переводят или готовятся переводить в Армению свой бизнес, — это ИТ-компании, которые собираются работать с западными рынками. Другие варианты: Грузия, Турция и ОАЭ.


SICE — Инвестиции — США


США


ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ АКТ

I. Определения
1 Определения
Для целей настоящего закона:
1. Под территорией понимается территория, находящаяся под суверенитет княжества провинции Хатт-Ривер.
2. Под иностранным инвестором понимается:

а) каждое физическое лицо, являющееся гражданином иностранного государства; или
б) каждое физическое лицо, являющееся гражданином провинции Хатт-Ривер Княжество, но кто всегда проживал за пределами страны; или
в) любое юридическое лицо, учрежденное по законам иностранного государства, которая прямо или косвенно стремится осуществить или осуществляет инвестиции на территории княжества провинции Хатт-Ривер в соответствии со своим законом.

3. Под иностранными инвестициями понимаются все виды инвестиций в территории княжества провинции Хатт-Ривер под прямым или косвенная собственность иностранного инвестора, состоящая из:

а) движимое или недвижимое имущество, материальные или нематериальные активы или любые другие вид владения;
б) компания, акции компании и любая форма участия в компания;
c) кредиты, финансовые обязательства или обязательства в деятельности, которая экономическая ценность и то, что связано с инвестициями;
г) интеллектуальная собственность, в том числе литературная, художественная, научная, технологии, аудиозаписи, изобретения, промышленные образцы, полупроводниковые масочные работы, ноу-хау;
д) каждое право, предоставленное законом или договором, и каждую лицензию или разрешение, выдаваемое в соответствии с законодательством.

4. Под «доходом» понимается сумма денег, возникающая в результате или связанных с инвестициями, включая прибыль, дивиденды, проценты, плата за рекапитализацию, плата за управление, плата за техническую помощь или другие гонорары или взносы в натуральной форме.

II. Общие положения

2 Полномочия и режим

Иностранные инвестиции в провинции Хатт-Ривер Княжество подлежит предварительному разрешению и на основании соглашения между иностранными инвестор и государство в каждом конкретном случае.

Соглашение может включать освобождение от уплаты налогов, доходов или других такие расходы.
Иностранный инвестор допускается и рассматривается на условиях не менее благоприятнее, чем те, которые применяются к отечественным инвесторам в аналогичных обстоятельств, исключая право собственности на землю, которое регулируется специальный закон.

Во всех случаях и во все времена инвестиции имеют равные и беспристрастные лечения и полной безопасности.
Во всех случаях иностранные инвестиции рассматриваются не менее благоприятно, чем закреплены общими нормами, принятыми международным правом.

3 Запрет

Иностранные инвестиции запрещены в следующих сферах:

а) оборона, внутренний общественный порядок и безопасность государства;
б) банковская деятельность с участием центрального банка и банка-эмитента;
c) другие области, которые по закону считаются абсолютно зарезервированными для Государство или Суверенный Князь.

4 Защита от экспроприации и национализации

Никакая собственность или иностранные инвестиции любого описания не могут быть экспроприированы или национализированы ни прямо, ни косвенно, и не интерес или право на имущество или иностранные инвестиции любого описание иностранного инвестора приобретается в обязательном порядке, за исключением для общественных целей, определенных законом.
Иностранные инвестиции будут рассматриваться на недискриминационной основе и оплачиваться немедленно, справедливым и эффективным образом и в соответствии с процесс права.

5 Занятость

Компания с иностранными инвестициями имеет право нанимать Hutt River Граждане.
Иностранные граждане Хатт-Ривер и иностранные граждане имеют право на работу на территории, когда они имеют вид на жительство.

III. Предложение

6 Подача предложения

Предложения об иностранных инвестициях должны быть представлены в компетентный орган, сопровождаются документацией, необходимой для (неразборчиво) и юридического характеристика инвестора и планируемые инвестиции.

7 Оценка предложения

После получения предложения Кабинет министров имеет срок в девяносто дней, чтобы оценить его и высказать свое мнение. В этот период Кабинет анализирует и оценивает предложение.

8 Исправление предложения

В случае, если поданное предложение является недостаточным или недостаточна по форме, Кабинет министров уведомляет об этом заявителя, фиксируя срок, в течение которого предложение должно быть исправлено или пересмотрено.

9 Отклонение предложения

Отклонение предложения входит в компетенцию Кабинета министров.
Отклонение предложения, о котором должно быть официально сообщено заявителя Кабинетом министров, может основываться только на:
а) причины правового характера;
б) нежелательность планируемых инвестиций в свете инвестиционная стратегия определяется компетентным суверенным органом государства.

10 Жалоба на решения об отказе

Жалобы на решения об отклонении, принятые в соответствии с условия 9, должны быть сделаны в иерархически вышестоящий орган соответствующего и должно быть подано в течение 30 дней.

11 Одобрение предложения

Утверждение принимает форму соглашения между инвестором и правительство княжества провинции Хатт-Ривер.

IV. Перевод денежных средств

12 передач

Иностранные инвесторы имеют право перевода с территории Княжество провинции Хатт-Ривер все активы, относящиеся к иностранному инвестиций, в том числе:

а) доходы;
б) компенсация;
в) выплаты вследствие инвестиционного разногласия;
г) платежи, произведенные по договору, в том числе платежи по кредиту и процентам по кредитному договору;
e) доходы от продажи или оплаты любой или всей части инвестиции;
f) возврат собственного капитала в результате уменьшения капитала когда компания уменьшила свой капитал по Хатт Ривер законодательство.

Иностранные инвесторы получат право осуществлять переводы за территории княжества провинции Хатт-Ривер в свободно конвертируемую валюте, рассчитанной по действующему рыночному курсу на дату перевод, в отношении сделок спот в валюте, которая будет перенесено.
Княжество провинции Хатт-Ривер может ограничить право передачи равным и недискриминационным образом законов общего применения, включая законы об уплате налогов и удовлетворение исковых требований и судебных решений.

V. Нарушение условий инвестирования

13 Нарушения

Без ущерба для положений других правовых документов акты несоблюдение, злонамеренное или халатное отношение к юридическим обязательствам, к которым иностранный инвестор несет ответственность, представляют собой нарушения.

В частности, нарушениями считаются следующие действия:

а) использование средств из иностранных источников, не соблюдение принципов и законов Княжества;
б) осуществление коммерческой деятельности, выходящей за рамки разрешенного цель.

14 Санкции

Без ущерба для других санкций, специально предусмотренных законом нарушения, указанные в пункте 13, влекут за собой следующие санкции:

а) потеря налоговых льгот;
б) отзыв разрешения на инвестиции.

Невыполнение проекта в сроки, установленные для него в разрешение или продление влечет за собой санкции, предусмотренные в строке б) предыдущего раздела.

15 Решения и апелляции в отношении санкций

Иностранные инвесторы в обязательном порядке должны быть заслушаны до подачи заявки любых санкций. При определении меры наказания все обстоятельства нарушения или степень вины, предполагаемые выгоды и выгоды, полученные в результате совершения нарушения/ и ущерб, возникший в результате этого, должен быть принят во внимание.

Иностранные инвесторы могут подавать иски или обжаловать санкции в соответствии с действующим законодательством.

VI. Правила

16 Правила

После консультации с Кабинетом Министр может в соответствии с законом инструмент, обеспечить:

(a) все, что настоящим Законом требуется или разрешено предписано, и
(c) такие другие вопросы, которые необходимы или способствуют лучшему реализации целей настоящего Закона.


Что происходит, когда иностранные инвестиции становятся угрозой безопасности?

Введение

Соединенные Штаты являются как крупнейшим в мире прямым иностранным инвестором, так и крупнейшим бенефициаром прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Но, как и любая суверенная страна, она стремилась сдерживать открытость рынков защитой интересов своей национальной безопасности. Достижение этого баланса, который со временем менялся, означало введение определенных ограничений на зарубежные инвестиции в стратегически важные секторы экономики США.

Больше от наших экспертов

Цзунъюань Зои Лю

Зеленые ямы возобновляемых источников энергии против сельскохозяйственных угодий. Ядерная энергия может помочь

Брэд В. Сетсер

Общая структура и ее недостатки

Джеймс М. Линдси

Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии

Созданный в 1975 году Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS) является мощной межведомственной комиссией, которая проверяет иностранные операции с американскими фирмами на предмет потенциальных рисков безопасности. Законодатели расширили полномочия комитета в 2018 году на фоне растущего потока китайских инвестиций, а в 2022 году президент Джо Байден издал первый набор конкретных критериев для комитета по выявлению угроз национальной безопасности. Тем временем другие западные страны, от Австралии до Великобритании, ужесточают контроль над иностранными инвестициями.

Как США получают выгоду от иностранных инвестиций?

Подробнее:

Соединенные Штаты

Потоки капитала

Иностранные инвестиции

Оборона и безопасность

Китай

Вашингтон традиционно возглавлял международные усилия по устранению барьеров для трансграничных потоков капитала с целью расширения инвестиционных возможностей для многонациональных компаний США и создания более стабильной и эффективной международной системы. Соединенные Штаты в значительной степени зависят от притока иностранных инвестиций, чтобы компенсировать нехватку сбережений внутри страны, и они обычно входят в число наиболее благоприятных направлений для прямых иностранных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции — владение или контроль иностранной организации над 10 или более процентами отечественного предприятия — играют значительную и растущую роль в экономике США.

Краткий обзор ежедневных новостей

Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.

Просмотреть все бюллетени >

Согласно исследованию Министерства торговли, в 2019 году иностранные инвестиции поддерживали около шестнадцати миллионов рабочих мест в США [PDF], или 10,1 процента от общей численности рабочей силы. В среднем иностранные фирмы платят более высокую заработную плату, чем их отечественные конкуренты; они также непропорционально вовлечены в производство.

Какие опасения по поводу иностранных инвестиций?

Опасения, связанные с зарубежными операциями, обычно связаны со слияниями, поглощениями и поглощениями отечественных фирм, а не с новыми инвестициями, известными как новые проекты. Правительство США, как и его коллеги по всему миру, приняло закон, который уполномочивает федеральные агентства рассматривать иностранные сделки, которые могут привести к значительному аутсорсингу рабочих мест, потере контроля над цепочками поставок сельскохозяйственной продукции, обмену конфиденциальными технологиями или нарушению критических инфраструктура.

Больше от наших экспертов

Цзунъюань Зои Лю

Зеленые ямы возобновляемых источников энергии против сельскохозяйственных угодий. Ядерная энергия может помочь

Брэд В. Сетсер

Общая структура и ее недостатки

Джеймс М. Линдси

Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии

Но многие экономисты предупреждают, что введение обременительных ограничений на приток ПИИ может спровоцировать ответные меры со стороны других стран. Чтобы избежать этого, тридцать восемь членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также двенадцать государств, не входящих в нее, подписали не имеющее обязательной силы обязательство относиться к фирмам, контролируемым иностранными компаниями, на своей территории не менее благосклонно, чем к отечественным предприятиям. Однако в соответствии с этим соглашением правительствам предоставляется значительная свобода действий для освобождения от налога секторов своей экономики, которые считаются важными для национальной безопасности. Страны определяют эту «критическую инфраструктуру» по-разному [PDF], но большинство определений включают услуги и активы, нарушение которых может оказать значительное негативное влияние на экономику страны или национальную безопасность.

Эксперты по международным инвестициям Алан П. Ларсон и Дэвид М. Марчик, соавторы Специального доклада Совета за 2006 г. по этому вопросу, говорят, что государственная собственность на многонациональные компании часто бывает благоприятной. Однако они отмечают, что опасения возникают, «когда решения иностранной компании становятся продолжением политических решений правительства, а не коммерческих интересов компании». Авторы приводят в качестве предостережения пример решения российского энергетического гиганта «Газпром» в 2006 году прекратить поставки газа на Украину, что некоторые западные наблюдатели сочли политически мотивированным решением.

Подробнее:

Соединенные Штаты

Потоки капитала

Иностранные инвестиции

Оборона и безопасность

Китай

Совсем недавно лидеры Европы и США выразили обеспокоенность по поводу инвестиций крупных китайских фирм, деятельность которых находится под влиянием правящей Коммунистической партии Китая. Американские политики стали чувствительны к попыткам Китая приобрести критически важные технологии или передовые технологии, которые правительство считает важными для национальной безопасности. Официальные лица обвиняют Пекин в принудительной передаче технологий или в требовании от западных фирм делиться технологиями для ведения бизнеса с китайскими компаниями. И президент Дональд Трамп, и президент Байден предприняли шаги, чтобы ограничить приобретение Китаем передовых американских технологий, сославшись на их потенциальную роль в наращивании военной мощи Китая и контроле над критически важными цепочками поставок.

Как развивался обзор иностранных инвестиций?

Федеральный надзор за иностранными инвестициями развивался с течением времени, часто в ответ на изменение экономических условий и условий безопасности. Президент Джеральд Форд создал CFIUS в 1975 году на фоне растущих инвестиций членов Организации стран-экспортеров нефти или ОПЕК в Соединенных Штатах, которые многие политики считали потенциально подозрительными.

Однако в последующие годы многие в Вашингтоне считали, что надзорный орган не выполняет своих обязательств. В 1988 Конгресс укрепил процесс пересмотра CFIUS, приняв поправку Exon-Florio к Закону об оборонном производстве 1950 года. Как и в предыдущее десятилетие, реформа была вызвана озабоченностью ростом иностранных инвестиций — на этот раз японских — в чувствительные отрасли промышленности США, включая Предложение компьютерного гиганта Fujitsu о покупке американского производителя компьютерных микросхем Fairchild Semiconductor.

Президенту были предоставлены далеко идущие полномочия блокировать иностранные приобретения по соображениям «национальной безопасности».

Exon-Florio преобразовала CFIUS в мощный контрольный орган и предоставила президенту далеко идущие полномочия блокировать иностранные приобретения по соображениям «национальной безопасности» в широком смысле. Решения исполнительной власти не требуют одобрения Конгресса и не могут быть рассмотрены в судебном порядке.

Процесс CFIUS был снова изменен Законом об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007 года (FINSA), который был принят после скандала с Dubai Ports World. В марте 2006 года, на фоне бурной политической оппозиции в США, государственная фирма, базирующаяся в столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубае, отклонила свою заявку на получение контроля над крупными портовыми операциями США. Многие в Конгрессе заявили, что спорная сделка повысит риск террористической атаки на Соединенные Штаты. Президент Джордж Буш и CFIUS ранее одобрили сделку. FINSA предоставила Конгрессу больший контроль над CFIUS, расширила юридическое значение термина «национальная безопасность», включив в него критически важную инфраструктуру, и потребовала от CFIUS расследовать все сделки с иностранными инвестициями, в которых зарубежная организация принадлежит или контролируется иностранной державой.

В 2022 году Байден подписал указ, в котором впервые четко сформулированы конкретные риски, которые CFIUS должен учитывать. Приказ установил пять критериев для рассмотрения потенциальной сделки: влияние на цепочки поставок США, в том числе не связанные с обороной; влияние на лидерство США в передовых технологиях; как сделка находится в рамках отраслевых инвестиционных тенденций; риски кибербезопасности, которые могут возникнуть в результате транзакции; и риски для личных данных людей в Соединенных Штатах.

Какую роль сыграл рост китайских инвестиций?

Законодатели и сотрудники службы безопасности все больше обеспокоены ростом китайских инвестиций в американские компании, которые с 2005 года составили более 180 миллиардов долларов. Сменявшие друг друга администрации США осуждали промышленную политику «Сделано в Китае 2025», с помощью которой Пекин использует китайские инвестиции в иностранные технологические фирмы быстро развивать собственный высокотехнологичный производственный сектор Китая. В 2022 году Байден признал, что «некоторые страны используют иностранные инвестиции для получения доступа к конфиденциальным данным и технологиям в целях, наносящих ущерб национальной безопасности США».

В последние годы CFIUS расширил сферу своей деятельности, включив в свою компетенцию больше сделок. В 2016 году агентство расширило процесс проверки, чтобы усилить надзор за так называемыми сделками без уведомления, то есть сделками, которые не были зарегистрированы в агентстве.

В 2018 году Конгресс принял — и Трамп подписал — Закон о модернизации системы контроля за рисками иностранных инвестиций (FIRRMA), который многие эксперты назвали наиболее значительным пересмотром полномочий агентства с 1988 года. FIRRMA позволяет CFIUS проверять более широкий спектр транзакций, включая любые «непассивные» инвестиции в американские фирмы, занимающиеся критически важными технологиями или другими чувствительными секторами. Он также продлевает период проверки, дает CFIUS больше свободы для приостановки транзакций, увеличивает финансирование и кадровое обеспечение агентства, а также предписывает отдельный процесс проверки экспорта конфиденциальных технологий США.

Несмотря на то, что закон конкретно не касался Пекина, китайские инвестиции в Соединенные Штаты сократились с тех пор, как он стал законом. Согласно данным CFIUS, количество регистраций транзакций китайских инвесторов сократилось на 43% [PDF] за два года после принятия закона, в среднем до 32% в год.

Скептики реформ тем временем опасаются, что они могут перегрузить CFIUS, снизить конкурентоспособность американских компаний и ослабить динамизм технологического сектора. Политика, ограничивающая китайские инвестиции в Соединенные Штаты, может быть «дорогостоящей (наносит ущерб американской промышленности и инноваторам), неточной (препятствующей большей активности, чем предполагалось) и даже бесполезной (неспособной устранить соответствующие китайские технологические угрозы)», — пишет Фонд Карнеги. для Джона Бейтмана из International Peace.

Как работает процесс проверки CFIUS?

CFIUS действует по усмотрению президента и возглавляется министром финансов. В него входят главы следующих департаментов: торговли, обороны, энергетики, национальной безопасности, юстиции и государства, а также торговый представитель США и директор Управления научно-технической политики. Несколько других офисов также вносят свой вклад: Совет экономических консультантов, Совет национальной безопасности, Национальный экономический совет, Совет национальной безопасности и Управление управления и бюджета. Кроме того, директор национальной разведки и министр труда являются членами без права голоса или по должности.

До FIRRMA CFIUS проверял каждое слияние, поглощение или поглощение, приводящее к «иностранному контролю над любым лицом, участвующим в торговле между штатами в Соединенных Штатах». FIRRMA расширила этот объем обзора, включив в него неконтролирующие инвестиции.

С момента создания CFIUS президенты только пять раз блокировали сделки.

Перед официальной регистрацией, которая является обязательной для некоторых сделок, связанных с критически важными технологиями, комитет рекомендует сторонам любой зарубежной сделки, которая может иметь последствия для безопасности, конфиденциально проконсультироваться с персоналом CFIUS, чтобы выявить и решить потенциальные проблемы. После подачи официального уведомления CFIUS рассматривает предложенную сделку в течение сорока пяти дней, в течение которых он может запросить дополнительную информацию и предоставить обратную связь сторонам. Большинство обзоров завершаются в начальный период; те немногие, которые вызывают опасения, вызывают второе, сорокапятидневное расследование. CFIUS и сторонам сделки иногда необходимо заключить соглашение о смягчении последствий для решения любых проблем национальной безопасности. По истечении периода расследования комитет может дать отрицательную рекомендацию президенту, у которого затем есть пятнадцать дней для принятия решения.

Только президент имеет право блокировать транзакцию, но предварительно должны быть выполнены два условия: президент должен иметь «достоверные доказательства» того, что сделка нанесет ущерб национальной безопасности, и должен определить, что существующие законы США недостаточны для защиты национальной безопасности.

Как часто CFIUS проверяет иностранные инвестиции?

За десятилетие, прошедшее после глобального финансового кризиса 2008 года, количество компаний, регистрирующих транзакции в CFIUS, неуклонно росло с 65 в 2009 году. до 272 в 2021 году. Доля заявок, ведущих к расследованию, также выросла с примерно 40 процентов до принятия FIRRMA до почти 50 процентов в 2021 году.

С момента создания CFIUS президенты блокировали сделки только пять раз компании отказались от сделок, которые, по их мнению, вряд ли получат одобрение CFIUS. В 1990 году президент Джордж Х.У. Буш был первым, кто сделал это, аннулировав продажу Mamco Manufacturing, производителя деталей для самолетов из Сиэтла, китайской государственной авиационной компании. Президент Барак Обама заблокировал два из них: в 2012 году он приказал китайской корпорации Ralls отказаться от участия в ветряных электростанциях в Орегоне, сославшись на соображения национальной безопасности, а в 2016 году он заблокировал поглощение немецкой полупроводниковой компании Aixtron китайской компанией. со связями в правительстве.

Трамп ускорил темп, остановив две потенциальные сделки за время своего пребывания в должности. В сентябре 2017 года он заблокировал продажу производителя чипов Lattice Semiconductor в рамках сделки, частично финансируемой китайским государственным капиталом. А в марте 2018 года Трамп быстро отреагировал на предупреждения CFIUS о том, что предполагаемое поглощение лидера телекоммуникаций США Qualcomm сингапурской компанией снизит технологическую конкурентоспособность США и подорвет национальную безопасность. Сделка на 142 миллиарда долларов была, безусловно, крупнейшей из тех, что были заблокированы указом президента, но вскоре она может быть аннулирована, если CFIUS запретит TikTok, популярное приложение для обмена видео, которое оценивается более чем в 300 миллиардов долларов. Проверка TikTok CFIUS началась во времена администрации Трампа и продолжается.

Как политика США в отношении иностранных инвестиций сравнивается с политикой остального мира?

В последние годы страны по всему миру пересматривают и часто ужесточают свои режимы надзора. Большинство из них расширили сферу того, что считается «чувствительным к национальной безопасности», включив в него энергетику, телекоммуникации, инфраструктуру и здравоохранение.

Как и Соединенные Штаты, другие правительства усилили проверку иностранных инвестиций, поскольку они стали более обеспокоены рекордными уровнями китайской активности по приобретению, которая в первую очередь нацелена на промышленный и технологический секторы. В Европе Франция начала требовать одобрения государства для большинства иностранных заявок в 2014 году, а вскоре последовала Германия, крупнейшее направление инвестиций Китая в Европе. В 2021 году Соединенное Королевство приняло Закон о национальной безопасности и инвестициях, который дает государственным чиновникам возможность проверять транзакции в определенных секторах. Кроме того, члены Европейского союза (ЕС) не позволили китайским фирмам купить несколько компаний, в том числе предприятий по передаче электроэнергии и передовых производителей микросхем, несмотря на инвестиционное соглашение 2020 года, направленное на расширение коммерческих связей между ЕС и Китаем. Когда-то провозглашенная ЕС «самым амбициозным соглашением, которое Китай когда-либо заключал с третьей страной», сделка не была ратифицирована, и государства-члены продолжают пристальнее следить за китайскими инвестициями. Китайские слияния и поглощения, ориентированные на Европу, сократились на 74 процента в годовом исчислении в первом квартале 2022 года, если судить по стоимости сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *