По каким основаниям заказчик может отказаться принять банковскую гарантию
Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)
Основаниями для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком являются:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии вышеуказанным условиям;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обратим внимание, что если заказчик приводит в документации о закупке форму (образец) гарантии, то отказ заказчика принять гарантию по причине ее несоответствия этой форме является необоснованным <18>.
———————————
<18> См.: п. 6 письма Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319 «О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок», решение ФАС России от 28.01.2015 по делу N К-67/15.
<19> См., например: решение Иркутского УФАС России от 11.07.2014 по делу N 1432.
Примечательно, что на практике даже «оформительские» моменты могут вызывать споры. Например, заказчик может отказывать в приеме гарантии на том основании, что ее листы не пронумерованы, а также «придираться» к гарантии по причине того, что в ней не указан электронный адрес банка-гаранта, хотя такие требования не являются обоснованными <20>.
———————————
<20> См., например: решение Московского УФАС России от 13.
02.2019 по делу N 2-57-1639/77-19.
Еще одна ситуация, встречающаяся в практике — требование заказчика предоставить оригинал банковской гарантии. Однако ФАС может считать данное требование излишним, так как в нормативной правовой базе термин «оригинал банковской гарантии» не содержится <21>.
———————————
<21> См., например: решение Вологодского УФАС России от 21.01.2019 N 04-11/8-19, решение Новосибирского УФАС России от 28.11.2018 N 08-01-586.
На практике также могут иметь место случаи, когда банк-гарант включает в свою гарантию дополнительные положения, а заказчик отклоняет эту гарантию именно на основании наличия в гарантии таких дополнительных положений. Но здесь обоснованность позиции заказчика всецело зависит от того, противоречат ли данные положения нормам Закона N 44-ФЗ и его подзаконных нормативных правовых актов и возлагают ли на заказчика какие-то дополнительные обязательства. Например, если банк-гарант включает в гарантию положение, согласно которому «гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо получены гарантом по окончании срока действия гарантии», то это не может являться основанием для отказа в приеме гарантии <22>.
———————————
<22> Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2018 по делу N 44-6798/18.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, не превышающий трех дней с момента ее получения, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа <23>. Кроме того, в силу п. 12 Правил ведения реестра банковских гарантий в случае отказа в принятии банковской гарантии в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, заказчик обязан сформировать и включить информацию об отказе в реестр <24>. Сведения об отказе в принятии банковской гарантии подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
———————————
<23> См.: ч. 7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (со ссылкой на ч. 5 той же статьи).
<24> Механизм реализации данной обязанности подробно изложен в п. 4.4.5 Руководства пользователя «Ведение Реестра банковских гарантий в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ», которое размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Руководства пользователя по 44-ФЗ» («Главная страница -> Документы -> Материалы для работы в ЕИС -> Руководство пользователя -> Руководства пользователя по 44-ФЗ»).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Особенности обеспечения заявок на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ и исполнения контрактов банковскими гарантиями (Чагин К., Полянский А.) («Прогосзаказ.рф», 2019, N 5) {КонсультантПлюс}
положения действующего и старого законодательства
Оформляя договор с государством, исполнитель обязан предъявить документы, которые могут подтверждать, что он берет на себя ответственность за прописанные в контракте обязательства. Одно из наиболее распространенных подтверждений гарантия. Однако для того чтобы она была действительна должны быть соблюдены требования к банковской гарантии. Для избегания такого рода неприятных ситуаций необходимо придерживаться элементарных правил.
Требования банковской гарантии: что предпринять?
Подтверждением, для согласования финансовых обязательств перед заказчиком называется гарантированием контракта.
В случае если подобного рода подтверждение не будет предоставлено на протяжении трёх дней, после заключения договора, то это может привести к штрафным санкциям, расторжению договора, а также внесению в гос. Реестр, как ненадежного исполнителя.
Вопросы, связанные с финансовым гарантированием контракта устанавливается законом №94-Ф3, который предусматривает финансовую ответственность за обязательства, которые взял на себя исполнитель услуг.
В роли подтверждения выступает финансовый залог, а также банковская гарантия. То есть при выборе поставщика, заказчик обязательно потребует банковскую гарантию.
Положения ФЗ-94: требования банковской гарантии
Банковская гарантия – обязательство, выданное в письменном виде банком или другими финансовыми организациями. Данный документ служит для возмещения денежных средств в случае форс-мажорных ситуаций (порчи товара, не выполнения обязательства поставщиком и т.д.), которые предусмотрены в контракте.
Проще говоря, в случае если исполнитель услуг или поставщик товаров не выполнит взятые на себя обязательства, которые прописаны в договоре, то вместо него заказчику выплатит по предъявлении документа компенсацию банк или финансовая организация, которая выдала гарантию. А поставщик, в свою очередь, будет в дальнейшем выплачивать этой финансовой организации.
Закон №94 Ф3 о финансовых обязательствах делает более жесткие требования к банковским гарантиям, в связи с тем, что он направлен на повышение качества предоставляемых услуг в области государственных закупок.
ФЗ-44: требования банковской гарантии
Закон Ф3-94,определяет общие правила и методы проведения тендеров государственных закупок. Данный закон принуждает должностных государственных должностных лиц путём проведения тендерного конкурса.
Закон Ф3-44 оставляет некоторые положения от закона Ф3-94, однако, при этом определяет новый порядок проведения закупок, а также делает более жесткие требования к заключению государственных контрактов с поставщиками. Таким образом, данная отрасль экономической деятельности должна быть более стабильной при заключении контрактов, которые связаны с муниципалитетом.
Основные требования к банковским гарантиям
Для того чтобы исполнитель получил гарантию, ему для этого необходимо предоставить целый ряд документов. После анализа этих бумаг банк может принять решение о предоставлении данной услуги.
Документы, которые предоставляют в финансовую организацию, должны говорить о финансовой устойчивости поставщика. Если при предыдущем законе Ф3-94 требовались лишь не иметь задолженности в кредитных учреждениях и приостановки выполнения услуг, а также не производить ликвидацию предприятия из-за нехватки средств, то новый закон № 44, устанавливает более детальную проверку информации о поставщике.
Проверке детально подлежит сам владелец, а также его бухгалтерия и репутация предприятия. Данная мера необходима для того, чтобы не допускать незаконную, классическую схему регистрации на подставных лиц.
Исходя из данного закона, такую услугу могут оказывать лишь те финансовые организации, которые находятся в отдельном списке. Перед предоставлением банковской гарантии, организация обязана предоставить поставщику, выписку из банковского реестра о том, что банк официально зарегистрирован и имеет специальную лицензию на предоставление данной услуги. Выписка дает клиенту знать, что выданная гарантия не является подделкой.
Информация, содержащаяся в документе
Для того чтобы банковская гарантия была действительна требования к ней должны быть соблюдены. В банковском реестре должна быть следующего рода информация о гарантии:
- Полные данные о финансовой организации и исполнителе;
- Денежная сумма, которая будет возмещена заказчику финансовой организацией, в том случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по действующему договору;
- Срок, в течение которого соглашение будет действительно;
- Дубликат подписанного договора, о том, что исполнителю выдана банковская гарантия.
- Гарантия банка, документ который нельзя отозвать, он содержит в себе информацию:
- О банке и подрядчике: полное название предприятия, фактическое местонахождение, ИНН;
- Размер выплаты, в случае нарушения или неисполнения обязательств перед заказчиком, по указанному договору;
- Обязательства подрядчика по договору;
- Обязанность финансовой организации по выплате компенсации заказчику, размер которой составляет 0,1 % , за один день просрочки.
- Полный список документов, которые заказчик обязан предоставить к требованию о выплате компенсации, которая указана в банковской гарантии.
Требования к действительности банковской гарантии подразумевают то, что заказчик должен рассмотреть её не более чем за трое суток с момента получения от подрядчика.
Данный вид услуги банк обычно предоставляет в течение 1-2 недель. Чтобы получить гарантию в максимально короткий срок, можно прибегнуть:
- Брокерской компании, которая поможет оформить необходимый документ до 3 дней.
Но важно обращаться только в проверенную фирму, так как в ином случае можно потерять и контракт, и деньги за гарантию.
- Приступить к оформлению до заключения договора с заказчиком.
Данный метод не очень удобный для поставщика, так как банк за оформление потребует предварительных денег, не дожидаясь результатов торгов.
Статья размещена на сайте «Банковская гарантия».
Поделиться в социальных сетях
FDIC: Программа временной гарантии ликвидности
Подписаться
14 октября 2008 г. в рамках скоординированного реагирования правительства США на сбои в финансовой системе и крах кредитных рынков FDIC внедрила Программу временной гарантии ликвидности (ТЛГП). Успокоив рыночные страхи и поощряя кредитование, TLGP помог обеспечить стабильность на финансовых рынках и в банковской сфере в период кризиса. TLGP состоял из двух компонентов: (1) Программа гарантирования транзакционных счетов (TAGP), полная гарантия FDIC беспроцентных транзакционных счетов; и (2) Программа долговых гарантий (DGP), гарантия FDIC по некоторым вновь выпущенным приоритетным необеспеченным долговым обязательствам.
TAGP полностью гарантировал все внутренние беспроцентные транзакционные депозиты, низкопроцентные счета NOW и процентные счета по трастовым счетам юристов (IOLTA), хранящиеся в участвующих банках и сберегательных фондах, до 31 декабря 2009 г. Срок продлевался дважды и истек 31 декабря 2009 г. 31 декабря 2010 г.
Программа TAGP принесла стабильность и доверие банкам и их бизнес-клиентам, устранив риск потери депозитных счетов, которые обычно используются для выплаты заработной платы и других целей деловых операций. Депозиты являются основным источником финансирования для большинства банков и особенно важны для небольших учреждений. Временное покрытие позволило учреждениям, особенно небольшим, сохранить эти счета и сохранить возможность выдавать ссуды в своих сообществах.
В соответствии с DGP FDIC гарантировала в полном объеме до погашения или до 30 июня 2012 г., в зависимости от того, что наступит раньше, старший необеспеченный долг, выпущенный участвующей организацией в период с 14 октября 2008 г. по 30 июня 2009 г. В 2009 г. выпуск период был продлен до 31 октября 2009 г. Гарантия FDIC по каждому долговому инструменту также была продлена в 2009 г. до установленной даты погашения долга или до 31 декабря 2012 г., в зависимости от того, что наступит раньше. в период рекордно высоких кредитных спредов и способствовал успешному возвращению кредитного рынка почти к нормальной жизни, несмотря на рецессию и медленное восстановление экономики. Это улучшение на кредитных рынках нашло отражение в увеличении способности банков и их холдинговых компаний выпускать долгосрочные долговые обязательства в течение периода выпуска DGP. В начале программы фирмы в значительной степени полагались на DGP для пролонгации краткосрочных обязательств из-за хрупкости кредитных рынков и сохраняющегося нежелания инвесторов рисковать. Предоставляя возможность выпуска долговых обязательств, гарантированных FDIC, DGP позволила учреждениям увеличить сроки погашения и получить более стабильное необеспеченное финансирование.
За время существования DGP 122 организации выпустили долговые обязательства TLGP. На пике своего развития DGP гарантировал непогашенный долг в размере 345,8 млрд долларов. Гарантия DGP по всей задолженности TLGP, срок погашения которой еще не наступил, истекла 31 декабря 2012 г. Таким образом, на конец 2012 г. не осталось долга, гарантированного DGP.
FDIC собрала 10,4 миллиарда долларов в виде сборов и дополнительных сборов в рамках DGP. По состоянию на 31 декабря 2012 года FDIC выплатила 153 миллиона долларов в качестве убытков в результате дефолта шести участвующих организаций по долгу, выпущенному в рамках DGP. Большая часть этих убытков (113 миллионов долларов) возникла из-за банков с непогашенными векселями DGP, которые обанкротились в 2011 году и были переданы в управление.
FDIC собрала 1,2 миллиарда долларов комиссионных в рамках TAGP. Совокупные расчетные потери TAGP от сбоев по состоянию на 31 декабря 2018 года составили 1,5 миллиарда долларов. *
В целом сборы TLGP превысили потери от программы. С момента создания TLGP политика FDIC заключалась в признании выручки в пользу DIF в отношении любой части гарантийных сборов сверх сумм, необходимых для покрытия потенциальных убытков по истечении гарантийного периода TLGP (31 декабря 2012 г.) или ранее. Всего 9 долларов0,3 миллиарда сборов TLGP были депонированы в DIF.
Примечание. Закон Додда-Франка предусматривал временное неограниченное страховое покрытие депозитов для беспроцентных транзакционных счетов и IOLTA (но не низкопроцентных счетов NOW) с 31 декабря 2010 г. по 31 декабря 2012 г., независимо от остатка на счете. счета и право собственности на средства. Это покрытие фактически заменило TAGP, срок действия которого истек 31 декабря 2010 г., и было доступно для всех вкладчиков, включая потребителей, предприятия и государственные учреждения. Покрытие было отдельным и дополнительным к стандартному страховому покрытию, предусмотренному для других счетов вкладчика, открытых в банке, застрахованном FDIC.
* Поскольку FDIC управляла конкурсными производствами обанкротившихся организаций с убытками, относящимися к TAGP, предполагаемые убытки от программы со временем уменьшились. По оценкам, убытки от TAGP составили 2,1 миллиарда долларов на конец 2012 года и 1,9 миллиарда долларов на конец 2013 года; 1,6 миллиарда долларов на конец 2014 и 2015 годов; и 1,5 миллиарда долларов на конец 2016 и 2017 годов.
Архивы временной программы гарантирования ликвидности
Гарантийные учреждения – AECM
Что такое гарантийные учреждения?
Очень часто МСП, которые имеют экономически обоснованные инвестиционные проекты, но не располагают достаточным обеспечением, не могут получить доступ к кредитному финансированию или имеют недостаточное финансирование.
Гарантия, предоставленная гарантийным обществом от имени МСП банку, заменяет недостающее обеспечение и позволяет банку предоставить кредит. По сути, гарантия представляет собой финансовое обязательство гарантийного общества погасить до определенного процента кредита финансовому учреждению в случае, если клиент МСП не сможет выполнить свои платежи.
Гарантия обычно не покрывает более 80% банковского кредита, оставляя 20% риска на кредитора. МСП остается ответственным за кредит.
Клиент из числа МСП обычно платит единовременный сбор за обработку и ежегодный сбор за гарантию, которые варьируются от гарантийного учреждения к гарантийному учреждению.
Чтобы узнать больше о том, как работает гарантия и что AECM и ее члены делают для поддержки МСП в Европе, посмотрите следующее видео для получения дополнительной информации: https://www.youtube.com/watch?v=0jUIKO9awnY
Для получения дополнительной информации об условиях гарантийных учреждений в разных странах, пожалуйста, обратитесь к разделу организаций-членов AECMУчитывая важность МСП в европейской экономике и их трудности с доступом к кредитному финансированию, гарантийные организации были созданы почти во всех государствах-членах ЕС, а также в Турции. Они действуют как некоммерческие организации на национальном, региональном или местном уровне. Существуют четыре основные типологии: общества взаимных гарантий, другие виды частных гарантийных обществ, государственные гарантийные учреждения и инициативы государственно-частного партнерства. Конкретный выбор той или иной модели отражает экономические и правовые рамки соответствующих стран.
Общества взаимных гарантий являются частными гарантийными учреждениями, созданными МСП-бенефициарами. Обычно они имеют кооперативный или взаимный устав. Это означает, что капитал MGS предоставляется непосредственно МСП, которые обращаются за кредитной гарантией в форме кооперативных или паевых акций. Каждый член имеет равное право голоса и участвует в избрании Общего собрания и Совета директоров. Общества взаимных гарантий обычно управляются предпринимателями, что позволяет привнести точку зрения МСП в процесс оценки рисков.
Другие виды частных гарантийных обществ создаются по инициативе представительных организаций частного сектора (торговых или ремесленных палат, бизнес-федераций, банковских организаций и т. д.). У них есть устав акционерного общества, устав фонда или другой. Капитал предоставляется частными акционерами.
Государственные гарантийные учреждения были созданы государственными органами в ряде стран. Они являются юридически независимыми субъектами и могут выбирать из множества уставов, например. банк развития, фонд развития и т. д. Они полностью финансируются и управляются государственными акционерами. Они реализуют государственную политику поддержки МСП и либо напрямую гарантируют МСП, либо предоставляют встречные гарантии частным гарантийным обществам.
В некоторых случаях гарантийные общества выбирают модель государственно-частного партнерства, при которой государственный акционер обычно владеет миноритарным пакетом акций.
Независимо от своего юридического статуса, подавляющее большинство членов AECM имеют статус финансового посредника или лицензию на монолинейную банковскую деятельность. Таким образом, они подлежат финансовому надзору со стороны своих национальных властей.
Добавленная стоимость гарантийных схем для МСП и банков
Гарантийные схемы предоставляют выгоды МСП-бенефициарам, их банкам и государственным органам.
Государственная поддержка и контргарантии для схем гарантий
Помимо схем государственных гарантий, которые на 100% принадлежат государственным органам, схемы частных и взаимных гарантий также обычно пользуются мерами поддержки.
Они получили либо прямое финансирование за счет собственных средств, что позволяет выдавать больше гарантий, либо их гарантии контргарантированы государством или регионами, а это означает, что убытки от дефолта по кредиту распределяются между банком, гарантом схему и органы государственной власти. Государственная поддержка гарантий имеет следующие основания:
1. Эффект мультипликатора / Экономическая эффективность
Гарантийный инструмент характеризуется высоким эффектом левериджа (объем гарантии над собственными средствами), что приводит к большому объему гарантий и еще большему объему доступа к кредитам. Как следствие, этот инструмент не только очень экономичен с точки зрения продвижения, но также позволяет обращаться к большему количеству МСП за ту же сумму средств поддержки.
Например, 1 евро собственных средств с кредитным плечом 10 и, например. коэффициент покрытия 50% приводит к 10 евро гарантий, 20 евро банковских кредитов и еще большей сумме окончательных инвестиций.
2. Добавленная стоимость гарантий для государственных органов
Помимо микроэкономического воздействия на конечных бенефициаров, т.е. МСП, гарантии также обеспечивают государственным органам бюджетные выгоды, которые превышают затраты на меры поддержки.
Например, эти преимущества были проанализированы для Германии за период с 1996 по 2002 год в исследовании, проведенном Университетом Трира в 2006 году: http://www.inmit.de/download/studie_buergschaftsbanken_engl.pdf
Исследование показало что для Германии деятельность гарантийных банков в среднем привела к:
- Увеличение ВВП на 3,2 миллиарда евро
- Создание 12 900 новых рабочих мест в год
- Сокращение числа безработных на 9 100 человек в год
- Увеличение фискальных поступлений на 720 млн евро (от налогов на товары, доходы и капитал). После вычета дефолтных платежей чистый баланс немецкого государства вышел на 670 млн евро выше, чем без гарантий.
Вышеупомянутые общие положительные преимущества с точки зрения политики экономического и социального развития привели к тому, что государства-члены в Европе, а также европейские институты признали дополнительную ценность гарантий и для поддержки гарантийных схем различных типологий.