Понятия менеджмент – Определение менеджмента.

Определение понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент», как и определение любой другой сферы человеческой деятельности, охватывающей обширные области применения, многогранно и имеет большое количество толкований.

Существует множество определений понятия «менеджмент». Каждый автор научных трудов, учебников и даже простой студент, обучающийся по данной специальности, формулирует собственное определение, которое основано на жизненном и трудовом опыте. При дальнейшем ознакомлении с этим справочником вы встретите разные вариации определения понятия «менеджмент», которые даже в какой-то мере могут (и будут) противоречить друг другу. Это объясняется объективно существующими различиями применения принципов, методов и подходов к управлению в разнообразных видах деятельности.

На наш взгляд, общее определение менеджмента таково: это сознательное и управляемое объединение усилий и действий различных людей, сведенное в одну систему, которое позволяет достигать заранее определенных целей путем решения и выполнения разнообразных задач.

Менеджмент как понятие это:

  • вид трудовой деятельности, последовательное исполнение определенных действий, направленных на достижение конкретных целей;
  • сам по себе процесс управления, выполнение определенных функций, включающий в себя прогнозирование, планирование, координацию, осуществление контрольных функций, анализ, стимулирование деятельности;
  • орган управления какой-либо организацией, объединения, группы людей, территориальной единицы и т.д., т.е., структура, которая осуществляет целенаправленные действия по управлению определенным объектом;
  • научная дисциплина, предметом которой выступает процесс управления людьми другими людьми;
  • учебная дисциплина, изучающая все процессы управления.

Взгляды на управление (а соответственно, и толкование функций, целей, задач, стоящих перед менеджером) значительно менялись с течением времени.

Развитие общественных отношений, технологий производства, совершенствование технологий связи и обработки информации и другие факторы развития человечества влияли на понимание того, что собой представляет менеджмент как вид деятельности.

Научные подходы к менеджменту

В основе любых теорий и научных подходов к менеджменту всегда лежат три основополагающих явления:

  • цели и задачи,
  • человек как субъект и объект управления,
  • сам по себе процесс управленческой деятельности.

В первоначальных теориях и учениях об управлении, которые заложили основы современных представлений о менеджменте, какое-либо из этих явлений являлось доминирующим, и вся концепция выстраивалась с упором на него.

В процессе развития управленческой науки, с формированием значительной практической и теоретической базы, все большее развитие стал получать синтетический подход, для которого характерно объединение этих и других явлений в органичное целое.

Следует также отметить, что не существует единого, общепризнанного, всеобъемлющего, являющегося стандартом определения понятия «менеджмент». Каждый автор учебников, научных трудов, практикующие менеджеры по-своему истолковывают это понятие.

Кроме того, в литературе можно встретить рассуждения о различии понятий «менеджмент» и «управление». Основная масса авторов считают эти понятия идентичными, но существует и другая точка зрения.

Она сводится к тому, что менеджмент – это частный случай более общего понятия «управление», что менеджмент как процесс управления применим лишь к чему-то, что обладает волей и разумом. Объектом управления (в значении «менеджмент»), согласно этим взглядам, может быть:

  • конкретный человек;
  • коллектив – то есть некоторая общность людей, объединенная по признаку единства вида деятельности;
  • социум – большая устойчивая социальная общность, связанная единой экономической и культурной жизнью.

spravochnick.ru

Менеджмент понятие и особенности

Содержание

Введение 3

1. Понятие и функции менеджмента 4

2. Сущность менеджмента 10

3. Общие особенности и технологии менеджмента 12

4. Особенности менеджмента в России 18

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Переход от планово-централизованной к рыночной экономике в России происходит в условиях действия многих негативных факторов: крупные диспропорции в структуре национальной экономики, разрыв прежних хозяйственных связей, инфляция, проблемы «неплатежей», социальная напряженность, давление быстро расширяющей свои масштабы «теневой» экономики и др. В этой обстановке деятельность предприятий, ориентированных на интеграцию в рыночные отношения, сопряжена с огромным и многоплановым риском и поэтому характеризуется высокой степенью неустойчивости. И здесь первую скрипку играют менеджеры-специалисты, которые, используя различные инструменты управления, обеспечивают достижение предприятием поставленных целей.

В последние годы XX столетия (эта тенденция обязательно сохранится и в последующем) главное внимание обращается на человеческий аспект управления: менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными. Менеджеры опираются ныне на культуру вообще и культуру общения в частности, на доверие к людям, они активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

В настоящее время возможности человека реализуются у нас по множеству причин далеко не полностью: по некоторым данным — не более чем на 30 — 40 процентов. Этот потенциал будет задействован полнее, если люди увидят личную заинтересованность в эффективной деятельности своей организации. В данной работе мы уточним содержание понятия «менеджмент», рассмотрим его основные особенности, принципы, технологии.

1. Понятие менеджмента.

Менеджмент — вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Управление как сложное явление в развитии производства и общества характерно многими факторами. Различия определяются не только особенностями объекта управления, но и уровнем его технологического, социально-психологического и иного развития. Управление во многом будет различным, если речь идет о небольшом предприятии в малом бизнесе или крупной производственной фирме. Характерно типологическое разнообразие управления, определяемое факторами социально-экономической среды, в которой функционирует объект управления, его отношением к государству, а также человеческим фактором и многими другими. Проблемы, имеющие отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный.

Управление деятельностью людей требует исключительно высокого искусства профессионала-менеджера, широкого арсенала используемых им приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, его раскрепощение, развитие творческой индивидуальности и многое другое.

Менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента. Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. В то же время — это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления. Кроме того, термином «менеджмент» часто обозначается управляющий персонал предприятий и фирм.

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык следующим образом: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».

В специальной литературе по управлению этот термин трактуется в еще более многостороннем плане. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. В последнее время в силу сильной конкуренции между предприятиями и перенасыщенности рынков в стиле руководства предприятиями происходят существенные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создаст новые рынки, который не только реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным. От менеджера, особенно в России, зависит очень многое. Данные исследований убеждают, что абсолютное большинство банкротств предприятий, случаев возникновения у них кризисных ситуаций зависит прежде всего от неумелого руководства.

Все чаще использование потенциала менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Менеджмент выступает в качестве важного фактора и при решении социальных проблем коллектива предприятия. Условия бизнеса сегодня в России настолько отличаются от развитого рынка, что использование его возможностей не может не носить творческий, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций и специфики всей страны в целом, каждого региона, отрасли и трудового коллектива.

Термин «менеджмент» по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Предприятие в условиях рынка создается и успешно функционирует только тогда, когда имеет широкий круг потребителей, клиентов. Это дает возможность определить одну из основных целей предприятия — расширение круга клиентов, являющихся объективной основой дальнейшего существования предприятия. Следовательно, в менеджменте имеются две очень важные сферы — маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что маркетинг — это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы работы предприятия по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга занимает превалирующее значение во всех сферах деятельности предприятия. Поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции надо отнести к компетенции высшего руководства предприятия.

Инновация — это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели существующие. Они включают в себя не только технические исследования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы предприятия, его организации (разработка новых видов услуг, установление более низкой цены или других более выгодных для клиентов условий и др.).

Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга. Менеджмент — явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Развитие рыночного хозяйствования на российском рынке происходит с учетом регионального самофинансирования и самообеспечения регионов ресурсами, формирования собственного территориального рынка, что необходимо учитывать в управлении на уровне государства. Внедрение принципов менеджмента может, и во многих сферах уже привносит импульс ускорения в развитие рынка. Так, для до сих пор убыточных и промышленно отсталых предприятий менеджмент как система современного управления производством и сбытом продукции прежде всего на основе результатов интенсивного изучения и прогнозирования рынка играет роль преобразователя.

Эффект экономической самостоятельности и самофинансирования в значительной мере предопределяется масштабами и результатами внедрения прогрессивных форм организации хозяйствования. Теперь производственное и социальное развитие коллективов определяется объемами заработанных ими денег. Появляется объективная основа для экономической заинтересованности и усиления ответственности за конечные результаты работы. Коллективы ныне во многом самостоятельно распоряжаются создаваемыми на предприятиях фондами. Отсюда резкое возрастание интереса к менеджменту с учетом специфики каждого предприятия.

Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних — планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия или его менеджер, то есть, наемный управляющий.

Основные функции менеджмента, следовательно, — планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Планирование, в рамках которого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия.

Организация, задачей которой является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.

Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников.

Контроль, задача которого — в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация — важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т. д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех функций менеджмента, а также действий руководителей.

При решении поставленных перед фирмой задач менеджер использует разные подходы. При системном подходе руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод, максимально соответствующий ее условиям. При ситуационном подходе предполагается выявление основных внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае.

2. Сущность менеджмента

В нашей стране менеджмент со всеми его многочисленными аспектами ранее не изучался, так как это противоречило бы принципам, стилю и методам управления социалистическим производством. Отрицание научного управления означало игнорирование многих важнейших путей эффективного хозяйствования, возможностей роста производительности труда, рационализации структуры управления, материально-финансовой сбалансированности ресурсов.

Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается прежде всего его процессный характер. Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.

Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление — это самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность системных, упорядоченных знаний в этой области.

Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки.

В отличие от теории управления, развиваемой до недавнего прошлого в нашей стране, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наши знания, о таких сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рекомендаций. Кстати, отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских предприятий, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере все еще несут на себе груз заблуждений своих предшественников.

Менеджмент обеспечивает системное воздействие на отдельных людей или коллектив в целях согласования совместной деятельности для получения предполагаемого результата. Управление предполагает выбор действий, их комбинирование, фиксацию последовательности, корректировку по промежуточным результатам, оценку по окончательным итогам и т. д. Практика показала, что совместной деятельностью людей реально достичь результатов, каких невозможно получить в рамках деятельности индивидуальной. Но подобная деятельность осложняется действием разночтения потребностей и интересов, натур и характеров, ценностей и установок.

Основные инструменты менеджмента — предвидение, планирование, организация, контроль, координация, активизация и мотивирование людей. Целенаправленное концентрированное воздействие на процессы совместной деятельности людей обеспечивает согласование и активизацию труда. Оно бывает формальным и неформальным. Менеджер влияет на подчиненных своим поведением, отношением к работе, людям. Часто это бывает более эффективным, чем формальное руководство.

3. Общие особенности и технологии менеджмента.

Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. Для современного менеджмента характерны:

• стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;

• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;

• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

• ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;

• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

• изменение функции планирования — от текущего к перспективному;

• упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

• оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;

• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

• привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;

• осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;

• опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;

• проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;

• способность разумно рисковать и управлять риском;

• возрастание роли маркетинга до ключевой.

Указанные выше наиболее общие особенности современного менеджмента позволяют говорить о сложившейся технологии менеджмента. Управленческая технология — искусство, способность, система мер и методов для эффективного управленческого воздействия. В нее входят пути и методы сбора и обработки информации; средства, приемы эффективного воздействия на работников; определение основ, принципов, закономерностей управления; разработка и внедрение систем контроля.

Объектами управленческой технологии являются человек, организация, общество. В зависимости от специфики организации применяется управление по целям; по результатам; на базе потребностей интересов; путем проверок и указаний; на базе искусственного интеллекта; на основе активизации деятельности персонала. В одной организации имеют место различные технологии управления и их сочетания.

Каждой конкретной ситуации в организации соответствует своя управленческая технология. Так, управление по целям применяется когда: не все цели подразделений являются обоснованными; отсутствует методика формирования целей; не имеется статистики процесса реализации целей и задач; нет документального анализа реализации целей и задач, деловые совещания проводятся без необходимой подготовки; постановка определенных целей и задач имеет место многократно.

Технология управления по результатам используется в случае, когда: работа для большинства работников ограничивается их рабочим местом; сотрудники не интересуются сбытовой политикой организации; на территории фирмы не имеется магазина со своей продукцией; работники воруют изделия организации для домашнего употребления; немало изделий списывается за счет организации; имеется плохое стимулирование результатов труда; склады переполнены изделиями фирмы.

Технология управления на основе учета потребителей и интересов имеет место, когда: нет планов формирования гибких структур производства и управления; работники мало знают о перспективах развития компании, в местах курения всегда много работников; имеет место большая текучесть кадров; слишком часты респираторные заболевания работников; высок производственный травматизм; руководители нередко встречают противодействие со стороны работников.

Технология управления в особых ситуациях применяется, если: высококвалифицированные специалисты увольняются с работы; чрезмерен аппарат управления; руководители редко бывают на рабочем месте; компания оснащена современным оборудованием и оргтехникой; технологический процесс налажен и имеется собственный центр по подготовке персонала; эффективны деловые связи между работниками.

Технология, основанная на искусственном интеллекте на базе информационной системы, имеет место в практике в ситуации, когда в организации усложнена система документооборота; нет оперативности ее обработки; в организации недостаток опытных специалистов и руководителей; неэффективна работа маркетинговой службы или она вообще отсутствует; на стендах обозначено множество распоряжений и объявлений; немало времени уходит на собрания и совещания; рабочий день большинства руководителей превышает установленное время; предприятие платит много штрафов.

Технология управления, опирающаяся на активизацию деятельности, используется, когда: работники безынициативны; упор в организации делается на материальное поощрение; работники имеют представление о своем вкладе в результаты работы предприятия; уйма времени тратится на разбор производственных конфликтов; практически нет рабочих династий; руководители проводят обычно совещания в своем кабинете; в организации очень мало молодежи.

Технология управления на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда: недостаточна координация в деятельности работников и подразделений; неэффективны квалификационные требования к рабочему месту; плохо налажено взаимодействие подразделений; нет оперативности при реализации принятых решений; отсутствует оперативный контроль за результатами работы подчиненных; в организации разобщены между собой работники; в основном работники — холерики и сангвиники.

Технология управления в исключительных случаях применяется, когда имеет место строго регламентированная технология с четким распределением управленческих и производственных функций, налаженное взаимодействие с поставщиками и потребителями, или когда имеет место доверительная структура управления, используемая в случаях, когда в компании учредители связаны между собой дружескими отношениями; учредители или работники способны профессионально выполнять все виды деятельности. При этом эффективна кольцевая схема организационных отношений.

Технология — управление на основе активизации деятельности персонала — реализуется за счет эффективного стимулирования работников, удовлетворения их материальных и социальных интересов. При применении этой технологии учитывается, что стимулирование, обеспечивающее только удовлетворение основных потребностей в питании, одежде и жилье, гарантирует минимальную эффективность труда. Если же действующие стимулы удовлетворяют основные социальные потребности, то повышение эффективности труда растет до точки, определяемой физическим потенциалом человека. Когда же обеспечены как материальные, так и социальные интересы, эмоциональное состояние работника повышается и отдача еще более возрастает. В результате у работника растет производительность труда, во многом определяемая его настроением.

Технология управления по результатам основывается на принятии управленческих решений после получения результатов по предыдущему этапу реализации этой технологии.

Технология управления по целям — управление по предвидению новых обстоятельств. В основе его лежит бизнес-план, который составляется как для организации, так и для каждого сотрудника. Здесь используется простое целевое управление; программно-целевое управление; регламентное управление. Первое предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не механизма ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных решений сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку руководителем целей управления, механизма их воплощения в жизнь. Цель должна быть достигнута в установленные сроки. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления, а также ограничений на параметры и ресурсы. Цель должна быть достигнута, но сроки заранее трудноопределимые.

Управление по целям обеспечивает также решение проблем, связанных с риском, включающее уклонение от деятельности, содержащей определенный риск, ответственность за риск с полной компенсацией за счет своих средств, передачу ответственности за риск другому лицу (страхователю), ограничение потенциальных отрицательных последствий от риска с помощью превентивных мер, ориентация на риск, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.

Технология управления путем постоянных проверок и указаний базируется на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании руководителем состояния их текущих дел. Она эффективна для небольших организаций, когда высок авторитет и профессионализм руководителя. Указанная технология реализуется в форме: наставничества, в коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, в осуществлении периодического контроля (проведение менеджером проверок, бесед, разборов ситуаций).

4. Особенности менеджмента в России.

Изучение особенностей менеджмента имеет первостепенное значение в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики в России. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях. Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента — науки о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом — играет особую роль.

В современной России происходят глубокие изменения, вызванные НТР. Это относится к взаимоотношениям производителей и покупателей, к конкуренции между производителями. На взаимодействие производителя и потребителя влияет компьютеризация производства. По существу потребитель становится участником процесса разработки и выведения на рынок новых наукоемких товаров. Прямые производственные и научно-технические связи, усиление специализации, кооперации и комбинирования производства меняют акценты в политике, проводимой менеджерами.

Важно и то, что для утверждающегося в нашей стране рынка

magref.ru

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления. Менеджмент: конспект лекций

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Рассмотрим три ключевые основные понятия менеджмента: 1. Менеджмент;



§3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: Рассмотрим три ключевые основные понятия менеджмента: 1. Менеджмент;

Рассмотрим три ключевые основные понятия менеджмента:
1. Менеджмент;
2. Менеджер;
3. Управление.
3.1 Понятие «Менеджмент», (management) переводится с английского, как управление. Глагол (to manage) произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. В настоящее время речь идет об умении управлять людьми, (персоналом) объектами и субъектами. Умение управлять, это значит добиваться достижения поставленных целей, используя материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, используя при этом мотивы поведения людей для достижения высокой эффективности труда.
М енеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова «менеджмент» сложна. Словарь английского языка, это трактует так:
— манера и способ общения с людьми,
— одновременно это власть и искусство управления,
— это особого рода умение,
— в тоже время трактуется как административная единица.
Таким образом, «Менеджмент» (management) на Западе употребляется во многих значениях, а именно:
— Наука управления;
— Искусство управления;
— Социальный слой управленцев.
• Как наука управления менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепции, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент, как наука, позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию;
• Как искусство управления менеджмент базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивам к труду и др. Учет этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.
• Как социальный слой управленцев, менеджмент следует рассматривать как систему знаний, умений, навыков и трансформацию этих знаний, умений и навыков на незнакомые ситуации и объекты, требующих управления — принятия управленческих решений, с помощью которых и достигаются цели деятельности любой организации в целом. И как систему подготовки людей-слоя управленцев-менеджеров, способных управлять реальными объектами, (предприятиями, организациями, фирмами, учреждениями) и вырабатывать оптимальные управленческие решения, с помощью которых и достигаются цели деятельности этих организаций.
3.2. Понятие «Менеджер» в буквальном переводе с английского языка — руководитель, управляющий. Термин «Менеджер», употребляется для обозначения должностей: директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д. Это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Понятие менеджер отождествляется с понятием бизнесмен и лидер.
Бизнесмен — человек, делающий деньги, владеющий капиталом, но не имеющий в подчинении людей.
Лидер — это человек, который хорошо понимает цели деятельности предприятия, организации, фирмы, а также цели и задачи по организации коллектива, направленные на достижение конечных целей организации. В организациях, в их трудовых коллективах бывают лидеры формальные и неформальные. Лучший вариант развития коллектива — совпадение формального и неформального лидера. Конфронтация лидеров приводит к нарушению и торможению производственных дел. Следовательно, задача руководителя — менеджера высокого уровня — уметь направить коммуникативные взаимодействия на решение производственных задач.
К лидеру-руководителю — менеджеру предъявляются высокие требования-качества, которые имеют принципиальное значение для решения задач управления. Особенно ценится в личных качествах; профессионализм, компетентность, коммуникабельность и коммуникативность, умение решить проблемы, т.е. принимать оптимальные решения, которые одобрялись бы окружающими.
Главное качество лидера — менеджера — руководителя: «Это умение решать проблемы и достигать поставленные цели деятельности организации имеющимися средствами».
Эффективный менеджер — это руководитель умеющий принимать оптимальные решения и достигать целей деятельности при управлении объектом — предприятием, организацией или фирмой и субъектом — персоналом в этих организациях с наименьшими затратами труда и наиболее высокой не монопольной прибылью.
3.3. Понятие «Управление» — «Менеджмент» в России следует рассматривать как науку об управлении, и как междисциплинарную отрасль знаний, которая сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин. Эта наука опирается на практику и теорию управления. При этом она использует опыт СССР,
управления плановой экономикой, современный российский и зарубежный опыт искусства управления объектами и субъектами.
В тоже время, Российский менеджмент, следует рассматривать как комплексную инновационную науку об управлении, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий для конкурентоспособности и формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.
Менеджмент, как и любая другая наука, имеет свои закономерности развития и принципы формирования. Это сложное социально-экономическое явление, характеризующееся определенными тенденциями, замедляющими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Это элемент культуры, системы ценностей и убеждений.
Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность.
Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта, является активный и эффективный менеджер-управленец — руководитель социально-экономического объекта любого типа, любой формы собственности и на любом уровне иерархической структуры управления.
* Менеджмент следует рассматривать как:
Управления собой, управления другими — эти проблемы менеджмента рассматриваются в темах: «Управление персоналом» и «Самоуправление менеджера» через описание действующих систем в реальных социально-экономических объектах, предприятиях, организациях, учреждениях, фирмах.
Быть управляемым — означает уметь подчиняться. И это возможно тогда и только тогда, когда человек правильно, адекватно понимает предъявляемые к нему требования, умеет управлять и подчиняться при исполнении им своих функциональных обязанностей, закрепленных за ним в системе управления объектом функциональных обязанностей, в иерархической структуре управления объектом. Соответственно эта проблема раскрывается не только в обозначенных темах, но и в других специализированных предметах таких как:
¦ Психология и педагогика;
¦ Социальная психология;
¦ Управление персоналом;
¦ Конфликтология.
Управление объектами — в дисциплине «Менеджмент» рассматривается на примерах реально действующих социально-экономических объектах (предприятиях, организациях, учреждениях и фирмах) различного предназначения и организационно-правовых форм, которые действуют в новом экономическом и правовом поле в условиях конкурентной среды.
Управление процессами — рассматривается как управление технологическими процедурами в технических (человеко-машинных) и социально-ориентированных системах, которые используются в реально действующих СЭО, здесь рассматриваются отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13.
Данный курс не рассматривает проблему управления информационными потоками и процессами.
У правление системами и подсистемами — рассматривается как управление системами и подсистемами в реально действующих СЭО и в рамках тех систем и подсистем, которые используют отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных

последовательностей, которые могут быть частично или полностью автоматизированы. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13,14,15.
Данный курс не рассматривает проблему управления информационными потоками и процессами.
Таким образом, российский менеджмент следует рассматривать с современных позиций:
¦ научного управления;
¦ административного управления,
¦ управления психологией в человеческих отношениях;
¦ управление поведением человека в организации;
¦ Системного анализа и структурно-системного подхода в управлении.
Системный анализ и структурно- системный подход рассматривает управление как:
— Процесс;
— Систему;
— Ситуации, требующие постоянного разрешения.
Кроме того, следует иметь ввиду, что менеджмент это особый, профессиональной вид деятельности людей, одновременно, это слой управленцев-руководителей организаторов, занимающихся управлением конкретными хозяйствующими субъектами в виде социальноэкономических объектов (СЭО) — предприятий, организаций, фирм. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей социально-экономической среды обитания людей и получение максимальной выгоды — прибыли за конечные результаты их деятельности. При этом они стремятся, в условиях конкуренции, к оптимальному, разумному поведению и использованию материальных, трудовых, финансовых, информационных, технологических, организационнопроизводственных и других ресурсов. Это заставляет их использовать многообразные мотивационные механизмы экономического стимулирования трудовой деятельности персонала и искать высокоэффективные технологии и способы производства продукции или услуг.
С л едовательно, ключевая роль в развитии новых экономических отношений принадлежит
менеджменту, менеджеру и системной организации труда.

Еще по теме §3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:

  1. Т е м а 1: Сущность и основные понятия менеджмента
  2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
  3. 13.3. Основные понятия и категории инновационного менеджмента
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
  5. 14.1. Основные понятия
  6. 3.1. Основные понятия
  7. 15.1. Основные понятия
  8. 8.1. Основные понятия
  9. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
  10. 7.1. Основные понятия. Классификация. Методы
  11. 9.1. Основные понятия. Теоретические основы
  12. 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  13. 16.1. Основные понятия. Критерии эффективности. Целевая функция

management-books.biz

2.2. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Шегда. Менеджмент (2002)

Понятие «менеджмент» является достаточно общим и трактуется по-разному. В нем сведены воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.д.), и как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения, их роль в деятельности предприятия (правления, начальник цеха, мастер). Всего доминирует функциональный подход, который определяет задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров различных организационных ривнив.
Понятие менеджмент должен межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управления предприятием. Менеджмент, управление — это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе часто употребляются как синонимы. П. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в различных значениях, хотя срок менеджмент исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, ее выполняющих, он указывает на социальное или служебное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований. Канадский теоретик в области трудовых отношений М. Кинг видит в менеджменте «… связующее звено между трудом и капиталом, которая способна аннулировать классовые противоречия».
Следовательно, дать полное и краткое определение этого понятия довольно сложно, проще указать его характерные черты, из которых состоит феномен менеджмента. Менеджмент — это: рациональный способ управления деловыми организациями, управление, ориентированное на доходность и прибыльность, деятельность по надзору, что использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, составляют административный штат предпринимательской организации и ин.
С научной точки зрения менеджмент — это умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие при-чинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую цепочку общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных видносин.
Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно представить в виде следующей модели (рис. 2).
Особенности менеджмента как науки. Менеджмент — это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций тощо.
Во-вторых, истинность тех или иных теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и ришень.
В-третьих, менеджмент — это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях людини.
В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практици.
Многие знают, что делают, но немногие из них делают то, что знають.
Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций является успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей роботи.
В управлении (как в теории, так и в практике) есть много авторитетных людей, от Ф. Тейлора, основателя научного управления, в сторонника гуманизации и развития человеческих отношений А. Маслоу, живой легенды менеджмента, П. Друкера и ин.
Но для руководителя предприятия и организации бездумное (слепое) подражание существующих теорий и популярных концепций недопустимо, так как существуют различия в условиях деятельности организаций, опыт и стиле управлиння.
Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывания и утверждения независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход позволит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее пидходящу.
Рассмотрение понятия менеджмент с разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управлиння.
Менеджмент как функция. Прежде всего менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижения определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В последующих разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или иных видов управленческих робит.
В Украину важное практическое значение для преодоления экономического кризиса имеет овладение социальной функцией менеджмента, которую П. Друкер охарактеризовал так: «Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Он является его результатом. Везде, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не получали развития. В немногих случаях, когда мы смогли вызвать энергию менеджмента, мы обеспечивали стремительное развитие. Развитие является скорее делом человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерация человеческой энергии и придания ей направлении является задачей менеджмента «. Везде, где удавалось ввести и задействовать его потенциал, начинался стремительное развитие. Примеры тому — Япония, Южная Корея, «IBM», «Крайслер» тощо.
Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, также процессом. Следовательно, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.
Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Этот влияние оказывает соответствующая категория людей — менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управлиння.
Менеджмент — это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать ефективно.
Менеджмент — это категория людей, которые управляют организацией. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку целей и разработку путей ее достижения. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать соответствующая категория людей — менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Следовательно, главной задачей управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее мети.
Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научные основы этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрирована в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческого труда, устанавливает причинно-следственные связи, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей более эффективна. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой дияльности.
Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Научиться управлять можно только путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процес.
Теоретический плюрализм в трактовке сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе по менеджменту есть много его определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, несомненно, чрезвычайно важны, а организацией менеджмента. Этим термином именуется координация и объединение в процессе производства индивидуальных усилий и создания побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, способствовали бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства «.
Во вступительной статье к фундаментальной книги М. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается следующее определение: «Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — функция, вид деятельности из руководства людьми в самых разнообразных организациях «. Или: «Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли».
Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент — это координация людских и других ресурсов для решения поставленных организацией задач». Так или иначе, менеджмент — это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, что обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ различных определений менеджмента, а также исследования проблем управления на микроуровне в условиях становления и развития рыночных отношений в Украине позволяет сформулировать такое его визначення.
Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, что позволяет организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизведения соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизводства. Субъектами таких отношений являются: руководители-менеджеры и подчиненные в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей мети.
Когда мы говорим о менеджменте, то, как правило, имеем в виду человека менеджера — человека, осуществляет управленческие действия в определенной организации. Кроме этого, когда говорят менеджер, то имеют в виду профессионального управляющего, представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Он отвечает за повседневное управление организацией, имеет реальную власть в своих прерогатив.
Итак, менеджеры — это профессиональный слой управленцев, главная задача которых — координация и организация деятельности коллективов на основе учета объективных законов и закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера является его привлечение к управленческой работы организации за определенную плату. Такой критерий позволяет отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-собственников. Если собственник предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего — менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной особенностью профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизму.
Менеджмент как практика возникла и развивается в связи с необходимостью передачи собственником организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу — менеджеру — для достижения целей организации. Иными словами, появление социального института менеджеров была исторически обусловлена ​​объективным процессом отделение капитала-функции от капитала-власности.
В экономической литературе, посвященной современным проблемам управления, понятия менеджмент часто используется как синоним понятия бизнес. Бизнесмен и менеджер — это не то. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», например владелец капитала, находящегося в обороте и приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой никого нет, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении с люди.
Более конкретной формой бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, начинает новое дело, реализует некоторые нововведения, вкладывает личные средства в новое предприятие и берет на себя личный ризик.
Рассматривая вопрос о различии между предпринимателем и менеджером, следует отметить, что предприниматель появился раньше менеджера, поскольку основатель и владелец предприятия может быть одним лицом, пока он способен или хочет управлять предприятием. Затем возникает потребность в делегировании некоторых полномочий специалисту по управлению предприятием — менеджеру. Параллельно происходит и развитие собственности. Если небольшим предприятием может управлять его владелец (единоличное владение), то с увеличением его размеров необходимо большее количество управляющих, вследствие чего предприятие приобретает других организационно-правовых форм. Очень большие предприятия превращаются в корпоративные, которые имеют разветвленную организационную структуру и многоуровневое управление. В развитых странах во главе крупных предприятий стоит не предприниматель-владелец, а менеджер, который не является его собственником, но осуществляет функции организации и управления. Но это не значит, что менеджер не является предпринимателем, а предприниматель не может быть менеджером, хотя формально их функции видризняються.
По мнению канадского исследователя X. Вудса, «… менеджер как исполнитель собственника или работодателя выполняет функции по управлению персоналом и в этой роли рассматривается отдельно от предпринимателя». Различия между менеджером и предпринимателем оказываются в административном (бюрократическом) и демократическом подхода к управлению производственной деятельностью. Успешно решать противоречия между этими двумя подходами в управлении крупными фирмами удастся не завжди.
С теоретической точки зрения можно и полезно для овладения искусством управления рассмотреть соотношение понятий предприниматель, менеджер, специалист. Прежде всего следует отметить, что в практике современного предпринимательства отделить их друг от друга невозможно. Каждый, кто начинает заниматься бизнесом, должен в определенной степени сочетать в себе сразу трех человек: предпринимателя, менеджера и фахивця.
Менеджер — это тот, для кого обязательные слова: дисциплина, тренировки, организованность.

econbooks.ru

Что такое менеджмент? Понятие и сущность менеджмента :: BusinessMan.ru

Ответим на вопрос: «Что такое менеджмент?» Прежде всего следует определиться с самим термином. Слово «менеджмент» в переводе с английского языка (manaqament) означает «управление», «руководство». Сегодня под этим термином понимают науку об управлении, осуществляемом в условиях рыночной экономики.

Различные взгляды на менеджмент

Можно по-разному ответить на вопрос о том, что такое менеджмент. Это понятие является очень широким. Упрощенно оно трактуется как умение заставить людей заниматься своим делом, добиваться поставленных целей. В более широком толковании его можно рассматривать сразу в нескольких аспектах. Во-первых, менеджмент представляет собой отрасль знаний, которая с помощью искусства управления достигает успеха в области экономики, социологии, психологии и др. Второй возможный ответ на вопрос о том, что такое менеджмент, следующий: это обеспечение гармонии в осуществлении деятельности той или иной фирмы, ее эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции. В общем виде это процесс установления целей, формирования ресурсов для достижения поставленных целей, последующая оценка результативности и определение дальнейших стратегических действий.

Содержание менеджмента можно рассматривать с разных сторон:

  • Как искусство и метод управления.
  • Как вид деятельности, а также процесс принятия управленческого решения.
  • Как отдельный аспект управления деятельностью той или иной организации.

Раскрывая вопрос о том, что такое менеджмент, следует заметить, что это управление не предметами, а организацией и техникой работы людей согласно программам и принципам.

Виды и направления менеджмента

Имеются различные виды и направления менеджмента:

  • маркетинговый, который имеет дело с распространением товаров;
  • производственный, кадровый, финансовый;
  • транспортный, реализующий поставки товаров;
  • административный, который регулирует делопроизводство и внутренние связи бизнеса;
  • международный, регулирующий внешнеэкономические связи, импорт, экспорт, научно-техническое сотрудничество и так далее.

Менеджмент и управление

Как вы видите, понятие менеджмента комплексное, фундаментальное. Оно отражает важнейшие свойства и устойчивые отношения в процессах управления фирмой.

Вместе с тем управление и менеджмент — это не одно и то же. Между ними существуют некоторые различия. Менеджмент является понятием, включающим в себя следующие составные части:

  • управление научными исследованиями и технологическими разработками;
  • маркетинг;
  • управление трудовыми ресурсами;
  • управление финансами;
  • управление самим процессом производства.

Долгие годы в нашей стране под понятием «управление» понималось руководство процессом производства как главной отраслью народного хозяйства. Такое понимание не утратило своего значения и сегодня, но рассматривается уже как часть менеджмента.

История развития менеджмента

Понятие менеджмента имеет свою историю развития, свои концепции, теорию и практику. Считается, что его возникновение относится к концу XIX — началу XX века. За этот период существенно менялась сущность менеджмента, его теория, концепции и цели. Формировались его национальные школы. Наиболее значимыми стали американская, британская, японская.

В тридцатые годы ХХ века была особенно осознана значимость менеджмента. Эта деятельность превратилась в отдельную профессию, а область знания стала самостоятельной дисциплиной. Создавались учебные заведения по подготовке специалистов по управлению. Менеджмент захватил практически весь мир, включая и развивающиеся страны. В 1964 году в США создается международный корпус управленческой помощи по подготовке специалистов для многих стран.

Японская школа менеджмента

Представляет интерес сущность менеджмента японской школы, его характерные особенности. Эта школа возникла в конце 50-х годов ХХ века. Японцы восприняли менеджмент как главную движущую силу прогресса. В настоящее время японская школа — одна из самых эффективных в мире. Успех ее определяется целым рядом факторов. Прежде всего при ее создании учитывался национальный менталитет нации. Далее главный акцент сделан на умение индивидуально работать с людьми. Вместе с тем японский менеджмент ориентируется не на индивидуальную, а на групповые формы организации труда. В фирмах создаются команды управленцев, решающие все производственные и сбытовые проблемы с целью повышения эффективности производства. Используется механизм коллективной ответственности, когда все члены коллектива участвуют в принятии управленческих решений и, соответственно, несут равную ответственность.

Менеджмент сегодня

На нынешнем этапе развития человечества с быстро меняющимися условиями жизни и деятельности во всех сферах жизни, обостряющейся конкуренцией существенно повышается значение менеджмента. В его исследованиях широко используются достижения различных наук: экономики, математики, кибернетики, социологии, психологии и других, то есть современный менеджмент становится областью применения знаний научных исследований самых разных направлений. Системный подход позволил интегрировать достижения всех национальных школ менеджмента и использовать их в теории и практике управления.

Организация в теории менеджмента

В теории менеджмента «организация» — это понятие, обозначающее любую группу людей, которые объединены для реализации конкретных целей. Для того чтобы можно было говорить об организации, созданная группа людей должна соответствовать некоторым требованиям:

  • количество людей в группе должно быть не менее двух;
  • общая цель известна всем членам данной организации;
  • общие и при этом согласованные друг с другом намерения для достижения поставленных целей.

Таким образом, мы можем рассматривать организацию в менеджменте как социальное образование, которое объединяет множество людей с общими стремлениями для достижения общей цели. Организация считается успешной, если она эффективно добивается своей цели.

businessman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о