Как Европа, Россия и Америка борются с компаниями-монополистами
Абсолютного успеха в борьбе с монополиями пока не добилась ни одна страна
Одной из главных причин мирового экономического кризиса эксперты считают то, что на рынке ослабла конкуренция. Виной тому — крупные компании, называемые монополистами. Они и сами не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, и более гибким мелким предприятиям мешают развиваться, доминируя в различных сферах и отраслях производства, диктуя свои условия. Это сдерживает развитие экономики. Чтобы переломить ситуацию, правительства многих стран стремятся создавать все условия для конкуренции, в том числе разрабатывая специальные законы. Что это за законы и насколько успешно они ограничивают диктат компаний-монополистов?
В Европе пытаются действовать на опережение и не допускать образование картелей
Изначально в европейском законодательстве существовало множество законов по борьбе с конкуренцией: и Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 1883 года, и антимонопольный закон 1989 года, и испанский Закон «О пресечении недобросовестной конкуренции» 1991 года.
Сейчас в Евросоюзе действует специальная комиссия по защите конкуренции. Главной ее целью является «борьба против картелей и обеспечение условий конкурентоспособности на рынке товаров и услуг». Она рассматривает дела в сфере энергетики, финансовых услуг, информации и коммуникационных технологий и др. Основополагающим документом, регулирующим деятельность комиссии, является Европейское экономическое соглашение. Также Комиссией подписаны двусторонние соглашения со странами-кандидатами в ЕС и балканскими государствами. Специализированные соглашения о сотрудничестве заключены также с США, Канадой, Японией, Южной Кореей. Двусторонние соглашения подписаны с акфриканскими странами, Китаем, Египтом, Россией, Молдовой, Украиной и рядом других стран.
Примечательно, что в делах, рассматриваемых комиссией, фигурируют вполне узнаваемые компании: Deutsche Bank v Deutsche Postbank (COMP/M.5446, 06/02/2009), EQT Group v KMD (COMP/M.5437, 06/02/2009), Gaz de France v Savelys (COMP/M.5216, 04/08.
2008) и многие другие.Европейская политика носит упреждающий характер и основана на противодействии крупным компаниям, которые склонны к картельным сговорам. Большое внимание уделяется горизонтальным картельным соглашениям, которые представляют собой сговор компаний одной отрасли с целью получения монопольной прибыли посредством устранения или ограничения конкуренции на рынке. При этом наиболее распространенной формой картельных соглашений является согласованное установление цен на продукцию.
Статистика Европейской комиссии по защите конкуренции впечатляет: с 1990 года было рассмотрено 4165 дел о защите конкуренции. Из них 347 дел было рассмотрено в 2008 году, 150 — за первые восемь месяцев текущего года. В связи с углублением кризиса комиссия была вынуждена обратить особое внимание на финансовые институты и принять меры по государственному управлению, рассчитанные на период до 2010 года.
Америка старается заглушить тресты и защитить конкуренцию
В США большое значение имеет антитрастовое законодательство. Причем предвестником американского закона о защите конкуренции стала английская доктрина сдерживания торговли, которая легла в основу первого антимонопольного закона США — так называемого акта Шермана. Закон был весьма актуален еще в начале XX века, во время президентства Теодора Рузвельта.
Акт Шермана, принятый в 1890 году под давлением движения рабочих и фермеров, назван по имени автора — сенатора Джона Шермана. Закон был чрезывачно прост: вне закона становилось любое объединение в форме треста, незаконными объявлялись соглашения, направленные на ограничение торговли. Однако на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых трестов. В 1892-1896 годах из пяти судебных процессов против трестов четыре завершились благоприятным для них исходом.
Россия стремится сделать тендеры прозрачными и открытыми
Законодательство должно время от времени меняться. Об этом говорят представители Соединенных штатов Америки, в своих ежегодных докладах отмечает европейская Комиссия по защите конкуренции. Россия также старается не отставать. Так, планируется дополнить Федеральный закон от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции» новой главой, которая предусматривает введение особого регулирования проведения конкурсов, аукционов государственными корпорациями, дочерними обществами государственных корпораций, субъектами естественных монополий и организациями, осуществляющими эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и газоснабжения, по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также организациями, доля участия Российской Федерации в которых составляет сто процентов, не являющиеся государственными или муниципальными заказчиками.
Данный закон обяжет субъекты монополий проводить аукционы и конкурсы по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08. 07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.08.2009).
Предполагается, что естественные монополии будут вынуждены выйти из тени, чтобы проводить конкурсы в соответствии с новыми требованиями. Однако сложно даже предположить, что эти законодательные штрихи смогут принципиально решить проблему развития конкуренции.
Абсолютного успеха в борьбе с монополиями пока не добилась ни одна страна
Однако ни законодательство США, ни политика Евросоюза не способны в полной мере защитить конкуренцию и побороть монополистические настроения рынка, и проблемы все чаще обсуждаются в рамках международных организаций, среди них Конференция ООН по Торговле и Развитию, Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, Всемирная Торговая Организация.
Екатерина Шестакова
- Конкуренция, Антимонопольное законодательство
Состоялось заседание парламентской комиссии по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием (22 ноября 2010 года)
Состоялось заседание парламентской комиссии по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием.
Парламентская комиссия по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций и коммерческих организаций с государственным участием положительно оценила результаты деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. По итогам заседания председатель Комиссии Владимир Пехтин Пехтин
Владимир Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил: «Это, наверное, единственный случай в нашей практике, когда представители разных депутатских фракций единогласно и единодушно подержали работу института развития».
Он отметил системный подход к решению вопросов, в том числе в части законодательного обеспечения деятельности РЖС: «Системность проявляется и в улучшении подхода к формированию базы земельных участков, и в установлении критериев жилья экономического класса, которое должно быть возведено на этих территориях. Очень важно строить жилье, которое было бы доступно для большинства жителей России, а не для избранных».
По словам главы Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова Федоров
Евгений Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, «государство, создав Фонд и не вложив в него значительные средства, получило серьезный инструмент развития жилищного строительства и обеспечения доступным жильем граждан».
На заседании отмечалось, что депутаты готовы разработать предложения по дальнейшему совершенствованию нормативной и законодательной базы работы Фонда РЖС. В этих целях, сообщил первый заместитель председателя Комиссии Андрей Голушко Голушко
Андрей Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0141 (Любинский – Омская область)
, в Думе будет создана рабочая группа: «В законодательстве остается еще много неурегулированных моментов».
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ
‘Монополия на информацию’: Россия закрывает доступ к интернету
Опубликовано [час]:[минута] [AMPM] [часовой пояс], [monthFull] [день], [год]
МОСКВА (AP) — Российские законодатели одобрили в четверг законопроект, который расширит государственный контроль над интернетом и который, как опасаются противники, знаменует начало новой эры повсеместной цензуры.
Законопроект предусматривает установку оборудования для маршрутизации российского интернет-трафика через серверы в стране. Это увеличило бы возможности государственных органов контролировать информацию и блокировать приложения для обмена сообщениями, в то время как пользователям было бы труднее обойти правительственные ограничения.
Сторонники законопроекта говорят, что это защитная мера на случай, если Россия будет отключена от Интернета Соединенными Штатами или другими враждебными силами.
Другие новости
Николай Земцов, депутат, поддержавший законопроект, заявил Associated Press, что Россия может сотрудничать с бывшими советскими странами в Рунете, где новости из критических западных СМИ ограничены.
«Возможно, в нашем ограниченном суверенном Интернете мы станем только сильнее», — сказал он.
Но этот шаг вызвал беспокойство в обществе, привыкшем к открытому интернету. Несколько тысяч человек вышли на улицы Москвы в знак протеста в прошлом месяце.
Сергей Бойко, активист-либертарианец, который помогал организовывать акции протеста, заявил, что демонстрации могут быть продолжены.
«Цель — установить монополию властей на информацию в стране», — сказал он AP. «Сейчас уже не советские времена, когда достаточно было контролировать СМИ, телеграф и типографию. Этого было достаточно. Теперь им нужно контролировать более широкую среду, и им нужно контролировать Интернет».
Бойко предсказал, что скорость интернета в России резко снизится из-за установки оборудования, требуемого законопроектом, и сказал, что это может «засолить» быстроразвивающийся технологический сектор России.
«Власти готовы смириться с деградацией интернета в России ради его контроля», — сказал он.
Законопроект принят 322-15 во втором чтении в нижней палате парламента.
Второе чтение проводится после окончательной доработки поправок и обычно является наиболее важным. Законопроект должен пройти третье чтение и верхнюю палату, прежде чем его подпишет президент Владимир Путин.
С прошлого года российские власти пытаются заблокировать приложение для обмена сообщениями Telegram, которое отказывается передавать зашифрованные сообщения пользователей вопреки решению суда.
В трафике Telegram использовались миллионы адресов различных интернет-протоколов, а это означало, что попытки его заблокировать напоминали игру «ударь крота». Многие несвязанные приложения, интернет-магазины и даже автосервисы Volvo были временно отключены в прошлом году, прежде чем российские власти ослабили давление. Новый закон может облегчить блокировку.
Россия уже требует, чтобы определенная личная информация о гражданах России хранилась на серверах в стране. Эта мера привела к блокировке социальной сети LinkedIn в 2016 г.
Стремясь усилить контроль над Интернетом, который не контролируется центральной властью, российское правительство берет пример с Китая.
Китай подвергает своих 700 миллионов интернет-пользователей тщательному мониторингу и жесткому контролю. В Пекине действует система автоматизированных фильтров, известная как «Великий брандмауэр», которая блокирует политический контент, а также сайты, связанные с азартными играми и порнографией. Китайским пользователям запрещено использовать западные интернет-сайты, такие как Facebook, Google и Twitter, оставляя рынок открытым для доморощенных гигантов, таких как Tencent.
Китайские регулирующие органы усилили контроль над местными микроблогами, такими как Weibo, приказав им создать механизм для удаления ложной информации. Они также расправляются с виртуальными частными сетями — программным обеспечением, которое можно использовать для обхода интернет-фильтров путем создания зашифрованных ссылок между компьютерами и заблокированными сайтами.
Франческа Эбель из Москвы и Келвин Чен из Лондона внесли свой вклад в этот отчет.
Управление по связям с общественностью | Граждане США и сотрудники российской разведки обвиняются в сговоре с целью использования граждан США в качестве незаконных агентов российского правительства
Большое федеральное жюри в Тампе, штат Флорида, вынесло заменяющий обвинительный акт, в котором четырем гражданам США и трем гражданам России было предъявлено обвинение в том, что они работали от имени правительства России и совместно с Федеральной службой безопасности России (ФСБ) для проведения многолетнего иностранного дела. Кампания пагубного влияния в Соединенных Штатах. Помимо прочего, в заменяющем обвинительном акте утверждается, что российские обвиняемые вербовали, финансировали и руководили политическими группами США, чтобы они действовали в качестве незарегистрированных незаконных агентов российского правительства, сеяли раздор и распространяли пророссийскую пропаганду; обвиняемые офицеры разведки, в частности, участвовали в тайном финансировании и руководстве кандидатами на местные должности в Соединенных Штатах.
Кроме того, по отдельному делу в округе Колумбия было раскрыто уголовное дело, в котором гражданка России Наталья Бурлинова обвиняется в сговоре с сотрудником ФСБ с целью действовать в качестве незаконного агента России в Соединенных Штатах.
«Российская служба внешней разведки предположительно использовала в качестве оружия наши права, закрепленные в Первой поправке — свободы, в которых Россия отказывает своим гражданам, — чтобы разделить американцев и вмешаться в выборы в Соединенных Штатах», — заявил помощник генерального прокурора Мэтью Дж. Олсен из отдела национальной безопасности Министерства юстиции. «Министерство без колебаний разоблачит и привлечет к ответственности тех, кто сеет раздор и коррумпирует выборы в США на службе враждебным иностранным интересам, независимо от того, являются ли виновные гражданами США или иностранными лицами за границей».
«Попытки российского правительства тайно повлиять на выборы в США недопустимы», — заявил помощник генерального прокурора Кеннет А. Полите-младший из отдела по уголовным делам Министерства юстиции. «Как показывает сегодняшнее объявление, Отдел по уголовным делам стремится искоренить злонамеренное иностранное влияние в политической системе США и помочь обеспечить честность наших выборов».
«Сегодняшнее заявление рисует ужасающую картину действий российского правительства и того, на что пойдет ФСБ, чтобы вмешаться в наши выборы, посеять раздор в нашей стране и, в конечном итоге, привлечь граждан США к своим усилиям», — сказал исполняющий обязанности помощника директора Курт Ронноу из отдела контрразведки ФБР. «Все американцы должны быть глубоко обеспокоены тактикой, используемой ФСБ, и сохранять бдительность в отношении любых попыток подорвать нашу демократию. ФБР по-прежнему привержено борьбе с этим вопиющим поведением и, в конечном счете, уничтожению наших противников и тех, кто действует от их имени».
США против Ионова и др.
Согласно заменяющему обвинительному заключению, возвращенному в Мидл-Дистрикт штата Флорида, Александр Викторович Ионов, житель Москвы, был основателем и президентом Российского антиглобалистского движения (АГМР), организации со штаб-квартирой в Москве, Россия, и финансируется правительством России. Ионов якобы использовал AGMR для проведения кампании пагубного влияния России. Попытки влияния Ионова якобы направлялись и контролировались базирующимися в Москве сотрудниками ФСБ, в том числе обвиняемыми Алексеем Борисовичем Суходоловым и Егором Сергеевичем Поповым.
«Судебное преследование за это преступное поведение имеет важное значение для защиты американского общества, когда иностранные правительства пытаются вмешаться в американский политический процесс», — заявил прокурор США Роджер Б. Хандберг в Среднем округе Флориды. «Мы благодарим наших партнеров в ФБР за их неустанное расследование этих событий и их приверженность обеспечению справедливости».
Помимо других незаконных действий, в обвинительном акте, заменяющем другие, утверждается, что Ионов, Суходолов и Попов вступили в сговор с целью прямого и существенного влияния на демократические выборы в Соединенных Штатах, тайно финансируя и направляя политическую кампанию конкретного кандидата на местный пост в Санкт-Петербурге, Флорида. , в 2019 году. Например, в заменяющем обвинительном акте утверждается, что Попов прямо называл эту работу от имени ФСБ «нашей избирательной кампанией», а Ионов называл кандидата «кандидатом, которого мы курируем». Ионов и Попов якобы рассчитывали, что этот заговор о вмешательстве в выборы выйдет за рамки цикла местных выборов 2019 года в Санкт-Петербурге, и впоследствии обсуждали, что «президентские выборы в США» были «главной темой года» ФСБ.
Более того, как минимум с ноября 2014 года по июль 2022 года Ионов предположительно участвовал в многолетней иностранной кампании вредоносного влияния, направленной против Соединенных Штатов. В рамках кампании Ионов якобы вербовал членов политических групп в Соединенных Штатах, в том числе Африканскую народно-социалистическую партию и Движение Ухуру (совместно — АПСП) во Флориде, «Блэк Хаммер» в Джорджии и политическую группу в Калифорнии (называемую в заменяющем обвинительном заключении как Политическая группа США 3), участвовать в кампании влияния и действовать в качестве агентов России в Соединенных Штатах, включая следующих обвиняемых:
- Омали Ешитела, гражданин США, проживающий в Санкт-Петербурге, Флорида, и Сент-Луисе, штат Миссури, который был председателем и основателем APSP;
- Пенни Джоанн Хесс, гражданка США, проживающая в Санкт-Петербурге, Флорида, и Сент-Луисе, штат Миссури, возглавлявшая часть APSP;
- Джесси Невел, гражданин США, проживающий в Санкт-Петербурге, Флорида, и Сент-Луисе, штат Миссури, который был членом APSP; и
- Август С. Ромен-младший, также известный как Гази Кодзо, гражданин США, проживающий в Санкт-Петербурге, Флориде и Атланте, который был лидером APSP и основателем Black Hammer в Джорджии.
Одним из направлений предполагаемой операции Ионова по оказанию влияния было создание видимости поддержки населением Америки аннексии Россией территорий на Украине. Например, в мае 2020 года Ионов якобы направил запрос, который, как он заявил, был из «России, Донецкой Народной Республики» — очевидная ссылка на оккупированный Россией регион на востоке Украины — Ешителе и членам других политических групп США сделать заявления. в поддержку независимости так называемой Донецкой Народной Республики, поддерживаемого Россией отколовшегося государства на востоке Украины. Позже Ионов якобы сообщил ФСБ, что записанное на видео заявление Ешитела о поддержке стало первым случаем, когда «американские некоммерческие организации поздравили граждан» оккупированного региона.
Использование Ионовым АПСП для продвижения российской пропаганды, касающейся Украины, предположительно продолжалось после вторжения России в Украину. В день, когда Россия вторглась в Украину, 24 февраля 2022 года, Ионов якобы отправил Невелю по электронной почте «СРОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ», в котором содержались пророссийские тезисы в поддержку вторжения. После этого, в течение марта 2022 года, АПСП неоднократно принимала Ионова через видеоконференцию для обсуждения войны, во время которой Ионов ложно заявлял, что любой, кто поддерживает Украину, также поддерживает нацизм и превосходство белых, а Ешитела и еще один член АПСП якобы делали заявления о солидарности с российскими властями. правительство.
Ионов, Суходолов, Попов, Ешитела, Хесс, Невель и Ромейн обвиняются в сговоре с целью заставить граждан США действовать в качестве незаконных агентов российского правительства в Соединенных Штатах без предварительного уведомления Генерального прокурора, как того требует закон. Если их признают виновными, каждому из них грозит максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы. Ешитела, Хесс и Невел также обвиняются в том, что они действуют в качестве агентов России в Соединенных Штатах без такого предварительного уведомления. Если их признают виновными, каждому из них грозит максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы. В случае осуждения судья федерального окружного суда вынесет приговор после рассмотрения Руководства США по вынесению приговоров и других законодательных факторов.
Помощники прокурора США Дэниел Дж. Марсет и Риша Асокан из Среднего округа Флориды, прокурор Менно Гудман из отдела контрразведки и экспортного контроля Министерства юстиции и прокурор Деметриус Самнер из отдела общественной неподкупности уголовного отдела ведут судебное преследование.
Соединенные Штаты против Бурлинова
Согласно показаниям под присягой в поддержку уголовного дела, раскрытого в округе Колумбия, гражданка России Наталья Бурлинова, жительница Москвы, вступила в сговор с сотрудником ФСБ с целью вербовки граждан США из академических и исследовательские институты поедут в Россию для участия в программе публичной дипломатии под названием «Встреча с Россией». Программой руководила PICREADI, российская организация, возглавляемая Бурлиновой, финансируемая правительством России и занимающаяся продвижением национальных интересов России.
«Подсудимая обвиняется в подрыве наших законов об уведомлении иностранных агентов для продвижения национальных интересов России здесь, в Соединенных Штатах, сокрытии от общественности того, что ее усилия по вербовке финансировались российской службой безопасности», — заявил прокурор США Мэтью М. Грейвс. округ Колумбия. «Мы продолжим разоблачать эти серьезные преступления и привлекать к ответственности всех, кто их совершает».
В показаниях под присягой утверждается, что офицер ФСБ финансировал и иным образом поддерживал иностранную вербовку Бурлиновой и ее усилия по продвижению российских интересов в Соединенных Штатах. В ответ Бурлинова предоставила сотруднику ФСБ обширную информацию о гражданах США, завербованных для участия в ее программах, включая их резюме, паспортные данные, фотографии и анализ их взглядов на Россию. Далее Бурлинова назвала сотруднику ФСБ конкретных граждан США, которые, по мнению Бурлинова, положительно относились к России и были готовы продолжать сотрудничество.