Содействие конкуренции остаётся для нас одним из главных приоритетов
NBJ: Георгий Иванович, какие основные задачи решало, на ваш взгляд, банковское сообщество в прошлом году?
Г.ЛУНТОВСКИЙ: Пандемия заставила всех, в том числе и банки, жить и работать в непростых условиях, воспринимать возникающие проблемы как новую и, судя по всему, долгосрочную реальность. Российский банковский сектор устойчиво преодолел прошедшие два года, что вселило в кредитные организации уверенность в своих силах и подтвердило целесообразность принятых ранее управленческих решений. Проведённое нами и компанией Ernst&Young исследование показало, что только для половины банков влияние пандемии оказалось существенным. Большинство респондентов планировали рост объёмов бизнеса при снижении или сохранении уровня операционных расходов в 2021 году. Ключевыми приоритетами банки назвали цифровизацию, оптимизацию процессов и развитие кросс-продаж и новых продуктов.
NBJ: Как Ассоциация банков России помогала участникам рынка?
Г.ЛУНТОВСКИЙ: В минувшем году Ассоциация в большей степени сконцентрировалась на вопросах развития банковского бизнеса, реализации возможностей для придания ему дополнительных стимулов с учётом сложившихся вызовов и трендов. Регуляторы – Банк России и Минфин – вынесли на обсуждение ряд ключевых для финансового рынка документов. Среди них – Стратегия развития финансового рынка до 2030 года, Основные направления развития финансового рынка, Основные направления цифровизации финансового рынка, Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг на 2022–2024 годы, Основные направления развития наличного денежного обращения на 2021–2025 годы. Ассоциация активно участвовала в этом обсуждении и транслировала предложения рынка регулятору.
NBJ: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе.
Г. ЛУНТОВСКИЙ: Так, на наш взгляд, пропорциональное регулирование, проводимое Банком России, пока не в полной мере оправдало возложенные на него ожидания. Практическая реализация подходов приводит к дискриминации и ограничивает банки с базовой лицензией в кредитовании бизнеса, устанавливает запретительный порядок инвестирования в отдельные финансовые инструменты. Даже обслуживание выделенного для них сегмента МСП сталкивается с ограничениями в виде дополнительных требований министерств и ведомств. При обсуждении новых инициатив зачастую не учитываются особенности банков с базовой лицензией, малых и региональных кредитных организаций. АБР продолжала отстаивать интересы этих групп банков при совершенствовании пропорционального регулирования. Мы ведём постоянный диалог с Банком России, министерствами. Определённые подвижки есть, но ряд принципиальных вопросов, например, об участии малых банков в программах льготного кредитования сельхозпроизводителей, всё ещё не решены.
Важной проблемой, которая последние годы волнует всех, является хищение денежных средств, в том числе методами социальной инженерии. Ассоциация предложила решение и подготовила законодательную инициативу, которая предполагает блокировку похищенных средств на счёте потенциального мошенника на срок до 25 дней, чтобы пострадавший успел в соответствии с законодательством принять меры по их возврату. Такой подход позволил бы существенно повысить долю возвращённых средств пострадавшим от мошенников. В свою очередь, Банк России недавно обнародовал концепцию изменений в законодательство, которая решает схожие задачи. Тем не менее, у каждой из инициатив есть свои слабые места, и механизма, который смог бы радикально решить проблему хищений, пока не предложено.
Мы изучили международный опыт противодействия мошенничеству, однако он тоже не дал ответа об эффективных решениях по борьбе с киберпреступлениями. За рубежом также нет действенных практик на уровне законодательства, многие вопросы защиты от кибермошенничества отданы на откуп банкам. Ущерб от кибератак по всему миру оценивается экспертами уже в $6 трлн, проблема киберпреступности включена в пятёрку глобальных рисков. Такая проблема характерна для всех стран. И особенно для тех, кто существенно продвинулся в вопросах цифровизации финансового рынка. Наш банковский сектор лидирует по уровню внедрения высоких технологий, поэтому российские кредитные организации вынуждены уделять проблемам кибербезопасности повышенное внимание. И надо сказать, что в вопросах построения эшелонов защиты многие наши банки преуспели.Кибератаки – оборотная сторона технического прогресса, и другого пути, кроме борьбы с ними, у нас нет. Поэтому мы продолжим искать решение и обсуждать варианты с регулятором и профессиональным сообществом, будем совместно искать наиболее эффективные подходы, включая борьбу с дропперами (теми, кто выводит украденные деньги) и мошенническими кол-центрами, многие из которых, к слову, работают не на территории России.
Ещё один глобальный вызов – это повестка устойчивого развития и ESG-трансформация экономики. Парижское соглашение, которое подписала Россия, и ожидаемое введение трансграничного углеродного регулирования в Евросоюзе для многих отраслей российской экономики поднимут вопросы сохранения конкурентоспособности бизнеса и привлечения иностранных инвестиций. Всё это говорит о необходимости адаптации бизнеса и экономики к новым правилам игры. И в этой трансформации банки играют важную роль – внедряя бизнес-цели, связанные с ESG-метриками, они будут стимулировать заёмщиков применять практики устойчивого развития.
В Ассоциации на площадке Проектной группы «ESG-банкинг» в течение прошлого года велась активная проработка вопросов устойчивой повестки и финансирования ESG с банками, регуляторами и экспертами рынка. Учитывая, что для банков вопрос ESG-трансформации является достаточно новым, мы подготовили Практические рекомендации по внедрению ESG-банкинга, которые нашли поддержку в органах власти. По заказу АБР проведено исследование «ESG-банкинг в России»1, позволившее оценить текущее состояние внедрения ESG-принципов в российских банках, выявить ключевые ограничения и определить первоочередные задачи по развитию ESG-банкинга. Исследование показало, что пока только самые крупные банки внедряют в свою работу эти принципы на практике. Хотя есть и отдельные примеры успешных проектов региональных банков. Тем не менее, этот процесс неизбежен и будет развиваться.
Столь масштабное преобразование нуждается в поддержке государства, создании эффективных экономических стимулов для банков и бизнеса. Поэтому особое внимание мы уделяли разработке возможных мер стимулирования и поддержки ESG-банкинга в России. В целях внедрения наибольшим количеством банков наиболее эффективных подходов мы подготовили очень интересный обзор лучших практик внедрения ESG-принципов при организации наличного денежного обращения.
Помимо этого, мы вели просветительскую работу, ведь многие банки только начинают интересоваться этой темой и пока не вовлечены в трансформацию. АБР провела ряд вебинаров о реализованных практиках и международных подходах для представителей банков, в том числе совместно с финансовой инициативой ООН по окружающей среде. Рынок остро нуждается в квалифицированных специалистах по направлению ESG.
И мы считаем важным развивать образовательную деятельность в этом направлении. Ассоциация взаимодействует с Банком России и Высшей школой экономики по содержанию учебного курса по вопросам устойчивого развития.Кроме этого, в прошлом году мы активно участвовали в анализе нормативных документов по устойчивому развитию, в частности, таксономии устойчивых проектов, взаимодействовали с регуляторами, методологом, международными аудиторскими компаниями, рейтинговыми агентствами и другими участниками финансового рынка для выработки позиции банковского сообщества.
NBJ: В прошлом году Банк России сменил курс в денежно-кредитной политике и начал цикл повышения ключевой ставки. Параллельно закончились временные регуляторные послабления, которые ЦБ РФ ввёл для банков во время пандемии. Банк России дважды поднимал коэффициенты риска по необеспеченным ссудам. Каким образом Ассоциация пыталась смягчить возросшую регуляторную нагрузку для участников рынка?
Г. ЛУНТОВСКИЙ: Отмена послаблений была неизбежна по мере восстановления экономики и снятия ограничений, связанных с пандемией. Мы вместе с банками прошли этот путь, обсуждая с регулятором сроки и этапы перехода к прежним нормам и требованиям.
Сегодня значительная часть предпринимаемых регулятором мер, которые приводят к росту регуляторной нагрузки на банки, связана с общественным запросом на усиление защиты розничного клиента. Этот вопрос приобретает не только экономическую, но и социальную значимость. Одна из ключевых тем в этой сфере сейчас – прямые количественные ограничения, которые стали в итоге макропруденциальными лимитами. Их обсуждение началось ещё на нашем Международном банковском форуме в 2019 году. С тех пор был выпущен Доклад для общественных консультаций, а в конце 2021 года вышел закон, позволяющий Банку России устанавливать ограничения на выдачу кредитов, чтобы замедлить чрезмерный рост необеспеченного потребительского кредитования.
По оценкам банкиров, с практической точки зрения реализация норм закона приведёт к росту операционной нагрузки на банки, возрастут административные издержки, появится новая отчётность. В конечном счёте, всё это может привести к снижению доступности кредитования и создаст стимулы для роста теневого сегмента кредитного рынка. Мы продолжим дискуссию с регулятором о том, как организовать наиболее эффективное практическое применение этих ограничений с наименьшими негативными последствиями для банковского сектора.
В 2021 году банки приступили к реализации новых требований Банка России к расчёту операционного риска. Ассоциация провела исследование2 по этой тематике, чтобы оценить готовность банков к новым требованиям. 62% опрошенных банков сообщили о менее чем 50% уровне соответствия новым требованиям, причём сроки обеспечения соответствия оцениваются более чем в 8 месяцев. Такая ситуация объяснима, ведь выполнение в полном объёме новых требований к управлению операционным риском, в том числе рисками информационной безопасности и информационных систем, связано с дополнительными затратами и вызывает большое количество вопросов, особенно у небольших банков.
Мы также содействовали развитию программ кредитования малого бизнеса и максимально широкому вовлечению в них региональных и малых кредитных организаций. Банковский сектор увидел большой потенциал в программах поддержки, позволяющих кредитору разделить принимаемый на субъектов МСП кредитный риск с институтами развития. Ассоциация последовательно выступала за развитие программы «зонтичного» механизма поддержки малого и среднего предпринимательства, запущенной «Корпорацией МСП», так как портфельное поручительство позволяет отойти от двойного андеррайтинга и масштабировать поддержку этого важного сектора экономики. В конце 2021 года «Корпорация МСП» объявила о планах полного перехода программ гарантийной поддержки на «зонтичный» механизм и – что для нас особенно важно – расширении круга участников программы, в том числе за счёт региональных банков.
NBJ: Какие последние важные инициативы АБР вы можете отметить? Как на них реагировал регулятор?
Г.ЛУНТОВСКИЙ: Технологии удалённой идентификации, биометрии, СБП, маркетплейсов, блокчейна, API, внедрение цифрового профиля, платформы «Знай своего клиента» и цифрового рубля – всё это указывает на ускоренную цифровизацию банковского сектора. Кредитные организации изменяют свои бизнес-модели и расширяют спектр предлагаемых услуг и сервисов, выходят в смежные сферы в реальном секторе экономики. Способствовать повышению цифровых возможностей банков может развитие кооперации, объединение усилий для разделения издержек. В прошлом году для изучения существующих возможностей снижения издержек на цифровизацию в АБР была создана Проектная группа. Наиболее перспективным видится вариант ИТ-аутсорсинга для банков. Идея в целом получила поддержку со стороны регулятора, и Ассоциация будет развивать её в 2022 году.
Учитывая обеспокоенность вопросами международного взаимодействия, АБР изучила и подготовила юридическое заключение на действие закона США о национальном оборонном бюджете (NDAA 2021). Разработанные в настоящее время поправки в законодательство3 не решают проблем, которые могут возникнуть у банков при получении запроса в рамках закона NDAA 2021. В этой связи Ассоциация активно участвует в процессе доработки законопроекта ко второму чтению.
В этом году началась масштабная работа по развитию инструмента корпоративных банковских карт. В России всего около 2 млн активных корпоративных банковских карт, которыми оплачивается только 2% от общего объёма покупок юрлиц. При этом 25% организаций назвали главной причиной отказа от использования корпоративных карт – сложность принятия по ним НДС к вычету. Мы создали рабочую группу в АБР по этому вопросу, ведём постоянный диалог с ФНС РФ. В настоящее время разрабатывается концепция поправок в законодательство, которые позволят принимать НДС к вычету на основе кассового чека. Такой подход существенно упростит существующие процедуры и позволит более удобно и быстро совершать оплату покупок корпоративной картой.
Кроме того, нашла поддержку инициатива Ассоциации об усилении ответственности за противоправные действия с банковской тайной. В результате соответствующие поправки были внесены4 в Уголовный кодекс РФ. С учётом позиции членов АБР приняты законодательные новеллы в области внесудебного и упрощённого банкротства граждан, удалённой идентификации и применения биометрии. Также реализована инициатива Ассоциации о взаимодействии между ФНС РФ и банками по получению сведений о смерти их клиентов.
NBJ: Какие площадки и форматы взаимодействия чаще всего использовала Ассоциация для обсуждения злободневных проблем?
Г. ЛУНТОВСКИЙ: Ассоциация отстаивает интересы кредитных организаций во всех сферах банковской деятельности. Такая работа возможна только в конструктивном диалоге с регуляторами и федеральными органами исполнительной власти. Мы взаимодействуем с Банком России, Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, Минцифрой РФ, Минсельхозом РФ, МВД РФ, Росфинмониторингом, ФНС, ФАС, ФССП и другими федеральными органами власти. АБР участвует в законотворческом процессе совместно с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации. Исторически партнёрами Ассоциации выступают российские институты развития: ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и «Корпорация МСП».
АБР использует самые разные форматы взаимодействия. Для обсуждения глобальной повестки и более конкретных вопросов регулирования рынка мы проводим форумы и конференции с участием наших членов, представителей власти и экспертов рынка. В Ассоциации функционирует 16 профильных рабочих органов (комитетов и рабочих групп), которые собираются для обсуждения и выработки согласованной позиции по наиболее актуальным темам. В этих рабочих дискуссиях всегда участвуют представители регуляторов.
Сотрудники Ассоциации входят в различные рабочие и экспертные группы органов власти, в которых ведётся подготовка и обсуждение значимых для рынка проектов и инициатив. Мы регулярно проводим опросы наших членов по вопросам регулирования, результаты которых нами обрабатываются и в дальнейшем учитываются Банком России при доработке нормативно-правовой базы.
Мы дорожим выстроенными доверительными и уважительными отношениями с членами Ассоциации и представителями регуляторов, поскольку это самый ценный актив, который позволяет нам реализовывать стоящие перед профессиональным банковским сообществом задачи.
NBJ: Какие проблемы и задачи не были решены в прошлом году и перешли в 2022-й? Каким образом АБР будет стараться снять их с повестки?
Г.ЛУНТОВСКИЙ: В финансовой сфере большинство вопросов требуют длительного времени для обсуждения и реализации, а поскольку окружающая нас ситуация тоже меняется, тонкая настройка регулирования происходит постоянно. Поэтому мы не ограничиваем свою работу календарными рамками.
Уже много лет содействие конкуренции остаётся для нас одним из главных приоритетов. Регулятор признаёт, что банковский рынок является одним из наименее конкурентных из-за высокой доли государства и концентрации активов. При этом никаких чётких планов по изменению сложившейся ситуации Банк России пока не публикует. Поэтому мы продолжим содействовать снижению доли участия государства в капитале банков, в том числе в тех, которые проходили (или проходят) процедуру финансового оздоровления, устранению дисбаланса в предоставлении доступа к государственным средствам, а также регуляторного арбитража между финансовыми и нефинансовыми организациями при кросс-секторальной конкуренции.
Кроме того, поведенческая перезагрузка финансового сектора, потребность в укреплении доверия и клиентоориентированности стимулируют нас продолжить обсуждение с Банком России оптимальных подходов к выстраиванию модели поведенческого надзора.
Достаточно болезненным вопросом для кредитных организаций являются обсуждаемые поправки5 в закон о потребительском кредите, которые направлены на совершенствование порядка расчёта полной стоимости потребительского кредита (ПСК). На наш взгляд, законопроект нуждается в серьёзной доработке, так как текущая редакция только ухудшит положение заёмщика. В случае реализации поправок ПСК будет использоваться не как инструмент информирования заёмщика, а как инструмент для расчётов, выполняемых регулятором в целях ограничения кредитования. Мы изучили международные требования, европейские директивы и пришли к выводу, что наше текущее регулирование соответствует международным стандартам и в такой серьёзной переработке не нуждается. Имеющиеся нарушения со стороны отдельных субъектов рынка следует устранять путём надзорных полномочий Банка России, а не введением новых правил для всего рынка, серьёзно перекраивая структуру закона и сложившиеся правоотношения. Мы планируем продолжить дискуссию с регулятором по этому вопросу.
NBJ: Какие новые вызовы, на ваш взгляд, встают сейчас перед банковской системой РФ? Как Ассоциация будет помогать банкам справиться с ними?
Г.ЛУНТОВСКИЙ: Новые запросы потребителей и их предпочтения стимулируют экосистемную трансформацию финансового рынка. Регулирование экосистем в мире только формируется. И с этой точки зрения Россия не исключение. По просьбе наших членов мы обсуждаем этот вопрос с регулятором, который пока придерживается весьма консервативного подхода. АБР опасается, что регулирование экосистем может оказаться слишком «банкоцентричным», создающим более широкие возможности развития для небанковских платформенных решений. При этом исторически банки – лидеры цифровизации в России и активно участвуют в создании экосистем. Мы считаем, что в регулировании финансовых экосистем необходимо придерживаться риск-ориентированного и пропорционального подхода, предотвращать регуляторный арбитраж между банками, бигтехами и иностранными игроками. Первые результаты нашего диалога с регулятором уже есть – Банк России исключил из периметра действия новых регуляторных норм банки с базовой лицензией.
Регулятор объявил, что в 2022 году будет проводиться тестирование прототипа платформы цифрового рубля. Результаты пилотирования послужат отправной точкой для нового раунда обсуждений в профессиональном сообществе вопросов, касающихся перехода к практическому использованию цифрового рубля в национальной денежной системе. Мы по-прежнему считаем, что целесообразно провести широкую общественную дискуссию по вопросам введения цифрового рубля, привлекая к этому авторитетных ученых, экспертов и представителей гражданского общества.
Как уже было сказано, ESG-трансформация является новым глобальным вызовом для всей экономики. Президентом РФ объявлен срок выхода экономики на углеродную нейтральность – 2060 год. Сейчас активно разрабатывается законодательная база, развивается необходимая инфраструктура на финансовом рынке, обсуждаются вопросы и инициативы.
Ключевой проблемой, причём не только в России, но и во всем мире, является отсутствие гармоничных стандартов в сфере устойчивого развития. Несмотря на активизацию усилий банков, надзорных и регулирующих органов, процесс интеграции ESG-подходов находится на ранней стадии. Это касается таксономии, оценки рисков, методик рейтингования и подходов к раскрытию информации.
Что касается оценки ESG-рисков, важным сигналом для всего финансового рынка стала публикация Базельского консультативного доклада по управлению и надзору за финансовыми рисками, связанными с климатом. Банк России изучает различные сценарии развития событий, исследует возможные риски финансовой стабильности и разрабатывает подходы к регулированию. Однако для банков важно, чтобы процесс адаптации регулирования к новым видам риска происходил постепенно и развивался не по принципу кнута, а носил позитивный стимулирующий характер. Ассоциация сейчас находится в активной стадии подготовки предложений по интеграции ESG-факторов в систему управления рисками банков.
Новым направлением для дискуссий с Банком России станет обсуждение различных инициатив социальной направленности, которые ограничивают рыночные условия предоставления определенных банковских услуг. Это касается стоимости отдельных видов платежей или вкладов с повышенной ставкой. При этом банки не получают соответствующей компенсации, например, за счёт предоставления информации из государственных информационных систем, позволяющего снижать риски и издержки при обслуживании клиентов, либо удобного интерфейса для доступа к ним. Мы будем обсуждать с Банком России приемлемые варианты реализации подобных инициатив.
Ассоциация планирует серьёзно поработать в 2022 году над регулированием, направленным на защиту прав потребителей финансовых услуг, развитие цифровизации финансового рынка, противодействие кибермошенничеству, использование и обмен персональными данными, повышение эффективности систем ПОД/ФТ, формирование правил и стимулов для развития «зелёной» экономики. Уверен, что при деятельном участии наших членов мы справимся с поставленными задачами, и эффективность нашей работы в текущем году будет только возрастать.
1. Компанией Делойт и Туш СНГ.
2. Совместно с компанией Ernst&Young.
3. Законопроект № 1193544-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
4. Федеральный закон от 11.06.2021 № 216-ФЗ «О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации».
5. Законопроект № 48749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Беседовал: Сергей Кривянский
Источник: nbj. ru
Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (январь-февраль 2022).
Перспективы развития конкуренции в цифровой экономике – Информационно-аналитическая система Росконгресс
Рус Eng عربي
ЕЛКВход в ЕЛКЕдиный личный кабинет (ЕЛК) – это информационно-коммуникационная площадка и сервисная платформа для участников всех мероприятий Фонда Росконгресс.
Если у вас нет аккаунта, вы можете зарегистрироваться. После завершения регистрации на указанную в форме электронную почту придет письмо с логином и паролем для входа в ЕЛК.
Если вы уже зарегистрированы в ЕЛК, но забыли логин и пароль, вы можете воспользоваться функцией восстановления логина и пароля на странице входа в ЕЛК или написать на почту [email protected].
Подробнее
Перспективы развития конкуренции в цифровой экономике
6 июня 2019
16:45—18:00Саммари
Ключевые выводы
Наличие конкурентной среды — основа успешного развития цифровой экономики
С точки зрения потребителя, конкуренция дает возможность развиваться разным сервисам, от этого выигрывает экономика, растут сами бизнесы и все хорошо. [США — Ред.] продвигают внутреннюю конкуренцию, именно для того, чтобы не убивать развитие, потому что монополизация убивает развитие — Елена Ивашенцева, Старший партнер, Baring Vostok Capital Partners.
Очень важно, чтобы создавались равные условия при развитии цифровых бизнесов, в т.ч. для иностранных и российских компаний, действующих на территории страны — Степан Кузнецов, Управляющий директор, Дирекция развития цифрового бизнеса, ПАО Сбербанк.
Основная роль государства — стимулирование конкуренции и снижение порогов для входа, это то, что помогает конкуренции появляться, что помогает новым компаниям появляться и конкурировать с гигантами — Светлана Баланова, Генеральный директор, АО «Национальная медиа группа».
Проблемы
Необходимость крупных инвестиций в цифровую экономику
Мы все верим в то, что потенциал цифровых рынков высок, но сегодня и в среднесрочной перспективе эти рынки требуют больших инвестиций — Руслан Ибрагимов, Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти, ПАО «МТС».
Система регулирования не успевает за развитием технологий
Когда мы говорим об интеллектуальных правах, антимонопольная служба должна показать, какая лицензионная практика представляет собой злоупотребление правами. К регулированию в этой сфере нужны новые подходы — Григорий Ивлиев, Президент, Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).
Если мы говорим про доступ к цифровым платформам, про регулирование конкуренции цифровых платформ, мы должны помнить о том, что это, в первую очередь, доступ к контенту. Если интеллектуальная собственность и доступ к ней в нашей стране более-менее урегулирован, то вторая часть — персональные данные — тоже должна регулироваться — Ирина Сиренко, Вице-президент по связам с государственными органами, VK.
Цифровая экономика — это наше все. Мы сегодня должны решить, как с ней дальше быть — Дмитрий Афанасьев, Соучредитель, председатель комитета партнеров, Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Нам нужны дополнительные знания о том, как работает цифровая инициатива, индустрия развивается очень быстро — Иоаннис Лианос, Президент, Конкурентное ведомство Греции.
Когда мы пришли в Россию, регулирования не было или оно было очень слабым. Системы “карпулинга” как таковой не было, поэтому сейчас мы ведем активные дискуссии для того, чтобы понять, что такое “карпулинг” — Николя Брюссон, Сооснователь, главный исполнительный директор, Blablacar.
Решения
Акцент на интересы потребителя
Справедливым я считаю регулирование платформ, которое соответствует 13 статье закона о конкуренции, который можно коротко перевести так: то, что делает какая-то структура, даже если это нарушает правила классической конкуренции, это допустимо, если это делается в интересах большинства населения, бизнеса, т.е. все получают совокупное преимущество — Андрей Цариковский, Статс-секретарь — заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Ключевая вещь — выигрывать должен потребитель, поэтому, когда компания достигла монопольного положения на рынке и использует это положение для того, чтобы не дать возможности прорваться на этот рынок кому-то другому, возможно, с лучшим продуктом, эти вещи должны обязательно регулироваться — Олег Туманов, Основатель, IVI .
В центре любого цифрового бизнеса находится цель — улучшение качества продукта для пользователя, улучшение его потребительских свойств. Для нас это краеугольный камень, основная цель развития — Юлия Попелышева, Заместитель генерального директора по правовым вопросам, Яндекс.
Выработка четких правил доступа к данным
Регулирование в области доступа к данным нужно очень аккуратно и правильно выстроить, тогда конкуренция на уровне платформ будет основываться на естественной тяге — Анна Серебряникова, Президент, Ассоциация больших данных (АБД).
Необходимо решить на государственном уровне, что мы должны предоставить равный доступ к различным видам данных, причем как к сырым данным, так и к обогащенным данным — Елена Авакян, Вице-президент, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
Изменение подхода к определению конкуренции
Пятый антимонопольный пакет переносит центр внимания регулятора из межплатформенной конкуренции на внутриплатформенную конкуренцию. Это очень важная прогрессивная история, которую экспертное сообщество оценивает, как инклюзивную — Алексей Иванов, Директор, Институт права и развития ВШЭ – Сколково, Международный центр конкурентного права и политики стран БРИКС, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Надо признать, что инновационные, большие компании могут быть и доминантами, и даже монополистами, и ими можно гордиться. Такой путь прошел Google, например — Василь Лацанич, Генеральный директор, ПАО «ВымпелКом» .
Материал подготовлен информационным партнером ТАСС
Саммари
Конкуренция великих держав усугубляет проблемы на Ближнем Востоке > Министерство обороны США > Новости Министерства обороны Об этом сообщило Центральное командование США.
Генерал морской пехоты Кеннет Ф. Маккензи заявил вчера в своем обращении к Институту Ближнего Востока, что Россия и Китай борются за власть и влияние во всех аспектах национальной власти в регионе. Это помимо рисков, связанных с Ираном и воинствующими экстремистскими группировками.
Мир и стабильность на Ближнем Востоке важны для Соединенных Штатов, потому что здоровье мировой экономики зависит от свободного потока нефти и других товаров из региона и внутри региона, сказал он.
«Соединенные Штаты сталкиваются с растущей конкуренцией в регионе со стороны России и Китая, которые борются за власть и влияние с помощью сочетания дипломатических, военных и экономических средств», — сказал он в программной речи на виртуальном съезде института.
У Китая и России есть причины бросить вызов статус-кво в регионе, но многие удивлены тем, что вызов происходит потому, что широко распространено мнение, что соперничество между великими державами происходит только в Индо-Тихоокеанском регионе или Европе, сказал Маккензи. «ЦЕНТКОМ [зона операций] был и всегда был перекрестком глобальных интересов и, исторически, главной ареной для иностранных держав, чтобы конкурировать за влияние за ресурсы и доступ», — сказал он. «В 2020 году Россия и Китай воспользовались продолжающимся региональным кризисом, потребностями в финансовой инфраструктуре, восприятием снижения участия США и возможностями, созданными COVID-19. для достижения своих целей на Ближнем Востоке и в странах Центральной и Южной Азии, чтобы закрепиться или укрепиться в регионе». имеет экономические причины для действий на Ближнем Востоке, включая дестабилизирующую продажу оружия. Россия также стремится создать постоянные базы в Сирии и Судане.
Это повлияло на операции США по противодействию воинствующим экстремистам в регионе. опасное увеличение несанкционированных и небезопасных взаимодействий России с силами коалиции, CENTCOM развернул радар Sentinel и боевые машины Bradley в восточной сирийской зоне безопасности и усилил боевое воздушное патрулирование над силами США», — сказал он. «Я подозреваю, что Россия будет продолжать бросать вызов американскому присутствию. по мере того, как представятся возможности, позиционирование… само по себе является альтернативой Западу, пытаясь урегулировать региональные конфликты; продажа оружия без ограничений по конечному использованию; предложение военной экспертизы; участие в региональных и многосторонних организациях и военных учениях».
Китай зависит от региона на половину своей сырой нефти. Китай продолжает развивать торговые отношения, экономические инвестиции и всестороннее партнерство между государствами региона. «Китай использует свою инициативу «Один пояс, один путь» и китайский экономический коридор для расширения китайского влияния и присутствия в [регионе]», — сказал Маккензи.
И Россия, и Китай используют свою близость к региону, исторические отношения и предполагаемое снижение активности США для установления и укрепления оппортунистических отношений, сказал он.
Он ожидает, что Китай продолжит укреплять оборонное сотрудничество по всему региону с помощью продажи оружия, учений и использования многосторонних организаций для установления и укрепления торговых отношений на Ближнем Востоке, отдавая приоритет доступу к энергоресурсам.
Скоординированные межведомственные усилия США, сильные союзники и партнерские отношения являются ключевыми факторами на этом этапе соперничества великих держав. «Возможности для укрепления партнерских отношений и конкуренции с Россией и Китаем в регионе включают меры по обеспечению безопасности границ, борьбу с наркотиками, борьбу с терроризмом, создание оборонных институтов и даже помощь в целях развития», — сказал он. «Эти недорогие и часто упускаемые из виду программы оказали огромное влияние с точки зрения построения отношений и обеспечения гарантий ключевых партнеров».
Но Иран остается главной проблемой для командования, сказал Маккензи. «Более 40 лет иранский режим финансировал и агрессивно поддерживал терроризм и террористические организации и бросал вызов международным нормам, проводя злонамеренные действия, которые дестабилизируют не только регион, но и глобальную безопасность и торговлю», — категорически заявил он.
Маккензи сказал, что Иран спонсирует марионеток в Ираке, Йемене, Ливане и Сирии и использует Ирак как поле битвы марионеток против Соединенных Штатов. «Действия Ирана также способствуют нестабильности, наблюдаемой в Сирии и Йемене, двух региональных конфликтах, которые привели к миллионам беженцев, голоду и вспышкам болезней».
Маккензи также сказал, что присутствие США в регионе привело к периоду оспариваемого сдерживания с Ираном. «Это присутствие посылает ряд четких и недвусмысленных сигналов о наших возможностях и желании защищать партнеров и национальные интересы США, сигнал, который был четко воспринят иранским режимом», — сказал он. «В дополнение к зримому присутствию CENTCOM демонстрирует возможности США и будет [продолжать это] за счет повышения устойчивости и оперативности силовых структур, динамичного перемещения сил в регион и из него по мере необходимости, а также создания сплоченных и доминирующих партнерских отношений с региональными и коалиционными силами. .»
Маккензи также говорил о Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах и Судане, присоединившихся к Египту и Иордании в признании Израиля.
«Ослабление напряженности между Израилем и другими арабскими странами дает нам стратегическую возможность объединить дополнительных партнеров против общих угроз стабильности в регионе», — сказал он. «Теперь я полностью понимаю, что есть фундаментальные политические вопросы, которые еще предстоит решить между Израилем и многими его арабскими соседями, и этот процесс пойдет своим чередом. Но я всегда наблюдал, что, поскольку вы не можете выбирать своих соседей, вы должны найти способ ладить с теми, кто у вас есть».
Хронология: Американо-российский контроль над ядерными вооружениями
Гонка ядерных вооружений была, пожалуй, самой тревожной чертой соперничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом в период холодной войны. На протяжении десятилетий обе стороны подписывали различные соглашения о контроле над вооружениями в качестве средства управления своим соперничеством и ограничения риска ядерной войны. Однако в последние годы в американо-российских отношениях вновь возникли глубокие разногласия, что вновь породило призрак гонки ядерных вооружений.
Рассвет ядерного оружия Эпоха
Дым поднимается над Нагасаки, Япония, после того, как США сбросили атомную бомбу 9 августа. Национальный архив16 июля американские военные исследователи проводят первое в мире испытание атомного оружия в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, что стало кульминацией сверхсекретного Манхэттенского проекта. Несколько дней спустя президент США Гарри Трумэн информирует советского лидера Иосифа Сталина о своих планах применить против Японии атомное оружие. В начале августа американские военные самолеты сбрасывают атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, убивая более ста тысяч японцев. Многие другие позже умрут от связанных травм или болезней. Разрушения помогают заставить Японию капитулировать во Второй мировой войне и демонстрируют ошеломляющую мощь нового класса оружия.
29 августа 1949 г.
Первое советское ядерное испытание
Руководитель проекта советской атомной бомбы Юлий Харитон и РДС-1, первая советская атомная бомба. Информационный центр оборонных технологий и безопасности, ООО «ДТС Информ»Советский Союз взорвал свое первое ядерное оружие на испытательном полигоне в Казахстане. Согласно большинству оценок разведки США в то время, Москва должна была получить такую технологию не менее чем через три года.
Бомбы следующего поколения
Грибовидное облако поднимается над Эниветаком, атоллом в Тихом океане, во время первого испытания водородной бомбы. Так называемый тест Майка полностью уничтожил крошечный остров Элугелаб. РейтерПо мере обострения геополитического соперничества Соединенные Штаты и Советский Союз стремятся разработать новый класс оружия, известный как термоядерные или водородные бомбы. В конце 1952 года американские ученые взорвали первое такое оружие на атолле на Маршалловых островах, взрыв в сотни раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. (Несколькими неделями ранее Великобритания испытала свое первое ядерное оружие.) Во время еще одного испытания США в 1919 г.54, известный как Castle Bravo, ученые сильно просчитались с выходом, создав радиоактивные осадки, которые наносят вред многим жителям Маршалловых островов. Советский Союз испытывает свое первое термоядерное устройство в ноябре 1955 года. Советские испытания также оказывают разрушительное воздействие на здоровье близлежащих жителей Казахстана.
1952–1955
Учрежден МАГАТЭ
Открытие Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии в Вене 1 октября 1957 года. Изображения точки доступаВ Вене создается Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в качестве форума для международного сотрудничества в области гражданских ядерных исследований. Президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр впервые призвал к созданию такого агентства в своей речи «Атом для мира» на Генеральной Ассамблее ООН в 1953 году. Устав МАГАТЭ, единогласно одобренный более чем восемьюдесятью странами, определяет миссию, состоящую из трех частей: ядерная проверка и безопасность, безопасность и передача технологий. Первые гарантии МАГАТЭ в отношении гражданских ядерных установок были установлены в 1961.
Спутник начинает космическую и ракетную гонку
Фотография советского спутника Sputnik I. Изображения точки доступаСоветский Союз проводит первые в мире успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), способной поразить территорию США, в октябре 1957 года. Несколько дней спустя модифицированная версия ракеты запускает первый искусственный спутник «Спутник-1». , на орбиту. Быстрые технические достижения Советов поражают лидеров США, вызывая призрак первого удара и милитаризации космоса. Ракетная программа Atlas в США проводит свой первый полет межконтинентальной баллистической ракеты полной дальности в конце 1958, в том же году Вашингтон создает НАСА, гражданское агентство по исследованию космоса.
1957–1958
Испытательная стрела
В рамках операции Hardtack 1 США проводят почти три десятка ядерных испытаний на полигонах в Тихом океане в 1958 году. Галерея Bilderwelt / Getty Images1958 год оказался самым активным на сегодняшний день для ядерных испытаний: Советский Союз, Великобритания и Соединенные Штаты взорвали в общей сложности более ста устройств. Затем три страны добровольно приостанавливают тестирование на несколько лет, обсуждая постоянный запрет на тестирование. В начале 1960 января Франция проводит первое испытание, став четвертой в мире ядерной державой.
1958–1960
Октябрь 1962
Кубинский ракетный кризис
Русский корабль с ракетами в Порт-Касильде, Куба, 6 ноября 1962 года. ВВС СШАНапряженность холодной войны чуть не переросла в ядерный конфликт, когда в октябре американские разведывательные полеты обнаружили, что Советы строят секретные ракетные базы на Кубе. Президент Джон Ф. Кеннеди предупреждает Москву о «полном ответном ответе», если она нанесет с Кубы ядерный удар по какой-либо стране в Западном полушарии. После тринадцатидневного противостояния между сверхдержавами, которое включает военно-морской карантин США на Кубе, Советский Союз соглашается вывести свои ракеты. Взамен Соединенные Штаты публично обещают не вторгаться на Кубу и конфиденциально соглашаются вывести свои ядерные ракеты из Турции.
Август 1963 года
Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний
Президент Джон Ф. Кеннеди готовится подписать Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний с Советским Союзом в 1963 году. Коллекция Hulton-Deutsch / Corbis / Getty ImagesПосле многолетних переговоров, то снова, то снова, Советский Союз, Великобритания и Соединенные Штаты соглашаются запретить ядерные взрывы в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а также значительно ограничить подземные испытания. Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний отражает растущую международную озабоченность по поводу опасности ядерных осадков. Создана высокоскоростная «горячая линия», соединяющая лидеров советского и американского правительств, чтобы снизить риск случайной войны. Франция и Китай, которые в следующем году станут пятой ядерной державой мира, не являются участниками договора.
Победа в нераспространении ядерного оружия
Стремление к ядерному оружию со стороны большего числа государств приводит к призывам к созданию международных рамок для прекращения распространения. Обсуждения договора начались в Организации Объединенных Наций в 1959 году. После нескольких проектов Советский Союз, Великобритания и Соединенные Штаты подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1 июля 1968 года, согласившись проводить общие разоружение. Китай и Франция не присоединяются до 1992 года. Неядерные подписавшие стороны обязуются отказаться от приобретения ядерного оружия. Сегодня 190 стран являются участниками ДНЯО, что делает его наиболее широко соблюдаемым соглашением о контроле над вооружениями. Только Индия, Израиль, Северная Корея, Пакистан и Южный Судан остаются вне договора — первые четыре из них обладают или подозреваются в обладании ядерным оружием.
Разрядка
21 июня 1973 года президент США Ричард Никсон и советский лидер Леонид Брежнев обязались навсегда ограничить наступательные ядерные арсеналы своих стран. Изображения точки доступаконец 1960-е и начало 1970-х годов стали свидетелями общего потепления в американо-советских отношениях, возвещая обнадеживающую эру контроля над ядерными вооружениями, что становится наиболее очевидным в переговорах по ограничению стратегических вооружений, или ОСВ. В 1972 году обе стороны заключают пару новаторских соглашений: Договор по противоракетной обороне (ПРО) ограничивает развертывание систем противоракетной обороны странами их национальной столицей и одной площадкой межконтинентальных баллистических ракет, а ОСВ-1 ограничивает их количество ядерных ракет. шахты и ракетные установки подводных лодок сроком на пять лет. ОСВ-1 не касается стратегических бомбардировщиков или арсеналов боеголовок. Между тем сближение Вашингтона с Пекином в течение десятилетия ошеломляет советское руководство, чьи собственные отношения с коммунистическим режимом Мао Цзэдуна испортились.
1969–1979
ОСВ-2 и вторжение в Афганистан
Советские танки занимают позиции перед дворцом Дарул Аман, в котором размещается министерство обороны Афганистана, на окраине Кабула. Анри Бюро/Corbis/VCG?Getty ImagesВ июне 1979 года Соединенные Штаты и Советский Союз подписывают соглашение ОСВ-2, которое наложило бы дополнительные ограничения на их ядерное оружие и пусковые установки, включая стратегические бомбардировщики, а также наложило определенные требования к уведомлению и новые запреты на испытания. Но в декабре Советский Союз вторгается в Афганистан, начиная девятилетнюю войну, в которой его силы и союзные афганские коммунисты сражаются с финансируемым США сопротивлением моджахедов. Президент США Джимми Картер в ответ на советское вторжение просит Сенат заморозить рассмотрение договора ОСВ-2 и выводит страну из 1980 Олимпиада в Москве.
1979–1980
«Нулевой вариант», СТАРТ и «Першинг»
Западногерманские солдаты и гражданские лица маршируют с транспарантом с надписью «Солдаты НАТО против ядерных ракет» на демонстрации с участием около 150 000 человек в Бонне, 10 июня 1982 года. Изображения точки доступаВ первый год своего существования администрация Рональда Рейгана сосредоточила свое внимание на модернизации стратегического ядерного арсенала США и ускорении общего наращивания военной мощи. Однако в ноябре президент Рейган представляет Советскому Союзу так называемый нулевой вариант, при котором все советские и американские ядерные ракеты средней дальности будут сняты с объектов по всему миру. В июне следующего года Рейган предлагает заключить Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, или СНВ, который предусматривает значительное сокращение количества боеголовок и средств доставки. Обеспокоенность СССР усиливается, когда Организация Североатлантического договора (НАТО) начинает размещать в Западной Европе модернизированные ракеты «Першинг», способные поражать цели в России. Развертывание Pershing II вызывает массовые антиядерные протесты в европейских странах НАТО.
1981–1983
Март 1983
Речи Рейгана об «Империи зла» и «Звездных войнах»
Президент Рейган обращается к нации 23 марта 1983 года. Деннис Кук/AP Images8 марта президент Рейган произносит речь, в которой называет Советский Союз «империей зла» и предостерегает от «умиротворения» и «предлагаемых некоторыми так называемых решений по замораживанию ядерного оружия». В обращении от 23 марта он объявляет о Стратегической оборонной инициативе (СОИ) по созданию баллистического ракетного щита космического базирования, способного защитить от советского ядерного нападения. СОИ, по-видимому, знаменует собой серьезный сдвиг в позиции США, которые до сих пор придерживались доктрины гарантированного взаимного уничтожения, или MAD, для поддержания стратегической стабильности. Критики говорят, что СОИ, если бы она была технологически жизнеспособной, противоречила бы договору по ПРО. Тем временем советские военные все больше опасаются увеличения технологического разрыва с Западом.
Вершина Рейкьявика
Президент США Рейган с генеральным секретарем СССР Горбачевым в доме Хофди во время саммита в Рейкьявике в Исландии. Библиотека РейганаВ октябре 1986 года советский лидер Михаил Горбачев и Рейган проводят внеочередную встречу в Исландии, на которой два лидера почти соглашаются ликвидировать свое наступательное ядерное оружие в течение десяти лет. (Пара ранее обсуждала контроль над вооружениями в Женеве, где они заявили, что «ядерную войну нельзя выиграть и никогда нельзя вести».) Сделка разваливается из-за вопроса об испытаниях противоракетной обороны и проводимых в Соединенных Штатах исследованиях СОИ. Советы выступают за строгое толкование договора по ПРО, которое ограничивает исследования и разработки лабораториями, в то время как Соединенные Штаты выступают за широкое толкование, позволяющее разрабатывать и испытывать технологии противоракетной обороны космического базирования. Несмотря на то, что им не удалось достичь соглашения в Рейкьявике, обсуждаемые меры прокладывают путь для последующей ядерной дипломатии.
Договор о ракетах средней и меньшей дальности
Советский инспектор осматривает крылатую ракету наземного базирования BGM-109G Tomahawk до ее уничтожения в октябре 1988 года. MSgt. Хосе Лопес-младший/Министерство обороныГорбачев и Рейган подписывают Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), соглашаясь ликвидировать к 1991 году арсеналы своих стран ядерных ракет средней дальности (от 300 до 3400 миль). Это первое соглашение о сокращении ядерных вооружений — в отличие от установления потолков — и оно вводит комплексные меры проверки. Поворотный момент для переговоров наступил после того, как Горбачев, отойдя от своей позиции в Рейкьявике, согласился отделить РСМД от более широких стратегических переговоров, которые включали усилия Советского Союза по сдерживанию разработки США СОИ.
Конец холодной войны и начало СНВ Подписано
Жители Западного Берлина толпятся перед Берлинской стеной в ноябре 1989 года, наблюдая, как гвардейцы из Восточной Германии сносят часть барьера, чтобы открыть контрольно-пропускной пункт между Восточным и Западным Берлином. Жерар Мали/AFP/Getty ImagesСоветско-американские переговоры по разоружению ускоряются после падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года, что знаменует собой начало конца холодной войны и коммунизма в Европе. В следующем году Восточная и Западная Германия воссоединяются в одно государство, сохраняющее членство в НАТО. 19 июляВ 91 году, когда до распада Советского Союза оставалось всего несколько месяцев, президент США Джордж Буш-старший Буш и Горбачев подписывают договор СНВ. Соглашение имеет успех, поскольку обе стороны, каждая из которых в 1990 г. имела более десяти тысяч развернутых боеголовок, обязуются к 2009 г. сократить свои арсеналы до значительно менее шести тысяч боеголовок.
В марте Соединенные Штаты, новая независимая Россия и двадцать пять других стран подписывают Договор по открытому небу, который позволяет участникам проводить регулярные разведывательные полеты над чужой территорией. В мае Беларусь, Казахстан и Украина подписывают Лиссабонский протокол к договору СНВ, обязывающий новые независимые государства передать России бывшие советские ядерные арсеналы и присоединиться к ДНЯО в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Правительство США выделяет миллиарды долларов на финансирование процесса денуклеаризации в рамках своей программы совместного уменьшения угрозы. Передача оружия завершена к концу 1996.
СНВ-2 подписан, но не выполнен
Президент России Борис Ельцин (справа) произносит тост за президента США Джорджа Буша-старшего. Буша после подписания договора СНВ-2 в Москве 3 января 1993 г. Лю Хын Шинг/AP ImagesСоединенные Штаты и Россия подписывают договор СНВ-2, целью которого является ограничение количества стратегических ядерных вооружений, которые стороны могут иметь, до 3500 единиц соответственно. Однако процесс ратификации будет осложнен многими факторами и затянется на следующее тысячелетие. Договор никогда не вступит в силу.
Март 1997 г.
Договор по ПРО с поправками
Чтобы переопределить и усилить договор по ПРО от 1972 года, президент США Билл Клинтон и президент России Борис Ельцин подписали совместное заявление в марте, в котором проводится разграничение между стратегическими и нестратегическими, или театральными, системами противоракетной обороны. Россия ратифицировала соглашение в 2000 году, но эта мера так и не была направлена в Сенат США. В 2001 году президент Джордж Буш-младший объявляет, что он выведет Соединенные Штаты из системы ПРО, фактически расторгнув соглашение.
Предложение по обмену данными о ракетах
Российские военные заглядывают в открытую шахту межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» в неизвестном месте. Изображения точки доступаОсновываясь на предостережениях, включенных в прошлые соглашения о контроле над вооружениями, Соединенные Штаты и Россия предлагают создать систему раннего предупреждения и уведомления перед пуском, которая снизит риск непреднамеренного пуска ракеты. Это предложение было впервые выдвинуто Ельциным в 1998 году, который предположил, что центр обмена данными должен располагаться «на территории России». Вашингтон и Москва подписывают меморандум о соглашении по центру в 2000 году. Однако проект откладывается по разным причинам, в том числе из-за опасений России по поводу американских исследований в области противоракетной обороны, и так и не был реализован.
СПОРТ и ПРО
Президент Джордж Буш-младший объявляет 13 декабря 2001 г., что Соединенные Штаты выходят из Договора по ПРО. Кевин Ламарк/ReutersВ мае президент Буш и президент России Владимир Путин подписывают Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), также известный как Московский договор, договорившись значительно сократить количество развернутых стратегических ядерных боезарядов в течение десяти лет. Критики говорят, что договор, который фактически заменяет СНВ-2, слишком расплывчат и не содержит адекватных мер по соблюдению. (СОРТ вступает в силу на следующий год после одобрения Конгрессом.) В июне президент Буш выводит Соединенные Штаты из системы ПРО, утверждая, что она ограничивает способность Соединенных Штатов развивать противоракетную оборону против террористов и так называемых государств-изгоев, таких как Иран и Северная Америка. Корея. Этот шаг разозлил Россию, которая рассматривает внешнюю политику США после 9 сентября./11 с растущим беспокойством.
Противоракетный щит Fracas
План США разместить противоракетные перехватчики в Чехии и Польше раздражает Москву, которая рассматривает этот щит как угрозу своему стратегическому ядерному сдерживанию. Вашингтон заявляет, что система предназначена для защиты от потенциальных ударов Ирана и Северной Кореи. Во время июньских переговоров на высшем уровне «большой восьмерки» в Германии Путин предлагает совместно разработать противоракетный щит на основе радиолокационных средств на юге России и в Азербайджане.
«Перезагрузка» Обамы
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон в Женеве нажимают «кнопку перезагрузки» в отношениях между странами. Фабрис Коффрини/ReutersПрезидент Барак Обама надеется задать новый тон взаимодействию США с миром, выступив с серией громких внешнеполитических посланий в Праге, Каире и Москве. Он говорит, что Соединенные Штаты несут «моральную ответственность» за то, чтобы возглавить мир в области ядерного разоружения, и обещает вести переговоры с Москвой о новых сокращениях стратегических вооружений. Обама говорит, что в рамках этих усилий Соединенные Штаты и Россия должны «перезагрузить» свои отношения, чтобы они могли сосредоточиться на общих проблемах, включая нераспространение ядерного оружия, борьбу с терроризмом и глобальную экономическую рецессию. Позднее в том же году Обама заявил, что Соединенные Штаты изменят свою европейскую систему противоракетной обороны, отказавшись от планов по строительству постоянных объектов в Чехии и Польше.
Новый СНВ
В апреле Обама и президент России Дмитрий Медведев подписывают в Праге новое соглашение о сокращении стратегических вооружений, заменяющее первый договор СНВ, срок действия которого истек в 2009 году. Так называемый Новый договор СНВ обязывает Вашингтон и Москву к очередному раунду сокращения своих стратегических наступательных арсеналов. Пакет устанавливает 30-процентное сокращение развернутых боеголовок и нижних пределов развернутых и неразвернутых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, пусковых установок баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных ядерным оружием. Договор одобрен Сенатом США в результате решающего двухпартийного голосования. Российский парламент утверждает его в начале 2011 года.
Украинский кризис
Российский военнослужащий несет две реактивные установки недалеко от крымского Симферополя, март 2014 года. Баз Ратнер/ReutersПосле политических потрясений в бывшей советской республике пророссийский президент отстранен от должности, российские силы безопасности вторгаются в Крым, этнический русский регион Украины. Своим нападением на Крым и его последующей аннексией Россия нарушает свои предыдущие обещания уважать территориальную целостность Украины, что вызывает глубокую озабоченность по поводу ее обязательств по контролю над вооружениями. Москва также начинает вооружать и подстрекать пророссийских сепаратистов на юго-востоке Украины. Агрессия широко осуждается западными державами, которые вводят экономические санкции. Соединенные Штаты также поддерживают Украину военной помощью. Конфликт завершает американо-российскую перезагрузку и возвещает новую эру геополитического соперничества.
США выходят из Договора о РСМД
В августе администрация Дональда Дж. Трампа объявляет о выходе Соединенных Штатов из пакта эпохи холодной войны, запрещающего ядерные ракеты средней дальности наземного базирования. В течение многих лет Соединенные Штаты утверждали, что Россия испытала и развернула крылатую ракету, запрещенную договором, но Москва отрицала это утверждение. Вывод войск США, который вступит в силу в августе 2019 года, поддерживается союзниками по НАТО и происходит на фоне ряда споров с Россией по поводу Украины, Сирии и вмешательства в выборы в США.
Открытое небо под угрозой
Военнослужащий ВВС США делает аэрофотоснимки во время выполнения наблюдательной миссии. Перри Астон/ВВС СШАВ ноябре США выходят из Договора по открытому небу. В качестве обоснования администрация Трампа утверждает, что Россия годами нарушала соглашение. Многие члены НАТО выражают сожаление по поводу выхода США из Договора по открытому небу, который, по их мнению, полезен, несмотря на невыполнение Россией своих обязательств.