Монополия в обществознании
+7 (495) 120-14-23По общим вопросам
+7 (499) 112-46-77 Приемная комиссия
ЭИОС АУП Вход в личный кабинет
Монополия представляет собой исключительное право, принадлежащее индивиду, общественности или государству в любой виде хозяйственной деятельности, в том числе производстве, торговле и т. д. Такая система составляет прямую угрозу конкуренции, следовательно, подрывают устои эффективного и стабильного функционирования рыночной экономики. По ее концепции один субъект хозяйствования имеет доминирующее положение на рынке, диктует условия и, одновременно, устанавливает цену.
Какие бывают монополии
Последние классифицируются по ряду признаков.
По причинам появления и характеру становления
Так, монополии бывают естественные и искусственно созданные. Последние зарождаются в результате слияния компаний, сговора, создания конгломерата и т. д. Естественная монополия обусловлена владением субъектом экономической деятельности уникальным или редким товаром, невоспроизводимыми факторами производства. К последним можно отнести транспортную сеть внутри страны, систему поставки газа и т. д.
Так, естественные монополии в Российской Федерации зачастую возникают на фоне уникальности природного ресурса определенного региона. Например, Якутия является монополистом по изготовлению алмазов, так как именно тут обнаружены ценные залежи этого драгоценного камня. Иногда монополия является следствием уникальных технологий и открытий, которые зачастую проходят под патентом. Хорошим примером является монополист Байконура в Республике Казахстан.
Причины активизации процесса в экономике
Сферы естественных монополий в основном следующие:
- Нефтегазопроводы страны, перевозка нефти и газа;
- Использование железнодорожных путей;
- Услуги аэропортов и портов;
- Канализационные системы, водоканал;
- Телекоммуникации, почтовая связь и т. д.
Также монополии могут быть случайными в период, как спрос временно превышает предложение рынка. Зачастую они возникают тогда, когда конкуренты еще не среагировали оперативно на запрос рынка и не подстроили производственные мощности под изготовление товара или услуги.
По степени защищенности со стороны государства
И тут выделяют закрытые и открытые монополии.
К закрытым относятся те, которые функционируют с одобрения и под контролем государства. В основном это искусственные монополии, созданные для решения общественных задач, но могут быть и естественные, когда при данном развитии технологий существование конкурентной среды невозможно, а функционирование одной компании более рентабельно.
Открытые или временные монополии – это организации, которые реализуют товар или услугу до момента появления первых конкурентов. В любой момент ситуация на рынке может измениться, и государство вмешиваться не будет.
По форме собственности
Выделяют, соответственно, государственные и частные монополии.
По территориальному признаку
Монополии могут развиваться на местности, а также в регионе, приобретать национальный или даже экстерриториальный масштаб.
По структуре
Монополии бывают:
- Монопсония – 1 покупатель, который в том числе диктует приемлемую цену;
- Олигополия – несколько продавцов сотрудничает с несколькими крупными покупателями;
- Дуополия – 2 продавца на рынке;
- Двусторонняя монополия – один продавец предлагает продукцию для одного покупателя;
- Монополистическая конкуренция — множество продавцов неидентичных, но одинаковых товаров или услуг.
Что такое чистая монополия
На самом деле такой вид монополии встречается редко и характеризуется следующими признаками:
- на рынке существует единственный продавец;
- предлагаемый им товар не имеет аналогов, то есть абсолютно уникален;
- монополист контролирует объем производства (предложение) и цены рынка;
- установлены административные или экономические барьеры для появления конкуренции в этой нише.
Почему возникают монополии
Причин развития таких организаций несколько:
- желание получить максимальную прибыль даже ценой лишения покупателей выбора;
- большие расходы на производство продукта или предоставление услуги, которые не будут окупаться при наличии конкурентов на рынке;
- огромные масштабы производства, уменьшающие себестоимость продукции, в результате чего цены для потребителей становятся доступнее с каждым днем;
- государство поощряет, защищает или не препятствует возникновению монополий;
- концентрация и централизация производственных мощностей, уникальных ресурсов или капитала в одних руках;
- барьеры на рынке, препятствующие развитию здоровой конкуренции.
Барьеры, в свою очередь, возникают по следующим причинам:
- технология производства или идея защищены патентом;
- наличие государственной лицензии, выданной только определенному производителю;
- владение редким сырьем или природным ресурсом;
- огромная капиталоёмкость производства, которая под силу оказывается немногим.
Формы искусственных монополий
Формы | Самостоятельность | Зависимость |
Картель | Хозяйственная, производственная, коммерческая | Установленные объемы производства, цены. Существует разделение рынка и определение квот на участие в нем |
Синдикат | собственность на средства производства | общий сбыт продукции, добыча и покупка сырья. То есть отсутствие коммерческой самостоятельности |
Трест | — | Общая собственность, капитал, методы управления, рынок сбыта и т. д. |
Концерн | Полная производственная | Многопрофильные компании из различных отраслей объединяются под единый финансовый и управленческий центр, руководствуются общей сбытовой политикой |
Холдинг | Взаимодействие материнской компании с дочерними | Во власти головной компании все акции участников, что дает право влиять на деятельность |
Конгломерат | Децентрализация управления | корпорации могут не иметь предпринимательской или технологической связи со сферой деятельности основной компании |
Консорциум | Временное добровольное объединение независимых компаний | Предпринимательская деятельность скоординирована |
Монополистические союзы создаются по 2 типам: горизонтальная интеграция (в рамках одной отрасли, например, это тресты, картели и т. д.) и вертикальная (участвуют несколько отраслей, диверсификация деятельности, уменьшение издержек, развитие ассортимента и т. д.).
Антимонопольная политика государства
В странах предусмотрены законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность монополий и защищают свободную конкуренцию.
Примеры недобросовестной конкуренции, сдерживаемой государством:
- Незаконное назначение логотипа, фирменного знака, названия фирмы;
- Плагиат оформления товара, упаковки;
- Предложение сопроводительных или дополнительных услуг покупателям в навязчивой форме;
- Слухи, сплетни, негативные отзывы о конкурентах, в том числе проплаченные;
- Искажение или сокрытие в упаковке, описании, характеристиках или рекламе свойств товара.
Методы государственного регулирования монополий.
- Регулирование цен. Так, государство может устанавливать максимальный их лимит, что зачастую практикуется для препаратов и предметов первой необходимости.
- Регулирование естественный монополий. Хорошим примером является контроль за ценами на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и т. д.
- Налогообложение. Для крупных компаний ставки могут увеличиваться, а для начинающих предпринимателей – уменьшаться.
- Административный контроль. Государство может накладывать штрафы, финансовые санкции за нарушение антимонопольных законов, в судебном порядке расформировывать монопольные объединения, уличенные в недобросовестной конкуренции.
- Организационный механизм. Инструменты по либерализации рынка с целью сделать функционирование монополий невыгодным: уменьшение таможенных пошлин или акциз, стимулирование развития бизнеса, облегчение получения лицензии и т. д.
Преимущества и недостатки функционирования монополий
Положительные моменты:
- эффективная деятельность компаний с точки зрения бизнеса;
- стимул к совершенствованию средств производства, научно-технической базы;
- уникальность предлагаемых товаров или услуг.
Недостатки:
- тотальный контроль над использованием ограниченных ресурсов;
- назначение цен, которые зачастую имеют завышенную наценку;
- торможение развития научно-технического прогресса;
- лишение потребителя право выбора;
- низкий стимул к совершенствованию идеи.
Понятие и виды монополий — Конкурентное право
- Super User
- Конкурентное право
- Просмотров: 16297
Понятие монополий
Монополия (от греч. monos — «один» и poleo — «продаю») — это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса; предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.
Монополия в экономической теории
В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции:
- cтруктурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта;
- поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта;
- функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (Ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Виды монополий
По критерию наличия защиты монополии от конкуренции государственной системой организационного и нормативного регулирования:
А) Закрытые (юридические) монополии:
- непосредственно регулируемые государством:
- государственные монополии;
- естественные монополии.
- обладатели исключительных прав (не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства).
Б) Открытые (рыночные, временные) монополии.
Монополии, непосредственно регулируемые государством, создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.
Государственные монополии — это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах, и направленные на обеспечение публичных интересов. Государственная монополия — это искусственная монополия.
Естественная монополия — это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.
Легальное определение дано в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»: «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Монополии обладателей исключительных прав — возможность занятия на рынке монопольного положения в связи с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.
Временная монополия — это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством.
Монополии можно классифицировать и по другим основаниям:
- в зависимости от характера происхождения:
- естественные;
- искусственные.
- по степени государственного регулирования:
- непосредственно (прямо) регулируемые государством;
- опосредованно регулируемые государством.
С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.
Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Joomla SEF URLs by Artio
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138. 1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Заявка
Имя
Телефон
Сообщение
Заявка
Конкуренция и монополия | Northwood University
Наилучший способ поддержать конкуренцию часто состоит в том, чтобы убрать правительство с дороги
Общепризнано — по крайней мере, теми, кто знаком с экономической теорией, — что рынки обычно функционируют хорошо, когда существует достаточная конкуренция. Если одна фирма пытается получить прибыль, взимая цену, намного превышающую издержки производства, конкурирующие фирмы будут стремиться подорвать их, взимая цену, которая немного ниже, но все же превышает издержки производства и, следовательно, остается прибыльной. Эта прибыль будет продолжать привлекать вход до тех пор, пока цена не снизится до уровня себестоимости производства, что приведет к устранению прибыли.
На конкурентном рынке прибыль носит временный характер. Фирма может получать прибыль, когда неожиданное увеличение потребительского спроса позволяет ей устанавливать более высокие цены. Или фирма может получать прибыль, когда она успешно внедряет инновации с новым продуктом, который предлагает более высокое качество и/или более низкую цену, чем конкурирующие продукты. Но эти прибыли будут временными. Когда повышенный потребительский спрос приводит к более высоким ценам и прибыли, эта прибыль привлекает вход, увеличивая предложение до тех пор, пока цена не упадет, уничтожая прибыль.
Точно так же инновации поощряют подражание. Например, Apple могла получить прибыль, когда представила оригинальный iPhone — первый смартфон с сенсорным экраном с функцией мультитач. Но вскоре последовали аналогичные телефоны Android. Apple могла продолжать поддерживать прибыльность только за счет последовательного выпуска улучшенных iPhone с новыми функциями. На конкурентных рынках успех требует постоянных инноваций, и те, кто пытается почивать на лаврах, скоро будут превзойдены и им грозит банкротство.
Фирма может получить прибыль из-за неожиданного сокращения предложения
Фирма может даже получить прибыль из-за неожиданного сокращения предложения. Некоторые комментаторы выразили удивление по поводу рекордной прибыли во время проблем с цепочками поставок, связанных с COVID, но на самом деле в этом нет ничего удивительного. Цель каждого монополиста состоит в том, чтобы увеличить прибыль за счет ограничения выпуска, пока процентное сокращение выпуска меньше, чем процентное увеличение цены. Например, монополия будет стремиться сократить выпуск продукции на 1%, если это приведет к увеличению цены более чем на 1%. Но на конкурентном рынке эта стратегия обычно терпит неудачу. Если одна фирма сократит свой выпуск на 1%, то все остальные фирмы вместе увеличат свой выпуск, увеличив свою долю рынка за счет фирмы, сократившей свой выпуск. В конце концов, ограничительная фирма сократит собственный объем продаж, не увеличив выручку на продажу. Однако, когда возникают неожиданные проблемы с цепочкой поставок, все фирмы вместе должны вести себя так, как если бы они были картелем, который единогласно договорился о совместном ограничении своего производства.
Например, текущая нехватка чипов фактически вынуждает всех производителей автомобилей вести себя так, как будто они создали рестрикционный картель. Поэтому совсем неудивительно, что во время отрицательного шока предложения обнаруживается избыточная прибыль. Однако даже эта прибыль будет временной. У каждого отдельного производителя автомобилей есть стимул увеличивать выпуск продукции быстрее и быстрее, чем их конкуренты. Хотя все производители автомобилей выиграют от кризиса, который вынуждает их ограничивать производство, те производители, которые успешно обходят кризис, сохраняя объем производства, несмотря на кризис, получат наибольшую прибыль. Это похоже на тот факт, что даже в ограничительном картеле в интересах каждого члена картеля отступать, нарушая картельное соглашение, поддерживая максимальный объем производства и продаж, в то время как все их конкуренты придерживаются картельного соглашения, ограничивая производство.
Избыточная прибыль создает стимул для увеличения выпуска
В долгосрочной перспективе избыточная прибыль, вызванная отрицательным шоком предложения, будет побуждать каждого производителя находить новые источники предложения до тех пор, пока выпуск, цены и прибыль не вернутся к норме. На самом деле, эти сверхприбыли могут даже быть общественно полезными, потому что они создают стимул для увеличения выпуска продукции. Если бы избыточная прибыль облагалась налогом во время отрицательного шока предложения, то фирмам могло бы быть безразлично, какой уровень производства ниже или выше, и у них не было бы стимула смягчать шок. Любая фирма, которая получала прибыль от поддержания производства во время шока лучше, чем ее конкуренты, обнаружила бы, что их избыточная прибыль облагается налогом, что не оставляло бы им лучшего положения, чем если бы они ничего не делали. Сверхприбыли, создаваемые отрицательным шоком предложения, сами по себе являются стимулом для смягчения шока и выгоды для потребителей.
Таким образом, общепризнанно — по крайней мере, основными экономистами — что свободные рынки обычно создают положительные социальные блага, пока существует конкуренция. Главный вопрос заключается в том, что делать, когда нет конкуренции. В такой ситуации критики часто выступают за вмешательство регулирующих органов, особенно антимонопольного законодательства, с целью поощрения конкуренции. Неконкурентные фирмы могут быть разбиты на меньшее число фирм, а слияния могут быть запрещены, если они сокращают количество конкурирующих фирм. Между тем фирмам на неконкурентных рынках может быть запрещено устанавливать монопольные цены, что вынуждает их вести себя так, как если бы они столкнулись с конкуренцией.
Антимонопольные законы и правила имеют серьезные недостатки
Однако антимонопольные законы и аналогичные правила имеют ряд серьезных недостатков. Во-первых, любой фирме часто трудно, если вообще возможно, узнать, нарушают ли они закон. Не существует гарантированного объективного способа точно определить, как повела бы себя фирма, если бы она вела себя в условиях конкуренции. Фактически, если бы можно было заранее определить, как должна вести себя конкурентоспособная фирма, то одна из главных проблем централизованного планирования при социализме была бы решена. Одной из причин, почему социализм всегда терпит неудачу, является то, что известно как проблема экономического расчета: ни один центральный планировщик не может научно определить оптимальные цены на товары без свободной конкуренции. Поэтому, как заметили Нина У. Корнелл и Дуглас У. Уэббинк, «Требования к органу экономического регулирования, который пытается надлежащим образом выполнять свою работу в соответствии с традиционными концепциями регулирования коммунальных услуг, не сильно отличаются от требований к центральному органу планирования в социалистическая или коммунистическая страна».
Но если антимонопольные органы не могут однозначно и объективно определить конкурентное поведение, то невозможно установить однозначные, объективные правила. Поэтому ни одна коммерческая фирма никогда не может быть полностью уверена в том, что антимонопольные органы сочтут законным или незаконным.
В своей книге «Антимонопольная религия» Эдвин С. Рокфеллер утверждает, что антимонопольное законодательство, таким образом, нарушает надлежащую правовую процедуру, в соответствии с которой все нарушения закона должны быть признаны таковыми заранее. Бизнес сталкивается с риском того, что он может неосознанно нарушить закон независимо от того, что он делает. Эта дилемма отражена в шутке, часто рассказываемой экономистами: «Три бизнесмена встретились в тюрьме. «Зачем вы здесь?» — спрашивали они друг друга. «Меня обвинили в хищническом ценообразовании, потому что я устанавливал более низкие цены, чем мои конкуренты», — сказал первый. Второй ответил: «Меня обвинили в взвинчивании цен, потому что я брал более высокие цены, чем мои конкуренты». Наконец, третий воскликнул: «Меня обвинили в сговоре, потому что я брал точно такие же цены, как и мои конкуренты»9.0005
Фактически, антимонопольное правоприменение часто может иметь неблагоприятные последствия, противоположные тому, что предполагалось. В своей книге «Является ли правительство источником монополии?» and Other Essays, Yale Brozen наблюдает за случаями, когда Федеральная торговая комиссия (FTC) подавала в суд на компании, которые получили долю рынка за счет сокращения своих затрат и расширения производства. FTC расценила это увеличение доли рынка как свидетельство антиконкурентного поведения и приказала этим фирмам поднять цены и сократить объем производства. Но повышение цен и сокращение производства — это именно то, чем занимаются монополии! Стремясь ограничить монополию, FTC фактически поощряла монополистическое поведение.
Кроме того, антиконкурентные последствия антимонопольного законодательства иногда совершенно преднамеренны. Коммерческие фирмы, которые не могут успешно конкурировать со своими превосходящими конкурентами, иногда заявляют, что их конкуренты нарушают антимонопольное законодательство. По сути, неудачливые предприятия могут нанять Федеральную торговую комиссию (FTC) и Министерство юстиции (DOJ), чтобы они действовали как их мафиозные силовики, чтобы сломать коленные чашечки любым компаниям, добившимся успеха на конкурентном рынке. Антимонопольное законодательство может стать источником той самой антиконкурентной политики, которую оно призвано предотвратить. В этом извращенном использовании антимонопольного законодательства нет ничего нового. Ида Тарбелл, автор книги «История Standard Oil Company в 1919 г.».04, была сестрой казначея Pure Oil Company, которая не могла успешно конкурировать с низкими ценами Standard Oil. И почему цены Standard Oil были такими низкими? Потому что Standard Oil внедрила множество новых методов производства, которые позволили ей перерабатывать нефть с меньшими затратами и даже превращать то, что раньше было отходами и мусором, в ценные продукты. По сути, Standard Oil обвинили в антиконкурентном поведении ее низшие конкуренты, которые не смогли успешно соответствовать ее инновационным методам.
Государственное регулирование — основной источник монопольной власти
Действительно, государственное регулирование само по себе является одним из основных — если не основным — источников монопольной власти. В процессе, который экономисты называют «поиском ренты», коммерческие фирмы часто лоббируют правила, которые возлагают издержки на их конкурентов, особенно за счет повышения входных барьеров. Историк Габриэль Колко задокументировал это явление в своей книге «Триумф консерватизма: переосмысление американской истории, 1900–1916 гг.», предложив «радикально новую интерпретацию прогрессивной эры, в которой утверждается, что бизнес-лидеры, а не реформаторы, вдохновляли законодательство эпохи, регулирующее бизнес». Иногда в динамике, известной как «бутлегеры и баптисты», предприятия «бутлегируют», используя в своих интересах лоббирование со стороны так называемых «баптистов». Например, книга Габриэля Колко «Железные дороги и регулирование, 1877–1819 гг.».16 показано, что железнодорожные компании воспользовались популярным спросом на прогрессивное антимонопольное регулирование, лоббируя законы, ограничивающие возможности железных дорог взимать разные цены и открывать или закрывать новые маршруты. Уполномочив Межгосударственную комиссию по торговле (ICC) регулировать маршруты и тарифы, железные дороги призвали федеральное правительство стать картелем, обладающим полномочиями не допускать конкуренции одной железной дороги с другой, снижая ее тарифы или предлагая расширенные маршруты.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Джордж Стиглер пришел к выводу, что «Даже сегодня наиболее важные устойчивые монополии или почти монополии в Соединенных Штатах опираются на политику правительства. Поддержка правительства отвечает за установление цен на сельскохозяйственную продукцию выше конкурентного уровня, за эксклюзивное владение операционными системами кабельного телевидения на большинстве рынков, за эксклюзивные франшизы коммунальных служб, радио и телеканалов, за единую почтовую службу — список можно продолжать и продолжать. на. Монополии, которые существуют независимо от государственной поддержки, скорее всего, обусловлены небольшими рынками (единственный аптекарь в городе) или основаны на временном лидерстве в инновациях (Американская алюминиевая компания до Второй мировой войны)».
И действительно, список можно продолжать и продолжать. До появления Uber и Lyft многие местные органы власти ограничивали конкуренцию в сфере такси, требуя от всех водителей такси иметь медальон, предложение которого было ограничено, искусственно ограничивая конкуренцию и повышая стоимость поездки на такси. В 1935 году, столкнувшись с новой конкуренцией со стороны отрасли грузоперевозок, железнодорожная отрасль успешно пролоббировала принятие Закона об автомобильных перевозчиках, который подчинил отрасль грузоперевозок тому же регулированию со стороны Межгосударственной торговой комиссии, что и железные дороги. Если физическое лицо или компания намеревались установить новые маршруты грузоперевозок или составить конкуренцию существующим маршрутам, они должны были получить «сертификат общественного удобства и необходимости», в чем ICC часто отказывала. Более того, любая компания может опротестовать ставки другой компании через ICC. Это антиконкурентное регулирование не было отменено до принятия Закона об автомобильных перевозчиках 19 г. 80, подписанный Джимми Картером. Точно так же Совет гражданской авиации (CAB), созданный в соответствии с Законом об Управлении гражданской авиации 1938 года, объединил авиационную отрасль, не позволяя авиакомпаниям снижать свои тарифы или расширять свои маршруты без разрешения. Раньше полеты авиакомпаний были роскошью, потому что рейсы эконом-класса были незаконными. Только после подписания Закона о дерегулировании авиакомпаний 1978 года — опять же, Джимми Картером — рыночная конкуренция в сфере авиаперевозок стала допустимой. Сегодня мы видим, что авиакомпании часто взимают дополнительную плату за место для ног, багаж и даже верхние багажные полки, потому что дерегулирование создало среду, в которой каждая авиакомпания активно конкурирует за снижение цен для любого пассажира, который чрезвычайно чувствителен к цене. Конечно, те пассажиры, которые предпочитают роскошные номера, по-прежнему могут покупать билеты первого класса, но теперь и тем, кто предпочитает экономить, предоставляется такая возможность.
«Справка о необходимости» является вопиющей формой антиконкурентного государственного регулирования
Одной из самых вопиющих форм антиконкурентного государственного регулирования на сегодняшний день является так называемая «справка о необходимости», метко названная по аббревиатуре « ПРОТИВ.» Первоначально продвигаемый федеральным правительством через Закон о национальном планировании здравоохранения и развитии ресурсов от 1974 года, закон о сертификате необходимости представляет собой постановление на уровне штата, которое запрещает любому предпринимателю предлагать определенные медицинские услуги, если совет здравоохранения штата или местного правительства не определит, что эти услуги необходимы.» Но государственные советы по здравоохранению обычно укомплектованы инсайдерами отрасли, которые не хотят подтверждать, что их отрасль нуждается в большей конкуренции. Таким образом, существуют законы о сертификатах необходимости для создания государственных медицинских картелей, которые ограничивают доступность здравоохранения и увеличивают его стоимость.
Правила, разработанные инсайдерами отрасли, которые должны регулироваться
Дело в том, что правила часто пишутся и применяются теми же инсайдерами отрасли, которые должны регулироваться. В конце концов, кто еще знает об этой отрасли достаточно, чтобы писать разумные правила и обеспечивать их соблюдение? Таким образом, теория «регулятивного захвата» предсказывает, что правила будут писаться и применяться с целью и намерением принести пользу тем самым регулируемым отраслям. Недавно мы стали свидетелями необычайно прозрачного случая этой динамики на слушаниях Facebook в Конгрессе. Сенатор Линдси Грэм спросил Марка Цукерберга, поддерживает ли он регулирование. Цукерберг ответил утвердительно, если правила были разумными. Грэм ответил: «Не могли бы вы работать с нами над тем, какие правила, по вашему мнению, необходимы в вашей отрасли? . . . Не могли бы вы представить нам некоторые предлагаемые правила?» На что Цукерберг ответил: «Да. И я попрошу свою команду связаться с вами. Джеффри Такер замечает: «Вы видите, что здесь произошло? У нас есть стенограмма из Сената о том, что Facebook будет автором-консультантом правил. Как это поражает вас? Конфликт интересов? Добро пожаловать в регуляторную политику. Крупные заинтересованные стороны всегда и везде участвуют в разработке правил, и они делают это так, как им выгодно, как и можно было бы ожидать».
Величайшим гарантом рыночной конкуренции является свобода входа
Величайшим гарантом рыночной конкуренции является свобода входа. Пока предприниматели юридически свободны конкурировать в любой отрасли с прибылью выше обычной, мы будем стремиться к получению конкурентоспособных результатов в долгосрочной перспективе. Уильям Дж. Баумол заметил, что часто даже нет необходимости в наличии более одной фирмы в любой отрасли, если отрасль является «состязательной». Пока у конкурентов есть возможность войти в отрасль, действующие лица будут вести себя так, как будто они сталкиваются с конкуренцией. Даже если бы антимонопольное регулирование не было вредным, оно часто было бы излишним. Как заметил Йозеф Шумпетер, «[Конкуренция]… . . действует не только тогда, когда существует, но и тогда, когда представляет собой просто постоянную угрозу. Он дисциплинирует, прежде чем атаковать. Бизнесмен чувствует себя в конкурентной ситуации, даже если он один в своей области или если он, хотя и не один, занимает такое положение, что следственные государственные эксперты не видят реальной конкуренции между ним и какими-либо другими фирмами. . . Во многих случаях, хотя и не во всех, в долгосрочной перспективе это приведет к поведению, очень похожему на модель совершенной конкуренции». Короче говоря, зачастую лучший способ поддержать конкуренцию — это убрать правительство с дороги.
Когда мощная компания считается монополистом?
Наличие монополии само по себе не означает, что компания занимается незаконным поведением. Alex Wong/Getty Images
Мне всегда было интересно…
Джанет Нгуен 17 июня 2022 г.
Наличие монополии само по себе не означает, что компания занимается незаконным поведением. Алекс Вонг/Getty Images
Это всего лишь одна из историй из серии «Мне всегда было интересно», в которой мы ответим на все ваши вопросы о мире бизнеса, независимо от того, насколько он велик или мал. Вы когда-нибудь задумывались, важна ли переработка
Слушатель Энтони Фриззо спрашивает:
Что представляет собой монополия? [Был] только один настоящий дистрибьютор комиксов в Соединенных Штатах, Diamond Comic Distributors. Одно время министерство юстиции проводило расследование по этому поводу, но они решили, что продолжать его не стоит. Это чисто денежный вопрос, который делает это проблемой?
Производители детских смесей. Продавцы продуктовых магазинов. Авиакомпании. И даже распространители комиксов.
Критики крупного бизнеса говорят, что такие компании становятся все более могущественными, что приводит к множеству проблем, наносящих ущерб потребителям, таких как более высокие цены, нехватка товаров и снижение конкуренции в целом.
В период с 1997 по 2012 год две трети отраслей промышленности США стали более концентрированными, поскольку многие компании в этих отраслях росли, иногда за счет слияний.
Но хотя некоторые из самых крупных из них уничижительно именуются «монополиями», обозначить их таковыми в глазах закона гораздо сложнее.
Чтобы считаться монополией, компания должна иметь право ограничивать производство и повышать цены, пояснила Элеонора Фокс, профессор торгового регулирования в Школе права Нью-Йоркского университета.
«Это очень сложный стандарт для истца, — сказал Фокс.
Не только это, но и то, что вы монополист, не означает, что то, что вы делаете, является незаконным.
Вот аналогия, которую использует адвокат по антимонопольному праву Аллен Гранс: «Если вы царь горы, вы не можете просто выгнать любого, кто поднимается в гору. В этом есть больше юридических тонкостей, но, по сути, незаконное поведение — это пнуть тех, кто поднимается в гору. Это не царь горы».
Также трудно доказать, что поведение компании является антиконкурентным, потому что наш закон консервативен, а большинство Верховного суда придерживается «либертарианского взгляда на рынки», по словам Фокса.
«Для того, чтобы поведение было названо антиконкурентным, оно обычно должно увеличивать рыночную власть и наносить ущерб потребителям», — пояснил Фокс.
Еще одно заблуждение состоит в том, что для того, чтобы называться монополией, компания должна быть единственным продавцом на рынке. Но закон этого не требует, пояснил Джордж Хэй, профессор экономики Корнельского университета.
Хотя слово «монополия» основано на двух греческих словах, означающих «единственный продавец», на самом деле очень мало отраслей с единственным источником продукта, отмечает Хэй.
Чтобы определить, обладает ли фирма «монопольной властью», суды низшей инстанции обычно требуют, чтобы фирма имела минимальную долю рынка от 70% до 80%, по данным Министерства юстиции.
Дело Diamond Comic DistributorsНа протяжении десятилетий Diamond Comic Distributors была основным распространителем комиксов, выступая в качестве посредника для таких компаний, как Marvel Comics и DC Comics. В 1997 году Министерство юстиции начало расследование в отношении компании на предмет предполагаемых антиконкурентных действий. Но к 2000 году он обнаружил, что «обвинения в монополистической практике [были] необоснованными».
В то время как Даймонд, возможно, имел доминирующую долю в распространении комиксов , Министерство юстиции вместо этого поместило Даймонда в контекст общего распространения книги и определило, что они были слишком мелким игроком.
«Допустим, у меня [есть] новый комикс, и я хочу, чтобы его распространяли. Каковы мои варианты? Является ли Diamond моим единственным реальным вариантом? Или я могу пойти к распространителю книг? Похоже, в то время правительство думало, что любой, кто распространяет книги, может распространять и комиксы», — сказал Хэй.
Однако с тех пор власть Diamond Comic ослабла. Спустя двадцать лет после решения Министерства юстиции, в июне 2020 года, округ Колумбия заявил, что прекращает отношения с Diamond и использует других дистрибьюторов для своих выпусков, включая Penguin Random House.
Пределы законаХэй сказал, что на самом деле монополий не так много, но ситуация иная, когда речь идет об олигополиях, то есть на рынках с небольшим количеством поставщиков.
Например, хотя он и не считает отрасль авиаперевозок монополией, он сказал, что крупных авиакомпаний всего несколько. У каждого достаточно веса, чтобы оказывать влияние.
«Антимонопольные законы плохо справляются с такой ситуацией», — сказал он.
Если группа авиакомпаний встретится в номере отеля и решит зафиксировать цены, их могут за это уличить, пояснил он. Но если «Юнайтед» однажды скажет: «Я подниму цены завтра», а Америка последует этому примеру, антимонопольный закон мало что может с этим поделать, добавил Хэй.
«Это называется рыночной властью, а не монопольной властью. И широко распространено мнение, что объем рыночной власти в экономике значительно увеличился за последние 20 лет в результате слияний, разрешенных правительством», — сказал он.
Адвокат Аллен Гранс, работающий в Вашингтоне, округ Колумбия, в компании Brownstein Hyatt Farber Schreck, отметил, что такие действия, как взвинчивание цен, не считаются монополистическим поведением в соответствии с федеральным законом, хотя в некоторых штатах это запрещено.
На самом деле, брать столько, сколько вы можете, — это «все по-американски», — сказал Грюнс.
Он также отметил, что антимонопольные органы, такие как Федеральная торговая комиссия и антимонопольное подразделение Министерства юстиции, особо не обращают внимания на «временную монопольную власть» и вместо этого занимаются монопольной властью, которая «прочна и продлится».
Например, он объяснил, что агентство, вероятно, не станет преследовать студию, выпустившую блокбастер, и сказать кинотеатрам, что они должны показывать его на своем лучшем экране или на всех своих экранах до такой степени, что другие фильмы будут исключены.
Кроме того, хищническое ценообразование или ценообразование ниже ваших затрат в рамках «стратегии по устранению конкурентов» является нарушением закона, но, по словам Грюнеса, доказать это нарушение очень сложно.
Как изменилось отношение к монополиямЕсть печально известное дело AT&T, которое несколько десятилетий назад было названо монополией.
«У AT&T в 1970-х годах была возможность предоставлять меньше телефонных услуг и повышать цены», — сказал Фокс. «Что он и сделал, например, для дальней связи».
Министерство юстиции подало иск против компании в 1974 году, а восемь лет спустя правительство вынудило компанию распасться. Телекоммуникационный гигант в конечном итоге превратился в восемь небольших компаний.
Но после того, как Рональд Рейган стал президентом, закон стал менее агрессивным, сказал Фокс. Она сказала, что раньше было проще считать компанию монополистом и обнаруживать, что компания занимается монополистическим поведением.
По словам Фокса, Европейский союз был более агрессивным, чем США, в преследовании, например, крупных технологических компаний.
«На мой взгляд, США действительно отстали, потому что я считаю, что законы США слишком консервативны», — объяснила она. «В Европе стандартом является доминирование, а не монополия».
Чтобы справиться с концентрацией рынка, Хэй сказал, что правительство может быть «более бдительным» в отношении слияний.
«Думаю, будет справедливо сказать, что прозвучал тревожный звонок. Я думаю, отчасти это смена администрации, но отчасти… они просто не осознали масштабов проблемы», — сказал Хэй.
Грюнес согласился, заявив, что у нас есть законы, касающиеся концентрации власти. Если слияние может создать монополию или существенно снизить конкуренцию, это является основанием для прекращения объединения. Он добавил, что они недостаточно соблюдаются из-за связанных с этим трудностей.
«Дело о монополии — это не пустяки, — сказал Грюнес. «Они ресурсоемкие и дорогие. Поэтому вы должны быть готовы выделить ресурсы, даже если результат неясен».
Президент Джо Байден пытается усилить антимонопольное законодательство. В прошлом году он подписал указ, направленный на поощрение конкуренции и борьбу с методами, которые он считает «антиконкурентными».
И общественность, а не только правительство, обращает на это внимание.
В исследовании Pew, проведенном в начале 2020 года, более 80% взрослого населения США заявили, что крупные корпорации обладают «слишком большой властью и влиянием в сегодняшней экономике».
В мире происходит много всего. Несмотря на все это, Marketplace здесь для вас.
Вы полагаетесь на Marketplace, чтобы анализировать события в мире и сообщать вам, как они влияют на вас, основанным на фактах и доступным способом. Мы рассчитываем на вашу финансовую поддержку, чтобы сделать это возможным.
Ваше сегодняшнее пожертвование поддерживает независимую журналистику, на которую вы полагаетесь.