Налоговые органы в Российской Федерации
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской ФедерацииГлавной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Понятие налоговых органов
Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.
Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.
Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.
Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.
Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.
Задачи налоговых органов
Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:
- осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
- обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
- регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
- взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
- обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.
Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.
Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.
Вам необходима помощь налогового юриста?
Консультация специалиста с 20 летним опытом
Функции налоговых органов
Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.
Функции налоговых органов включают в себя:
- проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
- контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
- удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
- проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
- выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
- исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
- обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.
Единая централизованная система налоговых органов
По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.
Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.
Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.
Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.
ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.
Территориальные органы ФНС России
Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.
Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.
Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.
Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.
Межрегиональные налоговые инспекции
Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.
Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.
Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.
Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.Обязанности налоговых органов
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Обязанности налоговых органовОбязанности налоговых органов регламентируются положениями НК РФ.
Функции налоговых органов
В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.
Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.
Основными функциями являются:
- фискальная;
- контрольная;
- правоохранительная;
- консультационно-информационная.
Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.
Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.
Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.
Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.
Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.
Основные обязанности налоговых органов
Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:
- в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
- в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
- в учете организаций и физических лиц;
- в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
- в соблюдении налоговой тайны;
- в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
- в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
- в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
- в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.
НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.
Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.
Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.
Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.
Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:
- полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка.
Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.
Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.
Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.
Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)
Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.
Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.
Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.
Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборовОпыт нашей команды по установлению налогов и сборов более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию
Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.
Структура налогов и сборов
Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.
Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.
Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:
- федеральные обязательные платежи;
- региональные налоги и сборы;
- платежи, установленные на территории муниципальных образований.
В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.
Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.
Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.
Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.
Федеральные налоги и сборы
Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:
- НДС;
- все предусмотренные в РФ акцизы;
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДПИ;
- водный налог;
- сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
- все виды госпошлины.
Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.
Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.
Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.
Региональные налоги и сборы
Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.
Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.
Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.
Местные налоги и сборы
К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.
Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.
В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.
Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей
Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.
Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.
В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.
Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных — на региональном и местном.
При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.
Полномочия федеральных органов власти
Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.
Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).
Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.
Полномочия региональных и местных органов власти
Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.
По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.
Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.
Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.История | ФНС | ФНС России
Вехи развития налоговой системы России
1573 — Учрежден Приказ больших доходов. Впервые в России было создано государственное агентство, которое объединило под своим управлением сбор основных государственных доходов.
1653 — утвержден первый торговый устав. Впервые в едином документе обобщены общие правила сбора и расчета торговых пошлин, которые стали прообразом налогового кодекса.
1665 — Учрежден приказ Великой казны.
1699 — Создана палата Burghermaster и ее полевые офисы во главе с Burghermasters. Впервые был создан прототип современной налоговой администрации с единым центральным органом и полевыми подразделениями.
1718 — Созданы Каммер Коллегиум, отвечающий за государственные доходы, и Штадтс Контор Коллегиум, отвечающий за государственные расходы.Впервые для оценки государственных расходов выделено отдельное агентство.
1755 — Каммерский коллегиум заменен на Казначейскую палату. Впервые сбор налогов и таможенных пошлин объединен под крышей единого налогового органа.
1780 — Казначейская палата заменена Экспедицией государственных доходов, которая длилась всего несколько лет и позже была разделена на три отдельные экспедиции, отвечающие за доходы, расходы и аудит счетов.Впервые создан единый финансовый орган, сочетающий управление государственными доходами и расходами с контролирующими функциями.
1802 — создано Министерство финансов с отделами, отвечающими как за доходы, так и за расходы государства.
1811 — Государственное казначейство и Управление государственного контролера отделены от Министерства финансов как два ведомства, отвечающие, соответственно, за расходы и контроль / аудит счетов.С переходом к регулярной подготовке и утверждению Государственных бюджетов (макетов) Казначейство снова было возвращено Министерству финансов.
1885 — Офисы налоговых инспекторов, созданные как отделы Казначейства, ответственные за расчет прямого налога, взимаемого с доходов.
1898 — Введен торговый налог. Кроме того, в этот период большое значение имели налог на недвижимость и аукционные сборы, ипотека и сборы по обязательствам по ссуде.
1917 — Создан Народный комиссариат финансов РСФСР.
1918 — единовременный сбор на содержание семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, нанимавших наемную рабочую силу. 30 октября 1918 года была введена еще одна единовременная выплата (так называемый «Чрезвычайный революционный налог в десять миллиардов», взимаемый с буржуазии и зажиточного крестьянства).
1919 — Центральное налоговое управление с подведомственными региональными налоговыми органами, созданное в составе Народного комиссариата финансов РСФСР.
1920 — Управление косвенных налогов передано из Народного комиссариата финансов РСФСР в Высший совет народного хозяйства РСФСР.
1921 — Продовольственная заявка заменена продовольственным налогом. Примерно в это же время были заложены основы советской налоговой системы (Главное налоговое управление Наркомата финансов РСФСР преобразовано в Управление по налогам и сборам).
1923 — Создан Народный комиссариат финансов СССР. К концу 1920-х гг. Налогообложение в Советском Союзе было сложным и обременительным (86 видов платежей в бюджет).
1930 — 1932 — Налоговая реформа в СССР (Постановление ВЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). В результате была полностью отменена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий, которых около 60, были унифицированы в виде двух основных сборов: налога с оборота и налога на прибыль.Вся прибыль промышленных и коммерческих предприятий, за исключением установленных законом отчислений на формирование активов, конфисковывалась государством для создания своих доходов.
1941 — Налог, взимаемый с холостяков, одиноких и малодетных семей (для мобилизации дополнительных ресурсов для помощи многодетным матерям), действовавший до начала 1990-х годов, введенный Указом Президиума Верховного Совета СССР.
1946 — Народный комиссариат финансов СССР преобразован в Министерство финансов СССР.
1990 — Государственная налоговая инспекция создана при Министерстве финансов РСФСР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 Приказом Минфина СССР № 50ЛС. РСФСР от 6 марта 1990 г.). Это положило начало формированию мощной системы с трехуровневой иерархией управления: центральный орган, региональные администрации (республиканские и региональные инспекции) и местные (районные и муниципальные) налоговые органы.
1991 — Государственная налоговая служба создана как самостоятельный орган. За этот период была проведена масштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основные налоговые законы: Базовый Закон Российской Федерации от 27 декабря «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащий список налогов; Закон Российской Федерации от 27 декабря «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря «О налоге на прибыль физических лиц. », Закон Российской Федерации от 18 октября« О дорожных фондах в Российской Федерации », Закон Российской Федерации от 6 декабря« Об акцизных налогах »и другие законы о различных видах налогов.
1993 — Создан Государственный регистр предприятий. Запущена программа развития информационных технологий Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов (в рамках федеральной программы информатизации России). Налоговым органам поручено контролировать использование кассовых аппаратов.
1996 — Введена упрощенная система налогообложения малых предприятий.
1998 — Государственная налоговая служба России преобразована в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации (Указ Президента РФ №1635 от 23 декабря 1998 г.). Старт кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН) физическим лицам. На налоговые органы возложен контроль за производством и оборотом алкогольной и алкогольной продукции.
1999 — Вступила в силу часть I Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.
2001 — Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря.Часть II Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Подоходный налог с физических лиц» и Глава 24 «Единый социальный налог (сбор). «) ввести в действие. Налоговые органы уполномочены осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также вести Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Налоговым органам передана функция сбора взносов в средства государственного бюджета (единый социальный налог).
2002 — вступили в силу глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» и глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добычу полезных ископаемых». Широкое внедрение электронной обработки данных в качестве Стандартная практика территориальных налоговых органов. Организована электронная подача налоговых деклараций. Территориальные налоговые органы подключены к телекоммуникационной сети.
2003 — Отмена налогов с участников дорожного движения и владельцев транспортных средств; Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации («Транспортный налог»), а также главы 26.2 (об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса) и 26.3 (об установлении системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход) Налогового кодекса Российской Федерации. Централизация процессов регистрации юридических лиц («единое окно»).
2004 — Министерство по налогам и сборам Российской Федерации преобразовано в Федеральную налоговую службу в ходе административной реформы, направленной на оптимизацию функций органов исполнительной власти.Новые главы части II Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 29 «Налог на игорный бизнес»; Глава 30 «Имущество юридических лиц»; Глава 25.1, устанавливающие плату за использование объектов животного мира и использование морских биологических объектов). ресурсов и Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог»). Налог с продаж отменен. Федеральная налоговая служба наделена полномочиями (Указом Президента Российской Федерации) действовать в качестве уполномоченного органа по делам о банкротстве и банкротстве, а также принимать решения об отсрочке уплаты налогов в виде просрочки, рассрочки, налоговых льгот и инвестиционные налоговые льготы.
2005 — введены главы 25.3 («Госпошлина») и 31 («Земельный налог») Налогового кодекса Российской Федерации. Введен новый водный налог (глава 02.25 Налогового кодекса Российской Федерации). Отмена платы за пользование водными объектами.
2007 — В отделениях Сбербанка и коммерческих банков введена налоговая система самообслуживания «Электронная касса». В системе налоговых органов создан блок досудебного урегулирования налоговых споров.Ограничены полномочия налоговых органов при проведении мер налогового контроля.
2008 — Завершен проект «Модернизация налоговой администрации-2.
2009 — Новая услуга «Знай свой долг», доступная для налогоплательщиков на сайте ФНС России и посредством SMS. Полномочия по контролю за оборотом алкогольной и алкогольной продукции переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
2010 — Единый социальный налог заменен страховыми взносами.Подача документов государственной регистрации, налогового учета и бухгалтерского учета онлайн через единый портал госуслуг. Онлайн-информация для налогоплательщиков — физических лиц о суммах налоговой задолженности размещена на сайте ФНС России.2011 — Федеральная налоговая служба присоединилась к внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA) в качестве полноправного члена.
2013 — В Москве прошло 8 -е заседание Форума ОЭСР по налоговому администрированию.
2014 — Уполномоченный Федеральной налоговой службы Михаил Васильевич Мишустин избран заместителем председателя Форума ОЭСР по налоговому администрированию.
Налоговые органы России: права и обязанности
Реализация налоговой политики в любом государстве предполагает создание системы специализированных органов, выполняющих функции практического осуществления налоговых процедур и действий. Такими в России являются Министерство по налогам и сборам (МНС РФ) и его структурные подразделения в регионах.
Все налоговые органы, права и обязанности которых изложены в Налоговом кодексе, они образуют единую систему, центральными принципами построения которых являются централизация и независимость. Их основная задача в стране — предотвращение налоговых преступлений, а также проведение следственных действий в случае необходимости их расследования. Все полномочия налоговых органов определены таким образом, что они не по своему функциональному назначению являются сборщиками налогов, а представляют собой специализированный орган власти, который осуществляет контроль над налогами.
В отдельных случаях, предусмотренных частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы по закону и их обязанности могут передаваться другим подразделениям государственного аппарата. Например, законом предусмотрена возможность осуществления налоговых функций таможенными органами, действующими в пределах установленной законом компетенции. Те же исключения для функций также применяются к управлению внебюджетными государственными фондами. Одним из направлений политики государственного строительства в Российской Федерации является постоянная модернизация налоговых органов, которая осуществляется с целью повышения эффективности этого института государства, предотвращения коррупции, улучшения технических ресурсов, которые налоговые власти используют в своей работе.Права и обязанности Министерства по налогам и сборам Российской Федерации реализуются в тесном сотрудничестве с другими государственными органами.
В соответствии с установленными правилами данные органы имеют право:
— требовать от налогоплательщиков необходимые документы, которые могут служить основанием для определения размера и сроков уплаты налогов;
— проводить налоговые проверки, правила которых предусмотрены законом;
— в необходимых случаях для изъятия документов, когда есть подозрение, что такие документы скрыты, подделаны или даже уничтожены;
— вызов в установленном порядке плательщиков налогов для дачи объяснений по оплате;
— самостоятельно приостанавливать финансовые операции по вкладам и счетам;
— проводить обследования помещений, территорий и складов и проводить инвентаризацию;
— для установления размера налога методом исчисления в случаях, когда он не может быть определен на основании текущего приказа;
— требовать от налогоплательщиков соблюдения всех налоговых законов и правил и контроля за их выполнением;
— в судебном порядке о взыскании задолженности по уплате налогов;
— требовать банковские документы о состоянии счетов налогоплательщика;
— использование в налоговых расследованиях профессиональных экспертов и других специалистов, имеющих профессиональную подготовку и способных оказать помощь в расследовании;
— в случае необходимости подавать заявление о приостановлении действия лицензий и сертификатов на осуществление какой-либо деятельности, а также подавать иски в суд относительно:
a) взыскания задолженности;
б) возмещение ущерба;
в) расторжение договоров займа.
МНФ РФ, региональные и центральные налоговые органы, права и обязанности которых предусмотрены законодательством, в процессе своей деятельности действуют как сторона закона и, следовательно, могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций.
Обязанности налоговых органов:
— соблюдение законодательства и обеспечение контроля за его исполнением всеми участниками налогового процесса;
— учет налогоплательщиков;
— бесплатное распространение информации о действующих налогах, изменениях в налоговом законодательстве, принципах и порядке исчисления налогов;
— Информирование налогоплательщиков о реквизитах счетов по уплате налогов и внесение информации об их изменении;
— возврат суммы излишка по уплаченным налогам и сборам налогоплательщику;
— извещение налогоплательщика о результатах проверок и направление ему актов;
— хранение налоговой тайны;
— регистрация и подача справки о состоянии уплаты налогов по запросу налогоплательщика;
— Проведение совместных проверок заявления налогоплательщика об уплаченных суммах налогов.
Изменения в освобождении от НДС для иностранных компаний в 2021 году
Начиная с 2021 года, освобождение от НДС за передачу исключительных прав, а также прав на использование программного обеспечения и баз данных изменится следующим образом.
Сейчас |
Освобождены от НДС следующие операции: а) Передача исключительных прав на программное обеспечение и базы данных; б) Передача прав на использование ПО и базы данных по лицензионному соглашению. |
Начиная с 2021 года |
Следующие операции будут освобождены от НДС: а) Передача исключительных прав на программное обеспечение и базы данных, внесенные в Национальный реестр программного обеспечения, b) Лицензирование программного обеспечения и баз данных, внесенных в Национальный реестр программного обеспечения. Исключения не применяются, если переданные права позволяют (i) распространять рекламную информацию в Интернете и / или получать доступ к такой информации, (ii) размещать в Интернете предложения по покупке / продаже товаров (услуг), имущественных прав, (iii) поиск информации о потенциальных покупателях / продавцах. |
Эти изменения в основном коснутся иностранных компаний, предоставляющих права на программное обеспечение и базы данных, не включенные в Национальный реестр программного обеспечения.В результате этих изменений иностранные компании могут оказаться в одной из следующих ситуаций в 2021 году:
Иностранные лицензиары, предоставляющие права на использование программного обеспечения или базы данных, не включенных в Национальный реестр программного обеспечения.
1.Без интернета |
Облагается НДС, который удерживается и оплачивается налоговым агентом (лицензиатом) |
2. Через Интернет |
Облагается НДС. Признан электронной услугой. НДС необходимо уплатить согласно правилам для электронных услуг |
В первом случае (т.е. использование программного обеспечения без интернета), все достаточно просто: российский лицензиат будет действовать как налоговый агент и будет удерживать и платить НДС. Во втором случае передача прав на программное обеспечение и базы данных будет признана электронной услугой (статья 174.2 Налогового кодекса РФ), и в результате иностранные лицензиары будут обязаны самостоятельно платить НДС за электронные услуги:
- Иностранные лицензиары (сублицензиары) должны будут подать заявку на получение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в течение 30 дней с даты лицензии;
- Иностранные лицензиары должны будут подать декларацию по НДС на веб-сайте налоговой службы или в электронном виде;
- Иностранные лицензиары должны будут платить НДС на электронные услуги самостоятельно.
Работа через российских или иностранных агентов (сублицензоров) позволяет иностранным компаниям избежать регистрации в российских налоговых органах, а также самостоятельно декларировать и уплачивать налоги. Стоит отметить, что российский лицензиат может вычесть НДС по лицензии на программное обеспечение и базы данных только в том случае, если иностранный лицензиар зарегистрирован в качестве плательщика НДС на электронные услуги и только при соблюдении требований Налогового кодекса РФ по составлению договоров и других документы.
Необходимо учитывать множество факторов (фактическое использование программного обеспечения, условия лицензионных соглашений и т. Д.) для определения того, облагается ли сделка НДС при внутригрупповом распределении расходов, связанных с лицензиями на программное обеспечение.
Наши налоговые консультанты могут помочь вам в работе с этими изменениями в каждой отдельной ситуации:
- Оценка того, признается ли предоставление прав на программное обеспечение электронной услугой и, следовательно, облагается ли НДС;
- Разъяснение, какими будут налоговые обязательства всех сторон лицензионных соглашений с 2021 года;
- Рекомендовать варианты работы через посредников;
- Оценка рисков внутригруппового распределения лицензионных затрат.
| Последнее частичное обновление, май 2016 г.
Прирост капитала (для физических лиц)
Прирост капитала (для корпорации) в России
Налоговым годом в России считается год, заканчивающийся 31 декабря. Авансовые платежи по подоходному налогу производятся, как указано ниже:
Налоги у источника выплаты в России
Налог на социальное страхование в России |
Ведение бизнеса в России
Это руководство было подготовлено EY Россия, чтобы дать потенциальному инвестору представление о России, ее экономике и налоговой системе, предоставить обзор форм ведения бизнеса и правил бухгалтерского учета, а также ответить на вопросы, которые часто возникают у иностранных компаний.
Россия — быстро развивающаяся страна, стремящаяся улучшить инвестиционный климат и создать лучшую правовую среду для ведения бизнеса. С одной стороны, это делает бизнес в России привлекательной перспективой; с другой стороны, он может принимать трудные решения как при открытии бизнеса, так и в дальнейшем.
EY предоставляет аудиторские, налоговые, юридические, стратегические, транзакционные и консалтинговые услуги в 150 странах. В компании работает более 284 000 специалистов по всему миру, в том числе 3500 сотрудников в 9 офисах в России.
EY обладает обширным и глубоким знанием российских реалий и всегда готова прийти на помощь как начинающим, так и опытным инвесторам.
Это руководство содержит информацию, актуальную по состоянию на июнь 2020 года (за исключением случаев, когда указана более поздняя дата).
В справочнике «Ведение бизнеса в России 2020» вы найдете следующую информацию:
- Общая информация о бизнесе: Российская правовая система, финансовая система, валютный контроль, антимонопольное право, лицензирование, защита данных и конфиденциальность, регулирование цифровой сферы, санкции и ограничительные меры.
- Налоговая система: налоговых ставок и штрафов за просрочку платежа и нарушения налоговой отчетности, корпоративная налоговая система.
- Расходы и налоги по сделке с недвижимостью
- Налоговый контроль
- Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Налог на имущество
- Прочие налоги: акциз, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, дополнительный налог на прибыль от добычи углеводородов, прочие налоги и сборы
- Вопросы международного налогообложения
- Мероприятия по «деофшоризации»
- Налоговый режим при реорганизации компаний
- Таможня
- Трансфертное ценообразование
- Меры по привлечению инвестиций
- Offshore Oil and Gas Developments
- Финансовая отчетность и аудит
- Физические лица: НДФЛ, социальное обеспечение, российское трудовое законодательство, иммиграционная служба
В Приложениях вы можете найти полезные адреса и номера телефонов, курсы валют (на конец года), налоговые ставки по соглашению, черный список юрисдикций, утвержденных Министерством финансов, черный список юрисдикций, утвержденных Федеральной налоговой службой (штаты и территории), а также календарь соблюдения.
Банковское дело, деньги и налоги в России
Банковский сектор в России имеет неоднозначную историю, которая вызывает у местных жителей больше недоверия, чем что-либо другое. Кризис 1998 года и годы непривлекательных процентных ставок стали для большинства россиян достаточным стимулом для того, чтобы отдать предпочтение пространству под матрасом якобы защищенности банковских счетов. Этот менталитет сейчас меняется, но, тем не менее, иностранцам рекомендуется внимательно относиться к банковскому делу в России.
Деньги в России
Официальная валюта в России — рубль (сокращенно RUB). Каждый рубль делится на 100 копеек.
Примечания: 5 руб., 10 руб., 50 руб., 100 руб., 500 руб., 1000 руб. И 5000 руб.
Монеты: 10 копеек 50 копеек, 10
руб.
Оплачивать товары или услуги в России в долларах США или евро незаконно, даже если цена указана соответствующим образом.Пункты обмена валюты можно найти в аэропортах, крупных отелях, вокзалах и на улицах города. Не меняйте деньги за пределами уважаемых, авторитетных организаций, так как это может быть мошенничеством.
Банковское дело в России
Многие российские домохозяйства не имеют банковских счетов, а банковский сектор невелик и остается несколько фрагментированным. В России есть ряд крупных банков, большинство из которых являются государственными, и, хотя с годами их обслуживание стало более комплексным, все еще появляются сообщения о том, что их политика устарела.
По этим причинам эмигранты, вынужденные использовать местные банки из-за отсутствия международных возможностей, часто предпочитают отправлять свои сбережения за границу, сохраняя при этом небольшой счет в России для повседневных нужд. Большинство банков предоставляют услуги интернет-банкинга и могут выпускать кредитные карты.
Часы работы банка различаются, но обычно с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00. Некоторые банки также открыты с 9 до 15 часов по субботам.
Открытие банковского счета
Открытие банковского счета в России может быть неприятным занятием.Языковой барьер может усугубить проблемы, поэтому эмигрантам рекомендуется брать с собой местного друга или переводчика. Основная проблема, с которой сталкиваются эмигранты при открытии банковского счета, — это получение надлежащей документации. По возможности, эмигранты должны делать это заранее, чтобы минимизировать стрессовые взаимодействия.
Большинство банков требует копию паспорта иностранца, визу и минимальный депозит наличными. Некоторые банки также потребуют письмо от работодателя и подтверждение места жительства.
Expats должны внимательно выбирать филиал, в котором они открывают свой счет, поскольку им, возможно, придется вернуться в это отделение специально для управления операциями со счетом.
Банкоматы и кредитные карты
банкоматов ( банкоматов, ) широко доступны в городах России практически на каждой станции метро и в торговых центрах. Экспаты также могут снимать рубли в российском банкомате с помощью карты иностранного банка.
Россия — это в основном общество, основанное на наличных деньгах, особенно за пределами основных городских центров. Во всех крупных городских центрах большинство учреждений принимают кредитные карты. Хотя эмигранты могут получить кредитную карту в российском банке, многие из этих учреждений по-прежнему не хотят выдавать кредитные карты иностранцам.
Иностранцам, использующим кредитные карты в России, следует делать это с особой осторожностью, поскольку мошенничество с кредитными картами по-прежнему распространено в стране.
Налоги в России
эмигрантов, проживающих в России, будут считаться налоговыми резидентами, если они проведут в стране не менее 183 дней в течение одного календарного года. Те, кто проведет менее 183 дней, будут считаться налоговыми нерезидентами.
Налоговые резиденты облагаются налогом по фиксированной ставке со своего мирового дохода, в то время как те, которые считаются налоговыми нерезидентами, облагаются налогом в более высоком процентном соотношении только с их доходов в России.Эта сумма автоматически вычитается из заработной платы, но по-прежнему необходимо подать налоговую декларацию за предыдущий налоговый год до 30 апреля.
Эмигранты также должны узнать, существует ли налоговое соглашение между их страной и Россией. Если существует договор об избежании двойного налогообложения, экспаты освобождаются от уплаты налогов в обе страны. Лучше всего получить профессиональную консультацию по вопросам налогообложения в России, так как правила могут измениться без особого уведомления, и в этой области может быть очень легко нарушить закон.
.