В чем разница между компетентностью и компетенцией – Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании

Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании.

Меню
  • Правильное питание
  • Беременная
  • Стройная и здоровая
  • Уход за ребенком
  • Роды
  • Истинная Женщина
  • Правильное питание
  • Беременная
  • Стройная и здоровая
  • Уход за ребенком
  • Роды
  • Истинная Женщина
  • Взаимоотношения
  • Заботливая мама
  • Саморазвитие

voobrazhulia.ru

5 чем отличаются понятия компетенция и компетентность. В чем разница между компетентностью и компетенцией

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция», взятых из разных источников:

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово «компетенция» происходит от латинского «competere», что значит «добиваться, соответствовать, подходить».

В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:

Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;

Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия «компетентность» и «компетенцию» следующим образом: «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопрос

www.ustnn.ru

Виды компетенций. В чем разница между компетентностью и компетенцией

«Компетенция» — слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе — это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя — своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед — то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех «само»: анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия «формирование компетенций».

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика — запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были

spbpgs.ru

Компетенция включает. В чем разница между компетентностью и компетенцией

Говоря об управлении персоналом, и в частности, о практике управления эффективностью, часто пользуются понятием компетенции (competency). Существует и еще одно понятие — компетентность (competence), и их часто путают между собой, хотя смысл этих терминов очень разный.

Компетентность — это понятие, которое описывает то, что сотрудникам нужно уметь делать для качественного выполнения своей работы. Тут важны два элемента работы — что именно необходимо делать, и согласно, какому стандарту. По сути, компетентность относится к тому, что люди должны уметь делать, а не как себя при этом вести. Таким образом, компетентность относится скорее к результатам работы, чем к самой работе, с ее итогами, а не с затратами.

Компетентности можно рассматривать на трех уровнях:

  • 1. Базовые компетентности — те, которые касаются всей организации в целом и относятся к тому, что она, целиком, должна уметь делать хорошо, чтобы добиваться успеха. Например, это может быть ориентация на клиента, высококачественное обслуживание потребителей, производство высококачественной продукции, создание инноваций, эффективное управление ресурсами и так далее.
  • 2. Общие компетентности — те, которые необходимы для групп сходных рабочих процессов, то есть охватывают сотрудников со схожими ролями — IT-специалистов, лидеров, бухгалтеров и так далее. Они отражают те аспекты работы, которые едины для этих должностей и показывают, какими навыками должны обладать эти сотрудники для успешной работы.
  • 3. Специфические ролевые компетентности — те, которые связаны только с одной конкретной ролью либо к небольшой группе таких ролей, и определяют некие специальные задачи, которые важны для эффективной работы.

Компетенции обычно определяют как разновидности поведения, которое необходимо для успешной, компетентной работы. Поведенческие компетенции описывают то, как сотрудники должны себя вести, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Такие типы поведения относятся, в частности, к следующим областям:

  • 1. Понимание, что именно необходимо делать — к этому можно отнести такие компетенции, как критическое мышление, стратегическое мышление, способность создавать инновации и так далее.
  • 2. Непосредственное выполнение работы — сюда относятся, в частности, такие компетенции, как инициативность, проактивность, гибкость, ориентация на результат, влияние и так далее.
  • 3. Лидерство — а именно, межличностные коммуникации, мотивация, влияние и убеждение и прочие.

Во многих организациях используются модели компетенций — списки ключевых компетенций, которые считаются важными для всей организации или для ключевых групп должностей.

Все это приводит к большой путанице в употреблении терминов «компетенция» и «компетентность», поэтому проще всего запомнить такое ключевое различие: компетенции, главным образом, относятся к поведению сотрудников, а компетентности — к их умениям.

Предполагается, что, если человек ведет себя согласно примеру отраженного в описании компетенции эффективного поведения, то он будет работать качественно и эффективно. Собственно говоря, описания компетенций выводятся из анализа поведения высокоэффективных сотрудников — и считается, что и все прочие сотрудники, ведя себя, так же, смогут работать столь же хорошо.

Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.

Квалификация — это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации. В Трудовом Кодексе понятие «квалификация» определено как уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Квалификация является составляющей стандарта профессионального образования и характеризуется ступенью и уровнем.

Ступень квалификации — это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа (свидетельства, сертификата, диплома).

Уровень квалификации — это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Частные употребления термина:
  • Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;
  • Компетенция (юридический термин) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). Юридическое содержание понятия «компетенция» включает в себя такие элем

liardi.ru

Статья компетентность. В чем разница между компетентностью и компетенцией

Евгений Смирнов

# Бизнес-словарь

В чем разница между компетенцией и компетентностью

Компетентность базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению поставленных задач.

Навигация по статье

  • Компетентность
  • Виды компетенций
  • Коммуникативная компетентность и компетенция
  • Языковая
  • Информационная компетентность и компетенции
  • Социокультурная
  • Хозяйственная
  • Компетенции в образовании
  • Ключевые компетенции учащихся

В профессиональной среде или обычном бытовом разговоре можно часто услышать слова «компетенция» и «компетентность». Большинство людей лишь приблизительно понимают, что это такое. Однако есть существенные различия между смыслом этих слов. И чтобы в будущем они не вызывали вопросов, следует точно разобрать понятие, виды и типы компетенций, а также важные факторы, указывающие на их различия.

Существует множество формулировок, которые были определены ведущими научными деятелями в нашей стране и за рубежом. Различается и подход к толкованию – это или отожествления, или дифференциация.

Для компетентностного подхода характерна следующая структура:

  • Компетенция – основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. В качестве примера можно привести уровень владения языком, которым пользуется переводчик в своей ежедневной работе.
  • Компетентность – базируется на ранее сформированной в результате обучения или приобретенного опыта компетенции и представляет собой свойства конкретного человека, а также его способности к выполнению вышеописанных задач или деятельности.

Если провести тщательный анализ, то становится ясно – однозначное или общепринятое значение слова отсутствует, когда речь идет об одном контексте. Толкования отличаются, однако только подробное изучение вопроса позволяет получить ясное понимание и представление двух понятий.

Компетентность

На первый взгляд видна схожесть понятий, однако компетенция и компетентность имеют некоторые различия. В первом случае специалистами принято толкование, которое включает в себя приобретенные знания, которые формируют умения и подготовленность обучающегося для их использования на практике. Сюда же относят какие-либо вопросы, в которых осведомлен этот человек, а также проблемы, кот

otvotke.ru

Новые термины-Компетентность и компетенция

Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?

В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «… основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу ( Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. 2003. №- 5. С.55-61. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. — №2. — С. 3-10.).

Но посмотрим в Толковый словарь русского языка (составители С.И. Ожегов и др., М., «ОГИЗ», 1936).

КОМПЕТЕ`НТНОСТЬ, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

КОМПЕТЕ`НЦИЯ, и, мн. нет, ж. (латин. competentia ) (книжн.) 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

На мой взгляд, можно модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте и построить, например, специальную терминологическую конструкцию «образовательная компетенция» – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит качественное освоение – определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.

Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.

Аналогично строим термин «образовательная компетентность» – способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность – это уже сложившееся личностное качество.

У образовательной компетентности также есть ключевая часть, которая относится к общепредметному содержанию образования и является его главной (в определенном иерархическом смысле) составляющей.

Краткий итог: образовательная компетенция – идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин «образовательная компетентность», точнее описывает его смысловое наполнение.

Образовательная компетентность – реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас». С ней (компетентностью) могут происходить аффективные трансформации, она имеет эмоциональную «окраску».

Состав образовательной компетенции конкретизируется в том числе на уровне учебных предметов. В «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», а также в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы. Думаю, что при модернизации вышеназванных документов следует определить оптимальное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, объем знаний, формируемых при этом умений и навыков. Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае образовательная компетентность учащихся будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую не только при обучении, но и в будущей производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Образовательная компетентность является следствием личностно ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Содержание образования при этом из модели, созданной объективно, для объекта образования превращается в «живое» знание, которое принадлежит индивидуальности ученика, хотя требуются усилия от всех участников образовательного процесса.

Из вышесказанного можно заключить, что теория педагогики вполне оправданно использует новые понятия «образовательная компетенция» и «образовательная компетентность». Как быть с множественным числом? Можно заметить, что в других словарях о его «несуществовании» ничего не сказано. Видимо, составители словарей решают разные задачи: одни заботятся о едином стиле языка, другие помогают специалистам в их профессиональной деятельности в какой-то конкретной области и т.д. Тогда появление новых оборотов и видов использования слова вполне оправдано, если через актуализацию понятийного аппарата действительно решается важная проблема. Но если без нововведений можно обойтись, то модернизировать русский язык не обязательно. Тем более что педагогика как гуманитарная наука итак перегружена разноплановой терминологией с имплицитным смыслом. Возможно, другие отрасли науки действительно нуждаются в перечислении компетенций, потому что структура объекта, описываемая этом термином, имеет такую особенность. В этом случае развитие понятийного аппарата оправдано.

В педагогике можно, на мой взгляд, у понятий «компетенция» и «компетентность» обойтись единственным числом. К примеру, компетенция выпускника математического факультета университета представляет собой … (далее пойдет ее описание). По-моему, выглядит неплохо. Примерно понятна степень компетентности такого выпускника, если его дипломная работа оценена «удовлетворительно». И размениваться на фрагментарный набор компетенций — особого смысла нет. Это же относится и к выпускникам школ. В любом случае, при освещении конкретного педагогического вопроса (как впрочем, и любого другого) следует придерживаться правила, относящегося к логике научного изложения: «… основные понятия должны быть явно и ясно определены; при оценке истинности суждения следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто эти суждения высказал, нельзя подменять их своими представлениями» Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. — №3. – С.9-10).

Постараемся обсудить проблему, вынесенную в заглавие статьи, в форме дискуссии, которая развернулась в октябре 2003 г. на электронных страницах портала www.auditorium.ru благодаря любезной помощи профессора В.В. Гузеева.

Мнение 1. М.Е. Бершадский, к.п.н., профессор, АПКиПРО.

Всецело поддерживаю Ваше стремление к корректному употреблению терминов в соответствии с нормами и правилами русского языка. Причина использования понятий «компетенция» и «компетентность» во множественном числе очевидна. Оба понятия появились в отечественном педагогическом лексиконе не в результате его саморазвития, а были заимствованы из зарубежной педагогической литературы. Таково происхождение многих современных «инноваций». Боюсь, что при нынешнем темпе заимствований все педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы. В английском языке слово «competence» употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень качественных отечественных переводах.

Однако я не склонен придавать слишком большого значения грамматической стороне дела. Ещё меньше меня интересуют причины, по которым составители различных словарей не указывают наличие множественного числа у некоторых существительных, да и вынесение подобных суждений далеко выходит за пределы моей компетенции. Меня больше интересуют причины появления и широкого распространения в отечественной педагогике новых заимствованных понятий. В науке они создаются для описания новых явлений. Появились ли таковые в последние годы в нашей образовательной системе? Что заставляет педагогов вместо привычного и достаточно точно определённого понятия «умение» использовать многозначное понятие компетентности?

Посмотрим, что понимает под компетентностью один из авторов компетентностного подхода в английском образовании — Джон Равен: «Необычной в этом подходе была направленность забот и усилий преподавателя. В отличие от большинства своих коллег, учительница, которая вела этот класс, не была сверх меры озабочена выполнением программы (и по содержанию, и по срокам). Вместо этого её внимание было сосредоточено на компетентностях, которые учащиеся могли приобрести, выполняя ту или иную работу. Эти компетентности включали стандартные школьные навыки: чтение, письмо, орфографию и счёт. Но при этом они включали также поиск информации, необходимой для достижения цели (такую информацию чаще приходилось добывать в процессе непосредственного наблюдения или общения с людьми, чем путём чтения книг), изобретательность, умение убеждать, руководить (лидерство) и др.» (Равен Джон. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 1999, с. 16).

Из приведённой цитаты видно, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение». Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции мне представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой.

Уже очень давно в российской педагогике анализировалась проблема формирования умений, их структура и операционное содержание. Ещё в советские годы было введено понятие общеучебных, интеллектуальных и практических умений. Разумеется, современное общество предъявляет новые требования к умениям, которые должен приобрести ребёнок в школе. Но я не вижу оснований для введения принципиально новой терминологии, характеризующей эти новые умения. Ещё раз повторюсь, что в процессе развития науки новые понятия возникают с неизбежностью. Однако учёные в качестве слов для обозначения этих понятий редко используют уже известные термины с устоявшимся смыслом и содержанием, понимая, что это неизбежно приведёт к трудностям при понимании смысла высказываний.

Вы преподаёте физику, поэтому должны быть знакомы с трудностями, которые возникают у учащихся при усвоении физических понятий «сила» и «энергия», которые уже функционируют в их сознании в своём обыденном житейском смысле. Такие же трудности неизбежно возникают у любого русскоязычного читателя, встретившего в тексте слова «компетентность» и «компетенция».

Автоматически, на подсознательном уровне он поймет их в привычном смысле, который определённым образом задаст контекст всей воспринимаемой фразе. Эти привычные для русского языка смыслы Вы сами указали, приведя значения данных понятий. Словосочетание «компетентный ученик» кажется мне надуманным. «Переводя» его на привычный для меня язык, я получаю «осведомлённый» ученик, «авторитетный» ученик, ученик, профессионально разбирающийся в каком-либо вопросе (как Вам нравится словосочетание «профессиональный ученик»?).

Не лучше обстоит дело и с понятием компетенции. Большинство носителей русского языка переводят его как полномочия совершать определённые действия. Какими полномочиями должен обладать ученик? Как в этом смысле трактовать термин «ключевые полномочия»? И как быть с «неключевыми полномочиями»? Это всё еще полномочия или нечто подобное свадебному генералу? Я не понимаю Вашего стремления «модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте». Тем самым Вы признаёте, что изначально их педагогический смысл для Вас тёмен и не понятен. Не становится он яснее и от Вашего «перевода» компетентности как способности совершать определённые действия. Я полагаю, что большинство людей назовут эту способность умением. Не думаю, что стоит всерьёз заниматься поисками «педагогического контекста» в словосочетании «профессиональный ученик, обладающий ключевыми полномочиями».

Мнение 2. Г.Г. Левитас, д.п.н., профессор, Москва.

«Человек компетентен в данной области» = «Человек обладает знаниями в данной области». Традиционная школа дает знание фактов. Гораздо важнее знание МЕТОДОВ познания и преобразования мира. Эти методы разные. Есть методы естественнонаучных дисциплин, связанные с изучением природы. Есть исторический метод познания. Есть метод математического моделирования. Есть особые методы изучения человека и человечества. Поэтому и речи быть не может об исключении из школьной программы естественнонаучных дисциплин, истории, математики, гуманитарных дисциплин.

Однако вопрос, чему учить на этих предметах, остается нерешенным. Его надо решать с точки зрения обучения методам. Об этом говорят уже давно. Профессор А.В. Ефремов уже много лет предлагает заменить на экзаменах по математике решение пяти задач решением одной задачи пятью разными методами. Но практических разработок этой темы пока не достаточно. Например, чтобы изучить методы математического моделирования, нужно изучить содержательный курс математики. В нем необходимо изучить вполне определенные частные методы. Конечно, их изучение должно сопровождаться конкретными приложениями этих методов, а значит, мы снова возвращаемся к традиционному содержанию. И в этом нет ничего плохого.

Чем меньше мы будем ломать, тем легче нам будет строить. В результате высказанных соображений рождается следующая естественная процедура определения содержания курса математики (да и любого школьного курса). 1. Выписать все необходимые методы имеющегося курса, исключив из списка ненужное и добавив к нему необходимое. Эта процедура должна решаться экспертным путем (а не решением якобы компетентного чиновника-специалиста), в течение достаточного для этого времени. Необходимо разработать начальный список, предъявить его заинтересованным лицам и организациям, получить все предложения и организовать рейтинговое голосование среди тех же экспертов. 2. Определить, в каких разделах действующей программы можно изучать те или иные методы выработанного перечня и уточнить содержание курса. 3. Требовать от учащихся и проверять знание не тех или иных теорем, понятий, терминов, а всех методов, включенных в список. Такая работа начата упомянутым мною профессором А.В. Ефремовым.

Мнение 3. А.А. Нестеренко, ТРИЗ-специалист, г. Петрозаводск.

Видимо, на сегодняшний день нет особой разницы между компетенцией и необходимым набором «ЗУНов». Хотя, возможно, в понимании учителя слово «компетенция» предполагает акцент на практическом применении знаний (смешно, но из понятий «умения» и «навыки» этот акцент уже почти совсем «испарился»). Мне кажется важным вопрос не о терминах, а о том, чему же все-таки надо учить.

Есть очевидное противоречие: знаний (соответственно, умений и навыков) становится все больше, а возможности ученика по их восприятию ограничены. Профессор Г.Г. Левитас справедливо, на мой взгляд, утверждает, что учить надо МЕТОДАМ. Если заглянуть еще вперед, то число методов, которым надо учить, тоже быстрыми темпами увеличивается. Значит, учить надо так, чтоб ученик был способен легко самостоятельно освоить (а на более продвинутом уровне — при необходимости — самостоятельно получить) нужный ему метод. Мне кажется, исходя из такого подхода имеет смысл планировать компетенции в различных предметных областях. А как их назвать, я решала бы уже потом, по факту.

Мнение 4. Г.Г. Скоробогатова, доцент МИОО, Москва.

Рассуждая о компетенции и компетентности учеников, мы в той или иной степени имеем в виду результаты образовательной деятельности (политики) школы. А образование в своей качественной характеристике — это не только процесс или система, но еще и результат присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности, и которые так важны для интеллектуального, нравственного, экономического состояния как самой личности, так государства, общества, всей цивилизации в целом. И этот результат присвоения знаний школьниками и будет, на мой взгляд, определять их компетентность.

Вместе с тем в свете требований модернизации школы, отраженных в научно-методических рекомендациях к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования «Аспекты модернизации российской школы» — «содержание образования», не должно восприниматься узко предметно (как синоним того, что написано в учебнике). В него обязательно включается план деятельности учащихся (репродуктивной и творческой), а значит, и вопросы методов и технологий обучения.

Ведь то, как учится школьник, ничуть не менее важно для конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. И тогда через усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией; умение видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение; умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивая свою позицию и т.д. — можно будет отнести к компетенции школьников. То есть к комплексу умений выпускника «послеперестроечной» школы. В целом же, оба эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте.

Мнение 5. В.В. Гузеев, д.п.н., профессор, зав. кафедрой АПКиПРО, Москва.

Я считаю апелляции к словарям и собственным мнениям недостаточно мощными аргументами в споре. Хорошо бы было понять сначала, что имеется в виду под обсуждаемым понятием в каких-либо признанных источниках, у каких-то достаточно профессионально значимых авторов. Например, в книге «Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы» (М.: Сентябрь, 2001), написанной большим коллективом авторитетных в образовании людей, можно найти следующее.

«Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры».

Видно, что обойтись, например, понятием «умение» в таком случае нельзя. Каждая из рассматриваемых компетентностей включает большой комплекс умений, но, видимо, и не только умений. Так или иначе, понадобится особый термин, даже если компетентность во множественном числе нам не нравится. Придумаем какие-нибудь «метаумения», позаимствуем у американских коллег «metacognition», ещё как-то вывернемся. В этом смысле я вижу новое явление в педагогике, нуждающееся в соответствующем термине. Почему бы и не «компетентность» с множественным числом?

Смысл этой дискуссии в ПОИСКЕ смысла

Подводить итог обсуждению проблемы, вынесенной в заглавие дискуссии, наверное, рановато. Но поблагодарить участников разговора и «осчастливить» их своими комментариями можно. Постановка вопроса о существовании множественного числа у терминов-виновников дискуссии послужила, как видим, только поводом для обсуждения педагогического смысла понятий «компетенция» и «компетентность». На этом и сосредоточили свое внимание выступающие. Согласен с мнением профессора М.Е. Бершадского, что не стоит «придавать слишком большого значения грамматической стороне дела». По крайней мере, не эта проблема главная для педагога. А казусы, связанные с переводом иностранных слов на русский язык, еще будут продолжаться. Но это не подвластно нам.

Чем вызвана моя собственная попытка приблизиться к «законному» пониманию терминов «компетенция» и «компетентность» в образовательной деятельности? Стремлением соответствовать (держать «нос по ветру») или искреннее желание разобраться и понять научный смысл? Если по совести, есть и то, и другое.

Будь моя воля, вполне бы обошелся традиционным «умением» школьника. Но, по-видимому, «поезд уже ушел», и компетентность выпускника школы вместе с его компетенцией ворвались в российскую педагогику. Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией. И, возможно, уже скоро будем отчитываться перед управлениями образования о процентах выпускников, обладающих той или иной компетентностью. Так что к этой терминологии легче отнестись утилитарно.

Если перефразировать название известной работы профессора В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии», то и для наших «подопечных» терминов можно построить похожую перспективу: образовательная компетентность: от перечня умений до философии. Наверное, такие уж мы люди, что расположены к масштабному осмыслению сути в любом, даже малом деле. «Компетенцию» школьника ожидает та же судьба, что и «образовательную технологию». Мы возведем ее в высокую теоретическую ипостась.

И все же без «компетентности» ученика мы вынуждены обозначать высокий (или качественный) уровень подготовки выпускника как «осведомленность» ученика или «профессиональность» выпускника школы, что звучит некоторым диссонансом. А вот компетентный выпускник, по-моему, вполне приемлемо. Следует только договориться, как это понимать. В комментарии профессора М.Е. Бершадского, на мой взгляд, содержится как раз оправдание присутствию термина «компетентность» в педагогике. Действительно, простая замена его на близкое понятие приводит к сложному восприятию фразы. Но высокое качество учебных умений уместно обозначить по-особому и кратко. А переводить на «привычный» язык специальную терминологию не всегда целесообразно. Мы все-таки обсуждаем понятийный аппарат научной педагогики. Нам ведь не приходит в голову делать замечание физикам-теоретикам, когда они говорят о кварке красного цвета. Кварке, которого никто не видел и не увидит. Все дело в нашем бытовом и несовершенном понимании слова «цвет». По-видимому, над этим и пошутили физики в свое время, приписав кваркам различные цвета.

И еще один пример, актуализирующий проблему. Выпускники школ, награжденные золотыми или серебряными медалями, должны обладать самым высоким уровнем ЗУНов. И это официально признается всеми компетентными инстанциями. Однако бывает (и, к сожалению, не редко), что медалисты не выдерживают конкурсные экзамены в вузы. Значит (поспешим найти компетентности достойное место), у них не хватило компетентности в применении знаний, умений и навыков в сложной нестандартной ситуации конкурса, а сами ЗУНы, наверное, были и не маленькие. Такого рода издержки отечественного образования связаны, как мы знаем, с большим объемом фактического материала, который должен освоить школьник, и с неэффективностью методик (а теперь уже и технологий) обучения. Знаний много, умений (репродуктивного уровня) тоже немало, устойчивые навыки мы сможем сформировать (пусть за счет перегрузки ребенка). Но проблема остается – компетентности нет (термин «компетентность» вполне на месте и актуализирует проблему, которая, к сожалению, тоже на месте). Участники нашей дискуссии обозначают некоторую перспективу.

Так, профессор Г.Г. Левитас пишет: «Гораздо важнее знание МЕТОДОВ познания и преобразования мира». Решение пяти задач по математике можно заменить решением одной задачи, но пятью разными способами. А вот практических разработок для этого мало. Каких именно разработок? Формирующих компетентность ученика в области, допустим, математики.

Кратко вектор проблемы присутствия в педагогике терминов «компетенция» и «компетентность» можно обозначить фразой доцента Г.Г. Скоробогатовой: «… эти понятия отражают целостность и интегративную сущность результата образования на любом уровне».

Резюме. Мнения, в том числе участников нашей дискуссии, об использовании «компетенции» и «компетентности» в педагогике, можно условно разделить на три группы:

  1. Эти термины — дань моде, и можно обойтись без них, т.к. есть классические прототипы – уровень подготовленности выпускника и учебные умения. Но издержки нашей практической деятельности привели, на мой взгляд, к упрощению этих понятий, и они приобрели не достаточно глубокий смысл. Отсюда и возникла необходимость нового описания качества образования.

  2. «Компетенция» и «компетентность» уже широко используются в других видах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Этот же смысл данным понятиям придает и педагогика для описания качества подготовки своих клиентов. Давайте спросим себя, а какие термины «ближе» всего к отмеченному свойству выпускников школы? Возможно, при всех неудобствах, связанных с привычным нам пониманием этих слов, новые термины обозначают направление развития (или модернизации) российского образования.

  3. Для перспективы развития содержания образования понадобились производные от обсуждаемых терминов во множественном числе. Но при неудачном переводе с английского такие производные уже давно появились. Возможно, компетенции и компетентности в дальнейшем опишут сложную структуру культуросообразной деятельности школьников и привнесут инновационный характер и резерв в развитии самого содержания образования. Логика, оправдывающая появление этих слов во множественном числе, та же. А что ближе всего к описанию состава комплексных, сложных, интегративных умений? Наверное, это все-таки компетенции. Не придумывать же специальное слово, которое хоть и будет «безгрешным», но кроме автора, на первом этапе, его никто не будет понимать. Так мы постарались «реабилитировать» множественное число у компетенции и компетентности. Тем более, что оно уже употребляется в солидных документах и статьях.

Пусть это новшество поможет нам актуализировать образование (образованность) школьника, а мы постараемся наполнить новую педагогическую форму конкретным содержанием. Но это в перспективе.

Сайт ВИО

 

 

Конкурсы ВИО

Клуб ВИО

Гостевая ВИО

Авторы ВИО

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *