Работа не по специальности: законно ли это и как легче устроиться
Многие в России работают не по специальности. Точнее, очень многие, для людей с высшим образованием эта доля составляет более половины. Сейчас чаще всего ситуация такова: люди получают гуманитарное образование, а работы по профилю нет. Обычно идут в продажи, в сферу IT, маркетинг и так далее. Страшного в этом ничего нет, ведь образование в РФ дается невысокого уровня, практических знаний специалист получает мало, навыков почти нет. Так что работают кто и где попало, исключая, скорее, лишь врачей, ведь здесь ответственность очень высока, хотя даже врачи крайне редко бывают без диплома. В целом примерно 40-50 процентов в России работают не по специальности. Основные причины: проблемы с поиском работы, мала зарплата, отсутствие перспектив, потеря интереса к профессии.
Законодательство РФ не содержит строгих требований соответствия специальности по диплому и профиля работы. Даже для конкурсов на госслужбу это порой не требуется. То есть решает сама организация. Но все чаще в требованиях к специалисту указывается на обязательное наличие диплома об определенном образовании. На самом деле почти всегда принимают кого угодно, ведь связи и родство, прочие вторичные по значимости причины в России часто перевешивают.
Госдума рассматривала проект закона о запрете работать не по специальности диплома, но пока он, естественно не прошел. Это вызовет массу проблем, ведь миллионы работают по другой специальности, а, например, специалистов по продажам почти никто не готовит. Видимо, и в перспективе здесь не будет серьезных изменений, хотя требования к профилю образования будут ужесточаться и в государственной, муниципальной сферах, и в частном секторе.
То есть в России такое трудоустройство законно, хотя существуют ограничения, но в общем они не так велики.
Но в целом такая общегосударственная проблема существует. Для конкретного человека это обычно выражается в том, что ему нужно устроиться на работу не по специальности.
Как легче устроиться
Вариантов не так мало. В основном применяется самый простой: связи, блат, родство. Но это есть не у всех.
Вариант с повышением квалификации самый простой. Платите не так много денег, получаете свидетельство по профилю желаемой работы и чаще этого достаточно.
Вариант с получением второго диплома. Тоже не так редко встречается. Обычно второе образование получают заочно.
Вариант наработки практических навыков. Очень часто применяется молодежью. Схема обычна: получая диплом, специалист нарабатывает навыки в сферах IT, дизайна, маркетинга и продаж, часто всего сразу. В частном секторе часто берут просто при наличии таких навыков, даже не подтвержденных документально. Дают тестовое задание или устанавливают испытательный срок. Так работают миллионы.
Как быть человеку в предпенсионном возрасте или около того
Много сложнее человеку в возрасте за пятьдесят: даже при использовании всех указанных выше способов он может столкнуться с проблемами трудоустройства просто из-за жестокой дискриминации по возрасту.
Но здесь просто нет вариантов, к тому же переподготовку государство предлагает и бесплатно. То есть возможности есть всегда. Но наилучший честный вариант — стать «супер-специалистом» в конкретной области или «многоруким» в нескольких областях. Впрочем, обычно это могут не более 10-20 процентов, но возможность есть у всех.
Исключения: сферы продаж и рабочих профессий. Здесь чаще всего берут безо всяких дипломов или не смотрят на них. И ведь это тоже вариант. Просто продажи бывают разными: для населения это чаще очень непросто, для сферы B2B часто много проще – работать с одними и теми же потребителями значительно легче, поиск новых покупателей в этой сфере заметно сложнее и часто почти не проводится. Даже рабочая сфера разная: некоторым нравится работать дворниками или сторожами. Есть и сфера удаленной работы, где тоже много преимуществ, а дипломы чаще всего не требуются.
То есть в целом законодательно эта сфера мало регулируется и перспективы в России примерно такие же. Слабая экономика, масса проблем с поиском работы, низкие уровни образования и управления, массовое трудоустройство по блату делают введение строгих требований к специальности в сфере трудоустройства крайне нежелательными. Так что не переживайте за дипломы, сейчас на них часто не смотрят, важнее всего практические навыки. Тем не менее вероятность запрета на работу не по специальности существует, такая тенденция в законодательной сфере РФ прослеживается.
ВЦИОМ: почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности — Общество
МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Почти половина жителей России не работают по специальности, которой обучались. В качестве основных причин этого, в частности, называются отсутствие возможности трудоустройства и низкая зарплата. Об этом говорится в имеющихся в распоряжении ТАСС результатах опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
«На сегодняшний день по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный (51%), преимущественно люди с высшим образованием (58%). Напротив, 47% россиян не работают по специальности (55% среди людей со средним специальным образованием)», — сообщает ВЦИОМ.
В материалах отмечается, что 30% неработающих по специальности в качестве причин указывают на невозможность устроиться или отсутствие работы по своему профилю, 24% — на более высокую зарплату в другой профобласти, а 20% опрошенных указали, что «нашли себя» в другой сфере.
Кроме того, 28% респондентов никогда не работали по своей специальности. Среди имеющих среднее образование эта доля составляет 36%. Более пяти лет по специальности работали 48% россиян, еще 16% работали от года до пяти лет, а 6% — менее одного года.
«Чтобы работать в новой сфере деятельности, 37% тех, кто работает не по специальности, проходили курсы профессиональной переподготовки. Среди людей с высшим образованием эта доля выше — 45%, тогда как среди людей со средним образованием ниже — 24%. Еще треть (33%) опрошенных не проходили специальные курсы, но обучались самостоятельно (41% среди людей со средним образованием). Впрочем, 29% участников опроса не получали никакие знания и навыки для работы в текущей сфере деятельности», — говорится в материалах опроса.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 11 апреля 2019 года. В нем приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Жизнь не по специальности — Росбалт
В школах Петербурга и других российских городов сегодня прозвучит последний звонок, и вскоре после сдачи экзаменов выпускники устремятся в вузы. При поступлении большинство абитуриентов уверенно скажут, что идут за интересной профессией, которой планируют посвятить всю жизнь.
Однако статистика говорит об обратном — многие молодые люди в итоге ни дня не работают по специальности, а получение высшего образования рассматривают как долгий поход за «корочками».
«Росбалт» попросил экспертов объяснить, чем объясняется такая тенденция и нужно ли вообще пытаться ее переломить.
Даниил Александров, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией социологии:
«Проблема в России состоит не в том, что выпускники не работают по профессиям, которые они получили в вузе, а в том, что по таким бессмысленно узким специализациям и готовить, и работать очень сложно.
У нас предельно бюрократическое представление о высшей школе и ее роли. Предполагается, что она готовит людей к узкой специальности, давая им соответствующие компетенции. Но это абсолютно ложное представление.
Единственная профессия, которой всерьез готовят именно вузы, — медицина. Теперь давайте задумаемся, как устроено обучение. Полный цикл — это долгий учебный процесс плюс интернатура в клиниках. По остальным направлениям нет и не может быть такой подготовки. Менеджера „вырастить“ в вузе в принципе невозможно, так как здесь нужен опыт работы. Также нельзя научить журналиста на журфаке без практики на телевидении или в газете.
Поэтому вуз и не должен никого готовить к узкой специальности непосредственно. В нем должны обучать тому, чтобы человек потом успешно на работе сам научился своему делу.
В мире распространена англо-саксонская модель, которая предполагает четыре года обучения в колледже без жесткой специализации. И диплом профессионала выпускники так и не получают.
Например, юристы в США после бакалавриата еще заканчивают школу права, а затем, чтобы получить право адвокатской практики, должны сдать очень трудный экзамен, проводимый не вузом, а адвокатской ассоциацией. Большинство людей там заканчивает четыре года бакалавриата и идут учиться своему делу на работе, независимо от специализации. А потом, если очень надо, то проходят специальную магистратуру, часто после нескольких лет работы.
В какое-то время в Университете Техаса в Остине на политические науки была записана тысяча человек. Понятно, что речь не шла о подготовке тысячи политологов. Кто-то теперь работает чиновником, кто-то менеджером в бизнесе, а кто-то еще где-то.
Проблема работы не по специальности не волнует никого в мире. Зато в России она беспокоит всех. Вместо того, чтобы наконец успокоиться и развивать больше вариативности в базовом бакалаврском образовании, в нашей стране с необычайным остервенением готовят новые профессиональные стандарты по узким специальностям, где прописывают тонкости, которых невозможно достичь.
На мой взгляд, излишняя озабоченность идеей подготовки профессионалов укоренилась в российских головах во время ускоренной индустриализации, когда вузы рождались по требованиям наркоматов, готовивших для себя специалистов ударными темпами. Но ускоренная индустриализация подобна войне с особыми требованиями к людям. У нас сейчас замедленное развитие страны. Чего беспокоиться — люди сами как-нибудь разберутся.
Для наглядности приведу реальный пример отдела внешних связей в небольшой биотехнологической компании. В ней работают начальник и двое молодых подчиненных. Один человек по образованию юрист, другой — экономист. Оба считают, что работают по специальности. Один думает, что он оформляет юридические документы, другой — что он занимается экономической деятельностью.
На самом деле оба растаможивают товары в Пулково. И взяли их потому, что у них есть машины. С одной стороны, можно считать, что они работают по специальности, а с другой — их обязанности мог бы выполнять выпускник хорошей школы. Мне кажется, что эта проблема не просто преувеличена — она создана искусственным образом».
Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу:
«Опрос, проведенный среди соискателей, показал, что 28% специалистов из Петербурга работают по специальности, 22% выбрали смежную профессию, а основная трудовая деятельность 43% опрошенных работников никак не связана с полученным образованием. Причем чуть больше трети респондентов довольны своей нынешней работой, а 44% — нет.
Если говорить о сегодняшних выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов), то чуть больше половины молодых специалистов (51%) намерены работать по специальности, а 22% заявили об обратном. То есть определенный прогресс на этом направлении есть, однако проблемы в определении индивидуальной карьерной траектории у начинающих специалистов по-прежнему существуют.
Во-первых, в нашей стране отсутствует система комплексной профориентации, которая помогала бы уже на ранней стадии выявлять склонности и способности ребенка, информировать подростков о перспективных направлениях и сферах, развивать важные сегодня и в будущем навыки. Ведь через 5-10 лет многое из того, что востребовано на сегодняшний день, устареет, но спрос на математические, социальные и аналитические способности, самообучаемость, мультиязычность будет расти.
Во-вторых, разрыв между ожиданиями соискателей и реальностью рынка труда по-прежнему существует. Это история про постоянный рост требований к кандидатам, про зачастую завышенные зарплатные ожидания у молодых специалистов, про высокую динамику изменений, происходящих в бизнесе в наши дни, и неготовность соискателей разного возраста адаптироваться под эти изменчивые реалии.
Интерес к конкретной профессиональной сфере, накопленный багаж из определенных навыков вкупе с тягой к постоянному обучению, понимание трендов, существующих на рынке труда, — это и есть залог успешного развития карьеры сегодня.
Что касается Петербурга, то в Северной столице усиливается дефицит специалистов из разных профессиональных сфер. Речь идет не обо всех кандидатах, а о тех соискателях, которые соответствуют высоким требованиям работодателей — с определенным уровнем профессиональных компетенций, образования, развитыми личностными качествами. Сложнее всего в городе на Неве сейчас обстоят дела с подбором кандидатов из сфер консультирования, страхования, инсталляции и сервиса, продаж, информационных технологий и интернета, медицины и фармацевтики, рабочего персонала, специалистов инженерно-технического толка.
В будущем нехватка квалифицированных кандидатов с учетом общих тенденций на рынке труда (сокращение числа экономически активного населения, рост количества соискателей предпенсионного и пенсионного возраста, снижение уровня безработицы, увеличение нагрузки на специалистов всех уровней) будет усиливаться».
Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости Петербурга:
«Согласно данным министерства труда, около 60% выпускников в России работают не по специальности. В нашем городе большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Родители, желая своим детям лучшего будущего, считают, что диплом вуза — счастливый билет, для построения дальнейшей карьеры. Поэтому многие идут учиться, плохо понимая, кем они будут работать и зачем это нужно. Конечно, не все могут потом найти себе место по специальности. В большей степени это касается студентов-платников.
Если выпускники находят себе работу не по специальности, но она им интересна — это один разговор.
В силу того, что в Санкт-Петербурге компактные рынки труда и образования, у жителей города, конечно, много возможностей для дополнительного профессионального образования (ДПО), которое сегодня развивается очень активно благодаря цифровизации экономики и внедрению новых технологий.
Некоторые работодатели смотрят на квалификацию претендента сквозь пальцы — им важнее опыт и личные качества. Но многие HR-службы подходят к приему сотрудников более серьезно. Сейчас активно внедряются профессиональные стандарты, в которых четко прописано, с каким образованием можно допустить человека к работе.
Так что и родителям, и будущему специалисту нужно внимательней относиться к профессиональному выбору, продумывать карьеру на годы вперед. Очень полезна работа по специальности во время обучения в вузе. Чем больше практики — тем лучше.
Что касается профориентационной работы с молодежью, то это должен быть именно комплекс мероприятий, а не только тестирование или экскурсии на предприятия. Особенно важны профессиональные пробы, возможность попробовать себя в профессии. Они могут помочь оценить, твое ли это вообще или нет. Просто прочитать о той или иной специальности мало. Также важно работать с родителями — ведь именно они часто влияют на выбор ребенка.
Также стоит добавить, что тезис о том, что вузы недостаточно практикоориентированы и дают не самые актуальные и современные знания во многих случаях справедлив. Особенно это касается специальностей, связанных с информационными технологиями, которые переживают бурное развитие. Но важно учитывать, что вуз дает фундаментальное образование. А дальше можно усилить себя как специалиста благодаря ДПО».
Дмитрий Глебов
Из вуза — на работу. Как выпускнику без опыта найти хорошую вакансию
Согласно данным Росстата, почти четверть всех безработных — молодёжь (люди до 25 лет). В основном это выпускники, которые высшее образование уже получили, но опыта работы у них ещё нет, поэтому их никуда не берут.
Бывшие студенты в отчаянии регистрируются как безработные, чтобы получать хотя бы пособие. Как Лайфу рассказали в пресс-службе Минтруда, на конец июня 121 тыс. россиян в возрасте 16–29 лет стояла на учёте в службах занятости.
Согласно исследованию Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 года молодые специалисты разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме. А молодёжных вакансий на портале было 250 тыс. — то есть в 9 раз меньше.
Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock
Только три четверти выпускников находят работу в первые месяцы после окончания вуза. Об этом в феврале 2018 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
— Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема — трудоустройство выпускников, — говорил премьер-министр.
На эту проблему не раз обращал внимание и президент Владимир Путин.
— Очень важно сопровождать выпускников наших высших учебных заведений — в данном случае Московского государственного университета — вплоть до трудоустройства. Это чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, когда они приходят учиться, с первого курса уже понимали, что у них есть перспектива достойного трудоустройства в своей собственной стране, — сказал президент, выступая на заседании попечительского совета МГУ имени Ломоносова в 2017 году.
Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock
Эксперты рассказали, что делать, если всё, чем вы богаты, — это «корочка» недавно законченного вуза.
Стажировка — билет в профессию
— Сейчас распространена практика стажировок для студентов и выпускников, — сказал руководитель сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Каючкин. — Компенсации часто невысокие или могут отсутствовать, но это хороший шанс для соискателей без опыта получить навыки и попробовать себя в профессии. После выпуска молодой специалист уже может добавить прохождение практики в своё резюме, что будет большим плюсом при устройстве на постоянную работу. Часто компании оставляют у себя специалистов, которые у них проходили стажировки.
Одна из крупных компаний, куда можно устроиться на стажировку — «РУСАЛ». В феврале 2017 года там был запущен проект «Новое поколение». Участвовать могут выпускники вузов и профессиональных учебных заведений по самым разным специальностям — от электрика до эколога. Они получают хорошую зарплату — 80% от оклада, который положен при постоянном трудоустройстве.
Фото ©РИА Новости/Николай Журавлев
Имеющийся опыт не важен, но берут на стажировку, а затем и на постоянную работу, безусловно, лучших: для специалистов средний балл диплома должен быть выше 4,5, для рабочих специальностей — выше 4. При равных условиях преимуществом будет хорошее портфолио — наличие собственных исследований, участие в грантовых, стипендиальных и иных поощрительных программах, владение иностранными языками, а также прохождение практики на предприятиях «РУСАЛа».
— Так как в «РУСАЛе» мы настроены на долгосрочное сотрудничество и привлечение талантливых специалистов, поэтому и условия приёма на стажировку достаточно строгие. Но взамен у вчерашнего студента появляется уникальная возможность начать карьеру в крупнейшей международной компании по специальности. Конкурс серьёзный — до 10 человек на место, а это говорит о том, что программа очень востребована и нужна, — отметила директор по персоналу «РУСАЛа» Наталия Бекетова.
Стажировку прошли уже 225 человек. Из них более 75% (140 человек) остались работать в компании.
Один из таких стажёров — 23-летняя Наталья Налоева. Девушка ещё со школы мечтала стать экологом. Она считает, что это — профессия будущего, которая спасёт природу от гибели и донесёт красоту планеты до новых поколений. Но, закончив в своём родном Братске вуз с красным дипломом, девушка столкнулась с суровой реальностью.
— Вакансия «эколог» довольно редкая, в нашем городе почти нет мест, а без рабочего опыта на молодого специалиста даже и не смотрят, — рассказала Наталья. — Почти все мои одногруппники пошли учиться в магистратуру, потому что не смогли устроиться по профессии на работу.
Фото ©РИА Новости/Владимир Песня
Наталье повезло больше. Во время учёбы она проходила практику в «РУСАЛе», и там её запомнили как ответственного работника. Когда подошло время прощаться с родными стенами вуза, Наташе позвонили. Выпускницу пригласили пройти программу «Новое поколение» в «РУСАЛе».
— Сообщение о том, что стажёром выбрали меня, конечно, воодушевило. Работать по своей профессии, да ещё на большом предприятии, — это отличный старт! — сказала Наташа.
Она должна следить за многими параметрами работы предприятия, принимать участие в разработке экологических отчётов и работать с контролирующими органами. Программа стажировки рассчитана на полгода. В октябре девушку ждёт итоговый экзамен — комиссия решит, останется ли она в компании.
Наташе, как и всем выпускникам, которые проходят стажировку, выделили своего наставника. Девушку опекает тёзка — Наталья Шпет, специалист отдела экологии.
Фото ©РИА Новости/Виталий Аньков
Наставница вспоминает, как 18 лет назад пришла на завод неопытным специалистом. Подобных программ не было и в помине, и приходилось все тонкости профессии познавать самой.
— Внимание к экологии с каждым годом только растёт, поэтому и работы у нас становится больше, — сказала Наталья Шпет. — Давать шанс молодым ребятам, с учётом того что технологии так динамично меняются, очень важно, они приносят новые, свежие идеи и оптимизируют работу.
Проект «РУСАЛа» охватывает уже многие города России — и крупные (Москва, Красноярск, Волгоград), и мелкие (Бокситогорск, Североуральск, Саяногорск, Шелехов). При этом приехать на стажировку можно из любого региона, если есть желание найти интересную работу.
В регионах центры занятости также нередко организуют стажировки. Как сообщалось в июле, более 130 выпускников в Карачаево-Черкесии смогут в этом году попробовать свои силы на местных предприятиях. Из регионального бюджета работодателям будут выделяться компенсации за каждого стажёра (на зарплату, на оплату наставничества, на проезд выпускника). Цель — снижение напряжённости на рынке труда.
Правильно составленное резюме
Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок
Успех для выпускника, который ищет работу, также во многом зависит от того, насколько правильно составлено резюме. Правила можно изучить на рекрутинговых порталах — рекомендаций очень много. Одна из них: не используйте фразы с негативом. Например, не пишите прямо: «У меня нет опыта работы». Лучше вместо этого обозначить, что во время учёбы вы получили знания, необходимые для этой работы, или что у вас есть качества, необходимые для неё.
В резюме внесите все свои достижения, которые были во время учёбы, — это могут быть, например, проектные работы.
— Опишите все стажировки, которые вы проходили, — рассказал Александр Каючкин. — Если вы участвовали в общественной деятельности, обязательно напишите об этом. Это охарактеризует вас как коммуникабельного человека. Не забудьте поставить хорошую фотографию в резюме.
Если вы мечтаете работать в какой-то конкретной компании, то лучше изучить её корпоративную культуру, считает эксперт.
— Работодатели любят, чтобы кандидат на собеседовании мог рассказать, почему ему хочется работать именно в их компании на данной должности, — отмечает Каючкин.
Будьте готовы или ждать, или поменять профессию
Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок
Это действительно может быть крайне трудно — найти работу в вашем регионе по вашей специальности. И тогда нужно или ждать, или что-то менять — регион или профессию.
По данным портала Rabota.ru, сложнее всего найти работу в Псковской, Смоленской, Ивановской, Курганской, Кировской и Брянской областях.
— Из таких регионов чаще всего едут в Москву и Санкт-Петербург, — сказал Александр Каючкин. — В Москве работу найти можно всегда и практически за один день, но если ты готов работать барменом, официантом, продавцом в ретейле и т.д.
По его словам, легче всего устроиться, даже без опыта, в молодых сферах — например, IT или digital.
— Спрос на рынке в данных областях достаточно высокий. В этих отраслях работодатели часто берут специалистов и растят их внутри компании. В продажи легко берут молодых специалистов, в перспективе здесь может быть хороший рост до руководителя отдела продаж и коммерческого директора, — рассказал Александр Каючкин.
Это подтверждает и исследование HeadHunter. Как сообщалось, максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе — 51% — в продажах. На втором месте — обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем — административный персонал (18%). Также весьма большой спрос на молодёжь есть в финансовых компаниях и банках.
Труднее найти работу в производственных сферах. И некоторым приходится переучиваться.
Фото ©РИА Новости/Виталий Белоусов
— Многие ребята, которые учились на инженеров, стараются получить дополнительное образование по экономике или менеджменту, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — По инженерным специальностям многие сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Как отмечают эксперты, у выпускников часто завышенные ожидания по поводу трудоустройства и особенно зарплаты. Они считают, что их должны взять, раз у них есть «корочка» хорошего вуза. Но работодателю важна не сама «корочка», а уверенность, что сотрудник будет полезным.
— Трудности с устройством на работу без опыта чаще всего происходят из-за того, что выпускник не понимает, что нужно будущему работодателю. Компании готовы брать молодых специалистов, они в этом заинтересованы, — сказал Александр Каючкин. — Но нужно показать и доказать, что кандидат будет приносить реальную пользу компании. Сейчас бизнес работает на результат и работодателю интересны люди, которые будут закрывать конкретные задачи. При этом у самих выпускников часто необоснованно завышенные ожидания, никто не хочет работать за опыт, за небольшие деньги или бесплатно.
В вузах можно будет получить несколько специальностей одновременно
По сути, это «зеленый свет» тем самым гибким образовательным траекториям и модели «2+2», когда после двух лет общей подготовки студент может выбирать углубленное изучение по специальности либо вовсе сменить направление. Именно об этом говорится в перечне поручений Президента РФ от 28 марта 2020 года по итогам заседания Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию.
«Перезагрузка» коснется в первую очередь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования.
«ФГОС профессионального образования могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, по областям профессиональной деятельности по соответствующим уровням профессионального образования, а также по уровням образования», — говорится в пояснительной записке к документу.
Кроме того, согласно законопроекту, образовательные программы смогут включать в себя элементы разных образовательных и профстандартов — в зависимости от сферы работы выпускников.
И еще один важный момент — за один «заход» (4-5-6 лет обучения, в зависимости от выбранного уровня) можно будет получить несколько квалификаций.
Что это значит? Например, в 2003 году в дипломе выпускника журфака МГУ было написано «Журналист по специальности «газетное дело». Это значило, что человек получил образование по одной специальности и владеет квалификацией газетного журналиста. Выпускники рекламного отделения журфака получали диплом с указанием другой специальности — «реклама». У газетчиков и рекламщиков были разные предметы, разная практика.
Теперь предлагается другой подход.
«Основные образовательные программы… могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций», — отмечается в пояснительной записке.
Если законопроект будет принят, на том же журфаке можно будет одновременно получить квалификацию и газетного журналиста, и телевизионщика, и рекламщика, и даже пиарщика. Это позволит максимально полно использовать время обучения в вузе. А после — с большей вероятностью найти работу.
Как устроиться на новую работу не по специальности
Нередко случается, что вакансий по основной специальности нет, а трудоустроиться крайне необходимо. Заявленная смена деятельности обычно вызывает вопросы работодателя, поэтому важно уметь правильно объяснить ее причины.
Работа не по специальности
Многие из сегодняшних выпускников российских ВУЗов сталкиваются с проблемами при поиске работы по специальности.
Согласно данным кадровых агентств, только 40% находят именно ту профессию, на которую обучались, остальные ищут альтернативные варианты. Аналитики считают, что основная причина такого положения дел – это фундаментальные знания, которые могут предложить учебные заведения, без каких-либо практических навыков.
Свою роль также играет динамичность рынка, и довольно трудно предсказать, будет ли ваша профессия к моменту получения диплома востребована. Несколько лет назад был проведен опрос среди абитуриентов, и выяснилось, что самыми популярными среди поступающих оказались экономический и юридический факультеты.
На сегодняшний день ситуация несколько изменилась, и аналитики считают эти профессии скорее дополнительными к основному образованию. Большое будущее предсказывают специалистам в сфере ИТ – технологий, так как наше общество семимильными шагами движется до абсолютной автоматизации рабочего процесса (В предыдущем номере бизнес-журнала мы публиковали интересную статью, под названием «У кого лучшие шансы получить работу»).
Но в данной статье мы с вами поговорим о пользе дополнительных знаний, как таковых. И для начала обратимся к неумолимой статистике. Не так давно Государственная служба занятости провела опрос – что больше всего мешает при устройстве на работу?
Согласно полученным результатам, 53% опрошенных указали возраст, и только меньше 10% жаловались на недостаточное образование. И это указывает на тот факт, что людям мешают не пробелы в образовании, а метание между разными профессиями и местами работы. Неважно, кем вы работаете, в любом случае необходимо постоянно повышать и подтверждать свой уровень квалификации. Самый удачный пример – это спорт. Что станет со спортсменом через месяц-второй, если он не будет тренироваться?
Правильно, он потеряет форму. И работодатель совершенно неважно, что вы умели и знали несколько лет назад – его интересует, что вы можете предложить ему здесь и сейчас. Как ни парадоксально это звучит, но именно представители востребованных профессий часто не могут найти себе рабочего места с приличным окладом. Причина заключается в том, что требования работодателей постоянно изменяются и растут, в больших компаниях практикуют разного рода тренинги, курсы повышения квалификации, и даже получение второго высшего образования.
Кроме того, невозможность устроиться на работу порой заставляет людей кардинально менять профессию. Так и появляются «филологи-менеджеры». Такая ситуация в наше время встречается сплошь и рядом, и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К примеру, техническое образование дисциплинирует ум человека, развивает упорядоченное, логическое мышление. Гуманитарное образование стимулирует развитие образного мышления, и творческого начала в человеке.
А теперь давайте представим себе такого, разносторонне развитого человека. Он сможет подходить к решению любых проблем с разных сторон, используя при этом разные навыки. Многие люди, которые работают не по своей специальности, из-за психологического барьера даже не догадываются о своем скрытом потенциале. Тут важно применять творческий, инновационный подход, и, что немаловажно, иметь личный интерес. Только тогда станет возможным применить все те скрытые возможности, что в вас заложены.
Вы, возможно, замечали, насколько интересен человек, который серьезно чем-то увлечен. При этом не важен сам род его деятельности, а то, насколько он увлечен своим делом. Есть множество методик, которые могут помочь расширить восприятие, и помогут гармонично работать.
Приведем одну из них для примера. Перед тем, как начать работать, нужно сосредоточиться на том, кем вы в настоящий момент являетесь, и какими знаниями обладаете. Не нужно пытаться представить себя в целом, только войти в определенную роль, и все. Например, если у вас за плечами инженерное образование, попытайтесь представить себя инженером, и рассмотреть проблему с точки зрения инженера.
Дальше, к примеру, если у вас есть какое-то серьезное увлечение, например, книги – подумайте над проблемой с точки зрения литератора. Так вы получаете возможность рассмотреть проблему под совершенно разными углами. Человек – существо удивительное, и может «перевоплотиться» практически в любую личность. И чем чаще он это делает, тем легче ему разобраться с какой-то новой проблемой. Так что не пренебрегайте своими возможностями.
Теперь давайте поговорим об конкретных профессиях, и рассмотрим факторы, которые мешают успешной деятельности. Человек, за все время свое жизни вырабатывает целый комплекс алгоритмов, привычек, и взглядов на вещи. И привычки и навыки, которые полезны для одной работы, могут оказаться совершенно неприемлемыми к другой.
Например, если ваша работа предполагала неспешность и обстоятельность, то если вы столкнетесь с вакансией, где придется много ездить и общаться с клиентами, вам будет очень трудно. Это касается абсолютно всех аспектов работы, вплоть до привычки покурить в определенное время. Сегодня больше всего востребованы специалисты, которые работают по «родной» специальности. Но не стоит забывать о том, что только встречают по одежке, а провожают-то по уму, и есть люди, которые успешны в бизнесе и без образования. Но таковых не очень много, и как не крути, а специалист более востребован, если он имеет документально подтвержденное образование.
© Лебедев Олег, BBF.RU
ENGLISH PAGE — Высшее образование
Ларс: Тина, я пытаюсь заполнить это заявление о приеме на работу, и они хотят знать о моем образовании. Это немного сбивает с толку, потому что я не понимаю, что они используют. Я мало что знаю об американской системе образования.Тина: В Америке все студенты в основном изучают одно и то же, пока им не исполнится 18 лет. После школы у студентов есть выбор: начать работать или поступить в колледж.
Ларс: В чем разница между колледжем и университетом?
Тина: В U.С., большой разницы между ними нет. Колледжи, как правило, представляют собой небольшие школы, а университеты — как правило, более крупные школы, в которых их больше; однако мы часто используем эти слова как синонимы.
Ларс: Могут ли американцы подготовиться к будущей карьере? Многие люди проходят такое обучение в моей стране.
Тина: Это не очень распространено в Соединенных Штатах. Американцы обычно учатся на работе; однако некоторые младшие колледжи предлагают более короткие практические программы профессиональной подготовки.
Ларс: Что такое младшие колледжи?
Tina: Колледжи и университеты в США очень дороги. Даже школы, которые государство может стоить тысячи долларов в год. В большинстве штатов созданы младшие колледжи — недорогие школы, в которых учащиеся могут завершить первые два года обучения. После этого студенты могут поступить в четырехлетний колледж или университет, чтобы получить степень бакалавра. И, как я уже упоминал, они также предоставляют курсы повышения квалификации и повышения квалификации.
Ларс: Что значит? Это то же самое, что и бакалавр?
Тина: Бакалавр наук. Вы также часто слышите аббревиатуру, сокращенно от бакалавра искусств. Например, я по химии, поэтому у меня есть степень бакалавра наук; но мой брат изучал философию, поэтому у него есть степень бакалавра искусств.
Ларс: Я думал, вы изучаете немецкую литературу.
Тина: Это была моя — второстепенная область учебы.
Ларс: Что будет после того, как вы закончите бакалавриат?
Tina: Студенты могут продолжить обучение и получить аттестат, который обычно требует дополнительных двух лет обучения. И, конечно же, высшая степень называется «докторская степень».
Университеты должны требовать от каждого студента прохождения различных курсов за пределами области обучения студента. Напишите ответ, в котором вы обсудите, в какой степени вы согласны или не согласны с заявлением. При разработке и поддержке своей позиции убедитесь, что
Обучение — это возможность на всю жизнь, и учащиеся должны максимально использовать свой период обучения.Даже если студент решает изучать конкретную специализацию, его выбор курса должен включать множество курсов, помимо тех, которые относятся к его области обучения. Но подразумевается, что выбор различных курсов вне его области не должен препятствовать его концентрации на основных предметах, относящихся к его области. Вместо этого в каждом семестре должно соблюдаться справедливое распределение курсов как из его области, так и из других областей. Университеты обязаны предоставить студентам свободу выбора факультативных курсов по своему выбору.Следовательно, это будет способствовать полноценному обучению в вузе.
Прежде всего, каждое поле в этом поле зависит от всех остальных полей. Нет единого поля, которое могло бы работать само по себе. Например, в информатике есть несколько курсов по электронике, которые составляют основу для понимания компьютерной архитектуры; например, основы электроники и цифровой обработки сигналов являются обязательным условием для получения специалиста по информатике, чтобы углубиться в внутреннюю структуру компьютерной архитектуры.Кроме того, на рабочем месте ИТ-специалист не может ожидать, что все его коллеги будут иметь образование в области компьютерных наук; он должен сотрудничать с людьми из других областей, таких как электроника, электротехника и т. д … Следовательно, для гарантированного успеха в выбранной нами области необходимо иметь базовое понимание других областей.
Более того, занятия за пределами одной области обучения пробуждают интерес к другим областям. Кроме того, он знакомит студента с различными курсами, из которых он может определить свою область интересов.Например, выпускник информатики может прослушать несколько курсов экономики и менеджмента. Следовательно, если он будет больше склоняться к этому курсу экономики, то он может принять решение о поступлении на степень MBA и стать успешным бизнесменом. Таким образом, выбор курса может доходить даже до отклонения от карьерного пути и обеспечения успеха на выбранном пути. Только если студент будет изучать несколько курсов помимо своей специальности, он будет знать спектр карьерных возможностей, от которых он мог бы расшириться после окончания учебы.
Более того, исследования имеют первостепенное значение для развития любого университета. Университет, который выпускает успешных ученых-исследователей, считается в академических кругах лучшим университетом. Живые примеры включают такие университеты в Соединенных Штатах, как Карнеги-Меллон, Калифорнийский университет в Беркли и т. Д. Эти университеты США являются особенными по одной причине — они позволяют студентам выбирать различные курсы для получения степени; нет ограничений по типу курсов, которые нужно выбрать для получения степени.Благодаря этой свободе студенты могут уделять больше внимания своей области обучения. Это приводит к плодотворным результатам, когда проводятся исследования. Исследования в любой области также требуют глубоких знаний в смежных областях. Например, ученому-исследователю в области искусственного интеллекта может потребоваться помощь отдела машиностроения для проверки механических параметров и конструкции робота. Программирование роботов выполняется специалистами по информатике; но для окончательной работы робота и его изготовления требуется помощь в области машиностроения и электроники.Таким образом, любая область исследований требует по крайней мере небольшой помощи со стороны смежных областей. Следовательно, изучение курсов за пределами своей области будет иметь большое значение в исследованиях, которые будут проводиться в долгосрочной перспективе.
Дополнительные курсы имеют еще одно преимущество: они позволяют студенту работать неполный рабочий день; например, если выпускник инженерного факультета чертовски интересуется английской литературой, он может пройти курс английской литературы. В конце концов, он может оказаться инженером и писателем.Таким образом, у него есть возможность всегда занять его. Следовательно, дополнительные курсы могут даже способствовать увеличению потенциального заработка человека.
Кто-то может заявить, что занятия за пределами своей области деятельности отвлекают его внимание. Но это возможно только в том случае, если курсы не связаны с выбранной областью и их много. Курсы, если они проводятся не по специальности, должны быть ограничены по количеству, и они не должны быть полностью связаны с вашей специальностью. У них должен быть какой-то мотив помочь человеку в достижении его желаемой цели.Кроме того, университеты должны быть в состоянии предоставить опытных сотрудников для ведения этих курсов, разжигая интерес у студентов. За исключением этих условий, эти дополнительные курсы не отклоняют студента от выбранной им специальности.
Таким образом, выбор множества курсов вне области обучения дает различные преимущества, такие как: гибкость в выборе курсов, возможность для потенциальных исследований, повышенный потенциал заработка, второй шанс направить свою карьеру на более подходящий выбор.Хотя некоторые могут возразить, что эти курсы кажутся студенту бесполезными, они на самом деле пригодятся студенту в долгосрочной перспективе. «Известное — это капля; Неизвестное — это океан» — говорится в пословице. Следовательно, нет предела обучению, и обучение продолжается на протяжении всей жизни. Таким образом, действительно нет ничего плохого в выборе разнообразных курсов вне области обучения.
проблем высшего образования и их решения »Скажи мне как
В отличие от школ и колледжей, университетское образование имеет тенденцию быть наиболее осведомленным, что человек должен изучить и применить в своей профессиональной карьере.Следовательно, высшее образование является специфическим и специализированным, с более профессиональной средой обучения и дисциплины.
Расходы университетов шт.
Большинству студентов трудно справиться с расходами университетов, которые были далеки от доступности для среднего студента. Однако многие студенты в конечном итоге берут крупные студенческие ссуды, которые часто выплачиваются в течение следующих 20 лет самим человеком; держать его в долгах большую часть своей карьеры.
Так какие проблемы делают наше высшее образование таким дорогим и доступным для многих студентов? Эта статья имеет тенденцию размышлять о проблемах, возникающих при получении высшего образования, и о возможных путях их решения.
1 НЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Основная проблема нашего университетского образования, которая делает его слишком дорогим, — это неправильное направление и их интересы, которые обычно не связаны с предоставлением образования.Согласно отчету, основные расходы университета идут на инфраструктуру, администрацию, спортивную команду и стипендии. Все эти области, кроме стипендий, не имели прямого отношения к рассредоточенному качественному образованию. Если быть более точным, наши вузы теперь стали символом престижа, статуса и образа жизни. Их не волнует образование и возможности обучения, которые они предоставляют. Это означает, что они не инвестируют в профессоров и студентов, поэтому, когда профессор дает какое-либо задание студентам из-за отсутствия инвестиций со стороны университета, студенты должны вносить свой вклад, а также искать услуги по назначению, которые не могут быть предоставлены некоторыми студенты.
РЕШЕНИЕ: —
Решение этой проблемы состоит в том, чтобы каким-то образом устранить дорогостоящую среду в университете и соединить преподавателей и студентов в месте, где они могут обмениваться дополнительными полезностями, устраняя при этом ненужные накладные расходы. Поэтому лучшим местом для этой цели является цифровой рынок. где учащиеся могут получить лучшее от учителей в обмен на обоснованные стимулы, исключающие ненужные накладные расходы.
См. Это : Проблемы с Android Oreo — 6 вещей, которые вам необходимо знать
2 ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД НЕОБХОДИМЫХ КУРСОВ.
Еще одна проблема нашей системы высшего образования — это длительный срок получения степеней из-за наличия ненужных курсов. Университеты, как правило, являются местом, где студенты получают специализированные знания, которые применимы в их профессиональной карьере. Тем не менее, существует множество требований к общеобразовательному образованию, которые необходимы для получения степени. Эти общие курсы делают университетское образование дорогим как с точки зрения денег, так и времени.
РЕШЕНИЕ: —
Единственное решение этой проблемы состоит в том, чтобы исключить общие курсы, которые уменьшают размер предмета и, как следствие, сокращают затраты и время.
Кроме того, университетское образование больше ориентировано на учителей, чем на студентов. Студентам указывается, что и как изучать.
Однако, если эти возможности будут переданы студентам и расширят их возможности, считается, что обучение студента будет улучшено и будет намного более расслабленным, чем громоздкая университетская процедура обучения.Это также может включать сайты цифрового обучения, такие как написание моего эссе, и платформу социальных сетей, где учителя и ученики могут взаимодействовать и формировать виртуальный класс.
Прочтите это: Дата выхода Asphalt 9 Shockwave | Когда выйдет Asphalt 9
ВЫВОД: —
В конце концов, мы должны сделать нашу систему высшего образования более тонкой и менее дорогой. Более того, нашим университетам необходимо уделять больше внимания предоставлению качественного и специализированного образования, а не инвестировать в те аспекты, которые делают их материально достойными и привлекательными.Однако упомянутые выше решения будут работать только в том случае, если учащиеся достаточно зрелы, чтобы принимать мудрые решения.
.