Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов рф: Инвестиционная привлекательность регионов: государство поддержало статус-кво

События

10 ноября

2022

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

29 марта

2023

Школьники Самарской области могут принять участие в олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству

24 марта

2023

Первые в мире: резидент «Жигулевской долины» вывел на маркетплейс тяговые протезы пальцев

24 марта

2023

Три компании Самарской области победили в федеральном финале Национальной премии «Бизнес-успех»

17 марта

2023

Более 7 тысяч предпринимателей Самарской области стали пользователями Цифровой платформы МСП. РФ

17 марта

2023

Центры «Мой бизнес» Самарской области оказали предпринимателям свыше 62 тысяч услуг

16 марта

2023

«Хороший проект, сложный, но интересный» — полпред Президента РФ в ПФО Игорь Комаров оценил проект межвузовского кампуса в Самаре

15 марта

2023

Стало известно, в какие страны с бизнес-миссиями поедут самарские производители

14 марта

2023

Предприниматель и визажист Катерина Лончинская откроет новую студию с господдержкой

14 марта

2023

Как самарские компании осваивают зарубежные рынки

13 марта

2023

Новые горизонты для инвесторов

8 марта

2023

Поздравление министра экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрия Богданова с Международным женским днем

7 марта

2023

«ЗаВолга» круглый год: сеть самарских ресторанов развивается с господдержкой

6 марта

2023

Где самарскому инноватору найти деньги?

3 марта

2023

Молодые предприниматели смогут получить гранты на реализацию бизнес-идей

Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Исследование

Национальный рейтинг является совместным проектом ведущих деловых объединений и Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), направленным на формирование комплексной оценки усилий органов власти всех уровней в регионах по улучшению состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Одной из основных задач Национального рейтинга является выявление лучших практик — нормативно-правовых и управленческих решений региональных властей, позволяющих добиться наилучших результатов в области создания необходимых условий ведения бизнеса на территории государства и привлечения инвестиций, и, что важнее, формирование эффективной системы обмена такими лучшими практиками.

В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня 2015 года были представлены результаты проведения полномасштабного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В 2014 году по итогам пилотной апробации Национального рейтинга Агентством был подготовлен первый Сборник лучших управленческих практик, а также запущен механизм обмена лучшими практиками, основанный на партнерском диалоге между бизнесом и властью. В 2015 году работа в данном направлении была продолжена. По итогам проведения полномасштабного Национального рейтинга Агентством был сформирован второй сборник Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.


Сборник содержит 23 лучшие региональные российские практики в области снижения избыточных административных барьеров, выстраивания межведомственного взаимодействия и повышения эффективности управления. Практики, вошедшие в Сборник, направлены на формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, а также улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в целом и отобраны с целью их тира- жирования на всей территории страны.

Источник

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Темы

Инвестиционный климатИнституты развития и механизмы поддержкиИнфраструктурное развитиеРегиональная политикаУправление инвестициями

Сессии на тему

6 сентября, 12:30

Путешествие на Восток: возможности для инвесторов и туристов

Восточный экономический форум – 2022

Дальний ВостокИнвестиционный климатИнституты развития и механизмы поддержкиТуризмУправление инвестициями

6 сентября, 17:15

Конкуренция префрежимов. Как не отстать?

Восточный экономический форум – 2022

Инвестиционный климатИнституты развития и механизмы поддержки

5 сентября, 15:00

Инфраструктура как драйвер роста – опыт Китая

Восточный экономический форум – 2022

Глобализация/регионализацияИнфраструктурное развитиеУправление инвестициями

Аналитика на тему

Исследование

16.07.2020

Перспективы развития городской среды России и её адаптации к последствиям COVID-19

В аналитической записке РАНХиГС дана оценка краткосрочных и возможных долгосрочных последствий влияния пандемии на тенденции про­стран­ствен­но­го развития, изменение запросов граждан и требований к городской среде, а также представлены рекомендации по со­вер­шен­ство­ва­нию государственной политики в сфере городского развития с учетом уроков COVID-19.

Исследование

17.08.2018

Инвестиции в инфраструктуру: Россия в поисках денег на развитие

В исследовании, проведённом экспертами InfraONE, раскрываются источники финансирования инфраструктурных проектов в России, изменения в регулировании концессий и ГЧП и тренды инфраструктурных проектов в Японии и Китае.

Экспертное мнение

Сохранить все в мировой экономике Россия сможет лишь при условии активного участия в четвертой промышленной революции

Настроение российского бизнеса становится более позитивным: подавляющее большинство компаний заявили о готовности инвестировать в развитие в 2018 году. Вместе с тем рост промышленности сдерживается рядом негативных факторов. Как их преодолеть? Рассуждает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Александр Шохин


Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019 – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Национальное рейтинговое агентство (НРА) представило седьмой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. В рейтинг вошли все 85 регионов Российской Федерации. В 2019 году 56 регионов сохранили свои позиции в рейтинге, при этом 20 регионов получили более высокий и 9 регионов более низкий рейтинг, чем годом ранее. Методология рейтинга подразумевает, что для удержания позиции регион должен показать хотя бы минимальный рост, а для движения вверх нужны действительно выдающиеся показатели. Для некоторых регионов в публикации также представлена ​​подробная информация о тенденциях инвестирования, изменении основных экономических показателей и потоках иностранных инвестиций.

Фонд Росконгресс представляет основные моменты издания, сопровождая их фрагментами трансляций профильных панельных дискуссий из деловой программы международных мероприятий, проводимых Фондом Росконгресс.

Рост инвестиций в России замедлился, в половине регионов наблюдается снижение инвестиционной активности.

После положительных результатов 2017 и 2018 годов, когда годовой темп роста инвестиций в российскую экономику превысил 4%, первое полугодие 2019 годанаблюдалось быстрое замедление инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2019 года всего на 0,6% больше, чем за аналогичный период 2018 года.


На региональном уровне картина еще менее оптимистична: инвестиции растут в 43 регионах и снижаются в 42 регионах. Большинство регионов вернулись к отрицательному росту после подъема в 2017 и 2018 годах, но в ряде регионов (таких как Самарская, Томская и Волгоградская области) текущий спад продолжает тенденцию к снижению, начатую во время кризиса 2014-2016 годов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-sovershenstvovanie-natsionalnoy-yurisdiktsii-i-zashchita-prav-investorov/search/#00:04:36.479

Впервые безоговорочно победила Москва, а Санкт-Петербург опустился на одну ступеньку ниже.

Москва и Санкт-Петербург всегда лидировали в рейтингах инвестиционной привлекательности. Во всех шести предыдущих рейтингах NRA эти два региона были единственными в высшей группе (IC1). В 2019 г.Однако в этой группе осталась только Москва, а Санкт-Петербург скатился в группу IC2. Такая ситуация отражает опережающее развитие столицы России по сравнению с Санкт-Петербургом.

В частности, в первом полугодии 2019 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 19,5% в Москве и снизился на 20,9% в Санкт-Петербурге по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (в сопоставимых ценах).

Ситуация с прямыми иностранными инвестициями в целом аналогична. По данным Банка России, за первый квартал 2019 г.Москва привлекла на 16% больше ПИИ, чем годом ранее, а в Санкт-Петербург ПИИ сократились на 40%. Сочетание благоприятного инвестиционного климата, динамично развивающейся инфраструктуры и большого опыта реализации крупных инвестиционных проектов делает Москву привлекательной для инвесторов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-investitsii-v-razvitie-gorodskoy-sredy/search/#01:00:21.375

Город Севастополь в этом году совершил прорыв, поднявшись на три ступени вверх в рейтинге. Однако это произошло во многом благодаря положительной динамике основных экономических показателей, а не интересу частных инвесторов.

Если в 2018 году Севастополь находился в группе IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность), то в этом году город перешел в группу IC5 (средняя инвестиционная привлекательность).

Столь выдающимся результатам способствовала положительная динамика основных экономических показателей города. В частности, в первом полугодии 2019 года рост инвестиций в основной капитал превысил 35%, а объемы производства выросли почти на 10%. Эти достижения можно объяснить, прежде всего, финансовой поддержкой со стороны федерального правительства и капитальными затратами государственных компаний. Существенным барьером для частных инвестиций остаются риски, связанные со статусом города и международными санкциями, о чем свидетельствует тот факт, что в начале 2019 г.рост прямых иностранных инвестиций был близок к нулю.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-umnyy-gorod-ot-teorii-k-praktike/search/#01:09:36.127

Российские регионы говорят о своем инвестиционном потенциале в Интернете, но их присутствие в Интернете далеко не удовлетворительное.

В 2019 году НРА провела пилотную оценку качества региональных инвестиционных интернет-порталов с точки зрения их содержания и возможностей коммуникации между администрациями регионов и потенциальными инвесторами (через формы обратной связи, аккаунты в социальных сетях, горячие линии и т. д.).

Результаты показывают, что в большинстве регионов инвестиционные порталы неплохо работают как площадка для раскрытия информации. Что касается средств коммуникации, то они редко работают должным образом. В частности, электронные письма, отправленные на контактные адреса для инвесторов, в большинстве случаев оставались без ответа. Максимальный балл по этому параметру получила Калужская область, а самый низкий результат показал интернет-портал Чеченской Республики.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-создание-городов-будущего-с-чего-начать/search/#00:57:54.687

Подробнее об инвестиционной привлекательности регионов России и экономической стабильности можно узнать в специальных разделах «Регионы России», «Инвестиционный климат» и «Прямые иностранные инвестиции» информационно-аналитической системы Росконгресс.

Обзоры прямых иностранных инвестиций 2023: Российская Федерация

Ксения Тюник (независимый юрист) внесла свой вклад в подготовку данной публикации

Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в Российской Федерации (далее « Правительственная комиссия »), созданная Правительством Российской Федерации в 2008 году, отвечает за рассмотрение заявок на прямые иностранные инвестиции. Правительственную комиссию возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации, в ее состав входят руководители отдельных министерств и других государственных органов. После назначения Михаила Мишустина новым Председателем правительства и формирования нового правительства в январе 2020 г. с марта 2020 г. начала функционировать новая Правительственная комиссия9.0003

Хотя окончательное решение по заявке принимает Правительственная комиссия, всю подготовительную работу (в том числе проверку полноты заявки и взаимодействие с соответствующими государственными органами) осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Помимо прочего, ФАС осуществляет предварительное рассмотрение заявления и готовит материалы для дальнейшей оценки Правительственной комиссией. Руководитель ФАС является Ответственным секретарем и членом Правительственной комиссии.

С марта 2022 года Президент Российской Федерации принял ряд «контрсанкционных» указов, которыми были введены дополнительные регуляторные требования к сделкам с участием компаний или лиц из так называемых «недружественных» государств (тех, которые ввели санкции против России ). Таким образом, сделки с акциями, долями участия или недвижимым имуществом с участием компании или лица, имеющего отношение к вышеуказанным государствам, требуют (за некоторыми исключениями) предварительного одобрения специальной подкомиссии Правительственной комиссии, образованной при Министерстве финансов.

Кроме того, в августе 2022 года Президент принял Указ № 520, которым предусмотрено, что сделки с акциями отдельных компаний топливно-энергетического комплекса, а также отдельных банков (входящих в перечни, утвержденные правительства) запрещены. Такие сделки могут быть разрешены только по специальному разрешению Президента Российской Федерации.

Правительственная комиссия рассматривает сделки, в результате которых осуществляется приобретение контроля над Стратегическими обществами

Последние обновления

  • В российское законодательство об иностранных инвестициях в 2022 году несколько раз вносились поправки. разработка и внедрение автоматизированной информационной системы учета авиаперевозок и сопутствующих баз данных и телекоммуникационных сетей. С 26 декабря 2022 года вводятся еще два новых вида «стратегических» мероприятий, оба касающиеся обеспечения защиты объектов ТЭК от неправомерного вмешательства в их работу.
  • В октябре 2022 года вид «стратегической» деятельности по добыче водных биоресурсов заменен на более широкое определение «рыболовство», которое, согласно комментариям ФАС, включает в себя не только добычу, но и другие процессы в сфере рыболовства, такие как приемка , переработка, транспортировка и хранение рыбной продукции.
  • ФАС разработала два пакета поправок в законы об иностранных инвестициях, которые были приняты парламентом в первом чтении в начале ноября. В одном наборе поправок подробно описываются конкретные шаги, которые ФАС (и другие органы управления) должны выполнить, чтобы задействовать право премьер-министра требовать полномасштабной проверки ПИИ по любой сделке иностранного инвестора. Поправки содержат перечень российских организаций (и критерии их деятельности), в отношении которых такая процедура является обязательной, а также перечень дополнительной информации, которую заявители должны предоставить в ФАС в рамках контроля за объединением таких сделок, чтобы ФАС могла принять решение. если есть необходимость инициировать эту процедуру. Другой блок поправок направлен на регулирование процедуры получения «стратегической» лицензии российской компанией, находящейся под контролем иностранного инвестора и, таким образом, становящейся «стратегической», и определяет соответствующие этапы согласования, необходимые в таком случае.

Кто подает

Чтобы получить разрешение на ПИИ, приобретатель должен подать в ФАС заявление о том, что предлагаемое приобретение приведет к получению покупателем контроля над организацией, занимающейся деятельностью, имеющей «стратегическое значение» для национальной обороны и безопасности России (Стратегическая организация ). Приобретатель должен получить согласие Правительственной комиссии до приобретения контроля над Стратегическим предприятием, в противном случае сделка будет признана недействительной.

Если приобретатель является иностранной государственной компанией, он должен подать заявку на одобрение приобретения любой российской компании (не обязательно «Стратегического лица»), если он получит (прямо или косвенно) блокирующий пакет акций или право вето в отношении такой компании. Такие заявления в отношении российских компаний, не осуществляющих деятельность, имеющую «стратегическое значение», как правило, подлежат «упрощенному» рассмотрению (только ФАС), если только ФАС не ссылается на право Председателя Правительственной комиссии принять решение о полномасштабном ПИИ. Для сделки требуется рассмотрение Правительственной комиссией.

Для получения согласия приобретатель должен подать заявление в ФАС с приложениями, включающими уставные документы приобретателя и объекта, сведения о структуре их групп (включая всю цепочку контроля как приобретателя, так и объекта ), документы по сделке и бизнес-план развития цели после закрытия. Также требуется таблица с указанием конечных контролирующих лиц, бенефициаров и бенефициарных владельцев приобретателя.

Заявления в соответствии с вышеупомянутыми «встречными санкциями», постановлениями могут быть поданы любой из сторон сделки, но на практике обычно подаются приобретателем. Процесс подачи предполагает подачу заявки в подкомиссию прямо или косвенно через отраслевое министерство, осуществляющее регулирование в сфере деятельности объекта. На практике подача через отраслевое министерство более эффективна, так как облегчает процесс согласования, так как министерство передает материалы в подкомиссию с готовым заключением по предполагаемой сделке. Для подачи заявки на одобрение приобретатель должен подать заявку вместе с корпоративными документами, копиями (или проектами) договоров, оформляющих сделки, и документами, раскрывающими конечных контролирующих лиц, бенефициаров и бенефициарных владельцев как приобретателя, так и продавца. В дополнение к этому приобретатель должен предоставить определенную финансовую информацию, такую ​​как обоснование стоимости сделки (желательно подтвержденное отчетом независимого оценщика), а также мнение о том, почему сделка должна быть одобрена.

Виды рассматриваемых сделок

Правительственная комиссия рассматривает сделки, в результате которых осуществляется приобретение контроля над Стратегическими обществами. Иностранные инвесторы также должны получить согласие Правительственной комиссии на определенные сделки, связанные с приобретением имущества Стратегического общества.

Список видов деятельности «стратегической важности» включает 49 видов деятельности, которые, если они осуществляются целью, приводят к тому, что цель считается Стратегической организацией. 49 видов деятельности охватывают области, связанные с природными ресурсами, обороной, СМИ и монополиями. К деятельности относятся не только те, которые непосредственно связаны с обороной и безопасностью государства (например, операции с ядерными материалами, производство оружия и военной техники), но и некоторые другие косвенно связанные виды деятельности (например, теле- и радиовещание на определенные территории, рыболовная деятельность). и издательская деятельность).

Критерии определения контроля являются широкими и ниже (25 процентов) для объекта, который занимается разведкой «участков недр федерального значения», таких как нефтяные месторождения с определенным размером запасов, урановые рудники и недра блоки, подлежащие разведке в пределах зоны обороны и безопасности или при промысловой деятельности.

Иностранным публичным инвесторам запрещается получать контроль над Стратегическими предприятиями или приобретать более 25 процентов имущества Стратегических предприятий, и они должны получить согласие Правительственной комиссии на приобретение более низких долей в Стратегических предприятиях или приобретение блокирующих прав в отношении к деятельности таких субъектов. Однако такие инвесторы могут получить контроль (т. е. 25 и более процентов акций) в стратегическом субъекте, занимающемся разведкой «участков недр федерального значения» или осуществляющим рыболовную деятельность, если это не изменяет существующий контроль над таким компаний Российской Федерацией (т. е. ее доля в таких организациях превышает 50 процентов) и при условии, что такое приобретение специально одобрено Правительственной комиссией.

Определенные сделки с участием Стратегических обществ или их имущества освобождаются от требования получения одобрения Правительственной комиссии, например, сделки, в которых приобретатель находится под контролем Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или гражданина Российской Федерации, является налоговым резидентом России и не имеет иного гражданства, а также определенных «внутригрупповых» сделок.

На инвесторов, не раскрывающих информацию (отказывающихся раскрывать информацию о своих бенефициарах, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в ФАС), распространяется особый, более строгий режим, установленный для иностранных публичных инвесторов. В соответствии с правилами раскрытия этой информации, утвержденными правительством, иностранный инвестор, планирующий заключить сделку с участием Стратегического общества, должен предварительно раскрыть информацию о его контролирующих лицах, бенефициарах и бенефициарных собственниках, чтобы не считаться «не «раскрытие» инвестора и гарантировать, что более строгий режим, установленный для иностранных государственных инвесторов, не будет применяться. Раскрытие должно осуществляться либо в форме заявления на согласование, если требуется согласование, либо в виде информационного письма, поданного в ФАС за 30 дней до совершения сделки.

По мнению ФАС данное требование о предварительном раскрытии информации распространяется на освобожденные от налогообложения сделки, в которых приобретатель в конечном счете контролируется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или гражданином Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, и является обязательным условием для соответствующего применимое исключение.

Поправки к российскому законодательству об иностранных инвестициях, внесенные в 2017 году, предоставили Председателю Правительственной комиссии (Премьер-министру) право принимать решение о необходимости предварительного одобрения любой сделки любого иностранного инвестора в отношении любой российской компании (не обязательно Стратегического образования), если это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Инициатором процесса является ФАС, которая получает заключения Минобороны, ФСБ и других органов управления о необходимости направления сделки Председателю для принятия решения. При получении хотя бы одного положительного ответа ФАС направляет материалы Председателю Правительственной комиссии для рассмотрения и принятия решения. При получении положительного решения ФАС уведомляет иностранного инвестора о необходимости получения одобрения на предполагаемую сделку. Любая сделка, совершенная с нарушением этого требования, является ничтожной.

ФАС разработала проект поправок к законодательству об иностранных инвестициях, определяющий конкретные шаги, которые ФАС (и другие органы управления) должны предпринять для применения данной процедуры. Проект был внесен в парламент и еще не принят. Важно отметить, что поправки включают перечень российских организаций (и критерии их деятельности), для которых эта процедура будет обязательной. К ним относятся лица, участвующие в национальном проекте, управляющие градообразующим предприятием, занимающие доминирующее положение (на любом рынке), являющиеся единственным производителем продукции/услуг, не находящиеся под контролем иностранного инвестора и т. д. На практике ФАС использует это право, если цель действует в определенных чувствительных сферах государственной политики и экономики (в частности, при использовании определенных критических технологий, таких как генная инженерия, технологии наноустройств или криобиология и консервация биоматериалов).

Требования упомянутых выше «контрсанкционных» указов Президента распространяются на широкий спектр сценариев сделок, в том числе на те, где в качестве приобретателей выступают компании или лица, связанные с «недружественными» государствами, а также продавцов (сделки с резидентами РФ , либо с компаниями или лицами как из «недружественных», так и других государств) и охватывают прямые и косвенные приобретения акций или долей участия в российских компаниях и отдельные сделки с недвижимым имуществом.

Наконец, как упоминалось выше, российское законодательство об иностранных инвестициях устанавливает требование к иностранным публичным инвесторам получить разрешение на приобретение более 25 процентов акций или блокирование прав в отношении любой российской компании, в том числе, если такое приобретение осуществляется в рамках создания компании. Такие заявления рассматриваются только ФАС и служат «двойной проверкой» того, что приобретаемая российская компания действительно не соответствует критериям Стратегического общества.

Объем проверки

Как правило, проверка заявки на ПИИ оценивает влияние сделки на оборону и безопасность государства.

ФАС первоначально запрашивает мнение Минобороны и ФСБ о том, представляет ли сделка угрозу обороноспособности и безопасности России. Кроме того, если объект имеет лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ФАС запрашивает у Межведомственного комитета по защите государственной тайны информацию о наличии международного договора, разрешающего иностранному инвестору доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Российское законодательство не содержит дополнительных сведений об объеме проверки или критериях, по которым оценивается проверяемая сделка.

Обзор в рамках «контрсанкционных» указов направлен на оценку финансовых аспектов сделки, стратегических национальных интересов и соображений безопасности, а также ее влияния на российский рынок и экономику в целом.

Срок рассмотрения заявления

Установленный законом срок рассмотрения заявления составляет три месяца с даты его принятия к рассмотрению. Правительственная комиссия может продлить срок рассмотрения еще на три месяца. На практике Правительственная комиссия использует это право на продление для большой части заявок, ожидающих рассмотрения. На практике сроки рассмотрения полностью зависят от наличия членов Комиссии и премьер-министра, поэтому это может занять больше времени, чем предусмотрено законом.

Поправки к закону, принятые в марте 2021 года, ввели упрощенный порядок рассмотрения сделок, в которых объект деятельности действует в определенных «гражданских» отраслях (таких как пищевая промышленность, энерго- и водоснабжение, машиностроение), но в силу специфики производства небольшой стратегический актив (не более 1 процента от общей суммы активов компании) в виде объекта водоснабжения, водоотведения или лаборатории контроля качества продукции со «стратегической» лицензией и, следовательно, квалифицируется как Стратегическое лицо. Для таких видов сделок одобрение, как правило, выдает сама ФАС (если нет отрицательных заключений или заключений по сделке, полученных от Минобороны и ФСБ), с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении.

Разрешения на заявки иностранных государственных компаний, поданные по «упрощенной» процедуре, рассматриваются только ФАС и поэтому выдаются, как правило, достаточно быстро, если только ФАС не примет решение о применении вышеупомянутого права Премьер-министра.

Сроки выдачи согласований подкомиссии, а также Президентом Российской Федерации в действующем нормативном акте не установлены, поэтому важно обращаться за такими согласованиями на ранней стадии сделки.

Как иностранные инвесторы могут защитить себя

В начале сделки иностранный инвестор должен проанализировать, соответствует ли целевая компания Стратегическому субъекту и требует ли планируемая сделка получения согласия Правительственной комиссии. В свете недавних поправок покупатели должны также проанализировать, потребуется ли такое согласие в случае, если покупатель будет квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию. Ответы на эти вопросы позволят инвестору начать подготовку к подаче заявки, а затем подать заявку достаточно заблаговременно, чтобы контролировать влияние подачи заявки на сроки сделки.

Если планируемая сделка не требует предварительного согласия, но согласие необходимо, если приобретатель квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию, приобретатель должен раскрыть в ФАС информацию о бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах приобретателя заранее, не менее чем за 30 дней до запланированной сделки.

Даже если целевая компания не квалифицируется как Стратегическое лицо, инвестор должен проанализировать, работает ли она в определенных чувствительных сферах, в том числе затронутых санкциями/контрсанкциями, или обладает какими-либо «критическими» технологиями, которые потенциально могут вызвать передачу сделки ФАС премьер-министру и приводит к полномасштабной проверке ПИИ сделки.

Требования контрсанкционных указов также должны быть проанализированы в самом начале подготовки сделки, чтобы обеспечить своевременную подачу соответствующих заявлений в подкомиссию или на специальное разрешение Президента.

И наконец, иностранный публичный инвестор, намеревающийся приобрести долю, превышающую 25 процентов акций любой российской компании, или блокирующий права в отношении такой компании, должен получить разрешение ФАС на такие приобретения.

    Заглядывая вперед

    • Сроки получения разрешения на ПИИ в России, как правило, очень длительны и часто выходят за установленные законом сроки. На это есть несколько причин. Самое главное, что ФАС склонна запрашивать заключения по планируемой сделке не только у Минобороны и ФСБ, как это предусмотрено законом, но и у других органов власти, а такие органы часто задерживают свои ответы. Другими причинами являются нерегулярность заседаний Правительственной комиссии и высокая загруженность отдела ПИИ ФАС, что приводит к задержкам с подготовкой материалов для Комиссии
    • ФАС склонна проявлять крайнюю осторожность и добиваться позиций органов управления о необходимости направления сделки на рассмотрение премьер-министру (для решения вопроса о необходимости полномасштабной проверки ПИИ) даже в неочевидных случаях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *