Налогообложение лизинговых операций: как придется платить налоги с 2022 года — Юникон

Бухгалтерский учет и налоговое администрирование

Налогообложение лизинговых операций

Минфин и ФНС России регулируют налогообложение лизинговых операций.

Ключевая преференция лизинговых операций – право ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3, регулируемое налоговым законодательством. Ускорение амортизации не применяется к лизинговому имуществу 1-3 амортизационных групп.

Наряду с правом собственности на лизинговое имущество, право ускорения амортизации – одно из основных конкурентных преимуществ лизинга перед другими финансовыми инструментами. Его сохранение является важнейшим и принципиальным для лизинговых компаний вопросом в рамках отраслевой реформы.

  • Возможность сужения права ускорения амортизации лизингового имущества в рамках отраслевой реформы
  • Повышение НДС с 1 января 2019 года – новая значительная нагрузка на лизинговые компании, связанная с необходимостью пересчитывать лизинговые платежи и заключать дополнительные соглашения. Также, повышение НДС
  • Нагрузка на лизинговые компании в связи с повышением НДС с 1 января 2019 года.
  • Снижение привлекательности лизинга в связи с отменой налога на движимое имущество.

Бухгалтерский отчет и отчетность лизинговых компаний

Бухгалтерский учет лизинговых операций регулируется утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997 №15 с указаниями «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (с изменениями от 23.01.2001). Положения по бухгалтерскому учету лизинговых операций на сегодняшний день не существует.

Вместе с тем, бухгалтерский учет лизинговые компании могут вести в соответствии с международным стандартом бухгалтерской отчетности МСФО IAS’17. Множество лизинговых компаний являются дочерними компаниями банков и готовят отчетность по МСФО в рамках группы в соответствии с ФЗ №208‑ФЗ от 27.07.2010 «О консолидирован-ной финансовой отчетности». Такие компании вынуждены вести как минимум три вида учета (бухгалтерский, налоговый и МСФО), что существенно увеличивает операционные расходы.

Порядок учета лизинговых операций зависит от выбранной компанией и закрепленной в учетной политике методологии. Лизинговые компании могут принять учетную политику в соответствии с продолжающими действовать указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 №15. В этом случае стороны договора финансового лизинга продолжают выбирать балансодержателя лизингового оборудования в соответствии с рекомендациями ПБУ.

Возможность выбора порядка учета лизинговых операций сохраниться для лизинговых компаний до вступления в силу нового российского стандарта ПБУ.

13.01.2016 Советом по МСФО выпущен новый международный стандарт IFRS16 «Аренда». Данный стандарт обязателен к применению на территории РФ, начиная с отчетности за 2019 год. Добровольное применение допускается уже сейчас, но при условии, что организация также начала добровольное применение IFRS15 «Выручка от контрактов с покупателями». Стандарт заменяет собой прежний стандарт по аренде IAS17, а также интерпретации SIC 15, SIC 27, IFRIC 4.

Минфином России разрабатывается новый ФСБУ «Аренда», в основе которого будут лежать принципы МСФО. Его принятие планируется министерством в период 2020-2021 гг.

  • Внедрение международного стандарта финансовой отчетности IAS 16 в Российской Федерации
  • Переход в рамках реформы на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций вступают в действие и обязательны к применению для ССЛД с 2021 года.
  • Переход в рамках реформы специальных субъектов лизинговой деятельности на единый план счетов для некредитных финансовых организаций

Деятельность Подкомитета Партнерства в рамках проекта Бухгалтерский учет и налоговое администрирование

Изменения в налогообложении лизинговых сделок



В научной статье проведен анализ актуальных изменений в налогообложении лизинговых сделок в экономике Российской Федерации.

Актуальность исследования на данную проблематику обусловлена тем, что 29 ноября 2021 года был принят Федеральный закон № 382-ФЗ, согласно которому внесены изменения в гл. 25, 30 НК РФ в части порядка учета лизинговых операций в расходах по налогу на прибыль и порядка обложения предмета лизинга налогом на имущество организаций. Согласно данным изменениям в налогообложении лизинговых сделок нововведения вступают в силу 1 января 2022 года, что требует разъяснения ключевых пунктов для налогоплательщиков.

Ключевые слова: налогообложение, лизинговые сделки, лизинг, лизинговые операции, налоговые изменения, налоговое законодательство, 382-ФЗ, налоги.

В 2020–2021 гг. кризис пандемии коронавирусной инфекции привел к ухудшению ряда макроэкономических показателей, формированию неустойчивости экономической конъюнктуры и ухудшению условий деловой среды. Многие коммерческие организации столкнулись с трудной по решению задачей — обновлением основных фондов, что обусловлено дефицитом финансовых ресурсов.

Исходя из этого, предприятиям необходим инструмент, который позволит им решить свои основные вопросы и проблемы, среди которых дефицит собственных средств и финансовых ресурсов при обновлении основных фондов (производственных мощностей). Таким механизмом внешнего финансирования может выступать лизинг, развитие которого в России началось не так давно.

Для отечественной экономики лизинговые операции означают возможность формирования альтернативного механизма привлечения внешнего финансирования при обновлении основных фондов, производственного оборудования, орудий и средств труда, а также транспортного комплекса, используемого для логистики.

На распространенность лизинга в отечественной экономике, как способа финансирования деятельности организации влияют сложности налогообложения предметов лизинга.

По этим причинам, Правительством РФ принимаются актуальные изменения в системе налогового администрирования, куда относится Федеральный закон № 382-ФЗ, согласно которому внесены изменения в гл. 25, 30 НК РФ в части порядка учета лизинговых операций в расходах по налогу на прибыль и порядка обложения предмета лизинга налогом на имущество организаций.

Преимуществами использования лизинговых операций выступают:

– отсутствие необходимости вложения финансового капитала, как инвестиционных ресурсов;

– решение проблемы дефицита денежных средств на приобретение оборудования и техники;

Схема лизинга для российских предприятий включает в себя трудности для каждой стороны лизинговой сделки. Вопросов по бухгалтерскому и налоговому учету, возникающих у специалистов в области лизинговых отношений, не становится меньше.

Целью любой стороны лизингового договора является грамотная оценка всех возможных рисков и поиск методов, гарантирующих их полное или частичное исключение. В частности, такая оценка связана и с особенностями налогообложения лизинговых операций, влияющих на эффективность финансового лизинга, как инструмента обновления основных фондов предприятия [1].

В налогообложении лизинговых операций наблюдается большое количество нюансов и специфических особенностей, которые напрямую не прописаны в НК РФ, но относятся к предметам лизинга (обычно основные средства и их эксплуатация) [3].

На сегодняшний день, особенности налогообложения лизинговых операций в России формирует ряд острых вопросов, выступающих барьерами при развитии рынка лизинга. В частности, создаются проблемы, которые можно разделить на 3 ключевые группы:

– первая категория проблем формируется в рамках начисления амортизации по лизинговому имуществу, а также при формировании совокупных расходов;

– вторая категория проблем формируется в рамках процесса начисления налогов на прибыль, добавленную стоимость, имущество и транспорт при проведении лизинговых платежей;

– третья категория проблем формируется при налоговом учете предмета лизинга на балансе организации, а именно с процессом выбора стороны, где будет проводиться данный учет.

Предмет лизинга может учитываться, как на балансе лизинговой компании, так и лизингополучателя. Соответственно, имущество лизинговой операции учитывается, как основные средства, по которым происходит начисление амортизации. Одним из преимуществ финансового лизинга для отечественного пространства выступает применение лизинговых операций с целью снижения уровня налоговой нагрузки на бизнес-деятельность предприятий [2].

Важным моментом осуществления расчета налога на прибыль выступает оценка первоначальной стоимости имущества, взятого в лизинг. Данная процедура происходит путем суммирования расходов лизингодателя на приобретение предмета лизинга, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Отдельное внимание стоит уделить вопросу начисления амортизации при расчетах налога на прибыль. Данная процедура может проводиться двумя способами:

– линейным способом, где начисление амортизации происходит по первоначальной стоимости основных средств;

– нелинейным способом, где для каждой амортизационной группы установлены единые нормы, а сумма расчета не зависит от срока полезного использования объекта имущества.

С 1 января 2022 года имущество, передаваемое в аренду или лизинг, в качестве основных средств согласно Федеральному закону от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ учитывает арендодатель. В связи с этим внесены поправки и в главу 25 НК РФ о налоге на прибыль [4].

Исходя из принятых изменений в налогообложении лизинговых сделок из статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации был исключен пункт под номером 10. До внесения поправки в нем говорилось о том, что лизинговое имущество включает в соответствующую амортизационную группу та сторона, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга. Теперь данная норма налогообложения с 1 января 2022 года теряет свою актуальность.

Таким образом, предмет лизинга будет учитываться в целях налога на прибыль у лизингодателя, лизингополучатель будет учитывать в расходах лизинговые платежи за минусом выкупной стоимости. Право применения к основной норме амортизации повышающего коэффициента у лизингодателя сохраняется.

С 01.01.2022 согласно Федеральному закону от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ плательщиком налога на имущество признается арендодатель (лизингодатель). До внесенных изменений налог на имущество по среднегодовой стоимости уплачивала, та сторона договора лизинга, на чьем балансе учитывался предмет лизинга в качестве объекта основных средств.

По нашему мнению, принятые изменения в налогообложении лизинговых сделок, которые будут актуальными с 1 января 2022 года, повышают актуальность проблематики несоответствия налогового и бухгалтерского учета лизинговых операций.

С учетом незначительного времени, остающегося до 2022 года, налогоплательщикам необходимо выработать методологическую позицию по ряду вопросов, чтобы оптимизировать систему налогового учета лизинговых операций.

Литература:

  1. Ширяева Г. Ф. Сложные аспекты бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций // Вестник евразийской науки. 2017. № 6 (43). С. 1–9.
  2. Смирнова Н. В. Налоговые преимущества лизинговой сделки для предприятий с общей системой налогообложения // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 878–881.
  3. Борзова А. С., Железная И. П. Особенности налогообложения лизинговых операций в российских авиакомпаниях // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 11 (197).
  4. Налог на прибыль: какие поправки внес Федеральный закон № 382-ФЗ. URL: https://www.buhgalteria.ru/article/nalog-na-pribyl-kakie-popravki-vnes-federalnyy-zakon-382-fz (дата обращения: 23.12.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, операция, предмет лизинга, изменение, категория проблем, начисление амортизации, внешнее финансирование, лизинговое имущество, налоговый учет, Российская Федерация.

Сложности налога с продаж при аренде

Налог с продаж сложен независимо от отрасли, в которой вы работаете. Но лизинговая отрасль выявляет еще более сложные нюансы в зависимости от типа аренды, вспомогательной деятельности и даже самого предмета лизинга.

Некоторые концепции налога с продаж для лизинговой отрасли довольно просты, а другие более сложны. Например, арендодатель по определению владеет имуществом и сдает его в аренду арендатору. Это имущество, принадлежащее арендодателю, создает взаимосвязь налога с продаж, где бы ни находилось оборудование. Эта концепция, как правило, проста. Однако налогообложение самой аренды и некоторых сопутствующих услуг гораздо сложнее.

«Аренда» против «аренды»

Большинство налоговых законов описывают «аренду» как соглашение с обязательством на 30 дней или менее. В то время как «аренда», как правило, является долгосрочным обязательством, как правило, 12 месяцев или более в большинстве штатов. (Краткосрочные договоры или договоры аренды в некоторых юрисдикциях облагаются более высокой налоговой ставкой.)

Среди других важных определений, касающихся налога с продаж и использования в лизинговой отрасли, есть «недвижимое имущество» и «материальное личное имущество». Итак, платите ли вы налог с продаж при аренде? Что ж, в большинстве штатов долгосрочная аренда недвижимости, как правило, не облагается налогом. Материальная личная собственность, как правило, облагается налогом при продаже, аренде или аренде.

«Операционная» и «финансовая»

Операционная и финансовая (капитальная) аренда также имеют разный порядок налогообложения налоговыми органами.

Применительно к налогу с продаж и использованию учет налога на аренду показывает, что имеет место временное использование объекта без намерения передать право собственности на это имущество в конце срока аренды. В большинстве штатов налог с продаж взимается с потока платежей по операционной аренде, а налог с продаж взимается с первоначальной покупной цены при капитальной аренде. При операционной аренде ответственные стороны могут взимать налог с продаж авансом, если первоначально взимаемый налог такой же, как и тот, который будет уплачиваться в течение срока действия соглашения.

Финансовая аренда считается продажей с налогом на эту продажу, хотя уплата налога с продаж может быть частично встроена в условия аренды. Обратите внимание, что финансовые расходы при финансовой аренде, как правило, не облагаются налогом с продаж.

Структура договора финансовой аренды должна предусматривать, что намерение собственника остается за арендатором. Это означает, что либо условия аренды таковы, что полная стоимость предмета оплачивается в течение срока действия соглашения об аренде, либо, если он имеет остаточную стоимость в конце срока аренды, существует номинальная цена покупки.

Вспомогательные или вертикальные услуги

Сюда могут входить такие услуги, как поддержка, техническое обслуживание и доставка, и все они могут сопровождаться собственными продажами и налоговыми ограничениями. Доставка может облагаться налогом или освобождаться от налога в зависимости от штата и типа доставляемого продукта. А при операционной аренде многие статьи становятся частью валовой выручки и облагаются налогом. Например, налог на имущество, проценты и финансовые расходы часто становятся частью валовой выручки и считаются облагаемыми налогом. Однако при финансовой аренде эти статьи часто могут быть исключены из расчета налога с продаж, если они отдельно указаны в договоре и/или в счете-фактуре.

Среди других договоренностей, которые следует учитывать с точки зрения налога с продаж:

Монтаж и демонтаж. Часто возникает при аренде таких предметов, как сцены, свет, звуковые системы и другое оборудование, требующее технической настройки и доставки. Как правило, это будет облагаться налогом, но если компания продала сцену, в некоторых штатах продажа будет облагаться налогом, а услуга по установке, если она будет указана отдельно, не будет.

Аренда/аренда с оператором. Допустим, компания предоставляет вышеуказанное осветительное оборудование для концерта, но оборудование настолько сложное, что лизинговая компания должна также предоставить оператора. В большинстве штатов аренда или лизинг с оператором не облагается налогом с продаж, а вместо этого считается профессиональной услугой.

Техническое обслуживание. Арендованное сложное оборудование часто необходимо обслуживать определенным образом. Также часто арендодатель хочет участвовать в таком техническом обслуживании и требует, чтобы арендатор заключал договор на текущее техническое обслуживание. В операционной аренде это снова считается частью валовой выручки и, вероятно, будет облагаться налогом.

Место налогообложения

Место налогообложения — это место, в котором происходит налоговое событие. В ситуациях, когда имущество находится в фиксированном месте, налоговый статус довольно прост. Однако в некоторых случаях объект недвижимости может находиться не в фиксированном месте. Использование нескольких штатов происходит с подрядчиками, использующими крупное промышленное оборудование, арендованное на длительный срок. Эти подрядчики могут изменять состояние оборудования в зависимости от проекта. (Примечание: оборудование, которое может передвигаться без прицепа по открытой дороге, обычно означает переход от налога с продаж к налогу на автотранспортные средства.)

Арендодатель может не знать, где используется оборудование в течение определенного времени, и поэтому не может применять соответствующий налог с продаж в любой момент времени. В некоторых случаях налоговая ответственность может перекладываться на арендатора.

TaxConnex помог компаниям во многих отраслях облегчить бремя налога с продаж. Мы являемся экспертами, когда речь идет о навигации по налоговому законодательству и управлении вашими документами. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о налоге с продаж на аренду и о том, как TaxConnex может полностью избавить вас от головной боли.

Чтобы узнать больше, посетите наш веб-семинар о сложностях налогообложения в лизинговой отрасли.

Блог Ag Docket | Центр сельскохозяйственного права и налогообложения

7 марта 2023 г. | Kristine A. Tidgren

Недавнее дело Верховного суда Айовы подчеркивает важность тщательного заполнения и проверки назначений бенефициаров для IRA и других пенсионных счетов.

29 января 2023 г. | Кристин А. Тидгрен

В заключении от 27 января 2023 года Верховный суд Айовы установил, что совместная аренда с правом наследования была преобразована в совместную аренду, когда один из владельцев передал свою неделимую долю в отзывный живой траст.

16 января 2023 г. | Кристин А. Тидгрен

С началом сезона подачи деклараций в 2023 году налогоплательщики и их составители должны разобраться с новыми инструкциями и правилами, чтобы определить свои требования на 2022 налоговый год. В этом посте подробно описаны 10 ключевых соображений для этих возвратов.

13 января 2023 г. | Kristine A. Tidgren

Залоговые права на торговцев поставками сельскохозяйственной продукции, предназначенные для поощрения поставщиков к предоставлению необходимых кормов и материалов сельскохозяйственным производителям, могут быть трудно обеспечены. Заключение, вынесенное сегодня Верховным судом Айовы, иллюстрирует некоторую сложность этого средства правовой защиты. Quality Plus Feeds, Inc. против

4 января 2023 г. | Kitt Tovar Jensen

16 декабря 2022 года Верховный суд Северной Каролины отклонил апелляцию, утверждая, что Закон штата о праве на фермерство неконституционен. Ранее Апелляционный суд Северной Каролины удовлетворил ходатайство штата об отклонении дела в соответствии с правилом 12(b)(6) Федеральных правил гражданского судопроизводства. Ass’n Rural Empowerment Ass’n для Cmty. Help v. North Carolina , 2021 WL 6014722 (приложение NC, 21 декабря 2021 г.).

24 октября 2022 г. | Kitt Tovar Jensen

18 октября 2022 года Министерство сельского хозяйства США объявило, что оно уже предоставило почти 800 миллионов долларов помощи бедным заемщикам, чтобы помочь вылечить просрочки и урегулировать безнадежные долги по фермерским кредитам.

19 октября 2022 г. | Kitt Tovar Jensen

Закон о Национальном стандарте раскрытия биоинженерных пищевых продуктов требует, чтобы все биоинженерные продукты раскрывали потребителям свой биоинженерный статус посредством «текста, символа, электронной или цифровой ссылки». 7 США § 1639б(б)(2)(Г). В 2018 году Министерство сельского хозяйства США через Службу сельскохозяйственного маркетинга (AMS) обнародовало правило Национального стандарта раскрытия информации о продуктах питания, полученных с помощью биоинженерии. Группа розничных магазинов и групп по защите пищевых продуктов подала иск в Северном округе Калифорнии, утверждая, что правила нарушают Закон об административных процедурах. Федеральный судья согласился и установил, что Министерство сельского хозяйства США не выполнило директиву закона о раскрытии информации о «предоставлении дополнительных и сопоставимых вариантов» для обеспечения того, чтобы потребители могли получить доступ к электронному раскрытию информации.

6 октября 2022 г. | Китт Товар Дженсен

26 сентября 2022 года федеральный судья Южного округа штата Айова снова признал закон Айовы о вторжении на ферму неконституционным. В соответствии с § 727.8A Кодекса штата Айова («Закон о наблюдении за нарушением границ»), любое лицо, нарушающее границы и «сознательно размещающее или использующее камеру или электронное устройство наблюдения, которое передает или записывает изображения или данные, когда это устройство находится на территории, подвергшейся вторжению», виновно в проступок с отягчающими обстоятельствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *