Слова компетентность и компетенция очень часто встречается в разного рода социальных и экономических сферах человека. В педагогических и экономических дисциплинах зачастую путают два этих по сути разных понятия, однако в большинстве случаев это происходит из-за схожести корня написания, когда говорят о каком-либо человеке или предмете повествования.
Чтобы выделять нечто схожее и различное, для наилучшего понимания двух слов стоит обратиться к определениям данных понятий.
Компетентность
Большинство научных деятелей в области филологии определяют положение — как совокупность связанных между собой качеств человека. Суждение рименяется, к примеру, в положительном описании личности (умения, навыки, знания) и оценки его профессиональных качеств. В большинстве случаев, положение зависит от предмета описания и меняется, в зависимости заданных границ по отношению к объекту. «Компетентность чиновника — грамотное исполнение наложенных на него обязательств, в которых он разбирается». Или же: «Этот чиновник некомпетентен, так как возложенные на него обязанности не были исполнены, и он в них не разбирается».
Также существенно определение относительно компетентности, когда описывается обладание человеком определенной компетенцией относительно предмета. Существует и более просто описание компетентности, когда говорят о том, что это опыт в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности человека, который подтверждает его умение в этом вопросе. Если брать суждение в области образования, то там все еще более глубоко раскрыто. Компетентность ученика — есть способность, основанная на его приобретённый знаниях, жизненном и учебном опыте. Все вышеперечисленное он приумножил и развил в ходе изучения.
Компетенция
В целом ряде словарях под словом понимается круг вопросов, в которых описываемый человек имеет опыт и знания, а также описывается круг чьих-то полномочий и обязанностей. Слово имеет корни из романо-германских языков, которые в свою очередь, восходят к латинскому «competentio» — что означает соответствие, способность. «Компетенция суда рассматривать это дело. Выполнение этой обязанности не входит в вашу компетенцию» и так далее. Чье-либо мнение тоже может быть компетентным, то есть иными словами, оно обладает подкрепленными знаниями и соответствует области, о которой идёт речь.
Возвращаясь к теме образования, стоит снова упомянуть, что данные понятия часто упоминаются преподавателями в их трудовой деятельности. В учебном понимании объяснение слова достаточно простое и оно описывается так. Способность совершать правильные действия на основе приобретённых знаний и накопленного опыта. Как отмечают преподаватели, сфер компетенций должно быть немало. В отличие от определений слов навыка и умение, определение затрагивает более широкое поле мысли. Замена данного слова другими было бы не совсем правильным, так как навыки и знания применимы к более узкому описанию предмета разговора.
Общие характеристики.
Проблема понимания слов компетенции и компетентности и их употребление не так однозначно. Вроде бы в определении слов есть ответ на вопрос, что в них различного и схожего. Однако при употреблении в речи невозможно избежать обдумывания и мысленных пауз для правильной расстановки этих слов. Очевидность их смысловой близости и понятийной взаимообусловленности ярка и необходима как важные описывающие элементы той или иной деятельности.
Из этого следует первый общий аспект:
- Во-первых: неразделимость смысловых определений компетенции и компетентности в процессе описания образовательной деятельности и воспитания личности.
- Во-вторых – оба слова влияют на окружающий мир путём сфер знаний, навыков и умений.
- В-третьих — они задают нормы и требования, предъявляемые к образовательному процессу и человеку в частности, при их описании.
Помимо этого оба определения, так или иначе, связаны с результатом, который можно измерить по отношению к способности осваивать воспринимать информацию после изучения той или иной деятельности.
Также они обобщены совокупностью характеристик человека, благодаря которым он способен достигать положенных целей.
Различные характеристики
Помимо этого важно разграничивать понятия. Грань выявляется при определении мотивационной составляющей компетенции и компетентности. Именно поэтому черта, которая отличает второе определение, заключается в осознании ценностно-смыслового отношения в описании предмета деятельности и рассматриваемого опыта.
Также не может существовать в изолированном виде. Ее употребление зависит от контекста, когда суждение зачастую может существовать отдельно от процесса. Компетентность как свойство личности обозначает уровень сформированных знаний и навыков в области компетенции. То есть соответствие нормам и требованиям установленные в период описания. Важность имеет область, в которой идет разговор, касающийся компетентности и компетенции. Ведь он порой становится основополагающим в вопросе различий между двумя определениями. И если суждение рассматривает более узкую степень применения приобретенных навыков и знаний, то компетентность, в свою очередь, дает обобщенную характеристику качества подготовки и ценность опыта объекта. Поэтому компетентности имеет больше аспектов при формировании.
2. Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 5
3. Компетентностный подход к определению содержания образования. 7
4. Ключевые компетентности, их классификация. 9
Список литературы. 14
Понятия «компетенция», «компетентность», их соотношения.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия « компетенции» и
Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Определению выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, — называют компетентностным подходом.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Наряду с понятием « компетенция» в педагогическом лексиконе применяется как синоним понятие «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми; поэтому и наблюдается разное их понимание.
«Компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые оттенки. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный — это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.
Словарь иностранных слов раскрывает понятие «Компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность. Если же отвлечься от юридического аспекта, то понятия «компетенция» и «компетентность» почти синонимичны. Понятие
— образовательного результата , выражающегося в подготовленности, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с
На сегодня уже существует множество трактовок базовых понятий компетентностного подхода – «компетенция», «ключевые компетенции», «компетентность». Поэтому актуализируется проблема изучения различных подходов и их систематизации.
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области ; в этом же словаре «компетенция» — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова «компетенция» рассматривается как область знания или практика, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности . В словаре иностранных слов «компетентный» — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.
Большой вклад в разработку проблем сущности и содержания понятия «компетенции» был внесен отечественными исследователями среднего образования И.А.Зимней, А.В.Хуторским, И.Г.Агаповым, А.К.Марковой, Л.А. Петровской и др.
Однако в педагогической науке в настоящее время не существует единого подхода к изучению проблемы компетентности. Выделяют два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Например, в Глоссарии терминов ЕФО (1997) , компетенция определяется как: 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3. Способность выполнять особые трудовые функции. Там же отмечается, что «… термин компетентность используется в тех же значениях. .
По мнению И.А.Зимней, авторы, отождествляющие эти понятия (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) подчеркивают именно практическую направленность компетенций. «Компетенция является … сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» . «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» . Однако в данном случае не учитываются личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и другие) качества учащегося.
В отличие от этого, академик А.М. Новиков считает, что компетентностный подход заключается не только в формировании у обучающихся способностей решать важные практические задачи, но и воспитании личности в целом. Компетентность по его мнению — это «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» . А.М.Новиков внес значительный вклад в разработку теории формирования умений, которые рассматривал не в узком технологическом смысле, а как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» . «Но, — пишет А.М. Новиков, — теория формирования умений оказалась невостребованной. В английском же языке аналога нашему понятию «умение» не существует. И когда образовательная практика столкнулась с проблемой деятельностной направленности образования – в англо-американской образовательной среде стали использовать термин «competence» – а наши российские авторы быстро его подхватили» .
И.А. Зимняя также разделяет понятия компетенция/компетентность» по основанию возможное – актуальное, когнитивное — личностное. Под компетенцией она понимает внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека .
Зимняя Ирина Алексеевна (1931), д-р психол. наук, профессор, академик РАО (1995), зав. сектором Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. Автор научных работ и учебников по педагогической психологии.
Под «компетентностью» пишет И.А.Зимняя, «понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная черта человека, его личностное качество». Т.е. «компетентность» — это основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» .В Глоссарии терминов ЕФО и в ряде других работ (Шишов С.Е., Краевский В.В., Хуторской А.В. и др.) делается попытка определить «компетенцию/компетентность» через понятие «способность» — индивидуально-психологическую особенность личности. Однако в учебном пособии В.В. Краевского и А.В. Хуторского подчеркивается, что компетенция – это не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизированное для многих индивидов и вводимое в качестве общей нормы. «Компетенция» — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качест
И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.
Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция», взятых из разных источников:
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетны;
Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знание;
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения ;
Слово «компетенция» происходит от латинского «competere», что значит «добиваться, соответствовать, подходить».
В словарях и научной литературе «компетенция» объясняется по-разному:
Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний ;
круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;
Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .
Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.
A.B. Хуторской так разделяет понятия «компетентность» и «компетенцию» следующим образом: «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .
Следует отметить, что представления о профессиональной компетентности педагога претерпели значительные изменения: от разработки основ формирования педагогической направленности (А. А. Орлов, С. Т. Каргин
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Супер
- Интересно
- Любопытно
- Скучно
- Плохо
- Популярное
- Лучшее
- В тренде
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Тендеры
- Кейсы
Библиографическое описание:
Ломакина, Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии / Г. Р. Ломакина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 01.08.2020).
Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом.
Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Данный психологический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны профессиональная компетентность является формирующимся и развивающимся свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности.
По мнению большинства психологов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием профессиональной компетенции, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.
Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетенции. В частности, Ф.Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает, что каждый человек по своим профессиональным способностям пригоден к выполнению только одной профессии [4]. По его мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека. Несмотря на то, что в целом, применительно ко всем профессиям, с данным утверждением можно дискутировать, оно кажется весьма верным в отношении выбора профессии педагога. Психологические проблемы, возникающие у студентов старших курсов, впервые проходящих педагогическую практику в школах и у молодых педагогов, приступающих к самостоятельной педагогической деятельности, во многом связаны с несоответствием психологической конституции личности требованиям, предъявляемым к педагогическому работнику. Так, например, анализ анкет студентов, проходящих учебную и педагогическую практику показывает, что они не всегда психологически готовы к необходимости многократного объяснения одного и того же, к проблемам, возникающим с дисциплиной и нахождением общего языка с учащимися и их родителями, к проблемам, связанным с регулярной неготовностью обучаемых к уроку и нежеланием изучать предмет (исследования проведены автором статьи на базе Педагогического института Южного федерального университета в 2009-2012 г.г.).
В.А. Бодровым были проанализированы и обобщены основные положения зарубежных и отечественных теорий профессионального развития. Одним из наиболее существенных и имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования является следующее: «Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики. Каждый человек соответствует требований ряду профессий» [3].
Таким образом, профессионализм в самом общем смысле можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. По определению Казаковой Н.Е. и Валеевой И.А. профессионал – «это человек, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» [3]. Одним из ведущих качеств профессионала является, в том числе, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также способность к рефлексии. Основы данной стороны профессиональной компетенции теоретически должны закладываться еще в школе – путем формирования у обучаемых умения самооценки, самоанализа и самообразования (именно это, кстати, указывается в новых образовательных стандартах, в частности в ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. В частности, ФГОС НОО предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции) [5].
Каким образом можно определить профессиональную компетентность педагога и как из всего комплекса психологических, педагогических, лингвистических (в нашем случае исследования проблемы формирования учителя-преподавателя иностранных языков) знаний вычленить то, что необходимо объяснить студентам в процессе их обучения в педагогическом вузе.
В современной педагогической науке формирование личности учителя рассматривается как с психологической (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейн и др.), так и личностной (В.А.Сластенин, С.Н.Архангельский, Л.Ф.Спирин) точки зрения. Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.
Первоначально термины компетентность и компетенция использовались в педагогике только применительно к изучению иностранного языка и способностью выражать свои мысли средствами данного языка. Впервые термин «компетенция» был использован преподавателем Массачусетского университета (Соединенные Штаты Америки) Н.Хомским в 1965 году. Под компетенцией он понимал «знание языка говорящим», отличая ее от «употребления языка». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью индивида использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения. То есть, он перенес на педагогику различие между языком и речью, определенное Ф. де Соссюром, положив, таким образом, фундамент для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам, основной целью которого является формирование у учащихся способности осуществлять акт коммуникации, используя доступные им знания о системе языка.
В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии? «Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность – способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса.
Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования – это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.
-
- Литература:
Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – м.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
Казакова Н.Е, Валеева И.А. Теоретические основы исследования полипрофессионализма учителя сельской школы — Образование: исследовано в мире//Международный педагогический интернет журнал, 2004. – Эл.текст: www.oim.ru/reader.asp?nomer=446.
- Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. – Вопросы психологии, 1989, № 5. – С. 158-164
Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, знание, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, способность, формирование, иностранный язык, педагогическая деятельность.
Похожие статьи
Профессиональная педагогическая компетентность учителя
профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование… Характеристики профессионально—педагогической…
К вопросу о профессиональной компетентности будущих…
О профессиональной компетентности учителя. профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения…
Формирование профессиональной компетентности педагогов
профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование… Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный…
Профессионально—педагогическая компетентность учителя
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально—педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении…
знание, профессионально—педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность
Компетентность-это совокупность профессионально—педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность…
О профессиональной компетентности учителя
компетентность, компетенция, умение, профессионально—педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога…
Характеристика методической компетентности в структуре…
Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и педагогического общения.
Особенности профессиональной компетенций молодых…
профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование… Результаты исследования развития профессиональной…
Педагогическая практика как один из способов формирования…
Ключевые слова: педагогическая практика, иностранный язык, профессиональные компетенции, методы, формы, средства, формы оценочных средств, уровни оценивания.
Одним из
приоритетных направлений образовательной политики государства, в
настоящее время, является переход от знаниевой парадигмы к
компетентностному подходу. Согласно Концепции модернизации
российского образования, целью современного профессионального
образования является подготовка конкурентоспособных специалистов,
способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой
активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и
самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми компетенциями. В
этой связи, термины «компетентность» и «компетенция»
приобретают все более широкое распространение в образовательной
среде.
Анализ
психолого-педагогической литературы (А.Г. Бермус, В.А. Болотов,
В.Н.Введенский, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.А.Зимняя, О.Е. Лебедев,
Н.В.Кузьмина, Г.К. Селевко, В. Хутмахер, А.В.Хуторской, О.В.
Чуракова, и др.) показал, что, несмотря на довольно частое
употребление рассматриваемых категорий в педагогической практике, в
настоящий момент отсутствует однозначная трактовка понятий
«компетенция» и «компетентность». Кроме того,
расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий,
их классификации и видов.
Согласно
словарю Merriam-Webster,
первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605
году. В тоже время, И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности
связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния
человека, обозначаемого греческим “atere” – «сила,
которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала
характерной чертой личности» [3, с. 155]. Понятие
компетентности широко используется в начале XX
века в быту и литературе. Так, «Полный словарь иностранных
слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года,
определяет компетенцию, как «достаточная осведомленность,
необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и
произносить основательные суждения по поводу определенного круга
явлений» [4]. Словарь иностранных слов 1933 года дает
определение компетенции, как круга полномочий какого-либо учреждения
или лица. Однако в образовательной среде понятия «компетентность»
и «компетенция» получили свое распространение лишь в
60-70-х года XX
века. Некоторые исследователи полагают, что это связано с запуском
СССР искусственного спутника Земли в 1957 году, следом за которым
система американского образования подверглась резкой критике. В 1959
году Р. Уайта в работе «Motivation
reconsidered:
the
concept
of
competence»
впервые наполняет понятие компетентность личностным содержанием. В
1965 году Н. Хомский вводит понятие компетентности в теорию языка. На
основании его идей, высказанных в труде «Аспекты теории
синтаксиса», в 70-е года прошлого века в Америке осуществляется
переход к компетентностно ориентированному образованию.
Таким образом, в 1960 –
1970 годах вводятся категории «компетентность» и
«компетенция», закладывается понимание сущности данных
понятий, создаются предпосылки разграничения данных терминов,
появляется новое понятие «коммуникативная компетентность».
В 1984 году появляется
работа Джона Равена «Компетентность в современном обществе».
Автор не только приводит развернутое определение компетентности, но и
излагает свои представления о природе компетентности, различает виды
компетентностей и осуществляет их классификацию. Компетентность
трактуется Дж. Равеном, как жизненный успех в социально значимой
области [5, с. 253]. Он выделяет 39 видов компетентностей, которые
отождествляет с «мотивированными способностями». Среди
выделенных Дж. Равеном видов: способность к самообразованию,
самоконтроль, критическое мышление, готовность к решению сложных
проблем, уверенность в себе, настойчивость, способность к совместной
работе, персональная ответственность и другие [5, с. 281 – 296].
Данная работа послужила толчком для исследователей во всем мире, в
том числе и в России, к активной работе по проблеме определения
понятия и видов компетентностей. В 1990 году появляются работы Н.В.
Кузьминой и Л.А. Петровской, в которых компетентность
рассматривается, как «свойство личности». Разработкой
проблемы компетентности в это время занимаются Л.П. Алексеева, А.К.
Маркова, Л.М. Митина. Понятие компетентности в работах ученых
неразрывно переплетается с понятие профессионализма.
В начале нового столетия
наряду с проблемой определения понятия компетентности и ее видов,
возник вопрос о соотношении понятий «компетенция» и
«компетентность». В педагогической науке можно выделить
два направления – синонимизирующее и дифференцирующее рассматриваемые
категории. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С.
Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.) отождествляют данные
понятия, акцентируя внимание на практической направленности
компетенций. Сторонники второго направления (И.А. Зимняя, О.М.
Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) принципиально
разграничивают данные понятия, позиционируя компетентность как
первичную категорию. И.А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые
внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы
ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека. А.В.
Хуторской под компетенцией понимает «социальное требование
(норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его
качественной продуктивной деятельности в определенной сфере».
Компетентность с его точки зрения – это «владение
соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств
ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной
социально и личностно-значимой сфере» [8, с. 110]. Таким
образом, автор рассматривает компетентность как совокупность
взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки,
способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их
применения в определенной деятельности. А.В. Хуторской акцентирует
внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В.
Хуторским, компетентность как ситуативно-деятельностную категорию,
рассматривают А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и
другие. С позиции данных ученых, компетентность – это не просто набор
знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность
использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности
человека включаться в деятельность» [6, с. 21].
Не смотря на большое
количество проведенных исследований, до сих пор отсутствует единое
определение компетентности и компетенции. В Шепель, С.М. Вишнякова,
В.С. Безрукова трактуют понятие компетентности с позиций
профессиональной деятельности, делая акцент на когнитивной и
операционно-деятельностной составляющих. М.А. Чошанов определяет
компетентность, как владение
оперативными и мобильными знаниями. А.Г. Бермус рассматривает
компетентность как единство личностных, предметных и инструментальных
особенностей. Нестандартное определение компетентности приводит в
своей научной работе О.Н. Ярыгин. Он
предлагает определять компетентность с помощью картежа К = , состоящего из множеств ? – множество проблемных
ситуаций; Q
– множество проблем, решаемых данной компетентностью; T
– множество решений; F
– множество способностей, умений, методов, других
компетентностей, алгоритмов решения задач, позволяющих перейти от Q
к Т; Ф – множество других компетентностей, расширяющих
множество F
[9, c.
11 – 12].
Ученые задаются вопросом:
почему так сложно сформулировать единственно истинное определение? С
одной стороны, существующую проблему можно объяснить с позиций
психолингвистики. Являясь символическим образом, понятие компетенция
не связано с реально существующими объектами, на него нельзя указать.
С другой стороны, создать универсальное, абсолютно истинное в любой
области знаний, определение фактически невозможно.
Несмотря
на возникший плюрализм трактовок, авторы сходятся во мнении о
некорректности отождествления компетентности только со знаниями,
умениями и навыками. Очевидно, что компетентность неразрывно связана
с ними, но вместе с тем является более широким понятием. В отличие от
знания компетентность предполагает не просто владение информацией, а
возможность ее применения в деятельности. Применение к решению задач
различного рода отличает компетентность от умений. Возможность
однозначно действовать в различных ситуациях, в том числе
нестандартного характера, показывает отличие компетентности от
навыков. Исследователи придерживаются мнения о синтезе когнитивной,
предметно-практической, мотивационной, ценностной и личностной
составляющих данного понятия.
Наряду с
неопределенностью относительно определения категорий «компетентность»
и «компетенция», открытым остается вопрос относительно
выделения ключевых компетенций. Их количество у различных авторов
варьируется от 3 до 140. В 1996 году на симпозиуме «Ключевые
компетенции для Европы», проходившем в Берне, был представлен
их примерный список. В него вошли:
1)
политические и социальные компетенции;
2)
межкультурные компетенции, позволяющие гармонично сосуществовать с
людьми другой культуры, религии;
3)
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной
коммуникацией; информационная компетентность;
4)
компетентности, определяющие способность учиться на протяжении всей
жизни [7].
В этом же
году Жак Делор в своем докладе «Образование: сокрытое
сокровище» выделил четыре глобальные компетенции: «научиться
познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»
[1, с. 37].
Работа по выделению
ключевых компетенций проводится и отечественными педагогами. А.В.
Хуторской выделяет семь групп ключевых компетентностей:
ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного
самосовершенствования [8, c.
112 – 115]. Причем каждая группа содержит элементы самостоятельной
учебной деятельности. Г.К. Селевко классифицирует компетентности по
видам деятельности, по отраслям науки, по составляющим
психологической сферы, а также по сферам общественной жизни,
производства, в области способностей и по ступеням социальной
зрелости и статуса [6, c.
21 – 24].
Наиболее комплексная
классификация проведена И.А. Зимней. Она осуществлена на основе
категории деятельности, в связи с чем, приобретает свою особую
значимость. Автор выделяет три группы компетенций:
1)
компетенции,
относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности,
общения;
2)
компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и
социальной среды;
3)
компетенции, относящиеся к деятельности человека.
В каждой
группе выделено несколько видов компетенций. В первую группу включены
компетенции: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в
Мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования,
саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
смысл жизни; профессиональной развитие; языковое и речевое развитие;
овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Вторая группа содержит компетенции: социального взаимодействия;
общения. Третья группа включает компетенции: деятельности;
познавательной деятельности; информационных технологий [2].
Таким
образом, получив свое интенсивное развитие в середине прошлого
столетия, понятие компетентности до сих пор является камнем
преткновения для отечественных и зарубежных исследователей.
Актуальной остается и проблема отбора ключевых компетентностей. В
этой связи, в «Стратегии модернизации содержания общего
образования» признана необходимость дальнейшей проработки
данной проблемы.
Литература:
Делор Ж. Образование:
сокрытое сокровище. – UNESCO, 1996.
Зимняя
И.А.
Ключевые
компетенции – новая парадигма результата современного
образования //
Интернет-журнал “Эйдос” – [Электронный ресурс] /
http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
Зимняя И.А. Ключевые
компетентности как результативно-целевая основа компетентностного
подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов. – 2004.
Попов М. Полный словарь
иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907 –
[Электронный ресурс] /
http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html
Равен Джон. Компетентность
в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. –
М., 2002.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. –
Т.1. – М., 2006.
Совет
Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»:
Док. DECS/SC/Sec
(96)43. – Берн, 1996.
Хуторской А.В. Современная
дидактика. – М., 2007.
Ярыгин
О.Н. Формирование интеллектуальной компетентности студентов
ит-специальностей в процессе изучения дискретной математики:
Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Тольятти, 2007.
компетентность | конкурентоспособность |Как существительные, разница между компетенцией и конкурентоспособностьюзаключается в том, что компетенция — это навык, а конкурентоспособность — состояние конкурентоспособности.
|
Конкурентное преимущество можно охарактеризовать как нечто, что конкурирующие фирмы не могут сделать, или это что-то, принадлежащее фирме, которую хотят иметь конкурирующие фирмы. С другой стороны, основной компетенцией является особый уровень мастерства компании, которому не могут подражать ее конкуренты.
Эти два термина тесно связаны друг с другом, так как эти два помогают занять большую долю рынка, удовлетворить клиента, укрепить лояльность к бренду и предоставить клиентам высококачественную продукцию.
Хотя основная компетенция является уникальной для конкретного субъекта предпринимательской деятельности, конкуренты могут легко имитировать конкурентные преимущества. Основное различие между конкурентным преимуществом и основной компетенцией заключается в том, что основная компетенция помогает в создании постоянного конкурентного преимущества, а также помогает фирме выходить на новые рынки.
Содержание: конкурентное преимущество по сравнению с базовой компетенцией
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые различия
- Заключение
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Конкурентное преимущество | Основная компетенция |
---|---|---|
Значение | Конкурентное преимущество подразумевает добродетель, которая помогает фирме работать лучше, чем ее конкуренты на рынке. | Базовая компетенция относится к конкретным навыкам, знаниям и опыту, которым трудно следовать со стороны конкурентов. |
Формула успеха | Это не является формулой успеха для фирмы в долгосрочной перспективе. | Это формула уверенного успеха для фирмы в долгосрочной перспективе. |
Превосходство | Это обеспечивает временное конкурентное превосходство для фирмы. | Это обеспечивает устойчивое превосходство фирме. |
Накапливается от | Функциональная прочность | Основная прочность |
Помогает в | Помогает фирме конкретным и ограниченным образом. | Помогает фирме в целом, далеко идущей и многогранной манере. |
Advantage | Обеспечивает конкурентоспособность в конкретном бизнесе или продукте. | Обеспечивает превосходство в различных сферах бизнеса и продукции. |
Определение конкурентного преимущества
Конкурентное преимуществоссылается на условие, которое ставит фирму в выгодное для нее положение, т.е.е. тот, который позволяет компании производить товары или услуги по разумным ценам, которые в моде, для клиентов. В такой ситуации фирма может получать больше прибыли или получать больший доход по сравнению со своими конкурентами.
Конкурентное преимущество— это то, что держит вас на шаг впереди конкурентов. Это может быть достигнуто за счет ряда факторов, таких как качество продукции, бренд, структура затрат, лояльность клиентов и так далее.
По словам Майкла Портера, три стратегии, с помощью которых фирма может получить конкурентное преимущество:
- Стоимость Лидерство Стратегия
- Стратегия дифференциации
- Фокус стратегия
Определение базовой компетенции
Основная компетенцияможет быть определена как фундаментальная сила бизнеса, которая включает уникальную комбинацию различных ресурсов, знаний и навыков, которая отличает компанию на рынке.Именно глубокая ловкость обеспечивает компании одно или несколько долгосрочных конкурентных преимуществ при создании и предоставлении ощутимых преимуществ для клиентов.
Базовая компетенция
— это то, что обеспечивает доступ к ряду рынков, которые трудно догнать конкуренты и должны внести значительный вклад в обеспечение ценности для клиентов. Это может быть достигнуто отличным набором навыков или методов производства. Это обеспечивает структуру для компаний, которая помогает определить их основные сильные стороны, чтобы выработать стратегию соответственно.
Ключевые различия между конкурентным преимуществом и базовой компетенцией
Основные различия между конкурентным преимуществом и базовой компетенцией приведены ниже:
- Конкурентное преимущество
- можно понимать как особенность, которая помогает фирме обогнать своих конкурентов на рынке. Напротив, основная компетенция определяется как набор навыков и силы, что приводит к конкурентному преимуществу.
- Конкурентное преимущество не гарантирует успех фирмы в долгосрочной перспективе.В отличие от этого, основная компетенция обеспечивает успех фирмы в долгосрочной перспективе. Конкурентное преимущество
- обеспечивает временное конкурентное превосходство над другими фирмами на рынке. И наоборот, основная компетенция обеспечивает длительное превосходство фирмы над ее конкурентами. Конкурентное преимущество
- — это результат функциональной силы, в то время как основная компетенция проистекает из основной силы, то есть умения, которое является основополагающим для бизнеса или продукта, такого как особая способность в бизнес-процессе или технологии.
- Когда речь идет о влиянии, основная компетенция имеет далеко идущие последствия, поскольку она помогает фирме в целом и многоплановым образом, в то время как конкурентное преимущество оказывает ограниченное и конкретное влияние на бизнес.
- Конкурентное преимущество помогает в достижении конкурентоспособности в конкретном бизнесе или продукте. В отличие от этого, основная компетенция помогает в достижении превосходства в нескольких компаниях и продуктах.
Заключение
Основные компетенции являются основным источником достижения конкурентного преимущества и определяют области, на которых должна сосредоточиться фирма.Это помогает фирмам в определении перспективных возможностей для добавления ценности для клиентов. С другой стороны, конкурентное преимущество помогает фирме получить преимущество над конкурентами.
,