Работа вахтой в газпроме вакансии: Вахта в Газпром, 23 вакансии (официальный сайт для резюме) вахтовым методом

Содержание

Работа вахтой на севере Арктика, Газпром, Приразломная вакансии до 2019

Советские ученые в 1950−60-х годах планировали построить грузовую подводную лодку для Северного морского пути. Документы, свидетельствующие об этом, историки обнаружили в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Какими должны были быть подлодки и почему этот проект был прекращен, рассказал научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра Михаил Савинов.

Подводно-подледное плавание

«Грузовая подводная лодка была предназначена для перевозки наливных и сыпучих грузов подо льдом по Северному морскому пути. В архиве мы нашли эскиз и переписку, раскрывающую цели проекта и причины, по которым он не был реализован. По датам и содержанию документов ясно, что неосуществленный проект разрабатывался в 1958–1962 годах, переписка продолжалась до 1964 года», — сказал он.

Новые российские ледоколы смогут победить любые льды Арктики

Михаил Савинов и его коллеги-исследователи Павел Филин и Мария Емелина включили этот сюжет в издание «Арктика за гранью фантастики», которое объединило самые смелые арктические проекты, не реализованные по разным причинам.

Это и получение энергии из холода, и изменение русла Оби в ее нижнем течении, и летающая ветроэнергетическая станция. Тогда были разработаны проекты по управлению климатом, строительству плотины в Беринговом проливе, Ямальского канала, ледокола-авианосца, гидроледореза.

«Речь шла о создании совершенно нового подводного судна, которое могло бы перевозить как сухие, так и наливные грузы, а не о переоборудовании какого-то существующего объекта. Разработчики ставили перед собой задачу устранить сезонность в арктических навигациях», — рассказал Савинов.

Общее расположение транспортно-десантной подводной лодки проекта 621

© Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско

Судно, предназначенное для перевозки грузов подо льдами, должно было развивать «подледную скорость не менее 20 узлов», при этом иметь дальность хода в подледном положении не менее 3000−4000 миль. В обсуждении проекта активно участвовали ученые Арктического института (АНИИ), других научных институтов и «Главсевморпути» — межведомственной структуры, ведавшей работами в Арктике с 1932 по 1964 год.

«Наибольший интерес представляет подводно-подледное плавание, где этот вид транспорта может быть наиболее перспективным в решении задачи регулярной перевозки народно-хозяйственных грузов в Арктическом бассейне», — цитирует собеседник письмо и.о. директора АНИИ П.А. Гордиенко директору ЦНИИ-45 В.И. Першину. Среди преимуществ нового типа судна автор письма называл «независимость плавания подводной лодки от состояния моря и погоды, отсутствие волнового сопротивления на достаточной глубине».

Атомный грузовик

Изучив переписку, исследователи обнаружили «Обоснование к разработке технического задания на проектирование транспортного подводно-подледного судна для Арктики» от 17 декабря 1959 года. «В документе было уделено большое внимание «развитию атомного подводного флота как в СССР, так и за рубежом. Возможно, проектировщики допускали, что подводно-подледное транспортное судно могло быть атомным», — рассказал Михаил Савинов.

Развернуть

Схема отсеков и цистерн атомного подводного танкера проекта 927

© Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско

Историки нашли упоминания авторов проекта. «Разработчиками были инженеры В.М. Иванов и А.А. Сорокин-Марин», — рассказал исследователь. Однако внесли ли они весомый вклад в судостроение, пока выяснить не удалось, как и расшифровать инициалы разработчиков.

Эти имена неизвестны и Валерию Бобрусу, заместителю директора по научной работе Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. Он высказал мнение, что этих инженеров нужно искать среди сотрудников КБ, которые занимались разработкой военных подводных лодок, так как никто другой подобными компетенциями не обладал.

«Подводный транспорт — танкер»

Вопрос о создании проекта грузовой подлодки обсуждался и раньше. О довоенных планах строительства грузовой подлодки было известно и до находки в ЦГАНТД. «В мае 1941 года знаменитый полярный ученый Владимир Визе обосновал возможность перевозки подводными лодками грузов по трассе Севморпути, — напомнил Савинов. — Проект был рассмотрен, академику Ю. А. Шиманскому было поручено возглавить разработку проекта грузовой подводной лодки для Арктики. Работы прервала война».

Погружение в будущее: какие новые подлодки создаются в России

Затем к идее грузовой подводной лодки для Арктики вернулись в 1943 году. «Корабельный инженер П.И. Сердюк выступил с проектом «подводного транспорта — танкера» водоизмещением 6000 тонн», — рассказал Михаил Савинов. Подводная лодка Сердюка, по данным собеседника, имела два прочных корпуса внутри одного легкого. Прочные корпуса располагались один над другим. Верхний, более крупный, использовался для груза, а в нижнем размещались механизмы и экипаж.

Проект не получил одобрения, но в 1953 году П.И. Сердюк вновь обратился в Министерство морского и речного флота с предложением о постройке подледного транспорта. «Записка была перенаправлена в АНИИ, где, не вызвав никакой реакции, «осела» в материалах Лаборатории ледовых качеств судов», — говорит исследователь.

Общее расположение подледно-транспортной подводной лодки проекта 626

© Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско

Валерий Бобрус отметил, что в период с 1943 по 1972 год в СССР было разработано девять проектов подводных лодок, способных осуществлять масштабные перевозки боевой техники, воинских грузов и грузов двойного назначения. Среди них был проект 626 (подледная подводная лодка), который разрабатывался в 1950 году. Однако идет ли речь том же самом проекте или нет, еще предстоит выяснить. «Мы готовы к сотрудничеству с коллегами из Арктического музейно-выставочного центра. Установить истину было бы интересно и важно», — говорит Бобрус.

Почему не построили

 

Схема перегрузки торпед с транспортной подводной лодки проекта 664 на боевую подводную лодку

© Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско

Исследователи полагают, что грузовая подводная лодка так и не появилась в Арктике по экономическим соображениям. «На совещании в «Главсевморпути» 11 августа 1960 года говорилось, что «в настоящее время перевозка грузов на судах подводно-подледного плавания менее рентабельна, чем на ледокольно-транспортных судах для генгруза (штучный товар и товар в упаковке — прим. ТАСС), и экономически выгодна для перевозки наливного груза на подводно-подледных танкерах грузоподъемностью порядка 30 тыс. тонн», — цитирует документ Михаил Савинов. «Переписка по проекту продолжалась до 1964 года, он не продвинулся дальше технических заданий», — резюмировал собеседник.

Версия Валерия Бобруса близка к выводам исследователей Арктического музейно-выставочного центра. Все девять проектов были доведены до уровня эскизного проекта, по отдельным проектам успели изготовить технические чертежи, по проекту 664 даже было начато строительство. «Однако далее работы прекращались из-за значительного числа сложных финансовых и технических проблем, связанных с одновременным созданием боевых атомных субмарин и транспортных подводных лодок двойного назначения. В итоге приоритет был отдан боевому подводному судостроению», — пояснил эксперт.

Опыт Германии, Японии, США

 

Немецкая подводная лодка U-459 типа XIV

В других странах — напротив, грузовые подводные лодки строились очень активно. Валерий Бобрус рассказал, что «с 1914 по 1944 год в кайзеровской и фашистской Германии было разработано шесть проектов транспортных подводных лодок, которые были доведены до серийного строительства и активно использовались в ходе боевых действий на всех морских театрах». Основным предназначением этих субмарин было обеспечение боеприпасами, топливом, ГСМ, провизией и пресной водой боевых субмарин, ведущих подводную войну с Великобританией и США. Грузовые подлодки работали на коммуникациях, по которым проходили транспортные конвои флотов этих стран. «Перегрузка доставленного осуществлялась прямо в море, при сложных погодных (штормовых) условиях, зачастую под носом у противника, в рекордные для того периода времени сроки», — рассказал эксперт. Были и потери среди германских грузовых подлодок. «Всего, по далеко не полным данным, за годы Второй мировой войны Германия потеряла на просторах Южной и Северной Атлантики не менее 15 транспортных подводных лодок», — отметил Бобрус.

Японская подводная лодка серии I-400

© Public domain via Wikimedia Commons

Япония с 1942 по 1945 год разработала и вывела в серийное производство пять проектов грузовых подлодок, и они также приняли активное участие в боевых действиях.

«Помимо перевозки стратегического сырья, военнослужащих, боеприпасов, топлива, продуктов и медикаментов японские транспортные лодки еще решали чисто свою, сугубо индивидуальную (национальную) задачу — это доставка в районы боевого применения человеко-торпед (камикадзе)», — рассказал Валерий Бобрус. Самую большую транспортную подлодку построила именно Япония. «Это была лодка серии I-400, способная перевозить одновременно до 1200 тонн различных грузов», — уточнил он. Общее число транспортных подлодок, построенных Японией в годы войны, составило 43, девять из них погибли.

В США в период с 1942 по 1970 год было разработано шесть проектов: транспортных, включая один подводный танкер, транспортно-десантных — это были минные заградители, и десантно-транспортных подводных лодок, в том числе и атомных. «Все они были доведены до уровня серийного строительства. Некоторые из них вплоть до 1993 года проходили модернизации и до сих пор остаются в строю. Это атомные подводные лодки SSN-678, SSN-684, SSN-686», — отметил Валерий Бобрус.

Американская подводная лодка USS Archerfish проекта SSN-678

© USN/Public domain via Wikimedia Commons

В период Второй мировой войны в составе ВМС США действовало всего четыре транспортных подводных лодки, одна из которых была потоплена японскими эсминцами в районе Рабаула. «За недостаточностью транспортных субмарин в это время ВМС США вынуждены были широко использовать для перевозок боевые подводные лодки, — заметил эксперт. — Американские транспортные подводные лодки периода холодной войны отличались тем, что все они были созданы на основе перепроектирования многоцелевых атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМС после окончания сроков службы по прямому назначению».

Наталия МихальченкоПодробнее на ТАСС: http://tass.ru/v-strane/5060988

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ» вакансии официальный сайт

работа вакансии кадры контакты официальный сайт адрес

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ» официальный сайт вакансии

адрес. Быстро узнавать о свежих вакансиях от работодателя можно подписавшись на получение сообщений.

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ» телефон отдела кадров

Уточнить вопросы по трудоустройству можно по телефону отдела кадров или на официальном сайте ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ».

Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

Вакансии, контакты отдела кадров

Для просмотра полной информации перейдите по ссылке в меню.

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

На карте Как добраться Отзывы

Вакансии в ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Список из свежих вакансий обновлен 09 марта 2023 г. Для просмотра перейдите по ссылке в нижнем меню.

 

Работа в ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Получать свежие вакансии на почту

Очень удобно!

Получайте сообщения о свежих вакансиях в ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ» на Вашу электронную почту!

Вы в любой момент сможете отписаться от рассылки вакансий

   Для соискателя

Написать резюме

Отправить написанное резюме по факсу или на E-mail adm@pitanie. gazprom.ru

Вакансии | адрес отдела кадров

Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33 ОГРН: 1027739284968 ИНН: 7702211710 КПП: 890343001

Повар 4 разряда-6 разряда

от 114000

График работы: Вахтовый метод

Адрес: Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-02-21

Врач по гигиене питания

от 56000

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-02-10

Товаровед

от 50000

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-02-10

Водитель автомобиля

от 35000

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-02-03

Официант

от 26000

График работы: Сменный график

Адрес: Томская область, 634029, г Томск, пр-кт Фрунзе, д. 9

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-30

Кухонный рабочий

от 32500

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Томская область, 636601, с Парабель, р-н Парабельский, пер Сибирский, д. 1в

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-30

Начальник отделения (специализированного в прочих отраслях)

от 200000

График работы: Вахтовый метод

Адрес: Томская область, 634034, г Томск, ул Косарева, д. 33

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-27

Буфетчик

от 21000

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Республика Башкортостан, Благовещенский район, Лесная Поляна территория, Республика Башкортостан, Благовещенский район, село Бедеева Поляна.

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-19

Повар 6 разряда

от 25000

График работы: Сменный график

Адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Менделеева улица, 154, Также требуется на Рихарда Зорге, 59

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-19

Врач по гигиене питания

от 35000

График работы: Полный рабочий день

Адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Сипайловская улица, 11, Остановка транспорта: УАТП

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-19

Бармен

от 60000

График работы: Сменный график

Адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, 629736, г Надым, ул Пионерская

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-18

Повар

от 70000

График работы: Вахтовый метод

Адрес: Амурская область, г. СВОБОДНЫЙ, агпз. СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

ООО «ГАЗПРОМ ПИТАНИЕ»

Дата обновления: 2023-01-02

Ярмарка вакансий «Газпрома» прошла в Политехе

24 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете в рамках Конференции опорных университетов Газпрома состоялась Ярмарка вакансий для дочерних обществ и организаций «Газпрома». Представители крупнейшей нефтегазовой компании рассказали об открытых вакансиях, летних стажировках и особенностях работы.

Мероприятие открыла проректор по воспитательной работе СПбПУ Елена Разинкина, которая поприветствовала участников: Недавно в нашем университете прошел Карьерный форум , на котором были представлены многие партнеры. Но «Газпром» — единственная корпорация, которая проводит в университете отдельную Ярмарку вакансий. Это мощный партнер нашего университета. Ежегодно более сотни студентов трудоустраиваются в дочерних обществах Газпрома и находят себя .

В своем выступлении Андрей Фролков, заместитель начальника департамента — начальник департамента ПАО «Газпром», подчеркнул важность сотрудничества корпорации и Политехнического университета: Я рад, что это карьерное мероприятие становится доброй традицией . Мы давно и плодотворно работаем с Политехом в сфере профориентации, науки, импортозамещения, развиваем олимпиадное движение и многое другое. Политехники – ответственные, целеустремленные, дисциплинированные, интеллигентные молодые люди. Это качества, которые мы ценим в наших сотрудниках .

На карьерном мероприятии 24 дочерних общества и организации представили более 75 вакансий и более 120 возможностей прохождения стажировок по всей России. Предложения охватили все направления обучения, от машиностроения до права и информационных технологий. Среди участников такие компании, как «Газпром», «Газпром нефть», «Газпром экспорт», «Газпром энергохолдинг», «Газпром инвест», «Газпром информ», «Газпром ВНИИГАЗ», «Газпром добыча Иркутск» и другие.

В Ярмарке вакансий также принял участие Центр оценки и развития профессиональных компетенций Политеха, созданный в интересах «Газпрома» в рамках АНО «Россия — страна возможностей», проект «Президентская платформа». Студенты получили консультации по регистрации и тестированию на платформе РСВ, а также рекомендации по использованию результатов оценки soft skills при трудоустройстве. Важным итогом ярмарки стало подписание договора о сотрудничестве с ТГК-1. Теперь студентов Политеха будут принимать на стажировку/стажировку/на работу с учетом уровня компетенций.

Будущие выпускники подошли к представителям каждой организации, ознакомились с экспонатами, получили ответы на свои вопросы, обменялись контактами и заполнили анкеты.

ТГК-1 — давний партнер СПбПУ и постоянный участник Карьерных форумов вуза. Анна Лаврова, руководитель группы подбора и оценки персонала ТГК-1, и Артем Батовский, ведущий специалист группы подбора и оценки, рассказали студентам, что компания приглашает студентов ИПМЭиТ, ИСИ, ИП, ИММиТ на прохождение практики и выпускники на работу. Нам нужны специалисты в области теплоэнергетики, теплотехники, электротехники, химической технологии. Карьерный рост в ведущем производителе электрической и тепловой энергии Северо-Запада заинтересовал многих политехников.

Также есть варианты для тех, кто хочет связать свое будущее с другими регионами России. Например, Сергей Анциферов, студент третьего курса ИКНТ, приехал в Политех из Красноярска и хотел бы после окончания вернуться в родной край. Пытаюсь найти стажировку с последующим трудоустройством, связанным с программированием или общением с людьми , — поделился Сергей. Здорово, что Политех регулярно проводит форумы вакансий и ярмарки вакансий. Студенты должны искать себя, понимать, что у каждого есть возможность присоединиться к большим компаниям, нужно только постараться их найти . Его очень заинтересовали предложения ООО «Газпром добыча Иркутск».

Татьяна Машковцева, начальник отдела кадров, трудовых отношений и социального развития ООО «Газпром добыча Иркутск», рассказала, что их компании требуется много специалистов, от сантехников до руководителей заводов: Предлагаем вакансии, относящиеся к разным направлениям: добыча газа, нефтехимия, транспорт, инновации, работа вахтовых поселков, человеческие ресурсы. Работать можно в офисе или вахтовым методом на Ковыктинском месторождении. Среди наших сотрудников есть выпускники Политеха, и они занимают руководящие должности .

Дарья Тутуева, магистрант 1 курса ИПМЭиТ искала вакансии, которые будут связаны с ее магистерской работой: Хочу проверить некоторые свои гипотезы и возможно предложить изменения компаниям. Моя магистерская работа связана с совершенствованием учета и вообще финансовых процессов при внешнеэкономической деятельности. Я взял азиатские страны, в частности Индию. Я уверен, что это очень актуальное направление развития .

Участники Ярмарки отметили, что с каждым годом увеличивается количество политехников, нашедших свое будущее именно в организациях Газпрома. И помогают в этом такие карьерные мероприятия, где студенты, выпускники и работодатели могут найти друг друга.

Подготовлено отделом по связям с общественностью СПбПУ

Сможет ли Россия реализовать газовый поворот в Азию?

Стремление Европы отказаться от российского природного газа подталкивает Россию к поиску новых рынков. Россия начала поставлять газ в Азию только в 2009 году, а европейский рынок остается намного больше и гораздо более прибыльным. Россия могла бы в конечном итоге построить крупный бизнес, ориентированный на азиатские рынки, но сдвиг не будет ни быстрым, ни легким, и он будет в решающей степени зависеть от иностранных партнеров, включая Китай.

В плане объемов Азия, возможно, когда-нибудь сможет сравниться с Европой в качестве рынка сбыта российского газа, но с точки зрения источника дохода и геополитического веса Азия будет второй лучшей альтернативой. Россия была одним из первых игроков в газовой отрасли Европы, и ее роль росла по мере расширения рынка. Россия запаздывает с азиатским газом, а ее ресурсы слишком далеки от него. Россия может повернуться к Азии и со временем продавать туда значительные объемы газа. Но этот бизнес не может заменить того, что Россия имела в Европе. Азиатский разворот может дать лишь ограниченное количество возможностей.

В 2021 году Россия продала в Азию около 33 миллиардов кубометров газа по сравнению с европейским рынком, который обычно импортирует из России от 160 до 200 миллиардов кубометров. Две трети газа, который Россия отправляла в Азию, приходилась на сжиженный природный газ (СПГ): 14 млрд кубометров из проекта «Сахалин-2» в Японию, Корею, Тайвань и Китай и 8,5 млрд кубометров из «Ямал СПГ». обслуживая в основном Китай, а также Японию, Корею, Тайвань и Индию (меньшие объемы отправлялись в Бангладеш, Индонезию и Сингапур). Россия также поставила 10 млрд кубометров газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», который был запущен в конце 2019 года.и в конечном итоге будет поступать 38 млрд кубометров в год.

Как только трубопровод «Сила Сибири» заработает, Россия сможет поставлять в Китай около 60 млрд кубометров газа (при условии сохранения существующих потоков СПГ в Азию). Россия также продает в Европу около 20 млрд кубометров СПГ. Этот СПГ поступает с проектов на севере (Ямал) и западе (Высоцк и Портовая). Для проектов на западе, под Санкт-Петербургом, естественным рынком является Европа. Для СПГ, поступающего с полуострова Ямал, Европа является круглогодичным пунктом назначения, тогда как Азия получает больше газа, когда судоходен Северный морской путь. Однако за дополнительную плату все эти объемы могут оказаться в Азии. Вместе они могли бы помочь России продать около 80 миллиардов кубометров газа в Азию — и все это без новых проектов.

Новые проекты СПГ

Но способность России увеличить продажи газа в Азию зависит и от новых проектов. В краткосрочной перспективе Россия строит проект «Арктика-2», который удвоит мощности страны по производству СПГ в Арктике. Это проект, который зависит от иностранных партнеров — как акционеров и финансистов, так и поставщиков ключевых технологий и опыта управления проектами. Проект завершен в три этапа (поезда, на отраслевом жаргоне), первый из которых почти завершен, второй завершен менее чем наполовину, а третий еще не построен.

Сможет ли Россия реализовать этот проект в полном объеме, пока неясно. Спонсор «Новатэк» разработал местную альтернативу одной из ключевых технологий (процесс «Арктический каскад»), но производительность была ниже, и «Новатэк» вернулся к западной технологии. Суда-ледоколы для доставки СПГ были построены в Южной Корее, хотя большинство судов для проекта «Арктика-2» будет построено на судоверфи «Звезда» в России — впервые для этой верфи. Наконец, проект по-прежнему зависит от иностранной финансовой поддержки и опыта управления проектом, которые могут быть подорваны дальнейшими санкциями или решениями компаний выйти из России.

Другой строящийся СПГ-проект — «Усть-Луга» или «Балтийский СПГ» — был запущен совсем недавно и менее продвинут, чем «Арктика-2». «Газпром», спонсор проекта, также не имеет опыта работы с СПГ. (Газпром участвует в проекте «Сахалин-2», но он пришел в проект поздно и в основном полагался на иностранных партнеров в реализации проекта.) Проект «Балтийский СПГ» то вспыхивал, то прекращался в течение многих лет, и приверженность компании и ее способность выполнять проект сомнителен (проект уже один раз отменили, в 2008 году, а спустя годы реанимировали).

Есть и другие проекты СПГ, но строительство еще не началось. «Новатэк» намерен построить третий проект в Арктике (несколько путано названный «Арктика 1»). Неясно, будет ли «Новатэк» или какие-либо иностранные партнеры продвигать «Арктику-1», пока судьба «Арктики-2» не прояснится. На Дальнем Востоке «Роснефть» продвигала проект СПГ, совсем недавно в партнерстве с ExxonMobil, которая вышла из проекта в рамках своего более широкого ухода из России после начала войны, что, вероятно, нанесло этому проекту смертельный удар в его текущая итерация. Другие проекты СПГ, которые продвигались на протяжении многих лет, сегодня кажутся еще менее вероятными.

Новые проекты трубопроводов

В феврале 2022 г. «Газпром» подписал соглашение с Китайской национальной нефтяной корпорацией о поставке в Китай дополнительных 10 млрд куб. м газа через Дальний Восток. Ни одна из подробностей не была обнародована — когда начнутся поставки, откуда будет поступать газ, по какому маршруту будет доставляться газ и так далее. Газ в этом районе есть: на Сахалине-1, но не под контролем «Газпрома», и на Сахалине-3, под контролем дочерней компании «Газпрома» «Газпром нефти». Ни один из вариантов поставки не является простым.

Газ на «Сахалине-1» долго не мог найти выход. «Роснефть», российская государственная компания, участвующая в проекте, годами хотела продать этот газ Китаю, но так и не смогла закрыть сделку (или обойти монополию на экспорт трубопроводного газа, принадлежащую «Газпрому»). Газ на «Сахалине-3» также столкнулся с проблемами. Основное месторождение попало под западные санкции в 2015 году. С тех пор русские боролись с техническими проблемами, связанными с добычей газа, и неизвестно, смогут ли они сейчас. Но газ Сахалина-3 является наиболее логичным источником для этого контракта на 10 миллиардов кубометров. Просто не очевидно, что этот газ будет доступен в ближайшее время.

Наиболее значимый проект – второй газопровод «Сила Сибири» в Китай. Как и в случае с первым конвейером, варианты этого предложения обсуждались годами без особого прогресса. Основная идея состоит в том, чтобы связать месторождения Западной Сибири, которые сейчас снабжают Европу, с Азией. «Сила Сибири-2» позволит ему осуществлять арбитраж между европейскими и азиатскими рынками — это самый желанный приз для российских энергетических стратегов.

Проблема, однако, в том, что все карты в переговорах принадлежат Китаю. И, как и первая линия «Сила Сибири», Китай будет вести жесткую сделку. На данный момент неизвестно, готов ли Китай заключить сделку. Россия, вероятно, предложит очень привлекательные условия — хотя бы из-за своего отчаяния. Но примет ли их Китай? Будет ли их прельщать цена, или они дважды подумают о расширении своей зависимости от России в этот момент? Как китайцы ответят на эти вопросы, трудно сказать.

Восток против Запада

Россия обычно ежегодно продает в Европу от 160 до 200 млрд куб. При существующей инфраструктуре Россия могла бы поставлять в Азию 80 млрд кубометров газа, разделенных между трубопроводным газом и СПГ. Возможен некоторый рост этой цифры. «НОВАТЭК» может достроить первую очередь «Арктики-2», а со временем, может быть, и две другие очереди. Россия могла бы расширить свой экспорт по трубопроводу в Китай, хотя перспективы крупного проекта «Сила Сибири-2» неопределенны. Россия вряд ли будет продавать в Азию столько газа, сколько сейчас продает в Европу. Но это может сократить разрыв; можно представить сценарии, при которых Россия продаст от 100 до 120 миллиардов кубометров в Азию к 2030 году. Это было бы выдающимся достижением, учитывая, где Россия находилась десять лет назад.

Но дела России на Востоке отличаются от дел на Западе. Чтобы заключить контракт с Китаем, России пришлось предложить выгодную сделку: Китай платит за российский газ гораздо меньше, чем Европа. Он даже платит России меньше, чем поставщикам из Центральной Азии. Кроме того, для развития СПГ-бизнеса России пришлось предоставить ряд налоговых льгот, поэтому российская казна не зарабатывает на СПГ столько, сколько на трубопроводном газе. Китай также менее склонен позволять «Газпрому» вести какой-либо бизнес в Китае — в отличие от Европы, где «Газпрому» со временем удалось создать ряд совместных предприятий.

Что еще более важно, доля России на рынке Азии останется небольшой. В 2021 году Китай, Япония, Корея и Тайвань получили менее 10% СПГ из России. Даже когда «Сила Сибири» выйдет на полную мощность, Китай может импортировать из России менее 10% своего газа составлял примерно 367 млрд куб. м и быстро растет). У России никогда не будет рыночной власти в Азии, уж точно не по сравнению с ее доминирующим положением на европейском рынке. Разворот газа из Европы в Азию будет работать, но это ни в коем случае не сдвиг один к одному.

Никос Цафос — заведующий кафедрой энергетики и геополитики имени Джеймса Р. Шлезингера в Программе энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия.

для стратегических и международных исследований (CSIS), частное, освобожденное от налогов учреждение, занимающееся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *