Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий \ КонсультантПлюс
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 4
— Организация оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка технологического присоединения к электрическим, тепловым и иным сетям
— Потерпевший оспаривает прекращение производства по делу (отказ в возбуждении дела) о нарушении организацией правил недискриминационного доступа, порядка технологического присоединения к электрическим, тепловым и иным сетям
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
абзац исключен. — Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги по передаче электрической энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по передаче тепловой энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
захоронение радиоактивных отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 11. 07.2011 N 190-ФЗ)
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.
(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
Естественная монополия – определение и характеристика
Первый московский государственный медицинский университет
им. И.М.Сеченова
Реферат по экономике
«Естественные монополии и регулирование их деятельности»
Выполнила: Стрижова М.А.
Лечебный факультет 1 курс 69 группа
Проверила: Исламова Г.И.
г. Москва 2011г.
Содержание:
Введение 2
Естественная монополия – определение и характеристика 3
Постоянные и временные естественные монополии 3
Причины и границы регулирования естественных монополий 4
Используемая литература 11
Введение.
В экономике любой страны имеются области хозяйствования, где конкуренция по объективным причинам технологически невозможна или экономически нецелесообразна. Они получили название естественных монополий.
Отсутствие в сферах естественных монополий действенных конкурентных механизмов ставит перед государством задачу по созданию особой системы регулирования их деятельности, которая включает в себя правовую и организационную составляющие. Ее создание предполагает принятие специального законодательства, а также наделение соответствующего государственного органа полномочиями по регулированию цен и договорных обязательств субъектов естественных монополий, контролю за их сделками, инвестициями и т.д.
Реорганизация федеральных органов по регулированию деятельности естественных монополий, осуществленная в ходе административной реформы 2004 г., привела к созданию двух органов, непосредственно занимающихся этими вопросами, — Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ России).
Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.
Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.
Постоянные и временные естественные монополии
Естественные монополии для выбора оптимальной государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами.
Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный. Кривая средних затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте спроса монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции.
Примером может быть междугородная телефонная связь.
Причины и границы регулирования естественных монополий
Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC — кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 «очень мал», а цена P1 «очень высока». Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GQ3 = QН.
В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование
Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.
Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.
Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».
Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.
Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.
Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.
Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме — от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется. Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Обсудим некоторые связанные с этим проблемы.
Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:
— производится товар (услуга) первой необходимости, т. е. спрос неэластичен;
— имеется физическая связь между потребителями и поставщиком (провода, трубы и т. п.).
Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями — все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.
Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях — естественных монополистах в России, — обычно называются «Газпром», «ЕЭС России» и железные дороги. Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.
Предприятиям — естественным монополистам — часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных сторон, что видно на примере деятельности «Газпрома» и «ЕЭС России». Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из «государственных интересов» и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап — это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.
У. Шепард выделяет следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования.
1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.
2. Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным.
3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.
4. Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).
Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур — требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.
К названным четырем критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия). Согласно первому из них, товар (услуга) должны быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли. В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию. Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях.
Монополия II: Естественная монополия — Полиэкономика
Хорошая возможность выиграть призы в Glory Casino в Индии! Заклинатель заклинаний для белых любовных заклинаний белая магия любовных заклинаний любовная магия, творение любовных заклинаний, которые работают.
май 19
Резюме
В этом втором LP о монополиях мы узнаем еще о нескольких видах монополий, довольно частных. Мы узнаем о дискриминирующих монополиях, о том, как внедряются разные цены, чтобы извлечь весь потребительский излишек. Мы также узнаем о естественных монополиях, которые сложны, поскольку они на самом деле полезны для общества.Естественные монополии возникают в тех отраслях, в которых совокупные издержки производства ниже, если вся продукция производится одной фирмой, а не распределяется между несколькими фирмами. Хотя это обычное определение, которое приписывают Уильяму Баумолю, который привел его в своей статье «О надлежащих тестах затрат для естественной монополии в многопродуктовой отрасли», 1977 г., исследования естественных монополий ведутся со времен Джона Стюарта Милля. и Альфред Маршалл . В 1923 г. экономист Дж. М. Кларк в значительной степени способствовал пониманию естественных монополий в своей книге «Исследования по экономике накладных расходов», объясняя, как в обрабатывающей промышленности, поскольку накладные расходы составляют значительную долю общих затрат, большое количество фирм будет не означает более низкие цены.
Естественные монополии обусловлены экономическими и техническими причинами, такими как высокие капитальные затраты, эффект масштаба и другие барьеры для входа , а не юридические императивы. Коммунальные услуги, такие как электричество и водоснабжение, являются одними из наиболее распространенных примеров. Естественные монополии характеризуются субаддитивность функции затрат репрезентативной фирмы. Субаддитивность будет существовать, когда
, что является сутью идеи естественных монополий. Функция спроса играет ключевую роль в субаддитивности, и, следовательно, существование естественных монополий зависит от их положения и от того, будет ли более или менее эффективным наличие на рынке одной фирмы или нескольких.
Однако субаддитивность считается необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы естественная монополия считалась оптимальной, тогда как при наличии эффекта масштаба это является достаточным, но не необходимым условием устойчивости естественной монополии. Рассмотрим рисунок ниже. Голубая кривая спроса в области эффекта масштаба указывает на жизнеспособную естественную монополию. Красная линия указывает на неустойчивую естественную монополию. Черная линия указывает на границу прибыльной монополии (которая привлечет конкурентов), а зеленая линия указывает на жизнеспособную дуополия .
Как и в большинстве несовершенной конкуренции рыночных структур и особенно в монополистических структурах, фирма, находящаяся в положении естественной монополии, может практиковать злоупотребления, что приведет к потере благосостояния . В таких случаях государственное вмешательство будет высоко оценено как потребителями, так и теми фирмами, которые стремятся к более низким ценам и выгодной доле рынка. Правила, такие как установление цен, налогообложение или субсидии могут быть использованы для восстановления и максимизации первоначальной эффективности естественных монополий.
Тем не менее, правительство должно проявлять осторожность при установлении и применении правил, поскольку неправильное понимание структуры рынка может привести к более высоким издержкам для общего социального обеспечения вместо ожидаемых выгод. Чтобы достичь оптимального уровня регулирования, правительства должны проанализировать и определить, могут ли естественные монополии поддерживаться, когда они обеспечивают более низкие общие затраты. В этом случае правительство должно будет гарантировать, что фирма не получит чрезмерных доходов и что цены будут поддерживаться на справедливом уровне. Если, наоборот, общие издержки отрасли уменьшатся, если на рынок выйдут новые фирмы, то правительство должно регулировать их выход. По сути, правительства должны правильно сбалансировать конфликт между эффективностью отрасли и ее прибыльностью.
Оценка монополии
10.3 Оценка монополии
Цели обучения
- Объясните и проиллюстрируйте, что фирма-монополист производит продукцию, меньшую эффективного уровня, и почему это приводит к безвозвратным потерям для общества.
- Объясните и проиллюстрируйте, как более высокая цена, которую устанавливает монополия, по сравнению с идентичной в остальном совершенно конкурентной фирмой, передает монополисту часть потребительского излишка и поднимает вопросы справедливости.
- Принимая во внимание как преимущества, так и недостатки, обсудите потенциальное влияние монополии на потребительский выбор, цену, качество продукции и технологические инновации.
- Обсудите реакцию государственной политики на монополию.
Мы видели, что для монополий, стремящихся к максимизации прибыли, результат отличается от случая совершенной конкуренции. Имеет ли это значение для общества? В этом разделе мы сосредоточимся на различиях, вытекающих из структуры рынка, и оценим их значение.
Эффективность, собственный капитал и концентрация власти
Фирма-монополист определяет свой выпуск, устанавливая предельные издержки равными предельному доходу. Затем он устанавливает цену, по которой он может продать этот продукт, цену, определяемую кривой спроса. Эта цена превышает предельный доход; следовательно, она также превышает предельные издержки. Это контрастирует со случаем совершенной конкуренции, когда цена и предельные издержки равны. Более высокая цена, взимаемая фирмой-монополистом, может позволить ей получить прибыль — в значительной степени за счет потребителей, чей ограниченный выбор может дать им мало права голоса в этом вопросе. Таким образом, монопольное решение поднимает проблемы эффективности, справедливости и концентрации власти.
Монополия и эффективность
Тот факт, что цена в монополии превышает предельные издержки, предполагает, что монопольное решение нарушает основное условие экономической эффективности, что система цен должна сталкивать лиц, принимающих решения, со всеми затратами и всеми преимуществами их выбора . Эффективность требует, чтобы потребители сталкивались с ценами, равными предельным издержкам. Поскольку фирма-монополист назначает цену выше предельных издержек, потребители будут потреблять меньше товаров или услуг монополии, чем это экономически эффективно.
Чтобы сопоставить эффективность совершенной конкуренции с неэффективностью монополии, представьте совершенно конкурентную отрасль, решение которой изображено на рис. 10.7 «Совершенная конкуренция, монополия и эффективность». Краткосрочная кривая отраслевого предложения представляет собой суммирование индивидуальных кривых предельных издержек; ее можно рассматривать как кривую предельных издержек для отрасли. Совершенно конкурентная отрасль достигает равновесия в точке C при цене P c и количество Q c .
Рис. 10.7 Совершенная конкуренция, монополия и эффективность
Учитывая рыночный спрос и предельный доход, мы можем сравнить поведение монополии с поведением совершенно конкурентной отрасли. Кривую предельных издержек можно рассматривать как кривую предложения совершенно конкурентной отрасли. Совершенно конкурентная отрасль производит количество Q c и продает продукцию по цене P с . Монополист ограничивает выпуск до Q m и поднимает цену до P m .
Реорганизация совершенно конкурентной отрасли в монополию приводит к безвозвратным потерям для общества, определяемым заштрихованной областью GRC. Он также передает фирме-монополисту часть потребительского излишка, полученного в конкурентном случае.
Теперь предположим, что все фирмы в отрасли сливаются, а правительственное ограничение запрещает вход любым новым фирмам. Наша отрасль совершенной конкуренции теперь является монополией. Предположим, что монополия по-прежнему имеет те же кривые предельных издержек и спроса, что и конкурентная отрасль. Фирма-монополист сталкивается с той же кривой рыночного спроса, из которой она выводит свою кривую предельного дохода. Максимизирует прибыль при выпуске Q m и цена сборов P m . Выход ниже, а цена выше, чем в конкурентном решении.
Общество выиграет, если перейдет от монопольного решения по адресу Q m к конкурентному решению по адресу Q c . Выгода для потребителей будет обеспечена площадью под кривой спроса между Q m и Q c ; это площадь Q м RC Q c . Увеличение выпуска, конечно, имеет свою цену. Поскольку кривая предельных издержек измеряет стоимость каждой дополнительной единицы, мы можем рассматривать площадь под кривой предельных издержек для некоторого диапазона выпуска как измерение общих затрат на этот выпуск. Таким образом, общие затраты на увеличение выпуска от Q м до Q c представляют собой площадь под кривой предельных издержек в этом диапазоне — площадь Q м GC Q с . Вычитание этой стоимости из выгоды дает нам чистый выигрыш от перехода от монополии к конкурентному решению; это заштрихованная область GRC. Это потенциальная выгода от перехода к эффективному решению. Площадь GRC является безвозвратной потерей.
Монополия и справедливость
Монопольное решение поднимает вопросы не только эффективности, но и справедливости. На рис. 10.7 «Совершенная конкуренция, монополия и эффективность» показано, что монополист устанавливает цену P м , а не конкурентоспособная цена P c ; более высокая цена, устанавливаемая фирмой-монополистом, уменьшает потребительский излишек. Потребительский излишек – это разница между тем, сколько потребители готовы платить за товар, и тем, что они платят на самом деле. Он измеряется площадью под кривой спроса и над ценой товара в диапазоне произведенного выпуска.
Если бы отрасль была конкурентоспособной, потребительский излишек был бы областью ниже кривой спроса и выше P c C. При монополии излишком потребителя будет площадь ниже кривой спроса и выше P m R. Часть сокращения излишка потребителя представляет собой площадь под кривой спроса между Q c и Q м ; он содержится в области безвозвратных потерь GRC. Но потребители также теряют площадь прямоугольника, ограниченного конкурентными и монопольными ценами и монопольным выпуском; этот потерянный потребительский излишек передается монополисту.
Тот факт, что общество несет безвозвратные убытки из-за монополии, является проблемой эффективности. Но передача части потребительского излишка монополисту — это вопрос справедливости. Правомерна ли такая передача? В конце концов, фирма-монополист занимает привилегированное положение, защищенное входными барьерами от конкуренции. Следует ли разрешить извлекать эти выгоды из потребителей? Мы увидим, что государственная политика предполагает, что ответ отрицательный. Регуляторные меры, применяемые в случаях монополий, часто направлены на снижение степени, в которой фирмы-монополисты извлекают потребительский излишек из потребителей путем снижения цен, взимаемых этими фирмами.
Монополия и концентрация власти
Возражения против монополии гораздо глубже, чем опасения по поводу экономической эффективности и высоких цен. Поскольку фирма-монополист имеет барьеры, блокирующие потенциальных конкурентов, она обладает значительной рыночной властью. Многим такая концентрация власти кажется неприемлемой. Децентрализованный конкурентный рынок постоянно проверяет способность фирм удовлетворять потребности потребителей, подталкивает их к поиску новых продуктов и новых и лучших методов производства и сводит на нет экономическую прибыль. Фирмы, работающие под прикрытием монополии, могут быть в значительной степени невосприимчивы к такому давлению. Потребители, скорее всего, останутся с меньшим выбором, более высокими затратами и более низким качеством.
Возможно, более важным, по мнению многих экономистов, является тот факт, что существование экономической прибыли обеспечивает как стимул, так и средство для монополистов агрессивно защищать свое положение и расширять его, если это возможно. Эти экономисты отмечают, что монополисты могут быть готовы тратить свою экономическую прибыль на попытки повлиять на политических лидеров и органы государственной власти (включая регулирующие органы), которые могут помочь им сохранить или укрепить свое монопольное положение. Результатом могут стать взяточничество и коррупция, утверждают эти критики. Действительно, конкуренты обвиняют Microsoft в том, что она запугивает производителей компьютеров, заставляя их устанавливать свой веб-браузер Internet Explorer исключительно на свои компьютеры.
Отношение к Microsoft отражает эти опасения. Даже среди людей, которые считают, что ее продукция хороша и имеет справедливую цену, нас беспокоит наша кажущаяся зависимость от них. И как только она закрепит за собой доминирующее положение, будет ли она взимать более высокую плату за свою продукцию? Будет ли он продолжать инновации?
Государственная политика в отношении монополии
Объединяя то, что мы узнали в этой главе о монополии и ранее о совершенной конкуренции, таблица 10. 1 «Характеристики совершенной конкуренции и монополии» суммирует различия между моделями совершенной конкуренции и монополии. Самое главное, что мы отмечаем, это то, что в то время как совершенно конкурентная фирма является ценополучателем, фирма-монополист устанавливает цену. Из-за этого различия мы можем возражать против монополии на основании экономической эффективности; монополии производят слишком мало и берут слишком много. Кроме того, высокая цена и постоянная прибыль кажутся многим несправедливыми. Другие могут просто рассматривать монополию как неприемлемую концентрацию власти.
Таблица 10.1 Характеристики совершенной конкуренции и монополии
Характеристика или событие | Идеальная конкуренция | Монополия |
---|---|---|
Рынок | Большое количество продавцов и покупателей, производящих однородный товар или услугу, легкий вход. | Большое количество покупателей, один продавец. Вход заблокирован. |
Кривые спроса и предельного дохода | Кривая спроса и предельного дохода фирмы представляет собой горизонтальную линию при рыночной цене. | Фирма сталкивается с кривой рыночного спроса; предельный доход ниже рыночного спроса. |
Цена | Определяется спросом и предложением; каждая фирма является ценополучателем. Цена равна предельным издержкам. | Фирма-монополист определяет цену; это ценоустановщик. Цена выше предельных издержек. |
Максимизация прибыли | Фирмы производят продукцию, предельные издержки которой равны предельному доходу | Фирмы производят продукцию, предельные издержки которой равны предельной выручке, и устанавливают соответствующую цену на кривой спроса. |
Прибыль | Вход на рынок сводит экономическую прибыль к нулю в долгосрочной перспективе. | Поскольку вход на рынок заблокирован, фирма-монополист может получать экономическую прибыль в долгосрочной перспективе. |
Эффективность | Равновесное решение эффективно, поскольку цена равна предельным издержкам. | Равновесное решение неэффективно, поскольку цена превышает предельные издержки. |
Государственная политика в отношении монополии обычно признает два важных аспекта проблемы монополии. С одной стороны, объединение конкурирующих фирм в монополию создает неэффективное и для многих несправедливое решение. С другой стороны, некоторые отрасли характеризуются как естественные монополии; производство одной фирмой позволяет экономить на масштабе, что приводит к снижению затрат.
Объединение конкурирующих фирм в монопольную фирму или несправедливое вытеснение конкурентов из бизнеса, как правило, запрещено в Соединенных Штатах. Усилия регулирующих органов по предотвращению монополии подпадают под действие антимонопольного законодательства страны, более подробно обсуждаемого в следующей главе.
В то же время мы должны быть осторожны, чтобы не ошибиться, просто предполагая, что конкуренция есть альтернатива монополии, что всякая монополия может и должна быть заменена конкурентным рынком. В конце концов, одним из ключевых источников монопольной власти является эффект масштаба. В случае естественной монополии альтернативой одной фирме является множество мелких производителей с высокими издержками. Нам может не нравиться иметь только одного местного поставщика воды, но еще меньше нам может нравиться наличие десятков поставщиков, стоимость и цены которых выше. Там, где монополии существуют из-за преобладания эффекта масштаба над всем диапазоном рыночного спроса, они могут выполнять полезную экономическую роль. Мы можем захотеть регулировать их производство и выбор цен, но мы можем не захотеть отказываться от их ценовых преимуществ.
Там, где существует естественная монополия, цена, взимаемая фирмой, и другие аспекты ее поведения могут подлежать регулированию. Вода или природный газ, например, часто распределяются коммунальным предприятием — фирмой-монополистом — по ценам, регулируемым государственным или местным органом власти. Как правило, такие агентства стремятся заставить фирму устанавливать более низкие цены и получать меньшую прибыль, чем в противном случае.
Хотя экономисты не решаются огульно осуждать монополию, они, как правило, резко критикуют монопольную власть там, где для нее нет никакого обоснования. Когда фирмы обладают значительной монопольной властью только в результате государственной политики, блокирующей вход на рынок, их монопольное положение может быть слабо защищено.
Государственная политика в отношении монополии обычно направлена на достижение баланса, подразумеваемого экономическим анализом. Там, где есть основания, как в случае естественной монополии, монополии разрешены, и их цены регулируются. В других случаях монополия полностью запрещена. Общества, вероятно, по крайней мере рассмотрят возможность принятия каких-либо мер против монополий, если только они не предложат более выгодные цены или другие технологические преимущества.
Хрупкость монопольной власти
Важным фактором при осмыслении государственной политики в отношении монополий является признание того, что монопольная власть может быть мимолетной. Фирмы постоянно ищут рыночную власть, которую предлагает монополия. Когда условия для достижения этой власти благоприятны, фирмы, которым удается занять монопольные позиции, получают значительную прибыль. Но возможность получения высоких прибылей побуждает к постоянным попыткам разрушить входные барьеры, которые изолируют монополии от конкуренции.
Технологические изменения и погоня за прибылью постоянно разрушают укоренившуюся власть монополий. Захватывающие дух технологические изменения произошли в телекоммуникационной отрасли. Каталожные компании бросают вызов монопольным позициям некоторых розничных продавцов; продавцы книг в Интернете и компании, выпускающие онлайн-учебники, такие как got.2012books.lardbucket.org, бросают вызов монопольной власти книжного магазина вашего университета; и Federal Express, UPS и другие компании берут на себя Почтовую службу США. Нападки на монопольную власть не прекращаются. Таким образом, даже фирма-монополист должна быть в поиске потенциальных конкурентов.
Потенциальные конкуренты всегда ломятся в дверь и тем самым делают хрупкий рынок монополии состязательным — то есть открытым для входа, по крайней мере, в том смысле, что конкурирующие фирмы производят «достаточно близкие», если не совершенные, субституты — достаточно близкие, чтобы они может лишить фирму монопольной власти.
Ключевые выводы
- Фирма-монополист производит выпуск, который меньше эффективного уровня. Результатом являются безвозвратные потери для общества, определяемые площадью между кривыми спроса и предельных издержек в диапазоне выпуска между объемом выпуска, выбранным фирмой-монополистом, и эффективным выпуском.
- Более высокая цена, устанавливаемая фирмой-монополистом по сравнению с фирмой в условиях совершенной конкуренции, уменьшает потребительский излишек, часть которого передается монополисту. Этот перевод порождает проблему капитала.
- Рыночная власть фирмы-монополиста ограничивает выбор потребителей и может привести к повышению цен, но у монополии могут быть и преимущества, такие как экономия за счет масштаба и технологические инновации, поощряемые патентной системой.
- Государственная политика в отношении монополий состоит из антимонопольного законодательства и регулирования естественных монополий.
- Силы, ограничивающие власть фирм-монополистов, — это постоянные усилия других фирм по захвату части прибыли фирмы-монополии и технологические изменения, которые подрывают власть монополии.
Попробуйте!
Какое утверждение лучше описывает фирму, действующую на рынке совершенной конкуренции, или фирму, являющуюся монополистом?
- Кривая спроса, с которой сталкивается фирма, имеет нисходящий наклон.
- Кривая спроса и кривая предельного дохода совпадают.
- Вход и выход относительно затруднены.
- Вероятно, фирма обеспокоена антимонопольным законодательством.
- Излишек потребителя увеличился бы, если бы фирма произвела больше продукции.
Показательный пример: технологические изменения, государственная политика и конкуренция в области телекоммуникаций
В прежние времена — до 1984 года — пользоваться телефоном в Соединенных Штатах почти наверняка означало быть клиентом AT&T. Ma Bell, как называлась компания, предоставляла услуги местной и междугородной связи практически каждой семье в США. AT&T явно была монополистом.
Министерство юстиции начало борьбу с AT&T в 1970-х годах, обвинив ее в монополизации отрасли. Дело завершилось историческим решением 1984 года, согласно которому компания была разделена на семь так называемых «Baby Bells», которые должны были предоставлять услуги местной телефонной связи. AT&T продолжит предоставлять услуги междугородной связи.
По сути, это постановление заменило единую национальную монополию семью региональными монополиями в сфере услуг местной телефонной связи. AT&T некоторое время сохраняла свое монопольное положение в сфере услуг дальней связи. Последовавшие за этим беспорядки иллюстрируют хрупкость монопольной власти.
Технологические разработки в отрасли принесли кардинальные изменения. Компании нашли способы бросить вызов монопольному положению AT&T в сфере междугородной телефонной связи. Появились кабельные операторы, которые, как правило, развивали монопольную власть над предоставлением кабельного телевидения на своих региональных рынках, но также предлагали телефонные услуги. Услуги мобильной связи, предоставляемые AT&T и другими компаниями, такими как Verizon и Sprint, привели к тому, что многие потребители полностью отказались от услуг стационарной телефонной связи. Компании, которые традиционно были телефонными компаниями, начали предоставлять кабельные услуги, а также доступ в Интернет. Свободная доступность видеоуслуг в Интернете угрожает превратить провайдеров кабельного телевидения в устаревших посредников.
В каком состоянии сегодня AT&T? Хотя она больше не является монополией, она является крупным игроком во всех областях, связанных с телекоммуникациями, и крупнее всех своих конкурентов в Соединенных Штатах. В 2011 году начался процесс покупки T-Mobile USA, оператора мобильной связи, ориентированного на молодежный рынок. Однако к концу того же года, столкнувшись с сильным сопротивлением Министерства юстиции и Федеральной комиссии по связи на том основании, что слияние задушит конкуренцию в отрасли, AT&T объявила о разрыве сделки. Обладает ли сегодня AT&T рыночной властью? Несомненно.